системно деятельностный подход в обучении истории
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Надо учить не содержанию науки,
а деятельности по её освоению»
Большие изменения произошли в нашей жизни в последнее время: изменились запросы общества, внедрены инновационные компьютерные технологии. Сегодняшний ученик – это не ученик, послушно выполняющий задания и повторяющий учителя и учебник. У него есть свой особый менталитет, взгляды на изучаемый материал, свой субъективный опыт. Его уже не так легко заставить учиться, испугав плохой отметкой. В одном классе учатся дети с совершенно разными способностями, уровнем воспитанности, состоянием психического развития и уровнем усвоения программного материала.
Вместо банальной передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться. Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал.
В процессе взаимодействия между учителем и учеником появилось два типа деятельности:
деятельность обучения – это деятельность учителя, предназначением которой является совершенствование учебных средств, необходимых для снятия затруднений ученика.
Модели рефлективных этапов уроков истории и обществознания
1.Самоопределение учащихся к деятельности
Основной целью этапа самоопределения к деятельности является включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. Для реализации этой цели необходимо:
создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
исходя из решенных ранее задач, выделить содержательную область изучаемого материала, создать ориентировочную основу действий («могу»).
При выполнении первого условия я стремлюсь высказать доброе пожелание учащимся, выразить поддержку, напомнить о значимости предмета. Например:
«Помни, что история дана нам в наставление. Поняв смысл истории, ты приблизишься к пониманию своего смысла жизни»; «Не искажай историю в своих целях»; «Кто поймет время, тот поймет себя самого»; «Нельзя жить не зная!»; «Знать историю – это учиться у прошлого, чтобы улучшить свое настоящее»; «Смысл жизни надо привносить, а не искать рядом с собой» и т.п. В подобных словах зафиксированы цели исторического и обществоведческого образования и определенные моральные нормы, что в совокупности является великолепным материалом для мотивации учащихся. Учитель не говорит, в чем значимость и смысл конкретного урока, а подводит учащихся к самостоятельному осмыслению темы и самоопределению целей и задач собственной деятельности.
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Оно не просто привлекает внимание «здесь и сейчас», но и удерживает интерес в течение длительного времени. Фрагмент урока истории России в 10 классе «Феодальная раздробленность на Руси».
Учитель: Вы уже рассказывали о тех бедствиях, которые несли людям княжеские усобицы и набеги кочевников. А какая от них была польза?
1. Актуализируются требования: «вы уже рассказывали о бедствиях»
— «надо» вспомнить и воспроизвести то, что «знаю» (последствия феодальных усобиц и набегов);
2. Создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность: «какая была польза от усобиц и набегов?»
-«могу» проверить, может ли быть такое (польза от усобиц и набегов);
— «хочу» удостовериться в правильности гипотезы.
Вспомнить, что изучали на прошлых уроках
Применить знания на сегодняшнем уроке
Узнать на уроке новое и найти ответ на поставленный вопрос
Покажу, в качестве примера, вариант самоконтроля по готовому образцу.
10 класс. Обществознание. Деятельность и ее нравственные ориентиры»
На доске схема (готовится заранее, представляется в готовом виде):
Задание: Запишите в тетрадь недостающие понятия.
Этап самоопределения к деятельности занимает 1-3 минуты. Несмотря на небольшую продолжительность, он является очень важным и не должен проходить формально. Этот этап необходим не только для успешной работы на уроке каждого учащегося, но и для тренировки способности к самоопределению, что является одной из приоритетных целей деятельностного подхода.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности учащихся
Основой этого этапа являются подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к построению нового способа действия. Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
воспроизвели знания, умения, навыки, достаточные для построения нового способа действия;
активизировали соответствующие мыслительные операции, внимание, память и т.д.;
попытались выполнить индивидуальные задания, требующие нового способа действия;
зафиксировали возникшее затруднение.
На этом этапе не ставится прямая задача повторения пройденного материала. Она является здесь второстепенной. Предлагаются задачи, необходимые только для построения нового способа действия.
8 кл. История России. Тема «Отечественная война 1812 г.»
Я даю одинаковое для всех учащихся индивидуальное задание для пробного действия (дифференцировать задания на данном этапе нецелесообразно).
— Ранее изученные факты дают нам полную картину хода Бородинской битвы, но историки разделились во мнении о том, кто в этой битве победил. Мне это кажется резонным, а вам?
— Почему я выбрала именно этот вопрос?
— Что вы будете делать с информацией?
— Зачем вы будете пробовать? (затем чтобы сформулировать собственную точку зрения)
— Что же мы будем делать? (надо подумать)
Возьмем другой пример. Ученики провоцируются на ошибку, но их задача не допустить ее и обнаружить провокацию. Для этого, они должны преодолеть затруднения в трактовке факта.
3. Постановка учебной проблемы
Проблема не должна создаваться искусственно. Ее выявление должно стать итогом предыдущих этапов урока, либо предыдущих уроков в целом. Основная цель этого этапа – реконструировать начальные действия, выявить место затруднения, его причины и определить цель деятельности. Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
соотнесли свои действия со способом и определили место затруднения;
выявили и зафиксировали в речи причины затруднения, т.е. ответили на вопрос «почему оно возникло?»;
на этой основе поставили цель деятельности и предложили свои варианты формулировки целей и задач проблемного задания.
На этом этапе (4-5 минут) можно использовать побуждающий или подводящий диалог :
Реконструировав ситуацию, учащиеся акцентируют в рефлексии отсутствие у себя адекватных знаний или умений относительно способа действия, позволяющего решить практическую задачу. Они формулируют конкретные проблемы в виде вопросов или утверждений, в которых должны быть названы те знания и умения, которых не достает для решения исходной задачи.
10 класс. Обществознание. Тема «Социальная структура общества».
— Какое задание вы выполняли? (Пытались сформулировать понятие «социальная структура». Рефлексия : нам известны понятия «социальная» и «структура», мы соединяли их в одно целое).
— Как вы это делали? (Рассматривали элементы общества, пытались их систематизировать. Рефлексия : мы понимали необходимость этого пробного действия и применяли имеющиеся у нас знания и умения).
— Удалось ли вам решить задачу? (Частично, т.к. возникло затруднение: мы не знаем, что должно входить в определение . Рефлексия : мы обнаружили у себя отсутствие способа действия)
— В чем заключается трудность? (В учебнике нет определения социальной структуры. Рефлексия : наших исходных данных не хватает для решения проблемы).
— Что будем делать? (Создавать свой способ определения. Рефлексия : мы знаем, чего не знаем, хотим и можем узнать).
— Что вы ждете от меня? (Уточнения или дополнения, которые помогли бы нам создать алгоритм действия. Рефлексия : мы настроены на позитивную деятельность ).
Проблема поставлена. Учащиеся осуществили пробные действия, зафиксировали затруднения и готовы к проектированию нового способа действия для реализации целей урока.
Системно-деятельностный подход в обучении истории отводит ученику роль не объекта, а субъекта учебного процесса и способствует формированию ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных компетенций. Нет неспособных учеников, есть непродуманные средства воздействия на ученика.
Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. и др. Что значит уметь учиться? – М., 2006.
Петерсон Л.Г. Теория и практика построения непрерывного образования. – М., 2001.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под. ред. Е.С. Полат. – М., 2002.
Методические приемы организации деятельностного подхода в обучении на уроках обществознания
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизмененнию и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Сделать это можно на основе системно – деятельностного подхода, который является методологической основой ФГОС второго поколения.
В Стандарте отмечено, системно-деятельностный подход обеспечивает:
— формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
— проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
— активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
— построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Данная дидактическая модель позволяет осуществлять:
формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);
формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;
формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.
Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. “Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося”.
Деятельностный характер освоения знаний и умений предполагает построение субъект – субъектных отношений в ситуации обучения, а также создание коммуникативно активной образовательной среды, которая является необходимым фактором актуализации и саморазвития личности.
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
2) принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Сформулированные выше дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий организации непрерывного процесса обучения деятельностной парадигме образования.
Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности.
— Урок постановки учебной задачи.
— Урок решения учебной задачи.
— Урок моделирования и преобразования модели.
— Урок решения частных задач с применением открытого способа.
— Урок контроля и оценки
Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
— уроки «открытия» нового знания;
— уроки общеметодологической направленности;
-уроки развивающего контроля.
Для построения урока в технологии деятельностного подхода важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Построенная структура учебной деятельности включает в себя систему деятельностных шагов – технология деятельностного метода обучения.
Деятельностный метод предполагает следующую структуру уроков введения нового знания.
Мотивация к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.
«Открытие» нового знания.
Учитель предлагает учащимся систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения он подводит итог.
Выполняются тренировочные задания с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов действий.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном
Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости новых знаний. Таким образом, в процесс обучения эффективно включаются все компоненты учебной деятельности: учебные задачи, способы действий, операции самоконтроля и самооценки.
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности
Существует очень много приемов, видов и форм учебных заданий деятельностного метода обучения.
Остановлюсь на некоторых из них.
Побуждающей силой деятельности является мотив, поэтому чтобы обеспечить мотивацию учащихся на уроке я использую:
— пожелания друг другу
— подумать, что пригодиться для успешной работы на уроке
— знакомство с планом урока
— рассказ о реальных событиях
Пример. Тема «Права несовершеннолетних по трудовому законодательству»
Задание: «Предприниматель А. принял на работу 14-ти летнего Б. в качестве грузчика на оптовый склад табачных изделий на следующих условиях:
— 6-ти дневная рабочая неделя, продолжительность рабочего дня 8 часов;
— ежегодный оплачиваемый отпуск —2 недели;
— испытательный срок при приеме на работу — З месяца.
Вопрос: Какие права несовершеннолетнего Б. в сфере трудового законодательства были нарушены?»
На этапе целеполагания, актуализации:
Постановка целей и задач урока выражается в дидактических категориях «знать», «уметь»,
Технология «Ассоциативный ряд».
Ассоциативный ряд начинается с ключевого слова темы, записанного на доске. Учащимся предлагается записать (назвать) или поделиться с соседом ассоциациями и выбрать наиболее «удачные». В результате на доске появляется либо структурно-логическая схема, либо таблица, позволяющая классифицировать ассоциации учащихся…
Технология «Атака мыслей».
Цель: решение проблемы посредством объединения творческих мыслей учащихся.
Ученикам по группам или индивидуально нужно доказать или опровергнуть изложенные факты.
На этапах формирования и закрепления полученного опыта д еятельность ученика не должна сводиться к запоминанию и воспроизведению информации, сообщаемой учителем, так как при этом мало развиваются способности и умения учащихся, такие как:
-умения видеть проблемы,
-анализировать и сопоставлять факты,
-выделять элементы целого и творческое мышление.
Я стараюсь использовать частично-поисковые, проблемные методы, которые позволяют обучать.
Организация работы с текстом.
1. Составление вопросов к тексту и ответы на них.
3. Аналитическое чтение текста.
4. Разбить текст на смысловые части.
5. Составление тезисного плана.
6. Составление таблиц.
7. Подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста.
8. Составление логической схемы.
Приемы «Пометки на полях», «Двойной дневник»
Цель этого приема – показать неоднозначность любого общественного и исторического явления, например:
«Три предложения» (передать содержание 3-я предложениями)
В играх (ролевые, маршрутные, конкурсные) моделируется ситуация. В ролевых ситуациях (их можно придумать бесконечное множество) ученики, становясь родителями и детьми, врачами и пациентами, друзьями и врагами, соседями, разрешают жизненно важные проблемы взрослых.
Ситуации». Цель – закрепить и обобщить знания. Класс делится на группы, каждая из которых получает задание: придумать жизненные ситуации нарушения прав человека. Одна группа рассматривает гражданские права, другая – политические, третья – социальные, четвёртая – экономические. Далее ситуации зачитываются или даже инсценируются группой.
«Парные карточки» Готовится набор карточек, которые могли бы составить пары
Конкурсные игры на уроках повторения
— МОПС – формула (мнение – объяснение – пример – следствие)
Фома Неверующий: ученик участвует в управлении обучением, исполняя роль недоверчивого ученика. Как только произносится нечто, что может вызывать сомнения у учеников, Фома поднимает руку. «Я не верю! Докажите, что…»
Подготовка творческих работ : коллаж, рисунок, плакат, синквейн
Исследовательские методы: работа над проектом, социологический опрос, исследование
На каждом этапе я стремлюсь развить мыслительную деятельность учащихся, заложить основы для формирования ключевых компетенций. Главное в деятельностном методе – это деятельность самих учащихся. Попадая в проблемную ситуацию, дети сами ищут из нее выход. Функция учителя носит лишь направляющий и корректирующий характер. Ребенок должен доказать право существования своей гипотезы, отстоять свою точку зрения.
Результаты реализции деятельностного подхода:
-активизируется познавательная деятельность учащихся на творческой основе;
-учащиеся приобретают умение грамотно, аргументировано отстаивать свою позицию;
-вырабатываются навыки критического анализа текста;
— создается ситуации успеха для каждого школьника;
-актуализируется мыслительной деятельности школьников.
Трудности внедрения деятельностного подхода
Сложности вызывают виды работы, где требуются большие затраты времени на подготовку, определенная база знаний, мыслительная деятельность, умение выступать: семинары, диспуты, ролевые игры.
Методическая работа, посвящённая системно-деятельностному подходу. В разработке представлены: теоретическая часть, сравнение урока в режиме деятельностного подхода и традиционного урока по ряду элементов, перечень активных приёмов, видов и форм учебных заданий с примерами.
Содержимое разработки
«Человек достигнет результата, только делая что-то сам. »
(Александр Пятигорский, всемирно известный русский философ)
«Великая цель образования это не знания, а действия» Г.Спенсер.
Школа сегодня стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем. Главное изменение в обществе – это ускорение темпов развития.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
анализировать свои действия;
самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
быть способны к сотрудничеству;
обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Неслучайно на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришел лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Сегодня важно не столько дать ребенку большой багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.
Таким образом, в настоящее время в образовании происходит смещение акцента с усвоения фактов (Результат – Знания) на овладение способами взаимодействия с миром (Результат – Умения).
В связи с этим мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.
Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где методологической основой является системно-деятельностный подход (СДП), который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического, гражданского общества.
Всякое учение – деятельность. Понимание приоритетности деятельностных целей образования сформировалось в науке уже сотни лет назад.
Деятельностный подход к жизни вообще и к обучению в частности является значительным достижением психологии. Известный психолог Леонтьев говорил, что человеческая жизнь-это “система сменяющих друг друга деятельностей”. Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека – только через собственную деятельность каждый познает мир. Несоответствие между деятельностью, диктуемой природой, и той, которую начинают требовать выполнять в школе, рождает актуальную социальную проблему: неподготовленность выпускников к самостоятельной жизни и работе.
Любая образовательная система имеет свои корни, свой психолого-педагогический фундамент, свою научную школу. Системно-деятельностный подход ориентируется на отечественную советско-российскую психолого-педагогическую науку и уходит корнями в культурно-историческую теорию известного отечественного психолога Льва Семеновича Выготского. Его ученики и последователи – Алексей Николаевич Леонтьев, Петр Яковлевич Гальперин, Даниил Борисович Эльконин, Василий Васильевич Давыдов, Александр Григорьевич Асмолов и другие известные ученые, методисты – в течение полувека смогли разработать эту основу, на которой может строиться современная российская школа.
Естественно, возникает вопрос: что такое системно-деятельностный подход?
В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи и отвечать за свои результаты. Что же за понятие «универсальные учебные действия» (УУД)?
На что направлены УУД и какие возможности они дают учащимся?
УУД – учебное действие, имеющее надпредметный характер.
1) личностные – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся;
2) регулятивные – обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности;
3) познавательные – включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем;
4)коммуникативные – обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Во главе процесса обучения новые стандарты предусматривают результат.
На этой методологии основываются стандарты нового поколения для начальной и основной школы.
Ключевые изменения в ФГОС-2:
1) «Ориентация на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД составляет цель и основной результат образования».
2) Объектами итогового контроля и аттестации являются:
-личностные результаты (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества;
-метапредметные результаты (освоение учащимися УУД и умения учиться);
-предметные результаты (усвоение ЗУН по предметам).
Таким образом, в отличие от стандартов 2004года (ГОС) теперь при подготовке урока учитель должен четко представлять себе, какие универсальные учебные действия он должен развивать и каких результатов достичь.
Приоритет деятельностных целей требует новых подходов к организации учебного процесса, новой системы взаимодействия учителя и ученика, метода работы, который реализует поставленные цели. Таковым, на мой взгляд, является деятельностный метод, технология которого обеспечивает «системное включение ребёнка в самостоятельное построение им нового знания».
В процессе взаимодействия между учителем и учеником появилось два типа деятельности:
деятельность учения, или учебная деятельность ученика, суть которой заключается в развитии собственных способностей, необходимых для освоения культурных ценностей общества;
деятельность обучения – это деятельность учителя, предназначением которой является совершенствование учебных средств, необходимых для снятия затруднений ученика.
На каждом этапе я стремлюсь развить мыслительную деятельность учащихся, заложить основы для формирования ключевых компетенций. Для формирования деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать обучающихся в выполнении различных видов деятельности. Главное в деятельностном методе – это деятельность самих учащихся. Попадая в проблемную ситуацию, дети сами ищут из нее выход. Функция учителя носит лишь направляющий и корректирующий характер. Ребенок должен доказать право существования своей гипотезы, отстоять свою точку зрения.
Ключевое место в системно-деятельностном подходе занимает категория «деятельности», а деятельность сама рассматривается как своего рода система, нацеленная на результат. Современные ученые выделяют следующие взаимосвязанные между собой структурные элементы деятельности как системы дидактических принципов:
Слайд
1) принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность. Перед учителем встает вопрос: Какими средствами реализовать системно-деятельностный подход.
Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.
Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.
Слайд
Сравним урок в режиме деятельностного подхода с традиционным уроком по ряду элементов:
Урок в режиме деятельностного подхода
Формулирование темы урока
Учитель сообщает учащимся
Формулируют сами учащиеся
Постановка целей и задач
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
Практическая деятельность учащихся
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности)
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности)
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному талону)
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Учитель оценивает работу на уроке
Учащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Механизмом реализации системно – деятельностного подхода является такие технологии, как:
Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение)
Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира)
Технология, основанная на реализации проектной деятельности
Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения
Технология деятельностного метода.
Реализация СДП обучения опирается на методы:
Технология деятельностного метода предполагает следующую последовательность шагов на уроке:
Организующая роль учителя
Мотивация к учебной деятельности
Создают условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу»).
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Организует подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.
Выявление места и причины затруднения
Организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
Построение проекта выхода из затруднения
Организует процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают метод разрешения проблемной ситуации.
Реализация построенного проекта
Организует: обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися; выбор оптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково. Уточняет характер нового знания.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Организует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием (фронтально, в парах или группах).
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создает, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха.
Включение в систему знаний и повторение
Организует выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
Рефлексия учебной деятельности.
Организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность – в этом функция учителя.
Каждый раз мы, учителя, составляя план очередного урока, задаем себе одни и те же вопросы:
1. как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
2. какой учебный материал подобрать и какой дидактической обработке его подвергнуть;
3. какие методы и средства обучения выбрать;
4. как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;
5. как сделать, чтобы взаимодействие всех компонентов привело к системе знаний, умений и навыков.
Слайд
Существует очень много приемов, видов и форм учебных заданий деятельностного метода обучения.
Остановлюсь на некоторых из них.
Побуждающей силой деятельности является мотив, поэтому чтобы обеспечить мотивацию учащихся на уроке можно использовать:
— знакомство с планом урока
Например: урок обществознания в 11классе по теме
«Государство в политической деятельности»
В начале урока предлагаю учащимся прослушать 4 высказывания, относящиеся к теме урока, но не называю ее. В этих высказываниях речь идет о понятии, которое и станет темой занятия. Зачитывая высказывание не произношу слово «государство», а заменяет его на слово «это».
1. Древнегреческий философ Демокрит писал: «…Хорошо управляемое государство – есть величайший оплот: в нем все заключается и, когда оно сохраняется, все цело, а погибает оно, с ним вместе и все гибнет».
2. Бенедикт Спиноза справедливо заметил: «Государство могущественно тогда, когда оно гарантирует каждому не только сохранение жизни, но и его собственность, безопасность, честь и свободу».
3. В. И. Ленин утверждал: «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы».
4. Французский король Людовик XIV, обращаясь к депутатам парламента, заявил: «Вы думаете, господа, что государство – это вы? Ошибаетесь, государство – это я!»
Учащиеся определяют, что понятием, о котором пойдет речь на уроке является «государство», после чего учитель предлагает записать тему урока в рабочей тетради.
На этапе целеполагания, актуализации:
Постановка целей и задач урока выражается в дидактических категориях «знать», «уметь»,
Приемы, используемые на стадии вызова:
Технология «Ассоциативный ряд»
«Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З-Х-У)
Прием «Корзина» идей, понятий, имен…
Верные и неверные утверждения
Пример 9 класс обществознание тема: Преступление.
Текст с ошибками (дается в начале урока и после изучения темы)
На основании статей 87,88 УК РФ несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 16 лет, но не исполнилось 20 лет. К несовершеннолетним, признанным виновными в совершении преступления, предусматривается одно уголовно-правовое воздействие – назначение наказания. Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним: а) штраф; б) исполнительные работы; в) ограничение досуга; г) арест; д) пожизненное заключение.
Самой строгой мерой наказания для несовершеннолетних является смертная казнь. Несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления небольшой или средней тяжести, может быть освобожден судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия. Несовершеннолетний возраст является отягчающим вину обстоятельством. В случае систематического исполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера отменяется и материалы направляются в суд для привлечения к уголовной ответственности.
Технология «Ассоциативный ряд».
Ассоциативный ряд начинается с ключевого слова темы, записанного на доске. Учащимся предлагается записать (назвать) или поделиться с соседом ассоциациями и выбрать наиболее «удачные». В результате на доске появляется либо структурно-логическая схема, либо таблица, позволяющая классифицировать ассоциации учащихся…
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Интерактивная стратегия «Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З-Х-У)
З – знаем, Х – хотим узнать, У – узнаем
Учение начинается с активизации того, что дети уже знают по данной теме. Для начала спросите, что они знают. Покажите им картинку или предмет. Когда дети начнут предлагать свои идеи, выписывайте их на доску в первую колонку таблицы.
Попросите учащихся записать в рабочую таблицу любые вопросы, которые у них возникли, и ответы на которые они рассчитывают получить при чтении данной статьи. Предложите учащимся при чтении статьи помечать ответы на свои вопросы в рабочей таблице.
Когда учащиеся прочитают статью и заполнят свои рабочие таблицы, обсудите, чтобы проверить, на всё ли получен ответ. Предложите учащимся различные способы дальнейшего поиска информации.
Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.
Прием «Корзина» идей, понятий, имен…
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Верные и неверные утверждения
В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения
На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности.
Этап формирования и закрепления полученного опыта
На этапах формирования и закрепления полученного опыта деятельность ученика не должна сводиться к запоминанию и воспроизведению информации, сообщаемой учителем, так как при этом мало развиваются способности и умения учащихся, такие как:
-умения видеть проблемы,
-анализировать и сопоставлять факты,
-выделять элементы целого и творческое мышление.
Я стараюсь использовать частично-поисковые, проблемные методы, которые позволяют обучать.
Организация работы с текстом.
1. Составление вопросов к тексту и ответы на них.
2. Комментированное чтение текста.
3. Аналитическое чтение текста.
4. Разбить текст на смысловые части.
5. Составление тезисного плана.
6. Составление таблиц.
7. Подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста.
8. Составление логической схемы.
9. Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т.д. Позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.
10. Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий.
11. Составление биографических справок – характеристик исторических личностей. На основе оценок деятельности личности, историками и современниками, дети учатся давать собственную аргументированную оценку.
12. Работа с исторической картой. Этот вид учебной деятельности позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве.
13. Анализ исторических источников (документов). Один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения истории, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов.
14. Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата. Этот вид учебной деятельности способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий.
15. Рецензия на ответ товарища. Эта работа способствует формированию умений объективной само-и взаимооценки учебной деятельности по определенным критериям, навыков рефлексии и коррекции учебной работы и ее последующего воспроизводства в соответствии с индивидуальной траекторией обучения.
16. Задания на образную реконструкцию исторических фактов:
Изложение исторических событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков;
Изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их непосредственных участников, представляющих разные (противоположные) мнения и оценки.
Технология критического мышления
Метод Инсерт (insert)
I – interactive: самоактивизирующая «У» – уже знал;
N – noting: системная разметка «+» – новое;
S – system: для эффективного «–« – думал иначе;
E – effective: чтение и размышление «?» – требует разъяснения.
При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста).
Пометки должны быть следующие:
«v» если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;
«–« если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;
«+» если то, что вы читаете, является для вас новым;
«?» если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
Приемы «Пометки на полях», «Плюс и минус»
Цель этого приема – показать неоднозначность любого общественного и исторического явления, например: Найти отрицательное и положительное в реформах Н.С.Хрущева.
«Три предложения» (передать содержание 3-я предложениями)
Прием «Лекция со стопами»
Лекция – хорошо знакомый и часто используемый педагогический прием. Особенности ее использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.
Таблица “Толстые и тонкие вопросы”
Для успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (“тонкие”), и вопросы, на которые ответить определённо нельзя (“толстые”).
Дайте объяснение, почему…
— Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные.
— Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки.
— Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют.
Прием «Фишбоун» (рыбный скелет)
Технология проведения перекрестной дискуссии включает в себя несколько этапов.
— Формулировка вопроса.
— Вопрос, выносимый на перекрестную дискуссию должен быть проблемным и, соответственно, не иметь однозначного ответа. Он записывается посередине страницы.
— Составление схемы для перекрестной дискуссии.
Она выглядит так.
— Теперь предлагаем учащимся составить список аргументов «за» и «против».
Необходимое замечание. На этом этапе могут возникнуть сомнения у учителей и учащихся: нравственно ли, имея твердое убеждение, доказывать противоположную точку зрения. В этом случае можно предложить записать свои аргументы и предугадать аргументы оппонентов.
Алгоритм работы таков:
— Когда каждый набрал достаточное количество аргументов, можно обсудить их в группе, обменяться идеями.
— Теперь можно озвучить аргументы для всего класса. Сначала «за», затем «против». Предлагаем учащимся внимательно слушать друг друга, не повторять уже высказанную мысль, записывать наиболее понравившиеся аргументы одноклассников.
Этот этап необязателен, если учитель хочет организовать в классе полемику.
— Заканчивается урок индивидуальной работой.
Просим каждого участника еще раз внимательно посмотреть на аргументы и контраргументы и ответить на вопрос дискуссии.
Ответ может быть кратким или развернутым, можно предложить сочинение-размышление. Слабым учащимся можно предложить схему письменной работы:
— Моя позиция.
— Краткое обоснование.
— Возможные возражения.
— Доказательства правильности моей позиции.
— Заключение.
Планируя включение дискуссии в урок, необходимо, прежде всего, ясно осознать цель этого включения.
Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома.