системно деятельностный подход в обучении иностранному языку
на уроках иностранного языка»
Юдина Е.М., МКОУ «Ключи-Булакская СОШ»
учитель иностранного языка
Процессы обновления в сфере обучения иностранным языкам в отечественной школе создают ситуацию, в которой педагогам предоставлены право и возможность самостоятельного выбора моделей построения курсов обучения иностранным языкам, учебных пособий, новых технологий. Именно учитель в новых условиях должен выбрать из множества методических систем ту, которая в большей степени соответствует современным педагогическим реалиям и конкретным условиям обучения иностранным языкам. Понимание учителем процессов, лежащих в основе функционирования и развития современной системы обучения иностранным языкам, способствует выбору наиболее эффективного пути к достижению искомых результатов обучения.
Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде. Слова известного немецкого математика А. Дистервега гласят: “Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству…” Данные слова отражают функциональную суть деятельности учителя при использовании системно-деятельного похода. Роль учителя на таких уроках иностранного языка огромна: учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся, найти причины неудач, использовать проблемные формы обучения, показать ученикам критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний каждого ученика, принимать мнение ученика, обучая правильным формам выражения мнения, создавать атмосферу сотрудничества и хорошего психологического климата.
Для активизации познавательной и практической деятельности обучающихся на уроках иностранного языка можно использовать разнообразные приёмы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
Игровые формы деятельности при введении и закреплении новой лексики, использование игрушек, активизация речевой деятельности с помощью разнообразного дидактического и раздаточного материала, создание компьютерной анимации и слайдов, озвученных на иностранном языке.
Применение ролевой игры предполагает самостоятельное языковое поведение, выбор лексики, интонаций и стиля поведения в заданной ситуации. Обучающиеся выбирают роли, обыгрывая жизненные ситуации. Применима деловая игра (модель взаимодействия людей в процессе достижения некоторой цели) и дискуссия (спор, обсуждение, упорядоченный обмен мнениями).
1. Использование метода Ривина А.Г. Каждый обучающийся получает тему и прорабатывает ее по частям в парах сменного состава. Названия частей записывается в тетрадь. После проработки всего текста учащиеся выступает по теме.
2. Обратная методика Ривина А.Г. можно использовать при составления тем или как подготовку к пересказу текста по плану.
Каждый обучающийся получает подробный план своей темы. Его задача – по плану восстановить содержание темы по текстам, которые имеют разные учащиеся.
3. Методика взаимопередачи тем предназначена для организации изучения теоретического учебного материала на основе работы учащихся в парах. 1 обучающийся пары повторяет одно правило, 2 обучающийся второе правило. Сначала 1 объясняет, напоминает, учит второго, проверяет уровень его понимания. Потом обучающиеся меняются ролями.
4. Методика взаимотренажа. Эта методика предназначена для организации процессов повторения, закрепления, тренировки. На специальных карточках оформляются 5-6 упражнений с ответами. Один обучающийся имеет при себе карточку с ответами, а другой ученик – без ответов.
При коммуникативном обучении все упражнения должны быть по характеру речевыми, т.е. упражнениями в общении. Необходимо также коллективное взаимодействие, т.е. при котором обучающиеся активно общаются друг с другом во время учебного процесса, и успех одного зависит от успеха других.
Варианты упражнений с применением коммуникативно–деятельностного подхода разнообразны. Вот некоторые из них.
2)Приёмы запоминания новых слов . ( Слова иностранного языка нужно заучивать, а это большая трата времени и труд совсем не привлекательный. Существует несколько общих рекомендаций.
Или упражнения со списком слов. ( Идея заключается в том, что обучающиеся выполняют ряд заданий, в которых слова являются не целью, а средством выполнения их – срабатывает принцип непроизвольного запоминания.)
Например, при обсуждении будущей профессии можно выполнить следующие задания:
-Найти в представленном списке необходимые слова и переписать их в тетрадь, разделяя на две колонки – положительные и отрицательные черты будущей профессии
-Прочитать небольшой текст о будущей профессии и дополнить его словами из своих колонок, описывающими будущую профессию.
-Поработать парами: 1-й обучающийся называет особенность будущей профессии, а 2-й обучающийся противоположную по смыслу (prestigious-unpopular)
-Перечислить (не подглядывая) 10 положительных черт будущей профессии.
-Перечислить (не подглядывая) 10 отрицательных черт будущей профессии..
-Описать будущую профессию, используя новую лексику.
—Работа по цепочке(chain drill)- вид упражнений, когда дается значение нового слова, 1-й обучающийся даёт ему характеристику и обращается ко 2-му обучающемуся, тот повторяет структуру, добавляет свою характеристику и
обращается к 3-му обучающемуся и т.д. и в результате многократного восприятия и использования обучающиеся запоминают новую лексику.
3)Приёмы активизации устной речи. (Преимущество таких приёмов в том, что обучающиеся, активно участвуя в процессе, начинают обдумывать, вспоминать, использовать изученный языковой материал ).
Учитель :- Last night I was watching TV. I saw something very interesting. What do you think it was?
Учитель :-No, not adverts!
Ученик 3-A programme…
Учитель :-Yes, a programme. What kind of programme?
Учитель :-Yes, good! Put it together.
Ученик 5- A news programme?!
Вот несколько приёмов активизации устной речи :
—Мозговой штурм. ( обучающиеся высказывают свои идеи по поставленному вопросу, все эти идеи записываются, затем из всего списка идей и предложений выбирается наиболее подходящая.)
—Поиск недостающей информации(communication gap activity)- коммуникативное задание для развития умений устной речи, выполняемое парами или группами. Партнёры имеют частичную информацию о чём-либо. Они должны выяснить друг у друга недостающие сведениями получить коллективный ответ (например, какой ночной клуб выбрать). Такие задания типа могут иметь различные формы:
picture gap (у обучающихся имеются почти одинаковые картинки, некоторые изображения отличаются, и различия нужно обнаружить при помощи вопросов, не видя картинки партнера);
text gap (у обучающихся имеются аналогичные тексты, где подробности, присутствующие в тексте одного обучающегося, отсутствуют в тексте другого обучающегося, и недостаток информации нужно восполнить );
—Плюсы и минусы. ( Обучающиеся делятся на группы, 1-я группа высказывает все положительные моменты по данному вопросу, а 2-я только отрицательные, по итогам диспута выбираются победители).
—Приоритеты. ( В предложенном списке нужно распределить пункты по степени их важности).
— Задания на установления соответствия приведённых утверждений прослушанному (прочитанному тексту), множественный выбор, множественные соответствия, расположение событий в правильном порядке. ( Любая коммуникация всегда мотивирована, то есть, извлекая информацию из текста, читатель всегда преследует определенную цель. Если этой цели нет, то чтение превращается в озвучивание текста и не имеет коммуникативного смысла. Идея заключается в том, что обучающиеся выполняют ряд заданий, в которых текст является не целью, а средством выполнения их – срабатывает принцип непроизвольного вникания в содержание текста и его запоминания.)
Следующий прием обучения в сотрудничестве (метод “разрезанной информации”) прекрасно зарекомендовал себя для формирования коммуникативной компетенции. Пример: при изучении темы «Underground» в 6 классе учебник Spotlight предлагает статью о московском метро. После изучения данной темы на уроке обучающиеся делятся на 3 группы. Каждая группа получает текст о метро в Нью Йорке. Причем каждый участник группы получает только свой отрывок текста, читает и пересказывает его каждому участнику группы в отдельности. После того, как все рассказали свой отрывок столько раз, сколько участников в группе, от группы отбирается «эксперт», который отвечает на вопросы преподавателя. Если все ответы «эксперта» правильные, то работа всей группы признается успешной. Соревновательный элемент повышает чувство ответственности при выполнении задания. И снова хочется отметить, что такой прием помогает развивать личностные и коммуникативные УУД.
Как уже было сказано, цель обучения иностранным языкам – формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Здесь нельзя не сказать о месте ролевых игр в учебном процессе на уроках английского языка. Предположим, преподаватель планирует провести урок на тему: «Глаголы, которые не употребляются в Present Continuous”. В начале урока он знакомит обучающихся с принципами образования и использования этой глагольной конструкции и подводит их к пониманию того, что существуют некоторые глаголы, которые не используются в этом контексте. Далее, обучающиеся сами ищут в предложенном преподавателем тексте глаголы, которые не употребляются в Present Continuous (либо предлагают свои примеры, делая логические выводы на основании уже изученного опыта).
Одним из эффективных методов, применяемых в практике и реализующих системно-деятельностный подход в обучении иностранному языку, является метод проектов. Проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая обучающимися работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности. Метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой в изучении иностранного языка. Это достигается при помощи переноса центра обучения с преподавателя на обучающегося, создания условий для сотрудничества и взаимодействия между обучающимися, что является мотивирующим фактором, а позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного языка. Выполнение проектных заданий позволяет обучающимся видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к этому предмету.
В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для учащихся (человек и его окружение). Главное – это сформировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы. Учебники построены так, что здесь нет готовых ответов на сложные вопросы, зато есть интересные и увлекательные задания, выполняя которые, ребята с нашей помощью могут сформулировать основной вопрос (проблему) раздела урока и самостоятельно открыть новые знания. Так, в дополнение к учебнику английского языка Биболетовой М.З. «Enjoy English» для 10 класса учащимся можно предложить разработать проекты лингвострановедческого характера по разделу «Culture shock» – «Культурный шок». Основной вопрос, который ставится при разработке этого раздела: Какой культурный шок испытывают туристы при посещении незнакомой страны? Таким образом, помимо основной темы урока можно достичь усвоения таких страноведческих тем, как «Англия», «Ирландия», «Шотландия», «Уэльс», «Новая Зеландия» и др.
Для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовительная работа. Необходимо четкое определение темы и цели проекта, их значимости, актуальности. Работа над исследованием должна занимать 5 уроков. На первом уроке разбирается понятие «культурный шок», объясняется цель исследования, определяются тема и задачи исследования, обучающиеся делятся на группы, обсуждают в группах тему, выдвигают гипотезы, дается план описания и исследования страны: географическое положение, история, экономика, население и языки, символы и геральдика, роль страны в глобализации, ее культура. Следующие три урока работа проходит в группах, обсуждаются источники, подбирается информация, консультация учителя, разбираются положения об оформлении работы, согласно памяткам. На пятом уроке обучающиеся представляют свои проекты-исследования. Обязательно создается экспертная группа (по одному из обучающихся от группы), вместе с детьми определяем критерии оценки, после каждого выступления эксперты высказываются по работе группы.
Таким образом, системно-деятельностный подход в рамках урока с использованием метода проектов базируется на следующих принципах: 1) позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом, 2) позиция ученика: за познание мира (в специально организованных для этого условиях), 3) учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя, 4) учебная деятельность – управляемый учебный процесс, 5) учебное действие – действие по созданию образа, 6) образ – слово, рисунок, схема, план, 7) оценочное действие – Я умею! У меня получится!, 8) эмоционально-ценностная оценка – Я считаю…(формирование мировоззрения).
Описанные приемы обучения (мотивация, проблемная подача материала, самостоятельный поиск новой информации и решений, использование активных форм работы, право выбора) дают возможность учителю быть ориентированным на каждого ученика, построить обучение учащихся на основе формирующей их деятельности, соблюдать основные системные принципы урока – целостность и структурность. Это и есть системно-деятельностный подход в условиях классно-урочной системы. Именно данный подход дает возможность изучать практику жизни средствами иностранного языка в реальном информационном пространстве.
1. Биболетова М.З., Бабушис Е.Е., Снежко Н.Д. Английский язык: Английский с удовольствием / Enjoy English: Учебник для 10 кл. общеобраз. учрежд. – 2-е изд., испр. – Обнинск: Титул, 2010. – 216 с.
2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
3. Семушина Л.Г. Рекомендации по внедрению современных технологий обучения // Специалист. – 2005. – № 9, 10, 11.
4. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. – М.: НИЦ “Еврошкола”, 2004.
Системно-деятельностный подход в обучении иностранному языку
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МБОУ «Перовская школа-гимназия»
Системно-деятельностный подход при обучении иностранному языку
Учитель: Саралидзе Е.В.
Системно-деятельностный подход при обучении иностранному языку
Введение ФГОС нового поколения в современной школе обуславливает принятие за методологическую основу системно-деятельностного подхода, направленного на формирование базовых компетентностей современного человека: информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования.
Актуализация системно-деятельностного подхода при разработке концепции стандартов второго поколения обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:
придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
существенное повышение мотивации и интереса к учению;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания, а особенно в изучении иностранного языка.
Системно-деятельностный подход предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества;
признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития обучающегося.
При изучении иностранного языка термин системно-деятельностный подход дополняется словом коммуникативный системно-деятельностный подход – это процесс изучения языка в процессе общения.
Целью обучения иностранным языкам является обучение свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях, то есть общению. Коммуникативный подход как нельзя лучше мотивирован: его задача заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и опыта. Обучаемые должны быть готовы использовать язык для реальной коммуникации вне занятий, например, во время посещения страны изучаемого языка, во время приёма иностранных гостей дома, при переписке. Значит, научить коммуникации можно только за счет вовлечения учащихся в различного рода деятельность, путем моделирования реальных жизненных ситуаций общения на основе систематизации языкового материала, что и дает нам системно – деятельностный подход.
Основной задачей обучения иностранному языку на современном этапе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, рассматривающейся как определенный уровень развития языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций, которые позволяют обучаемому целесообразно варьировать речевое поведение в зависимости от функционального фактора иноязычного общения.
Одним из основных условий реализации системно-деятельностного подхода являются личностная позиция и профессиональная подготовка учителя, его готовность к освоению стандартов нового поколения.
Параметры коммуникативного общения реализуются в коммуникативном поведении учителя, активном поведении ученика, в предметах обсуждения, ситуации общения, использовании речевых средств. Очень важно, чтобы учащиеся могли “пропустить ситуацию через себя”, придавая ей личностный характер. Это повышает эффективность усвоения иностранного языка, т.к. наряду с интеллектом подключаются детские эмоции. Личностно-значимой ситуацию делает роль, которую учащиеся получают на время или постоянно. Наиболее адекватным приёмом обучения говорению являются различные формы драматизации, включая импровизации и ролевые игры.
В общении, основой которого является обсуждаемая проблема, наряду с коммуникативной функцией языка выступает и познавательная, поэтому коммуникативно-деятельностный подход имеет большие перспективы для развития интеллектуальных возможностей учащихся. Кроме того, данный подход позволяет реализовать принцип индивидуализации, так как овладение коммуникативной функцией иностранного языка предполагает учет индивидуальных особенностей, интересов учащихся, их способностей, наклонностей и пожеланий.
Первостепенное значение придается пониманию, передаче содержания и выражению смысла, грамматика служит фундаментом для достижения этой цели. Учащиеся должны осознавать, что грамматические формы необходимы для выполнения коммуникативной задачи.
На современном уроке иностранного языка знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся получают информацию, участвуя в исследовательской деятельности. Задача учителя при введении или отработке материала состоит в создании ситуации, которая мотивирует ученика к исследованию, поиску решений творческих вопросов, чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Слова известного немецкого математика А. Дистервега гласят: “Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству…” отражают функциональную суть деятельности учителя при использовании системно-деятельного похода. Роль учителя на таких уроках иностранного языка огромна: учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся, найти причины неудач, использовать проблемные формы обучения, показать ученикам критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний каждого ученика, принимать мнение ученика, обучая правильным формам выражения мнения, создавать атмосферу сотрудничества и хорошего психологического климата.
В рамках деятельностного подхода на уроках иностранного языка целесообразно применять парную работу. Примеры методик парной работы :
2. Обратная методика Ривина А.Г. можно использовать при составления тем или как подготовку к пересказу текста по плану.
Каждый ученик получает подробный план своей темы. Его задача – по плану восстановить содержание темы по текстам, которые имеют разные учащиеся.
3. Методика взаимотренажа. Эта методика предназначена для организации процессов повторения, закрепления, тренировки. На специальных карточках оформляются 5-6 упражнений с ответами. Один ученик имеет при себе карточку с ответами, а другой ученик – без ответов.
В последние годы на уроках иностранного языка широко применяется проектная деятельность – она является неотъемлемой составляющей многих УМК. Широкие возможности для проектной деятельности создаёт применение ИКТ, использование Интернет-ресурсов, что требует предварительной организационной работы со стороны учителя.
Важным аспектом, на который необходимо обратить внимание при организации групповой работы, являются новые подходы к оцениванию результатов выполнения задания. Необходимо разграничивать оценку уровня знаний и оценку его работы в составе творческой группы. Его активное участие в работе группы должно быть поддержано и оценено другим образом. Существует несколько вариантов подобной оценки, но особое внимание уделяется системе поощрения (сертификаты, грамоты).
Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока в рамках системно-деятельностного подхода:
1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
3. Постановка учебной задачи.
4. Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания)
5. Первичное закрепление во внешней речи.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
7. Включение в систему знаний и повторение .
8. Рефлексия деятельности (итог урока)
Приоритетной целью учителя иностранного языка в условиях модернизации образования является развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. А так же формирование у учащихся способности к деятельности, включающей следующие аспекты: готовность к целеполаганию, готовность к оценке, готовность к действию, готовность к рефлексии.
На практике необходимо рассматривать речевую деятельность в качестве системы как неотъемлемую и составную часть общей деятельности. Систематизируя речевую деятельность, следует отметить, что для обучения иноязычному общению значимым является как специальное, так и взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению и письменной речи. Использование теории речевой деятельности позволяет сформировать мотивы иноязычного речевого общения в процессе обучения. Систематизация языкового материала в целях обучения иноязычному общению предполагает использование системного описания фонетического, лексического и грамматического аспектов языка.
При систематизации умений можно выделить как минимум несколько направлений:
умения приспосабливаться к изменяющимся жизненным ситуациям.
Это важно для любого предмета. Пример: знание правил грамматики, названия падежей, совсем не означает грамотности того, кто знает эти правила наизусть. Или геометрия, физика – ребенок без запинки протараторит вам правило, но не сможет применить его в решении задачи.
— установление содержательных связей между отдельными компонентами знания.
— установление значимости каждого структурного компонента связей, мысленное перемещение акцентов с одного отрезка знания на другой.
— построение целого – целостное знание – концепт – создание общего смысла.
Выбор текста должен определяться тем, что текст рассматривается как систематизированный образец функционирования языка в рамках темы, ситуации, проблемы, сферы и жанра общения, выражением социальной, профессиональной, личностной позиции.
Упражнения: разнообразие упражнений по работе с текстом призвано научить ребенка рационально работать с источниками, а кроме того, понять логику построения текста того или иного вида.
Это такие упражнения как:
— определение ключевых слов, словосочетаний, основных идей, ответы на вопросы по тексту;
— упражнения на правильное расположение абзацев в предложенном тексте, на выбор правильного вводного слова в абзаце, клише, подходящему к данному случаю;
— задания на установление соответствия (картинок, изображений и др. коротким текстам и диалогам, упорядочение в нужной последовательности в соответствии с содержанием текста разрозненных картинок);
— задания на выполнение инструкций, например, заполнить бланк, таблицу, схему, выполнить запись с помощью ключевых слов, отметить основные пункты для обсуждения;
— отметить, как говорящий выражает мнения, чувства и т. д.;
— перефразировать высказывание и др.
В этом блоке упражнений выделяется слово «план», потому что письменная речь должна быть структурирована по правилам, и работа с составлением плана важна для овладения принципами построения письменного высказывания.
Такой набор приемов, заданий, упражнений способствует развитию навыков поискового чтения, умения выделять главное и аргументировать свой выбор, логически связывать и грамотно оформлять свои мысли. Только после накапливания понимания учебного материала можно переходить к собственно письменному высказыванию.
Что для этого нужно в нашем примере обучения письму? Во-первых, сама учебная задача должна быть поставлена правильно, с должной мотивацией, требованиями.
Во-вторых, при получении задания необходимо учить ребенка внимательно изучить его и понять:
что я собираюсь писать (статью, отчет, письмо и т.д.) – это определяет структуру письма.
кому я это пишу (учителю, читателю журнала, работодателю, другу) – это определяет стиль.
зачем я это пишу (проинформировать, развлечь, поделиться, предостеречь, пожаловаться) – это определяет логику, лексику, выбор фактического материала.
Умение изучить задание, которому мы начинаем учить детей в начальной школе, снимает большую долю сложности и затруднения при его выполнении.
Следующим принципом или условием для реализации системно-деятельного подхода становится организация диалогового или коллективного общения на уроке, что, как выяснили психологи, тоже способствует запуску механизма процесса понимания.
В нашем случае обучения письменной речи, это использование таких приемов как коллективное обсуждение, а затем составление письма или эссе, когда идеи для написания подает весь класс, это может быть обмен письмами, или так называемое «ролевое письмо», когда текст составляется к определенной ситуации от имени какого-либо персонажа. Это может быть «издание» собственного журнала или альманаха. При организации такого рода общения на уроке, ученик учится коммуникации: соучастию в гипотезе партнера, обсуждение его точки зрения, выработка совместного решения.
Системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Зинченко, А.П. Игровая педагогика [Текст] / А. П. Зинченко. — Тольятти, 2000. — 184 с.
Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развиваюшем обучении школьников. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.