современные проблемы в обучении химии в школе

Современные проблемы в обучении химии в школе

Педагогические науки/5. Современные методы преподавания.

АГУРЕЕВА С.В., ОСТРОУМОВА Е.Е.

МБОУ «СОШ № 33», Россия, Саратовская область, г. Энгельс

Инновационный подход к обучению химии в школе

Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы ученики умели не только писать химические формулы и уравнения реакций, но и понимать химическую картину мира, умели логически мыслить, чтобы каждый урок был праздником, маленьким представлением, доставляющим радость и ученикам и учителю. Мы привыкли, что на уроке учитель рассказывает, а ученик слушает и усваивает. Слушать готовую информацию – один из самых неэффективных способов учения. Знания не могут быть перенесены из головы в голову механически (услышал – усвоил). Многим кажется, что нужно только заставить слушать ученика и дело тут же пойдет на лад. Однако ученик, как любая личность, наделен свободой воли, с которой нельзя не считаться. Поэтому нарушить этот природный закон и подчинить их себе даже ради благих целей невозможно. Желательного результата на этом пути добиться нельзя.

Отсюда следует, что необходимо сделать из ученика активного соучастника учебного процесса, начиная уже на раннем этапе изучения химии (пропедевтический курс). Ученик может усвоить информацию только в собственной деятельности при заинтересованности предметом. Поэтому учителю нужно забыть о роли информатора, он должен исполнять роль организатора познавательной деятельности ученика.

Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Ученик самоутверждается как личность. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно – к самому процессу познания – познавательный интерес. Развитию познавательных и творческих интересов у учащихся способствуют различные виды технологий: компьютерные технологии, технология проблемного и проектно-исследовательского обучения, технология игрового обучения, использование тестов.

II. Постановка задачи

Цель: повысить эффективность обучения в пропедевтическом курсе химии через формирование исследовательских компетенций, уровень сформированности предметных и интеллектуальных умений и навыков.

Задачи: 1. Активизировать познавательную творческую деятельность обучающихся, развивать познавательный интереса через элементы проблемно-исследовательского обучения;

2. Вовлечение обучающихся в самостоятельную практическую деятельность;

3. Формирование у учащихся современных представлений о целостности и развитии природы в процессе исследования;

4. Формирование креативного мышления у обучающихся и глубокое осознанное усвоение химических понятий и терминов.

Этапы введения пропедевтического курса химии в школу

Проводимая в стране модернизация образования затрагивает в первую очередь учебные предметы естественного цикла, и, к сожалению, не в пользу химического образования в школе.

В связи с этим в школьном химическом образовании возникли проблемы, которые можно решить в рамках школы.

Среди проблем в преподавании химии наибольшие сложности для учителей составляют две.

Первая сложность заключается в значительной перегрузке курса химии основной школы в связи с переходом, не концентрическую систему.

Интенсивность прохождения материала в 8-м классе не позволяет создать условия для развития познавательного интереса к предмету, для постепенного усвоения сложных базовых химических понятий.

Вторая сложность заключается в сокращении объема часов на изучение химии на базовом уровне в старшей профильной школе. Одного часа в неделю недостаточно даже для беглого знакомства с органическими веществами, составляющими основу жизни на Земле. В 11-м классе значительная часть учебного времени расходуется на повторное прохождение основательно забытых понятий, теорий и законов общей химии.

Как следствие создается реальная угроза снижения некогда высокого уровня химического образования в стране, сложности с обеспеченностью учителей естественнонаучных дисциплин учебной нагрузкой.

В Саратовской области за счет компонента образовательного учреждения в 6 и 7 –м классах основной школы отводится 1-2 часа для пропедевтического изучения химии.

Несмотря на это, химия остается полноценным учебным предметом в школьном расписании, и требования к ней также остаются достаточно серьезными. При нехватке времени на её изучение одним из перспективных путей решения данной проблемы – идея более раннего изучения химии – с 6-7-го классов основной школы. Однако федеральный учебный план такой возможности не предусматривает. Для введения пропедевтического курса химии в своей работе используем учебно-методические комплекты О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова для 6 и 7 классов.

Исследование – как способ развития

познавательной активности младшего подростка

Доминирующими методами на раннем этапе обучения являются игровые и соревновательные, как наиболее полно учитывающие психологические особенности детей младшего подросткового возраста. На данном этапе целесообразно использовать игровые ситуации не эпизодически, а систематически. На уроке надо учить детей работать в команде, строить отношения между собой, подчиняясь определенным правилам. При правильном применении игровых технологий учащиеся активны, позитивно настроены, а учитель экономит массу учебного времени.

Уже на ранних этапах изучения курса химии постепенно вводим технологию проектно-исследовательского обучения. Исследовательская деятельность школьников – это совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных фактов, теоретических знаний и способов деятельности. Таким путем учащиеся знакомятся с основными методами исследования в химии, овладевают умениями самостоятельно добыть новые знания, постоянно обращаясь к теории. Привлечение опорных знаний для решения проблемных ситуаций предполагает формирование и совершенствование как общеучебных, так и специальных умений учащихся (проводить химические опыты, соотносить наблюдаемые явления с изменениями состояния молекул, атомов, ионов, проводить мысленный химический эксперимент, моделировать сущность процессов и т. п.). Исследование проводим с целью получения новых знаний, обобщения, приобретения умений, применять полученные знания, изучения конкретных веществ, явлений, процессов.

Суть проблемной (исследовательской) методики заключается в следующем. В рамках подготовки к уроку учитель ставит перед детьми проблему прикладного или исследовательского характера, что обеспечивает мотивацию поиска и путь ее решения. Дома или на уроке ученики самостоятельно изучают соответствующий параграф учебника и дополнительную литературу, работают с интернет – источниками, делают необходимые записи, таблицы, рисунки, творческие и проектные (домашние) работы. Для лучшего понимания новых фактов они обращаются к знаниям, полученным при изучении естествознания, биологии, географии и других предметов естественного цикла (внутрипредметная и межпредметная интеграция). На уроке учащиеся под руководством учителя систематизируют материал, формулируют выводы, обязательно указывающие на прикладное значение изучаемого вещества или процесса.

Каждый урок этого курса интегрированный, занимательный, эмоционально – насыщенный, практико-ориентированный. Мы учим ребят наблюдать, моделировать, проводить эксперимент, измерять, описывать, выдвигать гипотезы, делать предположения и выводы, то есть применяем прежде всего проектно – исследовательскую технологию обучения и игровую.

На этом этапе мы закладываем навыки обращения с лабораторным оборудование, химическими веществами, знакомим с правилами техники безопасности в школе и дома.

Поскольку в этом возрасте дети испытывают тягу к самостоятельным практическим действиям, предлагаем им проделать некоторые домашние опыты, исследовать какое либо явление, ведь путь к вершинам мастерства в химии лежит через эксперимент. В процессе химического исследования приучаем к оформлению паспорта эксперимента, а в дальнейшем и паспорта проекта. Этой цели способствует предусмотренный в курсе домашний химический эксперимент, который полностью соответствует требованиям техники безопасности при его выполнении и обеспечивает экспериментальные работы («Выращивание кристаллов», «Наблюдение за коррозией металлов», «Наблюдение за горящей свечой», «Разделение смесей», «Описание физических свойств веществ»).

В данном курсе уделяется время разделу «Рассказы по химии», который призван показать яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития химии. Он содержит занимательные и интересные этюды о великих русских химиках, об отдельных химических веществах и некоторых химических реакциях.

Изучение предлагаемого курса предусматривает и более широкое использование активных форм и методов обучения: самостоятельной работы учащихся в обучении (домашний химический эксперимент), защиты мини проектов, обсуждение результатов домашнего эксперимента, подготовки сообщения или проекта, работа учащихся в группах постоянного и переменного состава по подготовке творческих работ («Атлас химических веществ», «Паспорт элемента», «Химический календарь»).

В рамках проекта ученики знакомятся со многими для них привычными веществами, но уже с точки зрения химии, учатся развивать умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, в лаборатории, на производстве и в повседневной жизни, осваивают простейшие практические приемы при работе с химическим оборудованием, учатся выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности, с компьютером и оргтехникой, учаться создавать презентации и публикации, самостоятельно работать с дополнительно литературой и в группах.

Основная цель курса 7 класса «Введение в химию. Вещества» О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова

– перераспределение учебного материала так, чтобы курс 8 класса стал менее нагруженным.

В отличие от курса 6 класса изменился характер практических работ. Он стал носить исследовательский характер: «Анализ содержания крахмала в продуктах питания», «Определение содержания железа во фруктовых соках», «Обнаружение химических веществ в семенах подсолнечника», «Изучение физических свойств сплавов монет».

Основной формой проведение занятий в 7 классе является урок, но, чтобы вызвать познавательный интерес у ребенка к предмету, мы стараемся проводить нестандартные уроки:

— Уроки с применением ИКТ

Введение курса пропедевтики сопровождается психолого-педагогической поддержкой. Два раза в год психолог школы проводит тестирование по выявлению интереса к предмету химии, готовность изучать химию с 6 – 7 классов, выявление готовности обучаться в интерактивном режиме, работать с информацией и информационными источниками, заниматься исследованием и проектной деятельностью уже на раннем этапе изучения химии.

В программе курсов пропедевтики 6 – 7 классов около 50% времени отводится на проведение лабораторных опытов и практических работ исследовательского (проблемного) характера дома и в классе. На этом этапе проходит детальное обучение правилам техники безопасности и приемам работы в лаборатории с химическими веществами.

Появляется время для проведения учебных занятий в оборудованных компьютерами классах:

— уроки с виртуальными электронными учебными пособиями «Виртуальная химическая лаборатория»;

— уроки – конструирования презентаций по текущим темам;

— уроки – компьютерного тестирования;

— работа группами над созданием мультимедиа проектов

Предусмотрены и внеучебные исследовательские проекты для учащихся 6 – 7 классов:

— «Химические превращения за окном»

— «Молоко – продукт здоровья»

— «Химия и экология города»

— «Знаменитые химики» и др.

Традиционно, в конце января все желающие ребята со своими творческими проектами участвуют в школьной научно – исследовательской конференции «Юность Науки». Учащиеся, прошедшие подготовку по химии чувствуют себя уверенно при защите работ, грамотно отвечают на вопросы, используя химические термины и понятия.

Среди многих требований, предъявляемых к современному уроку, существует необходимость повышать эффективность учебной деятельности школьников. Мы продумываем такие способы её организации, которые обеспечивали бы высокую познавательную активность учащихся. Один из таких способов – приобщение к проектно – исследовательской деятельности.

1. Лунин В.В., Бердоносов С.С., Чернобельская Г.М. и др. Концепция химического образования двенадцатилетней школы. //Химия в школе, 2000, №2.

2. Иванова Р.Г., Каверина А.А. Об основных направлениях химического образования при переходе к двенадцатилетней школе. //Химия в школе, 2000, №3, с.2-5.

3. Проект образовательного минимума образовательных программ начального, основного и среднего (полного) общего образования. Учительская газета, 2001, №47.

4. Журин А.А. О рабочих тетрадях по химии на печатной основе. // Химия в школе, 1995, №6,с. 13-17.

5. Гордничева И.Н. Первоначальные химические понятия. Москва: Открытый мир, 1995.

6. Гара Н.Н., Зуева М.В. В химической лаборатории. Москва: Открытый мир, 1995.

Источник

Материалы на заседание МО учителй химии: Актуальные проблемы модернизации школьного химического образования

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Образовательный кейс для слушателей курсов повышения квалификации учителей ХИМИИ

Актуальные проблемы модернизации школьного химического образования

Название соответствующей образовательной программы

«Содержательные аспекты профессиональной деятельности учителя химии в условиях внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования ».

Кафедра естественно-математических дисциплин

Формы и методы работы со слушателями

Форма работы: практическая работа; групповая работа в соответствии с заданиями.

Методы работы : морфологический анализ, научная беседа, исследовательские и поисковые

Подписание РФ Болонской конвенции

Концепция модернизации российского образования до 2010 года

12 – летнее образование

Стандарты второго поколения

Компетентностный подход – ориентация на ключевые компетентности (подмена понятия ЗУН)

ключевые – относятся к общему содержанию образования;

общепредметные – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей, например, естествознанию;

предметные – частные по отношению к двум предыдущим уровням, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов

математическая компетентность – уметь работать с числом, числовой информацией;

— коммуникативная компетентность – умение вступать в коммуникацию, быть понятым, непринужденно общаться;

— информационная компетентность – владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;

— автономизационная – быть способным к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособность;

— социальная – уметь жить и работать с людьми, с близкими, в трудовом коллективе, в команде;

— продуктивная – уметь работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них;

— нравственная – готовность, способность и потребность жить по традиционным нравственным законам.

Навык обращения (хранения, работы и удаления отходов) с типичными химическими реактивами. Вред курения и наркомании.

Знание важнейших свойств веществ, используемых в обиходе. Включая их пожаро- и взрывоопасность, ядовитость паров и растворов, самопроизвольное разложение при хранении и.т.д.

Теоретические знания о строении и свойствах окружающих веществ (особенно рН, химическом составе элементов электрического питания, свойствах радиоактивных веществ).

Белки, жиры, углеводы, минеральные компоненты, микроэлементы, ГМО в продуктах питания.

Решение простейших химических задач (и не только через «моль», но и пропорцией).

Понимание условности разделения знаний на физику, химию, биологию и др., так условности принятых в химии классификаций.

Умение разбираться в предлагаемых на современном рынке, используемых в СМИ терминах и аббревиатурах (октановое число, ЛВЖ, ПДК, содиум бикарбонат и.т.д.)

Исторические факты из курса химии (например, история о съезде химиков)

Понимание важнейших вопросов экологии – воспитание чувства собственной ответственности за окружающий мир

Сводные данные по России показывают, что среди предметов по выбору естественного цикла химию выбирают значительно меньшее число участников, чем, например, физику или биологию.

В среднем по России результат сдачи ЕГЭ по химии самый низкий среди всех предметов.

Проблемы и перспективы химического образования:

Временная – 12 летка (2ч. в 8-м, 9-м и 10-м классах; 2 ч в 11-м и 12-м во всех профилях, кроме гуманитарного); профильное обучение сегодня (по 2 ч в 8-м и 9-м классах и по 1 ч в 10-м и 11-м классах, кроме естественного – 3ч). Альтернатива – естествознание в средней школе, но…Выход – пропедевтика!

Профильная – низкая мотивация изучения химии (70% школ России – сельские!)

Интеграционная –внутрипредметная; межпредметная естественнонаучная интеграция; интеграция с гуманитарными предметами.

Проблема первая – временная. Так, в школьном образовании неуклонно сокращается время, выделенное на изучение химии. Причем такое сокращение экспериментально не обосновано, противоречит разным этапам масштабной проверки самой идеи модернизации. Например, широко разрекламированный эксперимент по переходу на 12-летнее обучение в средней школе предполагал щадящий временной режим для изучения химии: по 2 ч в 8-м, 9-м и 10-м классах основной школы

(всего 6 ч) и по 2 ч в 11-м и 12-м классах всех профилей, кроме гуманитарного. Для классов естественно-научного профиля предусматривалось 4 ч в неделю. Этот эксперимент формально еще не завершен, но уже новый эксперимент по предпрофильной подготовке и профильному обучению отводит на химию всего 4 ч в неделю в основной школе, (по 2 ч в 8-м и 9-м классах) и по 1 ч в 10-м и 11-м классах всех профилей, кроме естественно-научного, для которого отводится 3 ч в неделю. В качестве альтернативы одночасовых курсов предлагается интегрированный курс естествознания, который пока еще не имеет учебно-методического обеспечения и не решен кадрово, так как педагогические вузы и система переподготовки учителей не готовят полноценных специалистов для ведения этого курса. Не понятно, почему этот эксперимент запущен в практику работы школ тогда, когда еще не подведены итоги эксперимента по переходу на 12-летнее обучение.

И все же химия остается полноценным учебным предметом в школьном расписании, и требования к ней также остаются достаточно серьезными. Учителя химии задыхаются от нехватки времени на ее изучение. Одним из перспективных путей решения данной проблемы может стать более раннее изучение химии – с 7-го класса основной школы. Так, как, например, это делается для биологии, географии, физики. Однако федеральный учебный план такой возможности не предусматривает. Тем не менее во многих школах Российской Федерации их руководители находят возможность за счет компонента образовательного учреждения выделить 1-2 ч в неделю на изучение химии в качестве пропедевтики учебной дисциплины. Имеются и широко используются в практике работы школ УМК Г.М. Чернобельской, А.Е. Гуревича, О.С. Габриеляна.

Некоторые издательства («Дрофа», «Просвещение», «Вентана-Граф») выпускают многочисленные сборники таких курсов и учебно-методические пособия для учащихся и учителей.

Проблема вторая – кадровая. Не секрет, что учительский корпус страны стареет: около трети учителей – пенсионеры, и только десятая часть приходится на молодых специалистов. Общеизвестно, что престиж профессии учителя неуклонно падает, и дело не только в низкой оплате труда, но и в организации и обеспечении учебного процесса. Национальный проект «Образование» лишь незначительно смягчает эту проблему. Требуется кардинальный подход к ее решению: увеличение заработной платы не менее чем в два раза, значительные финансовые вливания в модернизацию и обновление материально-технической базы учебных учреждений. Наиболее резко кадровая проблема затрагивает учителей химии, которые могут вообще исчезнуть из списка учительских профессий, ибо всего 4 ч нагрузки по вертикали в основной школе и отсутствие нагрузки вообще в средней школе (в случае изучения в ней естествознания), обуславливают бесперспективность ориентации молодежи на эту профессию. И не только. Химия – особая учебная дисциплина, в которой наряду с теоретическими знаниями формируются также экспериментальные и расчетные умения и навыки. А именно на химический эксперимент и решение расчетных задач катастрофически не хватает времени, отпущенного на учебный процесс. Поэтому уроки химии становятся скучными, серыми, лишенными эффектной эмоциональной поддержки, которую обеспечивает яркий наглядный химический эксперимент. Нетрудно понять, почему в настоящее время химия относится большинством учащихся к нелюбимым предметам. Следует подчеркнуть, что система обеспечения школ оборудованием и реактивами, существовавшая в советский период, разрушена и теперь только-только начинает возрождаться, но на таком ценовом уровне, который подавляющее большинство школ не могут себе позволить. Необходим государственный механизм регулирования цен на учебное оборудование и реактивы или датирование производителей. Некоторое суррогатное решение проблемы химического эксперимента предлагают многочисленные видеоматериалы. Однако они применимы только в том случае, если диктуются правилами техники безопасности. В остальных случаях замена ученического и учительского эксперимента на видеофрагменты аналогична заочному или виртуальному питанию.

Статус непрофильной дисциплины обрекает химию в школах первого типа на очень низкую мотивацию учащихся при ее изучении. Повысить интерес учащихся к химии можно, на наш взгляд, усилением прикладного характера содержательной и процессуальной сторон в ее обучении (так называемая «химия и жизнь»). Так, при изучении полимерных материалов в курсе органической химии необходимо обратить внимание на формирование умения читать этикетки трикотажных изделий с целью правильного ухода за ними (чистки, стирки, сушки, утюжке). Лабораторный практикум в курсе химии может предусматривать, например, ознакомление с минеральными водами или с дисперсными системами.

Так, в школах и классах с углубленным изучением иностранного языка хороший эффект дает чтение химического материала на иностранном языке. Учителю необходимо подобрать соответствующий программе по химии материал на иностранном языке. Так как подбор такого материала осуществить достаточно трудно, особенно в условиях сельской школы или школы небольшого населенного пункта, то можно воспользоваться возможностями местной библиотеки или Интернета. Будет полезным привлечь к работе по подбору химического материала на иностранном языке и самих учащихся.

В гуманитарных школах дидактически оправдано использование символики, принятой в русском языке для обозначения частей слова, при формировании обобщенных знаний по химической номенклатуре.

Например, в органической химии символика русского языка помогает формированию номенклатуры ИЮПАК. Так, общий способ образования названий предельных одноатомных спиртов и предельных одноосновных карбоновых кислот может быть отражен следующими записями:

«Алкан-ол» (метанол, этанол, пропанол-1)

«Алкан-ов-ая» кислота (метановая, этановая и т.д.)

В классах физико-математического профиля, очевидно, содержательная и процессуальная стороны обучения химии должны быть несколько иными. Если в части связи химии с жизнью они совпадают с ее преподаванием в классах гуманитарного профиля, то в отборе учебного материала и методике следует придерживаться другой дидактике. Некоторые темы, особенно связанные с физикой (строение атома и вещества, некоторые аспекты физической и коллоидной химии, электролиз, газовые законы), логичнее изучать на основе активных форм обучения (беседы, диспута, элементов уроков-конференций), что позволяет значительно увеличить долю самостоятельной работы учащихся. Такой подход дает возможность широко использовать межпредметные связи и формировать единую естественнонаучную картину мира.

Аналогично в классах агро-технологического, биолого-географического это возможно путем реализации межпредметных связей с биологией и физической географией. Вместе с тем вызывает недоумение отнесение химии в классах данных профилей к непрофильным дисциплинам. Несомненно, недельная нагрузка, отведенная на изучение химии в таких классах, должна быть увеличена.

Проблема четвертая – интеграционная. О том, что в период модернизации образования она приобретает особую актуальность, говорит тот факт, что в качестве альтернативы отдельным одночасовым курсам химии, физики и биологии предлагается интегрированный курс «Естествознание». О преждевременности введения этого курса мы говорили выше. И, тем не менее, идеи интеграции могут плодотворно реализоваться и в отдельных предметах естественнонаучного цикла.

Во-первых, это внутрипредметная интеграция, например, учебной дисциплины химии. Она проводится на основе единых законов, понятий и теорий для неорганической и органической химии в курсе общей химии (единая система классификации и свойств неорганических и органических соединений, типология и закономерности протекания реакций между органическими и неорганическими веществами, катализ и гидролиз, окисление и восстановление, полимеры органические и неорганические

Во-вторых, это межпредметная естественнонаучная интеграция, позволяющая на химической базе объединить знания физики, географии, биологии, экологии в единое понимание естественного мира, т.е. сформировать целостную естественнонаучную картину мира. В свою очередь, это дает возможность старшеклассникам осознать то, что без знания основ химии восприятие окружающего мира будет неполным и ущербным, а люди, не получившие таких знаний, могут неосознанно стать опасными для этого мира, т.к. химически неграмотное обращение с веществами, материалами и процессами грозит ему немалыми бедами.

В-третьих, это интеграция химии с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой. В свою очередь, такая интеграция позволяет средствами учебного предмета показать роль химии и в нехимической сфере человеческой деятельности (например, выполнение учащимися проектов «Химические сюжеты как основа произведений научной фантастики», «Химические ошибки в средствах массовой информации и их причины» и т.д.). Эта интеграция полностью соответствует идеям гуманизации и гуманитаризации обучения химии.

Проблема пятая – аттестационная. В свете последних решений Государственной Думы и Совета Федерации проведение итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений в форме Единого государственного экзамена (ЕГЭ) следует считать свершившимся фактом. С 2009г. он переводится в штатный режим.

О плюсах и минусах ЕГЭ немало говорится в многочисленных публикациях, которые, несомненно, будут выходить и в последующем. Поэтому остановимся на некоторых вопросах подготовки и проведения ЕГЭ по химии. Как известно, тест ЕГЭ по химии состоит из трех частей:

Такую структуру теста определяет спецификация экзаменационной работы по химии ЕГЭ. Тем не менее, наш анализ экзаменационных заданий за последние три года показывает, что далеко не все задания первой части теста соответствуют базовому уровню сложности. Так, разве можно считать задания на синтез Вюрца («Продуктом взаимодействия 2-бромпропана с натрием является:

Пропан 3. Циклопропан

Гексан 4. 2,3-диметилбутан»)

соответствующим базовому уровню сложности?

Кодификатор элементов содержания по химии для составления контрольных измерительных материалов (КИМов) ЕГЭ не всегда соответствует заданиям экзаменационной работы. Например, в кодификаторе в качестве элементов содержания, проверяемых заданиями КИМ, указаны как объекты проверки соли средние и кислые, а в многочисленных тестовых заданиях предлагаются и основные соли, и комплексные соли (!).

Тот же анализ позволил прийти к выводу, что за 3 ч в неделю, отведенных на химию в профильных классах, проблематично подготовить выпускников школ к успешной сдаче ЕГЭ. Достаточно вспомнить, что в доперестроечный период 3 ч на изучение химии отводилось во всех школах, а экзаменационные работы не содержали заданий высокого уровня сложности, например, на составление уравнений окислительно-восстановительных реакций, свойств комплексных соединений, сложнейших переходов. Очевидно, задания второй и третьей части являются профильными и вызовут затруднения у выпускников школ, изучавших химию из расчета 3 ч в неделю и посильны лишь для выпускников школ и классов с углубленным изучением предмета. Также очевидно, что для набора необходимого для поступления в вуз количества баллов всем, кроме последних, потребуется помощь все того же репетитора.

О многочисленных ошибках или некорректных формулировках заданий ЕГЭ написано немало. И, тем не менее, они тиражируются. Например, в заданиях прошлого года предлагалось выбрать уравнение, соответствующее первой стадии получения серной кислоты из природного сырья, в качестве которого были даны четыре варианта: сероводород, серный колчедан, сернистый газ, сернистый газ и хлор. Ну, и на какой единственный вариант должен был ориентироваться выпускник, если в качестве сырья служат и серный колчедан, и сероводород?

Проблема ЕГЭ диктует и единственно верную структуру изучения разделов химии: вначале, в 10-м классе, необходимо изучать органическую химию, а затем в 11-м – общую. Такая очередность обусловлена тем, что курс основной школы заканчивается небольшим (10-12 ч) знакомством с органическими соединениями, поэтому необходимо заставить «работать» небольшие сведения по органической химии 9-го класса на курс органической химии в 10-м классе. Если же изучать органическую химию через год, в 11-м классе, это сделать будет невозможно – у учащихся выпускного класса по органической химии основной школы не останется даже воспоминаний. Наконец, анализ заданий ЕГЭ показывает, что только четвертая часть всех заданий теста ЕГЭ посвящены органической химии, а три четверти – общей и неорганической химии, а потому в 11-м выпускном классе целесообразно изучать именно эти разделы химии, чтобы максимально помочь выпускнику подготовиться к ЕГЭ.

Проблема шестая – концентрическая. Москва уже в этом году переходит на всеобщее среднее образование. Президентом страны дано поручение Государственной Думе подготовить изменения в «Закон об образовании» о переходе от всеобщего основного образования к всеобщему среднему. В этой связи встает вопрос о целесообразности использования концентрического подхода в определении содержания химии в основной школе. Если все выпускники основной школы продолжат образование в средней школе, а, следовательно, будут изучать органическую химию, стоит ли тратить драгоценное учебное время на знакомство с органическими веществами в 9-м классе? Решение этой проблемы повлечет за собой необходимость изменения федерального компонента стандарта по химии для основной и средней школ.

Проблема седьмая – информационная. Тенденция российских учителей химии к сохранению высокого содержательного уровня учебного предмета при постоянном сокращении учебного времени, отведенного на изучение химии, диктует необходимость возрастания удельного веса различных форм самостоятельной работы учащихся (кратких сообщений на уроке, докладов, рефератов, проектов и т.д.). В свою очередь, это определяет необходимость формирования у учеников средствами учебного предмета химии, такой ключевой компетентности, как информационная. Под информационной компетентностью понимается:

выбор источника или источников информации (Интернет, цифровые образовательные ресурсы, СМИ, библиотеки, химический эксперимент и др.);

умение быстро и качественно организовать работу с информационными источниками;

анализ и переработка информации;

аргументированные выводы на его основе;

принятие осознанного решения и ответственность за него;

представление (презентация) результата.

Важно отметить, что предпочтения учителей и учеников к выбору информационного источника различны. Подавляющее большинство учителей старшего поколения, слабо владеющие информационными технологиями, предпочитают традиционные источники на печатной основе (книги, журналы, газеты), а учащиеся и молодые учителя, наоборот – Интернет. Это противоречие легко разрешается, если учитель и ученики сотрудничают в процессе получения, переработки и представлении химической информации в образовательном процессе (не только учитель обучает учеников химии, но и ученики обучают учителя работе с компьютером).

Эта проблема особенно остра для школ сельской местности и небольших населенных пунктов, оторванных от хорошо оснащенных и крупных городских библиотек. В рамках национального проекта «Образование» почти все школы РФ получили компьютеры и по решению правительства в течение 1-2 лет будут подключены к Интернету. Это даст возможность ученикам малокомплектных и других сельских школ нивелировать обучение химии учителем другого предмета, компенсировать объективные трудности в получении полноценного химического образования.

Задание 1. Разработайте инструкцию для учащихся для проведения лабораторной работы для профильного и не профильного класса, например:

«Ознакомление с минеральными водами»

Ознакомьтесь с этикетками на бутылках с минеральной водой («Нарзан», «Боржоми», «Ессентуки», а также природной минеральной водой вашего региона). Какие ионы входят в состав этих вод? Как их обнаружить?

Для распознавания ионов кальция используйте, как и в случае с опытом устранения постоянной жесткости воды, раствор соды. Для обнаружения карбонат-ионов в новую порцию минеральной воды добавьте раствор кислоты. Что наблюдаете?

Запишите молекулярные и ионные уравнения реакций.

Внимательно прочитайте рекомендации по использованию минеральной воды и отнесите ее к соответствующему типу: столовая, лечебная, лечебно-столовая.

«Ознакомление с дисперсными системами»

Приготовьте небольшую коллекцию образцов дисперсных систем из имеющихся дома суспензий, эмульсий, паст и гелей. Каждый образец снабдите фабричной этикеткой.

Поменяйтесь с соседом коллекциями, ознакомьтесь с коллекцией соседа, а затем распределите образцы обеих коллекций в соответствии с классификацией дисперсных систем.

Ознакомьтесь со сроками годности пищевых, медицинских и косметических гелей. Каким свойством гелей определяется срок их годности?

Задание 2. На примере, сочинения ученика 10 класса гимназии г.Челябинска Саши Б. разработайте темы для метаприедметных и внутрипредметных творческих работ.

«Свойства метана»

Задание 3. Проблема поиска информации в интернете актуально не только для учеников, но и для учителей, предлагаю Вам создать собственный тезаурус по тем проблемам, о которых мы с Вами сегодня говорили. Например,

В отличие от толкового словаря, тезаурус позволяет выявить смысл не только с помощью определения, но и посредством соотнесения слова с другими понятиями и их группами, благодаря чему может использоваться для наполнения баз знаний систем искусственного интеллекта.

Задание 4. Предлагаем Вам разработать планирование факультатива (электива) в гимназии с лингво-гумманитарным профилем; художественно-эстетическим; физико-математическим на тему «Решение экспериментальных задач».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *