современные проблемы методики обучения биологии
Курсовая работа «Проблемы биологического образования на современном этапе»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»
ФАКУЛЬТЕТ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА БИОЛОГИИ И ОСНОВ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ
по дисциплине методика обучения биологии на тему:
ПРОБЛЕМЫ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
студенткой III курса гр. ЕБГ-1
очной формы обучения,
профиль «Биология» и «География»)
Даниловой Ниной Юрьевной
1. Основные проблемы биологического образования на современном этапе_______________________________________________________6-12
2.Перспективы развития биологического образования______________13-15
3. Анализ опыта раскрытия проблем биологического образования учеными – биологами и методистами____________________________________ ___ 16-21
Заключение________________________________________________ 2 2- 2 3
Анализ разных этапов развития методики обучения биологии подтверждает положение о том, что содержание биологического образования соответствует целям и задачам конкретной эпохи, отражает уровень и структуру общественного сознания, зависит от социальной и политической обстановки в стране. Примером может служить ситуация, сложившаяся в связи переходом на новые образовательные стандарты, когда традиционная система обучения, главный принцип которой «учить всех всему», приходит в противоречие с потребностями информационного общества. Ориентируясь на социальный заказ общества, необходимо учитывать вклад каждого учебного предмета в достижение новых целей, стоящих перед образованием[8].
Давайте познакомимся с целями биологического образования, провозглашенными образовательным стандартом. Они таковы:
1.Освоение системы биологических знаний.
2.Ознакомление с методами познания живой природы.
3. Овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности.
4. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
5. Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.
6. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.
Как мы видим, содержание стандартов по биологии в наибольшей мере способствует формированию ряда общих учебных умений, навыков и обобщенных способов деятельности, универсальных учебных умений и действий, как основы культуры школьника.
Задачами исследования являются:
— изучение состояния современного биологического образования;
— определение проблем биологического образования на современном этапе;
— изучение опыта педагогов и анализ путей решения проблем биологического образования;
В процессе работы над курсовой были использованы следующие методы исследования: изучение научно-педагогической литературы по проблемам исследования, изучение теоретических материалов; ознакомление с опытом преподавателей биологии.
1.ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.
На сегодняшний день в системе среднего образования, в том числе и биологического, на первое место выходят проблемы, связанные с обновлением структуры и содержания общего образования, обеспечивающие достижение нового его качества. Эти проблемы требуют изменения приоритетов в биологическом образовании, переосмысление целей и приведения его содержания в соответствие с новыми потребностями общества, мировыми тенденциями, достижениями науки о жизни на современном этапе.
Методическая подготовка учителей биологии в современных условиях реформирования школьного биологического образования требует значительных изменений. К таким изменениям необходимо отнести пересмотр программы по методике обучения биологии и содержания учебников, разработку спецкурсов и т.д. Все это будет способствовать эффективной подготовке педагогических кадров в области методики обучения биологии [11].
Одной из серьезнейших проблем в настоящее время является проблема учебных программ и учебников. В федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки России к использованию только в 2012/13 учебном году включено 68 учебников биологии для 5-9 классов. Учебники биологии различаются подходами к формированию содержания (системно-структурной и функциональной) и структурой (концентрической и линейной) [19]. В связи с этим в учебных программах и учебниках разных предметных линий имеются коренные различия в последовательности изложения не только учебных тем, но и целых разделов. Например, раздел «Человек и его здоровье» согласно разным авторским программам может изучаться либо в 8-ом, либо в 9-м классе. Это означает, что в зависимости от выбранной предметной линии учебников школьники могут изучать один и тот же раздел дважды или не изучать его вовсе, с чем реально учащиеся сталкиваются при переходе из одной школы в другую [2].
Любой школьный предмет – некая копия соответствующей области научного знания, поэтому должен включать по возможности все разделы данной науки, знакомить учащихся с основными теориями, законами, понятиями и фактами этой науки уже к окончанию основной школы. Вот только никто не может точно объяснить, какие же знания надо считать основными, а какие – необязательными. Поэтому, если открыть федеральный компонент государственного стандарта по биологии, то основной объем составляют знания по анатомии, физиологии и гигиене человека. По крайней мере, именно эти разделы содержат наиболее подробное описание вопросов, подлежащих усвоению. Если рассматривать существующие учебники, то почти половина содержащегося в них материала посвящается ботанике, зоологии и в целом многообразию живого мира.
осуществлять поиск информации по ключевым словам;
анализировать процессы проведения исследований;
составлять прогнозы на основе имеющихся данных;
интерпретировать научные факты и данные исследований;
выявлять научные факты и данные исследований, лежащих в основе доказательств и выводов;
интерпретировать графическую информацию;
В связи с данными недостатками было рекомендовано усилить личностную и практическую ориентированность содержания и процесса обучения, повысить его развивающий характер [2].
Системное реформирование биологического образования позволит заложить основы для ликвидации биологической неграмотности. Мировоззренческая основа системного реформирования в нашей стране была сформулирована ранее биологами МГУ. Суть ее заключается в необходимости перехода от антропоцентрического принципа построения биолого-экологических образовательных программ к биоцентрическому [6].
Доклад на тему «Проблемы и основные пути повышения качества образования в преподавании биологии»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Министерство просвещения ПМР
в рамках Республиканского методического объединения преподавателей химии, биологии, географии, ОБЖ.
Тема: «Проблемы и основные пути повышения качества образования в преподавании биологии»
Вылко Елена Васильевна,
преподаватель биологии, методист
первой квалификационной категории
техникум им. И.С. Солтыса»;
Михайловская Наталья Георгиевна
директор, преподаватель ОБЖ
ГОУ СПО «Каменский политехнический
техникум им.И.С. Солтыса».
Добрый день, уважаемые коллеги!
Согласно теме нашего заседания «Пути повышения эффективности и качества образования по химии, биологии, географии и ОБЖ в условиях реализации ГОС» нельзя не сказать что качество образования – это одна из основных проблем современного образования. Это процесс постоянного совершенствования в процессе обучения. Из чего же оно складывается? —
из высокого уровня профессионализма педагогов;
из материально – технического обеспечения образовательного учреждения;
из создания комфортности в обучении студентов и учащихся, соблюдения санитарно-гигиенических норм и прочности знаний обучаемых.
Одной из актуальных проблем нынешнего образования является снижение интереса обучаемых к изучению предметов естественнонаучного цикла (таких как химия, биология, география, ОБЖ и др. )
Одна из причин – это ориентация молодёжи на получение профессий, связанных с бизнесом, экономикой и юриспруденцией.
Однако нет нужды объяснять значение биологии, как прикладной, так и фундаментальной, в современном постиндустриальном обществе, так и значение других естественнонаучных дисциплин. Достаточно отметить, что в США квалифицированные биологи являются одними из высокооплачиваемых специалистов. Биологическое образование – существенная часть общего естественнонаучного образования обучаемых. Биология существенно дополняет и преобразует физическую картину мира, внося в неё знания об особенностях физико-химических процессов в живых системах разного уровня – клетка, организм, биоценоз, биосфера.
Современное образование определяет необходимость коренных изменений в подготовке преподавателя биологии. Эти изменения касаются всех сторон обучения биологии – содержания, методов сотрудничества преподавателя и обучаемых, что требует от педагога не только глубокого усвоения системы знаний, уже обобщенных педагогической, дидактической и методической науками, но и поиску самостоятельных подходов для формирования системы методических знаний, уровнем собственного мастерства, материальной базой, средствами обучения. Поэтому современная парадигма образования сориентирована на функционирование в ней преподавателя нового типа – носителя высокого профессионализма, способного к нетрадиционным решениям. Современного педагога характеризует умение отыскивать пути формирования у обучаемых культуры восприятия информации, воспитания критического отношения к ее источникам, сознательной ориентации в информационном пространстве, умение квалифицированно систематизировать и обрабатывать информационные данные.
Альбрехт Дюрер немецкий живописец XV века говорил: “…благодаря истинному знанию ты будешь гораздо смелее и совершеннее в каждой работе, нежели без него”.
Любой учебный предмет, дисциплина имеет свои внутренние проблемы. И каждый преподаватель ищет свои пути их разрешения.
Изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умений выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Требуется человек, который:
начинает воспринимать себя по-иному;
более полно принимает себя и свои чувства;
становится более уверенным в себе и автономным;
ставит перед собой реальные цели, ведет себя более зрело;
становится более похожим на человека, которым хотел бы быть;
начинает принимать и понимать других людей.
Первая проблема «Слабые знания школьного курса»
Биология представляет собой единую систему, в которой биология растений, животных, человека и общая биология тесно взаимосвязаны. В школе из класса в класс педагоги учащимся постепенно раскрывают биологические понятия и закономерности, отражающие суть живых организмов и жизни в целом.
Поэтому особое внимание должно уделяться усвоению системы биологических понятий, раскрытию взаимосвязей и взаимозависимостей между биологическими системами разного уровня организации, а также с окружающей их средой.
При планировании и проведении занятий по биологии необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. В 6-8 классах – любознательность, наблюдательность; интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами; предметно-образное мышление; быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость. В 9-классах – стремление понять, обобщить, предпочтение активности, самостоятельным формам обучения, выбор значимых для них предметов, определение своего места в жизни.
Но хочется сказать, что, приходя к нам в техникум после девятого класса общеобразовательной школы, некоторые обучаемые могут вспомнить то, что они проходили по основам биологии в 6 – 7-м классах, и интересно то, что они не могут вспомнить, а если и вспоминают, то отдельные отрывки, из 8-9 классов; и на первых занятиях нам приходится повторять то, что они уже должны знать. Особенно если в учебных группах разновозрастные обучаемые с неодинаковым багажом школьных знаний.
Вторая проблема «Работа с учебником, дополнительной литературой и материалом»
Актуальным сегодня является готовность преподавателя биологии проанализировать качество собственной педагогической деятельности, умение подвергнуть анализу источники биологической информации, которые предлагаются обучаемым, осуществлять самоконтроль и самообразование. Сегодня не все обучаемые могут работать с учебником и дополнительной литературой, обобщать и выделять главное. А это немаловажно, потому что на это затрачивается очень много учебного времени, вместо того, чтобы продуктивно работать на занятии, мы тратим время, чтобы научить обучаемых, как работать с учебником и другими источниками информации.
Осознание обучаемыми целей самостоятельной работы с учебником для собственных потребностей ведет к самообразованию, которое является частью непрерывного образования, а оно, в свою очередь, имеет цель обеспечить каждому человеку творческое обновление, развитие и совершенствование как личности, субъекта деятельности на протяжении всей жизни.
Так как содержание предмета биологии отражено в учебнике, являющимся одним из важных источников знаний и средством обучения учащихся, то при системном и систематическом использовании его в учебно-воспитательном процессе возможно увеличение доли самостоятельности обучающихся в приобретении знаний из него, при выработке умений работы с ним и отношений к изучаемому материалу, а также возможно приобщение обучаемых к самообразованию.
Но и система использования учебника является частью общей системы учебно-воспитательного процесса на занятиях, поэтому она обусловлена целями обучения, возможностями содержания учебников биологии, спецификой отдельных тем и подготовленностью преподавателя. В то же время, система отражает место учебника и его роль в учебном процессе на современном этапе. Учебник является системообразующим компонентом учебно-методического комплекса предмета биологии.
Важно также отметить, что не только на биологии, но и других предметах, мы на занятиях используем ИНСЕРТ – метод активного чтения, что даёт возможность сохранить интерес к теме и к тексту учебника. Обучаемые на занятиях, работая с учебниками, должны сделать выводы и поставить определённые знаки, например:
Подсчитав после этого количество знаков, можно сделать соответствующие выводы: кто из учащихся, что знает, на каком уровне; что для обучаемых является новым, а что им уже знакомо; что они думают, что знают: по какому вопросу хотели бы получить более подробные сведения.
Третья проблема «Работа в микрогруппах»
Давайте вспомним, что такое «активные методы»
На первый взгляд, любая работа в аудитории требует активности. Прослушивание лекции, просмотр учебного фильма, чтение учебника, традиционно относимые к пассивно-созерцательной деятельности, невозможны без особой интеллектуальной работы (например, постоянная концентрация, восприятие и понимание отдельных тезисов и их соотношение друг с другом, разделение важных и второстепенных идей). Однако часто в остатке после лекции или фильма остается немного. С одной стороны, студенты легко «отключаются» от происходящего и не работают, потому что просто не видят или не чувствуют необходимости в такой работе. Ни внутренние потребности, ни внешние обстоятельства не могут заставить их собраться и оставаться в рабочем режиме. Они полностью пассивны. С другой же стороны, даже у старательного студента после рассказа преподавателя в голове могут остаться какие-то странные обрывки информации, случайные факты, неправильно понятые причинно-следственные связи. И это тоже может быть следствием недостаточной активности или ее плохой организации. Можно ли что-то с этим сделать?
Один из способов уменьшить психологическое давление оценки на студента — ставить много оценок за самые разные формы работы. С одной стороны, активные методы — это всегда деятельность, результаты которой можно оценить, но, с другой стороны, игры или работа в микрогруппах усложняют оценку всех студентов сразу. Поэтому необходимо продумать, что и как оценивать, исходя из учебных целей. Например, преподаватель может поощрять баллами и хорошими оценками общую активность участников дискуссии, или их полные аргументированные выступления, или выступления пусть не полные, но соответствующие заданной форме высказывания, или, например, высказывания, удачно обобщающие предыдущие выступления. Можно оценивать отдельных студентов, а можно поставить одинаковые оценки всем членам микрогруппы.
Положительные и отрицательные стороны обучения в микрогруппах
Обучение в сотрудничестве (cooperative learning, collaborative learning) — это методика объединения учащихся в микрогруппы для совместного выполнения задания. Ребята работают в группе до тех пор, пока все вместе не освоят предложенный им материал, не придут к общему мнению по решению проблемы или не создадут какой-то творческий продукт (рассказ, рисунок и т.д.).
Обучение в малых группах по методике сотрудничества может оказаться очень полезным для всех ребят. Совместная работа, которую каждый обучаемый использует для собственного обучения и обучения окружающих, развивает умение общаться, слушать, коллективно решать проблемы, достигать взаимопонимания.
Повышается уровень эмпатии, развивается умение взглянуть на мир глазами другого человека. В работу вовлекаются практически все обучаемые. Учеба вместе с кем-то, в отличие от учебы в одиночку, снимает страх перед неудачами у более слабых студентов, делает прочнее знания более сильных ребят. Происходит взаимное обогащение учащихся в группе, они обмениваются знаниями и разными способами действий. Правильно организованная совместная работа активизирует познавательную активность, развивает рефлексивные навыки. Многочисленные исследования показали, что хорошо организованные группы оказываются полезными для всех их членов независимо от их начального уровня. ( Определим сразу, что малые группы (микрогруппы) — это группы, объединяющие от трех до семи человек ).
Обучение в сотрудничестве выглядит очень заманчиво, но, наверное, каждый преподаватель, который пытался разделить ребят на группы и дать им задание, сталкивался с трудностями. Перечислим наиболее типичные:
• Некоторые ребята ведут себя слишком пассивно или, наоборот, излишне агрессивно;
• В то время как один или двое студентов делают всю работу, остальные молчат или принимают минимальное участие;
• Некоторые ребята вообще отказываются принимать участие в групповой работе или отказываются работать с какими-то другими студентами ( « Я ни за что не сяду с ним рядом! » или « Уберите его от нас, он все портит » );
• студенты боятся или не хотят делать что-то самостоятельно, предпочитая выслушать лекцию и ответить на вопросы;
• Не все предложенные в группе идеи принимаются во внимание.
Эти и многие другие проблемы можно попытаться решить с помощью специальных стратегий организации работы.
Факторы успешной работы малых групп
В 1957 г. в США была проведена десегрегация школ. Учившиеся в течение десятилетий раздельно черные и белые ученики были объединены в одни классы, что, в силу разных причин, привело к росту межрасовой напряженности, конфликтам и насилию. Группа социальных психологов под руководством Э. Аронсона была приглашена в качестве консультантов департаментом образования г. Остин (штат Техас). Проведя наблюдения в школах, отметив высокий уровень конкуренции между учениками разных этнических групп и внутри своих групп, вызывающей дополнительные конфликты, психологи предположили, что решить эту проблему можно будет в ситуации взаимной зависимости ребят друг от друга. Они разработали метод « составления головоломки » (в нашей литературе закрепился ошибочный перевод « ажурная пила » ), основанный на разделении материала между членами малых учебных групп. Для того чтобы успешно выполнить задание, обучаемым необходимо внимательно слушать друг друга, общаться друг с другом, помогать друг другу.
Позитивная взаимозависимость членов группы друг от друга.
Позитивная взаимозависимость возникает тогда, когда для того, чтобы добиться успеха, каждый член группы нуждается в остальных ее членах. Работа каждого члена микрогруппы должна быть выгодна как для него самого, так и для остальных обучаемых и всей группы в целом.
Создать позитивную взаимозависимость можно разными способами, но в любом случае членов группы должно объединять нечто общее.
Общая цель (взаимозависимость на основании общей цели). Преподаватель ставит перед группой общую учебную цель: например, члены группы должны вместе разобраться в смысле понятия или теории, затем каждый из них должен суметь объяснить материал какой-то другой группе.
Общая награда (взаимозависимость на основании общей награды). Члены группы выполняют контрольную работу и в дополнение к своей собственной оценке получают еще одну, если оценки всех членов группы были не ниже четверки (тройки, пятерки — как будет удобно преподавателю).
Материалы (взаимозависимость на основании общего материала, разделенного на несколько частей). Между членами группы распределяются разные материалы (куски учебного текста, разные документы и т.д.). Чтобы выучить весь материал, необходимо рассказать содержание своей части и выслушать рассказы других членов группы.
Роли (взаимозависимость на основании отдельных ролей). Каждый член группы получает организационную роль (более подробно о них ниже). Для того чтобы работа была успешно выполнена, необходимо, чтобы каждый хорошо выполнил свои обязанности.
Задания (взаимозависимость на основании отдельных заданий). Работа в группе разделяется на отдельные задания. Каждое задание выполняет один из членов группы. Чтобы вся работа была выполнена, необходимо, чтобы каждый член группы справился со своим заданием и результаты отдельных работ объединились.
Четвёртая проблема «Материально-техническое обеспечение лабораторно-практических занятий»
Данные занятия оказывают существенное влияние на умственное развитие учащихся, так как в ходе самостоятельного изучения биологических объектов у учащихся формируется целостное восприятие этих объектов, представление о них, вследствие чего формируются различные биологические понятия и умения ими оперировать. Самостоятельно действуя в процессе лабораторных работ, учащиеся постепенно овладевают предметно-действенным анализом, что является неотъемлемым качеством творчески мыслящего человека. Лабораторные работы помогают показать науку как исследование. Одни из них, по традиции, даны таким образом, чтобы лучше разъяснять и показать на примере сущность излагаемого в тексте материала. Другие, совершенно иного рода. В них затрагиваются вопросы, по которым в учебниках нет ясного и окончательного толкования. Они создают ситуацию, в которой сам учащийся может принять участие в исследовании. Каждая работа является реальным, действительным введением в научное исследование. Она может начинаться с материала, который знаком учащимся, и с вопроса, решение которого уже найдено. Однако по мере углубления в проблему уровень задания все больше и больше приближается к научному исследованию. А что делать и как исследовать, если, например, у нас не хватает микроскопов, а если они и есть, то заметно устарели. А если имеются микроскопы, то нет остального материала для проведения опытов, исследований, экспериментов.
Какие же выводы можно сделать?
Это обусловливает ориентацию образования на раскрытие способностей (и возможностей) обучаемых, обеспечение условий для развития его интеллектуальных умений и создание такой образовательной среды, где учащиеся смогут проявить активность, творческий подход к делу, к самообразованию и самоосуществлению своего «Я».
Жизнь подсказывает: образование – это, прежде всего, процесс формирования собственного образа. Это процесс поиска ответа на вопросы: «Кто Я?», «Какой Я?». Не случайно «Я» написано с прописной (большой) буквы. Образование – средство актуализации собственного «Я». Личность воспринимает охотно и прочно запоминает то, что помогает её самовыражению.
Спасибо за внимание!
Всем высокого качества образования!
Волков К. Н. Организация учебной деятельности в малых группах. // Психологи о педагогических проблемах. М.: Просвещение, 1981. С. 109–127.
Дьячкова С. А., ЛуховицкийВ.В. Пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов-на-Дону: издательство “Учитель”, 2001.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.Н. Не совсем обычный урок. Практическое пособие.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие/под ред. Е.С. Полат. М., 1999.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.,1998.
Сухова Т.С. Уроки биологии: технологии развивающего обучения. – М.: “Вентана-Графф”, 2001.