Что такое методический кабинет
Методический кабинет и его роль в педагогической деятельности
Валентина Платонова
Методический кабинет и его роль в педагогической деятельности
Сегодняшний методический кабинет представляет собой центр сбора, обобщения, распространения передового педагогического опыта, центром повышения педагогической квалификации, а также является копилкой всего ценного, накопленного педагогическим коллективом.
Рабочая зона старшего воспитателя находится около окна, что отвечает требованиям охраны труда. Рабочее место педагогов также находится вблизи источника света.
В методическом кабинете представлены новинки учебно-методической и периодической литературы, публикации педагогов, а также различные материалы, сформированные по тематическому принципу («Педагогическая вертушка», «Педагогическая тумбочка»). Используя материалы вертушки и тумбочки, педагоги могут познакомиться с литературой, подобрать материал для своей работы из Интернет-ресурсов и т. д.
На стенде «Методический вестник» расположена различная информация, посвященная годовым задачам, материалам подготовки к педагогическим советам, воспитательно-образовательной работе и др.
И, во-вторых, есть мини методкабинет, где расположено рабочее место другого старшего воспитателя, некоторые материалы по работе с педагогами, родителями.
Все материалы хранятся в определенной системе (системные накопительные папки).
В работе старшего воспитателя и педагогов используются и электронные накопительные методические материалы, взятые из Интернета, а также разработанные педагогическим коллективом ДОУ.
Это: презентации по разным направлениям и видам деятельности:
— познавательного характера, экспериментирование;
— ознакомлению с окружающим миром;
— по эмоциональному развитию;
— по художественной литературе;
— по музыкальному воспитанию;
— методического характера и другие.
Электронные материалы (презентации, слайды, видеоклипы и др.) используются в работе педагогов с педагогами, педагогов с детьми.
Работа методического кабинета состоит не только в том, чтобы оказывать помощь воспитателям, специалистам в работе с детьми, повышать их квалификационный уровень, но и чтобы распространять педагогическийопыт на разных уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.
В методическом кабинете имеется банк данных по участию педагогов дошкольного учреждения в городских, областных конференциях, семинарах, конкурсах, фестивалях, презентациях опыта работы и др. Также материалы, публикуемые в региональных, федеральных изданиях, на международном портале MAAM.RU. На стенде «Наши достижения» представлены Почетные Грамоты, Грамоты, Дипломы, свидетельства о публикациях, сертификаты и др. как педагогов, так и воспитанников ДОУ.
Стенд «Аттестация» содержит материалы по подготовке педагогов к предстоящей аттестации на категорию.
Опытные старшие воспитатели оказывают профессиональную помощь своим коллегам по работе, что сказывается на качестве их (педагогов) воспитательно-образовательной деятельности и квалификационных категориях.
В настоящее время в ДОУ 10 педагогов имеют высшую квалификационную категорию, еще 11 воспитателей и специалистов аттестованы на I квалификационную категорию, 2 – повышают свой профессиональный уровень в Вузе, 2 – в Сузе.
Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается.
Презентация опыта работы ДОУ «Детский сад — территория здоровья» Организация здоровьесберегающей среды в санаторном ДОУ для детей с туберкулёзной интоксикацией. В современных условиях реформирования системы.
Что есть в методическом кабинете
Методический кабинет в ДОУ – центр сбора педагогической информации
Методический кабинет ДОУ многофункционален. Методический кабинет центр, обеспечивающий педагогов необходимой информацией, средствами обучения, методическими материалами и литературой.
Основным содержанием методического кабинета является программно-методическое обеспечение и наглядно-практический материал, который распределяется по следующим разделам:
Как видно из представленного выше содержания, книжный фонд ДОУ можно условно разделить на книги для воспитателей и для детей.
Методическую литература распределена по разделам, соответствующим основным видам детской деятельности, либо по образовательным областям. В дошкольном учреждении имеются специализированные группы, поэтому предусмотрено место хранения разнообразных материалов в помощь воспитателям этих групп.
Книжный фонд методического кабинета должен строго учитываться. Форма учета: картотеки. Обязательным является ведение каталога на периодические издания. В картотеках и каталоге указаны не только источники, но и аннотации на статьи в журналах, новинки литературы, рекомендации по их использованию, вывод о соответствии содержания современным требованиям. Кроме того, разработана памятка для педагогов по работе с литературой.
Картотека с аннотацией (паспорт методического кабинета) составлена также и на весь имеющийся в методическом кабинете наглядный материал. Особое внимание уделено картинам и иллюстрациям. К каждой картине или иллюстрации должны есть рекомендации по содержанию работы с ними в разных возрастных группах.
В методическом кабинете собираются и систематизируются нормативно-инструктивные материалы, издаваемые органами управления образования и другими вышестоящими организациями, основные документы, регламентирующие образовательную деятельность ДОУ («Международная конвенция о правах ребенка», закон «Об образовании РФ», в соответствии с изменениями, происходящими в образовательной политике РФ в настоящее время). Данные материалы систематизированы в соответствии с федеральным, региональным, городским уровнями).
Методический материал систематизируется, как правило, по направлениям работы с детьми. Раскладывается в папки.
В методическом кабинете хранятся материалы в помощь педагогам по реализации регионального компонента (консультации, конспекты занятий, сценарии праздников, развлечений, информация о народах Урала и их быте, символика края и города и т.д., рекомендации по организации данной работы в соответствии с возрастными группами).
Документация по содержанию работы ДОУ включает:
Кроме того, в методическом кабинете есть:
Кроме книжного материала, журналов на выставке оформляются рекомендации по его использованию, памятки, инструкции, наглядный материал, перечень оборудования, схемы, чертежи, образцы поделок и т.д., должное место должны занимать практические материалы в помощь педагогам (конспекты занятий, перспективные планы, подборка художественного слова). На выставке также должен находиться опыт работы педагогов (если имеется), связанный с темой выставки.
По теме выставки издается нормативный или инструктивный документ (приказ, положение, инструкция и т.д.), по которому представлен план его изучения, рекомендации воспитателям по работе с ним.
На выставках представлен передовой педагогический опыт воспитателей ДОУ, других ДОУ, а также о котором пишут на страницах образовательной прессы, с с обязательной аннотацией, в которой выделены наиболее ценные приемы, и рекомендациями по использованию (что можно адаптировать в ДОУ, в какой возрастной группе), помещаются данные о педагоге и его деятельности. В последующем обязательно продумать формы работы, где будут обсуждаться результаты внедрения данного опыта в практику работы.
Периодически оформляются выставки в помощь воспитателям по организации работы с родителями, которые включают как информационный материал, так и наглядный. На одну и ту же тему подбираются несколько вариантов материалов.
Для эффективного распределения времени работы методического кабинета составлен график его работы, в котором обозначено, когда выдаются пособия, когда проводится работа с педагогами тех или иных возрастных групп. Строгое соблюдение времени выдачи литературы и пособий – не формализм, а необходимое требование научной организации труда, позволяющее экономить рабочее время.
Именно такой подход к оформлению картотеки позволяет не только сэкономить время педагогам к подготовке к занятиям, но и целенаправленно подбирать материал его систематизировать, своевременно обновлять в соответствии с требованиями.
При структурировании материала методического кабинета важно прислушиваться к мнению воспитателей, для которых он создан. Периодически анализируется характер обращений педагогов. Факты для такого анализа предоставит тетрадь или журнал выдачи методических пособий, а также анкетирование, котором могут быть представлены следующие вопросы:
Как часто вы пользуетесь материалами метод.кабинета?
Желание педагогов посещать кабинет и пользоваться его содержимым является определенным показателем работы старшего воспитателя
Методический кабинет как творческая педагогическая мастерская в решении задач профессионального развития педагогов
вера теклян
Методический кабинет как творческая педагогическая мастерская в решении задач профессионального развития педагогов
Методический кабинет –
как творческая педагогическая мастерская в решении задач профессионального и творческого развития педагогов.
Посетили кабинет,
И чего там только нет:
Книжки, ручки и картинки
И красивые машинки.
— Так пойдем туда, приятель,
Там есть старший воспитатель!
(Из стихотворения, сочиненного детьми)
Методический кабинет в ДОУ является центром методической работы, методической помощью воспитателям и специалистам; местом, где обеспечены условия для подготовки педагогов к занятиям, центром научной и педагогической информации.
Методический кабинет является одной из самых распространенных форм методической работы, который считается многофункциональным по своему предназначению. Методический кабинет современного ДОУ, по мнению К. Ю. Белой, должен рассматриваться как «…творческая мастерская, где педагог может получить конкретную методическую помощь в организации воспитательно-образовательного процесса».
А. И. Васильева, Н. Ю. Честнова методический (педагогический) кабинет называют центром всей методической работы, так как «ему принадлежит ведущая роль в оказании действенной помощи воспитателям, в организации педагогического процесса, в работе с родителями, в повышении педагогического мастерства и организации самообразования». Методический кабинет, по мнению авторов – это копилка традиций ДОУ. Задачами старшего воспитателя ДОУ (зам. зав. по ВМР) является создание условий для того, чтобы накопленный педагогический опыт стал «живым», доступным для его реализации воспитателями в работе с детьми. Авторы утверждают, что правильно поставленная работа в методическом кабинете способствует повышению методической подготовленности всего педагогического коллектива в вопросах качества организации воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
Основной целью методического кабинета является оказание методической помощи педагогам в развитии профессиональной компетентности педагогов и их профессиональном самосовершенствовании.
Методический кабинет призван обеспечить:
— достижение воспитанниками дошкольного учреждения установленных государством образовательных стандартов;
— построение образовательного стандарта на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека; свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; воспитание ответственности за свое здоровье, формирование основ здорового образа жизни;
— адаптацию ДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников;
— эффективное и оперативное информирование педагогов о новых методиках, технологиях, организации и диагностике образовательного процесса;
— взаимодействие со структурами муниципальной методической службы, родителями воспитанников, социокультурными и образовательными учреждениями.
Конечным продуктом работы педагога будут знания умения, навыки, уровень воспитанности детей. Поэтому одной из главных задач старшего воспитателя является умение направить внимание педагога на то, что поможет им в достижении этой цели.
Старшему воспитателю необходимо соблюдать требования к содержанию материала, находящегося в кабинете, сделать его доступным, тщательно продумывать и систематизацию и расположение, научить воспитателей творчески применять этот материал в работе с детьми.
При размещении материала в методическом кабинете важно прислушиваться к мнению воспитателей, для которых он предназначен.
Чтобы методический кабинет стал творческой педагогической мастерской,нужно обеспечить следующие условия:
• Доступность кабинета любому сотруднику детского сада, будь то младший воспитателя или воспитатель.
• Системность в размещении материала. Педагог не должен тратить много времени на подготовку к какому-либо мероприятию.
• Дифференцированность методического материала. Каждому разделу — свой шкаф (полка) с картотекой.
• Учитываемость материала — наличие каталогов, библиографий, картотек.
• Эстетичность в оформлении материала — оформление должно быть красивым, понятным для взрослых и детей.
• Учет стажа работы педагогов. Обязательно нужно иметь материал для начинающего педагога и для педагога со стажем.
• Наличие разнообразных выставок, как сменных, так и постоянно действующих.
• Наличие информационного стенда — воспитатель должен быть в курсе последних событий сада, города.
• Анкетирование педагогов — выявление их потребностей.
Также я определила важные и нужные умения старшего воспитателя.Это:
• инструктивнометодическая культура;
• психологопедагогическая эрудиция;
• педагогическая наблюдательность;
• педагогический анализ;
• педагогический такт.
Для меня мой рабочий кабинет — комната для творчества и размышлений, для интересных встреч и открытий, это лаборатория совместного труда педагогов. Как человека встречают по одежке, так и кабинет производит на посетителя впечатление своим дизайном.
Систематизация методического материала
Весь материал методического кабинета распределен на шесть разделов.
1. Методическая и детская литература
Значительное место в работе кабинета отводится правильной организации библиотеки. Книжный фонд детского сада можно условно разделить на книги для воспитателей (методическая и справочная литература) и книги для детей.
В библиотеке для воспитателей должен быть представлен раздел «Справочная литература», где размещены различные словари, энциклопедии и другая литература, из которой можно всегда получить необходимую справку. Большое место занимает периодическая печать. Хорошо,чтобы в детском саду была организована подписка на журналы: «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Управление дошкольным образовательным учреждением» и другие, а также на газеты.
Значительное место занимает специальная методическая литература. Ее можно распределить по видам деятельности, задачам воспитания.
В библиотеке детской художественной литературы должны быть книги для детей дошкольного возраста, указанные в программе, по которой работает детский сад, также вновь издаваемые книги.
Имеющийся в методическом кабинете книжный фонд должен строго учитываться. Для этого составляется картотека на всю имеющуюся литературу и алфавитные указатели. Работа старшего воспитателя заключается в том, чтобы из массы имеющейся литературы выбрать для каждого воспитателя ту книгу, которая окажет ему необходимую помощь в подготовке к педсовету, к занятиям, к родительскому собранию, в выполнении работы по самообразованию или обобщению опыта.
2. Наглядный материал
В методическом кабинете хранятся наглядные учебные пособия. Это позволяет одно и то же пособие использовать на разных занятиях, в разных возрастных группах. Раздаточные пособия, которые не требуются ежедневно и приобретаются с расчетом на поочередное использование в разных группах, также хранятся в методическом кабинете. Пособия и технические средства обучения подбираются по всем разделам программы, по которой работает детский сад.
Наглядный материал, хранящийся в методическом кабинете, также должен быть соответствующим образом организован. На весь наглядный материал также должна быть составлена картотека с аннотацией, где, в какой группе, на каких занятиях можно использовать ту или иную игрушку, что можно о ней рассказать.
В методическом кабинете, кроме стационарного методического материала, постоянно проходят выставки.
Тема выставки зависит:
• от годового плана и образовательной программы,
• от организуемых мероприятий ДОУ и города,
• от организации конкурсов и смотров,
• от поступления литературы и дидактических материалов,
• по текущей необходимости (возникновение проблемы) и др.
Содержание выставок бывает самым разнообразным. Выставки могут быть постоянными («Новинки литературы», «Подготовка к педсовету» и т. п.) и временными («Внимание: конкурс!» и др.).
4. Работа с родителями
Немало материала накапливается в методическом кабинете по работе с родителями. Такой материал может сосредоточиваться в методическом кабинетепод разными рубриками: «Советы врача», «Родителям о физическом воспитании», «На нравственные темы», «О правилах дорожного движения» и т. д.
В этих материалах могут быть предусмотрены вопросы для родителей, задания по наблюдению за различными проявлениями ребенка, интересные кроссворды, связанные с проблемами воспитания, высказывания их детей.
5. Работа с педагогами
Главные и основные посетители методического кабинета — конечно же воспитатели. Материал, представляющий опыт работы педагогов, должен быть соответствующим образом оформлен.
6. Информационные стенды
В кабинете обычно имеются информационные стенды, на которые часто вывешиваются объявления для педагогов. Объявления нужно оформлять так, чтобы педагог ими заинтересовался.У нас в саду есть такие стенды: «Методическая работа» и «Аттестация».
В соответствии с задачами на базе методического кабинета:
— проводятся мероприятия по повышению профессиональной компетентности педагогов: педсоветы, круглые столы, семинары, семинары-практикумы, игровое моделирование, мастер – класс, педагогические мастерские, консультации.
Педагогический совет – постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников. С его помощью осуществляется управление развитием ДОУ. На заседаниях педагогического совета обсуждаются: вопросы воспитательно-образовательной работы с детьми;
использование в ней новых достижений в науке и педагогической практике;
имеющиеся недостатки, принимаемые решения для их устранения;
вопросы обмена опытом.
Идея «круглых столов» заключается во встрече единомышленников, стремящихся найти общее решение по конкретному вопросу в формате заданной тематики, а также в возможности для всех желающих вступить в дискуссию или полемику по интересующим вопросам. Обсуждение проблемы, обмен мнениями, ценным опытом, налаживание тесных контактов, поиск дополнительных возможностей и дискуссия при обсуждении особых, «горячих» вопросов придает «круглому столу» динамичность и эксцентричность.
Семинар – творческие занятия направлены на развитие творческого мышления и создания инновационных проектов.
Семинар – практикумы помогают быстро находить информацию по отдельным проблемам, глубоко осмысливать её, обсуждать отдельные вопросы с коллегами.
Игровое моделирование. Деловые и ролевые игры подразумевают моделирование реального процесса, во время которых принимают оптимальные профессиональные решения на основе анализа искусственно созданных педагогических ситуаций. Деловая игра как метод обучения позволяет «прожить» ту или иную практическую ситуацию.
Также используются такие формы и методы, как коллективное решение проблемных ситуаций, групповая дискуссия, или мозговая атака; тренинги в малых группах по совершенствованию профессиональных умений; методы самообразовательной работы, научно-практические конференции по итогам инновационной деятельности ДОУ.
Деловая игра может быть использована не только как зачетное занятие по результатам теоретического семинара актуальной для ДОУ проблемы, но и при разработке решений новой проблемы.Например: «Легко ли быть дошкольником?»
Мастер – класс. Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов. Мастер – класс можно проводить как внутри ДОУ, так и для педагогов ДОУ города.
Педагогическое «ателье» или педагогическая мастерская.Их цель: педагог-мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно-образовательной системы и практическими рекомендациями по ее реализации. Также идет выполнение индивидуально-практических заданий с прицелом на дальнейшее использование в работе с детьми.Например: «Развитие творческого воображений дошкольника средствами художественной литературы, изодеятельности, экспериментирования».
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. Важно отметить, что в современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. В настоящий момент мы отмечаем, что сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.
1. Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
2. Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
3. Способный организовать рефлексивную деятельность;
4. Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Главное подобрать золотой ключик к каждому педагогу.
1. Виноградова Н. А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: методическое пособие/ Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. Н. Родонова. – М. : Айрис – пресс, 2008. – 192с.
2. Волобуева Л. М., Мирко И. А. Активные методы обучения в методической работе ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением.
4. Иванцова И. А. «Организация методического кабинета в ДОУ» Справочник старшего воспитателя Дошкольного учреждения октябрь/2008 №10