роль земских соборов в управлении государством в xvii в была высока
Земские соборы
В XVII в. земские соборы оставались органами сословного представительства, но роль их существенно изменилась: возросло представительство дворян и посадских людей. В течение XVII в. значимость земских соборов была различной. В начале столетия из-за социальных потрясений, иностранных вторжений, ослабления государственной власти роль земских соборов резко возросла.
Это было время, когда соборы имели наиболее важное и прогрессивное значение в общественно-политической жизни России. Например, приговор, вынесенный Земским собором 30 июня 1611 г. в «безгосударное время», признавался актом общеисторической значимости.
Особая роль выпала на долю Земского совета (или Совета всей земли), созданного в период Второго ополчения в 1612 г.
В него входили представители боярства и духовенства, священного чина и посадских людей. Этот совет учредил в Ярославле временные приказы (Поместный, Разрядный, Восточный, Монастырский и др.) и денежный двор. По существу, он превратился в верховный орган власти (законодательной и исполнительной), решающий вопросы внутренней и внешней политики.
В Земский собор, или Совет всея земли, времен Первого и Второго ополчения входили представители боярства и дворянства, священного чина и посадских людей. На избирательный Собор 1613 г. пригласили также представителей дворцовых и черносошных крестьян (всего было примерно 800 человек).
Соборные депутаты получали от избирателей «полные и крепкие достаточные приказы», т. е. наказы, представляли интересы своих сословий, своего «мира» и могли говорить об их нуждах «вольно и бесстрашно», как об этом пишет призывная грамота Д. Пожарского и Д. Трубецкого.
И в годы Смуты, и в начале правления царя Михаила ослабленная центральная власть остро нуждалась в поддержке «всей земли». Земские соборы, по существу, превратились в этот период в орган распорядительной власти, в котором большую, даже решающую роль играли представители дворянства и посадских людей. Отмечалось, что «смута создала условия, которые дали выборному элементу решительное преобладание над должностным и тем сообщили земскому собору характер настоящего представительного собрания». В то время, по его же наблюдению, людьми овладели «новые понятия», дотоле неведомые: «совет всея земли», «общий земский совет», «всенародное собрание», «крепкая дума миром», Собор 1613 г. «можно признать первым достоверным опытом действительного народного представительства», – писал В. О. Ключевский.
Как известно, на этом соборе царем был избран 16-летний Михаил Романов (1596–1645).
Новая царская династия Романовых утвердилась на русском престоле с 1613 г., ее представители правили страной 300 лет. За царями Романовыми утвердился пышный титул «Божией милостью Великий государь, царь и Великий князь, Всея России самодержец», в котором главенствует идея о божественном происхождении власти. В XVII в. сложилась концепция богоизбранности Романовых; ее автором был кесарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын.
В первые годы правления Михаила Федоровича страна переживала разруху, испытывала огромные финансовые трудности.
И царь нуждался в поддержке различных слоев населения, особенно торговых людей, владеющих денежными средствами. В этот период земские соборы заседали почти непрерывно. Они превратились в органы распорядительной власти, где решающую роль играли представители дворянства и посадских людей и первое время по-своему выражали волю «всей земли». Однако после возвращения из польского плена в Москву в 1619 г. митрополита Филарета, отца царя Михаила Романова, и образования постоянного правительства роль земских соборов и соборных депутатов уменьшилась, они стали собираться реже.
Если в период 1613–1622 гг. соборы действовали почти непрерывно, то с 1622 по 1632 г. они не собирались. В период 1632–1653 гг. земские соборы созывались редко, но вопросы, которые они рассматривали, были очень важными: Соборное уложение 1649 г., восстание в Пскове, русско-польские, русско-крымские отношения, воссоединение Украины с Россией, вопрос об Азове. Земские соборы этого периода характеризуются активным выступлением сословных групп, предъявляющих требования правительству. После 1653 г. деятельность соборов снижается и только в 1683–1684 гг. отмечается небольшой взлет, оказавшийся кануном их падения. Эта тенденция выражала перерастание сословно-представительной монархии в абсолютную.
Свои функции соборы выполняли с соизволения и по указаниям верховной власти, которая была озабочена тем, чтобы после страшного разорения побыстрее «земля устроить». Для этого и собирали в столицу выборных людей, «которые б умели рассказать обиды и насильства, и разоренье», наметить меры для общего устроения дел в государстве, «чтобы во всем поправить, как лучше». Собор был орудием в руках правительства.
Однако в дальнейшем монархия уже перестает нуждаться в соборах. Главной ее опорой становятся армия и бюрократический аппарат. Укрепляется приказная система управления.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Земские соборы
Земские соборы В XVII в. земские соборы оставались органами сословного представительства, но роль их существенно изменилась: возросло представительство дворян и посадских людей. В течение XVII в. значимость земских соборов была различной. В начале столетия из-за социальных
ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ XVII В.
ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ XVII В. Одним из следствий обособления сословий была новая политическая жертва, новая потеря для русского государственного порядка — прекращение созывов Земского собора.Господа и крепостные. Самым едким элементом сословного взаимоотчуждения было
Земские соборы XVII в
Земские соборы XVII в Перемена в составе и значении земских соборов — одно из важнейших следствий Смутного времени. На соборы XVI в. призывались должностные лица, органы центрального и местного управления. Но уже на соборах 1598 и 1605 гг. заметно присутствие выборных и от
§ 2. Боярская дума и Земские соборы
§ 2. Боярская дума и Земские соборы Монарх в руководстве страной опирался прежде всего на Боярскую думу — высший совет из первенствующих членов. В XVII в. число ее членов постоянно возрастало. Как и прежде, самый важный и престижный чин — боярский — царь жаловал
Земские реформы и чрезвычайные меры по борьбе с олигархией
Земские реформы и чрезвычайные меры по борьбе с олигархией На первом Земском соборе царь Иван известил собравшихся, что бояре более не являются держателями земли русской. Тем было дано начало реформе земского (местного) управления.Конечной ее целью было утверждение
Глава девятая «Государевы дела и земские»
Глава девятая «Государевы дела и земские» Писцовые описания. — Торговые люди. — Смета русского войскаПосле прекращения деятельности земских соборов в 1622 году «государевы дела и земские», ранее решаемые царем Михаилом Федоровичем вместе со «всей землею», стали
ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ XVII В.
ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ XVII В. Одним из следствий обособления сословий была новая политическая жертва, новая потеря для русского государственного порядка — прекращение созывов Земского собора.Господа и крепостные. Самым едким элементом сословного взаимоотчуждения было
14. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ И РАЗВИТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЕДИНСТВА В ПЕРИОД СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ. ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ
14. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ И РАЗВИТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЕДИНСТВА В ПЕРИОД СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ. ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ С 1547 г. глава государства – монарх – получил новый титул – царский, что подчеркивало его возросшие влияние и престиж.Феодальная знать
15. ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ 1549–1653 гг. ИХ СТРУКТУРА, ПОЛНОМОЧИЯ
15. ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ 1549–1653 гг. ИХ СТРУКТУРА, ПОЛНОМОЧИЯ Первый Земский собор («собор примирения») состоялся в 1549 г., при царе Иване IV. Земский собор 1584 г. утвердил на царском престоле последнего царя из династии Рюриковичей – Федора Иоанновича. Земский собор 1598 г. избрал на
16. ЗЕМСКИЕ И ГУБНЫЕ ИЗБЫ
16. ЗЕМСКИЕ И ГУБНЫЕ ИЗБЫ Местными сословно-представительными органами с сер. XVI в. стали земские и губные избы.Городским и сельским обществам стали выдавать губные грамоты, предоставлявшие право преследовать и наказывать «лихих людей», для этого создавались спец. губные
17 ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ ЗЕМСКИЕ ОПОЛЧЕНИЯ
17 ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ ЗЕМСКИЕ ОПОЛЧЕНИЯ Польские интервенты, поддерживающие Лжедмитриев, не теряли надежды сами захватить русский престол. Тогда правительство стоявшего в то время у власти В. Шуйского, понимая, что не сможет противостоять натиску поляков, обратиться за
§ 2. Боярская дума и Земские соборы
§ 2. Боярская дума и Земские соборы Монарх в руководстве страной опирался прежде всего на Боярскую думу – высший совет из первенствующих членов. В XVII в. число ее членов постоянно возрастало. Как и прежде, самый важный и престижный чин – боярский – царь жаловал
Земские соборы XVII века
Земские соборы XVII века Перемена в составе и значении земских соборов – одно из важнейших следствий Смутного времени. На соборы XVI в. призывались должностные лица, органы центрального и местного управления. Но уже на соборах 1598 и 1605 гг. заметно присутствие выборных и от
Роль земских соборов в системе государственного управления Русского государства: сущность, основные взгляды и оценки
Роль земских соборов в системе государственного управления Русского государства: сущность, основные взгляды и оценки
1. Земские соборы и история их появления. 4
2. Классификация и состав соборов. 7
3. Роль и функции Земских соборов в государственном управлении. 10
Список используемой литературы.. 15
Введение
Вопрос о земских соборахвв. являлся одной из наиболее популярных проблем историографии. Интерес к этой проблеме, помимо ее чисто научного значения, был обусловлен в значительной мере тем, что историки часто искали в земских соборах прообраз представительных учреждений, введение которых, как им казалось, должно было стать условием дальнейшего развития государственного строя в России в 19-20 вв.
— дать определение Земских соборов;
— определить состав Соборов;
— определить функции и значение Земских соборов.
Актуальность. Изучение государственных институтов способствует более глубокому осмыслению, исторического пути, пройденного нашим обществом и государством. А, как известно прошлое формирует настоящее. В настоящее время история земских соборов все еще интересует исследователей.
Соборы оставили много юридических памятников (уложений, судебников и др.), которые представляют собой большой исторический интерес.
1. Земские соборыи история их появления
Различные историки по-разному дают определение Земских Соборов. Обратим внимание на самые интересные из них.
Земские соборы – это центральное сословно-представительное учреждение Русского государства в середине 16-17 века. Появление таких соборов является показателем объединения русских земель в единое государство, ослабление княжеско-боярской аристократии, роста политического значения дворянства и отчасти верхов посада.
В качестве условий для появления Земских соборов можно выделить два основных обстоятельства:
а) историческая традиция вече, советов;
б) резкое обострение классовой борьбы и сложное международное положение Руси, требовавшее для правительства опоры в сословиях, но не типа вече с его правом утверждать, устанавливать, а органа совещательного.
Русь представляла федерацию, союз князей, оформленный договорными отношениями на правах вассалитета. Уже в это время складывается прообраз представительного органа в виде совета бояр, епископа, купцов. В летописях XIV века упоминаются княжеские съезды, собираемые при необходимости. Но после образования централизованного государства княжеские съезды отмирают, а новой формой между княжеских отношений и их влияния на московского великого князя становится боярская дума.
Возникшей централизованной монархии уже не требовались ни вече, ни княжеские съезды, но у нее была необходимость в своем укреплении опираться на ведущие общественные силы. Нужен был инструмент, который бы поддерживал политику власти (говоря современным языком, делал бы власть легитимной), через который власть узнавала бы об общественных запросах и обращалась к обществу. Таким инструментом явились земские соборы.
Непосредственным толчком к учреждению Земского собора можно также назвать принятие Иваном IV царского титула и новое понимание существа Монаршей власти. Таинство помазания на царство оказало на юного Государя колоссальное психологическое воздействие, открыв ему всю глубину мистической связи между Царем и вверенным ему Богом народом. Осознавая свою высочайшую ответственность за судьбу страны, и чувствуя недостаток собственных сил для выполнения провиденциально возложенной на него задачи, Иван Васильевич счел необходимым привлечь к участию в обсуждении задуманных им реформ представителей некоторых социальных групп с тем, чтобы они оказывали ему всю требуемую помощь. Выдвинутая Царем идея взаимного обустройства государства встретила живой отклик в сердцах народа и довольно скоро прочно укоренилась в общественном сознании.
Этому в немалой степени способствовало и то, что мысль об «устроении земли» сообща упала на уже подготовленную почву. В середине XVI в. в русской политической литературе появились отдельные произведения, в которых помимо общих вопросов государственного устройства, поднимались и проблемы народного представительства при Монархе. Авторы работ были убеждены, что Государь должен править не «самовластно», а вместе с лицами, образующими «царский совет». Взгляды публицистов на его состав, порядок формирования, периодичность и продолжительность заседаний и т. д. нередко расходились, однако все они были единодушны в том, что опора Царя на «мир» приведет лишь к укреплению Русского государства.[1, с.56]
2. Классификация и состав соборов
Все соборыделятся, прежде всего, с точки зрения их общественно-политической значимости на четыре группы:
1) Соборы, созванные царем;
2) Соборы, созванные царем по инициативе сословий;
3) Соборы, созванные сословиями или по инициативе сословий в отсутствие царя;
4) Соборы, избирающие на царство.
К первой группе принадлежит большинство соборов. Ко второй группе следует отнести собор 1648 г., который собрался, как прямо сказано в источнике, по челобитью царю людей «розных чинов», а также, вероятно, ряд соборов времени Михаила Федоровича.
В третью группу можно включить собор 1565 г., на котором ставился вопрос об опричнине, «приговор» 30 июня 1611 г., «совет всей земли» 1611 г. и 1гг.
Избирательные соборы (четвертая группа) собирались для выборов и утверждения на царстве Бориса Годунова, Василия Шуйского, Михаила Романова, Петра и Иоанна Алексеевичей, а также, вероятно, Федора Ивановича, Алексея Михайловича.
В состав Земского собора входили царь, Боярская дума, Освященный собор в полном составе, представители дворянства, верхов посадских людей (торговые люди, крупное купечество), т. е. кандидаты трех сословий. Земский собор в качестве представительного органа был двухпалатным.
В верхнюю палату входили царь, Боярская дума и Освященный собор, которые не избирались, а участвовали в ней в соответствии с занимаемым положением. Члены нижней палаты были выборными. Порядок выборов на Собор был следующим.
Из Разрядного приказа воеводы получали предписание о выборах, которое зачитывалось жителям городов и крестьянам.
После этого составлялись сословные выборные списки, хотя число представителей не фиксировалось. Избиратели давали своим выборным наказы. Однако выборы проводились не всегда.
Бывали случаи, когда при срочном созыве собора представители приглашались царем или должностными лицами на местах.
В Земском соборе значительную роль играли дворяне (главное служилое сословие, основа царского войска), и особенно торговые люди, так как от их участия в этом государственном органе зависело решение денежных проблем для обеспечения средствами государственных нужд, прежде всего оборонных и военных.
Регулярность и продолжительность заседаний Земских соборов не были заранее регламентированы и зависели от обстоятельств и важности и содержания обсуждавшихся вопросов. В ряде случаев Земские соборы функционировали непрерывно.
Они решали основные вопросы внешней и внутренней политики, законодательства, финансов, государственного строительства. Вопросы обсуждались по сословиям (по палатам), каждое сословие подавало свое письменное мнение, а потом в результате их обобщения составлялся соборный приговор, принимаемый всем составом Собора.
Таким образом, правительственная власть имела возможность выявить мнения отдельных классов и групп населения.
3. Роль и функции Земских соборов в государственном управлении
Почти полуторавековой опыт функционирования Земских соборов наглядно продемонстрировал их очевидное положительное значение, определявшееся следующими факторами.
Во-первых, соборное рассмотрение спорных вопросов позитивно сказывалось на качестве государственного управления. С одной стороны, совместный анализ проблем, учет мнений и предложений различных чинов, несомненно, существенно облегчали поиск оптимальных путей их устранения. Не случайно роль Земских соборов резко возрастала в случаях неурядиц, тяжелого военного, политического или экономического положения, а также при необходимости принятия чрезвычайных мер для выведения страны из кризиса. С другой стороны, утверждение решений, особенно непопулярных, например, о введении нового налога, по «приговору всей земли», а не только Верховной власти, естественно, давало последней право рассчитывать на их более «охотное» исполнение населением.
Во-вторых, Земский собор выполнял исключительно важную контролирующую функцию. С его помощью Государь получал возможность осуществлять проверку деятельности своей администрации не только «сверху», посредством специальных органов, призванных следить за законностью действий государственного аппарата, но и «снизу», путем общественного контроля. Узнавая от народа о злоупотреблениях чиновников и недостатках в их работе, Верховная власть проводила организационные и правовые мероприятия по их устранению и недопущению в будущем.
И, в-третьих, ключевое значение Земского собора заключалось в том, что он обеспечивал прямое общение Царя с народом, объединял Монарха с «народным умом, совестью, интересами и творческим гением»[3, с.56], препятствовал образованию сословного, бюрократического или иного «средостения» между ними и возникновению чувства взаимного отчуждения, оторванности друг от друга. Встречаясь на Соборе лицом к лицу, власть и общество осознавали общность своих интересов и устремлений, понимали, что лишь коллективными усилиями могут быть преодолены трудности и успешно решены стоявшие перед страной задачи.
Наряду с достижением указанной главной цели – сближения государства и нации, соборное сотрудничество предоставляло обеим сторонам и ощутимые практические выгоды.
Созывая на Собор представителей населения, и спрашивая у них совета по конкретным вопросам, правительство тем самым информировало подданных о волновавших его проблемах, оповещало их в целом об основных направлениях своей внутренней и внешней политики и, в конечном счете, делало ее открытой, предсказуемой и понятной широким социальным слоям.
Кроме того, соборные ответы и ходатайства чинов позволяли Государю объективно оценивать положение дел в стране, в том числе расклад политических сил, отношение общества к предполагаемым реформам и т. д. Наконец, регулярно консультируясь с народом, Верховная власть по существу сознательно приобщала его к участию в государственном управлении и, как следствие, расширяла и усиливала свой руководящий потенциал.
Что касается населения, то оно использовало Земский собор в качестве одного из инструментов своего влияния на политику государства. Приглашенные на Собор делегаты не ограничивались ответами на поставленные перед ними вопросы. Они в почтительной форме заявляли Царю о своих «нуждах и теснотах, и разореньях», выступали с критикой существующих порядков, вносили предложения о проведении преобразований или издании нормативных правовых актов.
Подобные соборные петиции, имевшие значение «непререкаемого голоса всей земли»[4, с.23], как правило, не оставались неуслышанными и влекли за собой изменения правительственного курса.
Заключение
Самые первые Земские соборы были созваны в середине 16 века, во время обострения классовой борьбы, особенно в городах.
Народные восстания заставили феодалов сплотиться для осуществления политики, которая укрепляла государственную власть, экономическое и политическое положения господствовавшего класса.
Законодательных актов, которые определяли порядок выбора представителей на соборы, не существовало, хотя мысль о них возникала.
Земские соборы 16-17 века, безусловно, сыграли значительную роль в истории развития Российского государства, т. к. были одним из первых представительных учреждений в России.
Многие из них оставили ряд юридических памятников, которые вызывают большой интерес у ученых-историков.
Земские соборы заседали и участвовали во всех важнейших государственных актах.
Среди их рассмотренных вопросов: избрание царя, изменения в законодательстве, налогообложение, вопросы внешней политики и присоединения новых территорий и т. п. Земские соборы не имели четкого регламента, численности и состава.
Они носили функциональный характер, и на собор созывались необходимые для решения конкретного вопроса представители сословий и территорий.
В заседаниях собора обязательно участвовали царь или его представитель, боярская Дума и церковный собор.
Содержанием деятельности некоторых земских соборов была борьба с народными движениями. Правительство направляло соборы на борьбу, ведшуюся с использованием средств идейного воздействия, которые иногда сочетались с применяемыми государством военными и административными мерами.
Наиболее часто на соборах рассматривались вопросы внешней политики и налоговой системы (по преимуществу в связи с военными нуждами).
Через обсуждения на заседаниях соборов проходили крупнейшие проблемы, стоявшие перед Русским государством, и как-то мало убеждают высказывания, что происходило это чисто формально и правительство могло с решениями соборов не считаться.
Деятельность земских соборов была важной составной частью функционирования государственной власти, опорой власти на господствующие социальные силы в период становления абсолютной монархии.
Список используемой литературы
4. Зимин Н Ивана Грозного. М. 2004, с. 210.
6. Карамзин государства Российского.- М.: «ЭКСМО». 2002.- Т. 8. С. 477-480.
8. Мордовина собор 1598 г/, Вопросы истории, №2, 1971 г.
10. Сахаров России с Древнейших времен до конца XVII.- М.: «АСТ». 1999. С. 500-502.
11. Торке называемые земские соборы в России. \Вопросы истории.: № 11.2001 г. с. 3-10.
13. Черепнин соборы Русского государства.- М., 1968 г. С. 217.
14. Черепнин «Земские соборы Русского государства в 16-17вв.» 2. См. ёв История России с древнейших времен. Кн. 5. М.: 2008, с. 703.
Роль земских соборов в управлении государством в xvii в была высока
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Земские соборы ограничивали царскую власть».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
Аргументы в опровержение:
↑Правильный ответ должен содержать аргументы:
1) в подтверждение, например:
— земские соборы выбирали царей (Бориса Годунова, Михаила Романова); некоторые историки полагают, что, вступая на престол, Михаил Фёдорович подписал грамоту, ограничивавшую его права;
— после Смуты Земские соборы (1613 — 1615, 1616 — 1619, 1619 — 1622 гг.) принимали важные решения о сборе чрезвычайных налогов, которые обычно принимались царской властью;
— депутаты могли не поддержать правительственное предложение — как это случилось на соборе 1642 г., обсуждавшем вопрос о войне с Турцией из-за захваченного донскими казаками Азова;
2) в опровержение, например:
— депутаты земских соборов не принимали (и не пытались принять) никаких законов, ограничивавших царскую власть; «земство» не смогло юридически закрепить своё право на участие в решении государственных дел;
— большинство соборов были созваны по воле царя; царь и его советники определяли нормы представительства на соборе и повестку дня;
— соборы выступали в качестве совещательного органа при верховной власти; депутаты совещались, после чего подавали свои коллективные мнения. Царь не всегда требовал от них конкретного решения — «приговора»;
— окрепшая царская власть в середине XVII в. безболезненно отказалась от созыва Земских соборов.
Могут быть приведены другие аргументы.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки | 5 |
Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки. ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в опровержение оценки | 4 |
Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки | 3 |
Приведены только два аргумента в подтверждение оценки. ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки | 2 |
Приведён только один аргумент в подтверждение оценки. ИЛИ Приведён только один аргумент в опровержение оценки | 1 |
Приведены только факты, иллюстрирующие события (явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не являющиеся аргументами. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
|