Бык с плугом на покой тащился по трудах что означает
Басня»Муха» относится у коротким басням с чётко
очерченной моралью.
Ключевое словосочетание басни»МЫ пахали».
Мораль басни Дмитриев вывел в одной фразе.
Поэт в нравоучительной концовке говорит о том,
что подобное нередко встречается в жизни.
И, словно обращаясь к читателю, спрашивает о том,
случалось ли ему когда-либо слышать самовосхваление,
не имеющее под собой никакого основания.
Бахвальство и лень он обличает на примере поведения
своей героини, наделяя её исключительно
распространенными человеческими пороками.
Мораль басни Дмитриев сформулировал
в четырех строках, где и подвёл итог своей сатире
на людей, страдающих фанфаронством и бездельем.
«От басни завсегда
Нечаянно дойдешь до были.
Случалось ли подчас вам слышать, господа:
«Мы сбили! Мы решили!»
Антитеза: трудолюбие и лень.
На то, что бык является труженником указывают слова:
«Бык с плугом на покой тащился по трудах».
От большой усталости он даже не заметил муху
на рогах.
Муха в басне олицетворяет ленивого высокомерного
человека, который хвалится чужими достижениями
(аллегория).
Басня»Муха» относится у коротким басням с чётко
очерченной моралью.
Ключевое словосочетание басни»МЫ пахали».
Мораль басни Дмитриев вывел в одной фразе.
Поэт в нравоучительной концовке говорит о том,
что подобное нередко встречается в жизни.
И, словно обращаясь к читателю, спрашивает о том,
случалось ли ему когда-либо слышать самовосхваление,
не имеющее под собой никакого основания.
Бахвальство и лень он обличает на примере поведения
своей героини, наделяя её исключительно
распространенными человеческими пороками.
Мораль басни Дмитриев сформулировал
в четырех строках, где и подвёл итог своей сатире
на людей, страдающих фанфаронством и бездельем.
«От басни завсегда
Нечаянно дойдешь до были.
Случалось ли подчас вам слышать, господа:
«Мы сбили! Мы решили!»
Антитеза: трудолюбие и лень.
На то, что бык является труженником указывают слова:
«Бык с плугом на покой тащился по трудах».
От большой усталости он даже не заметил муху
на рогах.
Муха в басне олицетворяет ленивого высокомерного
человека, который хвалится чужими достижениями
(аллегория).
«Муха» И. Дмитриев
Анализ, мораль басни Дмитриева «Муха»
Басня И. И. Дмитриева «Муха» датируется 1805 годом. В это время автор уже активно печатался и имел большой авторитет в литературных кругах. В частности, именно Иван Иванович дал «путевку в жизнь» начинающему баснописцу И. А. Крылову. В свое время басни Лафонтена произвели на ироничного Дмитриева большое впечатление, и он охотно переводил их, желая сделать всеобщим достоянием. Эти переводы прославили поэта на века. Они подтверждают безусловный сатирический талант Ивана Ивановича.
И. И. Дмитриев наряду с Н. М. Карамзиным боролся против засилья од, литературной безвкусицы, он был одним из реформаторов русского стихотворного языка, инициатором его освобождения от устаревших тяжеловесных форм, придания стиху изящества, правильности слога и хорошей подачи. Это не мешает ему вводить в текст басни «Муха» просторечное «завсегда» и разговорное «подчас», придающие произведению оригинальность. Редко встречающийся оборот «по трудах» означает «по окончании трудов, после работы» (по аналогии с оборотами «по приезде, по прибытии»).
По сюжету басни хитрая тщеславная Муха, чувствуя свою малозначимость, ущербность, не хочет мириться с таким положением дел и занимается саморекламой. Она находит работящего быка и поднимает свой статус, просто находясь с ним рядом.
Используя анафору «А Муха у него сидела…, и Муху же они …» поэт подчеркивает, диалог происходит между равными по ничтожности насекомыми, которых бык, делающий свое дело, вряд ли заметил. Вторая анафора «…мы пахали! …Мы сбили! Мы решили!» делает акцент на собирательности путем использования местоимения «мы», позволяющего недостойным людям, бездельникам – дмитриевским Мухам – ассоциировать себя с теми, кто действительно работает или принимает ответственные решения.
Автор прямо указывает читателям, что описанный в басне придуманный сюжет является для многих в реальной жизни поучительным примером: об этом прямо говорит антитеза – «от басни … до были», – включающая лукавое «нечаянно». Конечно, поэт делает это намеренно. Яркая метафора – «тащился на покой» – иллюстрирует мастерство поэта, способного одним словом описать изнуренное работой животное.
Лексический повтор вопроса «Откуда?» говорит о внутренней пустоте: желая поднять свою значимость, Муха повторяет вопрос собеседницы – ей просто нечего сказать. Автор всего двумя словами – «поднявши нос» – сумел передать основные черты характера своего персонажа: заносчивость, напускную важность, желание выдать себя за того, кем он не является, по сути – введение в заблуждение.
Инверсия – «бык с плугом на покой тащился», «Муха у него сидела», «они дорогой повстречали», «от этой был вопрос», «та … в ответ ей говорит» – является характерным приемом басенного жанра, так как при лаконизме изложения позволяет интонационно выделять значимые слова и обороты.
Небольшая по объему басня поднимает ряд морально-нравственных проблем. И это не только тщеславие. Она повествует о людях, которые предпочитают держаться «в орбите» сильных мира сего, купаться в лучах их славы, пока они успешны, и даже получать некоторые материальные бонусы. Но когда ситуация меняется, такие прилипчивые мухи тут же покидают своих бывших благодетелей, норовя еще и побольнее укусить их на прощанье. По долгу службы самому И. И. Дмитриеву приходилось вступать в конфликт с влиятельными лицами, и его принципиальность часто становилась помехой в продвижении по службе – он даже становился жертвой доноса.
Ситуация, описанная в басне, очень распространена независимо от исторического контекста, поэтому произведение было актуально и двести лет назад, и сегодня, когда проблема «быть или казаться» стоит особенно остро.
Бык с плугом на покой тащился по трудах что означает
Одним из старейших жанров литературы является басня.
Басня состоит из повествовательной части, которая часто похожа на сказку, и поучительной части, которая содержит мораль.
Басня – небольшое произведение, часто в стихотворной форме, построенное на иносказании (аллегории) и содержащее нравоучение (мораль).
Аллегория — одна из форм иносказания, когда конкретный образ используется для выражения отвлеченного понятия или суждения.
Мораль — логический, поучительный вывод из чего-нибудь.
Басня, как и мифы, появилась в глубокой древности, когда человек изучал окружающий мир и стремился найти своё место в нём.
Особое место в становлении и развитии этого жанра принадлежит Древней Греции. Учёные считают, что первая басня, дошедшая до нас, создана Гесиодом (VIII-VII вв. до н.э.) – это притча о соловье и ястребе, обращенная к жестоким и несправедливым правителям.
Но, по преданиям, основоположником басни считают популярного древнегреческого поэта Эзопа, который жил в VI веке до нашей эры. Эзоп был рабом, некрасивым и хромым, но он был умным и мудрым человеком. Своими короткими поучительными рассказами он пытался повлиять на людей. Несмотря на то, что Эзоп использовал в своих баснях иносказания, многие знатные люди узнавали в них себя. Не всем это нравилось.
Тогда Эзопа ложно обвинили в воровстве. Жрецы приказали сбросить в море со скалы мудрого раба, чтобы он не смущал своих слушателей.
Талантливый человек погиб, но его басни живут среди нас в переводе и обработке других баснописцев.
Эзоп создал около 426-ти басен. Из них особую известность получили басни о сыновьях, которые перекопали виноградник, когда искали сокровище, оставленное отцом;
о свинье, подрывающей корни дерева, плоды которого были её едой;
о лисице, которая так и не сумела достать желанный виноград и заявила, что он ещё зелёный.
Эзоповы басни отличаются краткостью и лаконичностью, мораль его произведений проста, но от этого она не теряет своей ценности.
Героями басен выступают различные животные, а поучительный урок преподносится не прямо, а через иносказания. Эту иносказательную речь поучительных историй называют эзоповым языком.
В XVII в. древний жанр был возвеличен французским писателем Жаном де Лафонте́ном. Лафонтен заключил басню в изящную стихотворную форму. До него басня в основном писалась в прозе.
В отличие от античных авторов, Жан де Лафонте́н пишет развёрнутые, полные жизни, действий и диалогов остроумные стихотворные повествования. В своих баснях он опирается на народную мудрость.
Басня под пером Лафонтена стала самым любимым жанром литературы XVII-XVIII веков. В эпоху Просвещения басня стала средством борьбы за гражданские права. Крупнейший немецкий драматург, поэт Готхольд ЛЕссинг писал, что ни на одном виде стихотворений он не сосредотачивал своего внимания больше, чем на басне. Лессинг считал, что басня — это глубокое философское размышление, работа ума и сознания.
Русская литература обратилась к басне в XVIII веке. Утвердил этот жанр в русской поэзии Александр Петрович СумарОков. Он смело вводил в свои произведения народные выражения, пословицы, поговорки.
Сумароков считал, что склад басни должен быть шутливым. В баснях Александра Петровича остро высмеивались проворовавшиеся чиновники, невежественные дворяне и бессовестные торгаши.
Назидательные басни писал и Иван Иванович Дмитриев — русский поэт, баснописец.
Родился он 21 сентября 1760 года в селе Богородском Казанской губернии в имении отца Ивана Гавриловича. Его мать, Екатерина Афанасьевна, принадлежала к богатому роду.
Мальчик получил домашнее образование, несколько лет обучался в частном пансионе в Симбирске.
Весной 1774 года отправился в Петербург на службу в лейб-гвардии Семёновский полк. В 17 лет принялся сочинять стихи.
В 1795 году в Московской университетской типографии вышло первое издание его стихотворений под заглавием «И мои безделки».
В 1796 году он получил чин капитана гвардии и взял годовой отпуск с намерением выйти в отставку. Однако был неожиданно арестован по обвинению в подготовке покушения на Павла I. После выяснения недоразумения пользовался особыми милостями императора и с 1797 года состоял на штатской службе.
В конце 1799 года добился отставки, поселился в Москве и целиком отдался литературной работе.
Однако в 1806 году вернулся на службу, исполняя сенаторские обязанности в Москве. В 1810 году был назначен членом Государственного совета и министром юстиции.
По окончании Отечественной войны в 1814 году попросил об отставке и уехал в Москву, где с 1816 по 1819 годы состоял председателем комиссии для оказания помощи жителям Москвы, пострадавшим от нашествия французов. Последние годы своей жизни провёл почти безвыездно в Москве. Скончался Иван Иванович Дмитриев в Москве 15 октября 1837 года. Похоронен на Донском кладбище в Москве.
Перу поэта принадлежат 80 басен. На родине Ивана Ивановича Дмитриева называли «русским Лафонтеном». Басня «Муха» — непреходящий символ деликатной басни Ивана Дмитриева. Ей уже свыше двухсот лет.
Вы не раз слышали выражение «мы пахали», конечно, не задумываясь о том, откуда оно появилось. Это фраза из басни Ивана Дмитриева «Муха». Выражение было подхвачено сразу после опубликования произведения, уже в течение нескольких столетий оно используется в нашем лексиконе.
Начало басни повествует о Мухе, сидящей на рОге у быка, который после праведных трудов с плугом тащится на покой.
По пути домой Муха встречает свою сестру, и на её вопрос «Откуда ты?» высокомерно заявляет: «Откуда? — мы пахали».
Автор не уточняет, где была Муха во время пахоты: может сидела и бездельничала на рогах у быка, а может ловко присоединилась к нему во время возвращения домой. Но она не преминула гордо сообщить о сопричастности к делу. В конце произведения – заключительное рассуждение, мораль. Нередко приходится слышать о том, что кто-то, не имеющий никакого отношение к делу, примазывается к чужим трудовым победам и заявляет: «мы решили», «мы сделали». Зачем следовать истине, когда можно спокойно хвастануть. Сталкиваясь с бездельниками, присваивающими себе результаты чужого труда, примазывающимися к славе других, люди вспоминают крылатое выражение: «Мы пахали».
Обратимся к тексту басни:
Бык с плугом на покой тащился по трудах;
А Муха у него сидела на рогах,
И Муху же они дорогой повстречали.
«Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос.
А та, поднявши нос,
В ответ ей говорит: «Откуда? — мы пахали!»
В морали басни и виден лёгкий, но не менее укоряющий смех баснописца над ленью и хвастовством.
От басни завсегда
Нечаянно дойдешь до были.
Случалось ли подчас вам слышать, господа:
«Мы сбили! Мы решили!»
Ответ Мухи — «Мы пахали» — стал крылатым выражением.
Муха смогла приписать себе чужие трудовые достижения просто потому, что она оказалась рядом и сумела воспользоваться ситуацией.
Фраза прижилась потому, что описанная ситуация слишком типична, она шагает из века в век.
Басни всегда обладают поучительным концом, который в полной мере раскрывает ошибку, сделанную героем.
Они учат нас смотреть на жизнь более осмысленно и анализировать собственное поведение — ведь именно мы сами порой можем оказаться виновниками своих неудач.
Поэтому басни полезно читать как детям, так и взрослым, ведь они помогают помнить о простых, но мудрых истинах жизни.
Остались вопросы по теме? Наши репетиторы готовы помочь!
Подготовиться к ЕГЭ, ОГЭ и другим экзаменам
Подготовиться к поступлению в любой ВУЗ страны
Басня Дмитриева «Муха»
Автор: | Дмитриев И. И. (1736—1818) |
Год написания: | 1805 |
Год издания: | 1805 |
Жанр: | Басня |
Описание
В произведении рассказывается о Быке, который целый день пахал. Когда наступило время отдыха, он мог вернуться домой. Поэтому шёл по дороге. Вместе с ним домой возвращалась Муха, которая всё время просто отсидела у Быка на рогах. Когда же бездельница встретила свою приятельницу, то стала хвалиться и говорить, что они вместе с Быком «пахали».
Сатира и сюжет
В произведении явно выделены две части, как это всегда бывает в басне. Сюжет развивается последовательно.
Муха и Бык
Муха и Бык с плугом возвращаются с поля. Если Бык устал от работы за целый день и еле идёт, то Муха довольна, так как она просто едет верхом. Ей даже лететь не надо самой. Есть на ком спокойно ехать до места назначения.
Муха-лентяйка и её Муха-приятельница
Муху-лентяйку увидела её приятельница, которая поинтересовалась, откуда они идут вместе с Быком. Лентяйка с задранным вверх носом ответила, что «они пахали». Она говорила это, хвастаясь, как будто тоже очень устала. Создаётся впечатление, что она сама верит своим словам о том, как много работала.
Мораль басни
Мораль проста: всегда найдутся люди, которые без зазрения совести присвоят себе плоды чужого труда. Они в обществе самые настоящие паразиты, которые просто живут за счёт других, не принося никакой пользы. И часто у таких паразитов жизнь и профессиональная карьера складывается более удачно, чем у тех, кто действительно «пашет».
На протяжении всей басни в ней присутствует незримый автор, который высмеивает лентяев, паразитов, хвастунов. Это те пороки, которые свойственны каждому человеку. В жизни многим людям приходилось общаться с лентяями, хвастунами и приспособленцами. Именно эти отрицательные качества высмеиваются в произведении.
Басня «Муха» полностью
Бык с плугом на покой тащился по трудах;
А Муха у него сидела на рогах,
И Муху же они дорогой повстречали.
«Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос.
А та, поднявши нос,
В ответ ей говорит: «Откуда? — мы пахали!»
От басни завсегда
Нечаянно дойдешь до были.
Случалось ли подчас вам слышать, господа:
« Мы сбили! Мы решили!» 1805 г.
Интересные факты
Басне «Муха» уже более двухсот лет (была написана в 1805 году), однако и в наши дни она не потеряла своей актуальности. Первоначально произведение было написано на французском языке поэтом Пьером Вилье (1648–1728). Иван Дмитриев перевёл мудрую, поучительную басню на русский язык.
Теперь понятно, откуда пошло выражение «мы пахали», которое сегодня употребляется в речи довольно часто, пошло именно из произведения Ивана Ивановича Дмитриева. Многие по этой причине, говорят, что басня называется «Мы пахали».
«Муху» полюбили не только читатели в нашей стране, но и за её пределами. Известно, что немецкий поэт Ганс Бауман перевёл басню на свой родной язык.
Детский час
для детей и родителей
Басня Дмитриева «Муха»
Басня «Муха» — непреходящий символ деликатной басни Ивана Дмитриева. Ей уже свыше двухсот лет. Все мы не раз слышали выражение «мы пахали», порой не задумываясь о том, откуда оно к нам пришло. А между тем это изречение — из басни Дмитриева «Муха». Оно было подхвачено сразу после опубликования произведения, и вот уже в течение нескольких столетий используется в нашем лексиконе.
Басня Дмитриева «Муха» есть не что иное, как перевод басни французского поэта Пьера Вилье, восходящей, в свою очередь, к античной басне. По другим сведениям – французский автор к басенному жанру никогда не обращался, и произведений, где главным героем была бы муха, у него нет.
Начало басни повествует о Мухе, сидящей на роге у Быка, который после праведных трудов с плугом тащится на покой.
По пути домой Мухе встречается сестра, и на ее вопрос «Откуда ты?», высокомерно заявляет: «Откуда? — Мы пахали». Автор не уточняет, где была Муха во время пахоты: так и ютилась на роге у Быка, пребывая в полном бездействии, или ловко присоединилась к нему во время возвращения домой. Но она не преминула гордо сообщить сестре о сопричастности к делу. В конце произведения – мораль (заключительное рассуждение).
В жизни нам нередко приходится констатировать факт, что кто-то, не имеющий никакого отношение к делу, примазывается к чужим трудовым победам и заявляет (как в басне И.Дмитриева «Муха»): «Мы решили», «Мы сбили».
Да, порой мы сталкиваемся с ситуацией, когда кто-то, совершенно не заботясь об истинном положении вещей, беззастенчиво присваивает себе чужие достижения. Зачем следовать истине, когда можно спокойно хвастануть?
Ответ Мухи — «Мы пахали» пошел в народ и стал некой идиомой. Почему она прижилась? Потому что описанная ситуация слишком типична, она шагает из века в век.
Как стало возможным то, что Муха смогла приписать себе чужие трудовые достижения? Просто потому, что она оказалась рядом, и сумела воспользоваться ситуацией.
Басня Дмитриева «Муха» популярна не только в России, но и в других странах. Так, например, в двух разных вариантах она переведена на немецкий язык. Басня существует в немецком переводе Ганса Бауманна в антологии «Russische Lyrik 1185–1963». Автор второго варианта — Уве Грюнинг.
Автор текста: Ирис Ревю
И.Дмитриев «Муха»
Бык с плугом на покой тащился по трудах;
А Муха у него сидела на рогах,
И Муху же они дорогой повстречали.
«Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос.
А та, поднявши нос,
В ответ ей говорит: «Откуда? — мы пахали!»
От басни завсегда
Нечаянно дойдешь до были.
Случалось ли подчас вам слышать, господа:
«Мы сбили! Мы решили!»
Вопросы к басне И.Дмитриева «Муха»
Сколько героев в басне «Муха»?
Какие слова подтверждают то, что бык — труженик?
Почему Муха решила сказать сестре, что она работала?
Чему учит эта басня?
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.