технология традиционного обучения представляет собой педагогику
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я. А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.
Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются следующие:
-учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;
-класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию.
Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня:
-урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают пал одним и тем же материалом;
-работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;
-учебные книги (учебники) применяются в основном для домашней работы.
В советской педагогике цели обучения формулировались так:
-формирование системы знаний, овладение основами наук;
-формирование основ научного мировоззрения;
-всестороннее и гармоничное развитие каждого ученика;
-воспитание идейно убежденных борцов за коммунизм, за светлое будущее всего человечества;
-воспитание сознательных и высокообразованных людей, способных как к физическому, так и к умственному труду.
По содержанию цели ТО ориентированы преимущественно на усвоение знаний, умений, навыков (ЗУН), а не на развитие личности (всестороннее развитие было декларацией).
Массовая школа с традиционной технологией по-прежнему является «школой знаний», сохраняет примат информированности личности над ее культурой, преобладание рационально-логической стороны познания над чувственно-эмоциональной.
Концептуальные положения. Концептуальную основу ТО составляют принципы педагогики, сформулированные еще Я. А. Коменским:
-научность (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные);
-природосообразность (обучение определяется развитием, не форсируется);
-последовательность и систематичность (последовательная линейная логика процесса, от частного к общему);
-доступность (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых ЗУН);
-сознательность и активность (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд);
-наглядность (привлечение различных органов чувств к восприятию);
-связь теории с практикой (определенная часть учебного процесса отводится на применение знаний);
-учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Обучение обладает подавляющим приоритетом перед воспитанием. Учебные и воспитательные предметы не взаимосвязаны. Клубные формы работы занимают в объеме финансирования 3 % от академических. В воспитательной работе процветают педагогика мероприятий и негативизм воспитательных воздействий.
Авторитаризм процесса обучения проявляется в:
-регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур («школа насилует личность»);
-ориентации на среднего ученика («школа убивает таланты»).
Методы усвоения знаний основываются на:
-сообщении готовых знаний;
-обучении по образцу;
-индуктивной логике от частного к общему;
Процесс обучения как деятельность в ТО характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда школьника.
В составе учебной деятельности ребенка:
-самостоятельное целеполагание отсутствует, цели обучения ставит учитель;
-планирование деятельности ведется извне, навязывается ученику вопреки его желанию;
-итоговый анализ и оценивание деятельности ребенка производятся не им, а учителем, другим взрослым.
Оценивание деятельности учащихся. Традиционной педагогикой разработаны критерии количественной пятибалльной оценки знаний, умений и навыков учащихся по учебным предметам; требования к оценке: индивидуальный характер, дифференцированный подход, систематичность контроля и оценивания, всесторонность, разнообразие форм, единство требований, объективность, мотивированность, гласность.
Однако в школьной практике ТО обнаруживаются отрицательные стороны традиционной системы оценок.
Отметка как результат познавательной деятельности часто отождествляется с личностью в целом, сортирует учащихся на «хороших» и «плохих».
Названия «троечник», «двоечник» вызывают чувство ущербности, унижения, либо приводят к индифферентности, равнодушию к учебе. Ученик по своим посредственным или удовлетворительным оценкам сначала делает заключение о неполноценности своих знаний, способностей, а затем и своей личности (Я-концепция).
К традиционным технологиям относят и лекционно-семинарско-зачетную систему (форму) обучения: сначала учебный материал преподносится классу лекционным методом, а затем прорабатывается (усваивается, применяется) на семинарских, практических и лабораторных занятиях, и результаты усвоения проверяются в форме зачетов.
Представленные ниже сценарии уроков по различным дисциплинам дают учителю представление о практическом решении дидактических задач.
Технологии личностно-ориентированного образования
Принципиально важным моментом для понимания сущности педагогической технологии является определение позиции ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий.
Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процес о, а ученик есть лишь «объект», «винтик». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.
Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические тех ое й ия в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений.
Личностно-ориентированные технологии характеризуются:
-ставят цель разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:
-технологии свободного воспитания;
Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
Истоки развития личностно-ориентированной педагогической технологии содержатся в положениях диалоговой концепции культуры Бахтина- Библера, где обоснованно ею идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания. «Диалогические отношения… это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение … Где начинается сознание, там начинается и диалог» (В. С. Библер).
Поддержка выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Это ответ на естественное доверие детей, которые ищут у учителя помощи и защиты, это понимание их беззащитности, и сознание собственной ответственности за детскую жизнь, здоровье, эмоциональное самочувствие, развитие.
Поддержка основывается на трех принципах деятельности Ш. Амонашвили:
-очеловечить среду, в которой он живет;
-прожить в ребенке свое детство.
Чтобы поддерживать ребенка, считал В. А. Сухомлинский, педагог должен сохранять в себе ощущение детства; развивать в себе способность к пониманию ребенка и всего, что с ним происходит; мудро относиться к поступкам детей; верить, что ребенок ошибается, а не нарушает с умыслом; защищать ребенка; не думать о нем плохо, несправедливо и, самое важное, не ломать детскую индивидуальность, а исправлять и направлять ее развитие, памятуя о том, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.
Доклад по теме: Традиционные технологии обучения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ГБПОУ НРПК, мастер производственного обучения, высшей категории
Стригунова Галина Фёдоровна
Традиционные технологии обучения.
Традиционные технологии обучения используют:
Недостатки традиционного обучения многочисленны, например:
1) усредненный общий темп изучения материала,
2) единый усредненный объем знаний, усваиваемых студентами,
3) большой удельный вес знаний, получаемых студентами в готовом виде через преподавателя без опоры на самостоятельную работу по приобретению этих знаний, в результате студенты «разучиваются думать»,
4) почти полное незнание преподавателем, усваиваются ли студентами сообщаемые знания,
5) преобладание словесных методов изложения материала, создающих объективные предпосылки рассеивания внимания,
6) затрудненность самостоятельной работы у студентов с учебником из-за недостаточной расчлененности учебного материала,
7) преобладание нагрузки на память студентов, так как надо по памяти воспроизводить учебный материал; у кого лучше память, тот успешнее воспроизводит, но в будущей профессиональной деятельности эти методы заучивания и точного по памяти воспроизведения информации не требуются, не применяются, и с другой стороны, студент не подготовлен к тем формам работы, которые встретятся в профессиональной практике (умение находить нужную информацию для определения производственного решения, умение находить самостоятельное творческое решение в сложны ситуациях). Таким образом, при традиционном обучении наблюдается разрыв между требованиями, которые предъявляются к человеку в процессе обучения, и теми, которые возникают в реальной профессиональной деятельности
Педагогическое проектирование процесса, ситуаций, технологий обучения.
Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или коммуникативная.
А.С. Макаренко в отечественной педагогике по праву может считаться основоположником теории и практики педагогического проектирования. Воспитательный процесс он рассматривал как особым образом организованное «педагогическое производство». Он был противником стихийности процесса воспитания и выдвигал идею разработки «педагогической техники». Разрабатывая «советскую воспитательную технику» А.С. Макаренко на практике усовершенствовал «технику дисциплины», «технику разговора педагога с воспитанником», «технику самоуправления», «технику наказания». Продуманность действий, их последовательность были направлены на проектирование в человеке всего лучшего, формирования сильной, богатой натуры.
В 1989 г. появляется первый самостоятельный труд по педагогическому проектированию известного педагога В.П. Беспалько. Огромным стимулом в развитии педагогического проектирования является распространение вычислительной техники. С ее приходом в образование стала меняться методика обучения в направлении ее технологизации. Появились информационные технологии обучения. Но как бы сильно они были развиты, они всегда представляют собой лишь разновидность педагогических технологий, где далеко не всегда используется ЭВМ.
Педагогическое проектирование состоит в том, чтобы создавать предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозировать ее результаты.
Объектами педагогического проектирования могут быть: педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации.
Самым крупным объектом педагогического проектирования являются педагогические системы.
Педагогические системы бывают малыми, средними, большими и супербольшими. К малым системам относятся отдельные системы воспитания учащихся. Например, в ПТУ есть системы производственного обучения, внеучебной деятельности учащихся, профессиональной ориентации, правового воспитания.
К системам средней величины относятся системы деятельности учебного заведения в целом, его работы с учащимися и их родителями, предприятием, предпринимателем и т.п. Это системы с внешними связями и связями малых систем между собой.
К большим подсистемам относятся системы образования района, города, области. Это, как правило, большие социально-педагогические комплексы, куда входят помимо школ и училищ учреждения культуры, производства, сфера быта и бытового обслуживания, а также управление данным регионом.
Суперсистемы (сверхбольшие системы) создаются для крупных по размеру и целям регионов, республик в целом.
Каждая система имеет свое назначение (цель) и, следовательно, свой набор компонентов.
Значение компонентов при проектировании любых педагогических систем обязательно, хотя их полный набор не всегда обеспечивается деятельностью педагогов.
Педсистемы – это особые образования. Каждой из них присущи свои специфические признаки:
— они всегда имеют цель – развитие учащихся и педагогов и их защиту от негативных воздействий среды;
— ведущим звеном в этих системах всегда является учащийся (воспитанник);
— любая из них строится и действует как система открытая, т. е. способная измениться под влиянием внешних воздействий и даже принимающая эти воздействия, смягчающая, усиливающая или нивелирующая их.
Педагогический процесс и педагогические ситуации
Педагогический процесс есть главный для педагога объект проектирования.
Педагогический процесс есть объединение в единое целое тех компонентов (факторов), которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии.
Ситуации всегда конкретны, они создаются или возникают в процессе проведения урока, экзамена, экскурсии и, как правило, разрешаются тут же. Проектирование педситуации входит в проектирование самого процесса.
Значение педситуации огромно. Собственно, через них проявляется педпроцесс. Эта клеточка концентрирует в себе все достоинства и недостатки педпроцесса и педсистемы в целом. Выражаясь как конкретные воспитательные отношения, педситуации реализуют их возможности.
Структура педситуации внешне проста. В нее входят два субъекта деятельности (педагог и учащийся) и способы их взаимодействия. Но эта простота обманчива. Взаимодействие участников педситуации строится как реализация их сложного внутреннего мира, их воспитанности и обученности.
Педситуации могут возникать стихийно или предварительно проектироваться. Но и те, что возникли стихийно, разрешаются продуманно, с предварительным проектированием выхода из них.
Феномен педагогической ситуации состоит в том, что, будучи интегративной по сути, она одна и даже набор ситуаций не могут заменить ни форму, ни систему в педагогике. Нельзя из ситуаций создать форму, как нельзя из форм создать педагогическую систему.
Проектирование педагогических ситуаций происходит как процесс «подгонки» педагогического процесса под конкретных людей, оперативного учета реальной обстановки в ее мельчайших звеньях.
Любой педагог участвует в проектировании трех типов объектов: педагогических систем, процессов и ситуаций.
Этапы педагогического проектирования
Этапы педагогического проектирования
Формы и принципы педагогического проектирования
Остановимся на формах проектирования, которые приняты сейчас в нашей системе образования. Рассмотрим две из них.
Например, концепция профессионально-технического образования включает изложение общей методологии (основополагающей теории), раскрывающей роль и место профтехобразования в общественно-экономической системе страны и в системе образования. Методологический уровень концепции предполагает описание профессионально-технического образования как части целого, в котором оно функционирует. В концепцию также входит изложение других теоретических положений о непосредственной организации ПТО: его цели, задачи, принципы, направления развития, предполагаемая структура, кадры, права и обязанности, финансирование, материально-техническое и учебно-методическое обеспечение, описание аппарата управления.
Так строятся концепции для школьной, профессионально-технической и вузовской систем.
Педагогическое проектирование есть механизм разработки технологии в педагогической теории и практике.
Принципы педагогического проектирования.
Подчиняйте проектируемые педсистемы, процессы, ситуации реальным потребностям, интересам и возможностям своих воспитанников.
Не навязывайте учащимся выполнение своих проектов, конструктов, умейте отступить, заменить их другими.
Жестко и детально не проектируйте, оставляйте учащимся и себе возможность для импровизации.
При проектировании педагогу рекомендуется ставить себя на место учащегося и мысленно прогнозировать его поведение, чувства, возникающие под влиянием создаваемой для него системы, процесса или ситуации.
2. Принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций означает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению.
Не останавливайтесь на одном проекте, имейте в запасе еще один два проекта, тоже обеспечивающих достижение цели.
Жизнь всегда разнообразнее и неожиданнее любых проектов. Особенно это проявляется в педагогике. Нельзя допустить, чтобы какой-либо план, пособие, сценарий оказывали насильственное влияние на воспитанника, ломали его волю. Педагог располагает достаточным количеством методов, средств, форм» а также разнообразным содержанием, чтобы выбрать именно то, что нужно его воспитанникам, помогает им расти и развиваться
Проектирование педагогического объекта
Охарактеризуем каждое действие по проектированию педагогического объекта.
1. Анализ объекта проектирования требует прежде всего определить, что именно мы проектируем: систему, процесс или ситуацию?
Анализ объекта проектирования предполагает прежде всего рассмотрение его структур, состояние каждой из них в отдельности, а также связей между ними. В ходе анализа выясняются слабые стороны, недостатки объекта с точки зрения общественно-государственных и личностных требований к нему. В результате анализа выявляется противоречие, т.е. наиболее существенное несоответствие между компонентами объекта или состоянием его в целом и требованиями к нему. Именно этот узел затем будет подвергаться изменениям в ходе проектирования.
3. Методическое обеспечение проектирования включает создание инструментария проектирования: заготовление схем, образцов документов и т.д. Хорошо иметь несколько вариантов каждого документа для выбора наиболее удобной и целесообразной структуры. Сюда входит и содержательное обеспечение проектирования педпроцессов или ситуаций. Например, рекомендуется иметь поурочные папки. В них преподаватель накапливает разнообразный материал по отдельной теме для учебной группы, имеющей конкретную специальность.
Реализация проекта зависит от размера учебных площадей, их оборудования, внешнего вида и многого другого.
Каждый метод по-своему трудоемкий, содержание тоже требует определенного времени для своей передачи и усвоения. Каждая форма рассчитана на определенную продолжительность.
5. Материально-техническое обеспечение предоставляет педагогическую технику и средства для осуществления непосредственно самой деятельности по проектированию.
Можно выделить пять эпох развития педагогической деятельности:
8. Установление связей и зависимостей компонентов является центральной процедурой проектирования. Существует множество видов связей между компонентами в системе, процессе или ситуации. Основные из них: связи происхождения (порождения), построения, содержания и управления.
9. Составление документа, как правило, проводится с учетом соответствующего общепринятого алгоритма, т.е. перечня обязательных разделов и их структурного построения.
12. Корректировка проекта совершается после терпеливого экспериментирования и широкой экспертной оценки. Получив замечания, определив недостатки, создатели проекта еще раз пересматривают его, редактируют, выправляют, обогащают. Все это и есть корректировка.
Презентация «Традиционные педагогические технологии»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Традиционные педагогические технологии
Традиционная педагогическая технология Термин «традиционное обучение» подразумевает классно-урочную организацию обучения. Отличительные признаки традиционной технологии: учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, сохраняющий в основном постоянный состав на весь период школьного обучения; класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию; основная единица занятий — урок; урок посвящен одному учебному предмету, теме, учащиеся класса работают над одним и тем же материалом; работой учащихся на уроке руководит учитель; учебные книги (учебники) применяются в основном для домашней работы.
Понятие «педагогические технологии» Технология обучения — системная категория, структурными составляющими которой являются: цели обучения; содержание обучения; средства педагогического взаимодействия; организация учебного процесса; ученик, учитель; результат деятельности.
Традиционная педагогическая технология Цели обучения — подвижная категория, включающая в зависимости от ряда условий те или иные составляющие. по своему характеру цель технологий обучения (ТО) — это воспитание личности с заданными свойствами. по содержанию цели ТО ориентированы преимущественно на усвоение знаний, умений, навыков (ЗУН), а не на развитие личности. В современной школе цели несколько видоизменились — исключена идеологизация, снят лозунг всестороннего гармонического развития, произошли изменения в характере нравственного воспитания, но парадигма представления цели в виде набора запланированных качеств (стандартов обучения) осталась прежней. Школа с традиционной технологией по-прежнему является «школой знаний».
Традиционная педагогическая технология Концептуальную основу составляют принципы педагогики, сформулированные Я. А. Коменским: научность; природосообразность; последовательность и систематичность; доступность; прочность; сознательность и активность; наглядность; связь теории с практикой; учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Традиционная педагогическая технология Особенности методики Традиционная технология представляет собой прежде всего авторитарную педагогику требований. Авторитаризм процесса обучения проявляется в: регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур («школа насилует личность»); централизации контроля; ориентации на среднего ученика («школа убивает таланты»). Позиция ученика: ученик — подчиненный объект обучающих воздействий, ученик «должен», ученик — еще не полноценная личность, бездуховный «винтик». Позиция учителя: учитель — командир, единственное инициативное лицо, судья («всегда прав»); старший (родитель) учит; «с предметом к детям», стиль «разящие стрелы».
Традиционная педагогическая технология Методы усвоения знаний основываются на: сообщении готовых знаний; обучении по образцу; индуктивной логике от частного к общему; механической памяти; вербальном изложении; репродуктивном воспроизведении. Процесс обучения как деятельность характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда школьника. В составе учебной деятельности ребенка: самостоятельное целеполагание отсутствует, цели обучения ставит учитель; планирование деятельности ведется извне, навязывается ученику вопреки его желанию; итоговый анализ и оценивание деятельности ребенка производятся не им, а учителем, другим взрослым. Оценивание деятельности учащихся (количественная оценка — отметка ).
Традиционная педагогическая технология Положительные стороны Отрицательные стороны Систематический характер обучения Шаблонное построение, однообразие Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала Нерациональное распределение времени урока На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней усвоения перекладывается на домашние задания Организационная четкость Учащиеся изолируются от общения друг с другом Отсутствие самостоятельности Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя Пассивность или видимость активности учащихся Слабая речевая деятельность (среднее время говорения ученика 2 минуты в день) Слабая обратная связь. Усредненный подход Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении Отсутствие индивидуального обучения
Эффективность традиционной педагогической технологии ЭКОНОМНОСТЬ Её применение не требует большого количества времени, чтобы сформировать у воспитанников большой объем знаний. Это и привлекает педагога.
Номер материала: ДБ-414313
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Пензенской области запустят проект по снижению административной нагрузки на учителей
Время чтения: 1 минута
В проекте КоАП отказались от штрафов для школ
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
В Северной Осетии организовали бесплатные онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.