технология творческого развивающего обучения была разработана

Технология творческого развивающего обучения (И.П. Волков)

Волков Игорь Павлович российский педагог-новатор, представитель педагогики сотрудничества, учитель черчения и рисования из г. Ре­утов Московской области. Разработал технологию творческого развивающего обучения (иначе: «Школа творчества»).

Цель технологии:выявление, учет и развитие творческих способностей личности на основе свободного выбора ребенком внеурочной деятельности.

Концептуальные идеи:

1. Обучение по двум равноценным магистральным направлениям:

а) изучение единой для всех базовой програм­мы;

б) творческая деятельность учащихся, ориентированная на создание конкретного продукта (изделия, литературного, художественного или музыкального произведения, изобретения, исследования). Формы этого второго направления – в основном внеклассные работа (кружки, факультативы, олимпиады) составляют единую систему.

При этом есть одно условие: любая работа ученика должна иметь выход на конкретный продукт(изделие, модель, макет, устройство, сочинение, литературное и музыкальное произведение, рационализация и т. п.).

2. Блочно-параллельная структура учебного материала.

3. Выявление, учет и развитие творческих способностей (твор­ческие книжки и дневники).

Возрастные этапы технологии:

Начальные классы: обучение первоначальным навыкам самостоятельной и творческой работы по 20–25 видам работ (рисование, черчение, резьба и инкрустация по дереву, макеты, модели, лепка, папье-маше, изделия из соломки, перспектива, механика, сочинение сказок и др.). С этой целью проводятся «уроки творчества», игровые формы творческой деятельности. Младшие школьники знакомятся с произведениями искусства, техническими устрой­ствами, эталонами отношений людей, делают первые в своей жизни педагогические пробы. У школьников формируется коллективно-оценочное отношение к своим продуктам творчества, продуктам товарищей.

Средние классы: техническое творчество по широкому кругу прикладных отраслей (моделиро­вание, радиолюбительство, конструирование и т.д.); участие в литературных, театральных, музыкальных мероприятиях; изобразительное творчество.

Старшие классы: выполнение творческих проектов исследовательской и социальной направленности; создание литературных, художественных и музыкальных произведений.

Результаты творчества оцениваются: похвала за любую инициативу; публика­ция работы; выставка работ; награждение грамотами, дипломами; присвоение зва­ний.

Важнейшие педагогические изобретения И.П. Волкова – творческие комнаты и творческие книжки.

Творческие комнаты – особая форма внеклассной работы учащихся. В школе И.П. Волкова есть различные творческие комнаты: физическая, химическая, биологическая, для изготовления недействующих изделий (макетов, скульптур), для изготовления действующих изделий, литературная и художественная студии. В каждой творческой комнате идет свой оригинальный процесс обучения, который создает учитель. Например, в литера­турной творческой комнате ученики, независимо от воз­раста, обучаются правилам написания литератур­ных произведений разных жанров; в биологической – проводят исследования, опыты; в технической – овладевают профессиональными навыками работы инст­рументами и на станках, а также конструи­рования, изобретательства.

Творческая книжка школьника–доку­мент, в котором отмечаются все самостоятельные творческие работы, выполненные учащимся сверх учебной программы. Там же дается характеристика качеств личности, проявившихся в той или иной деятельности. При выдаче книжка заверяется печатью на каждом развороте и служит своеобразным приложением к аттестату за курс школы. На основании этой книжки можно с большой точностью определить те виды труда, где ученик сможет достичь наибольших успехов в профессиональной деятельности, определить его потенциальные возможности в ней.

Источник

Технология творческого развивающего обучения (И.П. Волков)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

технология творческого развивающего обучения была разработана. Смотреть фото технология творческого развивающего обучения была разработана. Смотреть картинку технология творческого развивающего обучения была разработана. Картинка про технология творческого развивающего обучения была разработана. Фото технология творческого развивающего обучения была разработана

Описание презентации по отдельным слайдам:

технология развивающего обучения И.П Волкова Студентка 4 курса Шубина С.М.

Цель технологии выявление, учет и развитие творческих способностей личности на основе свободного выбора ребенком внеурочной деятельности.

Концептуальные идеи: 1. Обучение по двум равноценным магистральным направлениям: а) изучение единой для всех базовой програм­мы; б) творческая деятельность учащихся, ориентированная на создание конкретного продукта (изделия, литературного, художественного или музыкального произведения, изобретения, исследования). Формы этого второго направления – в основном внеклассные работа (кружки, факультативы, олимпиады) составляют единую систему. При этом есть одно условие: любая работа ученика должна иметь выход на конкретный продукт(изделие, модель, макет, устройство, сочинение, литературное и музыкальное произведение, рационализация и т. п.). 2. Блочно-параллельная структура учебного материала. 3. Выявление, учет и развитие творческих способностей (твор­ческие книжки и дневники).

Классификационная характеристика технологий творчества По уровню применения: общепедагогические. По основному фактору развития: психогенные. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторные + развивающие. По ориентации на личностные структуры: эвристические (развитие творческих способностей). По характеру содержания: обучающе-воспитательные, светские, гуманитарные + технократические, общеобразовательные + профессиональные. По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп + индивидуальные. По организационным формам: клубные, групповые + индивидуальные.По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества. По преобладающему методу: творческие. По направлению модернизации: альтернативные. По категории обучающихся: массовые + продвинутые.

Особенности содержания по И.П.Волкову Дидактическая реконструкция учебного материала и блочно-параллельная система обучения основаны на внутрипредметных и межпредметных связях. Вместо последовательности предметов, разделов и тем традиционно построенной программы предлагается объединить узловые вопросы, на которых основан раздел, предмет или несколько предметов. Эти вопросы вводятся в кратчайшие сроки после начала обучения и изучаются одновременно, параллельно и во взаимосвязи путем выполнения практических работ по всем разделам, входящим в блок. Таких блоков может быть несколько.

Возрастные этапы технологии: Начальные классы: обучение первоначальным навыкам самостоятельной и творческой работы по 20–25 видам работ (рисование, черчение, резьба и инкрустация по дереву, макеты, модели, лепка, папье-маше, изделия из соломки, перспектива, механика, сочинение сказок и др.). С этой целью проводятся «уроки творчества», игровые формы творческой деятельности. Младшие школьники знакомятся с произведениями искусства, техническими устрой­ствами, эталонами отношений людей, делают первые в своей жизни педагогические пробы. У школьников формируется коллективно-оценочное отношение к своим продуктам творчества, продуктам товарищей.

Средние классы: техническое творчество по широкому кругу прикладных отраслей (моделиро­вание, радиолюбительство, конструирование и т.д.); участие в литературных, театральных, музыкальных мероприятиях; изобразительное творчество.

Старшие классы: выполнение творческих проектов исследовательской и социальной направленности; создание литературных, художественных и музыкальных произведений.

Мотивом деятельности детей в КТД является стремление их к самоутверждению, самовыражению. Широко используется игра, состязательность. Совместная деятельность детей и взрослых, при которой все члены группы участвуют в планировании и анализе, вносят вклад в создание социального продукта. Главной методической особенностью КТД является субъектная позиция личности.

Оценивание результатов творчества В системе И.П.Волкова разработаны творческие книжки школьника. Это документ, в котором отмечаются все самостоятельные (а не только творческие) работы, выполненные сверх учебной программы, соответствующие определенным нормам, например: 10 фотографий, 5-8 рисунков, письменные работы (рефераты, конспекты) объемом не менее 15 тетрадных страниц, музыкальный концерт длительностью не менее 10 минут и т.д. При выдаче книжка заверяется печатью на каждом развороте и учитывается при поступлении в другие учебные заведения.

Источник

Технология творческого развивающего обучения И.П. Волкова

Волков Игорь Павлович – российский педагог-новатор, представитель педагогики сотрудничества, учитель черчения и рисования. Разработал технологию творческого развивающего обучения (иначе: «Школа творчества»).

Цель технологии: выявление, учет и развитие творческих способностей личности на основе свободного выбора ребенком внеурочной деятельности.

Концептуальные идеи:

1. Обучение по двум равноценным магистральным направлениям:

а) изучение единой для всех базовой программы;

б) творческая деятельность учащихся, ориентированная на создание конкретного продукта (изделия, литературного, художественного или музыкального произведения, изобретения, исследования).

Возрастные этапы технологии:

Начальные классы: обучение первоначальным навыкам самостоятельной и творческой работы по 20–25 видам работ (рисование, черчение, резьба и инкрустация по дереву, макеты, модели, лепка, папье-маше, изделия из соломки, перспектива, механика, сочинение сказок и др.). С этой целью проводятся «уроки творчества», игровые формы творческой деятельности. Младшие школьники знакомятся с произведениями искусства, техническими устройствами, эталонами отношений людей, делают первые в своей жизни педагогические пробы. У школьников формируется коллективно-оценочное отношение к своим продуктам творчества, продуктам товарищей.

Средние классы: техническое творчество по широкому кругу прикладных отраслей (моделирование, радиолюбительство, конструирование и т.д.); участие в литературных, театральных, музыкальных мероприятиях; изобразительное творчество.

Старшие классы: выполнение творческих проектов исследовательской и социальной направленности; создание литературных, художественных и музыкальных произведений. Результаты творчества оцениваются: похвала за любую инициативу; публикация работы; выставка работ; награждение грамотами, дипломами; присвоение званий.

Важнейшие педагогические изобретения И.П. Волкова – творческие комнаты и творческие книжки.

Творческие комнаты – особая форма внеклассной работы учащихся. В школе И.П. Волкова есть различные творческие комнаты: физическая, химическая, биологическая, для изготовления недействующих изделий (макетов, скульптур), для изготовления действующих изделий, литературная и художественная студии. В каждой творческой комнате идет свой оригинальный процесс обучения, который создает учитель. Например, в литературной творческой комнате ученики, независимо от возраста, обучаются правилам написания литератур­ных произведений разных жанров; в биологической – проводят исследования, опыты.

Творческая книжка школьника – документ, в котором отмечаются все самостоятельные творческие работы, выполненные учащимся сверх учебной программы. Там же дается характеристика качеств личности, проявившихся в той или иной деятельности. При выдаче книжка заверяется печатью на каждом развороте и служит своеобразным приложением к аттестату за курс школы.

Теория решения изобретательных задач Г.С. Альтшуллера

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач – область знаний, исследующая механизмы развития технических систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач.

Цель ТРИЗ: опираясь на изучение объективных закономерностей развития технических систем, дать правила организации мышления по многоэкранной схеме. Автор ТРИЗ – Генрих Саулович Альтшуллер.

Работа над ТРИЗ была начата Г. С. Альтшуллером и его коллегами в 1946 году. Первая публикация – в 1956 году – это технология творчества, основанная на идее о том, что «изобретательское творчество связано с изменением техники, развивающейся по определённым законам» и что «создание новых средств труда должно, независимо от субъективного к этому отношения, подчиняться объективным закономерностям».

Появление ТРИЗ было вызвано потребностью ускорить изобретательский процесс, исключив из него элементы случайности: внезапное и непредсказуемое озарение, слепой перебор и отбрасывание вариантов, зависимость от настроения и т. п. Кроме того, целью ТРИЗ является улучшение качества и увеличение уровня изобретений за счёт снятия психологической инерции и усиления творческого воображения.

Основные функции и области применения ТРИЗ:

1. решение изобретательских задач любой сложности и направленности;

2. прогнозирование развития технических систем;

3. пробуждение, тренировка и грамотное использование природных способностей человека в изобретательской деятельности (прежде всего образного воображения и системного мышления);

4. совершенствование коллективов (в том числе творческих) по направлению к их идеалу (когда задачи выполняются, но на это не требуется никаких затрат).

ТРИЗ не является строгой научной теорией. ТРИЗ представляет собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники.

В результате своего развития ТРИЗ вышла за рамки решения изобретательских задач в технической области, и сегодня используется также в нетехнических областях (бизнес, искусство, литература, педагогика, политика и др.).

Вспомогательные функции ТРИЗ

1. Решение научных и исследовательских задач.

2. Выявление проблем, трудностей и задач при работе с техническими системами и при их развитии.

3. Выявление причин брака и аварийных ситуаций.

4. Максимально эффективное использование ресурсов природы и техники для решения многих проблем.

5. Объективная оценка решений.

6. Систематизирование знаний любых областей деятельности, позволяющее значительно эффективнее использовать эти знания и на принципиально новой основе развивать конкретные науки.

7. Развитие творческого воображения и мышления.

8. Развитие творческих коллективов.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 473 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, ГС. Альтшуллер, И.П. Иванов)

Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, ГС. Альтшуллер, И.П. Иванов)

Обобщенные творческие способности личности:

• самостоятельное видение проблем, аналитическое мышление;

• умение перенести ЗУН и СУД в новую ситуацию;

• видение новой стороны в знакомом объекте (альтернативное мышление);

• умение комбинировать, синтезировать ранее усвоенные способы деятельности в новые (синтетическое, комбинационное мышление).

Достижение творческого уровня развития личности может считаться наивысшим результатом в любой педагогической технологии. Но существуют технологии, в которых развитие творческих способностей является приоритетной целью, это:

— выявление и развитие творческих способностей И.П. Волкова;

— технология технического творчества (теория решения изобретательских за дач) Г.С. Альтшуллера;

— технология воспитания общественного творчества И.П. Иванова.

Они направлены на развитие различных сфер личности и имеют как общие, так и специфичные особенности.

Классификационная характеристика технологий творчества

По уровню применения: общепедагогические.

По основному фактору развития: психогенные.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторные + развивающие.

По ориентации на личностные структуры: эвристические (развитие творческих способностей).

По характеру содержания: обучающе-воспитательные, светские, гуманитарные + технократические, общеобразовательные + профессиональные.

По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп + индивидуальные.

По организационным формам: клубные, групповые + индивидуальные. По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества.

По преобладающему методу: творческие.

По направлению модернизации: альтернативные.

По категории обучающихся: массовые + продвинутые.

Акценты целей

По И.П. Волкову:

• Выявить, учесть и развить творческие способности;

• Фронтально приобщить школьников к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.

По Г.САльтшуллеру:

• Обучить творческой деятельности.

• Ознакомить с приемами творческого воображения.

• Научить решать изобретательские задачи. По И.П.Иванову:

• Воспитать общественно-активную творческую личность, способную приумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества.

Концептуальные положения

Гипотеза: творческие способности существуют параллельно и независимо от общих и специальных способностей (Я.А.Пономарев).

Школа творчества И. П. Волкова

• Компьютерный подход к обучению: детям даются алгоритмы решения конкретных задач, в первую очередь творческих; к ним прилагается информационное и исполнительское обеспечение.

• Обучение по двум равноценным направлениям: 1) единая базовая программа; 2) творческая деятельность.

• Блочно-параллельная структура учебного материала.

• Выявление, учет и развитие индивидуальных творческих способностей (творческие книжки и дневники).

• Начальный период формирования талантливости в рамках массовой школы.

• Включение важнейших для данной сферы методов науки и обобщенных способов решения проблем.

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С.Альтшуллера

• Творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все ).

• Творчеству, как любой деятельности, можно учиться.

• Включить основные и доступные школьникам типы проблем, характерные для данной сферы науки или практики.

Коллективное творческое воспитание И.П.Иванова

• Диалог всех возникающих точек зрения.

• Уважение самости ребенка, его уникальной позиции в мире.

• Социальная направленность деятельности.

• Коллективная деятельность как средство создать мощное творческое поле.

• Использование феномена группового влияния на индивидуальные способности личности.

• Создание условий для проявления и формирования основных черт творческой деятельности.

Особенности содержания по И.П.Волкову

Дидактическая реконструкция учебного материала и блочно-параллельная система обучения основаны на внутрипредметных и межпредметных связях. Вместо последовательности предметов, разделов и тем традиционно построенной программы предлагается объединить узловые вопросы, на которых основан раздел, предмет или несколько предметов. Эти вопросы вводятся в кратчайшие сроки после начала обучения и изучаются одновременно, параллельно и во взаимосвязи путем выполнения практических работ по всем разделам, входящим в блок. Таких блоков может быть несколько.

Процесс поисковой, изобретательской деятельности представляет собой основное содержание обучения.

Основным понятием теории решения изобретательских задач является противоречие. При возникновении противоречия возможны два пути его разрешения: О компромисс, примирение противоположных требований, предъявляемых, например, к определенной конструкции; 2) выдвижение качественно новой идеи или принципиально новой конструкции.

Г.С.Альтшуллер выделяет 40 типов принципов устранения технических противоречий: дробления, вытеснения, местного качества, асимметрии, объединения, универсальности, «матрешки», антивеса, предварительного напряжения, предварительного исполнения, «заранее подложенной подушки», эквипотенциальное™, «наоборот», сфероидальности, динамичности, перехода в другое измерение, частичного или избыточного решения, использования механических колебаний, периодического действия, непрерывности полезного действия, проскока, «обратить вред в пользу», обратной связи, «посредника», самообслуживания, копирования, дешевой недолговечности взамен дорогой долговечности, замены механической схемы, использования пневмои гидроконструкций, применения гибких оболочек и тонких пленок, применения пористых материалов, изменения окраски, однородности, отброса и регенерации частей, изменения физико-механических параметров объекта, применения фазовых переходов, термического расширения, сильных окислителей, инертной среды, композиционных материалов.

технология творческого развивающего обучения была разработана. Смотреть фото технология творческого развивающего обучения была разработана. Смотреть картинку технология творческого развивающего обучения была разработана. Картинка про технология творческого развивающего обучения была разработана. Фото технология творческого развивающего обучения была разработана

Рис. 18 Алгоритм организации и проведения КТД

По И.П.Иванову

Развивающее содержание состоит в переходе от близких к средним, а затем к далеким целевым перспективам. Алгоритм организации и проведения КТД (рис. 18) состоит из этапов: поиск, целеполагание и организация, прогнозирование и планирование, реализация, аналитико-рефлексивная деятельность.

Особенности методики

Общие черты рассматриваемых технологий:

— Свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно, не чувствует подчинения учителю.

— Педагогика сотрудничества, сотворчество ученика и учителя.

— Применение методик коллективной работы: мозговая атака, организационно-деятельностная игра, свободная творческая дискуссия.

— Мотивация: стремление личности к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации.

Возрастные этапы технологии

— игровые формы творческой деятельности;

— знакомство (общение) с произведениями искусства, техническими устройствами, эталонами отношений людей;

— освоение элементов творчества в практической деятельности (педагогические пробы);

— обнаружение в себе автора, способного создать какие-то творческие продукты;

— формирование коллективно-оценочного отношения к продуктам творчества людей, к своим результатам. Среднее звено:

— техническое творчество по широкому кругу прикладных отраслей (моделирование, радиолюбительство, конструирование и т.д.);

— участие в литературных, театральных, музыкальных мероприятиях;

— изобразительное творчество. Старшая ступень:

— выполнение творческих проектов, направленных на то, чтобы сделать окружающий мир лучше;

— литературные, художественные и музыкальные сочинения.

По ИЛ.Волкову

Уроки творчества для младших школьников. Содержание материала и построение обучения позволяют выявить и целенаправленно развивать задатки и способности детей, вырабатывать способность проявлять творчество в любом деле.

В методике имеют место как индивидуальные, так и коллективные приемы.

К последним относятся: эвристическая игра, мозговой штурм, коллективный поиск.

Мозговая атака (брейнсторминг), как метод коллективного генерирования идей решения творческой задачи был предложен А.Ф. Осборном. Цель этого метода заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождении от инерции мышления, преодолении привычного хода мысли в решении творческой задачи.

Основной принцип и правило этого метода — категорически запрещается критиковать предложенные участниками идеи, при этом всевозможные реплики, шутки поощряются. Успех применения метода во многом зависит от руководителя дискуссии, который должен умело направлять ход дискуссии, удачно ставить стимулирующие вопросы, осуществлять подсказки, использовать шутки, реплики.

Наиболее оптимальной по численности считается группа от 7 до 15 человек. Большую группу делят на подгруппы. Желательно, чтобы у участников был разный уровень образования, разные специальности, однако рекомендуется соблюдать баланс между участниками разного уровня активности, характера и темперамента.

Отбор идей производят специалисты-эксперты, которые осуществляют их оценку в два этапа. Вначале из общего количества отбирают наиболее оригинальные и рациональные, а потом отбирается самая оптимальная, с учетом специфики творческой задачи и цели ее решения.

По И.П.Иванову

Мотивом деятельности детей в КТД является стремление их к самоутверждению, самовыражению. Широко используется игра, состязательность.

Совместная деятельность детей и взрослых, при которой все члены группы участвуют в планировании и анализе, вносят вклад в создание социального продукта.

Главной методической особенностью КТД является субъектная позиция личности.

Оценивание

Оценивание результатов творчества: похвала за любую инициативу; публикация работы; выставка работ; награждение грамотами, дипломами; присвоение званий.

В системе И.П.Волкова разработаны творческие книжки школьника. Это документ, в котором отмечаются все самостоятельные (а не только творческие) работы, выполненные сверх учебной программы, соответствующие определенным нормам, например: 10 фотографий, 5-8 рисунков, письменные работы (рефераты, конспекты) объемом не менее 15 тетрадных страниц, музыкальный концерт длительностью не менее 10 минут и т.д. При выдаче книжка заверяется печатью на каждом развороте и учитывается при поступлении в другие учебные заведения.

В основе модели «Синектика» лежит ряд представлений об иррациональной природе творческой деятельности и предположение о возможностях ее целенаправленного построения (побуждение к поиску метафорических, символических аналогий). Специфической чертой данной модели является то, что поисковая деятельность строится как принципиально совместная (элементы КТД, мозговой штурм, отношения ответственной зависимости).

Литература

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *