связь урока с другими формами обучения
18 Связь урока с другими формами организации обучения
Урок как основная форма органично дополняется другими формами организации учебно-воспитательного процесса. Часть из них развивалась параллельно с уроком, т. е. в рамках классно-урочной системы (экскурсии, консультации, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия), другие заимствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы с учетом возраста учащихся (лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены).
Экскурсия — это специфическое учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятие, в музей, на выставку, в поле, на ферму и т.п. Как и урок, она предполагает особую организацию взаимодействия педагога и учащихся. На экскурсии наряду с наблюдениями учащихся используются рассказ, беседа, демонстрация и другие методы.
Образовательно-воспитательное значение экскурсий состоит в том, что они служат накоплению наглядных представлений и жизненных фактов, обогащению чувственного опыта воспитанников; помогают установлению связи теории с практикой, обучения и воспитания с жизнью; способствуют решению задач эстетического воспитания, развитию чувства любви к родному краю.
В зависимости от объектов наблюдения экскурсии можно классифицировать как производственные, природоведческие, краеведческие, литературные, географические и т.п. По образовательно-воспитательным целям они могут быть обзорными и тематическими. По месту и структуре педагогического процесса — вводными, или предваряющими, текущими (сопровождающими) и итоговыми.
19. Особенности школьного урока. Подготовка учителя к уроку
Особенности школьного урока:
— урок предусматривает реализацию функций обучения в комплексе (образовательной, развивающей и воспитывающей);
— дидактическая структура урока имеет строгую систему построения:
— определенное организационное начало и постановка задач урока;
— актуализация необходимых знаний и умений, включая проверку домашнего задания;
— объяснение нового материала;
— закрепление или повторение изученного на уроке;
— контроль и оценка учебных достижений учащихся в течение урока;
— подведение итогов урока;
— содержание урока соответствует образовательному государственному стандарту, учебной программе соответствующей школьной дисциплины в рамках школьного учебного плана;
— каждый урок является звеном в системе уроков;
— урок соответствует основным принципам обучения; в нем учитель применяет определенную систему методов и средств обучения для достижения поставленных целей урока;
— основой построения урока является умелое использование методов, средств обучения, а также сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с учащимися и учет их индивидуально-психологических особенностей.
Особенности урока обусловлены его целью и местом в целостной системе обучения. Каждый урок занимает определенное место в системе учебного предмета, при изучении конкретной школьной дисциплины.
Подготовка учителя к уроку.
Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя. Подготовку учителя к уроку схематично можно
представить следующим образом.
1-ый этап – изучение учебной программы. Эта часть работы выполняется в ходе подготовки к учебному году. При этом особое внимание обращают на основные цели и задачи учебного предмета в целом и на задачи, стоящие перед каждой учебной темой.
2-ой этап – изучение методической литературы. Изучив содержание очередной учебной темы по программе, учитель просматривает соответствующие разделы учебника, методических руководств и статьи в методических журналах, собирает материал для общего плана изучения темы. Тематический план не должен быть громоздким. В нем предусматривается самое главное и существенное.
3-ий этап – изучение материала конкретного урока в учебнике. Особенно большое внимание учитель уделяет доступности изложения учебного материала, отмечает то, что в учебнике изложено просто и доступно, с тем чтобы часть материала поручить учащимся для самостоятельного изучения.
4-ый этап – изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по теме урока. Учитель знакомится с имеющимися пособиями, просматривает учебные диафильмы и кинофильмы. Особое внимание необходимо уделить учебным демонстрационным и л/р.
Определяя цели, непременно надо учитывать четыре возможные цели урока – усвоение знаний, привитие навыков и умений, развитие творческого опыта и воспитание. Цели следует обозначить конкретно в соответствии с темой, в зависимости от типа урока.
5-ый этап – разработка плана урока. План урока – это конечный результат подготовительной работы учителя к проведению урока. План урока составляется на основе тематического плана с учетом реального продвижения в изучении темы.
При разработке плана урока учитывается степень подготовленности учащихся к сознательному усвоению намеченного содержания, к выполнению проектируемых учебных действий. План урока не должен быть громоздким.
Связь урока с другими формами обучения
Урок – это основная форма обучения, но в реальной педагогической практике система уроков дополняется целым рядом других форм организации обучения. Это практикумы, семинары, факультативы, формы внеклассной учебной работы, экскурсии и др.
Экскурсия –это такая форма организации обучения, в процессе которой учащиеся через непосредственное наблюдение знакомятся с предметами и явлениями в их естественном окружении. Экскурсия объединяет учебный процесс с реальной жизнью и современным производством.
Функции экскурсии:
Реализация принципа наглядности.
Повышение научности обучения и связи его с жизнью и практикой.
Расширение технологического кругозора (т.к. наблюдается реальное производство с применением в нём научных знаний).
Виды экскурсий по времени проведения:
§ вводная (предшествующая) имеет целью проведение наблюдений, сбор материала, необходимого для последующего изучения на занятии;
§ текущая (сопутствующая) проводится параллельно с изучением программного материала;
§ итоговая (последующая) проводится с целью подтверждения теоретических положений на производстве, в природе.
По объёму изучаемого материала экскурсии бывают:
1.Подготовительный этап экскурсии: информация о ходе экскурсии, выдача заданий учащимся, инструктаж по технике безопасности.
2.В ходе экскурсии учащиеся наблюдают, фиксируют наблюдения, делают зарисовки и т.д.
3.По итогам экскурсии проводится собеседование, оформляются результаты наблюдений (альбомы, стенды и др.), которые затем используются в учебно-воспитательной работе.
Семинар.Его цель: развитие интеллектуальной познавательной деятельности учащихся, их творческого мышления, осмысление личного опыта и опыта других, результатов учебных занятий для выработки навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой.
Структура семинара:
Вступительное слово преподавателя.
1.Постановка проблемы.
2.Выступления учащихся по вынесенной проблеме.
3.Каждое выступление сопровождается вопросами учащихся к выступающему.
4.Выступления оппонентов у каждого докладчика.
5.Выступления арбитров (они делают уточнения).
6.Заключительное слово преподавателя (обобщение, оценка).
Факультативные занятия,как форма обучения, введены в конце 60-х начале 70-х годов. Они проводятся по предметам, изучаемым по выбору учащихся. Задачи факультативов:
Удовлетворение запросов учащихся в глубоком изучении отдельных предметов.
Развитие учебно-познавательных интересов, творческих способностей и дарований учащихся.
Практикумыпроводятся в форме демонстрационных, практических, лабораторных и экспериментальных работ. Их цель: закрепление и применение знаний, овладение учащимися практическими умениями и навыками.
Формы внеклассной учебной работы:предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы мастерства, выставки технического творчества, конструкторские бюро, цеха по изготовлению моделей и др.
Формы организации учебной работы делятся на:
1.Массовые: предметные олимпиады, учебные конференции, производственная практика.
2.Индивидуальные: домашняя работа, дополнительные занятия, консультации, собеседования, зачёты и экзамены.
3.Групповые: урок, экскурсия, факультатив, практикум, лабораторная работа.
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)
Типы и формы уроков
Урок — это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся. Это и обеспечивает управление познавательной деятельностью учащихся» (Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. 2-е изд. М., 1982. С. 227).
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства — что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом — уровень обученности, развитости и воспитанности учащегося. Поэтому цели урока ставятся в соответствии с целями обучения и образования как системы более высокого порядка и не могут сводиться как это было в период, когда деятельность преподавания рассматривалась только как передача учащимся готовых выводов науки и «целям организации» занятий — «изучить такой-то объем нового материала», «повторить такие-то разделы программы» и т.п. Такая постановка цели урока в современной школе несостоятельна.
Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.
Например, цель урока — усвоить понятие «нахождение неизвестного слагаемого», «отработать умения и навыки его применения»; или по теме урока — «обобщить и систематизировать знания учащихся о способах образования наречий, закрепить орфографические навыки правописания наречий, развить навыки самоконтроля и аккуратности». Эти цели достаточно сложные. Так, для того чтобы достичь цели урока, например, по математике, необходимо продуманно решить три основные дидактические задачи: актуализировать прежние знания, умения и навыки, непосредственно связанные с темой урока; сформировать у учащихся новые понятия и способы действия; организовать применение учащимися знаний и опыта деятельности с целью формирования у них новых учебных и познавательных умений и навыков, нового опыта познавательной деятельности. То же относится и к цели второго урока.
Дидактические задачи урока реализуются в реальной педагогической действительности через учебные задачи (задачи для учащихся). Это решение учащимися арифметических задач, выполнение всевозможных упражнений, разбор предложений, составление плана пересказа и т.п. Эти задачи отражают учебную деятельность учащихся в конкретных учебных ситуациях. Дидактические и учебные задачи в целостной структуре урока выступают, таким образом основным средством достижения цели и условием отбора, конструирования способа действия как учителя, так и учащихся.
Сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.:
Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков
На них решаются несколько дидактических задач
Типы и формы интегрированных уроков:
Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей.
Тип урока: урок формирования новых знаний
Уроки формирования новых знаний конструируются в формах:
Структура урока сочетает этапы: организационный, постановки цели, актуализации знаний, введения знаний, обобщения первичного закрепления и систематизации знаний, подведения итогов обучения, определения домашнего задания и инструктажа по его выполнению.
Задачи:
Тип урока: урок обучения умениям и навыкам
Структура урока включает этапы: организационный, постановки цели, проверки домашнего задания и актуализации знаний, выполнение задач стандартного типа, затем реконструктивно-вариативного типа, творческого типа, контроля сформированности умений и навыков, определения домашнего задания.
Задачи:
Этот урок обладает большим воспитательным потенциалом, который реализуется не только за счет эффективного использования идейного содержания учебного материала, но и за счет организации рационального общения и коллективной работы, в процессе которых создаются условия для проявления учениками заботы друг о друге, оказания помощи и поддержки. Взаимный контроль, осуществляемый при этом способствует развитию самоконтроля. Так решаются развивающие задачи.
На сочетании звеньев закрепления знаний, формирования умений и навыков конструируется урок совершенствования знаний, умений и навыков. На этом уроке ученики, опираясь на предшествующие знания, развивают их, учатся их применять в разных ситуациях. Идет процесс осмысления знаний, выработки умений и навыков.
На таких уроках господствуют практические методы обучения, а по характеру познавательной деятельности преимущество отдается частично-поисковым, репродуктивным методам.
Деятельность учителя специфична. Спланировав работу учащихся заранее, он осуществляет оперативный контроль, оказывает помощь, поддержку и вносит коррективы в их деятельность.
Тип урока: применение знаний на практике
Основные формы уроков данного типа:
Структура урока подразумевает этапы: организационный, постановки цели, проверки домашнего задания и актуализации знаний, оперирования знаниями, умениями и навыками при решении практических задач, составление отчета о выполнении работы, определение домашнего задания. На этом уроке ученики, основываясь на ранее приобретенных знаниях, занимаются практической деятельностью. Сначала проверяется выполнения домашнего задания, затем разбирается теоретический материал с целью актуализации знаний. После этого ученики включаются в выполнение конструктивных заданий, имеющих ярко выраженную практическую направленность.
Например, опираясь на материалы, полученные из экскурсий, ученики составляют схему внедрения севооборота на пришкольном участке. Изучая вопросы конкретной экономики, составляют планы мероприятий по увеличению объемов продукции комбината, промышленного предприятия, опираясь на экономические законы, составляют схему экономического развития районов БАМ и т.д. Здесь предоставляются широкие возможности для реализации принципа связи обучения с жизнью, интеграции различных сфер и предметных областей.
Уроки применения знаний на практике строятся на сочетании парной, фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Включение учащихся в разнообразные виды коллективной работы благоприятно сказывается на формировании гуманных качеств личности. Учебная деятельность, развивающаяся под углом решения задач творческого характера, способствует их эффективному развитию.
На этих уроках, мобилизуя теоретические знания, дети включаются в экспериментальную, исследовательскую, поисковую и частично-поисковую деятельность. В этом их высокая развивающая роль. У детей формируются научные взгляды, целостное мировоззрение.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений
Этот урок имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей.
Формы данного типа урока:
Структура урока строится на сочетании этапов этапы: организационного, постановки цели, оперирования знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях, подведения итогов и формулирования выводов, определения и разъяснения домашнего задания.
Такие уроки проводятся при изучении крупных тем программы или в конце учебной четверти, года. К ним можно отнести итоговые уроки.
Задачи:
На уроке повторения и систематизации знаний учащиеся включаются в различные виды деятельности. Проводятся беседы, дискуссии, лабораторные работы, практикуется выполнение заданий, решение задач. На этих уроках, наряду с беседой включаются краткие сообщения учащихся, выступления с устными рецензиями на отдельные статьи, книги, посвященные разбираемому вопросу.
Эффективность урока зависит от того, насколько широко используются на нем различные виды репродуктивно-поисковой, частично поисковой, творческой деятельности школьников. Он не достигает своей цели, если отдается предпочтение обычной воспроизводящей деятельности. Учитель готовит задачи творческого характера, позволяющие по-новому взглянуть на ранее изученное. Развивающая функция при этом реализуется тем успешнее, чем шире используются межпредметные связи, позволяющие переносить, свертывать и систематизировать знания.
Урок повторения и обобщения знаний позволяет применять групповую форму учебной работы. Разные группы учащихся могут включаться в выполнение различных заданий с той целью, чтобы потом полнее осветить разные вопросы ранее изученного материала. При такой организации учебной работы школьники убеждаются в преимуществе коллективных форм учебной деятельности. На этих уроках восстанавливаются знания, предупреждается забывание. Их развивающая функция проявляется через способы анализа, систематизации материала. Воспитательные задачи решаются не только через методы, содержание учебного материала, но и через организацию коллективной деятельности учащихся.
Тип урока: урок контроля и проверки знаний и умений
Оперативный контроль на уроках осуществляется постоянно, но для обстоятельного контроля конструируются специальные уроки.
Формы урока:
Задачи:
В зависимости от используемых форм учебной работы выделяют уроки комплексного, устного и письменного контроля знаний, умений и навыков, а так же контроля программированного по электронным учебникам и пособиям. На структуре каждого из видов немного остановимся.
Урок устного контроля знаний
Структура: организационный этап, постановки цели, проверки усвоения знаний. Умений и навыков, обобщения и систематизации знаний, оценки деятельности учащихся, определения домашнего задания.
Эти уроки строятся на сочетании разных форм учебной работы. Возможен фронтальный и индивидуальный опрос. Целесообразна парная форма обучения, при которой ученики взаимно опрашивают друг друга. В процессе индивидуальной проверки усвоения материала каждым учеником, учитель вносит коррективы в оценку учащимися своих знаний, умений и навыков.
Урок письменного контроля знаний
Структура: организационный этап, постановки цели, деятельность учащихся по выполнению контрольных заданий.
Эти уроки строятся на индивидуальной или индивидуализированной форме учебной работы или их сочетании. На одних уроках ученики выполняют единые задания индивидуально. Нередко учителя дают учащимся индивидуализированные задания на специальных карточках.
Уроки комплексного контроля знаний
строятся на разнообразном сочетании форм учебной работы. Сначала фронтальный опрос, позволяющий определить уровень знаний отдельных учащихся и составить представление об усвоении учебного материала всем классом. Затем можно провести взаимный опрос в парах. При такой работе ученики могут взаимно проверить усвоение отдельных вопросов и приготовиться к ответу перед классом.
Дифференцированно-груповая форма обучения позволяет дать группам учащихся контрольные задания с учетом их учебных возможностей. Прибегая в ряде случаев к индивидуальной форме учебной работы учитель определяет как усвоен материал отдельными учениками. Может применяться и индивидуализированно-групповая форма, когда задание дается трем-пяти ученикам, а с основной частью класса учитель ведет фронтальную беседу и т.д.
В интегрированном обучении уроки контроля знаний, умений и навыков требуют особого сотрудничества учителей предметников по составлению интересных заданий, которые предусматривали бы тесную связь вопросов с окружающей жизнью, а ученики в результате видели бы целостность знаний, их комплексность и взаимосвязь при решении конкретных проблем в окружающем мире.
Тип урока: комбинированный урок
Комбинированный урок строится на совокупности логически не обусловленных звеньев учебного процесса. В этом его особенность. На этом уроке могут сочетаться контроль, формирование знаний, закрепление и совершенствование знаний, формирование умений и навыков, подведение результатов обучения, определение домашнего задания.
Комбинированные уроки сложно проводить в интегрированной форме, да и не нужно, т.к., как правило, на комбинированном уроке предусмотрен небольшой объем нового материала, много времени отводится на повторение, контроль. Интегрированное обучение подразумевает все-таки достаточно большой информационный блок на уроке или самостоятельную работу по решению какой-либо интегральной проблемы.
Изучение материала небольшими блоками не ведет к формированию системы знаний, слабо развивает умение выделять главное, свертывать и развертывать знания. Процесс осознанного, глубокого усвоения материала замедляется. В данном случае, при интегрированном обучении такая структура уроков тормозит организацию продуктивной учебной деятельности учащихся.
Итак, эффективность интегрированного обучения зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации обучения, который обеспечивается глубоким и всесторонним анализом образовательных, развивающих, воспитательных возможностей каждой из них.
Реализация интеграции между предметами возможна лишь при благополучном здоровом климате в коллективе учителей, их плодотворном сотрудничестве на основе взаимопонимания и уважения.
ТЕМА VIII. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
Задачи занятия:1. Раскрыть значение форм организации учебной работы в системе педагогического процесса. 2. Рассмотреть особенности основной формы организации учебной работы – урока и его взаимосвязи с другими формами организации обучения.
В результате изучения лекционного курса и участия в занятии студенты должны:
Знать – понятие и функции форм организации обучения, признаки классно-урочной системы обучения, типы и структуру уроков, дидактические требования к уроку и пути его совершенствования.
Уметь – различать типы уроков, свойственную им структуру, реализовывать дидактические требования при прогнозировании путей решения образовательных задач, вести поиск возможностей совершенствования организации обучения.
Формой называют внешнее выражение какого-либо содержания.
Форма обученияпредставляет собой целенаправленную, содержательно насыщенную, методически оснащенную систему познавательной и воспитательной деятельности в процессе педагогического взаимодействия педагога и занимающихся, которая осуществляется в установленном порядке и определенном режиме.
Своеобразие содержания образования, особенности восприятия и усвоения учебного материала учениками разных возрастных групп требуют использования различных форм организации обучения: индивидуальных, групповых, коллективных.
Их сочетание должно быть адекватно возрастным особенностям учеников и представлять содержание изучаемой науки в определенной системе, обеспечивая усвоение теоретического материала, формирование необходимых умений и навыков, конкретных фактов, их обобщений, выводов. Содержание изучаемой науки и возрастные особенности учеников влияют также на определение продолжительности разных форм учебной работы во времени, на выбор способов их организации, на методическое оснащение (наглядные пособия, тренажеры, особенности инструктажа при выполнении самостоятельной работы и др.).
Функции организационных форм обучения:
§ Обучающе-образовательная, направленная на создание условий для передачи ученикам знаний, формирования умений, навыков, мировоззрения, развития склонностей и способностей.
§ Воспитательная, направленная на постепенное включение ученика в разные виды деятельности, активизирующие духовные и физические силы учеников: интеллектуальные, морально-волевые, эмоциональные, действенно-практические.
§ Организационная, обеспечивающая соответствие объема, качества содержания учебной работы возрастным и индивидуальным возможностям учеников.
§ Психологическая, направленная на формирование привычки к работе в одно и то же время в знакомых условиях, порождающей психическое состояние раскрепощенности, максимальное напряжение духовных сил.
§ Развивающая, направленная на использование разнообразных форм организации учебной работы, что активизирует умственную, трудовую, игровую деятельность, создает условия для включения в работу всего комплекса психических процессов.
Основной формой организации обучения является классно-урочная система, возникшая в XVII веке.
Существенными признаками классно-урочной системы являются: объединение учащихся в группы с учетом возраста и уровня подготовленности; проведение занятий одновременно со всеми учениками по определенному расписанию.
Достижения педагогической науки и обобщение передового опыта учителей позволили определить следующие дидактические требования к уроку:
§ Четкость, определенность основных дидактических задач, структурных элементов урока.
§ Взаимосвязь задач образования, воспитания и развития учащихся.
§ Рациональное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
§ Выбор оптимального сочетания методов и средств развития, обучения и воспитания, соответствующих закономерностям возрастного и индивидуального развития учащихся.
§ Связь каждого урока с предыдущим и последующим.
Классно-урочная система развивается и совершенствуется. Ее прогрессивный потенциал не исчерпан до настоящего времени. Так, форма обучения в современных условиях характеризуется не только совместной работой учеников в одном помещении, но и их познавательной деятельностью в специально оборудованных предметных кабинетах, в спортивном зале, где каждый ученик проявляет свою индивидуальность: отношение к предмету, умение работать самостоятельно, в коллективе, готовность к сотрудничеству и т.д. Эту форму работы называют классно-кабинетной. Развивается тенденция к полиморфной классно-урочной работе, которая характеризуется использованием разнообразных организационных форм – индивидуальных, групповых, бригадных, коллективных на одном уроке в таких сочетаниях, которые будут способствовать овладению каждым учеником системой знаний, умений и навыков, интеллектуальному, морально-волевому, эмоциональному, эстетическому развитию занимающихся. Полиморфная система обучения имеет и психологическое обоснование: однообразная форма организации обучения утомляет, способствует формированию вредных привычных стереотипов поведения на уроке, проявляющихся в неустойчивости внимания, пассивности восприятия и мышления, в неожиданных перепадах возбужденности и заторможенности в процессе работы.
В условиях социального и научно-технического прогресса существует необходимость расширять, углублять знания учеников, учить их разнообразным формам самостоятельной работы. Поэтому вокруг урока, являющегося стержнем изучения темы, группируются другие формы организации обучениякак в учебное, так и внеучебное время. В этих формах используются: практикумы (самостоятельная практическая работа на основе инструктажа); экскурсиина производственные, спортивные, культурные объекты (позволяют иллюстрировать изучаемые предметы, явления в реальности); факультативные занятия (расширяют научно-теоретические знания, способствуют формированию практических умений); дополнительные занятия (помогают в устранении пробелов в знаниях, умениях); внеурочные формы обучения (предметные кружки, спортивные секции и др.); домашняя учебная работа (дополняет урочную, но отличается большей самостоятельностью); консультации (форма помощи в учебной работе); конференции (помогают самоорганизации своего общения с товарищами и учителями по отдельным темам и вопросам). Дополнительные формы организации обучения способствуют расширению кругозора учеников, установлению более тесных связей с практической деятельностью и с практикой общественных отношений.
При планировании классно-урочной формы работы предусматривается проведение уроков разных типов. В зависимости от ведущей дидактической задачи выделяют следующие типы уроков:
§ Комбинированные или смешанные типы уроков (учитель объясняет новый материал, закрепляет, повторяет, контролирует). Проводятся преимущественно в начальной школе, а в старших классах этот тип урока приобретает характер полиморфизма.
§ Уроки по изучению нового материала.
§ Уроки закрепления пройденного материала.
§ Уроки проверки и оценки знаний, умений, навыков или контрольно-проверочные (проводятся после изучения тем, разделов учебной программы для проверки усвоения материала).
Каждый тип урока имеет свою структуру. Структуройназывают соотношение и взаимодействие условно выделенных частей урока, отличающихся своими задачами и характером деятельности учителя и учащихся. Определение структуры урока проводится с учетом его типа и места в системе уроков. При планировании комбинированного урока может быть намечена такая примерная его структура: проверка выполнения домашних заданий, воспроизведение и актуализация опорных знаний учащихся, их использование в практической деятельности, определение новой темы, цели и задачи урока, формирование мотивов предстоящей учебной деятельности, изложение нового материала, установление его связи с практикой, проверка его усвоения, закрепление материала, подведение итогов урока, объяснение домашнего задания. Примерная структура урока по изучению нового материала: определение темы, цели и задач урока, формирование мотивов предстоящей работы, изложение нового материала, его реализация в практической работе, подведение итогов урока и объяснение домашнего задания. Аналогично устанавливается структура уроков других типов. На основе творческого подхода учитель, тренер определяет наиболее рациональную структуру урока.
Проблема повышения эффективности урока – одна из важнейших. Качество и результативность урока зависят от многих факторов:
§ Оптимального сочетания задач развития, образования, воспитания.
§ Соответствия им содержания учебной работы, методов, приемов, средств, способов организации обучения.
§ Организации творческой поисковой деятельности учеников в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
§ Взаимосвязи урока с другими формами организации обучения.
§ Благоприятных условий для деятельности и взаимодействия учителя и учащихся и др.
Вопросы:
1. Раскройте понятие «форма обучения», ее особенности и значение.
2. Охарактеризуйте функции организационных форм обучения.
3. Определите признаки классно-урочной системы, особенности ее развития и дидактические требования к уроку.
4. Охарактеризуйте другие формы организации обучения и их значение.
5. Какие типы уроков физической культуры чаще всего встречаются в общеобразовательной школе? Влияет ли возраст учеников на выбор учителем типа урока?
6. В чем сходство организации уроков физической культуры и учебно-тренировочных занятий в спортивной школе? В чем различие?
7. Какие изменения появляются в организации учебно-тренировочных занятий с изменением возраста и спортивной подготовленности занимающихся?
Задания для самостоятельной работы, осмысления и обсуждения на практическом занятии:
1. В чем заключается различие между понятиями «форма организации обучения», «методы обучения», «средства обучения»?
2. Заполните таблицу, используя учебную литературу.
Форма обучения | Сущность формы обучения | Достоинства | Недостатки | Применение в современных условиях |
Классно-урочная | ||||
Индив. форма обучения | ||||
Групповая форма обучения | ||||
Коллективная форма обучения |
Задания для самостоятельной работы во внеаудиторное время:
1. Продолжите анализ учебно-тренировочного занятия по избранному виду спорта, ответив на вопросы № 8, 9, 10 (приложение № 2).
Литература: основная – 3, 20, 23, 24, 25; дополнительная – 1, 2, 5, 11, 19, 21, 22, 27, 32, 35, 36.