связь физического воспитания с практикой трудовой деятельности наиболее конкретно воплощается в
Связь физического воспитания с практикой трудовой деятельности наиболее конкретно воплощается в
5.1. Профессионально-прикладная физическая подготовка и
необходимость ее применения в трудовой деятельности
Возникновение проблемы формирования индивидуальной профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) обусловлено необходимостью дальнейшего теоретического и организационно-методического совершенствования прикладных основ физической культуры, особенно в современных изменяющихся социально-экономических условиях.
С переходом к рыночным отношениям все предприятия, организации и учреждения свободны в выборе работников, поэтому руководителям этих предприятий и организаций выгоднее держать у себя на работе здорового работника, а не такого, который постоянно находится на «больничном», который к тому же надо оплачивать, а многие предприятия и организации еще и оплачивают лечение своих сотрудников в высокооплачиваемых поликлиниках. Тем самым они теряют значительные суммы денег, если коллектив предприятия или организации не отличается высоким здоровьем, хорошим физическим состоянием и подготовленностью.
Немаловажен внешний вид сотрудников, который является одним из определяющих факторов при приеме на работу. Ведь помимо того, что со здоровым человеком намного приятней работать, он никогда не будет жаловаться на здоровье, всегда будет иметь жизнерадостное настроение, не омраченное проблемами физического состояния, внешний вид сотрудников может сказываться и на результатах деятельности предприятия, организации или учреждения. Ведь сотрудники — это «лицо компании», а, следовательно, если они имеют здоровый вид и привлекательны для клиентов, партнеров, дела у этой компании пойдут в гору.
Современный уровень физического воспитания студенческой молодежи, основанный на существующих традициях и положениях вузовского образования, следует рассматривать в спектре постоянно усиливающихся требований, предъявляемых к специалисту-выпускнику высшей школы. Используемые формы, средства, методы физического воспитания и спортивной подготовки разработаны в достаточно широком диапазоне.
Для большинства людей, занимающихся умственным трудом, характерна низкая двигательная активность и нервно-эмоциональные перегрузки, что является основной причиной высокой заболеваемости и снижения работоспособности среди них. Следует подчеркнуть, что в современных условиях в профилактике болезней, укреплении здоровья и повышении работоспособности у лиц умственного труда первостепенную роль играет широкое использование средств и методов ППФП.
Основной целью ППФП студентов вузов является достижение ими психофизической и профессиональной подготовленности к предстоящей трудовой деятельности. В последнее время наблюдается снижение уровня функционального состояния, физической подготовленности студентов факультета экономики и управления. Многочисленный ряд факторов оказывают влияние на данный процесс и среди них не последнее место занимает отсутствие программ, методических рекомендаций по ППФП студентов экономического профиля.
С учетом особенностей ППФП экономистов в пособии предлагаются эффективные комплексы упражнений для развития двигательных качеств студентов различного уровня тренированности. На основании накопленного передового опыта нами были отобраны и систематизированы наиболее эффективные и приемлемые, исходя из особенностей ППФП, средства и методы развития, необходимых для будущих экономистов двигательных качеств.
Надеемся, что данное пособие поможет приобщить студенческую молодежь к регулярным занятиям физической культурой и спортом, развить профессионально важные двигательные качества, а также укрепить здоровье.
Принцип органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности наиболее конкретно воплощается в ППФП. Хотя этот принцип распространяется на всю социальную систему физического воспитания, именно в ППФП он находит свое специфическое выражение. В качестве своеобразной разновидности физического воспитания профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) представляет собой педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессионально-прикладной деятельности.
Результативность многих видов профессионального труда существенно зависит от специальной физической подготовленности, которая приобретается предварительно путем систематических занятий физическими упражнениями, адекватными в определенном отношении требованиям, предъявляемым к функциональным возможностям организма, профессиональной деятельности и ее условиям. Эта зависимость получает научное объяснение в свете углубляющихся представлений о закономерностях взаимодействия различных сторон и общего развития индивида в процессе жизнедеятельности. Опыт практического использования этих закономерностей и привел в свое время к становлению особой разновидности физического воспитания — ППФП.
Главной целью ППФП студентов вузов является достижение ими психофизической и профессиональной подготовленности к предстоящей трудовой деятельности.
С накоплением полезного практического опыта и научно-исследовательских данных в соответствующих сферах сложилась целая профилированная отрасль физической культуры — профессионально-прикладная физическая культура. Педагогически направленный процесс использования ее факторов занял важное место в общей системе образования – воспитание подрастающего поколения и профессиональных кадров. В настоящее время ППФП в нашей стране осуществляется прежде всего в качестве одного из разделов обязательного курса физического воспитания в профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, а также в системе научной организации труда в период основной профессиональной деятельности трудящихся, когда это необходимо по характеру и условиям труда.
Необходимость дальнейшего совершенствования и внедрения ППФП в системе образования в сферу профессионального труда определятся главным образом следующими причинами и обстоятельствами:
1. Время, затрачиваемое на освоение современных практических профессий и достижение профессионального мастерства в них, продолжает зависеть от уровня функциональных возможностей организма, имеющих природную основу, от степени развития физических способностей индивида, разнообразия и совершенства приобретаемых им двигательных умений и навыков.
2. Производительность достаточно многих видов профессионального труда, несмотря на прогрессирующее убывание доли грубых мышечных усилий в современном материальном производстве, прямо или косвенно продолжает быть обусловленной физической дееспособностью исполнителей трудовых операций, причем не только в сфере преимущественного физического труда, но и в ряде видов трудовой деятельности смешанного (интеллектуально-двигательного) характера, как у наладчиков машинных устройств. В целом же нормальное физическое состояние, без которого не мыслится здоровье и эффективное функционирование, остается важнейшей предпосылкой устойчивой высокой плодотворности любого профессионального труда.
3. Сохраняется проблема предупреждения вероятных негативных влияний определенных видов профессионального труда и его условий на физическое состояние трудящихся. Несмотря на то, что решается эта проблема средствами оптимизации содержания и условий труда, в том числе социальными, научно-техническими и гигиеническими, важную роль среди них призваны играть факторы профессионально-прикладной физической культуры, включая ППФП.
4. Перспективные тенденции общесоциального и научно-технического прогресса не освобождают от необходимости постоянно совершенствовать свои деятельностные способности, а их развитие в силу естественных причин неотделимо от физического совершенствования индивида.
Суть ППФП состоит в том, что в основе спортивных занятий и физического труда лежит похожий двигательный процесс и по совпадению психофизических характеристик можно определить прямое родство каждого вида спорта с той или иной профессией. Занятия специальными упражнениями и рекомендуемыми видами спорта совершенствуют определенные функции и системы организма, нужные для приобретения высокой квалификации.
Реферат по физической культуре. Физра. Профессиональная прикладная физическая подготовка врачастоматолога
« ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТИЕТ»
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра физической культуры
По дисциплине: «Физическая культура и спорт»
Выполнила: студентка группы Ст-512
Проверил: зав.кафедрой физической
культуры, к.б.н., доцент
1. Определение понятия профессионально-прикладной
2. Цели, задачи профессионально-прикладной
физической подготовки и её необходимость……………………………………….…. ….4
3. Основные факторы, определяющие содержание ППФП……………………………..…5
4. Профессионально-прикладная физическая подготовка
Принцип органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности наиболее конкретно воплощается в профессионально-прикладной физической подготовке. Современный труд приводит к перегрузкам одних функциональных систем организма и недогрузкам других, что неблагоприятно сказывается на общей дееспособности человека. Чтобы корректировать эти психофизиологические «перекосы», проводятся мероприятия в системе организации труда, в числе которых и направленное применение специально подобранных физических упражнений. Использование средств физической культуры и спорта в целях поддержания и повышения общей и профессиональной дееспособности человека в теории и практике физической культуры получило название «профессионально-прикладная физическая подготовка».
Профессионально-прикладная физическая подготовка — это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.
Основное назначение ППФП — направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляет повышенные требования конкретная профессиональная деятельность, а также выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков. Каждая профессия предъявляет к человеку специфические требования и часто очень высокие к его физическим и психическим качествам, прикладным навыкам. В связи с этим возникает необходимость профилирования процесса физического воспитания при подготовке студентов к трудовой деятельности, сочетания общей физической подготовки со специализированной — профессионально-прикладной физической подготовкой.
Работа представителей умственного труда часто характеризуется гиподинамией, длительным пребыванием в вынужденной позе (сидя, стоя) во время работы. Все это говорит о необходимости развития статической выносливости мышц туловища, спины испытывающих наибольшие напряжения во время малоподвижной работы. Профессиональная деятельность ряда современных инженерно- технических специальностей часто содержит операции, связанные с манипулированием небольшими предметами, инструментами. Они должны иметь способность выполнять быстрые, точные и экономные движения, обладать ловкостью и координацией движений рук, пальцев.
В профессиях социально направленных важную роль играют психические качества. При напряженной умственной деятельности особенно необходимо внимание: способность одновременно воспринимать несколько объектов (объем внимания), выполнять несколько действий (распределение внимания), быстро переносить внимание с объекта на объект (концентрация внимания). Кроме того, требуются: оперативное мышление, оперативная и долговременная память, нервно-эмоциональная устойчивость, выдержка, самообладание.
Таким образом, профессиональная деятельность современных специалистов предъявляет к ним довольно жесткие требования, в том числе к физическим и психическим качествам и способностям. В процессе общей физической подготовки практически невозможно сформировать такой уровень психофизической подготовленности, который обеспечил бы высокопроизводительную профессиональную деятельность. Во многих случаях необходимы специальные занятия физическими упражнениями и спортом, то есть профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)
1) развитие ведущих для данной профессии физических качеств;
2) формирование и совершенствование прикладных двигательных навыков;
3) повышение устойчивости организма к внешним воздействиям условий труда;
4) воспитание специфических для данной профессии волевых и других психических качеств;
5) повышение функциональной устойчивости и приспособление организма человека к неблагоприятным воздействиям условий труда (вибрация, шум и т.п.);
6) содействие формированию физической культуры личности, укрепление ее психики.
Прикладные знания связаны с будущей профессиональной деятельностью. Студент получает прикладные знания на лекциях по учебной дисциплине «Физическая культура», во время бесед и методических установок на учебно-тренировочных занятиях, путем самостоятельного изучения литературы. Прикладные умения и навыки обеспечивают безопасность в быту и при выполнении профессиональных видов работ. Они формируются в процессе активных занятий физической культурой и спортом. Особая роль в этом принадлежит прикладным видам спорта: туризму, автомотоспорту, водным видам спорта и др.
Прикладные физические качества — быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость — необходимы во многих видах профессиональной деятельности. Одни виды труда предъявляют повышенные требования к общей выносливости, другие — быстроте или ловкости, третьи — к силе отдельных групп мышц и т. п. Заблаговременное акцентированное формирование нужных прикладных физических качеств в процессе физического воспитания до профессионально требуемого уровня и является одной из задач ППФП.
Прикладные психические качества и свойства личности, необходимые будущему специалисту, могут формироваться и на учебно-тренировочных занятиях, и самостоятельно. На учебных занятиях по физической культуре, спортивной тренировке, при регулярных самостоятельных занятиях физическими упражнениями могут быть созданы также условия, при которых проявляются такие волевые качества, как настойчивость, решительность, смелость, выдержка, самообладание, самодисциплина. Многие спортивные и особенно игровые моменты могут моделировать возможные жизненные ситуации в производственном коллективе при выполнении профессиональных видов работ. Воспитанная в спортивной деятельности привычка соблюдать установленные нормы и правила поведения (чувство коллективизма, выдержка, уважение к соперникам, трудолюбие, самодисциплина) переносятся в повседневную жизнь, в профессиональную деятельность. Сознательное преодоление трудностей в процессе регулярных занятий физической культурой и спортом, борьба с нарастающим утомлением, ощущениями боли и страха воспитывают волю, самодисциплину, уверенность в себе.
Прикладные специальные качества — это способность организма противостоять специфическим воздействиям внешней среды: холода и жары, укачивания в автомобиле, на море, в воздухе, гипоксии. Такие способности можно развивать путем закаливания, дозированной тепловой тренировки, специальными упражнениями, воздействующими на вестибулярный аппарат (кувырки, вращения в различных плоскостях), укреплением мышц брюшного пресса, упражнениями на выносливость, при которых возникает двигательная гипоксия и т. д.
Формировать специальные качества можно в процессе ППФП не только с помощью специально подобранных упражнений, но и при регулярных занятиях соответствующими прикладными видами спорта. Следует иметь в виду и особенности, так называемой неспецифической адаптации человека. Установлено, что хорошо физически развитый и тренированный человек быстрее акклиматизируется в новой местности, легче переносит действие низкой и высокой температуры, более устойчив к инфекциям и проникающей радиации.
Чтобы успешно подготовить себя к профессиональной деятельности, необходимо знать основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП (профессиограмму):
— формы (виды) труда специалистов данного профиля;
— условия и характер труда;
— режим труда и отдыха.
Основные формы труда — физический и умственный. Это разделение несколько условно, но необходимо, так как с его помощью легче изучать динамику работоспособности специалиста в течение рабочего дня. Кроме того, подобное разделение обеспечивает более эффективный подбор средств физической культуры и спорта в целях подготовки студента к предстоящей профессиональной деятельности. Например, для умственного труда важны различные качества внимания. Устойчивость в проявлении внимания развивают легкоатлетические упражнения (бег 15–20 м за указанное время, эстафеты, кроссовый бег по пересеченной местности и др.); спортивные игры; лыжная подготовка (спуски с гор с различными видами торможений, преодоление неровностей, ориентирование).
Условия труда — продолжительность рабочего времени, комфортность производственной сферы (температура, вибрация, шум, загрязненность и т. п.) Правильно подобранные средства ППФП в процессе физического воспитания способствуют повышению резистентности организма по отношению к неблагоприятным производственным факторам, содействуют увеличению адаптационных возможностей организма молодого специалиста. Выносливость и устойчивость к высокой температуре достигаются с помощью физических упражнений, сопровождающихся значительным теплообразованием: бег на 500, 1000 и 3000 м, интенсивное передвижение на лыжах, игра в футбол, баскетбол. Выносливость и устойчивость к низкой температуре обеспечивается с помощью физических упражнений, выполняемых в условиях низкой температуры в облегченной одежде, закаливание холодным воздухом и водой.
Характер труда — особенности двигательных рабочих операций, при характеристике которых имеют в виду главным образом:тип движений (поднимающие, опускающие, вращательные, ударные и пр.); амплитуду движений (малая, средняя, большая)силовые характеристики движения (статическая, динамическая нагрузка, величина усилий);особенности координации движений. Так, например, при работе операторов на пультах управления довольно часто движения выполняются с очень малой амплитудой — меньше 2 см; при кнопочном управлении перемещение кнопки составляет от 2 до 12 мм с силой нажатия от 200 до 1600 г. Таким образом, двигательные действия оператора характеризуются микродвижениями, высокими требованиями к быстроте двигательной реакции, точности движения, при постоянном напряжении внимания.
Режим труда и отдыха. Рациональным режимом труда и отдыха на любом предприятии считается такой режим, который оптимально сочетает эффективность труда, индивидуальную производительность, работоспособность и здоровье трудящихся.При разработке соответствующих разделов ППФП необходимо знать и учитывать организационную структуру и особенности производственного процесса, а также проводить совместный анализ рабочего и нерабочего времени, поскольку между основным трудом и деятельностью человека в свободное время существует объективная связь.
Основной задачей ППФП медицинского работника является развитие или поддержание определенного уровня профессионально-важных физических и психических качеств. Соответственно, перед специалистами в сфере физического воспитания, работающих в медицинском вузе, стоит задача научить студентов-медиков использовать необходимые средства физической культуры и спорта для повышения общей и специальной профессиональной физической работоспособности, снятия психического и нервного напряжения.
Следует помнить, что сегодняшние студенты-медики, это завтрашние врачи и им предстоит уметь быстро принимать решения, брать на себя ответственность за здоровье и жизнь других людей, работать как в статическом и динамическом состоянии в любых условиях, быть уверенными в своих силах и обладить самодисциплиной и волевыми усилиями. А в ряде специализаций, они своим внешним видом демонстрирует правильный образ жизни (к примеру, диетологи, гастроэнтерологи, хирурги, эндокринологи и т.д.)
Основную массу студентов, обучающихся в медицинском вузе, составляют люди в возрасте 17-27 лет, для организма которых характерны специфические анатомо-физиологические особенности. Так же стоить обратить внимание, что лишь треть студентов относится к основной группе, остальные имеют какие-либо проблемы со здоровьем. Помимо этого у современной молодежи наблюдается рост гиподинамии, которая оказывает влияние на показатели функционального состояния систем организма и общей физической работоспособности студентов, где с каждым годом эти показатели ухудшаются с 1 по 6 курсы. Согласно ежегодным отчетам спортивных врачей в медицинских вузах, количество студентов поступающих на 1й курс имеют более низкий уровень функциональной и физической подготовки по сравнению с предыдущими наборами и выпусками. Следовательно, нужно использовать методы адаптивной ФК, ЛФК (лечебная физическая культура) и здоровье сберегающие технологии ФК с дальнейшим вовлечением в активный отдых и спортивно-массовые праздники.
В современной литературе принято говорить о ППФП врачей различных специальностей, но примеры приводят преимущество про врачей общей практики, хирургов, терапевтов и санитарных врачей, но специальностей гораздо больше, поэтому в данной работе рассмотрим ППФП по факультетам.
Специальности факультетов общей медицины, объедим их в одну группу. Отдельно выделим группу стоматологического факультета и группу новых факультетов (где обучают клинических психологов, специалистов социальной работы, врачей СЭС, врачей-экологов, фармакологов и т.д.). Рассмотрим по сформированным группам необходимые физические качества и методы их развития.
Группа 1 –факультет общей медицины: развитие физических качеств; развитие специальных физических качеств. Включает: внимание, координация движений и мышечных усилий, быстрота реакции, устойчивость к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Развитие данных качеств с помощью методов развития выносливости – передвижение на лыжах, бег, ходьба, кроссы, плавание и игрового метода – баскетбол, волейбол, теннис, а также зимний полиатлон, аэробика, фитбол, упражнения с лентами и резиной для верхнего плечевого пояса.
Для всех групп необходимо проводить лекции – о профессиональных заболеваниях, профилактике и разборе комплекса упражнений по каждому заболеванию и профессиональных физ.минутках с элементами пропаганды ЗОЖ. И можно еще порекомендовать всем факультетам использовать кардиоБос, как способ управления самоконтроля каждого студента при общении и в процессе работы с пациентами/клиентами.
В связи с малой подвижностью студентов-медиков и сильной умственной загруженностью на протяжении всего обучения в вузе, в программном построении курса «Физическая культура» необходимо пересмотреть особенность учебной программы, рассчитанной только на 1 и 2 курсах по 2 – 3 академических часа два раза в неделю. Во избежание нарушения функционального состояния студентов-медиков необходимо создать условия проведения занятий по физическому воспитанию на протяжении всего обучения с 1 курса по 6 курс, хотя бы один раз в неделю по 45 минут с посещением секций по интересам. ППФП необходимо вводить курсами, например, на 2, 4 и 6 курсах и закреплением навыков ЛФК на практике.
Факультет общей медицины (группа №1), у них достаточно широкий выбор специальностей, как со статической выносливостью, так и с динамикой. Поэтому им необходимо развивать как можно больше физических качеств – на общую выносливость (терапевты – вызов на дом), статическую выносливость (хирурги), координацию и внимательность (все специальности) и т.д. А для новых факультетов (группа №3) необходимо просто ведение здорового образа жизни, поддерживать общее физическое развитие и уметь снимать стресс. Так комплексное использование средств ППФП для группы №1 в процессе ФВ студентов-медиков обеспечит повышение умственной и физической работоспособности, позволит снизить утомляемость, повысит уровень сопротивляемости организма к простудным заболеваниям, что положительно скажется на посещаемости занятий и академическую успеваемость.
Большинство исследователей указывают, что высокой эффективности при воспитании профессионально-прикладных физических качеств можно достичь с помощью весьма разнообразных средств физической культуры и спорта. При этом применяемые в процессе ППФП специальные прикладные упражнения — это те же обычные физические упражнения, но подобранные и организованные в полном соответствии с ее задачами.
В настоящее время еще не существует специальной классификации физических упражнений, ориентированной на задачи ППФП специалистов различных профессиональных групп, поэтому в каждом отдельном случае этот вопрос должен решаться самостоятельно.
Однако при подборе средств физического воспитания в целях ППФП имеет смысл провести более дифференцированную их группировку, что позволит более направлено и избирательно использовать эти средства в процессе физического воспитания студентов.
Такими группами средств ППФП студентов можно считать: прикладные физические упражнения и отдельные элементы из различных видов спорта; прикладные виды спорта; оздоровительные силы природы и гигиенические факторы; вспомогательные средства, обеспечивающие рационализацию учебного процесса по разделу ППФП.
Прикладные физические упражнения, и отдельные элементы из различных видов спорта могут в сочетании с другими упражнениями обеспечить воспитание необходимых прикладных физических и специальных качеств, а также освоение прикладных умений и навыков.
Заключение
В заключении необходимо учитывать, что предоставленные рекомендации и материалы по совершенствованию ППФП будущих специалистов носят ознакомительный характер с возможностью внедрения в учебный процесс и формирования привычки к ЗОЖ у студентов. Осуществление всех рекомендаций зависит от наличия материально-технических баз, возможности квалифицированных специалистов самосовершенствоваться в новейшей индустрии физической культуры и спорта, возможности внедрения инновационных подходов в учебный процесс. При всем этом, главное, на что стоит обратить внимание это на состояние здоровья студентов и индивидуальную их предрасположенность с учетом противопоказаний к определенным физическим нагрузкам и видам спорта. В совокупности это позволит сохранить или улучшить общее состояние здоровья студентов на протяжении всего учебного процесса и сформировать навыки ЗОЖ на дальнейшую профессиональную деятельность.
Список использованных источников
1. Евсеев Ю. И. Физическая культура. –Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 444 с.
2. Баранов В.В. Физическая культура: учебник, Оренбург 2010 – 289с.
3. Грачев О.К.Физическая культура: Учебное пособие –Издательский центр «МарТ», 2009. – 464 с.