свято вознесенский женский монастырь в агрогородке барколабово

БОРКОЛАБОВСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

свято вознесенский женский монастырь в агрогородке барколабово. Смотреть фото свято вознесенский женский монастырь в агрогородке барколабово. Смотреть картинку свято вознесенский женский монастырь в агрогородке барколабово. Картинка про свято вознесенский женский монастырь в агрогородке барколабово. Фото свято вознесенский женский монастырь в агрогородке барколабово
Иоанно-Предтеченский храм Борколабовского монастыря, 2010 год. Фотография с сайта snsobor.by

Женский монастырь в честь Вознесения Господня в д. Борколабове Бобруйской епархии.

В 1583 году, после брака дочери Корсака Евы с князем Соломерецким деревня Борколабово становится культурным центром всего приднепровского края. Здесь находилась библиотека, известная во всей Речи Посполитой.

В то время королевские власти проводили жестокую политику ополячивания белорусского народа, насильно насаждая католицизм. Многие белорусские магнаты и шляхта принимали католическую веру. К чести Баркулаба Корсака и его наследников они не изменили православной вере. Корсак сразу же строит в деревне и в округе православные церкви. В 1594 году князем Соломорецким была заложена церковь в честь Георгия Победоносца. В 1626 году уже дети князя Богдан и Анна строят мужской православный монастырь, которому дарят в собственность деревни Сутоки и Малахово.

Княжна Елена Соломерецкая, вступая в брак с Богданом Стеткевичем, договорилась с ним о строительстве женского монастыря. И в 1641 году Стеткевич получает «разрешение на Борколабовский монастырь». Став основателем монастыря, он дарит ему в собственность земельные угодья (остров Барок, поле и луг), водяную мельницу и право ловить рыбу в Днепре до Быховской границы. И хотя княжна в скором времени умерла, муж осуществляет совместно данный обет.

Игумения и монахини прибыли из Кутеинского Богоявленского монастыря, поэтому внутреннее устройство и порядки монастыря устраивалось по Кутеинскому образцу.

Южнее местечка Борколабово, в живописном уголке около Днепра, подняла к небу свои пять позолоченных куполов величественная Вознесенская церковь. Позже выросли высокая колокольня, ворота, каменное ограждение и другие постройки.

В 1659 году, во время польского похода, русский обоз остановился у монастыря и лошади не могли двинуться до тех пор пока князь Пожарский не передал обители находящуюся при нём икону Божией Матери. 11 июля, в день прибытия святого образа в Борколабово, было установлено празднование в честь чудотворной иконы.

До 1772 года Борколабовский монастырь принадлежал к епархии киевского митрополита и только на время иногда поручался ведению могилевских архипастырей. С присоединением Белоруссии к России монастырь был подчинен могилевской епархиальной власти.

В 1835 году, когда Буйничский Свято-Духов монастырь был обращен в женский, Борколабовская обитель, которой угрожал разрушением подмывавший ее Днепр, была переведена в Буйничский и приписана к нему. С этого времени в Борколабове было оставлено небольшое количество инокинь, и монастырь стал приходить в запустение.

свято вознесенский женский монастырь в агрогородке барколабово. Смотреть фото свято вознесенский женский монастырь в агрогородке барколабово. Смотреть картинку свято вознесенский женский монастырь в агрогородке барколабово. Картинка про свято вознесенский женский монастырь в агрогородке барколабово. Фото свято вознесенский женский монастырь в агрогородке барколабово
Борколабовский монастырь. Фото ок кон. XIX-нач. XX вв.

В таком положении монастырь находился до 1901 года, когда он был восстановлен и получил самостоятельность.

При монастыре находилась одноклассная церковно-приходская школа для девочек.

В 1924 году монастырь был закрыт. К концу XX века на месте монастыря от былых храмов и корпусов обители не осталось никаких следов, все было разрушено до основания. В последние годы века здесь был установлен поклонный крест.

Возрождение обители

В июне 2008 года на заседании Синода Белорусской Православной Церкви было принято решение о возрождении монастыря. 16 июня того же года в Борколабово появились девять монахинь из Оршанского Успенского женского монастыря во главе с схиигуменьей Антонией (Полуяновой). Они взялись за нелегкий труд строительства и возрождения духовной жизни обители.

13 мая 2010 года состоялось освящение восстановленного храма во имя Иоанна Предтечи, которое совершил епископ Бобруйский Серафим. Храм восстановлен менее чем за год за счет пожертвований прихожан и спонсоров.

25 июля 2010 года Борколабовская икона была торжественно возвращена в Вознесенский монастырь.

На территории монастыря построена трапезная, введен в строй хозяйственный блок, дом для общежития монахинь, имеется небольшая гостиница для гостей и волонтеров. В перспективе планируется восстановить каменный храм в честь Вознесения Господня и построить церковно-приходскую школу.

В монастыре живут и трудятся 15 монахинь.

Святыни

Храмы

Источник

Свято-Вознесенский женский монастырь (Барколабово)

свято вознесенский женский монастырь в агрогородке барколабово. Смотреть фото свято вознесенский женский монастырь в агрогородке барколабово. Смотреть картинку свято вознесенский женский монастырь в агрогородке барколабово. Картинка про свято вознесенский женский монастырь в агрогородке барколабово. Фото свято вознесенский женский монастырь в агрогородке барколабово

Свято-Вознесенский женский монастырь — православный монастырь Белорусского экзархата Русской Православной Церкви, входит в состав Бобруйской и Быховской епархии. Он расположен в Быховском районе Могилевской области, в полутора километрах от старинного села Барколабово (ныне агрогородок), в живописном месте, где речка Лахва впадает в Днепр.

История монастыря

Как свидетельствуют хроники, название деревни Барколабово (Боркулабово) происходит от имени ротмистра польского короля Августа Баркулаба Ивановича Корсака, который построил здесь замок и две церкви, создал большую библиотеку. В то время Беларусь входила в состав объединенного Польско-Литовского государства — Речи Посполитой. Многие белорусские магнаты и шляхта принимали католическую веру, осваивали польский язык, заставляли жить, придерживаясь чужих обычаев и традиций. К чести Баркулаба Корсака и его наследников, они не изменили духовным народным традициям, родному языку, православной вере, настойчиво боролись за свои взгляды. Более того, внучка Баркулаба Елена, вступив в брак с Богданом Стеткевичем, договорилась с ним о строительстве женского монастыря. В 1641 году Стеткевич получил «разрешение на Барколабовский монастырь». Грамота была получена 7 июля, в день рождения Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, поэтому решили первый храм построить в честь Иоанна Крестителя с приделом святителя Николая. Позже был построен и другой, деревянный, храм в честь Вознесения Господня, а также высокая колокольня, ворота, каменное ограждение и другие постройки.

свято вознесенский женский монастырь в агрогородке барколабово. Смотреть фото свято вознесенский женский монастырь в агрогородке барколабово. Смотреть картинку свято вознесенский женский монастырь в агрогородке барколабово. Картинка про свято вознесенский женский монастырь в агрогородке барколабово. Фото свято вознесенский женский монастырь в агрогородке барколабово

свято вознесенский женский монастырь в агрогородке барколабово. Смотреть фото свято вознесенский женский монастырь в агрогородке барколабово. Смотреть картинку свято вознесенский женский монастырь в агрогородке барколабово. Картинка про свято вознесенский женский монастырь в агрогородке барколабово. Фото свято вознесенский женский монастырь в агрогородке барколабово

свято вознесенский женский монастырь в агрогородке барколабово. Смотреть фото свято вознесенский женский монастырь в агрогородке барколабово. Смотреть картинку свято вознесенский женский монастырь в агрогородке барколабово. Картинка про свято вознесенский женский монастырь в агрогородке барколабово. Фото свято вознесенский женский монастырь в агрогородке барколабово

свято вознесенский женский монастырь в агрогородке барколабово. Смотреть фото свято вознесенский женский монастырь в агрогородке барколабово. Смотреть картинку свято вознесенский женский монастырь в агрогородке барколабово. Картинка про свято вознесенский женский монастырь в агрогородке барколабово. Фото свято вознесенский женский монастырь в агрогородке барколабово

свято вознесенский женский монастырь в агрогородке барколабово. Смотреть фото свято вознесенский женский монастырь в агрогородке барколабово. Смотреть картинку свято вознесенский женский монастырь в агрогородке барколабово. Картинка про свято вознесенский женский монастырь в агрогородке барколабово. Фото свято вознесенский женский монастырь в агрогородке барколабово

Став основателем монастыря, Стеткевич подарил ему в собственность земельные угодья (остров Барок, поле, луг), водяную мельницу и право ловить рыбу в Днепре до Быховской границы. Свято-Вознесенский женский монастырь жил натуральным хозяйством и полностью себя обеспечивал. Хозяйство состояло в обработке полей, лугов, огородничестве, имелись небольшой пчельник и мельница, медеплавильная печь. Рядом с монастырем проходила крупная дорога, сюда приезжало много людей, поэтому скоро он стал достаточно известным. Дважды в год у ворот обители проходили крупные ярмарки, на которые съезжались люди из многих стран Европы и меняли свои товары на монастырские. При монастыре существовал приют для девочек, где они получали образование и духовное воспитание, навыки рукоделия, а также готовились к семейной жизни, приучаясь к труду, аккуратности. Выходящим замуж давали приданое. Число инокинь обители было велико — более 100 сестер. К XVIII веку монастырь стал одним из самых влиятельных в Восточной Беларуси.

В междуречье Лахвы и Днепра

Днепр, меняя свое русло, долгое время не давал покоя Барколабовскому монастырю. Иногда он принимал направление на самый центр обители, что угрожало ей совершенным разрушением. В конце XVIII века люди стали опасаться, что монастырь может уйти под воду. Каждую весну из-за паводков он оказывался как будто на острове, вода плескалась у самых его ворот. Тогда было принято решение переправить сестер в другой монастырь, но монахини приняли все усилия к сохранению своего монастыря. Они вместе с солдатами и крестьянами носили землю в мешках и засыпали ею реку. В конце концов они насыпали так много земли, что изменили русло реки! Отделили рукав Днепра — получилось озеро. Теперь река несла свои воды мимо монастыря.

Чудотворная икона Божией Матери Барколабовской. Обретение святыни

На восемнадцатом году своего существования монастырю была явлена великая Божия милость — чудотворная икона Божией Матери. В 1659 году русский князь Симеон Пожарский, младший сын Дмитрия Пожарского, возвращался в Россию после битвы с польско-литовскими войсками. 11 июля (24 июля по н. ст.) он проезжал мимо ворот монастыря, и лошадь вдруг остановилась, никакими усилиями нельзя было сдвинуть ее с места. Пожарский долго не мог понять, в чем дело, и только к вечеру его осенило: среди трофеев князя была икона Божией Матери, которую он вез домой и которая желала остаться в обители. Как только Пожарский передал икону монастырю, лошадь тронулась в путь.

Первоначально икона была помещена в центре Вознесенской церкви. В следующую ночь она чудесным образом переместилась к стене храма, справа от алтаря, где ее и оставили. Весть о чудесном явлении быстро распространилась, и с разных концов стали стекаться богомольцы, чтобы поклониться чудотворному образу. Чудеса от него исчислялись тысячами. На поклонение иконе в Барколабово стекались паломники не только православного вероисповедания, но и униаты и католики, и вскоре в обоих монастырских храмах для иконы были устроены золоченые киоты. В Иоанно-Предтеченской церкви икона устанавливалась зимой, а в Вознесенской — летом. В 1882 году Вознесенский храм сгорел, но чудотворный образ, иконостас и утварь были спасены от пожара.

Особенности иконографии Барколабовской Одигитрии

Чудотворная икона Божией Матери относится к иконографическому типу Одигитрия, написана на цельной хвойной доске. По стилистике она принадлежит к произведениям слуцко-полесской школы иконописи, при этом сохраняет выразительные черты древне-византийского прообраза.

Богородица держит Богомладенца на левой руке, правая же покоится на Ее груди. Спаситель правой рукой благословляет, а левой рукой держит свиток. Лик Богоматери выражает скорбь. Живопись образа строгая и возвышенная. В дореволюционное время икону украшала сребропозолоченная риза, вся усыпанная жемчугом и драгоценными камнями. На ризе имелись четыре звезды с дорогими камнями. В одной из них, у стопы Спасителя, хранились частицы мощей святых преподобных Евфросинии Полоцкой и Лонгина вратаря.

Монастырь в советское время

В 1924 году богоборческая власть закрыла Свято-Вознесенский женский монастырь. Сестры убедили стражу разрешить им вынести чудотворную икону и спрятали ее. Святыню переносили из дома в дом, прятали то в притворе, то в сенях. «Матерь Божия сделала так, что власти не заметили ее пропажи и не искали ее, — рассказывают сестры. — Это просто чудо, что ее удалось сохранить».

В годы Великой Отечественной войны на территории Быховщины шли кровопролитные бои. Но монастырь, тогда давно бездействующий, война не затронула. И наступая, и отступая, гитлеровцы прошли мимо. Одна из монахинь замуровала икону в стену дома, где она и оставалась много лет. Самих монахинь после войны арестовали. Только в 1953 году, когда их освободили, они показали место, где находится икона. И Божия Матерь вернулась в храм, правда, уже не в Барколабовский, а в Быховский, где и хранилась следующие полвека. Барколабовского монастыря больше не существовало, и постепенно все его строения местные жители разобрали на кирпичи. Когда в 1990-х годах архиепископ Максим захотел забрать икону в Могилев, он не смог этого сделать: быховчане были против. Так Матерь Божия еще раз подтвердила, что Сама определяет, где Ей быть.

Возрождение обители

Возрождение монастыря началось в 2008 году, когда из Успенского женского монастыря города Орши прибыли схиигумения Антония (Полуянова) и с нею восемь сестер. Благословение на возрождение монастыря матушка Антония получила от отца Николая (Гурьянова). Тогда на месте монастыря был только голубой крест, поставленный в 1996 году. В марте 2009 года был заложен храм в честь Святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, а в мае 2010 года его освятили.

В настоящее время Предтеченский храм радует своим великолепием и архитектурой, и особенно настенными росписями, которые выполнены в Византийском стиле талантливым иконописцем Антонием Бельским. В скуфье барабана — композиция «Престол уготованный», изображающая Силы Небесные — херувимов и архангелов. С алтарной апсиды распростерла Свои объятия над молящимися Божия Матерь с Новгородской иконы «Знамение». Южная стена храма вещает величие Божией Матери: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь». И ангельский собор, и человеческий род предстоят Ей. На сводах храма ростовые изображения русских и белорусских святых. На западной стене и на клиросе — изображения Страшного Суда. За роспись этого храма Антон Бельский получил Государственную премию Президента Беларуси.

В 2011 году завершено строительство колокольни, построен сестринский корпус.

Государством в постоянное пользование передано монастырю три земельных участка общей площадью 14 046 гектаров земли для ведения подсобного сельского хозяйства, а также земельный участок площадью 5690 гектаров для строительства и обслуживания монастыря.

Сейчас в обители около 20 сестер во главе с игуменией Ангелиной.

Возвращение в родную обитель

В 2009 году матушка игумения заказала копию иконы в оршанских мастерских, и целый год монахини молились перед этой копией.

24 июля 2010 года, в праздник чудотворной иконы Божией Матери Барколабовской, состоялось торжественное перенесение дивного образа из Свято-Троицкого храма города Быхова в возрожденный Свято-Вознесенский женский монастырь. Божия Матерь вернулась в Свои владения, на то место, которое Сама избрала. Каждый год при большом стечении народа торжественно отмечается день памяти этого чудотворного образа: бывает архиерейское богослужение, съезжается множество благодарных и радостных людей не только из Беларуси, но и из России, тысячи паломников приходят в обитель крестными ходами.

Списки с чудотворного образа

Когда переносили икону Богородицы из церкви Святой Троицы города Быхова, быховчане плакали. Для них потерять ее было большим горем. В Быховский храм монахини отдали список, перед которым молились целый год. Через несколько недель к иконе в Быхов приехала семья с больной девушкой. Эта семья не знала, что теперь в храме висит копия. Они усердно молились, верили — и девушка исцелилась. Для быховчан это стало знаком, Матерь Божия как будто бы говорила: «Не бойтесь, Я с вами, и через копию дается та же благодать, что и через первообраз».

Издавна существовало несколько списков Барколабовской иконы как в самом монастыре, так и в храмах близлежащих городов и сел. В приходской Михайловской церкви села Барколабово особо почиталась двухсторонняя икона с образом Божией Матери на одной стороне и Архангела Михаила — на другой. Список, выполненный в начале ХХ века, находился в часовне на вокзале города Могилева.

Сохранившиеся списки Барколабовской иконы можно увидеть в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь и в Николаевском соборе Могилевского Свято-Никольского женского монастыря. Этот образ, написанный во второй половине XVIII века, имел вверху изображения ангелов, коронующих Божию Матерь, и серебряный оклад. В церкви святого Онуфрия того же монастыря находится еще один список Барколабовской иконы, обретенный в 1992 году.

Чудесные исцеления от иконы

Не перестает Пресвятая Богородица источать чудеса от Своего образа.

В 1986 году, во время взрыва на ЧАЭС, в Быховском районе радиация местами доходила до 15 кюри. Только небольшой пятачок — территория Свято-Троицкого храма, остался совсем чистым.

В монастыре одну за другой рассказывают чудесные истории исцеления. Рассказывают о мальчике с болезнью Бейля, который полностью выздоровел после того, как в храме провели молебен. Через несколько месяцев он с родителями приехал в монастырь, и сестры увидели абсолютно здорового, весело скачущего ребенка. Рассказывают о шестилетнем мальчике, которого Матерь Божия исцелила от лейкемии, о женщине, которая вылечилась от паралича и подарила монастырю в знак благодарности позолоченный крест, украшенный драгоценными камнями.

В сердцах очень многих людей хранится благодарность Божией Матери за исцеление от болезней, за рожденных в родительском неплодстве деток (таких случаев особенно много).

Каждый, кто с искренней верой молится перед Барколабовской иконой Божией Матери, прося заступничества Царицы Небесной, получает утешение и помощь.

Молитва Барколабовской иконе Божией Матери

О чудная и вышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати! Услыши ны грешныя и недостойныя рабы Твоя, в час сей молящияся и припадающия к Тебе со воздыханием и слезами и умильно глаголющия: изведи нас от рова страстей, Владычице: Избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злых клевет и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати Божия, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити их и спасти: разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниих и теплыя Ходатаицы о нас грешных не имамы к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. Егоже умоли, Владычице, да спасеннии Тобою, славим и в будущем веце Всепетое Имя Сына Твоего и Бога нашего, купно со Отцем и Святым Духом, ныне и в безконечныя веки. Аминь.

Как добраться в монастырь в Барколабово

Барколабово находится примерно в 38 километрах от Могилева в сторону Быхова и в 12 км от Быхова. Из Быхова в Барколабово несколько раз в неделю ходят автобусы, а из Могилева — электропоезда ежедневно.

Подготовила послушница Татьяна Кладиева

Источник

Свято вознесенский женский монастырь в агрогородке барколабово

Фотографии из истории монастыря.

Устроение монастыря и надзор за ним поручались Иоилю Труцевичу, игумену Кутеинского женского монастыря в г. Орша. Из сестер Кутеинского женского монастыря выбиралась игуменья для Барколабовского монастыря. Ей оказалась монахиня Фотиния. Первые насельницы вновь созданной Барколабовской обители были также кутеинскими. Оба монастыря должны были жить согласно, помогая друг другу и делиться всем нужным.

Если бы случилось, что игумены Кутеинские отступили от православной веры и впали в унию, то они уже потеряли бы всю власть над монастырем Барколабовским. В таком случае сама игуменья с сестрами будет управлять и распоряжаться обителью. Защита монастыря и попечение о нем возлагались Стеткевичем на сына его Михаила, дочерей, родственников и всех обитателей повета Оршанского, в православии пребывающих. Пользуясь предоставленными монастырю владениями и правами, инокини обязывались всегда молиться за его основателя, его жену, его детей и родственников.

Дарственная сия была написана на имя Иоиля Труцевича, игуменьи Фотинии Киркоровны с сестрами и была подписана 7 июля 1641г.

Главной заботой игумена Иоиля и матушки Фотинии было построение храма. Фундуш (дарственная грамота) был дан 7 июля, в день рождения пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, поэтому решили первый храм построить в честь Иоанна Крестителя. Вскоре в монастыре был воздвигнут небольшой каменный Предтеченский храм с приделом Святителя Николая. А в 1648 году на средства Богдана Стеткевича был построен и другой, деревянный, храм в честь Вознесения Господня. Конечно же, в монастыре появились кельи, хозяйственные постройки и все было обнесено деревянной стеной.

На18-м году своего существования монастырю была явлена великая Божия милость – чудотворная икона Божией Матери. Описание этого чуда было написано в XIX веке на дощечке, которая висела возле иконы.

В 1659г. (во время правления польского короля Иоанна Казимира) русский князь Симеон Пожарский, младший сын Дмитрия Пожарского, возвращался после битвы с польско-литовскими войсками. В обозе Симеон тайно вез икону Божией Матери. Когда войска проезжали мимо монастыря, и когда повозка с иконой подъехала к святым вратам, то никакими силами икону нельзя было сдвинуть с места. «Трудяся же князь, хотя конскою силою и младыми отроки двигнути и ничтоже успе и бысть икона недвижима». Видя это, князь идет в монастырь к игумении Фотинии Киркоровне и говорит: «Возьми икону Пресвятыя Богородицы, ибо хощет Мати Божия зде пребывати». Тогда игуменья с сестрами с великим благоговением взяли икону и до утра оставили ее посреди храма, размышляя, где бы ее поставить. Придя утром в храм, матушка и сестры обнаружили, что икона стоит с правой стороны от алтаря, где она стоит и теперь.

Празднование иконе совершается 24 июля в день святой великомученицы Евфимии Всехвальной и святой равноапостольной княгини Ольги – в этот день икона прибыла в монастырь Барколабовский. Каждый год при большом стечении народа торжественно празднуется день памяти этого чудотворного образа: бывает архиерейское богослужение, множество цветов, множество благодарных и радостных лиц и сердец – не престает Пресвятая Богородица источать чудеса…

Чудотворная икона Божией Матери написана на цельной доске. Дева Мария держит Богомладенца на левой руке, правая же покоится на Ее груди. Спаситель правой рукой благословляет, а левой рукой держит свиток. Лик Божией Матери выражает скорбь. Живопись образа строгая и возвышенная. В дореволюционное время икону украшала сребропозолоченная риза, вся усыпанная жемчугом и драгоценными камнями. На ризе имеются 4 звезды с дорогими камнями. В одной из них, у стопы Спасителя, хранятся частицы мощей святых преподобных Евфросинии Полоцкой и Лонгина вратаря. В обоих монастырских храмах для иконы были устроены золоченые киоты. В Иоанно-Предтеченской церкви икона устанавливалась зимой, а в Вознесенской – летом.

Барколабовская икона, как в прежние времена, так и теперь, весьма почитаема. В сердцах многих людей хранится благодарность Божией Матери за исцеление болезней, за рожденных в родительском неплодстве деток (таких случаев особенно много). Мать и дочь одновременно избавились от трудноизлечимой болезни псориаза.

Из глубины веков дошли до нас два поразительных чуда, которые явила Божия Матерь через свой образ Барколабовский.

Во время Великой Северной войны (в начале XVIIIв.) один шведский военачальник остановился со своим обозом в монастыре и потребовал фуража для лошадей. Инокини выдали, что имели. На другой день, когда насельницы монастыря вознесли усердные молитвы перед чудотворным образом об избавлении от непрошеных гостей, все шведские лошадки издохли. Это так поразило военачальника, что он принял православие.

Совершила чудо Божия Матерь и в 1812г. Французы, заняв монастырь, захотели поджечь церковь и уже со всех сторон обложили ее хворостом. В это время несколько солдат были внутри церкви и начали ее грабить. Один из воинов подошел к чудотворному образу и протянул руку, чтобы сорвать драгоценную повязку, но невидимой Божественной силой был отброшен далеко в сторону. В страхе французы покинули церковь, и все войска вывели из монастыря.

Течет людской ручеек к чудной иконе – кто поблагодарить, кто попросить милостивую Небесную Царицу о помощи, проливая слезы мольбы и слезы благодарности.

Хотя Барколабовский монастырь расположен в пределах Могилевской епархии, однако со времен своего основания и до 1773г. он принадлежал к Киевской митрополичьей епархии и назывался заграничным монастырем. Эта зависимость Барколабовского монастыря от Киева произошла следующим образом. Константинопольские патриархи, от которых в иерархической зависимости была западнорусская церковь в XVI – XVII вв., имели обыкновение, по просьбе основателей монастырей, давать некоторым обителям право ставропигии. Такие монастыри освобождались от подчинения епархиальному архиерею и зависели непосредственно от вселенского патриарха. Но по отдаленности Западной Руси от Константинополя, права на ставропигиальные монастыри передавались епархиальным епископам, за исключением только назначения и утверждения монастырских настоятелей. Со времени Петра Могилы (1633-1646гг.), получившего звание патриаршего экзарха в западнорусской церкви, ставропигиальные монастыри постепенно подчинены были Киевским митрополитам. А так как Киев в 1686г. перешел к России по вечному миру между ею и Польшею, то монастыри, оставшиеся в пределах Литовско-Польского государства, по отношению к Киеву оказались за границей, почему и получили название заграничных монастырей Киевской епархии. К разряду таких монастырей принадлежал и Барколабовский. Иногда управление заграничными монастырями переходило к Могилевскому епископу, но не полностью, например, к преосвященнейшему Георгию Конисскому. Быть может, неопределенное положение заграничных монастырей продолжалось бы много лет, но в 1772г. произошел первый раздел Польши, и Белоруссия была присоединена к России. Согласно Высочайшему повелению от 11 декабря этого же года последовал указ Святейшего Синода, которым Барколабовский монастырь с другими заграничными белорусскими монастырями, окончательно был передан в управление Могилевского епископа.

До 1835г. Барколабовский монастырь был самостоятельным, но в этом же году он был приписан к Буйничскому монастырю, обращенному из мужского в женский.

Это произошло при следующих обстоятельствах. В 1833г. Могилевский епископ Гавриил захотел открыть приют для сирот и бедных девиц местного духовенства. Преосвященнейший Гавриил предполагал открыть приют в Буйничском мужском монастыре, а сам монастырь закрыть. Но святой Синод нашел более удобным открыть приют при каком-нибудь женском монастыре епархии или превратить для этого Буйничский монастырь в женский. Между тем новое направление реки Днепр на самый центр Барколабовского монастыря угрожало ему совершенным разрушением, предотвратить которое монастырь своими средствами не мог. Предстояло монастырь перенести в другое место или закрыть его. Тогда Преосвященнейший Гавриил решил закрыть Буйничский мужской монастырь, перевести сюда Барколабовский и учредить здесь приют. Барколабовский монастырь не закрылся, а сделался приписным к Буйничскому. В Барколабовском монастыре остались казначея и несколько монахинь. Оставалось ждать, какое направление примет Днепр.

Днепр долгое время не давал покоя Барколабовскому монастырю, но монахини приняли все усилия к сохранению своего монастыря. В 1843г. было сделано укрепление берега, а весной 1844г. все было размыто водой, только в 1847г. удалось укротить Днепр, изменив русло реки. Сила Днепра вынудила власти дать благословение на переезд основной массы сестер в Буйничский монастырь, который из мужского был преобразован в женский. Это произошло в 1835г. С этого времени ставропигиальный, первоклассный монастырь становится «заштатным», приписным к Буйничскому и постепенно приходит в запустение. Но благодаря владельцам соседнего имения «Сорочино» А. Н. Радкевичу, его жене и двум сыновьям в 1901 году монастырь приобрел самостоятельность, и стал быстро возрастать духовно и материально. Барколабовский монастырь вел всегда в своих владениях широкое хозяйство. Оно состояло в обработке полей, лугов, огородничестве, имелись небольшой пчельник и мельницуа на речке Ректе. Вообще хозяйство монастырское велось толково и аккуратно.

Жизнь иноческая насельниц монастыря, прибывших из женского Кутеинского монастыря, проходила на должной высоте. Сияли благочестием инокини барколабовские. Само число инокинь было велико, более 100 сестёр. Но с течением времени монастырь оскудевал в числе монашествующих, особенно с XVIII столетия. В 1766г. в монастыре были игумения и 31 монахиня. Несмотря на относительную малочисленность сестёр в предреволюционное время, при монастыре существовал приют для девочек, где они получали образование и духовное воспитание, навыки рукоделия, а также готовились к семейной жизни, приучаясь к труду, аккуратности. Выходящим замуж давали приданое.

В 1924 году монастырь закрыла богоборческая власть.

Возрождение монастыря началось с 2008года, когда из Успенского женского монастыря г. Орши прибыли схиигумения Антония (Полуянова) и с нею восемь сестёр. Благословение на возрождение монастыря матушка Антония получила от о. Николая (Гурьянова). Уже в 2010 году Преосвященный Серафим, епископ Бобруйский и Быховский, освятил храм в честь Рождества Иоанна Предтечи, а в день празднования Барколабовской иконы чудотворный образ был перенесён из храма Живоначальной Троицы г. Быхова, где он хранился с 1953г, в Барколабово. Божия Матерь вернулась в Свои владения, на то место, которое Сама избрала.

В настоящее время храм радует своим великолепием и архитектурой, и особенно настенными росписями, которые выполнены в Византийском стиле талантливым иконописцем Антонием Бельским. В скуфье барабана – композиция «Престол уготованный», изображающая Силы Небесные: херувимов и архангелов. С алтарной аспиды распростёрла свои объятия икона Божией Матери «Знамение» Новгородская. Южная стена храма вещает величие Божией Матери: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь». И ангельский собор, и человеческий род предстоят ей. На сводах храма ростовые изображения русских и белорусских святых. На западной стене и на клиросе – изображения Страшного Суда. За роспись этого храма Антон Бельский получил Государственную премию Президента Беларуси.

Сейчас в обители 15 сестер во главе с игуменьей Ангелиной. Строительница монастыря схиигумения Антония на покое, несёт молитвенный подвиг и днём и ночью. Матушка Антония пользуется уважением настоятельницы и сестёр. 7 декабря 2018г. в обители праздновали восьмидесятипятилетний юбилей матушки Антонии. Восстановленная обитель готова принять в свою духовную семью, желающих потрудиться на ниве Божьей в иноческом чине.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *