свято вознесенский женский монастырь волгоградская обл г дубовка
Свято вознесенский женский монастырь волгоградская обл г дубовка
Посещая монастырь, необходимо помнить, что в нем действуют определенные правила, которые поддерживают порядок жизни монашествующих. Монашеская жизнь имеет целью молитвенную сосредоточенность, поэтому должно вести себя как можно скромнее, тише, внимательнее.
Игумения Анна с паломниками (2016 год)
Важно постараться выполнять нижеследующие правила:
1. Одежда паломников должна быть соответствующей: шорты, открытые майки и блузки недопустимы. Не принято в монастырях женщинам находиться в брюках, коротких юбках, с непокрытой головой (в том числе и в паломническом корпусе). У гостиничной сестры можно получить платок и юбку, которые нужно вернуть обратно после посещения монастыря.
2. На территории монастыря недопустимы:
3. Во всё время пребывания в монастыре сотовые телефоны следует настроить на беззвучный режим.
* Особо назначенные сестры могут провести вам экскурсию: рассказать историю монастыря, показать храмовые святыни, святой источник, а также ответить на вопросы о монастырской жизни общего характера.
6. Не позволяется дарить или передавать сестрам монастыря вещи, деньги, литературу без благословения матушки Игумении или благочинной.
7. Выходить за ворота или ходить по территории позволительно до 23.00.
Мы благодарны вам за внимание к нашей обители и надеемся, что посещение монастыря принесет вам духовную пользу!
Свято-Вознесенский женский монастырь (Дубовка)
Мiръ Россия Волгоградская область Свято-Вознесенский женский монастырь (Дубовка)
Содержание
История [ править ]
Основан в 1871 году в виде женской общины при посаде Дубовке на правом берегу реки Волги, в 40 километрах от города Царицына (нынешнего Волгограда). На устройство обители пожертвовали по 18 тысяч рублей протоиерей Иоанн Покровский и мещанин Посохин. В 1892 году община становится внештатным общежительным женским монастырём. В начале XX века в монастыре было около 270 сестёр.
После Октябрьской революции монастырь был закрыт, в его зданиях размещались различные учреждения. Были разрушены храмы Вознесения Господня и Пресвятой Богородицы, а также стены.
В 1991 году монастырь возрождён. В начале 2000-х годов настоятельницей была сестра Анна (Ерофеева).
Протоиерей Иоанн Покровский и мещанин Матвей Посохин на имя Преосвященного Иоанникия, епископа Саратов¬ского и Царицынского, послали письмо о создании женской общины. В письме-обращении мы читаем дословно: «Протоиерей Иоанн Покровский и мещанин Матвей Посохин для блага тамошнего степного края хотят «насадить благочестие через основание женского монастыря». отец протоиерей усердно и долго молился, изливая слезы. Впоследствии на этом месте, где он молился, вырыт был коло¬дезь с приятной на вкус водою, существующий и до сего времени. Осенью 186 5 года отец Иоанн освятил ме¬сто для первой келий. Собрались первые насельницы числом в пять человек. Первой начальницей монашеской об¬щины стала по выбору отца Иоанна рясофорная послушница Виталия из города Бежецка.
29 мая 1880 года на праздник Вознесения Господня в присутствии Преосвященного Тихона был заложен собор в честь Вознесения Господня. В 1904 году игумения Виталия отказалась от должности игумений по болезни, и по своему желанию и желанию сестер сдала, с разрешения Епархиального начальства, все монастырское управление матушке Августе, которая с 1904 года значилась по бумагам исполняющей должность настоятельницы. В 1906 году матушка Августа была утверждена в должности настоятельницы.
В 1909 году 21 мая матушка Августа получила сан игумений, причем для вручения ей посоха изволил приехать в монастырь лично Преосвященнейший Гермоген епископ Саратовский. В 1913 году за ревностную службу и за понесенные труды для блага монастыря в продолжении 45 лет игумения Августа была награждена наперсным золотым крестом. На 1-ое января 1915 года в монастыре состояло 60 монахинь и 289 послушниц. Монастырь имел собственный кирпичный завод, подворье в Царицыне, в Дубовке, в селе Городище около Красного колодца (ныне источник св. мчц. Параскевы).
С наступлением в России эпохи новой богоборческой власти в истории монастыря открылась одна из самых трагических страниц. В 1919 году заведующий отделом народного образования Губин открывает здесь городок под на¬званием «Коммунист» и арестовывает двух монахинь якобы за грубое обращение с детьми приюта.
В 1991 году распоряжением исполкома Волгоградского областного Совета народных депутатов Свято-Вознесенский женский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. 06.06.1992 г. был найден и открыт разграбленный большевиками склеп о. Иоанна Покровского, ныне ковчег с его мощами находится в храме. В мае 1993 года старшей сестрой здесь становится монахиня Христина, приехавшая из г. Тулы.
В 1997 году она назначается настоятельницей с возложением наперсного креста по должности. Все передавалось сестрам в таком разбитом и изношенном состоянии, что некоторые здания пришлось строить заново. Матушка Христина, показывая пример сестрам, обучала их, недавно начавших свою церковную жизнь, основным послушаниям, пекла просфоры, готовила трапезу, пела и читала на клиросе, объясняла азы монашеской жизни. Будучи тяжелобольной, матушка Христина в сентябре 1998 года принимает постриг в Великую ангельскую схиму с именем Валентины. В праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня 27 сентября 1998 года схимонахиня Валентина отошла ко Господу в возрасте 47 лет. Старшей сестрой становится монахиня Анна.
Современное состояние [ править ]
В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.
Возрастает число насельниц обители.
Совершенствуются формы социального служения.
В последующие годы строится звонница, закладывается виноградник и сад. Был вырыт и зарыблен пруд, обрабатываются монастырские земли, засевается пшеница, ячмень, травы. Очищается и восстанавливается колодец батюшки Иоанна Покровского.
Храмы [ править ]
Провинциальный монастырь главнее областного храма
Мы привыкли, что основные события и главные здания расположены в столицах или хотя бы в областных центрах. Но не всегда так бывает.
Первым, что мы увидели, подъехав поближе, были Святые врата обители с часовней в честь Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Эти ворота были разрушены в семидесятые годы прошлого века и только в этом веке были восстановлены. Освящение и воздвижение купола надвратной часовни было произведено 4 июня 2011 года. Проехать на машине через врата было невозможно и мы объезжали забор и въехали на территорию монастыря откуда-то сбоку. Перед нашим взором раскинулась территория монастыря и храм в глубине.
Основателем, учредителем и строителем будущего монастыря был протоиерей Иоанн Алексеевич Покровский (1816–1876), служивший настоятелем в Успенском соборе Дубовки в 1847–1850 годах и в 1853–1876 годах. Как вспоминали о нём современники: «Скромный человек замечательной жизни, усыпанной терниями, отличавшийся по своим остроумным проповедям и по особой любви к страждущему человечеству. Он чуток был ко всем, к нему приходили все: молокане и всевозможные сектанты, и он, всегда отзывчивый на чужое горе, никого не отпускал без посильной помощи, поэтому всё население Дубовки его любило и уважало».
Интересно, что на месте современного санатория «Дубовка» находился его сад, в котором он выкопал небольшую пещеру в которой он молился в одиночку.
Какая разная покупная способность была у рубля в ту пору и в современности. Прошлое даёт огромнейшую фору настоящему. Летом 1864 года Иоанн покупает у мещанки А. И. Шишлянниковой за 1000 рублей усадьбу с садом и двумя прудами. В октябре 1865 года был построен первый флигель, а 7 ноября 1865 года (по старому стилю) служится первая торжественная всенощная. Эта дата считается основанием обители. Летом 1866 года было начато строительство двухэтажного келейного корпуса и пристроенным к нему домовым холодным однопрестольным храмом в честь святого Иоанна Предтечи. Храм был освящён осенью 1866 года. 29 мая 1880 года был заложен собор в честь Вознесения Господня. Несчастливая судьба была у этого храма. После пяти лет строительства ночью рухнул внутрь храма главный купол. Исправлять положение прибыл известный архитектор, сделавший много для архитектуры Саратова, Алексей Маркович Салько (1839–1918) Архитектурный стиль салькоко — почти Сальковск, а не Саратов. В результате в 1891 году храм был освящен.
Но в советское время Вознесенский собор был разрушен, даже кирпичика не осталось от него.
А вот храму Иоанну Предтечи повезло больше. В нём был сначала устроен клуб, затем склад. Когда в 1991 году монастырь начал возрождаться, храм был отреставрирован.
Вокруг храма расположилась ограда с малыми парадными воротами, через которые мы вошли во двор.
В монастыре есть небольшое кладбище. Две могилы находятся практически у стен храма.
Первое захоронение- монахини Христины, которая приехала из города Тулы и в мае 1993 года стала старшей сестрой, а с 1997 года — настоятельницей монастыря.
При ней был восстановлен и расписан храм, отремонтирован двухэтажный келейный корпус и возведен новый келейный корпус.
Второе захоронение — её преемницы Анны, ставшей после смерти Христины старшей сестрой.
Помещение храма было закрыто, но мы зашли в церковную лавку, что располагалась в келейном корпусе рядом с храмом, и нас монахиня любезно отвела в храм и даже оставила ненадолго. Я сделал несколько снимков.
Вот так выглядит иконостас храма.
Вызвала интерес Тихвинская икона Божией Матери с богато украшенной ризой.
Она спрятана за стеклом и там же размещены золотые кольца и цепочки, дар паломников. Интересно, что до революции в монастыре была другая Тихвинская икона Божией Матери, утерянная после революции. Вот, что о ней рассказывается на сайте монастыря: «Весной 1910 года при очередном посещении монастыря Преосвященный Гермоген особо интересовался местно-чтимой чудотворной Тихвинской иконой, для которой он на свои деньги заказал новую серебряную вызолоченную ризу и металлический киот. Эта икона была пожертвована торговцем Краюшкиным Дубовскому монастырю после чудесных событий, связанных с нею. Икона во время пожара, бывшего в доме Краюшкина осталась невредимой, когда сгорел весь дом с имуществом. По прошествии двух лет неожиданно потускнел и исчез лик Божией Матери и также неожиданно проявился через несколько лет. В монастыре икона помещалась во время зимы в теплой церкви под особым балдахином, летом на аналое в летнем храме. Одержимые беснованием люди не могли подходить к этой чудотворной иконе близко. Однажды, две девочки, одержимые этим недугом, были насильно подведены несколькими людьми к этой иконе, и они получили исцеление, причем одна из них осталась жить в монастыре. Свидетелями этого события были все сестры обители.»
Нынешняя икона появилась здесь в 2005 году. Кстати, пока мы были в монастыре, приезжали несколько женщин, видимо паломниц.
Рядом с Тихвинской иконой Божией Матери еще одна икона,
под которой размещается ковчег с частицами мощей различных святых, коих насчитывается около сорока.
Свято-Вознесенский женский монастырь
Официальный сайт монастыря
Икона дня
Православный календарь
Апостола Иакова, брата Господня по плоти (ок. 63). Перенесение мощей прав. Иакова Боровичского, Новгородского, чудотворца (1544).
Свт. Игнатия, патриарха Константинопольского (877). Прп. Елисея Лавришевского (ок. 1250).
Сщмчч. Николая Агафоникова, Владимира Амбарцумова, Александра Соловьева, Николая Архангельского, Емилиана Гончарова и Созонта Решетилова пресвитеров (1937); прмц. Евфросинии Тимофеевой (1942).
Флп., 245 зач., III, 8–19.Лк., 50 зач., X, 1–15.Ап.:Гал., 200 зач., I, 11–19.Мф., 56 зач., XIII, 54–58.
Облако меток
Архивы
Святыни монастыря
Тихвинская икона Божией Матери
Тихвинская икона Божией Матери
Икона пожертвована в 2005 году архимандритом Назарием, наместником Александро-Невской Лавры из запасников этого монастыря и является списком с чудотворной Тихвинской иконы, которая находится в г. Тихвине. Ныне она находится в монастырском храме и ей сделана богато украшенная риза.
Интересно, что до революции в монастыре находилась местно-чтимая икона Божией Матери Тихвинская, которая впоследствии была утеряна. Вот небольшие сведения о ней:
«Весной 1910 года при очередном посещении монастыря Преосвященный Гермоген особо интересовался местно-чтимой чудотворной Тихвинской иконой, для которой он на свои деньги заказал новую серебряную вызолоченную ризу и металлический киот. Эта икона была пожертвована торговцем Краюшкиным Дубовскому монастырю после чудесных событий, связанных с нею. Икона во время пожара, бывшего в доме Краюшкина осталась невредимой, когда сгорел весь дом с имуществом. По прошествии двух лет неожиданно потускнел и исчез лик Божией Матери и также неожиданно проявился через несколько лет.
В монастыре икона помещалась во время зимы в теплой церкви под особым балдахином, летом на аналое в летнем храме. Одержимые беснованием люди не могли подходить к этой чудотворной иконе близко. Однажды, две девочки, одержимые этим недугом, были насильно подведены несколькими людьми к этой иконе, и они получили исцеление, причем одна из них осталась жить в монастыре. Свидетелями этого события были все сестры обители.»
Мощи протоиерея Иоанна Покровского
протоиерей Иоанн Покровский
Протоиерей Иоанн Алексеевич Покровский родился в 1816 г. Настоятель Успенского собора посада Дубовки Царицынского уезда Саратовской губернии в 1847–1850 гг. и в 1853–1876 гг. В 1850–1853 гг. — протоиерей Аткарского Михаило-Архангельского собора. Вел высокоаскетическую жизнь, удаляясь по временам в ископанную им самим пещеру для уединенной молитвы. Красноречие и особенный такт в проповеди Слова Божия были характерной особенностью о. Иоанна, позволявшей обращать многочисленных раскольников из местного населения.
В 1850 г. он был назначен первоприсутствующим в Аткарском духовном правлении, но дубовские прихожане через Святейший Синод опять возвратили его к себе в Дубовку.
По благословению старца о. Петра из Иерусалимской слободы Тверской губернии о. Иоанн взялся за устройство в Дубовке женского монастыря. В 1864 г. он ездил к епископу Саратовскому Иоанникию (Рудневу) за благословением на строительство монастыря. Основание обители сопровождалось чудом — во время молитвы о. Иоанна на месте будущего монастыря его видели стоящим на воздухе. 7 ноября 1865г. о. Иоанн отслужил первую всенощную для первых насельниц обители, а 25 мая 1867 г. освятил первый каменный храм монастыря, и в течение 1865–1876 гг. о. Иоанн — бессменный духовник монастыря.Ковчег в храме с мощами протоиерея Иоанна Покровского
По ходатайству о. Иоанна игуменией стала монахиня Виталия († 1907 г.) но вскоре в обители начались нестроения: некоторые монахини оклеветали о. Иоанна, и он был оправдан лишь после смерти. Лишь вмешательство императрицы Марии Александровны помогло водворить в обители мир.
По свидетельству монахинь Дубовского монастыря, о. Иоанн стяжал дар прозорливости: он предсказал день своей смерти, грядущее успокоение в монастыре после его смерти и свое посмертное оправдание. О. Иоанн умер в ночь на 29 октября 1876 г., и его отпевал епископ Тихон (Покровский), приехавший освящать новопостроенный Воскресенский храм в Дубовке. Протоиерей Иоанн составил сборник поучений и сочинений на духовные темы.
Ковчег с мощами отца Иоанна
В годы безбожного гонения склеп о. Иоанна Покровского был разграблен. 25 мая (7 июня) 1992 г. его останки были обретены и поставлены в соборной церкви возрожденного монастыря. Читать подробнее…
В настоящее время в Волгоградской епархии собираются материалы для прославления праведного Иоанна Дубовского в лике святых.
ДУБОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Община была организована по инициативе прот. Иоанна Алексеевича Покровского, благочинного Дубовского окр., клирика Успенского собора посада Дубовка. После кончины супруги и гибели в С.-Петербурге единственного сына Покровский вел монашеский образ жизни, окормлялся у старцев иером. Адриана Югского и свящ. Петра Томаницкого. Последний, по преданию, благословил о. Иоанна организовать жен. мон-рь близ Дубовки, мн. жители к-рой принадлежали к старообрядцам, молоканам и др. сектам и толкам. После ходатайства прот. Иоанна и владельца кирпичного завода мещанина М. Ф. Посохина еп. Саратовский и Царицынский Иоанникий (Руднев) благословил основание общины. Летом 1864 г. Покровский купил у мещанки А. И. Шишлянниковой усадьбу с 2 прудами, на землях к-рой и была основана обитель. Дубовское посадское управление также передало общине землю. В сент.-окт. 1865 г. на месте будущего мон-ря был построен флигель, в к-ром поселились 5 девиц, 1-ю всенощную в строящейся обители 7 нояб. того же года отслужил прот. Иоанн, ставший духовником насельниц. В 1872 г. в обители начались нестроения: нек-рые сестры оклеветали о. Иоанна и Саратовский еп. Тихон (Покровский) запретил ему совершать богослужения в общине. Лишь вмешательство в 1876 г. имп. Марии Александровны помогло водворить мир. По свидетельству монахинь Д. м., о. Иоанн стяжал дар прозорливости: предсказал дату своей смерти (ночь с 28 на 29 окт. 1876) и погребение в обители. Прот. Покровского отпевал Саратовский еп. Тихон (Покровский), испросивший прощение у подвижника за несправедливые прещения. Основатель Д. м. был погребен напротив алтаря монастырской Тихвинской ц.
Насельницы
Обителью управляла переведенная из Бежецка рясофорная послушница Виталия, с 1876 г. мон. Виталия II (с 1892 игумения; Ɨ 1907), с 1906 г. мон. Августа, 21 мая 1909 г. возведенная в сан игумении. Для вручения ей посоха Д. м. посетил еп. Саратовский сщмч. Ермоген (Долганёв). 10 янв. 1911 г. игум. Августа и монастырский свящ. Ф. Никольский были награждены серебряными медалями.
К 1891 г. в общине проживало 182 чел. После преобразования общины в мон-рь 10 дек. 1892 г. первые 14 сестер были пострижены в мантию, 23 апр. 1894 г. состоялся постриг еще 12 сестер. В 1914 г. Саратовский еп. Палладий (Добронравов) постриг 4 монахинь в схиму и 4 послушниц в мантию. К 1 янв. 1915 г. в мон-ре проживали 60 монахинь и 289 послушниц.
Храмы и другие постройки
Летом 1866 г. Саратовский еп. Иоанникий (Руднев) освятил место под постройку мон-ря. Одновременно на средства Покровского был построен 2-этажный кирпичный келейный корпус (длина 69,4 м). Декор фасадов сосредоточен на оконных проемах и нишах в виде сандриков и пилястр с арочными архивольтами. Осенью 1866 г. в вост. части корпуса была освящена ц. во имя св. Иоанна Предтечи (расписана саратовским худож. Г. И. Смирницким). 1-м настоятелем храма стал свящ. К. П. Орлов. В 1870 г., во время пожара, кельи и храм пострадали, в 1876 г. были восстановлены, церковь освящена Саратовским еп. Тихоном (Покровским) в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
В 1888 г. на пожертвования купчихи Дивеевой был построен 2-этажный игуменский корпус в стиле эклектики (совмещение древнерус. и классической архитектуры) с архиерейскими покоями и кельями для гостей. Основу декоративного убранства составляют ступенчатые кронштейны под карнизом, лучковые и килевидные наличники, ниши, рустованные лопатки. К нач. 90-х гг. в Д. м. были построены еще один 2-этажный монашеский корпус, дом священника, корпус для пекарни и ковровой мастерской, возведена ограда вокруг собора.