свято вознесенский барколабовский женский монастырь
Свято-Вознесенский женский монастырь (Барколабово)
Мiръ Беларусь Могилёвская область Свято-Вознесенский женский монастырь (Барколабово)
Содержание
История [ править ]
Обитель основана в 1623 году Богданом Статкевичем.
В соборном храме монастыря хранилась чудотворная икона Божией Матери, подаренная монастырю в 1659 году князем Пожарским, возвращавшимся с войсками в Россию из Литвы. Существует легенда, что икона была спрятана в военном обозе. Когда отряд князя проходил мимо монастыря, «образ стал недвижим» и никакие усилия не смогли сдвинуть его с места. Пожарский понял, что образ желает остаться в монастыре, и передал его игуменье Фотинии Киркоровне. Икона была первоначально помещена в центре Вознесенской церкви, в следующую ночь икона чудесным образом переместилась к стене храма. На поклонение образу в Борколабовский монастырь стекались паломники не только правосл. вероисповедания, но и униаты и католики. Образ прославился чудесами во время Северной войны и Отечественной войны 1812 года.
Чудотворная икона пережила все войны XVII — XX веков, и все гонения на религию, включая советские времена. В 1882 года Вознесенский храм сгорел, но чудотворный образ, иконостас и утварь были спасены от пожара.
После 1920 года Барколабовский монастырь закрыли. Во время Великой Отечественной войны икону сохранили бывшие инокини (по другим устным сведениям, образ находился в часовне на железнодорожной станции Быхов). В 1953 году перед праздником Пасхи чудотворный образ был принесен в Свято-Троицкий храм в Быхове и помещен в специальный пристенный киот, где и хранится до сих пор.
Это образ является одним из самых почитаемых образов Божией Матери в Восточной Беларуси. Барколабовская Одигитрия, написанная темперой на хвойной основе с вызолоченным резным фоном, является одним величайших шедевров белорусской школы иконописи, и вместе с тем сохраняет выразительные черты его древне-византийского прообраза. Исследователи высказывают мнение, что образ создан на границе XVI-XVII столетий, или в 1-й половине XVII века в центрально-белорусском регионе (возможно в Слуцке). Иконография близка Иверской и Ильинской (Черниговской) иконам Божией Матери. Божия Матерь изображена почти поколенно, облачена в темно-пурпурный мафорий, украшенный 3 золотыми ажурными звёздами и золотой кружевной каймой с кистями, темно-зеленое платье имеет широкую жемчужную обнизь на горловине и поручах, золотой нимб гравирован лучистым сиянием. Лик Богородицы исполнен царственной красоты, благородства и скорби. Склонив голову к Младенцу, восседающему на Её левой руке, высоко поднятой вверх правой рукой Она указывает на благословляющую десницу Сына. Младенец Христос, в белом хитоне-рубашке с отложным воротом, препоясанном красным кушаком, и охристо-красном гиматии с обильным золотым ассистом, слегка повернут к Богоматери, благословляет правой рукой, в левой руке держит свиток.
Не сохранился серебряный позолоченный оклад иконы, который был украшен драгоценными камнями и жемчугом; в серебряной звезде подле ножек Богомладенца находились частицы мощей св. Евфросинии Полоцкой и св. Лонгина. Сохранились сведения о реставрации и частичной переделке оклада в 1868 году.
День празднования образа приходится на 11 июля старого стиля (24 июля н.с.), день его явления в Барколабовском монастыре.
В честь 350-летия иконы Божией матери Барколабовской в Беларуси в 2009 году была выпущена серия марок, посвящённых этому событию.
Современное состояние [ править ]
13 мая 2010 г. в Свято-Вознесенском женском монастыре освящен храм в честь Святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В 2011 г. завершено строительство колокольни, заложен фундамент для строительства сестринского корпуса.
Государством в постоянное пользование передано монастырю три земельных участка общей площадью 14.0466 га земли для ведения подсобного сельского хозяйства, а также земельный участок площадью 5,6900 га, для строительства и обслуживания монастыря.
В обители проживает 12 насельниц. Настоятельница монастыря – схиигумения Антония (Полуянова).
БОРКОЛАБОВСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Иоанно-Предтеченский храм Борколабовского монастыря, 2010 год. Фотография с сайта snsobor.by |
Женский монастырь в честь Вознесения Господня в д. Борколабове Бобруйской епархии.
В 1583 году, после брака дочери Корсака Евы с князем Соломерецким деревня Борколабово становится культурным центром всего приднепровского края. Здесь находилась библиотека, известная во всей Речи Посполитой.
В то время королевские власти проводили жестокую политику ополячивания белорусского народа, насильно насаждая католицизм. Многие белорусские магнаты и шляхта принимали католическую веру. К чести Баркулаба Корсака и его наследников они не изменили православной вере. Корсак сразу же строит в деревне и в округе православные церкви. В 1594 году князем Соломорецким была заложена церковь в честь Георгия Победоносца. В 1626 году уже дети князя Богдан и Анна строят мужской православный монастырь, которому дарят в собственность деревни Сутоки и Малахово.
Княжна Елена Соломерецкая, вступая в брак с Богданом Стеткевичем, договорилась с ним о строительстве женского монастыря. И в 1641 году Стеткевич получает «разрешение на Борколабовский монастырь». Став основателем монастыря, он дарит ему в собственность земельные угодья (остров Барок, поле и луг), водяную мельницу и право ловить рыбу в Днепре до Быховской границы. И хотя княжна в скором времени умерла, муж осуществляет совместно данный обет.
Игумения и монахини прибыли из Кутеинского Богоявленского монастыря, поэтому внутреннее устройство и порядки монастыря устраивалось по Кутеинскому образцу.
Южнее местечка Борколабово, в живописном уголке около Днепра, подняла к небу свои пять позолоченных куполов величественная Вознесенская церковь. Позже выросли высокая колокольня, ворота, каменное ограждение и другие постройки.
В 1659 году, во время польского похода, русский обоз остановился у монастыря и лошади не могли двинуться до тех пор пока князь Пожарский не передал обители находящуюся при нём икону Божией Матери. 11 июля, в день прибытия святого образа в Борколабово, было установлено празднование в честь чудотворной иконы.
До 1772 года Борколабовский монастырь принадлежал к епархии киевского митрополита и только на время иногда поручался ведению могилевских архипастырей. С присоединением Белоруссии к России монастырь был подчинен могилевской епархиальной власти.
В 1835 году, когда Буйничский Свято-Духов монастырь был обращен в женский, Борколабовская обитель, которой угрожал разрушением подмывавший ее Днепр, была переведена в Буйничский и приписана к нему. С этого времени в Борколабове было оставлено небольшое количество инокинь, и монастырь стал приходить в запустение.
Борколабовский монастырь. Фото ок кон. XIX-нач. XX вв. |
В таком положении монастырь находился до 1901 года, когда он был восстановлен и получил самостоятельность.
При монастыре находилась одноклассная церковно-приходская школа для девочек.
В 1924 году монастырь был закрыт. К концу XX века на месте монастыря от былых храмов и корпусов обители не осталось никаких следов, все было разрушено до основания. В последние годы века здесь был установлен поклонный крест.
Возрождение обители
В июне 2008 года на заседании Синода Белорусской Православной Церкви было принято решение о возрождении монастыря. 16 июня того же года в Борколабово появились девять монахинь из Оршанского Успенского женского монастыря во главе с схиигуменьей Антонией (Полуяновой). Они взялись за нелегкий труд строительства и возрождения духовной жизни обители.
13 мая 2010 года состоялось освящение восстановленного храма во имя Иоанна Предтечи, которое совершил епископ Бобруйский Серафим. Храм восстановлен менее чем за год за счет пожертвований прихожан и спонсоров.
25 июля 2010 года Борколабовская икона была торжественно возвращена в Вознесенский монастырь.
На территории монастыря построена трапезная, введен в строй хозяйственный блок, дом для общежития монахинь, имеется небольшая гостиница для гостей и волонтеров. В перспективе планируется восстановить каменный храм в честь Вознесения Господня и построить церковно-приходскую школу.
В монастыре живут и трудятся 15 монахинь.
Святыни
Храмы
Свято-Вознесенский женский монастырь (Барколабово)
Свято-Вознесенский женский монастырь — православный монастырь Белорусского экзархата Русской Православной Церкви, входит в состав Бобруйской и Быховской епархии. Он расположен в Быховском районе Могилевской области, в полутора километрах от старинного села Барколабово (ныне агрогородок), в живописном месте, где речка Лахва впадает в Днепр.
История монастыря
Как свидетельствуют хроники, название деревни Барколабово (Боркулабово) происходит от имени ротмистра польского короля Августа Баркулаба Ивановича Корсака, который построил здесь замок и две церкви, создал большую библиотеку. В то время Беларусь входила в состав объединенного Польско-Литовского государства — Речи Посполитой. Многие белорусские магнаты и шляхта принимали католическую веру, осваивали польский язык, заставляли жить, придерживаясь чужих обычаев и традиций. К чести Баркулаба Корсака и его наследников, они не изменили духовным народным традициям, родному языку, православной вере, настойчиво боролись за свои взгляды. Более того, внучка Баркулаба Елена, вступив в брак с Богданом Стеткевичем, договорилась с ним о строительстве женского монастыря. В 1641 году Стеткевич получил «разрешение на Барколабовский монастырь». Грамота была получена 7 июля, в день рождения Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, поэтому решили первый храм построить в честь Иоанна Крестителя с приделом святителя Николая. Позже был построен и другой, деревянный, храм в честь Вознесения Господня, а также высокая колокольня, ворота, каменное ограждение и другие постройки.
Став основателем монастыря, Стеткевич подарил ему в собственность земельные угодья (остров Барок, поле, луг), водяную мельницу и право ловить рыбу в Днепре до Быховской границы. Свято-Вознесенский женский монастырь жил натуральным хозяйством и полностью себя обеспечивал. Хозяйство состояло в обработке полей, лугов, огородничестве, имелись небольшой пчельник и мельница, медеплавильная печь. Рядом с монастырем проходила крупная дорога, сюда приезжало много людей, поэтому скоро он стал достаточно известным. Дважды в год у ворот обители проходили крупные ярмарки, на которые съезжались люди из многих стран Европы и меняли свои товары на монастырские. При монастыре существовал приют для девочек, где они получали образование и духовное воспитание, навыки рукоделия, а также готовились к семейной жизни, приучаясь к труду, аккуратности. Выходящим замуж давали приданое. Число инокинь обители было велико — более 100 сестер. К XVIII веку монастырь стал одним из самых влиятельных в Восточной Беларуси.
В междуречье Лахвы и Днепра
Днепр, меняя свое русло, долгое время не давал покоя Барколабовскому монастырю. Иногда он принимал направление на самый центр обители, что угрожало ей совершенным разрушением. В конце XVIII века люди стали опасаться, что монастырь может уйти под воду. Каждую весну из-за паводков он оказывался как будто на острове, вода плескалась у самых его ворот. Тогда было принято решение переправить сестер в другой монастырь, но монахини приняли все усилия к сохранению своего монастыря. Они вместе с солдатами и крестьянами носили землю в мешках и засыпали ею реку. В конце концов они насыпали так много земли, что изменили русло реки! Отделили рукав Днепра — получилось озеро. Теперь река несла свои воды мимо монастыря.
Чудотворная икона Божией Матери Барколабовской. Обретение святыни
На восемнадцатом году своего существования монастырю была явлена великая Божия милость — чудотворная икона Божией Матери. В 1659 году русский князь Симеон Пожарский, младший сын Дмитрия Пожарского, возвращался в Россию после битвы с польско-литовскими войсками. 11 июля (24 июля по н. ст.) он проезжал мимо ворот монастыря, и лошадь вдруг остановилась, никакими усилиями нельзя было сдвинуть ее с места. Пожарский долго не мог понять, в чем дело, и только к вечеру его осенило: среди трофеев князя была икона Божией Матери, которую он вез домой и которая желала остаться в обители. Как только Пожарский передал икону монастырю, лошадь тронулась в путь.
Первоначально икона была помещена в центре Вознесенской церкви. В следующую ночь она чудесным образом переместилась к стене храма, справа от алтаря, где ее и оставили. Весть о чудесном явлении быстро распространилась, и с разных концов стали стекаться богомольцы, чтобы поклониться чудотворному образу. Чудеса от него исчислялись тысячами. На поклонение иконе в Барколабово стекались паломники не только православного вероисповедания, но и униаты и католики, и вскоре в обоих монастырских храмах для иконы были устроены золоченые киоты. В Иоанно-Предтеченской церкви икона устанавливалась зимой, а в Вознесенской — летом. В 1882 году Вознесенский храм сгорел, но чудотворный образ, иконостас и утварь были спасены от пожара.
Особенности иконографии Барколабовской Одигитрии
Чудотворная икона Божией Матери относится к иконографическому типу Одигитрия, написана на цельной хвойной доске. По стилистике она принадлежит к произведениям слуцко-полесской школы иконописи, при этом сохраняет выразительные черты древне-византийского прообраза.
Богородица держит Богомладенца на левой руке, правая же покоится на Ее груди. Спаситель правой рукой благословляет, а левой рукой держит свиток. Лик Богоматери выражает скорбь. Живопись образа строгая и возвышенная. В дореволюционное время икону украшала сребропозолоченная риза, вся усыпанная жемчугом и драгоценными камнями. На ризе имелись четыре звезды с дорогими камнями. В одной из них, у стопы Спасителя, хранились частицы мощей святых преподобных Евфросинии Полоцкой и Лонгина вратаря.
Монастырь в советское время
В 1924 году богоборческая власть закрыла Свято-Вознесенский женский монастырь. Сестры убедили стражу разрешить им вынести чудотворную икону и спрятали ее. Святыню переносили из дома в дом, прятали то в притворе, то в сенях. «Матерь Божия сделала так, что власти не заметили ее пропажи и не искали ее, — рассказывают сестры. — Это просто чудо, что ее удалось сохранить».
В годы Великой Отечественной войны на территории Быховщины шли кровопролитные бои. Но монастырь, тогда давно бездействующий, война не затронула. И наступая, и отступая, гитлеровцы прошли мимо. Одна из монахинь замуровала икону в стену дома, где она и оставалась много лет. Самих монахинь после войны арестовали. Только в 1953 году, когда их освободили, они показали место, где находится икона. И Божия Матерь вернулась в храм, правда, уже не в Барколабовский, а в Быховский, где и хранилась следующие полвека. Барколабовского монастыря больше не существовало, и постепенно все его строения местные жители разобрали на кирпичи. Когда в 1990-х годах архиепископ Максим захотел забрать икону в Могилев, он не смог этого сделать: быховчане были против. Так Матерь Божия еще раз подтвердила, что Сама определяет, где Ей быть.
Возрождение обители
Возрождение монастыря началось в 2008 году, когда из Успенского женского монастыря города Орши прибыли схиигумения Антония (Полуянова) и с нею восемь сестер. Благословение на возрождение монастыря матушка Антония получила от отца Николая (Гурьянова). Тогда на месте монастыря был только голубой крест, поставленный в 1996 году. В марте 2009 года был заложен храм в честь Святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, а в мае 2010 года его освятили.
В настоящее время Предтеченский храм радует своим великолепием и архитектурой, и особенно настенными росписями, которые выполнены в Византийском стиле талантливым иконописцем Антонием Бельским. В скуфье барабана — композиция «Престол уготованный», изображающая Силы Небесные — херувимов и архангелов. С алтарной апсиды распростерла Свои объятия над молящимися Божия Матерь с Новгородской иконы «Знамение». Южная стена храма вещает величие Божией Матери: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь». И ангельский собор, и человеческий род предстоят Ей. На сводах храма ростовые изображения русских и белорусских святых. На западной стене и на клиросе — изображения Страшного Суда. За роспись этого храма Антон Бельский получил Государственную премию Президента Беларуси.
В 2011 году завершено строительство колокольни, построен сестринский корпус.
Государством в постоянное пользование передано монастырю три земельных участка общей площадью 14 046 гектаров земли для ведения подсобного сельского хозяйства, а также земельный участок площадью 5690 гектаров для строительства и обслуживания монастыря.
Сейчас в обители около 20 сестер во главе с игуменией Ангелиной.
Возвращение в родную обитель
В 2009 году матушка игумения заказала копию иконы в оршанских мастерских, и целый год монахини молились перед этой копией.
24 июля 2010 года, в праздник чудотворной иконы Божией Матери Барколабовской, состоялось торжественное перенесение дивного образа из Свято-Троицкого храма города Быхова в возрожденный Свято-Вознесенский женский монастырь. Божия Матерь вернулась в Свои владения, на то место, которое Сама избрала. Каждый год при большом стечении народа торжественно отмечается день памяти этого чудотворного образа: бывает архиерейское богослужение, съезжается множество благодарных и радостных людей не только из Беларуси, но и из России, тысячи паломников приходят в обитель крестными ходами.
Списки с чудотворного образа
Когда переносили икону Богородицы из церкви Святой Троицы города Быхова, быховчане плакали. Для них потерять ее было большим горем. В Быховский храм монахини отдали список, перед которым молились целый год. Через несколько недель к иконе в Быхов приехала семья с больной девушкой. Эта семья не знала, что теперь в храме висит копия. Они усердно молились, верили — и девушка исцелилась. Для быховчан это стало знаком, Матерь Божия как будто бы говорила: «Не бойтесь, Я с вами, и через копию дается та же благодать, что и через первообраз».
Издавна существовало несколько списков Барколабовской иконы как в самом монастыре, так и в храмах близлежащих городов и сел. В приходской Михайловской церкви села Барколабово особо почиталась двухсторонняя икона с образом Божией Матери на одной стороне и Архангела Михаила — на другой. Список, выполненный в начале ХХ века, находился в часовне на вокзале города Могилева.
Сохранившиеся списки Барколабовской иконы можно увидеть в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь и в Николаевском соборе Могилевского Свято-Никольского женского монастыря. Этот образ, написанный во второй половине XVIII века, имел вверху изображения ангелов, коронующих Божию Матерь, и серебряный оклад. В церкви святого Онуфрия того же монастыря находится еще один список Барколабовской иконы, обретенный в 1992 году.
Чудесные исцеления от иконы
Не перестает Пресвятая Богородица источать чудеса от Своего образа.
В 1986 году, во время взрыва на ЧАЭС, в Быховском районе радиация местами доходила до 15 кюри. Только небольшой пятачок — территория Свято-Троицкого храма, остался совсем чистым.
В монастыре одну за другой рассказывают чудесные истории исцеления. Рассказывают о мальчике с болезнью Бейля, который полностью выздоровел после того, как в храме провели молебен. Через несколько месяцев он с родителями приехал в монастырь, и сестры увидели абсолютно здорового, весело скачущего ребенка. Рассказывают о шестилетнем мальчике, которого Матерь Божия исцелила от лейкемии, о женщине, которая вылечилась от паралича и подарила монастырю в знак благодарности позолоченный крест, украшенный драгоценными камнями.
В сердцах очень многих людей хранится благодарность Божией Матери за исцеление от болезней, за рожденных в родительском неплодстве деток (таких случаев особенно много).
Каждый, кто с искренней верой молится перед Барколабовской иконой Божией Матери, прося заступничества Царицы Небесной, получает утешение и помощь.
Молитва Барколабовской иконе Божией Матери
О чудная и вышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати! Услыши ны грешныя и недостойныя рабы Твоя, в час сей молящияся и припадающия к Тебе со воздыханием и слезами и умильно глаголющия: изведи нас от рова страстей, Владычице: Избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злых клевет и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати Божия, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити их и спасти: разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниих и теплыя Ходатаицы о нас грешных не имамы к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. Егоже умоли, Владычице, да спасеннии Тобою, славим и в будущем веце Всепетое Имя Сына Твоего и Бога нашего, купно со Отцем и Святым Духом, ныне и в безконечныя веки. Аминь.
Как добраться в монастырь в Барколабово
Барколабово находится примерно в 38 километрах от Могилева в сторону Быхова и в 12 км от Быхова. Из Быхова в Барколабово несколько раз в неделю ходят автобусы, а из Могилева — электропоезда ежедневно.
Подготовила послушница Татьяна Кладиева
Барколабовский женский монастырь в Быховском районе, который на днях отметил 380-летие, сами сестры восстановили в чистом поле буквально за несколько лет
Вдали от мирской суеты
Восставший из руин
Монастырь построили в 1621 году, а в 1924-м его закрыли, рассказали мне сестры, с которыми позже познакомлю ближе. К концу ХХ века от него не осталось камня на камне. А 16 июня 2008 года в Барколабово наблюдалась необычная картина: здесь появились восемь монахинь во главе с игуменьей Антонией Полуяновой, которой и суждено было восстановить монастырь…
— Идея вернуть месту прежний вид принадлежит скорее ее сыну протоиерею Александру, — вспоминает старт масштабной перезагрузки нынешняя настоятельница Ангелина. — В один момент у него появилось непреодолимое желание отстроить намоленное место. Обратился с такой просьбой к матушке. Она настоятельница другого монастыря, в Орше, к тому же уже в возрасте. Хватит ли сил? Хватило.
Работа начиналась в прямом смысле в чистом поле. Это время хорошо помнит матушка Антонина, которая вместе с другими сестрами приехала в Барколабово на пустырь:
— Единственный объект, который здесь сохранился, — поклонный крест. Мы начинали с того, что устроили себе жилище. Сперва ютились в домике игуменьи в соседней деревне. Постепенно стали прирастать: появилась простенькая трапезная, жилое помещение. Служили первое время в палатке. Но было настолько сильное желание и энтузиазм восстановить монастырь, что находились силы. Нам выделили 5 гектаров земли, где посадили кабачки, чтобы заработать хоть какие-то копейки.
Сегодня в монастыре 17 монахинь. Они отказались от мирских благ и посвятили свою жизнь служению Богу. На территории монастыря храм, отдельно стоящий современный жилой блок, два аккуратных домика. Захожу в один из них и попадаю в трапезную. Так на церковном языке называется комната приема пищи. Запах здесь поистине божественный. Перед едой — обязательная молитва. На часах 10 утра. Монахини на ногах хороших пять часов, ведь день в монастыре начинается засветло: в 6:00 полуношница (служба), в 8:00 — божественная литургия, она длится до 10:00. Кто занят на кухне, уходит раньше — нужно успеть наготовить на всю большую семью. После завтрака все расходятся по послушаниям, в миру — на работу. У каждой сестры она своя. Но во главу угла монашеской жизни ставится пение и чтение молитв.
— Одно из самых тяжелых послушаний — работа на кухне. Несмотря на то что нас в монастыре всего 17, мы принимаем очень много гостей. На всех нужно успеть приготовить, потом прибрать, помыть посуду, — говорит матушка Антонина. — Есть послушание ухаживать за хозяйством (держим коров, коз), следить за огородом.
«Мы должны быть один на один с Богом».
Реальное чудо
Люди в монастырь едут в первую очередь из-за главной ценности — Барколабовской иконы Божьей матери, которая чудом уцелела во всех лихолетьях. Православные считают ее чудотворной. По легенде, она сама выбрала для себя место: обоз князя Пожарского не мог никуда сдвинуться, пока образ не оставили в монастыре. Это случилось 362 года назад. Сегодня икона в золотом окладе и ее украшают драгоценные подношения в честь разных чудес. Вот одно из них.
— Маше, моей двоюродной внучке, тогда было три годика, — вспоминает 2017 год могилевчанка Людмила Цыркунова. — После плановой прививки девочке стало плохо: высокая температура не спадала, ей становилось все хуже и хуже. Врачи разводили руками… И тут мне приснился сон: на аллее стоят мама и покойные бабушки. Мать держит в руках икону и говорит: «Найди ее, она поможет Маше». Значения сну не придала. Под утро снова задремала. И тут снова приходит мама уже с другими словами: «Ты всегда была благоразумной, поищи икону».
Какой образ та имела в виду, Людмила не знала. Пошла в Свято-Никольский монастырь в Могилеве и увидела там копию иконы, которую приснила. Не откладывая, отправилась в Барколабово. А там все так: аллея и лик.
— Позвонила родственникам, чтобы те немедленно приехали, — вспоминает события могилевчанка. — В храме отслужили молебен, освятили водичку, дали Маше попить. Ребенок выздоровел.
Барколабовский монастырь — жемчужина в излучине Днепра.
Наедине с. Богом
Есть ли ответ на вопрос, почему мирские люди идут в монастырь? У каждого своя история. Но объединяет всех монахинь одно — непреодолимое желание служить Богу. Игуменья Ангелина, к примеру, в монастыре с 2000 года: 10 лет несла послушание в Полоцком монастыре, уже четыре года в Барколабово.
— Никогда бы не променяла монастырь на самое лучшее жилище. Потому что встреча с Богом — истинное счастье. А от него никто добровольно не отказывается. В мирской жизни радость более короткая. Купил человек машину, кажется счастлив, но потом все нивелируется и превращается в обыденность. Почему люди идут в монастырь? В жизни у каждого свое призвание. Кто-то отличный врач, другой отменный столяр. Так и у нас предназначение — служить Богу и жить в монастыре, — поясняет игуменья Ангелина.
Монастырь — не светское заведение, где все нараспашку. Люди, которые сюда приезжают, должны понимать: у монахинь свой уклад жизни и лишний раз не надо беспокоить их. Игуменья отмечает: если что-то нужно в духовной жизни, помогут. Но пустых разговоров не любят:
— Монах — моно, мы должны быть один на один с Богом.
Поэтому брать интервью у послушниц непросто. Они отрешены от суеты. Однако настоятельница Ангелина соглашается рассказать свою историю. Родом из Брагина. 18 лет прожила в Минске, где, говорит, произошло ее духовное становление.
— У меня, как у всех, было желание выйти замуж, завести семью. Так и получилось: была в браке, родила двоих дочерей. Но когда первый раз попала в монастырь в Елгаве, влюбилась в него. Смотрела на все удивленными глазами, примеряла быт на себя. Думала: ой, как трудно рано встать, много молиться. Но сейчас понимаю, что уже тогда была готова. Практически каждое лето с младшей дочерью ездила недельки на две в монастырь. Потом стояла на литургии и плакала, почему же не здесь, зачем вышла замуж… Ушла в монастырь в 2000 году. Тогда уже не стало мужа.
Как бы странно это ни звучало, но здесь сестры ощущают свою греховность сильнее, чем в миру. По их словам, все недостатки на виду. Уклад жизни, одновременно размеренный и чрезвычайно насыщенный, подталкивает к бесконечным размышлениям — о себе, о своем месте в этом мире и, конечно, о Господе, вера в которого здесь незыблема. Чем больше сторонний наблюдатель находится в монастыре, тем больше вопросов возникает. Наверное, на них так и не появятся ответы. `l