свято успенский кафедральный собор в кирове
Расписание богослужений
Седмица 20-я по Пятидесятнице
Перенесение мощей прп. Иоанна Рыльского
Молебен Божией Матери перед иконой «Скоропослушница». Лития
10.30 – Огласительная беседа (Никольский храм)
11.00 – Крещение (Никольский храм)
17.00 – Вечерня, утреня
Преподобного Гавриила (Ургебадзе) Самтаврийского
7.00 – Братский молебен
Молебен прп. Гавриилу (Ургебадзе) Самтаврийскому. Лития
10.30 – Огласительная беседа (Никольский храм)
11.00 – Крещение (Никольский храм)
17.00 – Вечерня, утреня
Преподобного Илариона Великого
7.00 – Братский молебен
8.00 – Литургия. Молебен прп. Трифону и свт. блж. Прокопию Вятским. Лития
10.30 – Огласительная беседа (Никольский храм)
11.00 – Крещение (Никольский храм)
17.00 – Всенощное бдение
Празднование Казанской иконе Божией Матери
Молебен Божией Матери перед иконой «Казанская». Лития
10.30 – Огласительная беседа (Никольский храм)
11.00 – Крещение (Никольский храм)
17.00 – Вечерня, утреня со славословием. Молебен с акафистом святителю Николаю (Никольский храм)
Апостола Иакова, брата Господня по плоти
Молебен Божией Матери перед иконой «Всех скорбящих Радость». Лития
10.30 – Огласительная беседа (Никольский храм)
11.00 – Крещение (Никольский храм)
17.00 – Вечерня, утреня с заупокойным парастасом
Димитриевская родительская суббота.
Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
8.00 – Литургия. Панихида
10.30 – Огласительная беседа (Никольский храм)
11.00 – Крещение (Никольский храм)
17.00 – Всенощное бдение
Неделя 20-я по Пятидесятнице.
Мучеников Маркиана и Мартирия
11.00 – Благодарственный молебен Господу Иисусу Христу
12.30 – Огласительная беседа (Никольский храм)
13.00 – Крещение (Никольский храм)
17.00 – Вечерня, утреня с акафистом
прп. Трифону Вятскому
Седмица 21-я по Пятидесятнице
Великомученика Димитрия Солунского
Молебен вмч Димитрию Солунскому. Лития
10.30 – Огласительная беседа (Никольский храм)
11.00 – Крещение (Никольский храм)
17.00 – Вечерня, утреня
Мученика Нестора Солунского
7.00 – Братский молебен
Молебен вмч. Пантелеимону. Лития
10.30 – Огласительная беседа (Никольский храм)
11.00 – Крещение (Никольский храм)
17.00 – Вечерня, утреня с полиелеем
Святителя Димитрия, митрополита Ростовского.
Преподобного Иова, игумена Почаевского.
Молебен прп. Трифону и свт. блж. Прокопию Вятским. Лития
10.30 – Огласительная беседа (Никольский храм)
11.00 – Крещение (Никольский храм)
17.00 – Вечерня, утреня
Преподобномученицы Анастасии Римляныни. Преподобного Аврамия затворника
7.00 – Братский молебен
Молебен святителю Спиридону. Лития.
10.30 – Огласительная беседа (Никольский храм)
11.00 – Крещение (Никольский храм)
17.00 – Вечерня, утреня. Молебен с акафистом святителю Николаю (Никольский храм)
Священномученика Зиновия, епископа Егейского, и сестры его мученицы Зиновии
Молебен Божией Матери перед иконой «Неупиваемая Чаша». Лития
10.30 – Огласительная беседа (Никольский храм)
11.00 – Крещение (Никольский храм)
17.00 – Вечерня, утреня
Апостолов от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула
Молебен о болящем. Панихида
10.30 – Огласительная беседа (Никольский храм)
11.00 – Крещение (Никольский храм)
17.00 – Всенощное бдение
Неделя 21-я по Пятидесятнице.
Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери преподобной Феодотии
11.00 – Благодарственный молебен Господу Иисусу Христу
12.30 – Огласительная беседа (Никольский храм)
13.00 – Крещение (Никольский храм)
17.00 – Вечерня, утреня с акафистом
прп. Трифону Вятскому
Седмица 22-я по Пятидесятнице
Мучеников Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора, Анемподиста и иже с ними
Молебен Божией Матери перед иконой «Скоропослушница». Лития
10.30 – Огласительная беседа (Никольский храм)
11.00 – Крещение (Никольский храм)
17.00 – Вечерня, утреня
Мучеников Акепсима епископа, Иосифа пресвитера и Аифала диакона
7.00 – Братский молебен
Молебен вмц. Варваре. Лития
10.30 – Огласительная беседа (Никольский храм)
11.00 – Крещение (Никольский храм)
17.00 – Вечерня, утреня
Иоанникия Великого. Священномучеников Никандра, епископа Мирского, и Ермея пресвитера
7.00 – Братский молебен
Молебен прп. Трифону и свт. блж. Прокопию Вятским. Лития
10.30 – Огласительная беседа (Никольский храм)
11.00 – Крещение (Никольский храм)
17.00 – Вечерня, утреня с полиелеем
Святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси. Святителя Ионы, архиепископа Новгородского.
Молебен святителю Спиридону
10.30 – Огласительная беседа (Никольский храм)
11.00 – Крещение (Никольский храм)
17.00 – Вечерня, утреня. Молебен с акафистом святителю Николаю (Никольский храм)
Молебен Божией Матери перед иконой «Всецарица». Лития
10.30 – Огласительная беседа (Никольский храм)
11.00 – Крещение (Никольский храм)
17.00 – Вечерня, утреня
Мучеников 33-х, в Мелитине пострадавших
8.00 – Литургия. Молебен о болящем. Панихида
10.30 – Огласительная беседа (Никольский храм)
11.00 – Крещение (Никольский храм)
17.00 – Всенощное бдение
Неделя 22-я по Пятидесятнице.
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
11.00 – Молебен Архистратигу Михаилу и прочим небесным силам бесплотным
12.30 – Огласительная беседа (Никольский храм)
13.00 – Крещение (Никольский храм)
17.00 – Вечерня, утреня с полиелеем
Седмица 23-я по Пятидесятнице
Иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница».
Молебен Божией Матери перед иконой «Скоропослушница». Лития
10.30 – Огласительная беседа (Никольский храм)
11.00 – Крещение (Никольский храм)
17.00 – Вечерня, утреня
Апостолов от 70-ти, Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта (Кварта) и Тертия
7.00 – Братский молебен
Молебен вмч. Пантелеимону. Лития
10.30 – Огласительная беседа (Никольский храм)
11.00 – Крещение (Никольский храм)
17.00 – Вечерня, утреня
Мучеников Мины, Виктора, Викентия и мученицы Стефаниды
7.00 – Братский молебен
Молебен прп. Трифону Вятскому. Лития
10.30 – Огласительная беседа (Никольский храм)
11.00 – Крещение (Никольский храм)
17.00 – Вечерня, утреня
Святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского
7.00 – Братский молебен
Молебен святителю Николаю. Лития.
10.30 – Огласительная беседа (Никольский храм)
11.00 – Крещение (Никольский храм)
17.00 – Всенощное бдение. Молебен с акафистом святителю Николаю (Никольский храм)
Святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского
Молебен свт. Иоанну Златоусту. Лития
10.30 – Огласительная беседа (Никольский храм)
11.00 – Крещение (Никольский храм)
17.00 – Вечерня, утреня с полиелеем
Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост
Молебен о болящем. Панихида
10.30 – Огласительная беседа (Никольский храм)
11.00 – Крещение (Никольский храм)
17.00 – Всенощное бдение
Неделя 23-я по Пятидесятнице.
Мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива
Начало Рождественского поста
11.00 – Благодарственный молебен Господу Иисусу Христу
12.30 – Огласительная беседа (Никольский храм)
13.00 – Крещение (Никольский храм)
17.00 – Вечерня, утреня с полиелеем
Седмица 24-я по Пятидесятнице
Апостола и евангелиста Матфея
Молебен Божией Матери перед иконой «Скоропослушница». Лития
10.30 – Огласительная беседа (Никольский храм)
11.00 – Крещение (Никольский храм)
17.00 – Вечерня, утреня со славословием
Преподобного Никона, игумена Радонежского, ученика преподобного Сергия
Молебен прпп. Сергию и Никону Радонежским. Лития
10.30 – Огласительная беседа (Никольский храм)
История Успенского собора
Из первоначальных четырех храмов обители собор в честь Успения Божией Матери отличался особой красотой. Современник, глядя на него, писал, что церковь та «велия и пречудна,» и по своей архитектуре подобных храмов «нигде не обретается.» Храм имел 6 шатров. Историки предполагают, что его идея была заимствована у собора Василия Блаженного в Москве, где неоднократно бывал преподобный.
Храм был изъят у верующих в 1929 году, возвращен в 1989 году. Собор стал кафедральным для Вятской епархии, был вновь отреставрирован. На начало XXI века Успенский собор был древнейшим из сохранившихся вятских каменных храмов.
Назначение храма быть главным монастырским зданием и определило его тип: пятиглавый, четырех-столпный, с тремя полукружиями апсид тип, освящённый традицией. Первоначальное деревянное позакомарное покрытие в 40-е годы XVIII столетия было заменено на четырёхскатную железную кровлю, а в 1810 году деревянные крыльца уступили место каменным колонным портикам, возведённым по проекту губернского архитектора М. Кисельникова. Работы по перестройке рундуков возглавлял мастер каменных дел Фёдор Тюрин. Тогда же с запада пристроили крытую паперть с двумя палатками. Трехчастный пониженный алтарь с востока и полукружия западных помещений подчеркивают центричность объемной композиции собора, придают памятнику скульптурную пластичность.
Последующие перестройки не повлияли на архитектурно-художественные качества храма. В 1805 году каменный пол был заменён на чугунные плиты, слюдяные окна уступили место стекольчатым. В 1825 году каменщик Иван Смирнов пробивает четыре окна в цокольной части храма, где под южным крыльцом размещалась кузница, а кладовая заняла небольшое помещение под алтарём.
Внешний облик собора отличается простотой и скромностью архитектурного образа. Гладкие и широкие лопатки, соответствующие конструктивной структуре собора, членят фасады на три прясла, оставляя большие поля ничем не украшенных стен. Горизонтальные линии архитектурной орнаментики составляют лёгкий междуярусный поясок и нарядный карниз, состоящий из тяг, ширинок, сухариков, поребрика. Крутые дуги закомар подчёркивают трёхчастную структуру декоративной композиции. В традициях зодчества середины XVII столетия выдержано оформление наличников: характерное завершение трёхлопастными кокошниками с килевидным повышением в центре, тонкие колонки, перехваченные «дынькой» и пояса «бусинок» по контуру боковых окон верхнего яруса света. Богато профилированные карнизы, изящные аркатурно-колончатые пояса украшают барабаны глав.
В интерьере собора сохранилась роспись. Первые живописные композиции на стенах храма появились ещё в XVIII столетии. В 1811 году местные иконописцы Яков Чарушин, Иван Мамаев и Демид Меньшиков расписали интерьеры на темы, связанные с посвящением храма Богородице.Внушительная фигура Вседержителя в центральном куполе, полные величия евангелисты на сводах боковых глав и сейчас украшают собор. Росписи алтарной части собора, выполненные губернским секретарем Иваном Пинаевым «по предъявленным рисункам и подлинникам», относятся к 1873 году.
Остальная живопись во время ремонта 1894 года была записана приглашёнными епископом Варсонофием иконописцами из Палеха под руководством Л. И. Парилова. Новые композиции иллюстрирующие деяния Трифона Вятского представляют целый музей палехской живописи конца XIX века.
Главным же украшением собора служит резной пятиярусный иконостас. По своим художественным качествам он представляет блестящий образец высокого профессионального мастерства местных резчиков.
Настоятели Успенского собора
(с 1600 г. – архимандриты, с 1868 г. – архиереи)
Трифон (Подвизаев) (1580–1608)
Иона (Мамин) (1608–1617/18)
Иона (Калязин) (1617/18–1631)
Герасим (Путников) (в некот. документах – Куница) (1631–1633, вторично: 1635– 1638*)
Александр (1641*– 1647*)
Иоаким (1648/49* – 1653)
Моисей (июнь 1654*–1657/58*)
Сергий (Колачников) (март 1659*– апр. 1670*)
Иоиль (1675 – июль 1679)
Александр (Лопатин) (июль 1679–1715)
Парфений (Катаев) (1715–1731)
Александр (Корчемкин) (1733 – нояб. 1734)
С 1734 г. монастырем управлял наместник иером. Лаврентий (Полторацкий) (1734-35*)), в 1735 г. упоминается архим. Пафнутий, в 1737–1739 гг. монастырем управлял казначей иером. Игнатий.
Павел (Вотинов) (1739–1740)
Даниил (Щпин) (1740–1744)
Иоасаф (Потёмкин) (1744–дек. 1751*)
В 1752 г. монастырем управлял наместник иеромонах Иоанн (Черепанов)
Софония (Македонский) (1764)
Андрей (Таршевский) (1764–1771)
Поликарп (Павловский) (1772–1774)
Каллист (Звенигородский) (1776–1796)
Лаврентий (Долматов) (1796–1800)
Мисаил (Сапожников) (1800–1817)
Иустин (Сементовский) (1817–1823)
Феофилакт (Пинегин) (1824–1829)
Иероним (Нестеровский) (1829–1834)
Никодим (Казанцев) (1835–1841)
Амвросий (Красовский) (1841–1868)
Указом 23 января 1868 г. монастырем управляют викарии.
Епископы Сарапульские
Геннадий (Левицкий) (1868–1872)
Палладий (Пьянков) (1872–1877)
Павел (Вильчинский) (1877–1878)
Нафанаил (Леандров) (1878–1882)
Тихон (Троицкий-Донебин) (1882–1886)
Никон (Богоявленский) (1888–1889)
Епископы Глазовские
Никон (Богоявленский) (1889–1893)
Симеон (Покровский) (1893–1894)
Варсонофий (Курганов) (1894–1904)
Филарет (Никольский) (1904)
Павел (Поспелов) (1906–1918)
С 1991 г. – вятские владыки.
Наместники (игумены)
Иов (Муравьёв) (25 сентября 1991 — 5 октября 2011)
Феодор (Рулев) (с 16 марта 2012).
Примечание:
1) знаком «*» обозначены даты первого или последнего упоминания настоятелей в источниках, если не известно точное время их настоятельства;
1) годы, указанные через дробь (напр., 1653/54), представляют собой исчисление по сентябрьскому стилю – с сентября одного года до сентября другого года;
1) знаком «?» отмечены даты и фамилии, которые пока не подтверждается достоверными источниками.
(из книги: Кустова Е. В. История Вятского Успенского Трифонова монастыря. Справочные материалы. Киров, 2013. Т. 2. С. 4).
Свято-Успенский Трифонов монастырь (Киров)
Мiръ Россия Кировская область Киров Свято-Успенский Трифонов монастырь (Киров)
Успе́нский Три́фонов монастырь
(Вятский Во Имя Успения Пресвятой Богородицы Трифонов монастырь) — мужская обитель во имя Успения Пресвятой Богородицы в российском городе Кирове (бывш. Хлынов, Вятка). Монастырь основан святым Трифоном Вятским
в 1580 году. Архитектурный ансамбль монастыря имеет статус федерального памятника архитектуры. Здесь расположен кафедральный собор Вятской и Слободской епархии — Успенский собор, построенный в 1684-89 гг. (старейшее здание Кирова).
Содержание
История [ править ]
Основан в 1580 году (грамота царя Ивана Васильевича от 2 июня (11 июня) 1580 года) преподобным Трифоном Вятским, пришедшим сюда из чусовских владений солепромышленников Строгановых, на южном берегу Засорного оврага, на месте двух древних кладбищенских церквушек. Сначала он поставил деревянный храм во имя Благовещения, а около 1599 г. — уникальную деревянную Успенскую церковь с 6 разновысокими шатрами.
Рядом с обителью уже вскоре выросли 2 монастырские слободки — малая, за монастырём, которую назвали Кикиморской, и большая, у самого монастыря, которую часто поэтому называли Заоградной. В течение первого века своего существования Успенский монастырь оставался деревянным и полностью сохранил свою первоначальную планировку, живописно дополняя силуэт города. В последующем столетии деревянные монастырские храмы, ограда, хозяйственные постройки и жилые здания постепенно были перестроены в камне.
Среди детей боярских, служивших в XVII—XVIII вв. на архимандритском дворе, известны фамилии Холуевых, Вепрёвых и др. В 1856-57 гг. в монастыре проходил послушание будущий святитель Мелетий (Якимов).
Монастырский некрополь был уничтожен в 1930-е годы. В конце XX в. на территорию монастыря стали свозиться старинные надгробные памятники, преимущественно с разрушенного городского Богословского кладбища.
Современное состояние [ править ]
В 1988 году, после провозглашения политики перестройки и гласности, в обществе встал вопрос о дальнейшей судьбе монастырского ансамбля. В поддержку открытия собора было собрано более 12 тысяч подписей. В апреле 1989 году Успенский собор был передан Кировской епархии в безвозмездное пользование, а в августе 1991 года Кировский облисполком принял постановление о передаче всего ансамбля монастыря епархиальному управлению. Вскоре после этого был освящен Успенский собор, который стал кафедральным храмом епархии. Через месяц, 25 сентября 1991 года, Священный Синод благословил открытие Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря.
После передачи монастырского ансамбля в ведение епархии были отреставрированы палаты настоятеля и братский корпус (в котором разместились Епархиальное управление и Вятское духовное училище), восстановлена колокольня, срублена надкладезная часовня. К визиту патриарха Алексия в 1994 году был заново расписан Успенский собор, восстановлен иконостас, купола покрыты медью и т. д. Была восстановлена Никольская надвратная церковь, благоукрашен прилегающий участок, начались работы в Благовещенской и Трехсвятительской церквях. В 2004 году на пожертвования благотворителей был отлит колокол весом 3,5 тонны – в то время самый большой в епархии.
Святыни
Как и всякий православный храм Успенский собор хранит свои особо почитаемые святыни: рака над мощами Преподобного Трифона Вятского, икона XIX века всех Святых в земле Российской просиявших, с мощевиками и т.д.
1. Рака над мощами Преподобного Трифона Вятского
«Паломников притягивала в обитель не только возможность помолиться преподобному, но и приложиться к раке, где почивали его мощи, прикоснуться к вещам, принадлежавшим, по преданию, святому. Начиная еще с XVII в. в монастыре была устроена рака над местом погребения преп. Трифона, здесь же находился и его образ. В 1764 г. на раке упоминается покров с его изображением, который, по-видимому, сохранился до наших дней: «У преп. Трифона на гробнице плащаница вышита по отласу серебром и золотом образ его, по полям вкруг обложен позументом малым серебрянным, да покров парчевой с золотыми травами, крест из позументу сребряннаго, вкруг оныя гробницы столбцы и решетки из зеленой меди». Через сто лет на раке лежал тот же образ преподобного, только по краям его был вышит тропарь. В 1764 г. над гробницей также находилась икона преп. Трифона, украшенная серебряным чеканным венцом и окладом, цатой, вышитой из китайского и персидского жемчуга и разноцветных камней, «вкруг того образа писаны чудеса его…»
Настоятели всегда заботились о месте погребения преподобного. В Успенском соборе у северной стены возвышалась литая медная посеребренная рака. В начале XIX в. «по причине учинившейся впадины земли» гробница покосилась, поэтому она была сдвинута со своего места, а окружавшая ее решетка разобрана. В 1805 г. все это было приведено в порядок, причем истлевшые на гробнице покрывало («срачица») домотканого синего холста («крашенины») и «одежда» из темно-зеленого сукна были заменены новыми.
В 1825 г. Иван Степанович Потапов посеребрил медную раку над погребением преп. Трифона, получив за работу 180 руб. В 1830 г. она выглядела следующим образом: «Под сенью резной вызолоченной на бульфаре… гробница преподобнаго Трифона из зеленой меди, в четырех углах медными ж выбивными столбцами и с трех снаружи сторон решеткою посеребряною апплике, на гробнице плащаница по атласу золотом и серебром с фольгою, руки накладные серебряные под золотом, в круге плащаницы обложено в один ряд узким серебряным позументом. Против гробницы на столпе – образ Трифона, на нем венец и оклад серебряный, цата из жемчуга с камушками… Вкруг образа писаны чудеса его».
В 1830 г. над гробницей была устроена сень, выполненная по рисунку губернского чиновника В. Н. Мосолова. За «крашение и позолоту резьбы сени над гробницею Преподобнаго Трифона с написанием с трех сторон в клеймах икон, и вверху над преподобным Господа Савваофа» монастырь заплатил 100 руб. вятскому мещанину Ивану Шмелеву. Деньги на устройство сени монастырю пришлось занять.
В 1854 г. изготовили новую сень, тоже деревянную с тремя клеймами: «Наверху 3 писма, изображение – пр. Трифон, Господь Саваоф, Иисус Христос с крестом, верху крест деревянный на яблоке».
В 1903 г., ко дню памяти преп. Трифона, над погребением была установлена новая рака, пожертвованная вятским купцом В. С. Поскребышевым, а также новая сень, устроенная на средства монастыря. Рака была серебряной, позолоченной, «чеканной работы с эмалью». С одной стороны был написан тропарь преп. Трифону, а также надпись о жертвователе. Наверху находилась серебряная риза и чеканное позолоченное изображение погребения преп. Трифона: «Верхняя доска серебряная, позолоченная, чеканная с эмалью. Венец серебряный, позолоченный, с эмалью. Камней в венце один большой аметист, 20 малых и 31 белых, самых малых, все в оправе.
Изображение прп. Трифона живописи, под стеклом». Сень над ракой была металлической, высеребренной, местами позолоченной, на 4-х столбах. Над сенью было пять круглых клейм, увенчанных крестами, с изображениями св. Николая Чудотворца и Иоанна Крестителя, блаж. Прокопия, явления Божией Матери преп. Трифону, преп. Трифона, Успения Божией Матери. Хранились в монастыре и прежние раки. Так, в Благовещенской церкви находилась «гробница прп. Трифона металлическая, с серебряным верхом».
Паломников также привлекали в монастыре реликвии, связанные с первым вятским архимандритом. Так, на раке хранились принадлежавшее преподобному рукописное Евангелие в серебряном окладе, а также кипарисовый крест, по преданию принадлежавший преп. Трифону. Там же лежали в ковчеге «…вериги железныя с таковым же крестом и тремя железными штуками от пояса, кои носил на себе преп. Трифон, весом 8 ¾ фунта». Вериги возлагали на болящих, чаявших получить исцеление по молитвам к преподобному. Был еще один «…ковчежец серебряный в виде креста, с одной стороны позлащенный; в нем хранятся часть схимы и часть зуба препод. Трифона,… устроен в 1708 г., с серебряною цепочкою»».
(Из книги Кустовой Е.В. «История Вятского Успенского Трифонова монастыря». Том. 1. Киров 2012 год.)
2. Иконостас
Главным украшением интерьера Успенского собора служит резной пятиярусный иконостас. Имеет местный ряд, праздничный ряд, деисусный ряд (в центре Господь, Матерь Божия и Иоанн Предтеча), пророческий ряд и проотеческий ряд. Всего было 106 образов. Написан в стиле Строгановской школы иконописания. Украшен барочной резьбой в виде растительного рисунка. В советское время иконы местного ряда были утрачены, а остальные сильно повреждены. В 1990-е годы приглашали реставраторов из Москвы и Ярославля для реставрации сохранившихся икон.
3. Икона всех Святых в земле Российской просиявших
Икона XIX века с мощевиками Святых.
4. Икона Спаса Нерукотворного XVII век
В 2013 году была украдена из Троицкой церкви села Истобенск. В 2014 году была найдена и возвращена в Успенский Собор Трифонова монастыря.
5. Мощи под спудом блж. Прокопия Вятского, Христа ради юродивого.
6. Икона Николая Чудотворца
7. Спиридон Тримифутский
По благословению митрополита Вятского и Слободского Марка в Вятскую Епархию прибыла удивительная святыня – бархатный башмачок святителя Спиридона Тримифунтского. Торжественная встреча иконы и башмачка состоялась 29 июня 2017 года в Успенском кафедральном соборе. Такая святыня была передана митрополитом Керкирским, Паксийским и Диапонтийских островов Нектарием (Элладская Православная Церковь, остров Корфу) верующим Вятской Епархии попечением Игоря Юрьевича Чичерина. Сейчас святыни пребывают в Свято-Успенском кафедральном соборе Трифонова монастыря. Святитель Спиридон Тримифунтский родился в конце III века на острове Кипр. О его жизни сведений сохранилось мало. Известно, что он был пастухом, имел жену и детей. Все свои средства он отдавал на нужды ближних и странников, за это Господь вознаградил его даром чудотворения: он исцелял неизлечимо больных и изгонял бесов. После смерти жены, в цар-ствование императора Константина Великого (306–337), он был избран епископом города Тримифунта. В сане епископа святитель не изменил своего образа жизни, соединив пастыр-ское служение с делами милосердия. По свидетельству церковных историков, святитель Спи-ридон в 325 году принимал участие в деяниях I Вселенского Собора. На Соборе святитель вступил в состязание с греческим философом, защищавшим ариеву ересь. Простая речь свя-тителя Спиридона показала всем немощь человеческой мудрости перед Премудростью Бо-жией. На том же Соборе святитель Спиридон явил против ариан наглядное доказательство Един-ства во Святой Троице. Он взял в руки кирпич и стиснул его: мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. «Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна, – сказал тогда святитель Спиридон, – так и в Пресвятой Троице – Три Лица, а Божество Едино». Святитель с большой любовью заботился о своей пастве. По его молитве засуха сменялась обильным животворящим дождем, а непрерывные дожди – вёдром (тёплой, сухой погодой), исцелялись больные, изгонялись демоны. Как-то, спеша спасти своего друга, оклеветанного и приговоренного к смерти, святитель был остановлен в пути неожиданно раз-лившимся от наводнения ручьем. Святой приказал потоку: «Стань! Так повелевает тебе Вла-дыка всего мира, дабы я мог перейти и спасен был муж, ради которого спешу». Воля святите-ля была исполнена, и он благополучно перешел на другой берег. Судья, предупрежденный о происшедшем чуде, с почетом встретил святого Спиридона и отпустил его друга. Известен из жизни святителя и такой случай. Как-то он зашел в пустую церковь, повелел воз-жечь лампады и свечи и начал богослужение. Провозгласив «Мир всем», он и диакон услы-шали в ответ сверху раздавшееся великое множество голосов, возглашающих: «И духови твоему». Хор этот был велик и сладкогласнее всякого пения человеческого. На каждой екте-нии невидимый хор пел «Господи, помилуй». Привлеченные доносившимся из церкви пени-ем, к ней поспешили находившиеся поблизости люди. По мере того, как они приближались к церкви, чудесное пение все более и более наполняло их слух и услаждало сердца. Но когда они вошли в церковь, то не увидели никого, кроме епископа с немногими церковными служи-телями, и не слыхали уже более небесного пения, от чего пришли в великое изумление. Мощи св. Спиридна покоятся на острове Корфу в церкви его имени (кроме десной руки, ко-торая в Риме).Чудом является то, что покровитель странников св. Спиридн Тримифунтский сам по сей день не перестает «странствовать», помогая всем, кто с верой в молитве к нему обращается. В Православном мире он почитается как «ходящий» святой – бархатные башмачки, одетые на его ступни, изнашиваются, и несколько раз в год их заменяют новыми. А изношенные башмачки разрезают на части и как великую святыню передают верующим. Невозможно рассказать обо всех чудесах, которые совершил святитель Спиридон во время своей земной жизни, но и после смерти, когда он стал ближе к Богу, святой не перестаёт их совершать. По всему храму и над саркофагом с мощами на цепочках висят «тамы», серебряные пластинки с выпуклым изображением фигуры всего человека или отдельных частей тела: сердца, глаз, рук, ног, а также серебряные лодочки, машины, множество лампад — это подарки людей, получивших исцеление или помощь от святителя Спиридона.