свято успенский кафедральный собор в витебске
Успенский собор (Витебск)
Успенский собор в Витебске — храм в Витебске, памятник архитектуры виленского барокко на Успенской горке. При построении за образец взят храм Сан-Карло-аль-Корсо в Риме. Архитектор — И. Фонтана. Строился в 1743—1777 годах как униатский храм. Православный собор с 1799 года.
Содержание
История [ править ]
Первые документальные данные о существовании православной церкви Пресвятой Богородицы на Лысой (Пречистенской) горе, в месте слияния Витьбы и Западной Двины, относится к 1406 году. А уже к началу XV века появилась новоотстроенная церковь Успения Пресвятой Богородицы, и доминирующая высота в городе получила название Успенской горы.
К тому времени церковь уже была одета камнем.
По приговору польского суда по поводу убийства униатского епископа Иосафата Кунцевича Успенскую церковь разобрали, казнили 20 человек, город лишили магдебурского права и всех привилегий.
Через несколько лет на собранные деньги витебляне восстанавливают деревянный храм, но в 1629 году он сгорает. В 1636 году сооружается новый Успенский храм, однако, через полвека он ветшает.
В 1743 г. было заложено кирпичное здание храма и монастыря. Автором проекта был итальянский зодчий Иосиф Фонтана.
Достраивался храм после раздела Польши усилиями русского православного генерал-губернатора Чернышева и гражданского губернатора Кречетова и был завершен в 1777 году. В 1799 г. Успенский собор по приказу Павла I был передан в ведение православных. 30 августа 1799 г. собор был освящен новым чином белорусским епископом Анастасием. В 1804 г. на соборе был установлен купол. В 1839 г. в храме произошло торжественное богослужение по поводу возвращения униатов в православие. В 1864 г. в одной из башен собора была устроена часовня во имя св. Евфросинии, княжны Полоцкой.
В 1949 г. на месте собора строится огромный цех завода заточных станков. Совершенное кощунство не принесло блага, завод пришел в упадок и прекратил свое существование еще при своих строителях. В 80-х годах здание было заброшено и только летом 1998 г. снесено.
В пространстве и времени СвятоУспенский кафедральный собор прошел свой исторический путь. Он погибал в огне и возрождался, разрушался руками иноверцев и поднимался снова.
26 сентября 1998 г. Патриархом Московским Алексием II заложена капсула с памятной грамотой и освящен первый камень на восстановление собора.
Идею о возрождении Свято-Успенского кафедрального собора в 90-х годах прошлого века поддержал Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко.
Собор возрождался усилиями Церкви и государства.
4 мая 2003 года на месте строящегося храма состоялась первая после 1936 года Божественная Литургия.
28 августа 2005 года, в день престольного праздника, митрополит Минский и Слуцкий Филарет совершил Божественную Литургию в нижнем храме строящегося собора.
К концу 2009 года возведены колокольни, подняты купола и колокола.
28 сентября 2009 года храм посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Отделочные работы и роспись храма завершены к марту 2011 года.
Храм освящен митрополитом Минским и Слуцким Филаретом в сослужении всех архиереев Белорусской Православной Церкви 30 сентября 2011 года.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 210 026 г. Витебск, ул. Крылова, 9.
Успенский кафедральный собор в Витебске
Автобус | Ост. «Драмтеатр», №№ 1, 10, 14, 2, 22, 26, 26а, 2а, 3, 31, 32, 33, 34, 36,4, 43, 7, 8, 99 |
Автобус | Ост. «Ратуша», №№ 1, 106, 106а, 11, 12, 15, 15а, 19, 2, 25, 26, 26а, 2а, 30, 41, 42, 43, 6 |
Троллейбус | Ост. «Драмтеатр», №№ 1, 3, 4, 5, 6, 10, 11, 12, 13 |
Троллейбус | Ост. «Ратуша», №№ 2, 4, 7, 8, 9, 15 |
Маршрутное такси | Ост. «Драмтеатр», №№ 1-т, 32-т, 3-т, 55-т, 56-т, 57-т, 59-т, 64-т, 66-т, 75-т, 76-т, 77-т, 94-т, 99-т |
Маршрутное такси | Ост. «Ратуша», №№ 15-т, 1-т, 42-т, 52-т, 53-т, 54-т, 64-т, 66-т, 6-т, 72-т, 73-т, 88-т |
Свято-Успенский собор в Витебске — главный православный храм, место паломничества и популярная туристическая достопримечательность. Расположен в исторической части города и возвышается на Успенской горе, откуда открывается отличный вид на берега Западной Двины и окрестности. Общая высота храма- 51,4 м. Из двух десятков колоколов самый большой весит около 5 т (рекорд Беларуси).
Современное здание восстановлено в 2010-х гг. по образцу собора XVIII века, который был уничтожен в 1936 году.
Первое упоминание собора в историческом документе относится к началу XV века: согласно отступной записи, земли и люди отходили к церкви Пресвятой Богородицы. Тогда гора называлась Лысой (отсылка к языческому прошлому), а также Пречистенской. Чуть позже, в начале XVI века здесь появляется новая соборная церковь в честь Успения Богородицы, и гора, соответственно, становится просто Успенской.
В 1619 году церковь была передана униатам, архиепископом был назначен Иосафат Кунцевич, который поселился в соседнем с храмом доме. Именно здесь во время витебского восстания горожан 1623 года жители, недовольные жестким насаждением униатства, убили архиепископа, сбросили его тело с горы, а храм полностью разорили. После волнений 20 заговорщиков казнили, а церковь разобрали по камням и заново отстроили. По другим сведениям, храм сгорел в 1629 году, в 1636-м на его месте возвели новый. Спустя 50 лет он обветшал, и в 1743 году по проекту итальянца Иосифа Фонтана был заложен новый, кирпичный, Успенский храм. Строительство завершилось в 1777 году, в 1799-м храм стал православным. В 1804 году на соборе появился купол.
На этом трагическая история Свято-Успенского собора в Витебске не заканчивается. После революционных событий октября 1917 году его закрыли, затем объявили республиканской собственностью, а в 1936 году и вовсе взорвали. В 1949-м на его месте был выстроен заводской цех, который в 1980-х гг. пришел в упадок и был заброшен. В 1998 году здание завода снесли, тогда же был заложен первый камень в фундамент будущего собора.
Работы по восстановлению начались в 2003 году и продолжались вплоть до весны 2011 года, когда закончили отделку. В сентябре храм был освящен.
Сегодня Успенский собор в Витебске — самое знаменитое культовое здание, видное из многих точек исторического центра города.
Пушкинский мост, перекинутый через реку Витьба, идущую вдоль парка Фрунзе, приведет к Замковой площади и Драмтеатру Якуба Коласа.
Добраться до собора можно двумя способами. Первый — выти на остановке «Драмтеатр» и пройти по живописной улице Пушкина, мимо посвященных же поэту сквера, памятника, через мост, названный в честь «солнца русской поэзии», и затем подняться по лестнице на гору. Второй — сойти на остановке «Ратуша» и повернуть на улицу Толстого, минуя церковь Антония Римлянина и памятник князю Ольгерду.
Расписание богослужений
Утренняя Литургия проходит каждое утро с понедельника по субботу в 9:00, в воскресенье в 7:00 и 10:00. Вечернее богослужение совершается ежедневно в 17:00.
Свято-Успенский Храм (Витебск)
Телефон: 672548
Моб. : +375336972548
Свято-Успенский Храм (Витебск) запись закреплена
Назареяне не поверили слову Господа оттого, что, живя среди них, Он не имел во внешнем Своем положении светлости привлекающей и представительности, вызывающей невольное уважение. Мы знаем, кто Он, говорили они; быть не может, чтобы в Нем было что-либо чрезвычайное.
Показать полностью. Это, однако, не расположило Господа принять внушительную внешность; но и Сам Он все время оставался крайне прост по внешности, и апостолы потом так же держали себя, а потом и все истинные их последователи и подражатели были таковы же. Отчего так? Оттого, что нельзя изобрести такой внешней светлости, которая бы вполне соответствовала свету жизни о Христе Иисусе. И признано – лучше держать внешность самой последней цены, чтоб она собою не загораживала внутреннего. Имеющий очи смотри прямо на это последнее, не останавливая внимания своего на первой. Св. ап. Павел выразился так: «сокровище сие мы носим в глиняных сосудах» (2Кор.4:7).
Если бы посмотреть, каковы были по наружности лица, пред которыми мы теперь благоговеем и которых призываем в молитвах, – глазам мы своим не поверили бы: так они были просты. Но и до сих пор тот, кто познает, что такое жизнь о Христе Иисусе, бросает внешность и весь обращается внутрь. Оттого само собою первая падает, а последнее возвышается и растет. Даже у многих бывает так, что никто и не замечает этой светлости внутренней, ни даже сам обладающий ею. Зло око человеческое; ему и не показывают истинно хорошего, пока оно может повредить ему.
Святитель Феофан Затворник
Свято-Успенский Храм (Витебск) запись закреплена
Сегодня день памяти апостола Иакова, брата Господня по плоти (ок. 63).
Апостол Павел в Послании к Галатам пишет, что вместе с апостолом Петром почитались столпами Церкви и апостолы Иаков и Иоанн. Святой Иаков был сыном Иосифа Обручника от его первой жены и потому в Евангелии называется братом Господним.
Показать полностью. Согласно преданию, Господь Иисус Христос явился ему после Своего Воскресения и поставил его епископом Иерусалимской церкви. Таким образом, на долю апостола Иакова выпала особенная деятельность: он не путешествовал с проповедью по разным странам, как остальные апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме, имеющем столь важное значение для христианского мира.
Как глава Иерусалимской церкви, он председательствовал на Апостольском соборе в Иерусалиме в 51 году. Голос его здесь фактически был решающим, и предложение, сделанное им, стало резолюцией Апостольского собора (Деян.15). Это обстоятельство имеет важное значение ввиду притязаний католиков возвысить апостола Петра на степень главы Церкви для того, чтобы затем утвердить это главенство за римским папой.
Значение апостола Иакова еще более укрепляла его подвижническая жизнь. Он был строгий девственник, не пил ни вина, ни других спиртных напитков, воздерживался от мяса, носил одежду только льняную. Имел он обыкновение уединяться для молитвы в храме и там коленопреклонно молился о своем народе. Он так часто простирался на землю в молитве, что кожа на коленях его огрубела.
Служение апостола Иакова было трудное: среди множества самых ярых врагов христианства. Но он поступал с таким благоразумием и справедливостью, что его уважали не только христиане, но и иудеи, и называли опорой народа и праведником.
Пребывая в должности Иерусалимского епископа около 30 лет, он распространил и утвердил святую веру в Иерусалиме и во всей Палестине. Когда апостол Павел в последнее свое путешествие посетил апостола Иакова, то в то время собрались к нему пресвитеры, и об успехах христианской проповеди среди евреев передали ему следующими словами: «Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших иудеев, и все они ревнители закона» (Деян.21:20). Многие из евреев обращались к Церкви по одному доверию к слову праведника.
Видя такое влияние апостола, иудейские начальники стали опасаться, как бы весь народ не обратился ко Христу, и решили воспользоваться промежутком времени между отъездом прокурора Феста и прибытием на его место Альбина (62 г. после Р. X.) для того, чтобы или склонить Иакова к отречению от Христа, или умертвить его.
Первосвященником в это время был безбожный саддукей Анан. При большом стечении народа апостола ввели на портик храма, и после нескольких льстивых слов пренебрежительно спросили: «Скажи нам о Распятом?» – «Вы спрашиваете меня об Иисусе? – громко сказал праведник. – Он сидит на небесах одесную Всевышней силы и снова придет на облаках небесных». В толпе оказалось много христиан, которые радостно воскликнули: «Осанна Сыну Давидову!» Первосвященники же и книжники закричали: «О, и сам праведник в заблуждении!» и сбросили его на землю. Иаков мог еще подняться на колени и сказал: «Господи, прости их! Они не ведают, что творят». «Побьем его камнями», – закричали его враги. Один священник из племени Рихава (они не пили вина, жили в палатках, не сеяли ни пшеницы, ни винограда) начал уговаривать их: «Что вы делаете? Видите, праведник за вас молится». Но в эту минуту один изувер, по ремеслу суконщик, ударил своим вальком апостола по голове и умертвил его. Вместе с ним было умерщвлено много христиан.
Иудейский историк Иосиф Флавий, перечисляя причины падения Иерусалима, говорит, что Господь наказал евреев, между прочим, за убиение праведного Иакова. Апостол Иаков незадолго до своей смерти написал соборное послание. Главная цель послания – утешить и укрепить обращенных к вере иудеев в страданиях, которые предстояли им, и предостеречь их от заблуждения, будто бы одна вера может спасти человека. Святой апостол объясняет, что вера, не сопровождаемая добрыми делами, – мертва и не приводит ко спасению. Церковное предание приписывает апостолу Иакову составление древнейшего чина Божественной литургии.
Успенский собор
Свято-Успенский кафедральный собор — православный храм в центре города на Успенской горе. Восстановлен в 2001—11 годах по образцу Успенского собора XVIII века (с учётом изменений в ходе перестройки начала XIX в.), располагавшегося на этом месте до уничтожения в 1936 [1] году.
Собор освящён 30 сентября 2011 года. Службы проводились с 7 апреля 2011 года.
Содержание
История
Успенская гора, на которой восстановлен Успенский собор, имеет, как минимум, тысячелетнюю историю использования в качестве места для культовых сооружений.
Языческое капище
Археологи предполагают, что до появления в Витебске, в XII веке, первых христианских церквей (Архангела Михаила и Благовещения) на Успенской горе существовало языческое святилище. Об этом говорит, характерное для культовых языческих мест, первоначальное название горы — Лысая. А также, найденные в ходе археологических раскопок в районе Успенской горы предметы, датируемые XII—XIII вв.: ритуальный костяной топор с магическими знаками, астрагал и др. [2]
Вероятно, что святилище было капищем славянской богини Макоши, покровительницы женского начала и плодородия (источник?).
Деревянные церкви
Из привилея (правовой акт) 1503 года на права и вольности боярам и мещанам Витебска, можно сделать выводы, что именно в церкви Пречистой Богоматери хранился Привилей Витебской земли. [4] Предположение о том, что церковь была соборной можно сделать и из содержания привилея 1509 года. [5]
При соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы находился «двор его милости архиепископский». [6]
В 1619 году, с назначением Иосафата Кунцевича полоцким архиепископом, Пречистенская церковь передаётся униатам и становится архиерейской. Соседний церковный дом Кунцевич избирает своей резиденцией. [5]
После пожара, место на Успенской горе пустовало более 20 лет, пока в 1743 здесь не начали возводить каменный храм.
Первоначальный каменный храм
В 1743 году на прежнем месте было начато возведение новой каменной униатской Успенского собора и строений базилианского монастыря: трёхэтажного корпуса, в котором по окончанию строительства находились кельи для монахов и школа. В примыкающем двухэтажном крыле размещалась трапезная и библиотека.
Строительство велось по проекту Иосифа (Джузеппе) Фонтана (III), из династии итальянских архитекторов (кантон Тичино). (Варшава, 29 марта 1716 — Витебск, 1773) [8]
Считается, что за образец он взял базилику Сан-Карло-аль-Корсо в Риме, (1612—1684).
Комплекс монастыря, состояние на 1803 год
В 1812 году французы устроили в соборе лазарет, попутно уничтожив лучшие его украшения. После изгнания наполеоновских войск собор был восстановлен.
В 1831 году в соборе отпевали Великого князя Константина Павловича, умершего в Витебске от холеры.
В 1844 году храм был отделан заново с постановкой нового деревянного иконостаса.
Через 30 лет собор вновь пришел «как снаружи, так и внутри в неисправное состояние». В 1872 году губернатором П. Я. Ростовцевым был учрежден особый строительный комитет по исправлению Св. Успенского Собора. Для росписи собора был привлечен академик Роман Федорович Виноградов, исполнение резных, живописных и позолотных работ иконостаса было поручено реставратору Императорской Академии художеств П. К. Соколову.
Однако Техническо-строительный Комитет МВД (ТСК) не согласился с проектом изменения внешнего облика здания, т.к. основным условием капитального исправления было сохранение общего характера стиля. Было запрещено менять треугольные фронтоны лучковыми, как наиболее соответствующие «характеру прочих частей фасада», а также верхние части «лицевых» башен на полушария. А вот существующий надстроенный в последнее время большой купол ТСК нашел «вовсе отличающийся внешнею своею формою от прочих частей храма, несоответствующий характеру православного храма» и рекомендовал по-возможности исправить купол в стиле храма. При этом верхнюю часть существующего фонаря большого купола заменить более изящным завершением, подобным верхней части башен главного фасада.
В результате нескольких реконструкций XIX века, первоначальный храм барочной архитектуры приобрёл черты классицизма.
В XIX веке освящён придел во имя Трёх Святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста). В одной из башен (вероятно, северной) собора, в 1864 году, была устроена часовня св. Евфросинии Полоцкой.
Разрушение храма
В 1949 году на месте собора построили цех завода заточных станков, который был заброшен в 80-х годах, и снесён в 1998.
Восстановление храма
Летом 2001 (или 1999?) года при проведении земляных работ на месте будущего храма были обнаружены останки сотен людей. Предположительно, это могли быть жертвы НКВД или фашистского гестапо. В 2005 найденные останки были захоронены возле собора, а на северной стене храме установлен крест и табличка с текстом:
5,2 тонны) в Беларуси. Колокола отлиты на средства российских меценатов.
7 апреля 2011 года в соборе прошла первая служба после реконструкции (в честь православного праздника Благовещения). С этого времени храм открыт для посещения, в нём проводятся службы.
30 сентября 2011 года Успенский собор освящён митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, патриаршим экзархом всея Беларуси.
Архитектура
Изначально, собор был построен в стиле позднего барокко. Объёмно-пространственное строение храма формировали мощные объёмы нефов и и полукруглого апсида. Силуэт украшали 3 фонаря: над главным куполом (надстроен в 1804 году) и на двух башнях главного фасада. В оформлении фасада использован классический коринфский ордер с пилястрами, арочными нишами, карнизными поясами. В XIX веке композиция была завершена треугольным классическим фронтоном.
Интерьер сформирован пятью нефами с открытыми световыми фонарями и тремя ярусами боковых оконных проёмов. Центральный неф переходит в полукруглую апсиду, в 1835—1837 гг. выделенную иконостасом. На втором ярусе апсиды находится галерея, соединённая с боковыми нефами. Крайние нефы разделены на ряд капелл.
Размер храма: 55 на 33 метра. Общая высота — 51,4 метра.
Легенда о подземном ходе
Высказывания о соборе
Министр народного просвещения Российской империи, обер-прокурор Синода граф Д. А. Толстой. 1872:
Руководитель группы подрыва собора П. Г. Григоренко. 1981. вспоминал по памяти: