свято успенский кафедральный собор в витебске

Успенский собор (Витебск)

свято успенский кафедральный собор в витебске. Смотреть фото свято успенский кафедральный собор в витебске. Смотреть картинку свято успенский кафедральный собор в витебске. Картинка про свято успенский кафедральный собор в витебске. Фото свято успенский кафедральный собор в витебске

Успенский собор в Витебске — храм в Витебске, памятник архитектуры виленского барокко на Успенской горке. При построении за образец взят храм Сан-Карло-аль-Корсо в Риме. Архитектор — И. Фонтана. Строился в 1743—1777 годах как униатский храм. Православный собор с 1799 года.

Содержание

История [ править ]

Первые документальные данные о существовании православной церкви Пресвятой Богородицы на Лысой (Пречистенской) горе, в месте слияния Витьбы и Западной Двины, относится к 1406 году. А уже к началу XV века появилась новоотстроенная церковь Успения Пресвятой Богородицы, и доминирующая высота в городе получила название Успенской горы.

К тому времени церковь уже была одета камнем.

По приговору польского суда по поводу убийства униатского епископа Иосафата Кунцевича Успенскую церковь разобрали, казнили 20 человек, город лишили магдебурского права и всех привилегий.

Через несколько лет на собранные деньги витебляне восстанавливают деревянный храм, но в 1629 году он сгорает. В 1636 году сооружается новый Успенский храм, однако, через полвека он ветшает.

В 1743 г. было заложено кирпичное здание храма и монастыря. Автором проекта был итальянский зодчий Иосиф Фонтана.

Достраивался храм после раздела Польши усилиями русского православного генерал-губернатора Чернышева и гражданского губернатора Кречетова и был завершен в 1777 году. В 1799 г. Успенский собор по приказу Павла I был передан в ведение православных. 30 августа 1799 г. собор был освящен новым чином белорусским епископом Анастасием. В 1804 г. на соборе был установлен купол. В 1839 г. в храме произошло торжественное богослужение по поводу возвращения униатов в православие. В 1864 г. в одной из башен собора была устроена часовня во имя св. Евфросинии, княжны Полоцкой.

свято успенский кафедральный собор в витебске. Смотреть фото свято успенский кафедральный собор в витебске. Смотреть картинку свято успенский кафедральный собор в витебске. Картинка про свято успенский кафедральный собор в витебске. Фото свято успенский кафедральный собор в витебске

В 1949 г. на месте собора строится огромный цех завода заточных станков. Совершенное кощунство не принесло блага, завод пришел в упадок и прекратил свое существование еще при своих строителях. В 80-х годах здание было заброшено и только летом 1998 г. снесено.

В пространстве и времени СвятоУспенский кафедральный собор прошел свой исторический путь. Он погибал в огне и возрождался, разрушался руками иноверцев и поднимался снова.

26 сентября 1998 г. Патриархом Московским Алексием II заложена капсула с памятной грамотой и освящен первый камень на восстановление собора.

Идею о возрождении Свято-Успенского кафедрального собора в 90-х годах прошлого века поддержал Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко.

Собор возрождался усилиями Церкви и государства.

4 мая 2003 года на месте строящегося храма состоялась первая после 1936 года Божественная Литургия.

28 августа 2005 года, в день престольного праздника, митрополит Минский и Слуцкий Филарет совершил Божественную Литургию в нижнем храме строящегося собора.

К концу 2009 года возведены колокольни, подняты купола и колокола.

28 сентября 2009 года храм посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Отделочные работы и роспись храма завершены к марту 2011 года.

Храм освящен митрополитом Минским и Слуцким Филаретом в сослужении всех архиереев Белорусской Православной Церкви 30 сентября 2011 года.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 210 026 г. Витебск, ул. Крылова, 9.

Источник

Успенский кафедральный собор в Витебске

свято успенский кафедральный собор в витебске. Смотреть фото свято успенский кафедральный собор в витебске. Смотреть картинку свято успенский кафедральный собор в витебске. Картинка про свято успенский кафедральный собор в витебске. Фото свято успенский кафедральный собор в витебске свято успенский кафедральный собор в витебске. Смотреть фото свято успенский кафедральный собор в витебске. Смотреть картинку свято успенский кафедральный собор в витебске. Картинка про свято успенский кафедральный собор в витебске. Фото свято успенский кафедральный собор в витебске

АвтобусОст. «Драмтеатр», №№ 1, 10, 14, 2, 22, 26, 26а, 2а, 3, 31, 32, 33, 34, 36,4, 43, 7, 8, 99
АвтобусОст. «Ратуша», №№ 1, 106, 106а, 11, 12, 15, 15а, 19, 2, 25, 26, 26а, 2а, 30, 41, 42, 43, 6
ТроллейбусОст. «Драмтеатр», №№ 1, 3, 4, 5, 6, 10, 11, 12, 13
ТроллейбусОст. «Ратуша», №№ 2, 4, 7, 8, 9, 15
Маршрутное таксиОст. «Драмтеатр», №№ 1-т, 32-т, 3-т, 55-т, 56-т, 57-т, 59-т, 64-т, 66-т, 75-т, 76-т, 77-т, 94-т, 99-т
Маршрутное таксиОст. «Ратуша», №№ 15-т, 1-т, 42-т, 52-т, 53-т, 54-т, 64-т, 66-т, 6-т, 72-т, 73-т, 88-т

Свято-Успенский собор в Витебске — главный православный храм, место паломничества и популярная туристическая достопримечательность. Расположен в исторической части города и возвышается на Успенской горе, откуда открывается отличный вид на берега Западной Двины и окрестности. Общая высота храма- 51,4 м. Из двух десятков колоколов самый большой весит около 5 т (рекорд Беларуси).

Современное здание восстановлено в 2010-х гг. по образцу собора XVIII века, который был уничтожен в 1936 году.

Первое упоминание собора в историческом документе относится к началу XV века: согласно отступной записи, земли и люди отходили к церкви Пресвятой Богородицы. Тогда гора называлась Лысой (отсылка к языческому прошлому), а также Пречистенской. Чуть позже, в начале XVI века здесь появляется новая соборная церковь в честь Успения Богородицы, и гора, соответственно, становится просто Успенской.

В 1619 году церковь была передана униатам, архиепископом был назначен Иосафат Кунцевич, который поселился в соседнем с храмом доме. Именно здесь во время витебского восстания горожан 1623 года жители, недовольные жестким насаждением униатства, убили архиепископа, сбросили его тело с горы, а храм полностью разорили. После волнений 20 заговорщиков казнили, а церковь разобрали по камням и заново отстроили. По другим сведениям, храм сгорел в 1629 году, в 1636-м на его месте возвели новый. Спустя 50 лет он обветшал, и в 1743 году по проекту итальянца Иосифа Фонтана был заложен новый, кирпичный, Успенский храм. Строительство завершилось в 1777 году, в 1799-м храм стал православным. В 1804 году на соборе появился купол.

На этом трагическая история Свято-Успенского собора в Витебске не заканчивается. После революционных событий октября 1917 году его закрыли, затем объявили республиканской собственностью, а в 1936 году и вовсе взорвали. В 1949-м на его месте был выстроен заводской цех, который в 1980-х гг. пришел в упадок и был заброшен. В 1998 году здание завода снесли, тогда же был заложен первый камень в фундамент будущего собора.

свято успенский кафедральный собор в витебске. Смотреть фото свято успенский кафедральный собор в витебске. Смотреть картинку свято успенский кафедральный собор в витебске. Картинка про свято успенский кафедральный собор в витебске. Фото свято успенский кафедральный собор в витебске

Работы по восстановлению начались в 2003 году и продолжались вплоть до весны 2011 года, когда закончили отделку. В сентябре храм был освящен.

Сегодня Успенский собор в Витебске — самое знаменитое культовое здание, видное из многих точек исторического центра города.

Пушкинский мост, перекинутый через реку Витьба, идущую вдоль парка Фрунзе, приведет к Замковой площади и Драмтеатру Якуба Коласа.

Добраться до собора можно двумя способами. Первый — выти на остановке «Драмтеатр» и пройти по живописной улице Пушкина, мимо посвященных же поэту сквера, памятника, через мост, названный в честь «солнца русской поэзии», и затем подняться по лестнице на гору. Второй — сойти на остановке «Ратуша» и повернуть на улицу Толстого, минуя церковь Антония Римлянина и памятник князю Ольгерду.

Расписание богослужений

Утренняя Литургия проходит каждое утро с понедельника по субботу в 9:00, в воскресенье в 7:00 и 10:00. Вечернее богослужение совершается ежедневно в 17:00.

Источник

Свято-Успенский Храм (Витебск)

свято успенский кафедральный собор в витебске. Смотреть фото свято успенский кафедральный собор в витебске. Смотреть картинку свято успенский кафедральный собор в витебске. Картинка про свято успенский кафедральный собор в витебске. Фото свято успенский кафедральный собор в витебске

свято успенский кафедральный собор в витебске. Смотреть фото свято успенский кафедральный собор в витебске. Смотреть картинку свято успенский кафедральный собор в витебске. Картинка про свято успенский кафедральный собор в витебске. Фото свято успенский кафедральный собор в витебске

свято успенский кафедральный собор в витебске. Смотреть фото свято успенский кафедральный собор в витебске. Смотреть картинку свято успенский кафедральный собор в витебске. Картинка про свято успенский кафедральный собор в витебске. Фото свято успенский кафедральный собор в витебске

Телефон: 672548
Моб. : +375336972548

свято успенский кафедральный собор в витебске. Смотреть фото свято успенский кафедральный собор в витебске. Смотреть картинку свято успенский кафедральный собор в витебске. Картинка про свято успенский кафедральный собор в витебске. Фото свято успенский кафедральный собор в витебске

свято успенский кафедральный собор в витебске. Смотреть фото свято успенский кафедральный собор в витебске. Смотреть картинку свято успенский кафедральный собор в витебске. Картинка про свято успенский кафедральный собор в витебске. Фото свято успенский кафедральный собор в витебске

Свято-Успенский Храм (Витебск) запись закреплена

Назареяне не поверили слову Господа оттого, что, живя среди них, Он не имел во внешнем Своем положении светлости привлекающей и представительности, вызывающей невольное уважение. Мы знаем, кто Он, говорили они; быть не может, чтобы в Нем было что-либо чрезвычайное.
Показать полностью. Это, однако, не расположило Господа принять внушительную внешность; но и Сам Он все время оставался крайне прост по внешности, и апостолы потом так же держали себя, а потом и все истинные их последователи и подражатели были таковы же. Отчего так? Оттого, что нельзя изобрести такой внешней светлости, которая бы вполне соответствовала свету жизни о Христе Иисусе. И признано – лучше держать внешность самой последней цены, чтоб она собою не загораживала внутреннего. Имеющий очи смотри прямо на это последнее, не останавливая внимания своего на первой. Св. ап. Павел выразился так: «сокровище сие мы носим в глиняных сосудах» (2Кор.4:7).

Если бы посмотреть, каковы были по наружности лица, пред которыми мы теперь благоговеем и которых призываем в молитвах, – глазам мы своим не поверили бы: так они были просты. Но и до сих пор тот, кто познает, что такое жизнь о Христе Иисусе, бросает внешность и весь обращается внутрь. Оттого само собою первая падает, а последнее возвышается и растет. Даже у многих бывает так, что никто и не замечает этой светлости внутренней, ни даже сам обладающий ею. Зло око человеческое; ему и не показывают истинно хорошего, пока оно может повредить ему.

Святитель Феофан Затворник

свято успенский кафедральный собор в витебске. Смотреть фото свято успенский кафедральный собор в витебске. Смотреть картинку свято успенский кафедральный собор в витебске. Картинка про свято успенский кафедральный собор в витебске. Фото свято успенский кафедральный собор в витебске

Свято-Успенский Храм (Витебск) запись закреплена

Сегодня день памяти апо­сто­ла Иа­ко­ва, брата Господня по плоти (ок. 63).

Апо­стол Па­вел в По­сла­нии к Га­ла­там пи­шет, что вме­сте с апо­сто­лом Пет­ром по­чи­та­лись стол­па­ми Церк­ви и апо­сто­лы Иа­ков и Иоанн. Свя­той Иа­ков был сы­ном Иоси­фа Об­руч­ни­ка от его пер­вой же­ны и по­то­му в Еван­ге­лии на­зы­ва­ет­ся бра­том Гос­под­ним.
Показать полностью. Со­глас­но пре­да­нию, Гос­подь Иисус Хри­стос явил­ся ему по­сле Сво­е­го Вос­кре­се­ния и по­ста­вил его епи­ско­пом Иеру­са­лим­ской церк­ви. Та­ким об­ра­зом, на до­лю апо­сто­ла Иа­ко­ва вы­па­ла осо­бен­ная де­я­тель­ность: он не пу­те­ше­ство­вал с про­по­ве­дью по раз­ным стра­нам, как осталь­ные апо­сто­лы, а учил и свя­щен­но­дей­ство­вал в Иеру­са­ли­ме, име­ю­щем столь важ­ное зна­че­ние для хри­сти­ан­ско­го ми­ра.
Как гла­ва Иеру­са­лим­ской церк­ви, он пред­се­да­тель­ство­вал на Апо­столь­ском со­бо­ре в Иеру­са­ли­ме в 51 го­ду. Го­лос его здесь фак­ти­че­ски был ре­ша­ю­щим, и пред­ло­же­ние, сде­лан­ное им, ста­ло ре­зо­лю­ци­ей Апо­столь­ско­го со­бо­ра (Деян.15). Это об­сто­я­тель­ство име­ет важ­ное зна­че­ние вви­ду при­тя­за­ний ка­то­ли­ков воз­вы­сить апо­сто­ла Пет­ра на сте­пень гла­вы Церк­ви для то­го, чтобы за­тем утвер­дить это гла­вен­ство за рим­ским па­пой.

Зна­че­ние апо­сто­ла Иа­ко­ва еще бо­лее укреп­ля­ла его по­движ­ни­че­ская жизнь. Он был стро­гий дев­ствен­ник, не пил ни ви­на, ни дру­гих спирт­ных на­пит­ков, воз­дер­жи­вал­ся от мя­са, но­сил одеж­ду толь­ко льня­ную. Имел он обык­но­ве­ние уеди­нять­ся для мо­лит­вы в хра­ме и там ко­ле­но­пре­клон­но мо­лил­ся о сво­ем на­ро­де. Он так ча­сто про­сти­рал­ся на зем­лю в мо­лит­ве, что ко­жа на ко­ле­нях его огру­бе­ла.

Слу­же­ние апо­сто­ла Иа­ко­ва бы­ло труд­ное: сре­ди мно­же­ства са­мых ярых вра­гов хри­сти­ан­ства. Но он по­сту­пал с та­ким бла­го­ра­зу­ми­ем и спра­вед­ли­во­стью, что его ува­жа­ли не толь­ко хри­сти­ане, но и иудеи, и на­зы­ва­ли опо­рой на­ро­да и пра­вед­ни­ком.

Пре­бы­вая в долж­но­сти Иеру­са­лим­ско­го епи­ско­па око­ло 30 лет, он рас­про­стра­нил и утвер­дил свя­тую ве­ру в Иеру­са­ли­ме и во всей Па­ле­стине. Ко­гда апо­стол Па­вел в по­след­нее свое пу­те­ше­ствие по­се­тил апо­сто­ла Иа­ко­ва, то в то вре­мя со­бра­лись к нему пре­сви­те­ры, и об успе­хах хри­сти­ан­ской про­по­ве­ди сре­ди ев­ре­ев пе­ре­да­ли ему сле­ду­ю­щи­ми сло­ва­ми: «Ви­дишь, брат, сколь­ко ты­сяч уве­ро­вав­ших иуде­ев, и все они рев­ни­те­ли за­ко­на» (Деян.21:20). Мно­гие из ев­ре­ев об­ра­ща­лись к Церк­ви по од­но­му до­ве­рию к сло­ву пра­вед­ни­ка.

Ви­дя та­кое вли­я­ние апо­сто­ла, иудей­ские на­чаль­ни­ки ста­ли опа­сать­ся, как бы весь на­род не об­ра­тил­ся ко Хри­сту, и ре­ши­ли вос­поль­зо­вать­ся про­ме­жут­ком вре­ме­ни меж­ду отъ­ез­дом про­ку­ро­ра Фе­ста и при­бы­ти­ем на его ме­сто Аль­би­на (62 г. по­сле Р. X.) для то­го, чтобы или скло­нить Иа­ко­ва к от­ре­че­нию от Хри­ста, или умерт­вить его.

Пер­во­свя­щен­ни­ком в это вре­мя был без­бож­ный сад­ду­кей Анан. При боль­шом сте­че­нии на­ро­да апо­сто­ла вве­ли на пор­тик хра­ма, и по­сле несколь­ких льсти­вых слов пре­не­бре­жи­тель­но спро­си­ли: «Ска­жи нам о Рас­пя­том?» – «Вы спра­ши­ва­е­те ме­ня об Иису­се? – гром­ко ска­зал пра­вед­ник. – Он си­дит на небе­сах одес­ную Все­выш­ней си­лы и сно­ва при­дет на об­ла­ках небес­ных». В тол­пе ока­за­лось мно­го хри­сти­ан, ко­то­рые ра­дост­но вос­клик­ну­ли: «Осан­на Сы­ну Да­ви­до­ву!» Пер­во­свя­щен­ни­ки же и книж­ни­ки за­кри­ча­ли: «О, и сам пра­вед­ник в за­блуж­де­нии!» и сбро­си­ли его на зем­лю. Иа­ков мог еще под­нять­ся на ко­ле­ни и ска­зал: «Гос­по­ди, про­сти их! Они не ве­да­ют, что тво­рят». «По­бьем его кам­ня­ми», – за­кри­ча­ли его вра­ги. Один свя­щен­ник из пле­ме­ни Ри­ха­ва (они не пи­ли ви­на, жи­ли в па­лат­ках, не се­я­ли ни пше­ни­цы, ни ви­но­гра­да) на­чал уго­ва­ри­вать их: «Что вы де­ла­е­те? Ви­ди­те, пра­вед­ник за вас мо­лит­ся». Но в эту ми­ну­ту один изу­вер, по ре­ме­с­лу су­кон­щик, уда­рил сво­им валь­ком апо­сто­ла по го­ло­ве и умерт­вил его. Вме­сте с ним бы­ло умерщ­вле­но мно­го хри­сти­ан.

Иудей­ский ис­то­рик Иосиф Фла­вий, пе­ре­чис­ляя при­чи­ны па­де­ния Иеру­са­ли­ма, го­во­рит, что Гос­подь на­ка­зал ев­ре­ев, меж­ду про­чим, за уби­е­ние пра­вед­но­го Иа­ко­ва. Апо­стол Иа­ков неза­дол­го до сво­ей смер­ти на­пи­сал со­бор­ное по­сла­ние. Глав­ная цель по­сла­ния – уте­шить и укре­пить об­ра­щен­ных к ве­ре иуде­ев в стра­да­ни­ях, ко­то­рые пред­сто­я­ли им, и предо­сте­речь их от за­блуж­де­ния, буд­то бы од­на ве­ра мо­жет спа­сти че­ло­ве­ка. Свя­той апо­стол объ­яс­ня­ет, что ве­ра, не со­про­вож­да­е­мая доб­ры­ми де­ла­ми, – мерт­ва и не при­во­дит ко спа­се­нию. Цер­ков­ное пре­да­ние при­пи­сы­ва­ет апо­сто­лу Иа­ко­ву со­став­ле­ние древ­ней­ше­го чи­на Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии.

Источник

Успенский собор

свято успенский кафедральный собор в витебске. Смотреть фото свято успенский кафедральный собор в витебске. Смотреть картинку свято успенский кафедральный собор в витебске. Картинка про свято успенский кафедральный собор в витебске. Фото свято успенский кафедральный собор в витебске

Свято-Успенский кафедральный собор — православный храм в центре города на Успенской горе. Восстановлен в 2001—11 годах по образцу Успенского собора XVIII века (с учётом изменений в ходе перестройки начала XIX в.), располагавшегося на этом месте до уничтожения в 1936 [1] году.

Собор освящён 30 сентября 2011 года. Службы проводились с 7 апреля 2011 года.

Содержание

История

Успенская гора, на которой восстановлен Успенский собор, имеет, как минимум, тысячелетнюю историю использования в качестве места для культовых сооружений.

Языческое капище

Археологи предполагают, что до появления в Витебске, в XII веке, первых христианских церквей (Архангела Михаила и Благовещения) на Успенской горе существовало языческое святилище. Об этом говорит, характерное для культовых языческих мест, первоначальное название горы — Лысая. А также, найденные в ходе археологических раскопок в районе Успенской горы предметы, датируемые XII—XIII вв.: ритуальный костяной топор с магическими знаками, астрагал и др. [2]

Вероятно, что святилище было капищем славянской богини Макоши, покровительницы женского начала и плодородия (источник?).

Деревянные церкви

свято успенский кафедральный собор в витебске. Смотреть фото свято успенский кафедральный собор в витебске. Смотреть картинку свято успенский кафедральный собор в витебске. Картинка про свято успенский кафедральный собор в витебске. Фото свято успенский кафедральный собор в витебске

Из привилея (правовой акт) 1503 года на права и вольности боярам и мещанам Витебска, можно сделать выводы, что именно в церкви Пречистой Богоматери хранился Привилей Витебской земли. [4] Предположение о том, что церковь была соборной можно сделать и из содержания привилея 1509 года. [5]
При соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы находился «двор его милости архиепископский». [6]

В 1619 году, с назначением Иосафата Кунцевича полоцким архиепископом, Пречистенская церковь передаётся униатам и становится архиерейской. Соседний церковный дом Кунцевич избирает своей резиденцией. [5]

После пожара, место на Успенской горе пустовало более 20 лет, пока в 1743 здесь не начали возводить каменный храм.

Первоначальный каменный храм

свято успенский кафедральный собор в витебске. Смотреть фото свято успенский кафедральный собор в витебске. Смотреть картинку свято успенский кафедральный собор в витебске. Картинка про свято успенский кафедральный собор в витебске. Фото свято успенский кафедральный собор в витебске

В 1743 году на прежнем месте было начато возведение новой каменной униатской Успенского собора и строений базилианского монастыря: трёхэтажного корпуса, в котором по окончанию строительства находились кельи для монахов и школа. В примыкающем двухэтажном крыле размещалась трапезная и библиотека.
Строительство велось по проекту Иосифа (Джузеппе) Фонтана (III), из династии итальянских архитекторов (кантон Тичино). (Варшава, 29 марта 1716 — Витебск, 1773) [8]
Считается, что за образец он взял базилику Сан-Карло-аль-Корсо в Риме, (1612—1684).

свято успенский кафедральный собор в витебске. Смотреть фото свято успенский кафедральный собор в витебске. Смотреть картинку свято успенский кафедральный собор в витебске. Картинка про свято успенский кафедральный собор в витебске. Фото свято успенский кафедральный собор в витебске

свято успенский кафедральный собор в витебске. Смотреть фото свято успенский кафедральный собор в витебске. Смотреть картинку свято успенский кафедральный собор в витебске. Картинка про свято успенский кафедральный собор в витебске. Фото свято успенский кафедральный собор в витебске

свято успенский кафедральный собор в витебске. Смотреть фото свято успенский кафедральный собор в витебске. Смотреть картинку свято успенский кафедральный собор в витебске. Картинка про свято успенский кафедральный собор в витебске. Фото свято успенский кафедральный собор в витебске

Комплекс монастыря, состояние на 1803 год

свято успенский кафедральный собор в витебске. Смотреть фото свято успенский кафедральный собор в витебске. Смотреть картинку свято успенский кафедральный собор в витебске. Картинка про свято успенский кафедральный собор в витебске. Фото свято успенский кафедральный собор в витебске

свято успенский кафедральный собор в витебске. Смотреть фото свято успенский кафедральный собор в витебске. Смотреть картинку свято успенский кафедральный собор в витебске. Картинка про свято успенский кафедральный собор в витебске. Фото свято успенский кафедральный собор в витебске

В 1812 году французы устроили в соборе лазарет, попутно уничтожив лучшие его украшения. После изгнания наполеоновских войск собор был восстановлен.

В 1831 году в соборе отпевали Великого князя Константина Павловича, умершего в Витебске от холеры.

В 1844 году храм был отделан заново с постановкой нового деревянного иконостаса.
Через 30 лет собор вновь пришел «как снаружи, так и внутри в неисправное состояние». В 1872 году губернатором П. Я. Ростовцевым был учрежден особый строительный комитет по исправлению Св. Успенского Собора. Для росписи собора был привлечен академик Роман Федорович Виноградов, исполнение резных, живописных и позолотных работ иконостаса было поручено реставратору Императорской Академии художеств П. К. Соколову.
Однако Техническо-строительный Комитет МВД (ТСК) не согласился с проектом изменения внешнего облика здания, т.к. основным условием капитального исправления было сохранение общего характера стиля. Было запрещено менять треугольные фронтоны лучковыми, как наиболее соответствующие «характеру прочих частей фасада», а также верхние части «лицевых» башен на полушария. А вот существующий надстроенный в последнее время большой купол ТСК нашел «вовсе отличающийся внешнею своею формою от прочих частей храма, несоответствующий характеру православного храма» и рекомендовал по-возможности исправить купол в стиле храма. При этом верхнюю часть существующего фонаря большого купола заменить более изящным завершением, подобным верхней части башен главного фасада.

В результате нескольких реконструкций XIX века, первоначальный храм барочной архитектуры приобрёл черты классицизма.

В XIX веке освящён придел во имя Трёх Святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста). В одной из башен (вероятно, северной) собора, в 1864 году, была устроена часовня св. Евфросинии Полоцкой.

Разрушение храма

В 1949 году на месте собора построили цех завода заточных станков, который был заброшен в 80-х годах, и снесён в 1998.

Восстановление храма

свято успенский кафедральный собор в витебске. Смотреть фото свято успенский кафедральный собор в витебске. Смотреть картинку свято успенский кафедральный собор в витебске. Картинка про свято успенский кафедральный собор в витебске. Фото свято успенский кафедральный собор в витебске

Летом 2001 (или 1999?) года при проведении земляных работ на месте будущего храма были обнаружены останки сотен людей. Предположительно, это могли быть жертвы НКВД или фашистского гестапо. В 2005 найденные останки были захоронены возле собора, а на северной стене храме установлен крест и табличка с текстом:

5,2 тонны) в Беларуси. Колокола отлиты на средства российских меценатов.
7 апреля 2011 года в соборе прошла первая служба после реконструкции (в честь православного праздника Благовещения). С этого времени храм открыт для посещения, в нём проводятся службы.
30 сентября 2011 года Успенский собор освящён митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, патриаршим экзархом всея Беларуси.

Архитектура

свято успенский кафедральный собор в витебске. Смотреть фото свято успенский кафедральный собор в витебске. Смотреть картинку свято успенский кафедральный собор в витебске. Картинка про свято успенский кафедральный собор в витебске. Фото свято успенский кафедральный собор в витебске

Изначально, собор был построен в стиле позднего барокко. Объёмно-пространственное строение храма формировали мощные объёмы нефов и и полукруглого апсида. Силуэт украшали 3 фонаря: над главным куполом (надстроен в 1804 году) и на двух башнях главного фасада. В оформлении фасада использован классический коринфский ордер с пилястрами, арочными нишами, карнизными поясами. В XIX веке композиция была завершена треугольным классическим фронтоном.

Интерьер сформирован пятью нефами с открытыми световыми фонарями и тремя ярусами боковых оконных проёмов. Центральный неф переходит в полукруглую апсиду, в 1835—1837 гг. выделенную иконостасом. На втором ярусе апсиды находится галерея, соединённая с боковыми нефами. Крайние нефы разделены на ряд капелл.

Размер храма: 55 на 33 метра. Общая высота — 51,4 метра.

Легенда о подземном ходе

Высказывания о соборе

свято успенский кафедральный собор в витебске. Смотреть фото свято успенский кафедральный собор в витебске. Смотреть картинку свято успенский кафедральный собор в витебске. Картинка про свято успенский кафедральный собор в витебске. Фото свято успенский кафедральный собор в витебске

Министр народного просвещения Российской империи, обер-прокурор Синода граф Д. А. Толстой. 1872:

Руководитель группы подрыва собора П. Г. Григоренко. 1981. вспоминал по памяти:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *