свято данилов монастырь гоголь
Могила Николая Васильевича Гоголя в Даниловом монастыре
Хоронила великого писателя вся Москва, на трое суток было перекрыто движение по Большой Никитской улице. В университетскую церковь святой мученицы Татианы нескончаемым потоком шли люди, желающие проститься с Николаем Васильевичем. Тело писателя на руках отнесли в Данилов монастырь. Современники вспоминали, что за гробом шло несметное число людей всех сословий. Панихиду совершал настоятель Данилова монастыря архимандрит Пармен (Соколов). Похоронили Николая Васильевича рядом с любимым другом поэтом Н.М. Языковым и недавно скончавшейся Е.М. Хомяковой.
На могиле Николая Васильевича был установлен простой деревянный крест. Спустя некоторое время деревянный крест был заменен на постоянный памятник, который состоял из двух мемориальных форм, — поддерживающего крест камня «Голгофы» и саркофага. Скорее, это был отказ от памятника, основным здесь был крест. Друзья Гоголя руководствовались его завещанием, в котором было написано: «Завещаю не ставить надо мною никакого памятника и не помышлять о таком пустяке, христианина недостойном».
Весной 1903 г. к настоятелю монастыря обратилась группа лиц с просьбой разрешить привести в благоустроенный вид начавшую разрушаться под влиянием времени могилу, однако им было отказано. На снимках того времени можно заметить, что в целом могила выглядела удовлетворительно, но было также очевидно, что она требовала некоторой поправки: так, заметен легкий наклон креста к югу. Настоятельной необходимостью была установка на могиле ограды — прежде всего для дистанции с соседними захоронениями (отсутствие ограды уже привело к появлению посторонних памятников почти вплотную к «Голгофе»).
Только в 1909 г. перед юбилейными торжествами к столетию со дня рождения Гоголя была проведена реставрация могилы, тогда же была сооружена и массивная художественная ограда, созданная скульптором Николаем Андреевичем Андреевым. На ней был медальон с портретом Гоголя, сделанный с его прижизненного портрета. Работу над решеткой Андреев вел одновременно с созданием известного памятника Гоголю, открытому на Пречистенском бульваре в год юбилея писателя. «Голгофа» и саркофаг приобрели правильное вертикальное положение, заново был вызолочен крест. По случаю юбилея реконструировали также вход в Дом настоятеля, служивший непосредственным фоном для могилы писателя.
Октябрьский переворот кардинально поменял судьбу старейшего московского монастыря. В 1930 г. он был закрыт, на его территории устроили приемник для несовершеннолетних правонарушителей, в связи с чем некрополь Данилова монастыря подлежал ликвидации. Лишь несколько самых дорогих русскому сердцу захоронений было решено перенести на новое место, среди них и могилу Гоголя.
31 мая 1931 г. состоялось перенесение праха Николая Васильевича на кладбище Новодевичьего монастыря. Срочно была организована комиссия по перезахоронению. Как свидетельствует «Акт об эксгумации Н.В. Гоголя», хранящийся в Центральном государственном архиве литературы и искусства, на этой церемонии среди членов комиссии присутствовали писатели. Один из них фотографировал все происходящее и оставил воспоминания, после чего по Москве сразу же поползли жуткие слухи о том, что Гоголь был похоронен в состоянии летаргического сна. При вскрытии гроба прах был разорен, мертвый Гоголь был обворован: некоторые брали себе на память куски материи и даже кости. Один из писателей не скрывал того, что взял кусочек жилета и использовал его на переплет первого издания «Мертвых душ», которое хранилось в его домашней библиотеке. Все это иначе, как святотатством, назвать нельзя.
Гроб с телом Гоголя на простой телеге был перевезен на Новодевичье кладбище и захоронен в новой могиле. Перенесли туда же решетку и камень «Голгофу», но без креста. Камень выбросили, его позднее случайно нашла среди обломков в сарае гранильщиков вдова писателя Михаила Булгакова и установила на могиле мужа.
Вопреки завещанию Гоголя не ставить на его могиле памятника, к столетию со дня смерти писателя был установлен беломраморный бюст на колонне из черного гранита. Многие годы на могиле верующего православного человека не было креста.
В конце 2009 г. к двухсотлетнему юбилею со дня рождения великого писателя, могиле Н.В. Гоголя вернули первозданный вид: на черном надгробном камне («Голгофе») установили бронзовый крест.
В Даниловом монастыре, на месте первоначального захоронения великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя установлен памятник в виде креста.
День рождения Н.В. Гоголя
1 апреля 2021 года исполняется 212 лет со дня рождения классика русской литературы Николая Васильевича Гоголя. Он родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в Полтавской губернии, в местечке Великие Сорочины. Скончался 21 февраля (4 марта) 1852 года в Москве, не дожив месяца до своего 43-летия. Был похоронен на кладбище Свято-Данилова монастыря. 31 мая 1931 года останки великого писателя были перенесены на Новодевичье кладбище, что было связано с постановлением властей города о закрытии «первого на Москве» монастыря. В настоящее время на месте первоначального погребения Н.В. Гоголя в Даниловом обители установлен памятник в виде креста.
Н.В. Гоголь как христианин по жизни и по произведениям
Священномученик Павел Дернов
На мою долю выпала обязанность сегодня, в день столетия со дня рождения великого нашего поэта Н.В. Гоголя, сказать о нем, как о христианине по жизни и по произведениям.
Постараюсь, при помощи Божией, насколько позволяет краткость времени, указать наиболее выдающиеся черты из жизни Гоголя, как человека-христианина, и христианские черты его поэтических творений.
Мать Н.В. Гоголя, Mapия Ивановна, еще до рождения его обещала, если у нее будет сын, дать ему имя Николай, и просила священника соседнего села молиться до тех пор, пока ему не дадут знать о счастливом событии рождения дитяти и попросят отслужить благодарственный молебен. Таким образом, с самого рождения, испрошенного молитвой и встреченного молитвой же благодарения Богу, в душу дитяти благочестивою матерью заложены были семена того глубокого религиозного чувства, которое с годами все более и более крепло в нем и, наконец, овладело всем существом Николая Васильевича. Еще в школе, в Нежинской гимназии, его называли смиренником, идеалом кротости и терпения. Из этого кроткого и смиренного отрока вырос постепенно глубоко верующий истинный христианин, который и на себя и на все в мире смотрело с строго религиозной точки зрения. Религиозность была всегдашней чертой его характера с ранней молодости, по крайней мере, с самых первых его записанных мыслей и дум, с детских писем к матери, в которых, еще ребенок Гоголь, постоянно ссылается на промысел Божий, говорит о высших велениях. На его долю выпало в жизни множество страданий и внешних, физических, от слабого и болезненного состояния здоровья, и внутренних, нравственных; часто он буквально изнывал под бременем их, но глубокая вера в Бога, устраивающего жизнь человека к лучшему и благодающего нам в самых несчастиях, помогала Гоголю безропотно и с полною покорностью воле Божией переносить их. Один, долго и много изучавший жизнь Гоголя по его письмам, литератор приходит к такому выводу, что Гоголь беспредельно несчастный человек», а другой, благоговея пред его христианским смирением, покорностью воле Божией и постоянным молитвенным обращениям к Богу за помощью в трудном жизненном подвиге, находит нужным внести поправку в этот вывод и называет Гоголя святым человеком.
С ранних детских лет в Гоголе уже обнаруживались задатки его природного дара поэтического творчества, а также сознания необходимости приносить пользу своим ближним, обществу, государству. По окончании Нежинской гимназии он ищет возможности приносить эту пользу на гражданской службе, но она скоро разочаровала его. С течением времени Гоголь убедился, что призвание его – литературная деятельность. Первые его произведения «Вечера на хуторе» были встречены публикой и критикой восторженно. Это и положило начало его жизненному подвигу быть живописателем действительности печальной, вопиющей, пошлой, изобразителен прозы жизненной, той трясины суетной, в которую засасываются люди и в которой гибнут и глохнут все добрые их инстинкты, силы и дарования. Убедившись в своем даровании, Гоголь никогда, даже и в самом начале его литературной карьеры, не увлекался дешевым успехом, а все предъявлял к себе с течением времени более и более строгие требования. Из-за этого он становится в разлад со всеми окружающими и даже с самим собою, со своими первыми, недостаточно, как ему казалось, серьезными и публикой не понятыми, превратно истолкованными сочинениями.
К великому своему разочарованию и огорчению. Гоголь увидел, что, за ускользнувшею для публики душою его сочинений, остался один только его смех, который возбуждал гнев, ненависть, озлобление и другие дурные чувства в одних и дал повод к унижению его родины и народа для других. Не поняли великих замыслов Гоголя потому, что еще недостаточно ясно, сильно и полно они были им воплощены. И вот Гоголь сам осуждает свои работы, отрекается от них, он искренне желал бы уничтожить первый том «Мертвых душ» и сжигает уже готовый, но не напечатанный второй том для того, чтобы снова, в более совершенном виде написать его. Не желая злоупотреблять богодарованным талантом, Гоголь стал готовиться к трудам более серьезным и плодотворным, чтобы, как писал он в своей авторской исповеди, «исполнить долг, для которого он призван на землю и для которого именно даны ему способности и силы».
Идеал христианского совершенствования бесконечен и безграничен; самые великие подвижники, как известно, чем более вырастали, возвышались духовно, тем более мысленному взору их открывалось их несовершенство. То же осуществилось и в жизни, в личности Гоголя. Первым делом, Гоголь без колебаний бросил все прежние должности, общество друзей своих, Петербург и самую Россию, чтобы вдали и в полном, неразвлекаемом уединении воспитывать себя к высокому призванию писателя и все силы свои посвятить новому, более глубокому, осмысленному и христиански-одухотворенному творчеству. Долгими, уединенными подвигами ума и духа, Гоголь постепенно приблизился к религиозному экстазу; вера и энергия религиозного чувства направили все его помыслы, чувства и настроения в одну определенную сторону, так что совершенно естественным и сознательным мыслительным процессом Гоголь дошел до того, что стал, по свидетельству Шевырева, «выше всего людского и земного», сделался, по словам К. Аксакова, «христианином, подвижником, монахом», стал «праведным человеком», как называли его иноки Оптиной обители, куда он совершил паломничество. И прежде всегда любивший чтение серьезное и богословское, Гоголь теперь обложил себя книгами исключительно религиозно-нравственного содержания, читал творения святых отцов, изучил богослужение и даже написал «Размышление о Божественной литургии»; икал беседы, с духовными лицами.
Bеpa стала для Гоголя не только бережно хранимым в душе сокровищем, но и основою всей его деятельности и поведения; он свободно и радостно подчинился не только Христу, но и Его Святой Церкви со всеми ее уставами; он строго соблюдал посты, посещал богослужения, совершал ночные моления и т. д. Исполнилось и заветное желание Гоголя: он совершил путешествие во Святую Землю. А между тем физические силы Гоголя, и прежде не крепкие, теперь, с усилением подвижничества и внутренней работы духовной, видимо таяли и слабели: Гоголь постепенно сгорал от внутренняя огня.
В таком положении застала Гоголя масленица 1852 года. К этой поре он особенно ослабел: он даже почувствовал приближение смерти и совершенно сознательно и спокойно заявил своим друзьям: «Я готовлюсь к страшной минуте». В ожидании столь великого в жизни христианина момента, как переселение в вечность, Гоголь прекратил совсем работу над сочинениями и даже потом (ночью на вторник второй недели поста) уничтожил, сжег все, что у него осталось на руках, порвавши, таким образом, всякую связь с земными делами и заботами. Зато он еще больше усилил свое подвижничество; все дни наступившего Великого поста он проводил в молитве, говел, несколько раз причащался, питался почти одной только просфорой и святой водой, у всех приходивших к нему слезно испрашивал прощения и молитв.
Впрочем, благоговейно преклоняясь пред святынею души великого человека, не будем больше поднимать завесу, скрывающую от мира непонятные миру покаянные подвиги последних дней Гоголя: мир, пекущийся и молящий о мнозе служб, не понял тогда, да и теперь едва ли захочет понять Гоголя, едва ли оценит решимость и поведение этого истинного христианина, который, очевидно, приступая к вратам вечности, яве сознавал, что человеку – едино есть на потребу. Только, в противовес сплетням о мнимом сумасшествии Гоголя, нужно сказать, что память Гоголя не ослабевала и сознание не покидало его до последней минуты: еще накануне кончины он не только узнавал всех, а, например, заботился о судьбе своего крепостного человека, ходатайствовал за одного молодого человека, сына своего духовника, рассылал последние, оставшиеся у него на руках, деньги бедным и по церквам на свечки. Между прочим известному А.С. Хомякову, который желал утешить умирающего, Гоголь совершенно спокойно и твердо сказал: «Я уже готов, и – умру». Очевидно Гоголь с открытым и светлым взором встречал смерть: ему легко было переходить в мир духовный, потому что он не был для него темной и страшной загадкой.
21 февраля, в четверг второй недели поста, утром, совершенно тихо, незаметно для окружающих, без боли и страданий, поистине, как свечка Божия, Гоголь догорел, и, по воспоминаниям присутствовавших, спокойная улыбка праведника озарила изможденное лицо новопреставленного раба Божия. В написанном за несколько еще лет до смерти в завещании Гоголь обращается к ближним своим с такой просьбой: «Прошу покрепче помолиться о душе моей, а вместо всяких погребальных почестей, угостить от меня простым обедом нескольких неимущих насущного хлеба.
Таков жизненный христианский путь Гоголя.
Павел Александрович Дернов (1870–1918) – протоиерей Спасского собора и Рождественской церкви в городе Елабуге. Был убит большевистским карательным отрядом в ночь с 26 на 27 февраля 1918 года. На следующее утро трое его сыновей, ничего не зная о судьбе отца, отправились на его поиски и также были арестованы и зверски убиты.
15 октября 2018 года было принято постановление Священного Синода Русской Православной Церкви о включении священника Павла Дернова и его сыновей (Бориса, Григория и Симеона) в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Могила Николая Васильевича Гоголя
Почти ежедневно он бывал в церкви. В неделю о Страшном Суде стал усиленно поститься, причастился в храме Саввы Освященного на Девичьем поле, где служил его духовник отец Иоанн Никольский. В понедельник первой недели Великого поста много молился, а после ночной коленопреклоненной молитвы сжег черновик и рукопись второго тома «Мертвых душ». С этой ночи он уже не вставал, через неделю соборовался, в полной памяти, со слезами на глазах, выслушал все Евангелие, держа в руках свечу. В четверг на второй неделе поста Н. В. Гоголь скончался. Ему было сорок три года.
Хоронила великого писателя вся Москва, на трое суток было перекрыто движение по Большой Никитской улице. В университетскую церковь святой мученицы Татианы нескончаемым потоком шли люди, желающие проститься с Николаем Васильевичем. Тело писателя на руках отнесли в Данилов монастырь. Современники вспоминали, что за гробом шло несметное число людей всех сословий. Панихиду совершал настоятель Данилова монастыря архимандрит Пармен (Соколов). Похоронили Николая Васильевича рядом с его любимым другом поэтом Н. М. Языковым и недавно скончавшейся Е. М. Хомяковой.
На могиле Николая Васильевича был установлен простой деревянный крест, который спустя некоторое время был заменен на постоянный памятник, состоявший из двух мемориальных форм, — поддерживающего крест камня «голгофы» и саркофага. Скорее, это был отказ от памятника, основным здесь был крест. Друзья Гоголя руководствовались его пожеланием: «Завещаю не ставить надо мною никакого памятника и не помышлять о таком пустяке, христианина недостойном».
«Голгофа» была расположена в изголовье могилы. Основанием креста служила гранитная глыба грушевидной формы с шероховатой поверхностью (она была специально доставлена по поручению Сергея Тимофеевича Аксакова с берегов Черного моря, по другим сведениям, камень прибыл с Урала). На глыбе был водружен шестиконечный медный крест. Саркофаг из черного мрамора (по другим данным, из гранита), с гладкой поверхностью находился над средней частью захоронения. На верхней грани саркофага было вырезано: «Здесь погребено тело Николая Васильевича Гоголя. Родился 19 марта 1809, скончался 21 февраля 1852». На боковых наклонных гранях помещались цитаты из Библии. Одной из них, как нельзя лучше, выражалась жизнь покойного: «Горьким словом моим посмеюся. Иеремия, глава 20, статья 8».
Весной 1903 г. к настоятелю монастыря обратилась группа лиц с просьбой разрешить привести в благоустроенный вид начавшую разрушаться под влиянием времени могилу, однако им было отказано. На снимках того времени можно заметить, что в целом могила выглядела удовлетворительно, но было также очевидно, что она требовала некоторой поправки: так, заметен легкий наклон креста к югу. Настоятельно требовалось установить на могиле ограду — прежде всего для дистанции с соседними захоронениями (ее отсутствие уже привело к появлению посторонних памятников почти вплотную к «голгофе»).
Только в 1909 г., перед юбилейными торжествами к столетию со дня рождения Гоголя, была проведена реставрация могилы, тогда же сооружена и массивная художественная ограда, созданная скульптором Н. А. Андреевым. На ней находился медальон с изображением Гоголя, сделанный с его прижизненного портрета. Работу над решеткой Андреев вел одновременно с созданием известного памятника Гоголю, открытому на Пречистенском бульваре в год юбилея писателя. «Голгофа» и саркофаг приобрели правильное вертикальное положение, заново был вызолочен крест. По случаю юбилея реконструировали также вход в Дом настоятеля, служивший непосредственным фоном для могилы писателя.
Октябрьский переворот кардинально поменял судьбу старейшего московского монастыря. В 1930 г. он был закрыт, на его территории устроили приемник для несовершеннолетних правонарушителей, в связи с чем некрополь Данилова монастыря подлежал ликвидации. Лишь несколько самых дорогих русскому сердцу захоронений было решено перенести на новое место, в том числе и могилу Гоголя.
31 мая 1931 г. состоялось перенесение праха Николая Васильевича на кладбище Новодевичьего монастыря. Срочно была организована комиссия по перезахоронению. Как свидетельствует «Акт об эксгумации Н. В. Гоголя», хранящийся в Центральном государственном архиве литературы и искусства, на этой церемонии среди членов комиссии присутствовали писатели. Один из них фотографировал все происходящее и оставил воспоминания, после чего по Москве сразу же поползли жуткие слухи о том, что Гоголь был похоронен в состоянии летаргического сна. При вскрытии гроба прах был разорен, мертвый Гоголь был обворован: некоторые брали себе на память куски материи и даже кости. Один из писателей не скрывал того, что взял кусочек жилета и использовал его на переплет первого издания «Мертвых душ», которое хранилось в его домашней библиотеке. Все это иначе, как святотатством, назвать нельзя.
Гроб с телом Гоголя на простой телеге был перевезен на Новодевичье кладбище и захоронен в новой могиле. Перенесли туда же решетку и камень «голгофу», но без креста. Камень выбросили, его позднее случайно нашла среди обломков в сарае гранильщиков вдова писателя Михаила Булгакова и установила на могиле мужа. Удивительно, но Булгаков фактически предвидел такой поворот событий. Рассказывают, что во время его работы во МХАТе над инсценировкой «Мертвых душ» в качестве режиссера, ему приснился сон, в котором он обращался к Гоголю: «О учитель, укрой же меня полой своей чугунной шинели».
Вопреки завещанию Гоголя не ставить на его могиле памятника, к столетию со дня смерти писателя был установлен беломраморный бюст с надписью на колонне из черного гранита: «Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза». (Скульптор Николай Томский.) Многие годы на могиле глубоко верующего православного человека не было креста.
В конце 2009 г., к двухсотлетнему юбилею со дня рождения великого писателя, могиле Н. В. Гоголя вернули первозданный вид: на черном надгробном камне («голгофе») установили бронзовый крест. На камне высечена надпись: «Горьким словом моим посмеюся». Ранее находившийся на могиле памятник передан филиалу Исторического музея на Новодевичьем кладбище.
К концу XX в. уже никто не мог указать точного места захоронения Гоголя в Даниловом монастыре. Предпринимались попытки поиска архивных документов, связанных с этими событиями, и места захоронения, но результатов они не давали.
В 2006–2007-х гг. в Даниловом были начаты работы по поиску могилы бывшего настоятеля монастыря архиепископа Никифора (Феотокиса). Процесс поиска останков чтимого владыки открыл путь к полному изучению всего монастырского некрополя XVIII–XIX вв. и позволил разработать новаторский метод топографической привязки утраченных погребений. Благодаря этому могилы многих известных людей прошлого нашли свое место на современном топографическом плане монастыря, на котором стало возможным достаточно точно зафиксировать и место погребения Н. В. Гоголя.
В начале 2008 г. при проведении в монастыре хозяйственных работ было обнаружено место нахождения склепа Гоголя. В настоящее время в Даниловом монастыре на месте первой могилы Николая Васильевича Гоголя установлен черный гранитный памятник в виде креста. Это дало прекрасную возможность восстановить старое место почитания памяти великого русского писателя.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Статистика
МОСКОВСКАЯ МИСТИКА. История одной звукозаписи.
Автор: Николай КУРНОСОВ
За свою многолетнюю историю Москва обросла огромным количеством легенд. Самая известная из них – тайна библиотеки Ивана Грозного. Но мифы, связанные с могилой Николая Гоголя, занимают в этом списке московских небылиц особое место. Уж такие известные и уважаемые люди приложили к ним руку, что не верить им вроде бы нельзя.
Однако, начнём по хронологии…
Писателя похоронили 24 февраля 1852 года, на третий день после смерти, на погосте Свято-Данилова монастыря. Над могилой воздвигли медный православный крест, стоявший на камне, который символизировал гору Голгофу. Камень привёз из Крыма сын писателя Сергея Аксакова. Спустя полвека в ногах Гоголя установили чёрное мраморное надгробие с фразой из Священного Писания – цитатой из писаний пророка Иеремии: «Горьким словом моим посмеюся…»
Могила Н.В. Гоголя в Свято-Даниловом монастыре. Фото 1902 года.
В 1909 году московская городская Дума решила торжественно отметить 100-летие со дня рождения Николая Васильевича. Замыслили привести в порядок его могилу и подземный склеп, где покоился гроб. Работы на кладбище проводились под надзором настоятеля монастыря архимандрита Тихона и монахов. В день юбилея здесь прошло торжественное богослужение.
А спустя пару дней по Москве пошли зловещие разговоры – якобы, рабочие, которые ремонтировали склеп, проговорились, что сквозь прогнившие доски гроба они видели голову покойника повёрнутую набок. Москвичи шептались: писателя похоронили живым, в летаргическом сне, а в гробу он, дескать, очнулся!
Это, конечно, неправда. Подтверждением того, что при погребении Гоголь был мёртв, служит выдержка из письма скульптора Николая Рамазанова, который снимал посмертную маску с его лица: «…Когда я ощупывал ладонью алебастр – достаточно ли он разогрелся и окреп, то невольно вспомнил письмо Гоголя, где тот просил, чтобы не предавали его тело земле, пока не появятся признаки разложения. После снятия маски можно было вполне убедиться, что опасения Гоголя были напрасны; он не оживёт. Это была не летаргия, но вечный непробудный сон… »
В начале тридцатых годов прошлого века столичные власти решили закрыть древний монастырь, организовав здесь колонию для малолетних преступников. Весь некрополь, включая захоронения двух декабристов, был варварски уничтожен. Но несколько особо ценных могил большевики решили перенести на парадное Новодевичье кладбище. Речь шла об останках писателя Николая Гоголя, музыканта Николая Рубинштейна, художника Василия Перова, философа Алексея Хомякова и поэта Николая Языкова.
Всё было обставлено торжественно. Пригласили популярных в то время литераторов: Валентина Катаева, Всеволода Иванова, Юрия Олешу, Александра Малышкина, Леонида Леонова, Юрия Тынянова и Владимира Лидина. Из поэтов были Михаил Светлов, Владимир Луговской, Илья Сельвинский. Пришли также поэт, критик и переводчик Валентин Стенич и художник Александр Тышлер. Всего в монастырь явилось около полусотни человек.
Утром 31 мая 1931 года начали вскрывать могилы.
Присутствовавшая при этом 15-летняя Наталья Сытина (дочь известного московского историка Петра Сытина) вспоминала потом, что работали не профессиональные могильщики, а подростки из находившейся в монастыре колонии малолетних правонарушителей. Трудились целый день и до склепа Гоголя добрались уже под вечер. Поэтому само перезахоронение решили перенести на следующий день. Утром гробы погрузили на телеги и долго везли до Лужников. За телегами шло немного людей, так как на второй день почти никто из писателей не пришёл.
А по Москве уже пошли пересуды. Якобы при вскрытии гроба у Гоголя не оказалось головы! Так без черепа его, дескать, и понесли на Новодевичье. Кто начал распространять эти слухи, неизвестно, но в дневнике дипломата Александра Аросева (отца актрисы Ольги Аросевой) есть такая запись: «. На днях был у Всеволода Иванова и Николая Тихонова. Они рассказали, что когда отрыли гробы Гоголя, Хомякова и Языкова, у Гоголя головы не нашли. »
Свято-Данилов монастырь. Фото 1920 года.
В 1946 году один из участников той церемонии, писатель Владимир Лидин в своём дневнике описал леденящие подробности перезахоронения праха Гоголя: «...Могилу вскрывали почти целый день. Она оказалась на значительно большей глубине, чем обычные захоронения. Начав её раскапывать, наткнулись на кирпичный склеп необычной прочности, но никакого замурованного отверстия в нём не обнаружили. Только к вечеру был обнаружен боковой придел, через который и был в своё время вдвинут в склеп гроб. Черепа в гробу не оказалось, и останки Гоголя начинались с шейных позвонков. Скелет был заключён в хорошо сохранившийся сюртук табачного цвета; под сюртуком уцелело даже бельё с костяными пуговицами. На ногах были башмаки. На малой глубине, значительно выше склепа с замурованным гробом, был обнаружен череп. Но археологи признали его принадлежащим не Гоголю, а какому-то молодому человеку. »
Писатель В.Г. Лидин
Можно ли верить этому дневнику?
Лидин напечатал его на машинке в единственном экземпляре и подарил своему другу, известному историку Борису Земенкову. Этот учёный много писал о старой Москве и определил десятки мест, связанных с именами деятелей русской культуры. По сохранившимся в архивах материалам он восстановил облик и точное место давно ушедших или изменивших свой вид столичных памятников. Земенков воссоздал некоторые из них в акварелях, которые используются во многих изданиях.
Но как нам расценивать гоголевский мемуар Лидина? Как шутку писателя? Как дружеский розыгрыш?
Ведь никогда больше Владимир Германович об этом случае не упоминал. В 80-х годах прошлого века поэт Юрий Алехин провёл собственное расследование обстоятельств, связанных с перезахоронением Гоголя. И он утверждает, что устные воспоминания Лидина сильно отличались от текста, напечатанного для Земенкова. А в личной беседе с Алехиным писатель говорил, что череп Гоголя был лишь «повернут набок».
Да и никто другой из присутствовавших при перезахоронении никогда не упоминал про отсутствие у Гоголя головы. Ни Валентин Катаев, оставивший блестящие мемуары «Алмазный мой венец». Ни острый на язык Светлов. Ни мудрый Юрий Олеша. Нет об этом ни строчки и в научных трудах сотрудницы Исторического музея Марии Барановской, которая профессионально занималась изучением всех московских некрополей и руководила в тот день переносом могил из Свято-Данилова монастыря.
А вот о том, что из гроба Гоголя было кое-что растащено «на сувениры», свидетельств есть немало. Главный редактор журнала «Новый мир» Вячеслав Полонский, например, вспоминал, что поэт Валентин Стенич сунул в свой карман ребро Гоголя и потом отдал его писателю Льву Никулину: «…Стенич просил ребро сохранить и вернуть, когда он поедет к себе в Ленинград. Но Никулин изготовил деревянную копию и, завернутую, возвратил Стеничу. Вернувшись домой, тот собрал ленинградских писателей и торжественно предъявил ребро. Гости бросились рассматривать и обнаружили, что оно изготовлено из дерева… Никулин уверял потом, что подлинное ребро и кусок позумента он сдал в какой-то музей…».
А сам Владимир Лидин вырезал фрагмент из гоголевского сюртука и на следующий же день отдал переплётчику, чтобы тот вклеил эту ткань в футляр прижизненного издания «Мёртвых душ», хранившегося у Владимира Германовича в домашней библиотеке.
Писатель Малышкин тоже прихватил какой-то лоскут, а ночью ему приснился сам Гоголь и грозно закричал: «А шинелька-то моя!».
Даже директор кладбища, некий комсомолец-выдвиженец Аракчеев ухитрился снять с истлевших ног писателя обувь.
Послушайте сами звуковой рассказ писательницы и литературоведа Инны Вишневской, записанный в 1995 году на её авторском вечере в Центральном Доме литераторов. Доктор искусствоведения, член-корреспондент Академии русской словесности, Инна Люциановна поведала зрителям подробности эксгумации Гоголя, слышанные от самого Лидина.
Инна Вишневская
Что же касается постороннего черепа, упомянутого Лидиным в его дневнике, то кто в тот день мог навскидку, без всякой экспертизы, определить его происхождение? И фраза «археологи признали его принадлежащим не Гоголю, а какому-то молодому человеку» не выдерживает никакой критики.
Во-вторых, как можно было тёмным вечером, второпях определить возраст человека, которому принадлежал череп?
И, в-третьих, сам Гоголь был человеком далеко не старым, он умер 42 лет от роду.
Во всяком случае, череп тот (чей бы он ни был) наутро положили в гроб писателя и отвезли на Новодевичье кладбище.
Но москвичи так любят всякую мистику и чертовщину, что не хотят расставаться с легендой о пропавшей голове. Даже Михаил Булгаков использовал её в своём романе «Мастер и Маргарита». Помните исчезнувшую из гроба голову Берлиоза? А публицист Анатолий Королёв даже написал об этом книгу, которая так и называется «Голова Гоголя».
Мало того, миф про безголового автора «Мёртвых душ» породил уже новые московские байки.
Вроде бы Сталин, узнав про случай в Свято-Даниловом монастыре, так рассердился, что приказал арестовать всех тамошних монахов. А те, дескать, под пытками признались, что ещё в 1909 году при ремонте могилы череп за большие деньги купил у них миллионер, меценат и театрал Алексей Бахрушин. И в знаменитой бахрушинской коллекции сценических раритетов, якобы, было до 40 черепов знаменитых людей, но чекисты не нашли ни одного –так хорошо основатель московского театрального музея их запрятал…
Согласно этим же слухам, внучатый племянник Николая Васильевича Гоголя – некий лейтенант российского флота Яновский пришел к Бахрушину с револьвером и пригрозил, что застрелит миллионера и застрелится сам. И тот, испугавшись, отдал череп. А молодой лейтенант попросил одного капитана итальянского корабля переправить палисандровый ларец с черепом в Рим и передать его русскому консулу, чтобы тот захоронил череп по православному обряду.
Капитан Боргезе якобы не смог сразу попасть к послу, а потом ушёл в дальний поход, оставив голову дома. И летом 1911 года его младший брат, обнаружив дома неизвестный череп, решил подшутить над своими друзьями, с которыми отправился в железнодорожную поездку. И когда поезд заехал в один из длинных тоннелей, юноша открыл коробку с черепом. И в тот же самый миг поезд со всеми пассажирами пропал!
Легенда гласит, что сам Боргезе-младший каким-то чудом сумел спастись и рассказал репортёрам о том, что произошло. Но поезд–призрак исчез не навсегда. Якобы, итальянцы, живущие рядом с железной дорогой, его иногда видят по ночам.
Ну, прямо, как в песне Владимира Высоцкого:
«Словно мухи, тут и там ходят слухи по домам,
А беззубые старухи их разносят по умам…»
Однако, вернёмся к перезахоронению 1931 года.
В тот день на Новодевичье кладбище доставили четыре гроба (четвёртый прах принадлежал сестре Николая Языкова Екатерине, а останки художника Василия Перова решили перезахоронить в Донском монастыре). С могилы Гоголя привезли также огромный конусообразный камень, но без креста, который странным образом исчез с «голгофы» ещё в 20-е годы. Привезли из Даниловского некрополя и чёрное мраморное надгробие и даже старинную ограду. Все эти атрибуты оставались здесь в сохранности двадцать лет.
А в 1951 году вместо «голгофы» в ограде установили круглую гранитную колонну с помпезно-парадным мраморным бюстом писателя. Хотя сам Николай Васильевич при жизни просил не ставить на его могиле памятник и «не помышлять о таком пустяке, недостойном христианина».
Крымский же валун рабочие отвезли в сарай в дальнем углу кладбища. Там «голгофа» пылилась два года, пока её случайно не обнаружила вдова Михаила Булгакова. «. Однажды, когда я по обыкновению зашла в гранитную мастерскую при Новодевичьем, то увидела глубоко запрятанную в яме какую-то глыбу, – вспоминала Елена Сергеевна, – Директор мастерской объяснил, что это надгробный камень с могилы Гоголя. По моей просьбе при помощи экскаватора эту «голгофу» подняли, подвезли к могиле Миши и там водрузили. Вы сами понимаете, как это подходит к Булгакову –камень с захоронения его любимого писателя. »
Кстати, Михаила Булгакова похоронили недалеко от Гоголя, в 21 ряду того же 2-го участка.
В декабре 2009 года многострадальной гоголевской могиле, наконец, вернули относительно первозданный вид, воссоздав в изголовье подобие «голгофы». А стоявший там бюст писателя передали филиалу Исторического музея, который тогда находился рядом с кладбищем, на территории Новодевичьего монастыря.
А чуть подальше, у кладбищенской стены найдёте могилу ещё одного советского литератора, участвовавшего в перезахоронении 1931 года – Александра Малышкина.
Как вышло, что эти трое оказались погребёнными рядом? Это случайность или ещё одна мистическая гримаса судьбы?
И интересно, о чём они переговариваются там, под землёй. А может, на небесах – сие нам неведомо. О том, что божественное и дьявольское в человеке тесно переплетено? О том, что людям, и особенно писателям, грешно тревожить чужие могилы и воровать оттуда рёбра и башмаки? Или о смешных доверчивых москвичах, готовых верить самым невероятным слухам?
Что шепчет своим собратьям по перу, этим двум «любителям могильных сувениров» Николай Васильевич Гоголь, написавший самую мистическую повесть своего времени «Вий»?
Я догадываюсь, что он шепчет: «Горьким словом моим посмеюся…»
ВЫ МОЖЕТЕ ПРОСЛУШАТЬ ЗВУКОВОЙ ФАЙЛ С РАССКАЗОМ ИННЫ ВИШНЕВСКОЙ О ПЕРЕЗАХОРОНЕНИИ Н.В. ГОГОЛЯ.
После прослушивания не забудьте выключить плеер, нажав на крестик в его правом верхнем углу.