суздаль церковь смоленской иконы божией матери
Смоленская церковь (Суздаль)
Церковь Смоленской иконы Божьей Матери — православный храм, памятник русской архитектуры конца XVII — начала XVIII века в городе Суздале.
Содержание
История [ править ]
Храм был построен в 1696—1706 годах в слободе Скучилиха, принадлежащей Спасо-Евфимиеву монастырю и расположенной на северной окраине Суздаля, непосредственно к востоку от стен монастыря.
Слобода была населена ремесленниками, многие из которых трудились на монастырских стройках. Церковь была приходским летним храмом для жителей слободы, рядом с ней позднее была построена и зимняя церковь Симеона Столпника. Обе церкви выстроены на месте существовавших ранее деревянных. Позднее рядом с церквями построена колокольня в классическом стиле.
В настоящее время бывшая слобода вошла в черту города и церкви располагаются в северной части его центральной улицы — Ленина. С другой же стороны улицы башни монастырских стен.
В 1960 году в храме архитектором О. Г. Гусевой проведена реставрация.
Описание [ править ]
Четверик пятиглавого храма имеет небольшую паперть. Широкие плоскости стен имеют по три высоко расположенных окна, обрамленных декором из полуколонок и килевидного фронтона. Колонки наличников на северной стороне имеют более изящный рисунок. Главки установлены на тонкие и высокие глухие барабаны. В верхней части стен карниз из зубчиков, балясин и измельченных кокошников.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Суздаль, ул. Ленина, 148а
Паломнику [ править ]
Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.
Суздаль. Церковь Смоленской иконы Божией Матери.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Деревянная Смоленская церковь стояла до 1696 г., а в этом году архимандрит Спасо-Евфимиева монастыря Исаия и келарь старец Нифонт с братьею подали прошение Суздальскому митрополиту Иллариону о разрешении им построить вместо деревянной каменную церковь во имя Смоленской Божией Матери. 29 октября того же 1696 г. митрополит Илларион дал благословенную грамоту на построение каменной Смоленской церкви. Оная церковь строением окончена и освящена в 1707 г., и существует до настоящего времени.
Копии с метрических книг с 1799 г., а исповедных росписей с 1803 г. хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1887 г. и хранится в церкви. Церковь имеет землю в количестве 334 кв. саж. Причт при церкви: священник и псаломщик. Годовой доход причта около 650 руб. У священника дом церковный, у псаломщика – собственный. Приход: 59 дворов, душ муж. пола 188, жен. 201.
В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 3. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1896 г.
Бывшая слобода вошла в черту города и церкви сейчас располагаются в северной части его центральной улицы — Ленина. С другой же стороны улицы башни монастырских стен. В 1960 г. в Смоленском храме архитектором О.Г. Гусевой проведена реставрация. 17 декабря 1999 г. был зарегистрирован приход Смоленского храма города Суздаля Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви.
Во время строительства Смоленской церкви пятиглавие уже выходило из моды, однако в данном случае оно выглядит вполне уместно, визуально облегчая массивный кубообразный четверик основного здания. Тонкие изящные барабаны покрыты резьбой и увенчаны луковыми главами серо-стального цвета. С востока пристроена алтарная апсида. Плоскости фасадов отделены от четырехскатной крыши карнизом из маленьких кокошников, столбиков и зубчиков. Окна расположены высоко, их наличники украшены «бусинами» на фигурных пилястрах.
Комментарии и обсуждение
Согласно предоставленным в 1962 г. Владимирским облисполкомом в Совет по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР сведениям, по данным на 1 января 1961 г. церковь использовалась под торговый пункт колонии [ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 330. Л. 190].
Суздаль церковь смоленской иконы божией матери
Смоленская церковь (Церковь Смоленской иконы Божьей Матери)
СКУЧИЛИХА. В старину в Суздале развивалась обозная торговля. Ехать на Нижегородскую, Макарьевскую ярмарку, в любой город в одиночку суздальские купцы не решались: на «большой дороге» пошаливали разбойники. Там, где купеческие обозы скучивались, нанималась охрана, выбирались старосты, шло богомолье. Это место находилось в Суздале на северной окраине города, возле Спасо-Евфимиевского монастыря (основан в 1352 году). Оно называлось Скучилиха. Скучилиха состояла из двух улиц по направлениям движения: 1-ая Скучилиха (ул. Д.М. Пожарского) и 2-я Скучилиха (ул. Ф.П. Шаховского).
Скучилова слобода была вотчиной Спасо-Евфимиева монастыря. Слобода была населена ремесленниками, многие из которых трудились на монастырских стройках.
Смоленская церковь
Деревянная Смоленская церковь была построена в первый раз, по прошению Скучиловских крестьян, в 1655 г.. Деревянная Смоленская церковь стояла до 1696 года; а в этом году Архимандрит Спасо-Евфимиева монастыря Исаия и келарь старец Нифонт с братией подали прошение Суздальскому Митрополиту Иллариону о разрешении им построить, вместо деревянной, каменную церковь во имя Смоленской Божией Матери. 29 октября 1696 года Митрополит Илларион дал благословенную грамоту на построение каменной Смоленской церкви. Эта летняя церковь была построена и освящена в 1707 г.
Позднее в конце XVIII века между храми построена колокольня в стиле провинциального классицизма.
В церкви хранился старинный «сребропозлащенный напрестольный крест, в котором в 11 углублениях вложены 24 частицы св. мощей следующих угодников Божиих: в 1 углублении частицы мощей Иоанна Предтечи и евангелистов: Матфея, Марка и Луки; во 2 углублении – Московских Святителей и Чудотворцев: Петра, Алексея, Ионы и Филиппа; в 3 углублении – ап. Иакова, брата Господня, Иоанна Златоустаго и Саввы Освященнаго; в 4 углублении – великомуч. Георгия, Алексея, человека Божия, Иоанна воина; в 5 углублении – муч. Евдокии; в 7 углублении – муч. Татианы; в 8 углублении – св. Артемия, Пафнутия Боровскаго и Михаила Черниговскаго; в 9 углублении – чудотворца Тихона; в 10 углублении – муч. Агафона и в 11 углублении – св. Власия Севастийскаго. Крест этот длиною две четверти, обнизан мелким жемчугом, перемешанным с янтарными бузинами. Когда и кем пожертвован крест в церковь,- неизвестно.
Церковь имела землю в количестве 334 кв. сажен. [1]
Причт при церкви: священник и псаломщик. Годовой доход причта около 650 руб. У священника дом церковный деревянный, у псаломщика – собственный. [1]
Приход в 1897 г. 59 дворов, душ мужского пола 188, а женского пола 201 душа. [1]
Иконостас Смоленской церкви. Нач. ХХ века.
Роспись свода Смоленской церкви
Иконостас Смоленской церкви
Смоленская церковь и посадский дом. 2014 г.
Бывшая слобода вошла в черту города и церкви сейчас располагаются в северной части его центральной улицы — Ленина. С другой же стороны улицы башни монастырских стен.
В Постановлении Президиума ВЦИК от 11 октября 1923 года о закрытии Смоленской церкви указывается причина — «расположение её вблизи концлагеря».
С 20-х годов в церкви (алтарь) находилась кузница Суздальского Политизолятора О.Г.П.У., а затем электромельница на электроприводе для политизолятора. После закрытия политизолятора (1939 г.) — база заготскота.
В 1960 г. в Смоленском храме архитектором О.Г. Гусевой проведена реставрация.
17 декабря 1999 г. был зарегистрирован приход Смоленского храма города Суздаля Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви. Руководитель религиозной организации – Иванов Владимир Михайлович.
Семионовская церковь
Церковь Симеона Столпника
Семионовская церковь
Древнейшая из двух церквей – Симионовская. Время ее основания не известно, но она существовала во второй пол. XVI в.
В нач. XVII в. Симионовская церковь была разграблена литовцами, после чего осталась «безъ пения»: «церковь Семиона Столпника древяная вверъ стоитъ безъ пения», записано в описи Суздаля 1617 года. «Безъ пения» Симеоновская церковь стояла до пол. XVII в.
В 1655 г. Скучиловские крестьяне подали «челобитную» патриарху Никону, в которой, жалуясь, «что они долгое время живутъ въ слободе, а церкви Божией нетъ», просили разрешения построить две деревянные церкви: холодную – в честь Смоленской иконы Божией Матери и теплую – во имя Св. Симеона Столпника. В том же 1655 г., по благословению патриарха Никона, церкви были построены.
Новопостроенная деревянная Симеоновская церковь существовала до 1749 года; а в этом году, по благословению преосвящ. Симона, епископа Суздальского и Юрьевского, была разобрана «за ветхостию» и, вместо нее, была построена каменная церковь.
«Теплая» Симеоньевская церковь в отличие от Смоленской крайне искажена позднейшими переделками.
Семионовская церковь входит в ансамбль церквей с церковью Смоленской Иконы Божией Матери.
Смоленская церковь и посадский дом на фото начала ХХ века.
На углу улиц Ленина и Пожарского внимание привлекает посадский домик — редкий памятник каменной жилой архитектуры конца XVII столетия. Он состоит из двух разновеликих и разновысотных объемов — «клетей», перекрытых высокими двухскатными кровлями. На концах кровель водосточные желоба на «курицах», на гребне «охлупень». Хотя дом построен из кирпича, но весь облик его говорит о глубинных связях с традициями деревянного зодчества. Интересен и интерьер посадского домика — здесь научные сотрудники музея воссоздали обстановку купеческого быта первой половины XVIII века. См. Посадский дом.
Смоленская церковь в Суздале
Смоленская церковь в Суздале Владимир Грызлов
Слободу Скучилиху у стен Спасо-Евфимиевской обители населяли монастырские трудники — каменщики, плотники, ткачи, кузнецы. Через дорогу от угловой башни они построили для собственных нужд сперва деревянную, а в 1709 г. каменную церковь Смоленской иконы Божией Матери. Летний храм, как водилось, дополнили зимним во имя Симеона Столпника, а через столетие и колокольней, завершив, таким образом, цельный архитектурный ансамбль.
Что посмотреть
Во время строительства Смоленской церкви пятиглавие уже выходило из моды, однако в данном случае оно выглядит вполне уместно, визуально облегчая массивный кубообразный четверик основного здания. Тонкие изящные барабаны покрыты резьбой и увенчаны луковыми главами серо-стального цвета. С востока пристроена алтарная апсида. Плоскости фасадов отделены от четырехскатной крыши карнизом из маленьких кокошников, столбиков и зубчиков. Окна расположены высоко, их наличники украшены «бусинами» на фигурных пилястрах.
Практическая информация
Адрес: Суздаль, ул. Ленина, 148А.
Как добраться: автобусом № 2, 3 до ост. «Сквер имени Пожарского».
Церковь Смоленской иконы Божьей Матери в Суздале
Через дорогу от угловой башни Спасо-Евфимиева монастыря находится пятиглавая Смоленская церковь. В старину на этом месте, возле стен Евфимиевой обители располагалась монастырская слобода «Скучилиха».
Содержание:
Краткая история
Её населяли крестьяне, вывезенные из подвластных вотчин. Здесь, в слободе монастырские ремесленники и каменщики воздвигли две пары деревянных церквей — зимнюю церковь Симеона Столпника и церковь Смоленской иконы Божией Матери, служившую летним храмом для прихожан монастырской слободы. В 1696 — 1706 годах на месте деревянной Смоленской церкви построили каменную.
В начале XVIII века в приходе храма Смоленской иконы Божьей Матери числилось 59 дворов и 389 душ, а доходы от сдачи в аренду церковных земель, продажи свеч и других источников составляли 650 рублей в год (по тем временам немалая сумма). В конце XVIII века между зимним и летним храмами соорудили колокольню в стиле провинциального классицизма, завершив таким образом этот великолепный архитектурный комплекс. В настоящее время бывшая слобода является частью Суздаля, а его церкви — Смоленская и во имя Симеона Столпника — находятся на главной улице города — Ленина.
Архитектура Смоленской церкви
Основой Смоленской церкви служит массивный кубический объём, перекрытый мощным сводом с распалубками над окнами. Чырёхскатную крышу одноэтажного здания завершают тонкие, изящные барабаны, увенчанные куполами. Плоскость крыши от вертикальной плоскости стен отделяет карниз из зубчиков, точёных столбиков и мелких кокошников.
Окна, расположенные высоко на стенах, обрамлены наличниками из фигурных полуколонок и «бусин», причём на северном фасаде декор наличников более изящен. Поскольку через слободу шли торговые обозы, Смоленская церковь «встречала» гостей из Ярославля, чем и объясняется более богатый декор северного фасада храма. Южный фасад не имеет входа, дверной портал обустроен на северной стороне.