суздаль церковь рождества богородицы
Богородице Рождественский собор в Суздале
Древний и величественный Собор Рождества Богородицы в Суздали является частью Суздальского кремля и относится к Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику.
Древний и величественный Собор Рождества Богородицы в Суздали является частью Суздальского кремля и относится к Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику.
Собор был построен в начале XII в. За свою долгую историю храм пережил немало событий: его разбирали и возводили вновь, реставрировали и меняли, он выдержал несколько пожаров, набеги и запустение.
История Собора Рождества Богородицы в Суздале
Согласно исследованиям археологов, начало истории собора датируется 1101 г, когда началось его строительство по приказу князя Владимира Мономаха. В то время собор назывался Успенским. На тот момент это было первое и единственное каменное здание в Суздале. Для его возведения использовался материал под названием плинфа – плоский тонкий обожженный кирпич. Для фундамента применялись скрепленные цемянкой (раствор из крошки кирпича) булыжники.
Здание Успенского собора просуществовало недолго. Спустя всего 47 лет Юрий Долгорукий приказал разобрать его и возвести на этом же месте новое, из бута. Но из-за ошибок в строительстве храм вскоре начал рушиться. И в 1222 г Успенский собор был повторно разобран. Вместо него князь Георгий Всеволодович воздвиг более современный Собор Рождества Богородицы. Это было трехкупольное белоснежное здание с искусно украшенным фасадом. Новый храм полностью соответствовал модным веяниям в архитектуре того времени и задумывался как главный в городе. Поэтому при строительстве были предусмотрены хоры для князя и его приближенных.
В 1230 г лучшие мастера из Ростова и Суздали начали расписывать внутренние помещения. Примерно в это же время были установлены Золотые ворота, украшенные фигурами грифонов, львов и древнерусскими письменами. Их великолепие поражает до сих пор. Большая часть фресок до наших дней, к сожалению, не дошла. Вполне вероятно, что немалую роль в этом сыграло нашествие татаро-монголов.
Собор Рождества Богородицы – это не только храм, но и усыпальница правителей Суздали. До сих пор сохранились могилы сыновей Юрия Долгорукого, представителей знатных российских родов: Вельских, Шуйских и других.
Здание, возведенное под руководством Георгия Всеволодовича, простояло дольше остальных: до сильного пожара в 1445 г. Государству, замученному набегами, было не до восстановления храма. Таким образом, собор был забыт на долгие десятилетия. В первой половине XVI в о нем вспомнили вновь. В результате реконструкции собор стал пятиглавым, таким, как сейчас.
На этом история храма не заканчивается. В XVII в поблизости возвели искусно расписанный в середине придел св. Федора и Иоанна и колокольню. На протяжении двух следующих столетий были построены паперть и еще три придела. Это время можно считать периодом расцвета собора.
Когда к власти пришли большевики, богослужения в храме прекратились.
Современное состояние собора
В конце XX в Собор Рождества Богородицы был причислен к всемирному достоянию и попал под охрану ЮНЕСКО. Он долгое время реставрировался и лишь в 2005 г был открыт вновь. Реставрации подверглось не только само здание, но и древние фрески. Работы по восстановлению ведутся до сих пор.
Храм таит в себе множество архитектурных и культурных сокровищ: иконы, фрески, Златые врата, останки архиепископа Суздальского и Тарусского, мощи св. Арсения Элассонкого и многое другое.
В соборе снова проводятся богослужения. Также он работает как музей.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Суздаль)
Мiръ Россия Владимирская область Суздаль Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Суздаль)
Рождественский собор (XII-XVIвв.) — старейшее здание Суздаля, православный крестово-купольный храм Владимирской и Суздальской епархии, расположенный на территории Суздальского кремля, один из интереснейших памятников древнерусского зодчества. В настоящее время является действующим храмом и одновременно входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Содержание
История [ править ]
Собор был надстроен и украшен рельефными рисунками, женскими масками, резьбой, и опоясан аркатурой с колонками. Строительство длилось с 1222 по 1225гг., когда епископ Симеон заново освятил собор и переименовал его из Успенского в Богородице-Рождественский. В 1233г. интерьер собора был заново расписан фресками, а полы выложены терракотовой плиткой.
В 1445г. во время набега казанского хана собор горел, и своды его обрушились. Восстановления ждать пришлось долго: только в 1530г. по приказанию царя Василия III его разобрали до аркатурно-колончатого пояса и заново надстроили. Вместо трех глав теперь сделали пять, с высокими кирпичными световыми барабанами с узкими щелями-окнами. В таком виде, с некоторыми перестройками XVII-XVIII веков, собор сохранился до наших дней.
В 1634г. по распоряжению епископа Серапиона собор снова расписывают, при нем же в 1635-1636гг. строится придел святых Федора и Иоанна. При митрополите Илларионе разбирают огромные хоры, на которых размещалось 5 престолов: архангела Гавриила, Усекновения главы Иоанна Предтечи, великомученика Димитрия, Вознесения Господня и трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста).
В 1930-х гг. богослужения в соборе прекратились, и начались научные и археологические исследования. К 1960-м гг. позднейшие обстройки были снесены и здание обрело вид XVI века, за исключением луковичных глав со звездами.
Современное состояние [ править ]
В августе 2005г. собор,
долгое время бывший на реставрации, снова открылся. При реставрации в нем были обретены мощи святого Арсения Элассонского (1550-1635), архиепископа Суздальского и Тарусского, канонизированного в 1982г., которые были оставлены в соборе.
Последним этапом реставрации было восстановление фресок и белого камня.
Рождественский собор входит с 1992 года в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».
Первые торжественные богослужения в соборе прошли в 1991 году. В настоящее время храм находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Соглашение о совместном использовании собора было подписано в феврале 1992 года.
С тех пор в храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт как музейная экспозиция.
Святыни [ править ]
Царь-фонарь [ править ]
Царь-фонарь был изготовлен холмогорскими умельцами в начале 17 века по заказу митрополита Илариона. Фонарь высотой более двух метров повторяет форму Рождественского собора Суздаля, а также имеет пять куполов. Внутрь фонаря через окошко вставляются свечи, которые не затухают при порывах ветра и придают фонарю очень загадочный, даже сказочный вид. В семидесятых годах прошлого века за реставрацию фонаря взялся известный мастер Вячеслав Басов, и подошел к делу очень ответственно. Например, за подходящей слюдой для фонаря мастер специально ездил в Карелию. Кроме слюды, для производства фонаря холмогорскими мастерами были использованы золоченые медь и чугун – материалы тяжелые, поэтому вес Царь-фонаря достигает 160 кг. Говорят, что во время крестного хода его несли восемь человек, продев в специальные «уши» фонаря оглобли. Сохранившийся оригинал хранится в Рождественском соборе.
Престольные праздники [ править ]
Фото [ править ]
Видео [ править ]
Как добраться [ править ]
Проезд [ править ]
Проезд общественным транспортом: от Владимира автобусом до Суздаля 37 км.
Проезд автомобилем: от Владимира до Суздаля 37 км.
От центральной площади пешком 300м за запад
На карте [ править ]
Адрес [ править ]
Владимирская область, г. Суздаль, ул. Кремлевская
Телефон [ править ]
Паломнику [ править ]
Режим работы [ править ]
с 10 до 18.00, кроме вторника и последней пятницы месяца
Посещение Рождественского собора — 80 р. (30 р. льготники), фото за отдельную плату
Богородице-Рождественский собор Суздаль кремль
Содержание:
Храм вышел на славу — огромный и величественный. Однако фундамент оказался недостаточно прочным для столь масштабного здания. Простояв примерно полвека, Успенский собор начал разрушаться.
В 1148 году суздальский князь Юрий Долгорукий приказал разобрать старый храм и возвести на его месте новый. Суздаль украсил новый огромный собор, по своей архитектуре напоминавший Успенский собор Киево-Печерского монастыря.
Долгоруковский Успенский собор не оказался особенно долголетен. Уже в 1194 году владимирский князь Всеволод Большое Гнездо велел начать ремонт здания. Ремонт позволил второму Успенскому собору простоять еще 28 лет, но и этот храм пришел в негодность. В 1222 году владимирский князь Юрий Всеволодович повелел разобрать его.
Нового места для будущего храма решили не искать. В течение всего трех лет воздвигли уже третий по счету главный собор Суздаля. Учитывая уровень технологий того времени, такой короткий срок строительства кажется чем-то невероятным.
Освящение собора состоялось 21 сентября (по новому стилю) 1225 года. Это был праздник Рождества Пресвятой Богородицы, и епископ Симеон принял решение посвятить храм именно этому событию Священной истории.
Собор Рождества Богородицы Суздаля история
В 1528 г. Геннадий, епископ Суздальский, получил
«позволение и пособие отъ в. кн. Василия Иоанновича, для перестройки соборной церкви в Кремле Суздаля, которой своды и главы, бывшие долгое время безъ поддержки, совершенно обветшали и угрожали падениемъ. Церковь была низменная. Великий Князь приказалъ возвысить ее…»
В 1528 г. по распоряжению великого князя Василия III приступили к восстановлению собора. Здание разбирается до половины высоты (до аркатурно-колончатого пояса) и на белокаменных старых стенах надстраиваются новые кирпичные. Собор восстановлен в 1530 г. из трехглавого в пятиглавый, своды были укреплены на шести столбах, главы и вся церковь были покрыты оловом. После чего храм был заново освящен 23 декабря 1530 г. и переименован из Успенского в Рождественский собор.
Строительство Собора Рождества Богородицы в Суздали
Первое документальное упоминание о соборе относится к Лаврентьевской летописи под 1222г., когда на основании прежнего собора по велению владимирского князя Юрия Всеволодовича возводится третье здание, окруженное тремя притворами, выполняющими также роль укрепляющих стены контрфорсов. Собор был надстроен и украшен рельефными рисунками, женскими масками, резьбой, и опоясан аркатурой с колонками. Строительство длилось с 1222 по 1225гг., когда епископ Симеон заново освятил собор и переименовал его из Успенского в Богородице-Рождественский. В 1233г. интерьер собора был заново расписан фресками, а полы выложены терракотовой плиткой.
В 1445г. во время набега казанского хана собор горел, и своды его обрушились. Восстановления ждать пришлось долго: только в 1530г. по приказанию царя Василия III его разобрали до аркатурно-колончатого пояса и заново надстроили. Вместо трех глав теперь сделали пять, с высокими кирпичными световыми барабанами с узкими щелями-окнами. В таком виде, с некоторыми перестройками XVII-XVIII веков, собор сохранился до наших дней.
В 1634г. по распоряжению епископа Серапиона собор снова расписывают, при нем же в 1635-1636гг. строится придел святых Федора и Иоанна. При митрополите Илларионе разбирают огромные хоры, на которых размещалось 5 престолов: архангела Гавриила, Усекновения главы Иоанна Предтечи, великомученика Димитрия, Вознесения Господня и трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста).
В 1930-х гг. богослужения в соборе прекратились, и начались научные и археологические исследования. К 1960-м гг. позднейшие обстройки были снесены и здание обрело вид XVI века, за исключением луковичных глав со звездами.
В августе 2005г. собор, долгое время бывший на реставрации, снова открылся. При реставрации в нем были обретены мощи святого Арсения Элассонского (1550-1635), архиепископа Суздальского и Тарусского, канонизированного в 1982г., которые были оставлены в соборе. Последним этапом реставрации было восстановление фресок и белого камня.
Интерьер и роспись Рождественского собора
Интерьер Рождественского собора Суздальского кремля также принадлежит двум эпохам. На северной грани юго-западного столба, на высоте 3 м., сохранился профилированный карниз — это след уничтоженных древних хор, опиравшихся на эти столбы. Площадь хор была необычайно велика — они перекрывали своими сводами два западных нефа собора, разделяя их как бы на два этажа. Верхний был обильно освещен окнами угловых глав и окнами второго яруса. Очевидно, что такие огромные хоры были рассчитаны не только на княжескую семью и ее приближенных, да и вход на хоры, как мы знаем, шел изнутри собора и никак не был связан с княжеским двором.
Суздальский собор был первым собственно городским собором, и на его хоры через пышные порталы западного притвора и лестницу в его стене шли именитые люди города — бояре, крупные торговцы и мастера — городская знать.
Пространство под хорами было полутемным — лишь два небольших окна в западной стене и открывавшиеся в средний поперечный неф арки хор были источниками света. Под хорами располагалась усыпальница.
Алтарь отделялся от помещения для молящихся алтарной преградой. Скорее всего она была белокаменной и, может быть, к ней относятся вставленные на фасадах над колончатым поясом кубические камни с женскими масками под килевидной арочкой. Как показали исследования, эти камни являются трехликими капителями — обколотые маски на двух сторонах блока скрыты теперь под кирпичной обкладкой. Подобные капители могли венчать боковые стояки дверей преграды, вводивших в алтарь и боковые апсиды; изображения таких стояков с трехликими капителями и резными полотнищами деревянных дверей имеются в древних миниатюрах.
Пол храма был в 1233 г. покрыт цветными майоликовыми плитками. Большие участки были выстланы квадратными плитками желтого, зеленого и темно-коричневого цвета. Пол под куполом и, вероятно, в алтаре был исполнен в наборной технике из маленьких фигурных плиток, образовавших сложные, как бы мозаичные узоры. Эти цветные и сверкающие своей стеклянной поверхностью полы летописец назвал «моромором красным разноличным».
Собор был украшен фресковой росписью, исполненной в 1233 г. ростовскими или суздальскими мастерами епископа Кирилла; её фрагменты открыты А.Д. Варгановым в 1938 г. Важнейшие из них находятся в верхней части южной апсиды. Здесь изображены строгие фигуры двух старцев с суровыми аскетическими ликами, вписанные в узорчатые арки на орнаментированных колонках.
Манера письма, характеризующаяся точностью рисунка и мягкостью моделировки, некоторой утонченностью и сдержанностью, говорит о большом мастерстве авторов росписи. Разнообразный растительный и геометрический орнамент как бы обтягивает поверхность стен подобно пестрым полотенцам или тканям. Он решительно преобладает здесь над изображениями святых, которые как бы теряются в его причудливых узорах.
Архиепископ Серапион возобновил собор в древнем вкусе: он устроил малые окна и хоры, на которых, как значится в церковных описных книгах за 1628 и 1629 годы, было до пяти престолов. Собор был мрачен: узкие окна, хоры, занимавшие половину верха, так мало пропускали света, что и в ясный день нельзя было читать без свечи. В соборе было до 40 гробниц князей и епископов, надгробные камни которых, расставленные по храму, делали его весьма тесным. Роспись собора не раз «возобновлялась», то есть переписывалась, — в 1775, 1818 и 1850 гг.; роспись западной стены была уничтожена полностью, а в остальных частях густо записана.
Стоит посмотреть сохранившиеся фрагменты фресок XVII века. Свод северного притвора занят темой прославления Богородицы, которой посвящен собор. Не переписанными остались здесь роспись левой половины северной стены — поясные фигуры апостолов в орнаментальных медальонах — и под ними декоративный пояс «завес» с орнаментом.
Ту же тему похвалы богородице развивала роспись южного притвора. Ее подлинная незаписанная часть сохранилась на западной стене притвора внизу. Здесь хороши летящие ангелы с трубами и фигуры двух людей, забирающихся на деревья. На юго-западном подкупольном столбе сохранился в открытом виде фрагмент росписи 1635—1636 гг., оставленный «реставраторами» XIX в. без прописи, но поновленный.
Несколько фрагментов росписи XVII в. сохранилось и в других местах основного помещения собора. Такова группа праведников из композиции «Страшного суда» на северной грани юго-западного столба и великолепные поясные изображения святых в больших медальонах на правой стороне алтарной апсиды. Из них особенно красиво изображение архидиакона Стефана в охристо-желтом, как бы сияющем круге, в белых одеждах, с зеленоватыми складками. Эти фрагменты позволяют говорить о большой монументальности росписи, ее строгом колорите, связи художников со старыми высокими традициями фресковой живописи. Архиепископом Серапионом строится монументальный восьмигранный столп колокольни с высоким мощным шатром, а в среднем ярусе столпа помещалась домовая церковь с престолами: Благовещенским и во имя св. муч. Феодосии.
Митрополит Иларион перестроил церковь внутри колокольни. Престол св. муч. Федосии упразднил, и церковь сделал теплой с одним Благовещенским престолом. В эту церковь в зимнее время митрополит Иларион ходил к церковной службе, а в воскресенье и праздничные дни совершал в ней литургию.
В теплой Благовещенской церкви преосвящ. Виктор поставил гипсовый иконостас. В 1791 г. был слит и 20 октября повешен на соборной колокольне большой колокол, весом 755 пудов.
В 1815 г. усердием соборного старосты с гражданами в Благовещенской церкви был устроен придел в честь Рождества Христова в память избавления России от французов в 1812 г. Митрополит Илларион (1682-1708 гг.) с разрешения Царя Феодора Алексеевича, произвел реставрацию собора: снял надгробные камни, стеснявшие собор, были выломаны древние хоры, ход на хоры был заложен, был сломан второй этаж притвора; древние окна были расширены. Так древнее здание было безжалостно приспособлено к новым художественным вкусам.
Возобновленный собор митрополит Иларион обогатил церковными предметами: устроил большие хоругви, ходовые кресты, иконы, фонари к ним и еще медный, большой фонарь в виде круглого храма о пяти золоченых главах с крестами; для освящения воды в праздник Богоявления – Иордань, в виде пятиглавого храма, резанного из дерева.
Тем же Илларионом был сооружен в кон. XVII в. существующий в соборе иконостас. Он исполнен в духе старых традиций. Его архитектура проста, в ней еще нет ничего от характерной для поры кон. XVII—XVIII вв. пышности, когда едва ли не большую роль в иконостасе стали играть не иконы, а их роскошное обрамление.
Иконостас Суздальского собора, одним из авторов которого был крупный художник «государев иконописец» Григорий Зиновьев, ещё проникнут идущей от древнейших образцов строгой и ясной религиозно-политической идеей земной и небесной иерархии, соподчиненности мира верховной силе бога и земным властям. Замысел иконостаса очень прост и монументален. Он выглядит как гладкая стена, окованная золоченым серебром, на мерцающем фоне которого строго рисуются фигуры святых, почтительно склоненные в сторону центральной оси иконостаса, где помещено изображение Христа. Художники еще владеют мудрым искусством простой монументальной формы, мастерством силуэта, не измельченного деталями и многоцветностью красок. Зритель может охватить взглядом иконостас в его сложном целом лишь от западной стены, он сразу приковывает к себе его внимание. Живопись иконостаса поновлялась в кон. XVIII в.
Из церковной утвари по своей драгоценности заслуживают внимание вклады Царя Алексея Михайловича: напрестольный крест и кадило и Евангелие царя Феодора Алексеевича. На колокольне 21 колокол, самый большой колокол весом в 500 пудов. «На той же колокольне часы боевые перечастье въ 8 колоколовъ».
Собор, устроенный митр. Иларионом, отличался величественностью и блестел внутренним богатством.
17 июля 1719 г. в Суздале произошел большой пожар, уничтоживший почти все церкви и дома обывателей; пострадал и собор в пожаре: крыша и главы, сделанные из олова, расплавились и верхний ярус в соборе обрушился, погибло в пламени много драгоценных вещей из церковной утвари, ризницы, а также драгоценных княжеских и царских вкладов.
Сгорел «безъ остатку» бывший в соборе издревле балдахин с двуглавым орлом наверху, устроенный над каменным «государевымъ» местом. Пострадали от огня также ограда, колокольня с Благовещенской церковью и архиерейский дом, так что епископ Варлаам, назначенный вскоре после пожара на Суздальскую кафедру, вынужден был жить в домовом селе Красном.
Собор стал местом упокоения святых: митрополита Илариона Суздальского и архиепископа Арсения Элассонского.
Суздаль. Рождественский собор
Суздаль. Богородице-Рождественский собор (Россия, Владимирская область, г. Суздаль, Кремлевская ул.)
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Главное сооружение древнего Суздаля и Суздальского кремля. Находится в центре кольца земляных валов в излучине реки Каменки. Большой шестистолпный пятиглавый храм соборного типа. Первоначально был построен (Владимиром Мономахом) из плинфы (конец XI — начало XII в.). В середине XII в. (ок. 1148 г.) Юрий Долгорукий возвел на его месте новый белокаменный собор, до нас тоже не дошедший, но сохранившийся в основании (нижний ярус современного собора) до начала аркатурного фриза.
В 1222— 1225 гг. владимирский князь Юрий Всеволодович строит на остатках собора 1148 г. третье здание с тремя притворами, аркатурно-колончатым фризом (с женскими масками), резными порталами и растительной резьбой верхнего яруса. Рождественский собор 1222—1225 гг., по-видимому, был трехглавым. В 1445 г. верх собора обрушился (до аркатурного фриза) и в 1528 г. был возведен, но уже из кирпича и без резьбы.
Описание Рождественского собора в Суздале
Тяжелые капители в виде опрокинутой усеченной пирамиды отделены от фустов толстыми жгутами. Несут маленькие арочки, выше которых идут две ленты: «городков» с насечками и круговидного плетения с включением пальметт и птиц. Фигурных рельефов между колонками не было изначально. Женские маски собора 1222—1225 гт. находятся (in situ) в основании лопаток второго яруса (кирпичные лопатки надложены над масками). Трехлистная пальметта в прическе указывает, что маски являются своего рода символом Девы Марии (ср. женские маски церкви Рождества Богоматери в Боголюбове). Обрамляющие киоты имеют в вершине выступ, от которого первоначально начиналась полуколонка, входившая в структуру древних лопаток. Четыре больших рельефа львов находятся на углах собора на одном уровне с женскими масками. Белокаменные блоки, на которых они высечены, лежат in situ (выше идет кирпичная надкладка 1528 г.). Подобно львам на капителях южного портала, морды львов выходят на угол, тело же развернуто на две грани углового блока. Резьба львов отличается плоскостно-декоративным характером, по сравнению с владимирской скульптурой романские элементы в ней незаметны. В некоторых аркосолиях и в алтарной части сохранились фрагменты росписи 1233 г., ранее покрывавшей все стены собора. Изображение неизвестного святого в дьяконнике отличается довольно свободной живописью и остротой характеристики, как бы предвещающей живопись XIV в. В ковровой части росписи дьяконника 1233 г., отделявшей роспись апсиды от фигурной росписи вимы, роскошные «крылатые» пальметты свободно трансформируют ближневосточные («сасанидские») образцы. В западном и южном порталах находятся знаменитые «золотые» двери работы начала XIII в. Западные «златые» двери навешены в дверном проеме западной стены нартекса.