суздаль чудотворные иконы и мощи
Суздаль
Су́здаль — город-заповедник во Владимирской области России, административный центр Суздальского района. Расположен на реке Каменке, притоке реки Нерли, в 26 км к северу от Владимира. Входит в Золотое кольцо России. Образует одноимённое муниципальное образование город Суздаль со статусом городского поселения как единственный населённый пункт в его составе. Население — 9606 человек.
Содержание
Общее описание [ править ]
Районный центр Владимирской области, в 30 км к северу от Владимира. Расстояние от Москвы до Суздаля 190 км, город расположен на северо-востоке от Столицы. На р. Каменке. Население – 12 тыс. человек.
Несмотря на развитие туризма, в Суздале сохранились русский дух и характер. В монастырях продолжают молиться, а на улицах можно встретить удивительных людей, словно из русской сказки. Или даже из житий святых. Всё зависит от того, чего ищешь.
Необходимое время для знакомства с городом – два дня.
История города [ править ]
Дважды – в 1608 и 1611 гг. – город захватывали поляки во главе с Лисовским. В 1612 г. руководители Второго ополчения – Минин и Пожарский – намеревались созвать в Суздале земский собор и избрать нового государя. Предводитель казаков Заруцкий помешал плану ополченцев, заняв город раньше.
После Смутного времени в городе уцелело лишь 78 дворов. В 1634 г. новая напасть – набег крымцев. Затем – опустошительный пожар и эпидемия.
В 1789 г. был утверждён новый план города – радиальный, как почти все планы, разработанные при Екатерине II. Геометрическим центром города стала Торговая площадь (современное название), на которой в 1806-1811 гг. был построен гостиный двор, иначе говоря, торговые ряды. Сориентироваться в городе очень легко и без карты: к гостиному двору ведут все дороги.
Несмотря на то, что в центре было разрешено селиться лишь тем, кто способен построить двухэтажный каменный дом (видимо, таких нашлось мало), вблизи центра, на улицах Ленина и Васильевской, сейчас немало старых деревянных домов, украшенных резьбой.
Монастыри [ править ]
Спасо-Евфимиев мужской монастырь [ править ]
Спа́со-Евфи́миев монасты́рь — мужской монастырь Владимирской и Суздальской епархии Русской православной церкви, расположенный на левом берегу реки Каменки в северной части Суздаля.
Основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем как крепость, призванная защищать город от внешних и внутренних врагов. Архитектурный комплекс монастыря внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Адрес: ул. Ленина, 135к8, Суздаль, Владимирская обл., Россия, 601291
Расписание колокольных звонов: 10.30, 12.30, 13.30, 15.00, 16.30.
Свято-Васильевский мужской монастырь (Суздаль) [ править ]
Свято-Васильевский мужской монастырь в городе Суздале является единственным монастырём в России, носящим наименование свое в память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. При обители имеется гостиница.
Монастырь расположен на восточной окраине города Суздаля. Его основные постройки — Васильевский собор (1662—1669), Сретенская трапезная церковь (кон. XVII века), ограда (некоторые части её относятся к XVII веку) с невысокими Святыми воротами (XVII века).
Адрес: 601293, Россия, Владимирская обл. г.Суздаль, ул. Васильевская 32-б.
Богослужения совершаются ежедневно в храме Василия Великого.
Александровский женский монастырь (Суздаль) [ править ]
В 1764 году, при проведении Екатериной II секуляризации земель, Александровский монастырь был упразднён с обращением собора в приходской храм города.
В 2006 году возобновлён в качестве мужского монастыря Владимиро-Суздальской епархии. Настоятель (с 2011 г.) — игумен Авель (Ургалкин).
Адрес: Суздаль, ул. Гастева
Храмы [ править ]
Перед революцией в городе насчитывалось около 40 приходских храмов. Советской властью из них было уничтожено восемь. Православной церкви в Суздале принадлежат пока лишь три действующих приходских храма – Смоленский (кафедральный), Казанский и Знаменский.
Осторожно: раскол! Во многих храмах хозяйничает раскольническая «Российская православная автономная церковь». Даже мощи великих суздальских святых Евфимия и Евфросинии оказались в их руках.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Суздаль) [ править ]
Адрес: Владимирская область, г. Суздаль, ул. Кремлевская
Царевоконстантиновская церковь (Суздаль) [ править ]
В начале XVII века на месте существующей церкви стояла «церковь царя Константина, деревянная клецки», которая была разобрана из-за ветхости, а вместо неё в 1707 году на средства прихожан сооружена каменная. Это последняя пятиглавая церковь, построенная в Суздале. Храм был летним; рядом с ним — низенькая зимняя церковка в честь иконы Скорбящей богоматери.
По-видимому, в конце XVIII века была пристроена алтарная абсида.
В первой половине XIX века с западной стороны пристроена круглая с тремя портиками «ампирная» паперть. Несмотря на различие стилей, она органично вписалась в архитектуру храма.
Адрес: Владимирская обл., г.Суздаль, Запрудный пер.
Смоленская церковь (Суздаль) [ править ]
Храм был построен в 1696—1706 годах в слободе Скучилиха, принадлежащей Спасо-Евфимиеву монастырю и расположенной на северной окраине Суздаля, непосредственно к востоку от стен монастыря.
Слобода была населена ремесленниками, многие из которых трудились на монастырских стройках. Церковь была приходским летним храмом для жителей слободы, рядом с ней позднее была построена и зимняя церковь Симеона Столпника. Обе церкви выстроены на месте существовавших ранее деревянных. Позднее рядом с церквями построена колокольня в классическом стиле.
В настоящее время бывшая слобода вошла в черту города и церкви располагаются в северной части его центральной улицы — Ленина. С другой же стороны улицы башни монастырских стен.
В 1960 году в храме архитектором О. Г. Гусевой проведена реставрация.
Адрес: Суздаль, ул. Ленина, 148а
Храмы Кидекши [ править ]
Кидекша осталась ярким памятником князю Юрию и его времени.
Сохранились белокаменный храм Бориса и Глеба (1152), и постройки XVIII в. – зимняя Стефаниевская церковь (1780), в которой совершают службы раскольники, колокольня, Святые врата. С XIV по XVIII в. здесь был мужской монастырь.
Проезд. Кидекша находится в 4 км от автовокзала. Поэтому, если вы не на автомобиле, удобнее добраться на такси или пешком сразу после приезда в Суздаль или перед отъездом.
Время работы. Храмы Кидекши принадлежат музею. Они открыты с 10 до 18, кроме Вт. и посл. Пт. месяца. Если открыть храм будет некому, можно просто потянуть тяжелую створку ворот за истёртое железное кольцо и оказаться в полумраке наедине со стенами, видевшими так много.
Проезд из Москвы [ править ]
Из Москвы с Центрального автовокзала по маршруту Москва-Суздаль можно добраться рейсами на Иваново (1-2 в час). В пути – 4 ч 20 мин. Или доехать до Владимира, с Владимирского автовокзала рейсы на Суздаль – в среднем раз в час. В пути 40 мин.
На машине по М7 до Владимира, при въезде во Владимир – налево, на объездную, через несколько километров – поворот на Суздаль (Р113). 222 км, около 3 ч пути.
Прочая информация [ править ]
Куда дальше из Суздаля [ править ]
Автовокзал в Суздале находится на окраине города. На автовокзал приходят автобусы следующие по маршруту Москва-Суздаль.
Адрес: ул. Васильевская, 44. Время работы: Тел.: (49231) 2-13-43, 2-01-47.
На машине по А113 через Иваново. 178 км, 2,5 ч пути.
СВЯТЫНИ МОНАСТЫРЯ
Святыня Покровской обители – мощи преподобной Софии Суздальской
Прп. София Суздальская, в миру великая княгиня московская Соломония Юрьевна Сабурова, первая супруга Василия III, подвизалась в Покровском монастыре 17 лет. Постриг был принят ею в московском Богородице-Рождественском монастыре в 1525 году.
Канонизация подвижницы была совершена в середине XVII века по благословению Святейшего патриарха Иосифа.
Обретение мощей прп. Софии совершилось 14 августа 1995 года по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Мощи были перенесены в Покровский собор и установлены на солее.
В 2007 году память прп. Софии была вынесена на всецерковный уровень почитания.
В 2015 году в подклете-усыпальнице Покровского собора обители митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий совершил освящение храма в честь прп. Софии. В этом храме в наше время сохраняется место погребения святой подвижницы после кончины, последовавшей в 1542 году.
В наше время в честь прп. Софии Суздальской освящены храмы в г. Кемерово, в г. Шахты Ростовской области, в поселке Кубанский Новопокровского района Краснодарского края.
Дни памяти прп. Софии Суздальской
16 / 29 декабря – день кончины (1542)
1 / 14 августа – обретение честных мощей (1995)
Помощь по молитвам прп. Софии Суздальской
1602 г.
1 августа исцелилась княгини Александры Ногтевой девица Анна, шесть лет страдавшая слепотой.
1609 г.
Своим грозным явлением прп. София прогнала от стен Покровского монастыря пана Лисовского, польского предводителя, намеревавшегося разграбить обитель, и поразила его тяжким недугом.
1610 г.
1 августа исцелилась жена священника Покровского монастыря Дарья, бывшая в расслаблении, «ни чем не владела».
1 августа исцелилась жительница деревни Глазово Феодосия, страдавшая слепотой полтора года.
1 августа исцелился крестьянин суздальского Васильевского монастыря Федор, «не видел очима два года».
1646 г.
10 мая исцелилась девица Иулиания из села Васильково, вотчины владимирского Рождественского монастыря, бывшая в расслаблении ума пять лет, не узнавала людей и билась, «и от того часа бысть здрава и в разуме своем по прежнему».
8 октября получила исцеление девица Ирина из села Васильково, вотчины Рождественского монастыря, лежавшая в расслаблении четыре года, «ни чем не владела».
1647 г.
16 апреля получила исцеление монахиня суздальского Александровского монастыря Феодора, «не видела очима десять недель, и бысть здрава якоже и прежде».
19 мая исцелилась Гликерия Афанасьева из села Иванского Суздальского уезда, не владевшая правой рукой двадцать недель.
11 июня исцелился сын Василия Иванчушина, служившего при Покровском монастыре, четырехлетний младенец Иван, страдавший слепотой полтора года.
21 июня исцелилась младенец Параскева, дочь суздальского «оконнишнаго мастера» Никона, «очима не видела год».
11 июля исцелилась девица Иулитта из села Кидекши, вотчины нижегородского Печерского монастыря, «не слышала ушима два года, и от того числа бысть здрава».
14 июля исцелился крестьянин Матфей Силвестров из деревни Телепнихи Суздальского уезда дворцовой Лопатницкой волости, «был в забвении ума девять недель, одержим страхом, людей не знал и бегал, и от того числа бысть здрав».
1648 г.
2 октября исцелилась девица Феврония, дочь Прокопия Молвянинова, из Суздаля, лежала в расслаблении целый год.
1649 г.
10 апреля после усердной молитвы у гроба прп. Софии исцелилась клиросная монахиня Покровского монастыря Александра Трусова, не видевшая шесть дней.
22 июня исцелилась отроковица Анна, дочь крестьянина Терентия Емельянова из села Иванского Суздальского уезда, «не слышала ушима полтретья года, и шел из ушей гной и черви, и от того числа бысть здрава и отъиде в дом с материю своею радуяся».
22 июня исцелился крестьянин Косьма Леонтьев из деревни Башарихи Суздальского уезда, «не слышал ушима от Филиппова поста».
1653 г.
26 декабря исцелилась крестьянка Кобыганского монастыря в Суздальском уезде Ирина Федорова, полтора года находилась в расслаблении.
1654 г.
21 января исцелился крестьянин села Лучинского Юрьевского уезда Иеремия Георгиев, «немоществовал главою, сна не имел день и нощь, явилася ему преподобная София во сне тонце и от той болезни исцели».
23 марта исцелились крестьяне Самсон и Федор из деревни Митриково, вотчины суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, «были в забвении ума и немоществовали тою скорбию десять недель».
1657 г.
24 ноября исцелилась по молитвам преп. Софии послушница девица Марфа, потеряла зрение и страдала два дня.
1917 г.
Заблудившейся в лесу девице Александре Крыловой из деревни Самушино Суздальского уезда преп. София своим чудесным явлением указала дорогу к дому.
1993 г.
По молитвам сестер монастыря ко преп. Софии быстро был найден вор, совершивший кражу в храме обители. Во время следствия он заявил, что, находясь один ночью в алтаре, услышал человеческие вздохи, которые исходили со стороны гробницы прп. Софии и которые его сильно напугали, заставив бежать.
1995 г.
14 августа, в день обретения мощей преп. Софии, исцелилась младенец Елена М. из Иваново, страдавшая кожным заболеванием.
1996 г.
17 марта во время молитвы у мощей преп. Софии исцелилась Наталья Р. из Владимира, более тринадцати лет страдавшая гинекологическим заболеванием.
У Натальи Ф., жительницы города Новокуйбышевска Самарской области, детей в браке не было восемь лет, врачи диагностировали бесплодие. Во сне она видела преп. Софию, которая сказала: «Так как ты очень просишь ребенка, то получишь просимое». 20 ноября у нее родилась дочь Ксения.
29 декабря, в день памяти преп. Софии, в Покровском монастыре приносили покаяние около шестидесяти человек, которые вернулись в лоно Русской Православной Церкви из суздальского раскола.
1999 г.
30 сентября после регулярного помазывания святым маслом от мощей преп. Софии исцелилась жительница г. Сумы Ксения, страдавшая беснованием.
2001 г.
После долгих и усердных молитв ко преп. Софии Ирины К. из города Одинцово Московской области в семье родилась дочка, которую по обету назвали Софией в честь преп. Софии Суздальской.
2002 г.
После посещения Покровского монастыря и молитв ко преп. Софии от онкологического заболевания исцелилась Галина Б. из Тюмени. Во сне до этого она трижды видела икону преп. Софии, от которой, как она поняла, получит помощь.
2003 г.
После помазывания святым маслом от мощей преп. Софии получила помощь от инсульта и быстро пошла на поправку жительница Иваново Валентина З.
28 июля в семье Александра В. из города Петушки Владимирской области после трехлетних молитв ко преп. Софии родилась долгожданная дочь, которую назвали Софией.
2004 г.
После молитв у мощей преп. Софии житель Москвы А., страдавший от сильных болей при радикулите, получил облегчение; а после регулярного помазывания святым маслом от мощей боли окончательно исчезли.
26 августа после молитв ко преп. Софии Любови К. из Москвы у нее, несмотря на поздний возраст и проблемы со здоровьем, о которых предупреждали врачи, родилась здоровая девочка, которую по обету назвали Софией.
2006 г.
После молитвы у мощей преп. Софии исцелилась пятилетняя девочка, приехавшая с мамой из Владимира; девочка страдала частой и беспричинной плаксивостью, что вызывало опасения заботливых и любящих родителей.
В мае после молитв у мощей преп. Софии исцелилась младенец София Ч. из Москвы, страдавшая болезнью суставов (ревматоидный артрит).
12 октября у жительницы Нижнего Новгорода Пелагии, которая, по заключению врачей, не могла иметь детей, но которая не теряла надежды на помощь преп. Софии, родился сын Михаил.
2007 г.
После посещения монастыря и молитвы у мощей преп. Софии исцелилась Юлия У. из Москвы, у которой было кожное заболевание на руках (дерматит), из-за чего она не могла работать.
Исцелилась от кожного аллергического заболевания жительница Владимира Анна К.
2008 г.
8 февраля после пятидневных молитв в монастырском храме с чтением акафиста прп. Софии исцелилась жительница Москвы Татьяна, страдавшая от грыжи позвоночника.
8 июля исцелилась Алевтина М. из Москвы, страдавшая гинекологическим заболеванием.
2013 г.
После долгих молитв ко преп. Софии у Марии Л., десять лет не имевшей в браке детей, родилась дочь Елизавета.
Жительница Москвы Наталья К. после молитв у мощей преп. Софии получила помощь, избавившись от болей при гинекологическом заболевании.
После молитв ко преп. Софии Нины Г. из города Мытищи Московской области за сына и его супругу, шесть лет не имевших в браке детей, в их семье родилась дочь Александра, а через два года – дочь Анастасия.
2014 г.
Исцелилась от бесплодия жительница Казани Анна П., восемь лет не имевшая в браке детей, после молитв у мощей преп. Софии в семье родилась дочка.
После молитв ко преп. Софии Димитрия Д. из Белоруссии, отбывавшего наказание, его семья сохранилась от распада.
После молитв ко преп. Софии Сусанны С. из г. Джексонвилл (США) у ее 37-летней дочери, не имевшей в браке детей, родился сын, при этом отпала необходимость в операции для устранения причин бесплодия, которая уже была назначена врачами.
После молитв ко преп. Софии жительницы Москвы Марии, у которой врачи диагностировали бесплодие, в семье родилась дочь София.
2015 г.
3 октября во время переноса мощей преп. Софии из летнего в зимний храм получила помощь жительница села Цибеево Суздальского района Татиана, которая сильно страдала от болей в спине.
У Ольги Б., в течение трех лет не имевшей в браке детей, после молитв ко преп. Софии родилась двойня, две девочки.
2016 г.
30 июня по молитвам ко преп. Софии супругов Сергея и Ирины Х. из Ульяновска в семье родилась дочь, которую назвали Софией.
После посещения монастыря и молитв у мощей преп. Софии у супругов Вячеслава и Юлии, которые приехали из Финляндии, легко разрешились вопросы с покупкой жилья для всей семьи.
У Марины из города Владимира, не имевшей в браке детей, после молитв у мощей преп. Софии родился долгожданный ребенок.
После того, как у иконы прп. Софии в Покровском соборе родственниками было оставлено молитвенное прошение за престарелую бабушку Тамару, атеистку, имевшую сварливый характер, бабушка пожелала исповедаться и причаститься, намного спокойнее стал и ее характер, что удивило родственников.
В семье супругов З. из Москвы рождались только мальчики, но родители хотели иметь дочку. После молитв у мощей преп. Софии в семье родилась долгожданная девочка, которую назвали Верой.
В семье Дмитрия и Юлии из Москвы долго не было детей, после молитв ко преп. Софии в семье родился ребенок.
У супругов Антона и Марии из Москвы, не имевших в браке детей, после молитв ко преп. Софии родилась долгожданная дочка София.
После молитв у мощей преп. Софии в семье Владимира и Марии из Иваново наладились отношения и, несмотря на диагностирование у супруги бесплодия, в семье, к удивлению врачей, родился сын Владимир.
2017 г.
13 января у Евгения и Натальи из Софьинского сельского поселения Раменского района Московской области, не имевших два года в браке детей, после молитв ко преп. Софии родилась дочь София.
23 июня после молитв у мощей прп. Софии разрешилась семейная проблема: взрослый сын после пятилетнего молчания пригласил родителей на день рождения своей маленькой дочки, которую бабушка и дедушка еще не видели.
2018 г.
Исцелилась жительница Суздаля Нина Б., страдавшая отслоением сетчатки обоих глаз.
2019 г.
Врачи подозревали онкологическое заболевание у Ольги Ф. из поселка Никологоры Владимирской области. Сильное беспокойство, мучившее ее, ушло после молитв у мощей преп. Софии, она ясно почувствовала внутри мир и успокоение. После удаления образований и проведения медицинских обследований подозрения на онкологию не подтвердились.
Частицы мощей в храмах обители
Святителя Николая Чудотворца, великомучеников Пантелеимона и Димитрия Солунского, святителей Луки
Крымского, Феофана Затворника и Игнатия (Брянчанинова), блаженной Матроны Московской,
преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Саввы Сторожевского, Евфимия Суздальского,
Илии Муромца, Нестора Летописца, Петра и Февронии Муромских, Киево-Печерских преподобных отцов, Оптинских
старцев, святых новомучеников
© Свято-Покровский женский монастырь г. Суздаля
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна
Церкви и храмы Суздаля – 20 главных святынь
» class=»wp_ulike_btn wp_ulike_put_image wp_post_btn_60204″>
Древний центр Ростово-Суздальского княжества знаменит своей старинной архитектурой. Наибольший интерес у туристов вызывают культовые сооружения – монастыри и церкви Суздаля. На ограниченной территории (15 кв.км) сконцентрировано 5 монастырей и 35 храмов. Они датируются 16-19 вв. Многие святилища давно стали популярными туристическими объектами и входят в состав Владимирско – Суздальского музея-заповедника. Самые знаменитые сооружения были отмечены организацией ЮНЕСКО и находятся под ее эгидой.
Спасо-Евфимиев монастырь
Монастырский комплекс возвышается на холме, на берегу р. Каменки в северной части города. Его основателем был соратник Сергия Радонежского, Евфимий. Он заложил обитель в 1352 г. Расцвет монастыря пришелся на 17 в.
Богатство и наличие бесплатной рабочей силы, из числа крепостных, позволили провести масштабные строительные работы. Новые здания возводились из камня. Стены обители имели фортификационное значение. Для укрепления обороны, по периметру возвели 12 башен.
У главного входа возвышается Проездная башня высотой 22 метра. На площадке перед ней в середине 20 в. разместили бронзовую фигуру Д. Пожарского, героя освободительной войны с польскими интервентами.
На территории Спасо-Евфимиевого монастыря издавна находилась фамильная усыпальница рода Пожарских. В конце 18 в. она пришла в ветхость и была заброшена.
Лишь в середине 19 в. склеп народного героя обнаружили и реконструировали. Архитектор А.Горностаев разработал проект мавзолея. Мраморное сооружение существовало с 1885 по 1933 гг. Несмотря на длительное забвение, могила Пожарского уцелела.
В 2008-09 гг. над усыпальницей поставили крест, а затем воссоздали мавзолейное помещение. Кроме того, на территории монастыря открыта музейная экспозиция, посвященная легендарному князю-полководцу.
Еще одним интересным уголком в пределах обители является Аптекарский огород. Он предназначен для выращивания лекарственных растений и обустроен в традициях 17 в.
Древняя архитектура и старинные традиции Спасо-Евфимиевого монастыря позволили ему занять место в списке культурного наследия ЮНЕСКО. Комплекс является частью Владимирско-Суздальского музея-заповедника.
Собор Рождества Богородицы
К числу древнейших культовых сооружений Суздаля относится храм, построенный в честь Рождества Богородицы. Он датируется началом 12 в. Над возведением церкви трудились мастера из Киева. В качестве строительного материала использовалась плинфа, т.е. обожженная квадратная плита.
В середине 12 в. задание построили заново, но уже из камня. Впоследствии архитектура храма неоднократно подвергалась изменениям. Увеличилось количество куполов с 3 до 5. На внутренней поверхности появилась роспись. Камень в верхней части собора заменили кирпичной кладкой. Таким образом, в архитектуре одного строения можно увидеть фрагменты разного возраста (13-17 вв.).
Интерес для посетителей представляют усыпальницы прославленных княжеских и боярских родов (Долгорукие, Шуйские и пр.), сохранившиеся в крипте. Уникальным декоративным элементом внутреннего интерьера являются двери.
Их створки выполнены с использованием техники “огневого золочения”. Богородице – Рождественский храм включен в категорию “Белокаменные памятники Владимира и Суздаля” и находятся под эгидой ЮНЕСКО. Собор имеет двойное подчинение: Русской Православной Церкви и Владимирско-Суздальскому музею-заповеднику.
Смоленский храм
Для обеспечения нужд ремесленников, трудившихся в Спасо-Евфимовом монастыре, была построена отдельная церковь. Она посвящена Смоленской иконе Божьей Матери, за что получила соответствующее название – Смоленская. Храм разместился в слободе Скучилиха (ныне ул.Ленина), в северной части Суздаля.
Первоначально он использовался лишь в теплое время года, в качестве летней церкви. Для зимних богослужений рядом был построен храм Симеона Столпника.
Позже к архитектурному комплексу добавилась колокольня. Внешнее убранство Смоленской церкви отличается простотой и изысканностью форм, характерных для классического стиля. Перед входом паперть. Верхняя часть здания увенчана 5 куполами, которые установлены на высоких тонких барабанах.
Карниз декорирован каменными наличниками, балясинами, зубчиками. Строение датируется концом 17-началом 18 века. В 60-х гг.20 в. под руководством архитектора О.Гусевой осуществлен комплекс реставрационных работ.
Лазаревская церковь
На территории Суздальского посада в 15-18 вв. сформировался храмовый комплекс, включающий Лазаревскую (летнюю) и Антипиевскую (зимнюю) церкви. Для строительства культовых сооружений был выбран участок между Ризположенским монастырем и Торговой площадью.
Каменная церковь в честь Воскрешения Праведного Лазаря заменила деревянное здание 15 в. Архитектурное оформление постройки типично для стиля классицизм. Поверхность стен украшают разнообразные элементы декора: наличники, кокошники, ложные арки. Каркас из камня увенчан 5-ю золочеными куполами.
Воскресенская церковь
Парный ансамбль, состоящий из летней (Воскресенской) и зимней (Казанской) церквей,расположен на главной городской площади. Храмы были сооружены в 20-30-х гг. 17 в. Рядом с Воскресенской церковью возвышается одноименная колокольня.
Она отличается от других суздальских звонниц сферическим навершием со шпилем. Церковь Воскресения имеет 2-х столбовую конструкцию, т.е. опорой для свода служат 2 столба. На стенах внутри помещения можно увидеть фрески 18-19 вв.
Главной достопримечательностью церкви является икона Богородицы, признанная чудотворной. Насельник Николаевского монастыря, инок Иоаким, написал образ после увиденного сна. В сновидении Богородица повелела отнести икону в Воскресенскую церковь.
Монах исполнил желание небесной заступницы и остался жить рядом с храмом. До наших дней сохранились предания о жизни Иоакима и чудесах, творимых ликом Богородицы.
Успенская церковь Спасо-Евфимиевого монастыря
Церковь Успения возведена на месте своей одноименной предшественницы, которая сгорела во время пожара. С целью безопасности и прочности здания, в качестве строительного материала использовался камень. Исследователи датируют сооружение серединой 17 века.
В начале 18 в. Успенская церковь была реконструирована и приобрела черты т.наз. “нарышкинского” барокко. Храм имеет столбообразную форму. Его верхняя часть оформлена каменными кокошниками. С запада здание стыкуется с палатой для трапез.
На востоке вплотную к корпусу подходит придел, названный в честь святого Диомида. В непосредственной близости от Успенской церкви расположена монастырская звонница и помещение для архимандрита.
Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиевого монастыря
С этого времени церковь носит название Евфимиевого придела, а собор именуют Спасо-Преображенским. При проектировании святилища, в качестве образца использовали планировку Рождественской церкви Суздальского кремля. В последующем архитектура храма неоднократно видоизменялась: в 18 веке – обустроена круговая галерея вдоль стен, в 19 веке – добавлен Сергиево-Радонежский придел.
Наружная поверхность стен в 17 веке была расписана. Элементом традиционного декора, присущего владимирско-суздальскому стилю, является аркатурно-колончатый пояс. Храм принадлежит к многоглавым культовым сооружениям.
Над центральной частью возвышается 5 куполов, поставленных на высокие каменные барабаны. Пространство внутри церкви разделено на несколько частей, которые ограничивают 4 столпа. Стены украшены росписью 17 века. Над ее созданием трудилась художественная артель под руководством Гурия Никитина.
Внутреннюю часть центрального купола занимает фреска под названием “Отечество”, выполненная костромскими мастерами. Рисунки на стенах и столбах изображают эпизоды из жизни Иисуса Христа и святых апостолов, а также портреты первых царей из династии Романовых. Собор включен в категорию “Белокаменные памятники Владимира и Суздаля” и охраняется организацией ЮНЕСКО.
Покровский монастырь
Покровский монастырь был заложен в 1364 г. Инициатором строительства новой обители в Суздале выступил князь Андрей Константинович. Каменные здания заменили деревянные в начале 16 века.
Поводом для капитальной реконструкции монастыря стало его превращение в место пожизненной ссылки для неугодных княжеских и царских жен. Стены обители навсегда закрыли от мирской жизни Соломонию Сабурову, Анну Васильчикову, Марию Шуйскую, Евдокию Лопухину.
Первой венценосной инокиней стала супруга Великого князя Московского Василия III. Ее сослали в Суздаль по обвинению в бездетности. Бывший муж выделил средства на создание каменного Покровского собора и надвратной Благовещенской церкви.
Оба здания строились по единому проекту, поэтому отличаются лишь размерами. В 16-17 вв. по периметру территории возводится мощная оборонительная стена, укрепленная башнями. Ее внешний вид с узкими бойницами свидетельствует о фортификационном назначении.
Ризположенский монастырь
Комплекс Ризположенской обители создавался на протяжении почти 300 лет (16-19вв.).Центральное положение занимал Троицкий собор с 5-ю куполами. Он был уничтожен в период антирелигиозной борьбы в 30-х гг.прошлого века. Второй храм на территории обители появился в 1688г. Его главный престол посвящен празднику Положения Риз. Отсюда название церкви – Ризположенская.
Для ознаменования победы русских войск в Отечественной войне 1812 г. была возведена Преподобная колокольня. Она имеет три яруса и является самым высоким каменным культовым зданием в городе (72м). Сооружение выполнено в стиле классицизма. Венчается острым шпилем. Памятником архитектуры признаны Святые Ворота. Их верхняя часть заканчивается 2-х шатровым навершием.
Борисоглебская церковь
Правобережье р.Каменки украшает храм, посвященный памяти святых братьев Бориса и Глеба. Исследователи предполагают, что он был возведен в 17-18 вв.
Церковь появилась на месте одноименной обители, которая сгорела в Смутное время. В приходах, по традиции, храмы сооружались попарно: для зимы и для лета. Борисоглебская церковь использовалась в теплое время года, а в холодный период прихожане переходили в здание Никольской.
Внешний вид святилища соответствует барочному стилю. Помимо основного помещения, где происходят богослужения, к корпусу пристроен зал для трапез и звонница.
На фоне внешних стен церкви выделяются элементы декора – пилястры, наличники. Вход оформлен в виде портала. Интерьер украшен росписью 18-19 ст.
Кресто-Никольская церковь
Почитаемому в народе святому Николаю Чудотворцу посвящена отдельная церковь. Ее именуют Кресто-Никольской.Святилище возвели вместо старой обетной часовни”Кресты”, которая посвящалась чудесному спасению города от чумового мора.
Цареконстантиновская церковь
Типичный для храмовой архитектуры Суздаля комплекс состоит из Скорбященской и Цареконстантиновской церквей. Их построили во 2-ой половине 18 века. Прежняя церковь царя Константина была сделана из дерева и обветшала. Ее пришлось разобрать и заменить каменным корпусом. На протяжении своей истории святилище неоднократно перестраивалось.
В его архитектуре заметны элементы, присущие разным эпохам. Апсида для алтаря сооружена в конце 18 в. Паперть у главного входа обустроена в начале 19 в. Собор входит в число многоглавых. Его верхнюю часть венчают 5 куполов.
В советское время Цареконстантиновский храм использовался для хозяйственных нужд города. Сначала как склад для льна, а затем в качестве гаража и общественного туалета. В конце 70-х гг. 20 в. здание возвращено под опеку РПЦ. Оно было реконструировано и смогло принять на хранение мощи суздальских святых – Ефросинии и Евфимии. Богослужения возобновились в 2011 году.
Александровский монастырь
Согласно легенде, учредителем обители выступил прославленный князь Александр Невский. Монастырь должен был стать убежищем для обездоленных людей, оставшихся без крова после татаро-монгольского набега. Строительные работы начались в 1240 г.
На протяжении нескольких столетий монастырь пользовался опекой и благосклонностью правящих династий Рюриковичей и Романовых. Обитель часто именовали Большой Лаврой. В конце 17 в. царица Наталья Кирилловна профинансировала строительство Вознесенского собора на территории монастыря.
Каменное здание стало играть ключевую роль в общем архитектурном ансамбле. После упразднения монастыря в 60-х гг. 18 в., храм отошел местному городскому приходу.
Успенская церковь
Участок на востоке Суздальского Кремля занимает храм Успения Пресвятой Богородицы. Предполагают, что святилище обустроили на месте старой деревянной церкви, разрушенной во время пожара. В начале 18 в. здание подверглось реконструкции.
К основному помещению добавилась колокольня с шатровым куполом. Отдельную площадку, отгороженную стеной, занимал Радонежский придел. Он просуществовал 300 лет (17-20 вв.). В архитектуре Успенского собора отчетливо заметны черты, присущие “нарышкинскому” барокко.
В середине прошлого века в храме проводились реставрационные работы под руководством архитектора А. Варганова.
Петропавловская церковь
Святым апостолам Петру и Павлу посвящен храм, сооруженный в конце 17 в. напротив Покровского монастыря. Он прекрасно сохранился до нашего времени и в 20 веке был преобразован в музей. Экспозиция включает изделия, декорированные резьбой и росписью.
Гордостью музея является Иорданская сень (17 в.). Она выполнена в виде деревянной беседки. Красивым павильоном накрывали сверху прорубь для крещенского купания. В Суздале сберегается единственный уцелевший экземпляр сени. Над его оформлением трудились мастера и ремесленники из Покровского монастыря и Архиерейского дома.
Васильевский монастырь
Васильевская обитель входит в “пятерку” монастырских комплексов Суздаля. Территория примыкает к восточной окраине города. Древнейшие постройки монастыря относятся к 13 в. Обитель не имела богатых покровителей, потому строительство в ней велось медленными темпами.
На сооружение главного храма потребовалось 7 лет. В 21 веке святилище продолжает выполнять функции религиозного центра. Помимо паломников, на территорию допускаются экскурсанты. Посетители имеют возможность взглянуть на монастырь с высоты птичьего полета.
Для этого достаточно взобраться на колокольню 19 века.
Покровский собор
Ведущую роль в архитектурном ансамбле Покровского монастыря играет собор (16 в.). Здание возвышается на высоком цоколе. По трем сторонам вдоль стен обустроена открытая галерея в 2 этажа. На нее можно подняться по лестницам с 2-х сторон. Четвертую стену занимает алтарная часть.
Ее можно опознать по окнам, спрятанным в нишах. Внутренний интерьер поражает простотой. Пол покрыт керамической плиткой черного цвета. На стенах отсутствуют фрески. В убранстве преобладают текстильные изделия с высокохудожественной вышивкой. Интерес посетителей вызывает усыпальница ссыльных жен князей и царей, насильно подстриженных в монахини Покровского женского монастыря.
В ней покоится около 20 знатных монахинь. На протяжении всей истории существования храм подвергался многократным изменениям. Во время проведения реставрационных работ в 60-х гг.20 в., святилищу вернули первозданный облик. К северо-западной части Покровского собора примыкает колокольня.
Навершие над ней выполнено в форме шатра. Внизу расположена небольшая церковь (16 в.). Она носит название в честь Происхождения честных древ креста. Паломники приезжают в обитель, чтобы помолиться перед останками Софии Суздальской (Соломонии Сабуровой).
Женщины традиционно просят святую о долгожданном ребенке.
Церковь Вознесения Господня
Александровская обитель, или иначе Большая Лавра, была устроена князем Александром Невским в 1240 г.Ее закладка была приурочена к триумфальной победе русских воинов над шведскими войсками.
В архитектурном ансамбле монастыря ключевое положение занял соборный храм в паре с зимней церковью. В конце 17 в. на их месте воздвигли каменную базилику в честь праздника Вознесения Господня. Средства для строительства выделила вдовствующая царица, мать Петра I,Наталья Кирилловна.
После расформирования монастыря, церковь перешла городскому приходу. Вознесенский храм имеет в алтарной части 2 престола: Вознесения Господня и мученика Александра Перского. С северной стороны здания обустроен придел. По преданию, в его крипте сохранилась гробница княгинь Марии и Агриппины.
Согласно легенде, княжеские гробы закреплены на цепях и подвешены в воздухе. Проход в усыпальницу замурован.
Никольская церковь
Церковь Николы является типичным примером т. наз. “клетских храмов”. Она состоит из нескольких срубов-клетей, в которых обустроены отдельные части храма: алтарь, зал для молений, притвор. Здание располагалось в с.Глотово (Юрьев – Польский район, Владимирская область).
В качестве стройматериала использовалось дерево. Возраст сооружения св. 250 лет. В 60-х гг. 20 в.постройку реконструировала группа архитекторов под руководством М.М.Шаронова. Одновременно было принято решение о переносе Никольской церкви в Суздаль.
Святилище гармонично вписалось в ландшафтное пространство местного Кремля, и служит главным ориентиров его западной части. Является одним из объектов музея деревянного зодчества и крестьянского быта.
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
Необычным объектом Покровского монастыря, по форме и назначению, являются Святые Ворота. Их верхняя часть выполнена в виде небольшого храма. Надвратная Благовещенская церковь использовалась не только для проведения богослужений, но также в случае необходимости могла превратиться в оборонительную башню.
По своему внешнему облику, постройка идентична Покровскому храму. По ее бокам расположены приделы, в центре – мощный барабан с окнами-бойницами. Верхушка ограничена 3 куполами. Фасадная часть богато декорирована. В 1958 г. церковь реставрировали, чтобы вернуть ей первозданный вид.
В Суздале GuruTurizma рекомендует следующие отели: