столб для тренировки рук
Тренажеры в практике Вин Чунь
Традиционные тренажеры
Манекен «деревянный человек» Му Джонг
«Деревянный человек» является основным тренажером в стиле Юнчунь. Он представляет собой цилиндрический деревянный столб длиной 152,5 см и 22,5 см в диаметре. Составными частями манекена являются: две верхние «руки», которые вставляются в два отверстия в верхней части туловища, третья «рука», называемая средней «рукой», расположена под двумя верхними «руками»; и «нога» манекена, согнутая и толщиной в три «руки», расположенная под средней «рукой». Крепится манекен на каркасе из двух брусьев.
На деревянном манекене выполняется базовая техника и специальная форма.
Размеры приведены в дюймах.
Однорукий манекен для отработки техники Тие Шоу
Настенный трехсекционный мешок
На мешке можно отрабатывать также удары ногами (упражнения аналогичны тем, что выполняются на деревянном столбе).
Деревянный столб
Служит для отработки ударов ногами, передвижений и укрепления предплечий и ударных поверхностей.
Следует встать перед столбом в переднюю Чжуй ма и нанести по столбу 10 ударов передней ногой, затем 10 ударов задней ногой, поменять стойку и повторить упражнение (отрабатываются все типы ударов). Можно также выполнять связки из различных ударов.
Манекен для отработки ударов ногами
Для отработки ударов ногами используется манекен из трех столбов, врытых в землю в углах равносторонего треугольника. Тренировка заключается в перемещениях между столбами и нанесении по ним ударов ногами.
В качестве тренажера для развития силы запястья и хвата используется длинный деревянный шест (от 180 см до 250 см).
Боксерский мешок
Работа с тяжелым боксерским мешком является важной частью тренировки при выработке силы удара. Следует помнить об основных правилах работы с мешком:
Следует отметить на мешке цели для ударов, чтобы вырабатывалась привычка бить «по точкам».
Боксерские лапы являются важнейшим средством тренировки ударов руками, так как они позволяют вырабатывать скорость и точность удара, чувство дистанции, своевременность удара (тайминг), моделировать различные боевые ситуации, отрабатывать серии ударов.
В ходе учебно-тренировочных занятий упражнения с лапами используются:
Упражнения с лапами обычно применяются в конце основной части занятия, после условного и вольного боя.
Полотенце (или любой другой прямоугольный кусок ткани) подвешивается за угол. На нем отрабатываются удары руками и ногами: тренируется резкость удара и выставляется правильная дистанция.
Тренировка ног и динамичского равновесия.
Отработка ударов палкой.
Покрышку можно использовать и для отработки ударов палкой с полной силой и скоровстью. В этом случае ее можно подвесить к потолку на прочной веревке или ее может держать партнер.
Отработка ударов руками и ногами.
Для отработки точности ударов руками используется подвешенная покрышка. Удары наносятся в центр раскачивающейся покрышки.
На низко подвешенной покрышке отрабатываются низкие удары ногами, подсечки, зацепы и т.д.
Тренажер из гимнастических палок
Для изготовления этого тренажера возьмите 3 пластиковые гимнастические палки и соедините их вместе липкой лентой (скотч, изолента, пластырь). Применяется для отработки блоков руками и ногами, низких ударов ногами. Партнер при этом выполняет движение палкой по траектории соответствующго удара или держит ее в качестве мишени. Может данный тренажер использоваться и для развития мощного хвата. Для этого возьмитесь за палку обеими руками, сожмите ее и начинайте выкручивать вперед и назад по 50 раз.
Пустая пластиковая бутылка из-под минеральной или газированной воды емкостью 1,5 или 2 литра.
Стул, положенный на стол ножками к вам может служить для отработки блоков, комбинаций блок-удар и формы с деревянным манекеном.
Кирпичи и столбы для отработки стоек и передвижений в боевых искусствах
Герои Поднебесной выходят из Шаолиня
Традиционный и очень простой тренажер который можно использовать при тренировках на улице — вкопанные кирпичи или столбы для отработки стоек и передвижений.
Шесть вариантов отработки передвижений в стойках на кирпичах и столбах:
1 Вариант
Упражнение «Искусство передвижений шагом и прыжком»
Прежде всего необходимо определенным образом ноги. Для этого изготовьте несколько привязывающихся к ним мешочков с песком. Вес каждого не должен превышать 6 кг. Можно использовать набивной пояс, утяжеляя его постепенно до 10 кг. С такими отягощениями пробегайте каждое утро не менее 3-5 км. Следите чтобы ваш бег был мягким, абсолютно неслышным. Плавно накатывайте стопу с пятки на носок, не сбивайте дыхание — тогда и в более сложных упражнениях вы не будете терять равновесие. Одно из них такое.
Выберите любую кругообразную поверхность, немного возвышающуюся над землей, например автомобильную шину, или выложите ее из кирпичей. Шаолиньские монахи использовали большой монастырский котел. Сначала его прокаливали докрасна, затем 7 раз погружали в свиную кровь, пока котел не становился буро-красным. Потом закапывали в землю, а через 49 дней доставали и отмывали. После всех процедур край котла приобретал необходимое трение. Боец с отяжеляющими мешочками на ногах бегал по кромке, нанося удары по мишеням, и блокируясь от нападений монахов, стоявших на возвышениях. Смотреть вниз ему было некогда. С уменьшением диаметра круга передвижения усложнялись.
Через полгода ежедневных тренировок можно переходить к следующему этапу. Поставьте на землю по кругу на расстоянии 30-40 см. друг от друга кирпичи или чурки. Перемещайтесь по ним так, чтобы они не падали. Постепенно увеличивайте расстояние между опорами, начните перебираться с одной на другую — прыжками. Шаолиньские наставники считали что через 7-8 лет ежедневных тренировок можно говорить о том, что ученик научился ходить.
Упражнение «Столбы мэйхуа»
Упражнение берет название от пятилепесткового соцветия китайской сливы мэйхуа и считается одним из самых древних для отработки стоек и передвижений. До сих пор его практикуют во многих школах ушу.
Сначала оно выполняется на земле. Нарисуйте 5 кругов диаметром примерно 10 см. — четыре из них должны образовать вершины квадрата, пятый посередине. Расстояние между ближайшими — 60-80 см. Это и есть «соцветие мэйхуа». Используя стойки мабу, гунбу, дулибу (стойка на одной ноге), передвигайтесь то по периметру, то по диагоналям, точно становясь в центр кругов. Обретя уверенность, начните наносить удары руками и ногами. Старайтесь не смотреть под ноги. Когда это вполне удастся, переходите ко второму этапу. Вкопайте в землю невысокие столбики, повторяющие «соцветие мэйхуа». Перемещайтесь по ним, постепенно увеличивая высоту до 1 м. Шаолиньские монахи вонзали в землю под столбами острозаточенный бамбук, но мы не советуем вам так делать. Можете усложнять упражнение, меняя расположение столбов и их количество. Например, «Большая медведица» — 7 столбов, укрепленных подобно этому созвездию, «девять звезд» — квадрат в квадрате, и иные фигуры. Длительность тренировок подскажут собственные ощущения.
(Пробовал тренировать только упражнение «Столбы мэйхуа» — давным давно, как раз во время публикации этого упражнения в журнале «Техника-молодежи». Просто вкопал пять кирпичей, как и указано в описании к упражнению. И пытался передвигаться, но особого эффекта от него не почувствовал — все равно передвижения получаются медленными, и при проверке в спарринге никакого преимущества не дают. Возможно что через 10 лет и может быть какой-то эффект, но это слишком долгий эксперимент, для упражнения из журнала. (Может это все придумано, и подобная тренировка будет простой тратой времени. При том что в реальной жизни, подобные упражнения, почему-то никто не практикует. Тоже нужно учитывать, что любители боевых искусств тоже не дураки — если бы было такое уж эффективное упражнение, точно бы практиковали. А так просто почитать экзотику такую любопытно и не более того.)
Первое упражнение и не пробовал даже, но очень запомнил этот исключительно трудоемкий способ подготовки большого монастырского котла. (Особенно обмазывание свиной кровью, и закапывание котла на 49 дней — для придания ему необходимого трения. Как они догадались что нужна именно свиная кровь и закапывание именно на 49 дней. До сих пор не понятно.)
2 Вариант
В книге Шиняева Сергея Николаевича «ИСКУССТВО ПОТЕРЯННОГО СЛЕДА» УШУ МИЦЗУН-ЦЮАНЬ.
Упражнения для развития ног
УПР. 1. ХОЖДЕНИЕ ПО КИРПИЧАМ
Расставьте кирпичи, положив их плашмя, по кругу на расстоянии 50 см. Начните ходить по кирпичам. Старайтесь легко ставить подошву на опору (рис. 57). Одновременно представляйте свое тело легким, как пушинка. Освоившись, начинайте передвигаться прыжками.
Через некоторое время поставьте кирпичи на ребро и вновь тренируйтесь в хождении по ним, добиваясь, чтобы кирпичи не падали (рис. 58).
После этого вы можете установить кирпичи на торец пробуя тренироваться таким самым трудным способом (рис. 59).
Естественно не следует торопиться менять положение кирпичей, если у вас не получается безукоризненной ходьбы по более легкому варианту.
УПР. 2. ХОЖДЕНИЕ ПО СТОЛБАМ
Вкопайте в землю на расстоянии 60 см столбы в количества 5–9 штук. Высота столбов — 30–40 см. Со временем можно вкопать и более высокие столбы. Шагайте по ним, стараясь по возможности не смотреть вниз и вырабатывая в себе легкость и чуткость шага (рис. 60).
3 Вариант
И в 72 методах Шаолинь — так же упоминается этот метод отработки стоек и передвижений
Подготовка свинца для упражнений: Свинец нужно нагреть на огне, пока он не станет красным, после этого окуни в кровь свиньи. Но перед этим надо подержать свинец в сосуде с кровью ночь, и потом нагревать, как описывал. Повторяют окунание 7 раз. После взаимодействия с кровью свинец становится тёмно – фиолетовым и называется «мёртвый свинец». Потом обработанный свинец закапывают в землю на 49 дней для полного удаления ядов. После выкапывания, его моют в чистой воде, тогда он готов к использованию. Его кладут в тонкие ( парусина, брезент ) мешочки и вешают на запястья и спину как утяжелители. Вес мешка не более 4кг. Начинай бегать по горам и перевалам, бегай очень быстро. После года тренировок приступай в бегу по кромке чана. По горам камней.
Что интересно — в данных вариантах свиную кровь шаолиньские монахи используют для подготовки свинца для упражнений. И тоже его закапывают на 49 дней. И вот это — «свинец нужно нагреть на огне пока он не станет красным», шаолиньские монахи видимо не нагревали никогда свинец. Любой мальчишка знает что свинец не становится красным когда плавится. Жидкий становится, затем начинает кипеть, а потом испарятся начинает. И после окунуть в кровь свиньи. Жидкий металл?
Для примера — видео кипения свинца
А вот что будет если на свинец вылить воду
И наоборот если вылить свинец в воду. (На Ютубе много такого видео — дети так развлекаются) Получились какие-то непонятные гранулы. Зачем они нужны такие. А потом еще закапывали этот свинец в землю на 49 дней — для полного удаления ядов. Видели наверное что при длительном взаимодействии со свинцом травятся люди, но не понимали почему. Вот пытались в меру своего понимания дремучего, удалить яды из свинца! По каким-то алхимическим рецептам.
А то ведь не в воду, а в кровь свиную зачем-то, потом вытаскивать из крови этой, при выливании какие-то сгустки из крови будут еще. И семь раз непонятно зачем это все производить — свиная кровь никак не будет ведь реагировать со свинцом. Очевидно это все такие средневековые представления, добравшиеся до нашего времени.
Но это все еще ничего, а вдруг создатели этих упражнений, разбирались в тренировке передвижений так же как и в свинце? Если их все эти столбы такого же уровня понимания как и опускания в свиную кровь и хранение в земле 49 дней для удаления из свинца ядов. Дети своего времени что тут скажешь. Поэтому и упражнения эти не несут какого-то практического смысла, а являются не более чем данью традиции.Или того хуже вообще строятся на каких-то религиозно-философских представлениях бытовавших в средние века в Китае. Может это вообще не для тренировки было все, а что нибудь алхимическое. В то время ведь то философский камень искали, то свинец в золото превращали. И вдруг с этими передвижениями что-то тоже в этом духе. Если 10 лет допустим ходить по столбам «мэйхуа», как-то алхимически внутренняя энергия набирается, например, и сам собой станешь великим мастером кунг-фу. Если все это правильно еще и заварить со свинцом, со свиной кровью и котлами. Своего рода колдовство, в которое в средние века и верили.
А дальше допустим так и пошло — деды так делали, и мы будем так делать — потому что временем проверено. А присмотреться — с помощью свиной крови и земли яды удаляют из свинца, те же самые шаолиньские монахи.
27.Столбы сливы мэйхуа
Тренировка перемещений на верхушках врытых в землю столбов.
Мягкое и внутреннее упражнение развивает лёгкость тела, подвижность, ловкость, зрение.
Нарисуй цветы сливы на земле известью. Лист должен соответствовать реальному. Расстояние 0.6 – 1м. между лепестками или столбами. Каждый цветок состоит из пяти маленьких лепестков (10 см.). Стоять нужно на лепестках в цветах на одной ноге перемещаясь постепенно с одного на другой. Удели особое внимание первой стадии на земле и только потом преступай к столбам.
4 Вариант
Цзюгунбу – отработка передвижений по принципу «девяти дворцов»
Передвижения отрабатываются на сетке из девяти квадратов (3х3) или на девяти столбах. Обучаемый находится в 5-м квадрате (динбу). Ученик последовательно передвигается в стойках, используя квадраты(столбы) для постановки ног.
Основное правило «Девяти дворцов» – где бы ни был относительно 5-го квадрата, всегда должен стоять к нему лицом или боком.
Например: в 5-м квадрате – динбу, левая нога в 3-й квадрат – сюйбу, правая во 2-й – мабу, левая во 2-й – динбу, левая в
9-й – пубу, перенос центра тяжести – гунбу, правую в 5-й – сюйбу, правую в 4-й – мабу и т. д. Обучающийся должен, используя различные стойки, «побывать» в каждом квадрате и ни разу при этом не оказаться спиной к 5-му квадрату. В процессе обучения надо добиваться легкости передвижения по квадратам (столбам) и правильности соблюдения стоек.
После изучения темы «Техника работы руками» к передвижениям добавляются удары руками и защита. При этом необходимо помнить правило – противника заманивают в свой 5-й квадрат и там его атакуют. Техника самозащиты в шаолиньцюань не предусматривает «уничтожения противника на его территории».
Передвижения по принципу «Девяти дворцов» отлично развивают пространственную координацию, что очень важно при изучении техники традиционного ушу.
Перед отработкой ударов необходимо объяснить обучающимся термин «рука должна быть выпрямлена и в то же время не выпрямлена».
Делается это следующим образом: обучающиеся поднимают прямо перед собой одну руку, полностью ее выпрямляют, сжимают кулак и напрягают в этом положении. Затем полностью ее расслабляют. Необходимо при этом обратить внимание обучающихся на то, как при расслаблении рука согнулась в локте, именно такое положение локтя должно быть в конечной фазе удара. В ходе отработки ударов инструктор должен постоянно контролировать положение локтя.
Боевой Буратино: Манекен винг-чун
Есть красивая легенда о том, что в знаменитом монастыре Шаолинь, считающемся колыбелью всех основных стилей китайского ушу, существовал коридор, вдоль которого были выстроены движущиеся манекены. Они рубили настоящими мечами, били огромными дубинами, стреляли острыми стрелами. Сдавая экзамен на степень мастера, ученик должен был пройти этот коридор с механическими бойцами, не знающими ни жалости, ни сострадания. Согласно той же легенде, удавалось это немногим.
Долгие века мастера боевых искусств Востока хранили тайну тренировок на манекенах. Лишь в XX веке часть информации о «деревянных людях» по крупицам просочилась в Европу. Даже легендарный Брюс Ли, король кунг-фу, по свидетельствам его современников, не знал всех тайн работы на манекенах. Он неоднократно приезжал к своему учителю по стилю винг-чун Ип Ману, чтобы просить его раскрыть секреты тренировок на Мок Джонг — манекене в стиле винг-чун. Однако старый мастер не стал открывать «Маленькому Дракону» знание, которого тот, по его мнению, был недостоин.
Манекенов разных конструкций вбоевых искусствах великое множество. В каждом стиле единоборств их конструкция и принципы работы строго подогнаны под технику рукопашного боя, существующую вкаждой конкретной школе боевых искусств. Пожалуй, самый известный манекен — это Мок Джонг, «деревянный человек» китайского стиля винг-чун кунг-фу. Мок Джонг — это лишь одно из его названий. Он сочетает в себе основные черты всех других манекенов боевых искусств Востока, и на его примере можно понять сам смысл существования таких конструкций в единоборствах.
Винг-чун — это оригинальный стиль кунг-фу, техника которого основана на изощренной работе рук в атаке и защите. Также винг-чун знаменит своими упражнениями в развитии тактильной чувствительности рук «чи сао», позволяющими контролировать движения противника и одерживать победу без чрезмерных усилий.
Деревянный манекен винг-чун имеет форму и размеры, которые не меняются, по разным оценкам, вот уже около 300 лет. Отрезок бревна примерно в рост человека имитирует тело противника, а врезанные в него четыре деревянных бруска символизируют руки и ноги. Назначение двух верхних брусков — дать бойцу возможность отрабатывать защитные приемы от рук, «наносящих» удары по верхнему уровню и в голову. Брусок, торчащий посередине, позволяет тренировать защиту от удара рукой или ногой в корпус. Инаконец, выставленная вперед «нога» Мок Джонг заставляет работающего на манекене бойца учитывать, что противник не столб и тоже может двигаться и наступать, выполняя шаг вперед.
Основной секрет манекена винг-чун — это подвижные «конечности». Во время работы они постоянно слегка меняют свое положение. Тренируясь, боец не просто ударяет по статичным деталям, а «обрабатывает» конечности воображаемого противника, реагирует, контролирует его намерения в соответствии с принципами стиля винг-чун. Работая с манекеном, ученик вырабатывает особую тактильную мягкость в приемах: скорость его рук молниеносна, но он не наносит сильных ударов по твердому дереву, не повреждает собственные кисти. В бою мастер винг-чун не бьет противника по рукам, а деликатно уклоняется от ударов, отводит их всторону, перенаправляет и контролирует силу оппонента.
Дело мастера боится
Общая черта всех манекенов для восточных единоборств, которая присутствует и в Мок Джонг, заключается в том, что на них бойцы никогда не отрабатывают удары в полную силу. Для этого есть другие снаряды: мешки, настенные подушки с песком, горохом или опилками. Поэтому боксерские снаряды ни в коем случае нельзя считать упрощенной формой манекенов. «Деревянный человек» решает свою уникальную задачу — позволяет бойцу ощутить реальность взаимодействия с живым противником, отработать комбинации атак изащит с учетом того, что уоппонента тоже есть руки и ноги.
Практически все школы боевых искусств считают, что освоение манекена возможно лишь тогда, когда ученик уже достаточно успешно освоил базовую технику рукопашного боя. Многие из тех, кто занимается восточными единоборствами, просто не доходят до освоения секретов работы на «деревянном человеке». Не хватает терпения, трудолюбия, времени, а часто и желания самого мастера. Говорят, так оно и получилось с Брюсом Ли. Старому мастеру Ип Ману, который обучал Брюса технике кунг-фу с подросткового возраста, не понравилось то, что Ли обрушивался с критикой на традиционные китайские стили единоборств, открыто учил «некитайцев» всему, что знал, ивообще вел себя недостаточно почтительно.
Деревянный тренажер Вин Чун (Му Рен Джан) — изготовление в домашних условиях
Обычный человек — совокупность рутин, идей и традиций. Если идти по этому пути — ты познаешь рутины, идеи, и традиции, — свою тень. Ты не познаешь себя.
Для желающих самостоятельно изготовить деревянный тренажер Вин Чун (Му Рен Джан) — в домашних условиях. Представляю чертежи и два способа его изготовления.
Главное в изготовлении деревянного тренажера Вин Чун, это конечно же соблюдение оригинальных размеров деревянного тренажера, и самой системы и схемы работы тренажера.
Чертежи для изготовления деревянного тренажера
Чертеж и размеры деревянного тренажера Вин Чун
Чертеж с размерами деревянного тренажера Вин Чун
Полная схема деревянного тренажера Вин Чун
Первый способ изготовление деревянного тренажера Вин Чун из дуба — с подробнейшим описанием:
Наверное, каждый человек, серьезно изучающий Вин Чунь когда нибудь хотел приобрести собственный деревянный манекен, чтобы заниматься не только в зале, но и дома, в свободное время. Однако цена на качественные манекены доходит до 600 долларов и выше. Поэтому многим людям целесообразнее (и интереснее) сделать тренажер своими руками. Эта статья описывает процесс изготовления деревянного манекена в условиях «кустарной» мастерской с применением минимального количества инструментов.
1. Подготовка материалов для изготовления
1.1. Выбор древесины
Дерево — один из самых популярных строительных и поделочных материалов.
Но древесина имеет ряд недостатков: она может коробиться, усыхать, набухать, трескаться, что ведет к изменению формы изделия и становится причиной брака. Поэтому любое изделие из древесины всегда изготавливается с учетом ее физико-механических свойств. Эти свойства зависят от породы дерева.
Физические свойства древесины — это цвет, блеск, теплопроводность, разбухание и усушка, коробление, влажность.
Механические свойства — это прочность, упругость, пластичность, вязкость, хрупкость, твердость, износостойкость.
Рисунок, образуемый слоями древесины, называется текстурой. У различных пород дерева текстура неодинакова.
У дуба, сосны и ряда других пород она выражена довольно ярко и отличается красивым рисунком, у липы, ольхи, березы — почти незаметна. Текстура дерева особенно сильно выявляется при полировании, лакировании, травлении.
У отдельных пород древесина внутри отмирает и имеет более темный цвет, чем остальная древесина. Эту часть ствола называют ядром. Ядро — наиболее ценная и прочная часть древесины. Породы, в которых оно образуется, — называют ядровыми. Вокруг ядра расположен слой светлой древесина называемый заболонью. Это — живая древесина, насыщенная влагой, и имеющая меньшую прочность в сравнении с ядровой древесиной.
Породы, в которых явного различия между ядром и заболонью нет, называют безъядровыми. Они делятся на спелодревесные и заболонные.
Спелодревесные породы — те, у которых древесина внутри ствола почти полностью отмирает, но не отличается по цвету от заболони.
Заболонные породы — те, у которых древесина в центре не отмирает и ничем не отличается от заболони
Из пород, пригодных для изготовления деревянного манекена в средней полосе России наиболее распространены:
Сосна — ядровая порода. Ядро красно-бурое. Заболонь бело-желтого цвета. Древесина мягкая, легкая, прочная в направлении волокон, но легко раскалывается в радиальном и тангенциальном направлениях. Поэтому при выборе материала (особенно для рук) следует большее внимание уделить прямослойности волокон. Обладает ярко выраженной красивой фактурой, однако плохо окрашивается и протравливается из-за наличия смоляных ходов. На срезе — четкие годовые кольца. Устойчива к гниению. Очень широко применяется в строительстве и мебельном производстве.
Береза — заболонная порода. Древесина белая с легким желтоватым оттенком, однородная. Текстура не выражена. Отличается средней прочностью, упругостью. Древесина березы относительно легко обрабатывается, красива при полировании и морении. Одна из наиболее распространенных пород, часто идет на дрова, поэтому проблем с закупкой материала возникать не должно.
Дуб — ядровая порода. Ядро темно-красное или желто-коричневое, заболонь светло-желтая. Древесина дуба крепкая, твердая, характеризуется высокой прочностью и стойкостью против гниения. Дуб всегда используется там, где требуется особая прочность. У древесины дуба красивая текстура.
Недостатком дуба является т.н. годовое кольцо — кольцо трухи, образующееся между ядром и заболонью, и сильно снижающее поделочные свойства древесины. Дуб, не имеющий годового кольца стоит гораздо дороже (ок. 16000 руб/м³ против 4500 руб. за дуб с годовым кольцом), и растет в Курской области и на Кавказе. При использовании дуба в качестве основы деревянного манекена можно приобрести бревно большего размера и сколоть лишнюю древесину по годовому кольцу с помощью топора и клиньев.
Кроме того, дуб подвержен растрескиванию, поэтому необходимо использовать только тщательно высушенные заготовки. Однако и при наличии трещин можно сделать качественный манекен, стилизовав его «под старину».
Очень ценится мореный дуб. Этот дуб необыкновенно тверд и прочен. Дуб естественного морения получается из дубовых стволов, находящихся десятилетиями в воде, при этом стволы приобретают черный или темно-коричневый цвет. Обычно мореный дуб используется в кораблестроении. Недостатки этого материала — большая редкость и дороговизна, а также сложность обработки.
Клен — одна из наиболее красивых древесных пород. Клен — порода заболонная. Древесина клена белого цвета, однородная. Хорошо заметны границы годичных колец, на всех срезах видны узкие сердцевидные лучи, которые темнее древесины. Древесина крепкая и твердая, прочная и тяжелая, мало разбухает. Она хорошо поддается обработке резаньем, причем срезы получаются очень четкие. Древесина клена сучковатая, требует тщательного отбора.
Ясень — ядровая порода. Ядро светло-бурое, с коричневым оттенком. Заболонь розовая или желтоватая. Переход от заболони к ядру нечеткий.
Древесина ясеня очень прочная и крепкая, обладает высокими физическими и механическими свойствами, имеет очень красивую текстуру, напоминающую древесину дуба. Высокая ударная вязкость, гибкость обуславливает применение ясеня при производстве спортивного инвентаря — теннисных ракеток, весел, луков.
Идеальный материал для изготовления пружинящего каркаса деревянного манекена.
Тополь — порода заболонная. Древесина тополя мягкая, легкая, однородная, годичные кольца хорошо видны на всех срезах. При сушке почти не коробится и не трескается, хорошо обрабатывается режущими инструментами. Слабая подверженность тополя растрескиванию очень важна, однако недостаточная прочность не позволяет использовать его для чего-нибудь, кроме «тела» деревянного человека.
Исходя из проекта можно изготовить манекен как из одной породы древесины, так и из разных, наиболее подходящих для конкретной детали.
На основное бревно манекена можно брать практически любую породу. Главное условие — хорошо высушенная древесина, иначе неминуемы трещины. Фактура и цвет — дело вкуса.
На руки и ногу, подвергающихся значительным механическим нагрузкам, необходимо брать только лучшую древесину твердых пород — дуб, клен, ясень, вяз. Береза и сосна могут сломаться, особенно если заготовка выпилена под углом к волокнам. В любом случае недопустимо наличие сучков, свилеватости и других пороков древесины.
Опорную раму (если она предусматривается) также лучше выполнять из твердых, гибких и упругих пород древесины — особенно это касается пружинных брусков.
Наиболее подходящие породы — ясень, вяз и дуб.
1.2 Сушка древесины.
Тщательная сушка в первую очередь необходима «телу» деревянного манекена. С покупкой просушенного бревна обычно возникают определенные сложности, а для других деталей можно легко купить сухие качественные пиломатериалы.
Существует несколько способов сушки древесины.
Самый простой способ — атмосферная сушка. Сушат древесину в тени, под навесом, защищающим от дождя и солнечных лучей, и на сквозняке. Заготовку укладывают на деревянные, кирпичные или металлические подставки высотой не менее полуметра от земли. Воздух должен свободно обтекать заготовку со всех сторон. При сушке на воздухе на торцах всегда образуются трещины. Чтобы этого избежать, рекомендуется, торцы забелить раствором мела, или закрасить масляной краской, или несколько раз пропитать горячей олифой. Заготовки должны быть большей длинны, чем изделие, чтобы можно было спилить растрескавшиеся торцы. На воздухе древесина высыхает до влажности 15-18%, затем ее нужно досушить в помещении вдали от отопительных приборов.
Атмосферная сушка проста и доступна, но медленна, — древесина сохнет от нескольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от породы и размера заготовки.
Для ускорения процесса сушки на деревообрабатывающих предприятиях применяют специальные сушильные камеры. Высушенная в них древесина имеет влажность 8-12% и подходит для столярных, резных и токарных работ. Покупка высушенного цилиндрованного бревна избавляет от необходимости сушить его самому, риска возникновения трещин, а также здорово упрощает дальнейшую обработку. Единственный минус — очень большая цена.
Хорошо известен такой способ сушки, как зарывание древесины в стружки, сухую землю или песок. Изделие высыхает более равномерно, чем на воздухе, тем самым образуется меньше трещин.
Применяют еще один способ сушки — на цементном полу. Этот способ основан на способности бетона втягивать в себя влагу. Заготовку кладут на сухой цементный пол и поворачивают так, чтобы она по возможности плотнее прилегала к полу всеми гранями.(сам с помощью песка, стружек или цемента сушить древесину не пробовал, об эффективности этих способов ничего сказать не могу)
Помните, что хорошо просушенная древесина — залог качественного изделия.
2. Изготовление деревянного манекена
2.1 Принципиальная схема
Деревянный манекен Вин Чунь представляет собой цилиндрический деревянный столб высотой от 150 до 190 см и около 20 — 25 см в диаметре. Составными частями манекена являются: две «верхние руки», которые вставляются в два отверстия в верхней части «туловища», третья рука, называемая «средней рукой», расположена под двумя верхними руками; и «нога» манекена, согнутая в «коленном суставе» и расположенная под «средней рукой». Все эти элементы вместе составляют «тело» манекена. Изначально деревянный манекен жестко закреплялся на полу или вкапывался в землю. Позднее конструкция усложнилась, и в наше время тело чаще всего крепится на каркасе из двух брусьев, проходящих через отверстия в верхней и нижней частях столба. Брусья закрепляются на двух перпендикулярных прямоугольных столбах, называемых упорными. Уже эти столбы фиксируются к стене, к полу или вкапываются в землю. Кроме этих, встречаются и другие конструкции. (например закрепление манекена на пружине, вращающемся основании и т.д.)
Деревянный манекен в Вин Чунь сконструирован в соответствии со спецификой этого стиля. Он помогает исправить неправильные движения, так же как транспортир (угломер) помогает выпрямить угол. Поэтому манекен — довольно таки индивидуальный предмет, и его размеры могут варьироваться в зависимости от роста и комплекции обладателя.
В любом случае перед изготовлением следует продумать конструкцию и нарисовать чертеж.
2.2 Изготовление «тела»
Изготовление тела будущего манекена является, пожалуй, самой трудоемкой частью всего процесса. Главная задача состоит в том, чтобы придать бревну цилиндрическую форму (как известно у комля дерево толще). Обработка проводится в следующей последовательности:
1. Топором снимается кора и отрубаются сучья. Стесываются явно выступающие участки. В случае, если вы используете дуб с годовым кольцом, необходимо сколоть лишнюю древесину, и изготавливать манекен только из ядра.
2. Фуганком или рубанком (лучше электрическим) выводится цилиндрическая форма столба. Для контроля размеров целесообразно использовать лекала из прочного картона, или пластика. При закреплении манекена на стене, в зависимости от проекта, можно стесать заднюю сторону бревна.
3. Грубой шкуркой (зерно 40-60) столб начерно шкурится. Ошкуривание по возможности стоит производить вибрационными или ленточными шлифовальными машинками. Болгарка (насадка-липучка) оставляет зарубки, но годится для первого этапа обработки. Кроме того от нее возникает очень много пыли. Древесная пыль в больших количествах взрывоопасна, и в любом случае вредна для дыхания. Особенно это касается твердых пород. Используйте респиратор!
4. Более тонкой шкуркой (зерно 100 и мельче) столб окончательно ошкуривается. После ошкуривания изделие можно намочить водой и дать ему высохнуть, а затем вручную отполировать грубым сукном, войлоком, или очень мелкой шкуркой. Вода при испарении приподнимает шероховатости древесины, и поверхность получается очень гладкая.
2.3 Изготовление «рук» и «ноги».
Существует множество различных конструкций рук и ног деревянного манекена той или иной степени сложности изготовления.
«Руки»
Самый простой вариант — жестко закрепленные в теле палки. Такая конструкция удобна при установке манекена вплотную к стене. Главный недостаток заключается в том, что руки не имеют хода ни в одной плоскости. Не рекомендую использовать в качестве рук черенки от лопат, особенно при массовых занятиях — они быстро ломаются.
Более сложные варианты имеют встроенные, либо вынесенные пружины, которые обеспечивают движения «рук» в продольной плоскости. Часто палки делают квадратными в сечении, и вставляют в отверстия несколько большего размера. Такие руки имеют ход и в поперечной плоскости. Сложность изготовления таких рук заключается в необходимости долбить отверстия под них вручную стамеской.
«Нога»
1. Конструкция, сваренная из железной трубы. Иногда дополнительно закрепляется к полу для повышения устойчивости стационарного манекена. В большинстве случаев обматывается тросом, или обтягивается каким нибудь мягким материалом.
2. Деревянная нога, собранная из нескольких кусков «в лапу». Целесообразно изготавливать только из твердых пород древесины, а то развалится в коленном суставе.
3. Цельная деревянная нога. Необходимо очень тщательно отбирать заготовку с учетом изгиба ноги. Сучья очень нежелательны.
Изготовление
Первый этап — изготовление непосредственно «рук». Последовательность действий такая же, как и при изготовлении «тела». Если заготовки квадратные в сечении — они стесываются рубанком до восьмигранника, затем грани выравниваются до круга грубой шкуркой.
Длина выступающих из тела части «рук» = длине вашего предплечья со сжатым кулаком от костяшек пальцев до локтя. Толщина подбирается индивидуально.
Нога изготавливается в соответствии с выбранной конструкцией. Она, как правило, в три раза толще рук. Хотя это не имеет столь принципиального значения.
Очень важный момент — расположение рук относительно тела манекена. Если фронтально встать напротив чуть согнув ноги в коленях концы верхних рук должны упираться и плечи немного выше подмышек, а нижняя — в пупок.
Пример неправильного изготовления — слишком большей горизонтальный угол между верхними руками. Концы верхних рук должны находиться на одной высоте. А поскольку при таком расположении они должны неминуемо пересечься внутри бревна, отверстия под палки сверлят одно над другим, но под углом, а не горизонтально. Левая верхняя рука закрепляется выше, чем правая, но наклонена чуть вниз, а правая наоборот, вверх. Таким образом, руки расходятся внутри бревна, а их концы находятся на одной высоте. Естественно, это требует большей точности при изготовлении. Нижняя рука закрепляется горизонтально.
Сначала необходимо просверлить дырки тонким сверлом (5-6 мм), и вставить в эти дырки проволоку. С ее помощью проверяются все необходимые углы. При ошибке угол сверления корректируется. В дальнейшем по диаметру рук подбирают бур (от 700 р. и выше), перку (от 50 р.) или сверло — балеринку (позволяет сверлить отверстия переменного диаметра, 150 р.). При этом ранее просверленное отверстие служит в качестве направляющего.
В том случае, если руки имеют квадратное сечение, отверстия под них выдалбливаются стамесками вручную на глаз. Стамесками же продалбливаются отверстия и под пружинные брусья.
После того, как все элементы манекена изготовлены, ошкурены и отполированы, они покрываются морилкой и лаком. Металлические части окрашиваются. Если вы точно не уверены в выборе цвета, его лучше проверить на черновой заготовке, причем при нанесении в несколько слоев насыщенность цвета меняется.
После высыхания манекен еще раз полируется войлоком, собирается и устанавливается.
Фотографии деревянного манекена, изготовление которого было показано на фото. Если захотите сделать подобный вариант, обязательно проложите между стеной и манекеном толстый слой мягкой резины, и поинтересуйтесь мнением соседей по поводу занятий
Лучше для расположения такого манекена подходят межкомнатные стены, или лоджия.
Второй способ изготовления деревянного тренажера — от блогера Александра Алексеевича.
В видеороликах можно посмотреть реальное изготовление тренажера — в домашних условиях. Из подручных материалов, которые Александр Алексеевич смог найти в домашнем хозяйстве — в основном как понял используется дерево приготовленное для отопления дома зимой.
Но вот для обычного человека изготовление деревянного тренажера Вин Чун Оказывается не настолько простым делом как кажется на первый взгляд. Александр Алексеевич делает и делает тренажер на протяжении как пяти частей, но так и не доделывает. По всей видимости видео вызвало незначительный интерес и Александр Алексеевич, к сожалению, не стал делать продолжение.
Часть 5 (можно посмотреть как выглядит деревянный тренажер Вин Чун сделанный видимо в конце концов Александром Алексеевичем.
И сам процесс изготовления деревянного тренажера Вин Чун — Александром Алексеевичем
Часть 1 изготовления деревянного тренажера — от Александра Алексеевича
Часть 2 изготовления деревянного тренажера — от Александра Алексеевича
Часть 3 изготовления деревянного тренажера — от Александра Алексеевича
Часть 4 изготовления деревянного тренажера — от Александра Алексеевича