стили обучения взрослых по колбу

Экспериментальная теория обучения и стили обучения по Колбу

стили обучения взрослых по колбу. Смотреть фото стили обучения взрослых по колбу. Смотреть картинку стили обучения взрослых по колбу. Картинка про стили обучения взрослых по колбу. Фото стили обучения взрослых по колбу

Дэвид Колб – ученый, педагог, специализирующийся на экспериментальном обучении, вопросах развития карьеры и профессионального образования. При создании своей модели обучения использовал работы Джона Дьюи, Жана Пиаже и Курта Левина, а его теория и сегодня используется в разработке образовательных программ.

Модель экспериментального обучения

Модель Колба представляет собой цикл обучения из следующих этапов:

Эффективное обучение происходит тогда, когда человек проходит полностью через весь цикл, однако не обязательно процесс начинается с этапа конкретного опыта. Колб рассматривал обучение как комплексный процесс, где каждый этап подкрепляет друг друга и становится началом следующего. Можно начать цикл на любом этапе, но пройти следует через полную логическую последовательность, так как ни один этап сам по себе не является эффективным для обучения.

К примеру, мы решили научиться водить автомобиль. Некоторые люди могут начать свое обучение со стадии размышления, наблюдая за водителями, управляющими авто. Другой человек – с этапа абстрактной концептуализации, прочитав и проанализировав инструкции по вождению и правила дорожного движения. А кто-то может решить сразу же сесть за руль и тренироваться на тестовом курсе.

С какой же стадии экспериментального обучения начать? Здесь играют важную роль наши личные предпочтения и ситуационные переменные. Колб отмечает, что люди, считающие себя «наблюдателями», предпочитают мыслительное наблюдение. А те, кто является «человеком действия», более склонны к активному экспериментированию. Благодаря наследственности, имеющемуся жизненному опыту, требованиям нашего окружения – мы выбираем предпочтительный для себя вариант.

Стили обучения по Колбу

Взяв за основу свою модель, Дэвид Колб разработал четыре стиля обучения. Он указал, что каждый из них обладает преобладающими способностями к обучению в двух основных областях: активной/рефлексирующей и абстрактной/конкретной. Знание стиля позволяет определиться с предпочтительным методом обучения. Каждый человек выбирает его для себя, основываясь на различных факторах, таких как социальная среда, накопленный опыт, когнитивная структура личности и т.д.

Каковы же эти четыре стиля обучения и каким людям они свойственны?

Экспериментальная теория обучения Колба предложила новую точку зрения, которая отличается от традиционных когнитивных и поведенческих теорий. Она демонстрирует влияние в первую очередь опыта, а не ментальных процессов на обучение. Теория приобрела широкую известность и популярность, особенно в области образования взрослых и организационного управления, хотя и подвергалась критике. С течением времени экспериментальное обучение стало все больше внедряться в системы обучения в вузах и школах, что позволяет связывать теорию и практику и является важным условием эффективного обучения.

Источник

4 стиля обучения
по Девиду Колбу

Как взрослым учиться эффективно.

стили обучения взрослых по колбу. Смотреть фото стили обучения взрослых по колбу. Смотреть картинку стили обучения взрослых по колбу. Картинка про стили обучения взрослых по колбу. Фото стили обучения взрослых по колбу

стили обучения взрослых по колбу. Смотреть фото стили обучения взрослых по колбу. Смотреть картинку стили обучения взрослых по колбу. Картинка про стили обучения взрослых по колбу. Фото стили обучения взрослых по колбу

У каждого свои привычки в обучении: кому-то проще сразу усваивать информацию на конкретном кейсе, кому-то — подкреплять теорию практикой. Но цикл обучения для каждого одинаковый и включает одни и те же действия (просто некоторые нам помогают больше других).

Чем отличаются 4 основных стиля обучения, какие преимущества у каждого, и как выглядит схема идеального урока — рассказываем в статье по материалам Simply Psychology, Business Balls и Learning from Experience.

Эмпирическое обучение по Колбу

В 1984 году психолог Дэвид Колб опубликовал отчет по универсальной теории обучения, над которой работал несколько десятилетий. Это теория эмпирического обучения, которая подразумевает получение знаний через трансформацию личного опыта.

Что это значит

Колб считает, что в процессе обучения человек должен пройти через 4 этапа. Новое переживание (опыт) должно быть обдумано (рефлексия). В результате получается некая теоретическая концепция (предположение), которая в дальнейшем тестируется в разных ситуациях (действие).

Отсюда — 4 основных этапа обучения:

стили обучения взрослых по колбу. Смотреть фото стили обучения взрослых по колбу. Смотреть картинку стили обучения взрослых по колбу. Картинка про стили обучения взрослых по колбу. Фото стили обучения взрослых по колбу

Конкретный опыт (КО): мы встречаемся с новой ситуацией, или переосмысливаем старый опыт.

Мыслительные наблюдения (МН): мы замечаем расхождения между новым опытом и нашим знанием и пониманием.

Абстрактная концептуализация (АК): появляется новая идея, или уже существующая приобретает новые черты.

Активное экспериментирование (АЭ): мы применяем новую концепцию, чтобы посмотреть, что произойдет дальше.

Стили обучения по Колбу

Обучение можно изобразить схематически. Горизонтальная ось — то, как мы подходим к задаче: действуем или наблюдаем. Вертикальная — это наша эмоциональная реакция на полученную информацию: думаем или чувствуем.

стили обучения взрослых по колбу. Смотреть фото стили обучения взрослых по колбу. Смотреть картинку стили обучения взрослых по колбу. Картинка про стили обучения взрослых по колбу. Фото стили обучения взрослых по колбу

Колб считал, что мы не можем выполнять одновременно два действия, лежащих на одной оси. То есть, обучающийся не способен думать и чувствовать или наблюдать и действовать в один момент. Поэтому с каждой оси мы отдаем предпочтение одному из двух вариантов.

Комбинации этих вариантов и отражают 4 стиля обучения по Колбу.

#1. Отстранение, или «чувствовать и наблюдать»

Стиль обучения: вдумчивое многостороннее осмысление.

Сильные стороны: воображение, интерес к людям и их мнению, эмоциональность.

Ключевые характеристики. Люди этого стиля — мыслители, которые предпочитают наблюдать за ситуацией и рассматривать ее с разных сторон, чтобы полностью разобраться и тогда уже действовать.

Они чувствительны, открыты, хорошо собирают информацию из разных источников и используют свое богатое воображение и культурный бэкграунд для решения задачи.

стили обучения взрослых по колбу. Смотреть фото стили обучения взрослых по колбу. Смотреть картинку стили обучения взрослых по колбу. Картинка про стили обучения взрослых по колбу. Фото стили обучения взрослых по колбу

Весь бизнес-контент в удобном формате. Интервью, кейсы, лайфхаки корп. мира — в нашем телеграм-канале. Присоединяйтесь!

Оптимальные инструменты обучения: брейнсторминг, разработка новых концепций в группе с обсуждением, дискуссией и фидбэком по своим задачам.

Чаще всего это специалисты в области искусства и гуманитарных наук.

#2. Ассимиляция, или «думать и наблюдать»

Стиль обучения: методичное и последовательное изучение теории.

Сильные стороны: умение создавать логичную структуру из массы разрозненных фактов и противоречащих друг другу данных, аналитический склад ума.

Ключевые характеристики: теоретики, которые предпочитают логический подход к решению проблем.

В задаче им важно найти ясное и четкое объяснение, а как оно будет реализовано на практике — уже не их дело. Они способны собирать большой объем информации и придавать ей четкую структурированную форму.

стили обучения взрослых по колбу. Смотреть фото стили обучения взрослых по колбу. Смотреть картинку стили обучения взрослых по колбу. Картинка про стили обучения взрослых по колбу. Фото стили обучения взрослых по колбу

Полина Романова,
HR бизнес-партнер с 12-летним опытом

стили обучения взрослых по колбу. Смотреть фото стили обучения взрослых по колбу. Смотреть картинку стили обучения взрослых по колбу. Картинка про стили обучения взрослых по колбу. Фото стили обучения взрослых по колбу

Екатерина Губарева,
ex-AVP People Development, GlobalLogic

Оптимальные инструменты обучения: лекции и курсы, где есть возможность получить много новой информации сразу и разложить ее по полочкам, научные каналы на Youtube и подкасты.

Чаще всего это научные сотрудники и те, кто занимаются планированием.

#3. Конвергенция, или «думать и действовать»

Стиль обучения: получение конкретного опыта.

Сильные стороны: применение теории на практике, скорость в изучении нового материала.

стили обучения взрослых по колбу. Смотреть фото стили обучения взрослых по колбу. Смотреть картинку стили обучения взрослых по колбу. Картинка про стили обучения взрослых по колбу. Фото стили обучения взрослых по колбу

Ключевые характеристики: их не очень интересуют люди и межличностные отношения, а также теории, которые сложно применить здесь и сейчас. Они прагматичны, им гораздо интереснее технические задачи, эффективность решения которых можно легко измерить.

Оптимальные инструменты обучения: минимум теории, максимум практики и кейсов из реальной жизни. Обучающий процесс должен быть построен на практическом применении полученного знания. Инструмент оценивания — тесты с одним правильным ответом, без длинных эссе.

Чаще всего это технические специалисты и аналитики, работающие с цифрами.

#4. Приспособление, или «чувствовать и действовать»

Стиль обучения: активное экспериментирование.

Сильные стороны: любопытство и желание получить новый опыт, энергичность, рискованность.

Ключевые характеристики: отличная приспосабливаемость к меняющимся условиям и умение не теряться в неожиданных ситуациях.

Когда теория или план не работают, они откажутся от них и будут действовать по обстоятельствам, полагаясь в значительной степени, чем другие 3 типа, на свою интуицию. Их девиз: «Не попробуешь — не узнаешь».

Оптимальные инструменты обучения: им с трудом дается запоминание сухих фактов, лучше обстоит дело с примерами и случаями из практики. В целом люди этого типа учатся на своих ошибках и все постигают через собственный опыт.

Где работают чаще всего: менеджмент, маркетинг, продажи.

Схема Колба на практике

Наработки Колба позволили создать условную модель идеального урока, где материал изучается в полном соответствии с четырехэтапной схемой. Он выглядит так:

стили обучения взрослых по колбу. Смотреть фото стили обучения взрослых по колбу. Смотреть картинку стили обучения взрослых по колбу. Картинка про стили обучения взрослых по колбу. Фото стили обучения взрослых по колбу

1. Мотивация и объявление новой темы — 10% времени от общей длительности урока. Задача — заинтересовать учеников новым материалом, объяснить, чем он может быть им полезен.

2. Повторение пройденного материала — 20% времени. Позволяет выстроить изученный материал в логическую схему, а не оставить его в виде несвязанных фактов.

3. Изучение нового материала — 50% времени. Основная часть урока, где ученики получают новые знания.

4. Оценивание — 10% времени. Позволяет проверить, понимают ли учащиеся тему.

5. Подведение итогов урока (дебрифинг, рефлексия) — 10% времени. Здесь задача преподавателя — не только собрать отзывы об уроке, но и замотивировать на дальнейшее самостоятельное изучение темы.

Мотивация у представителей четырех стилей обучения разная.

Теоретиков интересует, в какие глубины они могут уйти, чтобы еще лучше понять тему. Практики думают, как это поможет им эффективно решать задачи в дальнейшем. Мыслители ищут спорные моменты в этой теме, мнение разных сторон, а активисты решают, куда пойти и что сделать сегодня, чтобы узнать больше.

Источник

Цикл Дэвида Колба в жизни

стили обучения взрослых по колбу. Смотреть фото стили обучения взрослых по колбу. Смотреть картинку стили обучения взрослых по колбу. Картинка про стили обучения взрослых по колбу. Фото стили обучения взрослых по колбу

Если Вы часто сталкиваете в работе со следующими фразами, то это статья для Вас:
• Почему ты, не разобравшись, сделал такую ерунду?
• Хватит задавать вопросы, прочитай вот этот маленький параграф и всё поймешь! — Я прочитал, но ничего не понял, объясни по-человечески.
• А вы знаете, нам всё надо делать по другому, так как в книге Х, в главе Y, есть утверждение Z противоречащее пункту 14.5.3 нашего ТЗ.
• Когда ты уже начнешь работать? – Я проектирую систему, мне надо ещё три недели.
• У меня есть идея, как сделать нашу жизнь лучше! Вася, послушай меня, тебе надо сделать: а, б, в, г …

Цикл Колба (модель Колба) – интересная теория о том, как эффективно получать знания. Часто применяется при составлении плана тренингов. Почему? Читаем ниже.
Основа метода исходит из предположения, что можно выделить следующие стили познания:
• конкретный опыт,
• рефлективное наблюдение,
• абстрактная концептуализация,
• активное экспериментирование.
И что ещё более важно, люди имеют склонность к определённой связке стилей получения и обработки информации. Как любят психологи, на этом основании можно легко делить людей на группы. Это в свою очередь позволяет строить обучающие курсы либо узкоспециализировано для определённой группы, либо максимально широко охватывающие аудиторию.
Его последователи Питер Хани и Алан Мамфорд перевели эти страшные названия на «кухонный язык» и понеслось. Сейчас любой уважающий себя тренинг-центр, почти в обязательном порядке, декларируют обучение с учетом вашего стиля познания.

Рассмотрим эти стили познания.

стили обучения взрослых по колбу. Смотреть фото стили обучения взрослых по колбу. Смотреть картинку стили обучения взрослых по колбу. Картинка про стили обучения взрослых по колбу. Фото стили обучения взрослых по колбу
По вертикали – сбор информации, по горизонтали обработка полученной информации. Попробуем кратко расшифровать:
• Связка личный опыт-практика (адаптированное «Активист» / по Колбу «Аккомодационный стиль») – это человек, который любит получать знания на основании своего опыта методом проб и ошибок. Обожает, когда ему объясняют, показывают на пальцах. Обычно такие люди не пытаются глубоко изучить проблему, а сразу бегут проверять её на деле. Заставить таких людей разбираться в глубоких теоретических трудах – гиблое дело.

• Личный опыт – Размышение (Мыслитель / Дивергентный стиль) – человек, который, так же как и Активист, любит получать знания во время общения, но проверять их на практике не спешит. Хочет разобраться до конца, в основном задавая вопросы, либо размышляя, всматриваясь в голубую даль.

• Теория – Размышление (Теоретик / Ассимилирующий стиль) – любит получать знания структурировано, читать и глубоко разбираться в теории. Обрабатывает знания самостоятельно, рефлексируя к своему опыту, многократно пережёвывая их. Так же как мыслитель, до практической деятельности может вовсе не дойти. Может удовлетвориться красивой теорией, которую в принципе нельзя применить на практике.

• Теория – Практика (Прагматик / Конвергентный стиль) – это человек, который любит получать теоретические знания, но при этом для него важна применимость знаний на практике. Он изучает ровно столько, сколько ему нужно для практических задач. И закрепляет выполнением заданий.

Как это проявляется в учебе.

Попробуйте припомнить свою группу из университета, либо свой последний тренинг. Вы сможете легко определить стиль познания по действиям человека.
Например, был ли у Вас в группе человек, который задавал много вопросов, не открыв книжку, но при этом с удовольствием делал (а может быть и даже требовал) практические задания. Так знайте, перед вами сидит выраженный активист. Если же он сидит, задает вопросы, да ещё и саботирует практические задания, значит это мыслитель. Ему не надо решить 15 примеров, чтобы запомнить правило (как активисту), ему надо сесть и рефлексировать, уточнять детали, получить больше примеров соответствия с тем, что он уже знает. А вот, если человек, внимательно читает теорию, задает «неудобные» вопросы преподавателю, о достаточно глубоких деталях, то это, скорее всего, теоретик. Практик же будет требовать, чтобы ему показали жизненные примеры, не надо ему примеров с потолка, давайте практичные и побольше.
Но самое интересно, что эти выводы можно применить дальше на обычную повседневную деятельность.
Как стиль проявляется в жизни.

Если вы отправляетесь в магазин купить новый DVD-проигрыватель, как вы, скорее всего, поступите?
1. Особенно не станете беспокоиться: купите проигрыватель и отправитесь с ним домой. Вы быстро разберетесь, как он работает. У вас не будет времени изучать руководство к нему: оно слишком сложно написано.
2. Перед тем, как купить, будете настаивать на том, чтобы продавец вам все продемонстрировал, а потом дал вам самому все попробовать. Когда вы будете подключать и настраивать проигрыватель у себя дома, руководство пользователя будет у вас под рукой.
3. Перед тем как включить проигрыватель, вы первым делом откроете инструкцию с надписью «сначала ознакомьтесь с этим» и внимательно ее изучите.
4. Вам сразу станет ясно, что между этой моделью и ее предшественниками есть много общего. Теперь вы сосредоточите внимание на новых функциях и элементах, попытаетесь понять, как они работают, поэкспериментируете с ними. Позже вы прочтете инструкцию, чтобы проверить, все ли вы делали правильно.
1 = Активист 2 = Мыслитель 3 = Теоретик 4 = Прагматик
Источник: Thomas, 1995

Ещё пример. Я жуткий теоретик, часто не трону ни одной кнопки до того, как прочитаю инструкцию. А вот хотя бы кто-нибудь прочитал одну книжку по вождению автомобиля? А я аж две, прежде чем сесть за руль. А жена, например, активист, и, может без проблем начать щелкать по всем кнопкам, чтобы понять как это работает.

Как это знание можно применить на практике

Например, если Вы работаете с активистом, то бесполезно давать ему читать книжки, ему проще показать на примере, дать пошаговую инструкцию. Зато они великолепные исполнители, которые не будут Вас постоянно отвлекать, задавать много лишних вопросов. Когда на учебе мы выявляли свои стили, большинство оказалось именно активистами.

Если же Вы столкнулись по жизни с мыслителем, то вы узнаете его по большим объемам рассуждений о том, как было бы хорошо похудеть, полететь в космос, начать жить заново и т. п. Но действий, кроме как попытки уговорить Вас обязательно попробовать, практически не будет. Им больше нравится философствовать, рассуждать, кого-нибудь напрягать реализовать их великие идеи.

С теоретиками, будет сложно, они будут докапываться до сути, им очень сложно рассказывать и что-либо показывать, проще дать литературу на самостоятельное изучение. А когда Вы придёте через несколько дней, он уже будет знать даже больше, чем Вы. Хотя результата может и не быть, так как ему сильно понравилось копаться в этой теории и он забыл о Вашем задании.

Если у Вас в семье есть прагматик, то страданий Вам не избежать. Это трудолюбивые, не сильно общительные люди, для которых самое важно практическая ценность. Им так же как теоретикам очень сложно объяснить, что-либо на пальцах, да ещё и они будут вас постоянно мучать вопросами «а зачем это надо?». Если Вам необходимо поставить задачу или договориться с таким человеком, то придется заранее подготовить доклад на тему «Почему без этого жизнь не мила!». Но зато он ответственно выполнит свои обязательства в короткий срок.

Итого:

Иногда конфликта с человеком можно избежать, если учитывать его стиль познания. Но, что более интересно, если Вы достаточно точно определите свой стиль познания, то Вы сможете значительно повысить эффективность своего самообразования.

Предупреждение

Посмотрев статьи в интернете про цикл Колба, выявилась нехорошая тенденция — каждый придумывает свои примеры/советы, возможно, не полностью разобравшись в вопросе, либо наоборот сильнее разобравшись, чем другие. Соответственно, некоторые примеры явно из разряда «Взаимоисключающих параграфов». Но, так как это всё откосится к гуманитарным наукам, то тут возможно всё. А может быть, я ещё не до конца понимаю, поэтому прошу не принимать близко к сердцу.

Источник

Стили обучения взрослых по колбу

стили обучения взрослых по колбу. Смотреть фото стили обучения взрослых по колбу. Смотреть картинку стили обучения взрослых по колбу. Картинка про стили обучения взрослых по колбу. Фото стили обучения взрослых по колбу

В этой статье мы разберем цикл Колба и ее применение на практике.

Цикл Колба – это модель обучения, которая основана на принципе поэтапного формирования умственных действий обучаемого. Принципиальное отличие этой модели заключается в том, что она разработана именно для обучения взрослых людей, которые уже имеют личный опыт в изучении объектов и при этом обладают более устойчивой и выраженной мотивацией к обучению.

Автор методики

Ее автором является специалист по психологии обучения взрослых Дэвид Колб (David A. Kolb). По его мнению, процесс обучения представляет собой цикл или своеобразную спираль. Это своего рода цикл накопления личного опыта, в дальнейшем — обдумывания и размышления, и в итоге — действия. По мнению Девида Колба процесс обучения – это своеобразная спираль, главные этапы который составляют накопление личного опыта, его обдумывание, и последующее действие, которое является результатом.

стили обучения взрослых по колбу. Смотреть фото стили обучения взрослых по колбу. Смотреть картинку стили обучения взрослых по колбу. Картинка про стили обучения взрослых по колбу. Фото стили обучения взрослых по колбу

Цикл Колба предполагает следующие этапы обучения:

1.Конкретный опыт (КО). Данный этап предполагает наличие у человека некоторого личного, конкретного опыта в том аспекте, который он планирует изучить.

2.Мыслительные наблюдения (МН). Данный этап предполагает обдумывание, анализ тех исходных знаний, которые есть у человека.

3.Абстрактная концептуализация (АК). В данном этапе происходит обобщение полученной информации и построение конкретной модели. Именно в этом периоде тренинга происходит генерация новых идей, выстраивание взаимосвязей между явлениями и добавления информации о закономерностях в изучаемой теме.

4.Активное экспериментирование (АЭ). Это завершающий этап, в ходе которого созданная модель или концепция проверяется на практике, обучаемый проверяет ее эффективность и практичность.

На основе принципов обучения Колба разработана схема наиболее эффективного проведения интерактивного обучения:

Данный этап занимает 10% времени.

Данный этап занимает 20% времени.

Данный этап занимает 50% времени.

Данный этап занимает 10% времени.

Данный этап занимает 10% времени.

Кроме того, цикл Колба лег в основу типологии участников обучения. Она отражает специфику мыслительных операций и привычные способы действия участников.

Типы участников:

Пример: такой человек, купив новый телефон, бежит домой и, не читая инструкции, сразу включает его, начинает нажимать кнопки, пробуя, какой получится результат.

Пример: это человек не торопится с покупкой, задает много вопросов продавцу, просит все показать, разъяснить. При необходимости звонит на горячую линию и проси еще раз все рассказать.

Пример: этот человек уже прочитал все о телефоне на сайтах и форумах, изучив все преимущества и ограничения каждой модели, и если, он все-таки сделал выбор, они приходит в магазин полностью подготовленным. Сделав покупку, сначала читает инструкцию, потом начинает использовать.

Пример: прочитал необходимых минимум в интернете, задал несколько вопросов продавцу, инструкцию читает, только если что-то непонятно.

Резюмируя, можно отметить, что цикл Колба является удобной и практичной моделью для выстраивания тренингов и интерактивных занятий. Она проста в понимании и адаптирована именно для взрослых участников, которые имеют свою специфику восприятия информации.

Источник

Цикл Колба в тренингах

Взрослые обучаемые усваивают знания иначе, чем подростки и дети. Их нельзя заставить учиться – они желают видеть соответствие предлагаемых знаний рабочим задачам или личным потребностям, и часто привносят в обучение собственный опыт и свои жизненные цели.

Что это такое

Полвека назад американский специалист по андрогогике Дэвид А. Колб опытным путем установил, что для достижения результатов обучения взрослый должен пройти 4 этапа.

Этап III – Формирование абстрактных понятий и обобщений. Обучаемый извлекает урок из 2 предыдущих этапов:

В продолжение примера с неумелым ездоком. Осознав значение происшедшего, тот планирует изменения и вырабатывает принципы относительно того, что поможет ему обучиться велоезде.

стили обучения взрослых по колбу. Смотреть фото стили обучения взрослых по колбу. Смотреть картинку стили обучения взрослых по колбу. Картинка про стили обучения взрослых по колбу. Фото стили обучения взрослых по колбу

Однако Колб заметил, что разные люди склонны познавать новое только одним из способов: 1) непосредственным получением опыта, 2) рефлективным наблюдением, 3) абстрактной концептуализацией (обобщением) или 4) активным экспериментированием. И, исходя из этого подразделил всех участников обучения на:

Естественно, «в чистом виде» они встречаются редко. Каждый проходящий обучение в разной степени преодолевает все этапы представленного выше цикла. Однако предпочитает определенную связку способов получения и обработки информации и больше склоняется к практическим действиям или теоретизации.

Но нельзя научиться чему-либо, только изучив теорию по интересующему вопросу (простое чтение обучающих статей не поможет освоить принципы движения на велосипеде). Неэффективно и бездумное выполнение действий без последующего анализа и подведения итогов. Езда на велосипеде без отслеживания конкретных действий (постановка ног на педали, удерживание руля, контроль осанки и пр.), размышлений над ними и проверки заключений на практике приведет к новому падению.

Следовательно, для успешного обучения нужно быть то наблюдателем, то участником, переходить от прямого участия к объективной оценке. То есть пройти все этапы цикла, и обязательно по кругу, не пропуская и не выделяя какой-то из них. Лишь такое обучение будет эффективным.

Заключения Колба и его четырехступенчатый цикл обучения широко применяются при составлении тренингов – преимущественно корпоративных. Их богатая методология позволяет создавать такие условия, в которых учащиеся вовлекаются во все этапы учебного процесса не зависимо от предпочтительного способа получения знаний.

Построение схемы тренинга по модели Колба

Пример провокации на тренинге.

стили обучения взрослых по колбу. Смотреть фото стили обучения взрослых по колбу. Смотреть картинку стили обучения взрослых по колбу. Картинка про стили обучения взрослых по колбу. Фото стили обучения взрослых по колбу

После нее непременно последуют выводы о недостатке знаний по данной теме.

Так, в тренинге продаж можно попросить одного участника продать что-то другому (или даже реальному клиенту – по телефону). Рекомендуется при этом сделать видеозапись. Даже если на первый взгляд обучающиеся справились с заданием безукоризненно, при просмотре видео и обратной связи найдется то, что можно улучшить, поправить, отшлифовать.

Разложение опыта на элементарные составляющие и анализ того, что сделано правильно, а что можно сделать еще лучше переведет участников тренинга во 2-й этап цикла Колба. Процедурно ему можно придать форму обсуждения (общего или в малых группах), презентации участников. Чтобы запустить процесс обмена идеями, тренер призывает участников поделиться наблюдениями касательно:

В результате таких наблюдений должна родиться некая концепция (модель), которая с одной стороны, объясняла бы произошедшее, с другой – содержала рекомендации относительно действий в аналогичных ситуациях. Сформулировать ее без знания некоторых принципов и закономерностей довольно сложно. Следовательно, нужно помочь ее рождению, и рассказать слушателям теорию, которая объясняла бы происходящее. И дополнить ее идеями, пришедшими участникам в процессе обучения. Можно попросить их выступить с краткими докладами, презентациями выводов; визуализировать обсуждаемую на тренинге область навыков (например, нарисовать шарж идеального продавца) и т.д. Важно, чтобы обучающиеся смогли объединить полученный опыт с существующими исследованиями (концепциями, моделями) и поняли, как с их помощью улучшить процессы. Так участники тренинга извлекают уроки из своего опыта, и незаметно для себя преодолевают 3-й этап цикла Колба.

Теперь нужно связать полученные в тренинге результаты с реальной жизнью и «встроить» в практику те приемы, о которых шла речь в процессе обучения. Причем апробация модели должна пройти успешно. Откровенно негативный опыт на завершающем, 4-м этапе цикла Колба демотивирует и снижает самооценку учащихся, возникает недоверие к ведущему тренинга, а отсюда – сопротивление. Поэтому лучший выход –экспериментировать. Можно предложить группе составить план внедрения полученных знаний; продумать, как будет работать то, о чем говорилось, конкретно у них; решить кейс или выполнить упражнение по теме.

Таким образом, использование цикла Колба требует соблюдения определенной логики при составлении тренинга. Ее учитывают при временном распределении этапов занятия.

Предложение вспомнить реальную прктическую деятельность

Приведение примеров и фактов

Объяснение моделей и алгоритмов поведения

Практические упражнения по теме

Ролевые и деловые игры

Создание алгоритмов

Этап цикла КолбаЕго значение в тренингеЗадача тренераПодходящие методы и инструментыРекомендуемая продолжительность(% от общего времени)
1 – ОпытПроблематизация и мотивация участниковПривлечь внимание и вызвать интерес к теме, сформировать ощущение ее значимости.50
4 – Тестирование полученных знанийПроверка усвоения нового материалаДать оценку тому, насколько хорошо участники усвоили новые знания, навыки20

В конце тренинга полезно провести опрос – что было полезно, эффективно, и собрать пожелания участников относительно дальнейшего изучения материала.

Важный момент

Для выявления предпочитаемых стилей и привычек обучения участников используются различные опросники (например, тест Хони и Мамфорда). Они помогают определить, какие элементы доминируют в процессе обучения, и, соответственно, как учащийся будет реагировать на методы и усилия ведущего тренинга.

Выделив представителей всех 4-х типов и опираясь на их реакции, можно облегчить взаимопонимание в группе. Для этого обучаемые разных типов должны стать «движущей силой» друг друга на соответствующих этапах тренинга. Пускай активисты своей неуемной энергией компенсируют нерасторопность мыслителей; склонные к экспериментированию прагматики придают практическую направленность заключениям теоретиков, а те подытоживают их работу.

Таким образом, цикл Колба – пример удобной и практичной модели, при использовании которой ни один участник тренинга не останется вне учебного процесса. Несложная к пониманию, она адаптирована к специфике восприятия именно взрослых обучаемых, отлично учитывает выработанные ими привычки обучения: активистам позволяет действовать, мыслителям – анализировать, теоретикам – строить концепции, а прагматикам – их внедрять.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *