стили обучения и преподавания

Стили преподавания — найди свой

стили обучения и преподавания. Смотреть фото стили обучения и преподавания. Смотреть картинку стили обучения и преподавания. Картинка про стили обучения и преподавания. Фото стили обучения и преподавания

Анна Колодина

Каждый учитель использует в своей педагогической деятельности уникальный стиль преподавания. Но так ли он уникален или их можно классифицировать?

стили обучения и преподавания. Смотреть фото стили обучения и преподавания. Смотреть картинку стили обучения и преподавания. Картинка про стили обучения и преподавания. Фото стили обучения и преподаванияСтили преподавания

Стиль преподавания — это устоявшаяся система педагогических методов, приёмов и средств реализации процесса преподавания. Каждый стиль отражает схему взаимоотношений учителя с учениками, способ саморегулирования, стиль общения и так далее.

В педагогике выделяется 3 стиля общения преподавателя с учеником. О них и пойдёт речь. Попробуйте определить, к какому типу преподавателя относитесь вы.

Авторитарный стиль преподавания

Коротко: учитель — мудрый мастер, а ученики — неопытные подмастерья.

Учитель не видит в учениках равноправных участников учебного процесса, а управляет ими. В такой системе координат учитель не считает нужным аргументировать, почему он прав в той или иной ситуации. Каждый ученик рассматривается учителем как белый лист, не имеющий никаких индивидуальных особенностей.

Такой учитель стремится контролировать даже мелкие действия учеников: ответы на уроке только по поднятой руке, внеурочные беседы, строгое молчание, когда учитель говорит, и так далее. В качестве инструментов воздействия используются приказы, поучения, запреты и ограничения.

Эмоциональный портрет такого учителя выглядит следующим образом: волевой человек с твёрдым характером и без лишних эмоций. Часто может наблюдаться неудовлетворённость своей деятельностью.

Такое поведение учителя зачастую приводит к тому, что ученики замыкаются в себе, теряют интерес к предмету и теряют последнюю надежду на доверительные отношения с педагогом. К педагогу они могут испытывать либо страх, либо ненависть, либо злость.

Пример: «Берем ручки, открываем тетрадки, записываем и не разговариваем!»

Демократический стиль преподавания

Коротко: учитель и ученики — на равных.

Педагог доброжелательно и терпеливо относится к своих ученикам, воспринимая каждого из них как самостоятельную личность. Учитель готов прислушиваться к мнениям учеников и уважать их выбор.

Отношения строятся на доверии и взаимной ответственности. Каждый понимает свои права и обязанности, а решения принимаются на основе конкретных аргументов. В качестве инструментов воздействия просьбы, советы. Присутствует ненавязчивый контроль за учениками. Однако для себя учитель всегда должен держать ситуацию под контролем, иначе есть риск уйти в либерально-попустительский стиль.

Эмоциональный портрет такого учителя выглядит следующим образом: понимающий и эмпатичный профессионал, любящий своё дело.

При такой форме взаимодействия у учеников с самого начала формируются чувство ответственности, логическое понимание своих действий и способность формировать собственное мнение. С учителем часто складываются уважительные и даже дружеские отношения.

Пример: «Ребята, предлагаю вам сейчас прочитать этот текст, потому что он поможет вам составить своё мнение о теме урока.»

Либерально-попустительский стиль преподавания

Коротко: учитель вообще не контролирует ситуацию.

Педагог часто в начале чувствует в себе энергию для активной работы, но через какое-то время она постепенно пропадает, тогда учитель пускает всё на самотёк. После плохих результатов учеников такой педагог может разозлиться (как на себя, так и на учеников) и резко стать строгим. Но ученики уже будут не готовы воспринимать такую манеру поведения. Скорее всего, он и сам для себя плохо разбирается в том, что происходит на занятии.

Отношения строятся на мнимой свободе. В качестве инструментов редко используется что-то на постоянной основе. А контроль носит хаотичный порядок.

Эмоциональный портрет такого учителя выглядит следующим образом: неуверенный в себе, возможно, недостаточно профессиональный человек, стремящийся перекинуть ответственность на других.

При этом стиле преподавания ученики сначала могут с радостью ощущать свободу, но в какой-то момент всё же неосознанно почувствовать необходимость систематизации процесса. Особенно это касается детей, которые в силу возраста пока ещё не могут сами себя контролировать и нуждаются в помощи старших. В результате ученики часто относятся к учителю снисходительно или даже с насмешкой.

Пример: «Прочитайте текст, а я пока пойду по своим делам в учительскую.»

Не стоит забывать, что выбор стиля преподавания зачастую зависит от личности педагога, специфики деятельности и иных предлагаемых учебным заведением условий. А также стили тесно связаны с методиками преподавания. О них мы уже писали:

Источник

Стили обучения

стили обучения и преподавания. Смотреть фото стили обучения и преподавания. Смотреть картинку стили обучения и преподавания. Картинка про стили обучения и преподавания. Фото стили обучения и преподавания

Случалось ли вам, что когда вы хотели выучить что-то предельно простое, то не могли понять самых ключевых идей? Или, например, вы хотели научить человека чему-нибудь, а он был не в состоянии понять даже простые вещи? Если так, то скорее всего дело в конфликте стилей обучения: ваши предпочтения не сочетались с предпочтениями учителя или лектора. В этом случае процесс обучения расстраивает обе стороны, а взаимопонимание находится на нулевом уровне.

Если вы знаете свой стиль обучения, вам будет легче обучаться самому. А когда узнаете стиль обучения своих подчиненных, то сможете эффективно под него подстраиваться.

Показатель стилей обучения

Одна из самых распространенных моделей обучения — это показатель стилей обучения, разработанный Ричардом Фелдером и Барбарой Соломан в конце 1980-х. Он был основан на модели обучения, предложенный ранее тем же Ричардом Федлером и Линдой Сильверманн.

Согласно этой модели, существуют четыре измерения в стилях обучения. В каждом из них есть две полные противоположности, так что в стилей обучения восемь.

Сенсорный — интуитивный

Люди сенсорного типа предпочитают иметь дело с конкретной, практической и процедурной информацией. Они в первую очередь обращают внимание на факты.

Интуитивные люди предпочитают концептуальную, инновационную и теоретическую информацию. Они во всем ищут смысл.

Визуальный — вербальный

Визуалы предпочитают графики, картинки и диаграммы. Они сосредоточены на визуальном предоставлении информации.

Вербальные люди предпочитают слушать и читать информацию. Они ищут объяснения при помощи слов.

Активный — рефлексивный

Активные ученики предпочитают манипуляции с объектами, физические эксперименты и учатся при помощи попыток. Они любят работать в группах.

Рефлексивные ученики любят все тщательно продумывать, оценивать риски и выбор и учиться при помощи анализа. Они любят решать проблемы самостоятельно.

Последовательный — глобальный

Последовательные ученики предпочитают получать информацию, представленную линейно. Они собирают информацию по кусочкам для того, чтобы увидеть общую картину.

Глобальные ученики предпочитают общую картину и систематический подход. Они первым делом смотрят на общую картину и только затем, если остается время, рассматривают частности.

Использование модели

Она поможет вам не только выяснить, какой стиль обучения предпочитаете вы, но и определить стиль обучения другого человека для того, чтобы объяснить ему что-либо.

Для развития своего стиля вам потребуется сделать три шага:

Шаг 1

Определите свои предпочтения для каждого стиля. Прочтите объяснение для всех стилей и выберите несколько таких, какие точно описывают ваши предпочтения.

Шаг 2

Проанализируйте полученную информацию и выявите те стили обучения, которые совершенно вам не подходят. Отметьте, в чем именно случилась разбалансировка. Почему вам не нравятся эти стили?

Шаг 3

Суть в том, что вам нужно подтянуть стили, которые вам не очень подходят, потому что порой мы не можем выбирать то, чего хотим и что любим. Поэтому не только улучшайте предпочитаемые стили, но и старайтесь подтянуть не очень любимые. Соблюдайте баланс.

Когда вы хотите кого-либо научить, прежде всего обращайте внимание на противоположные стили одного и того же измерения. Если вы поняли, что ваш ученик любит глобальный стиль обучения, а вы предпочитаете последовательный, то подстроиться должны именно вы. Помните, что важно не то, что вы сказали, а то, как это было воспринято.

Источник

Методическая разработка семинара для преподавателей на тему «Стили обучения и преподавания»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАМЧАТСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЕМИНАРА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

на тему: « Стили обучения и преподавания »

1.Оказание методической помощи при проведении и организации учебного процесса

2.Формирование и развитие методической культуры преподавателя

3. Оказание методической помощи молодым преподавателям

4.Развитие у студентов познавательной активности посредством применения во время образовательного процесса разнообразных стилей обучения и преподавания

1. Понятие стили обучения, классификация стилей

2.Понятие стили преподавания, классификация стилей

Приложение (разработка занятия )

Список используемых источников

Актуальность данной темы обусловлена тем, что усилено внимание общества к проблеме эффективного развития детей, смещением приоритета от знаниевой парадигмы к развивающей, которая отражена в государственном образовательном стандарте. Эти тенденции коренным образом предъявляют новейшие требования к личности педагога. Одним из таких требований является четкость социальной и профессиональной позиции педагога. Эта позиция не может не отразиться на стиле его педагогического руководства, на стиле обучения и преподавания. Стиль педагогического руководства воздействует как на учебные результаты его учеников, так и на психологические факторы учебной деятельности учащихся, стимулируя или наоборот, сдерживая их развитие. Стиль педагога непосредственно влияет на атмосферу эмоционального благополучия в коллективе, которая в свою очередь влияет на эффективность учебной деятельности.

Современная педагогическая литература представляет нашему вниманию огромное количество различных подходов к классификации приемов педагогического руководства, знакомя нас с разнообразными стилями обучения и преподавания. Несмотря на точто пока,на мой взгляд, не удается объективно вычленить наиболее эффективные из них, и пока нет серьезных доказательств преимуществ «подходящего» стиля обучения, это не означает, что нет смысла изучать и использовать в своей педагогической деятельности различные методы и приемы, в том числе и стили обучения и преподавания, в целях повышения эффективности усвоения обучающимися учебного материала.

В работе рассматриваются основные особенности влияние стиля педагогического обучения и преподавания на эффективность учебной деятельности учащихся. Также в рамках данной работы рассмотрены различные типы и виды стиля обучения и преподавания, дана их краткая характеристика, определены достоинства и недостатки стилей, а также методическая разработка имеет приложение урока (с использованием эмоционально-ценностного стиля), который апробирован и используется в личной педагогической деятельности.

1.Стили обучения , классификация стилей.

Стили обучения определяются доминированием определенной группы методов в общей системе методов и приемов обучения. Они выступают как способ отношения педагога к осуществляемой педагогической деятельности и общению.

эффективно развивает образное мышление ученика и эмоционально-нравственную сферу его личности, стимулирует к саморефлексии и самопознанию, самораскрытию творческих способностей и ценностного отношения к миру;

учит эмоциональному и диалогическому общению с человеком, сотрудничеству и взаимоуважению, признанию его самоценности.

Приложение (разработка урока по обществознанию).

2.Стили преподавания, классификация стилей.

Поскольку обучение включает в себя учение (студент) и преподавание (преподаватель), для формирования определенного стиля обучения необходимо наличие соответствующих стилей деятельности у студента и преподавателя. Остановимся на более подробном рассмотрении стиля преподавания.

Жизнь не отбирает в учителя людей с определенными свойствами, а заставляет каждого из них (еслион действительно стремится достичь высот профессионального мастерства) выработать в процессе преподавания свой стиль деятельности. Под индивидуальным стилем деятельности обычно понимается определенная система целесообразных способов действий, обусловленная особенностями нервной системы, благодаря которой люди с различными типологическими свойствами добиваются одинаково высоких результатов в деятельности, используя при этом разные приемы и способы работы, более всего соответствующие их индивидуальности.Значительные продвижения, в наполнении содержания понятия индивидуального стиля, сделаны психологами: от приемов установления учителем контакта с обучающимися до техники создания имиджа педагога, включая обучение педагога стилю общения и жестикуляции, вызывающей позитивные эмоциональные состояния учащихся.

При формировании индивидуального стиля существенны следующие моменты:

— поскольку индивидуальный стиль (ИС) деятельности является выражением индивидуальности человека в конкретной работе, то он не может быть ошибочным;

— ИС вырабатывается под влиянием общей цели деятельности и представлений субъекта об её успешности;

— наибольшая успешность деятельности обеспечивается благодаря выработанному ИС деятельности.

ИС формируется на протяжении длительного времени. Скорость его формирования у разных людей может быть различной, но в целом надо учитывать общие закономерности формирования ИС. Например, по данным, полученным в рамках возрастной психологии, стабилизация в карьере, предполагающая стабилизацию собственных стилей работы, происходит с 27 до 32 лет. Стихийное формирование стиля – это не только сознательный отбор учителем способов действий, соответствующих поставленным задачам урока и своим собственным возможностям, но и неосознанный учет своих задатков. Наиболее удобные способы действий вызывают чувство комфорта. Постепенно они осознаются и закрепляются в деятельности. Для успеха необходим свой путь решения профессиональной задачи. Каждый учитель ищет и с переменным успехом находит оптимальный способ деятельности, который лучше всего соответствует его природным данным.

В рамках учебного процесса, ориентированного на формирование ценностей и положительного эмоционального фона обучения, выделяют определенные стили деятельности педагога.

Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС). Объяснение учебного материала педагог с ЭИС строит логично и интересно, однако у него зачастую отсутствует диалогический контакт с учениками. Крометого, педагог ориентируется на ряд сильных учеников, обходя вниманием остальных. Учитель с ЭИС уделяет мало времени для контроля за освоением знаний учащимися; он не всегда может дать анализ проделанной работе. Вместе с тем такого учителя отличает высокая оперативность, использование целого арсенала разнообразных методов обучения. Он часто практикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания учащихся. По отношению к ученикам такой учитель чуток и проницателен.

Эмоционально-методичный стиль (ЭМС). Для учителя с ЭМС характерны ориентация на процесс и результат обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, контроль знаний и умений всех учащихся. Такого учителя отличает оперативность. Он часто меняет виды работ на уроке, использует богатый арсенал методических приемов, акцентируя внимание учеников на суть предмета, не злоупотребляя яркими, но поверхностными образами.

Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС ). Для учителя с РИС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, сочетание интуитивности и рефлексивности. Учитель отличается меньшей изобретательностью в выборе и варьировании методов обучения, он не всегда способен обеспечить высокий темп работы на уроке, однако предоставляет ученикам возможность детально оформить ответ. Учителя с этим стилем менее чувствительны к изменениям ситуаций на уроке, у них отсутствует самолюбование, им присуща традиционность и осторожность в поступках.

Рассуждающе-методичный стиль (РМС). Ориентируясь преимущественно на результаты обучения, и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель с РМС проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогического воздействия и взаимодействия с учениками. Высокая методичность сочетается со стандартным набором методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редкими коллективными обсуждениями. В процессе опроса такой учитель особое внимание уделяет слабым ученикам. В целом для него характерна рефлексивность, малая чувствительность к изменению ситуации на уроке, осторожность в действиях и поступках.

Такое деление на стили наблюдается, но существует проблема с точным определением стиля педагога.С точки зрения дидактического подхода реализация любого приема обучения представляет собой некоторыймикроэтап в деятельности учителя и учащихся, направленный на решение определенной частной задачи. Следует обратить внимание на то, что нельзя при изучениидидактической природы преподавания ограничиться рассмотрением совокупности приемов вне их связи с методом, иначе получится, что при таком рассмотрении приемы функционируют как набор действий вне системы.

Прием преподавания и соответствующий ему прием обучения представляют собой две составные части приема обучения, определяемого целями конкретного метода и закономерностями их достижения. Но поскольку использование каждого отдельного метода направлено на усвоение учащимися вполне определенного вида содержания образования (знания, опыта осуществления способов деятельности, опыта творческой деятельности, эмоционально-чувственного опыта отношения к миру), то прием обучения всегда подчинен усвоению какого-либо вида содержания путем достижения частных, вспомогательных целей того или иного метода.

Стиль может быть представлен как типичная для преподавателя система взаимодействия с учащимися.

В стиле педагогической деятельности проявляется:

1) специфика отношения к другим людям (авторитарный, демократический, либеральный стиль);

2) специфика к выполнению деятельности (импровизационный, ситуативный, технологический стиль);

3) специфика к результатам деятельности (инновационный, традиционный, продуктивный стиль);

4) специфика к восприятию себя и своей деятельности окружающими (уверенный, профессиональный, демонстрационный и др.);

5) специфика по отношению к возрасту (молодежный, традиционный и др.);

6) специфика по отношению гендерной позиции (мужской, женственный стиль);

Стиль педагога создает определенный эмоциональный фон во взаимодействии с учащимися, подчеркивает индивидуальность учителя. На стиль педагогического руководства оказывают влияние индивидуальные особенности учителя (тип восприятия, моторика, тип нервной системы, темперамент, развитие речи и т. п.),профессиональная подготовка, направленность, степень включенности в профессию, формирование стереотипов, привлекательность стиля деятельности и общения, сложившегося вследствие жизнедеятельности других людей, окружающей среды. В обучении всегда присутствуют два компонента: содержание и стиль. Содержание определяет круг вопросов и проблем, по поводу которых может разворачиваться общение, стиль же указывает на то, как взаимодействуют преподаватель и обучающиеся. Из этих двух составляющих и формируется педагогическое мастерство.

Методическая разработка урока

Тема: «Глобализация. Глобальные проблемы».

Цель: показать противоречия современного мира, выявить психоэмоциональное отношение к глобальным проблемам современности, определить возможные пути решения и выхода из глобальных проблем.

Тип урока: комбинированный.

Основные категории и понятия: глобализация мира, глобальные проблемы.

1. Глобализация мирового хозяйства. Последствия глобализации?

2. Глобальные проблемы современности. Классификация глобальных проблем.

3. Экологический кризис.

4. Проблемы войны и мира в современных условиях.

5. Проблема «Север – Юг».

I. Изучение нового материала.

1. Терминологическая работа.

– Как вы думаете, что означает термин «целостность мира»? В чем проявляется целостность мира? Что такое глобализация?

Глобализация – распространение действия определенного фактора в ряде стран за пределами какой-либо государственной территории, во всемирном масштабе.

Глобализация – процесс усиления интеграционных связей между отдельными людьми, организациями и государствами, способствующий взаимосвязи между ними.

2. Работа в группах:

I группа – доказать, что глобализация играет положительную роль;

II группа – негативные последствия глобализации.

Рассмотрение вопроса о глобальных проблемах.

– Что такое глобальные проблемы? Каковы причины глобальных проблем?

I группа – определяет пути предотвращения новой мировой войны;

II группа – находит пути преодоления экологического кризиса и его последствий;

III группа – ищет направления сокращения разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами третьего мира;

IV группа – определяет, как стабилизировать демографическую ситуацию на планете;

V группа – обсуждает проблему охраны здоровья и предотвращения распространения СПИДа и наркомании;

VI группа – рассматривает проблему и определяет пути возрождения культурных и нравственных ценностей;

VII – определяет причины и цели международного терроризма и определяет способы борьбы с ним.

II. Закрепление. Рефлексия. Будущее современной цивилизации? Ваше отношение к сложившейся ситуации.

Домашнее задание: § 7. стр.54-59 (Кравченко А.И.)

Список используемых источников

Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство » Питер»,2000. 304 с.

Величко В.В., Карпиевич Д.В., Карпиевич Е.Ф., Кирилюк Л.Г. “Инновационные методы в гражданском образовании”, Минск, “Медисонт”, 2001 г., с 49 – 53

Журнал “Школьные технологии”, № 5, 1998 г. с 212- 216, статья Дмитриева Г.Д. “Всем сестрам по серьгам, или Учебный стиль ученика: как с ним работать?”

Источник

Консультация педагогам «Стили педагогической деятельности»

стили обучения и преподавания. Смотреть фото стили обучения и преподавания. Смотреть картинку стили обучения и преподавания. Картинка про стили обучения и преподавания. Фото стили обучения и преподавания Элина Агапова
Консультация педагогам «Стили педагогической деятельности»

«СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка, является стиль общения, присущий воспитателю. Стиль педагогической деятельности можно определить как приемы воспитательного воздействия, проявляющиеся в типичном наборе требований и ожиданий соответствующего поведения воспитанников. Он воплощается в характерных формах организации деятельности и общения детей и имеет соответствующие способы реализации отношения педагога к личности ребенка, связанные с достигнутым уровнем профессионально-педагогической деятельности.

Зависят стили педагогической деятельности от нескольких факторов – как от самой деятельности, так и от ее субъектов, то есть воспитанников. Стиль в очень большой степени обусловлен индивидуальными особенностями личности преподавателя.

В современной педагогике стили педагогической деятельностивыделяются следующие:

Авторитарный стиль педагогической деятельности

Педагог считает своих воспитанников объектами воздействия, а не равноправными партнерами в деятельности. Отделяет себя как от учебного коллектива, так и от каждого ребенка в отдельности.

Основные его методы воздействия на обучаемых – поучение, приказ, выполнение своих заданий такой педагог контролирует всегда самостоятельно и довольно жестко, причем не всегда достаточно корректно. От воспитанников им нужно полное и беспрекословное подчинение. А причины своих приказов, запретов, ограничений и разрешений объяснять и уж тем более объяснять они не считают нужным.

Педагоги с авторитарным стилем деятельности зачастую эмоционально холодны, это волевые люди с твердым характером. При этом у очень многих наблюдается неудовлетворенность своей профессиональной деятельностью.

При таком стиле воздействия страдают воспитанники. Они становятся замкнутыми, контакта с педагогом не устанавливается, что ухудшает успеваемость детей, их желание постигать новое. Большинство детей теряют уверенность в себе и самостоятельность, нередки проявления агрессии.

Демократический стиль педагогической деятельности

Такой стиль попросту не возможны без любви воспитанников к детям, его высоких нравственных качеств, профессионализма. Все это является залогом успешного развития детской личности.

Такой педагог доброжелателен к своим воспитанникам, терпелив и терпим, он как раз стремится построить отношения субъект-субъект. Старается создать деловую и вместе с тем теплую, спокойную атмосферу. Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба.

Самостоятельность в детях педагоги демократического стиля очень ценят, многие вопросы решают с учениками, зачастую доверяя им самим делать выбор и отстаивать свое мнение. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость,но и личностные качества уче-ников При этом речь не идет о безразличии: права детей не ущемляются, но они четко понимают, какие обязанности на них возложены, существует ненавязчивый контроль.

У учителей с демократическим стилем руководства школьники чаще испытывают состояния спокойной удовлетворенности, высокой самооценки. Учителя с этим стилем больше обращают внимание на свои психологические умения. Для таких учителей характерны большая профессиональная устойчи-вость, удовлетворенность своей профессией.

Либерально-попустительский стиль педагогической деятельности

Это в первую очередь непрофессионализм и недисциплинированность педагога. Он нерешителен, колеблется, неуверен в себе. Инициативу он передает учащимся и коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания.

Выделяются и другие стили деятельности учителей. А. К. Маркова и А. Я. Никонова разделили их на четыре вида.

Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС)

Учителя с ЭИС отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Объяснение нового материала такой учитель строит логично, интересно, однако в процессе объяснения у него часто отсутствует обратная связь с учениками.

Во время опроса учитель с ЭИС обращается к большому числу учеников, в основном сильных, интересующих его, опрашивает их в быстром темпе, задает неформальные вопросы, но мало дает им говорить, не дожидается, пока они сформулируют ответ самостоятельно.

Для учителя с ЭИС характерно недостаточно адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. Для отработки на уроке он выбирает наиболее интересный учебный материал; менее интересный материал, хотя и важный, он оставляет для самостоятельного разбора учащимися.

В деятельности учителя с ЭИС недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся.

Учителя с ЭИС отличает высокая оперативность, использование большого арсенала разнообразных методов обучения. Он часто практикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания учащихся.

Для учителей с ЭИС характерна интуитивность, выражающаяся в частом неумении проанализировать особенности и результативность своей деятельности на уроке.

Вы обладаете многими достоинствами: высоким уровнем знаний, артистизмом, контактностью, проницательностью, умением интересно преподать учебный материал, увлечь учеников преподаваемым предметом, руководить коллективной работой, варьировать разнообразные формы и методы обучения. Ваши уроки отличает благоприятный психологический климат.

Однако Вашу деятельностьхарактеризуют и определенные недостатки: отсутствие методичности (недостаточная представленность в Вашей деятельности закрепления и повторения учебного материала, контроля знаний учащихся). Возможно недостаточное внимание к уровню знаний слабых учеников, недостаточная требовательность, завышенная самооценка, демонстративность, повышенная чувствительность, что обусловливает Вашу чрезмерную зависимость от ситуации на уроке.

В результате у Ваших учеников стойкий интерес к изучаемому предмету и высокая познавательная активность сочетаются с непрочными знаниями, недостаточно сформированными навыками учения.

-Несколько уменьшить количество времени, отводимого объяснению нового материала;

-В процессе объяснения тщательно контролировать, как усваивается материал (для этого через определенные промежутки времени можно обращаться к учащимся с просьбой повторить сказанное или ответить на вопросы).

-Никогда не переходите к изучению нового материала, не будучи уверенным, что предыдущий усвоен всеми учениками.

-Внимательно относитесь к уровню знаний слабых учеников.

-Тщательно отрабатывайте весь учебный материал, уделяя большое внимание закреплению и повторению. Не бойтесь и не избегайте «скучных» видов работы – отработки правил, повторения.

-Старайтесь активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а вызвать у них интерес к особенностям самого предмета.

-Во время опроса больше времени отводите ответу каждого ученика, добивайтесь правильного ответа,никогда не исправляйте сразу ошибки: пусть ошибившийся сам четко сформулирует и исправит свой ответ, а Вы помогайте ему уточнениями и дополнениями. Всегда давайте подробную и объективную оценку каждому ответу.

-Повышайте требовательность. Следите, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно, без подсказок и подглядывания.

-Старайтесь подробно планировать урок, выполнять намеченный план и анализировать свою деятельность на уроке.

Эмоционально-методический стиль (ЭМС)

Для учителя с ЭМС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью.

Ориентируясь как на процесс, так и на результаты обучения, такой учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся (как сильных, так и слабых, в его деятельности постоянно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся.

Такого учителя отличает высокая оперативность, он часто меняет виды работы на уроке, практикует коллективные обсуждения.

Используя столь же богатый арсенал методических приемов при отработке учебного материала, что и учитель с ЭИС, учитель с ЭМС в отличие от последнего стремится активизировать детей не внешней развлекательностью, а прочно заинтересовать особенностями самого предмета.

Вас отличают очень многие достоинства: высокий уровень знаний, контактность, проницательность, высокая методичность, требовательность, умение интересно преподать учебный материал, умение активизировать учеников, возбудив у них интерес к особенностям предмета, умелое использование и варьирование форм и методов обучения.

В результате у Ваших учащихся прочные знания сочетаются с высокой познавательной активностью и сформулированными навыками ученика.

Однако Вам свойственны и некоторые недостатки: несколько завышенная самооценка, некоторая демонстративность, повышенная чувствительность, обусловливающие Вашу излишнюю зависимость от ситуации на уроке, настроения и подготовленности учащихся.

-Меньше говорить на уроке, давая возможность в полной мере высказаться Вашим учащимся, не исправлять сразу неправильных ответов, а путем многочисленных уточнений, дополнений, подсказок добиваться, чтобы опрашиваемый сам исправил и оформил свой ответ. Собственные формулировки предлагайте лишь тогда, когда это действительно необходимо.

-По возможности старайтесь проявлять больше сдержанности.

Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС)

Для учителя с РИС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса.

По сравнению с учителями эмоциональных стилей учитель с РИС проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения, относительное время спонтанной речи его учащихся во время уроков меньше, чем на уроках у учителей с эмоциональным стилем.

Учитель с РИС меньше говорит сам, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем (посредством подсказок, уточнений и т. д., давая возможность отвечающим детально оформить ответ.

Вы обладаете очень многими достоинствами: высоким уровнем знаний, контактностью, проницательностью, требовательностью, умением ясно и четко преподать учебный материал, внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, объективной самооценкой, сдержанностью.

У Ваших учащихся интерес к изучаемому предмету сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками учения.

Однако, Вашу деятельностьхарактеризуют и определенные недостатки: недостаточно широкое варьирование форм и методов обучения, недостаточное внимание к постоянному поддержанию дисциплины на уроке.

Вы много времени отводите ответу каждого ученика, добиваетесь, чтобы он детально сформировал свой ответ, объективно оцениваете его, что повышает эффективность Вашей деятельности. В то же время подобная манера ведения опроса обусловливает некоторые замедленные темпы урока. Этот недостаток можно компенсировать, шире используя разнообразные методы работы.

-Чаще практиковать коллективные обсуждения, проявлять больше изобретательности в подборе увлекающих учащихся тем.

-Проявлять больше нетерпимости к нарушениям дисциплины на уроке. Сразу и строго потребуйте тишины на каждом уроке, и в конечном счете Вам не придется делать такого количества дисциплинарных замечаний.

Рассуждающе-методичный стиль (РМС)

Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель с РМС проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности.

Высокая методичность (систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля знаний учащихся) сочетается с малым, стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проведением коллективных обсуждений.

В процессе опроса учитель с РМС обращается к небольшому количеству учеников, давая каждому много времени на ответ, особое время уделяя слабым ученикам. Для учителя с РМС характерна в целом рефлексивность.

Вы обладаете многими достоинствами: высокой методичностью, внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, высокой требовательностью.

Однако Вашу деятельностьхарактеризуют и определенные недостатки: неумение постоянно поддерживать у учеников интерес к изучаемому предмету, использование стандартного набора форм и методов обучения, предпочтение репродуктивной, а не продуктивной деятельности учащихся, нестабильное эмоциональное отношение к учащимся.

В результате у Ваших учащихся сформированные навыки учения и прочные знания сочетаются с отсутствием интереса к изучаемому предмету. Пребывание на Ваших уроках для многих из них томительно и не всегда интересно. На Ваших уроках нередко отсутствует благоприятный психологический климат.

Шире применять поощрения хороших ответов, менее резко порицать плохие. Ведь от эмоционального состояния Ваших учащихся в конечном счете зависят и результаты их обучения.

Постарайтесь расширить свой арсенал методических приемов, шире варьировать разнообразные формы занятий. Если Вы преподаете иностранный язык,не ограничивайтесь лишь репродуктивными видами работы: заучиванием наизусть текстов, зазубриванием правил. Если Вы будете использовать только их, то Ваши учащиеся потеряют интерес к предмету, а самое главное – их будет отличать слабая ориентация в языке.Старайтесь использовать различные упражнения для активизации навыков речи: ситуативные диалоги, языковые игры, песни, стихотворения, диафильмы.

Если Вы преподаете гуманитарные предметы, почаще практикуйте коллективные обсуждения, выбирайте для них темы, которые могут увлечь учащихся.

Консультация для педагогов «Диагностика уровня саморазвития в профессионально-педагогической деятельности» Саморазвитие личности – это популярная тема сегодняшней практической психологии. Подлинное личностное саморазвитие – это если всё, что узнали,.

Консультация для педагогов «Аналитическая деятельность педагога при планировании педагогической деятельности» Консультация для педагогов по теме «Аналитическая деятельность педагога при планировании педагогической деятельности» Гордина А. М. Единственный.

Консультация для родителей «Стили семейного воспитания» Уважаемые родители, воспитывая детей, необходимо учитывать следующие особенности, о которых пойдёт речь в этой статье «Стили семейного воспитания».

Памятка педагогам по проектной деятельности Памятка педагогам ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Проектная деятельность педагогов ДОО является одним из методов развивающего обучения и самообразования;.

Самоанализ педагогической деятельности Самоанализ педагогической деятельности.. Я, Карачина Светлана Петровна- воспитатель МБДОУ №1 «Берёзка» п. Орловский Ростовской области.

Самоанализ педагогической деятельности В условиях внедрения ФГОС ДО и модернизации дошкольного образования, особое значение, на мой взгляд, приобретает гармонизация повышенных.

Самоанализ педагогической деятельности воспитателя В течение 2017 – 2018 учебного года весь образовательный процесс с детьми я строила в соответствии с программой «От рождения до школы» под.

Презентация «Система педагогической деятельности» Целью моей педагогической деятельности является, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,.

Консультация «Возникновение и становление педагогической профессии. Имидж современного педагога» «Имидж современного педагога» Государственная должность. состоящая во всевозможном попечении и воспитании мальчиков и девочек. — эта.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *