стили обучения в тренинге

Стили обучения: виды обучения в тренинге

Стили обучения: виды обучения в тренинге

От чего зависит эффективность проводимого обучения? Во многом от того, насколько эффективно тренеры учитывают предпочтения участников и адаптируют свои программы в соответствии с их ведущими стилями обучения. При заказе тренинга может быть риск того, что тренер выберет не верный стиль в отношении группы, и при этом будет пытаться чему то научить участников. Рассмотрим этот вопрос подробнее, чтобы тренинги для ваших сотрудников всегда были максимально полезны.

На чем же основываются стили обучения? Большой клад в обучение взрослых людей сделал Карл Роджерс, известный своей теорией консультирования клиентов, и он же является одним из пионеров, которые помогли перенести ориентированные на участников стили обучения из психотерапи и психологии в область образования. Позднее, на основе этого даже появился такой термин как «дифференцированное обучение», предназначенный для описания «обучения, позволяющего учесть различные способы восприятия нового». С годами этот термин изменился, но его суть все та же: внедрение разнообразных стилей обучения для обеспечения того, чтобы все учащиеся имели равную возможность осваивать необходимые для бизнеса навыки в короткие сроки.

Стиль обучения через задавание вопросов

В качестве примеря рассмотрим стиль обучения при помощи вопросов. В отличие от традиционных лекций, стиль обучения через вопросы помогает актуализировать имеющийся опыт участников, и при этом побуждает их самих находить решения. Стилем обучения через вопросы прославился Сократ, а данный стиль обучения иногда так и называют «Обучение метод Сократа», т.е. это метод, Сократа, основывающийся на проведении диалога между двумя и более индивидуумами (либо тренером и группой), для которых истина и знания не даны в готовом виде, а представляют собой проблему и предполагают поиск. Этот метод часто подразумевает дискуссию, в которой собеседник, отвечая на заданные вопросы, высказывает суждения, обнаруживая свои знания или, напротив, своё неведение. Такие дискуссии хорошо зарекомендовали себя в практике наставничества.

Бывает так, что в процессе использования стиля обучения через вопросы, тренер и участник меняются местами. Есть определенные типы участников, которым не подходит лекционная подача материала, но зато они гораздо быстрее учатся и обгоняют других, когда у них есть возможность задавать свои точные и конкретные вопросы и получать ответы. Иногда, когда не очень опытные тренеры получают постоянные вопросы от участников они переходят в режим защиты, и ведут себя так, словно участник пытается проверить глубину знаний тренера. Однако, если мы рассматриваем вопросы как возможность обучения как для участника, так и для тренера, мы начинаем понимать, что информация, доносимая тренером могла быть неверно истолкована, или недостаточна и что участник просто просит ясности, чтобы избежать недоразумений и / или ошибок. Отзывы участников помогают тренерам изменить инструкцию, чтобы сделать информацию более и понятной. Участники сами научат вас, как их учить, а это означает, что учащиеся Вам доверяют, как тренеру, и подсказывают как их учить наилучшим образом. Поэтому тренеры должны быть гибкими с использованием любого стиля обучения, и ориентироваться прежде всего на реакцию группы.

Различия в восприятии и типы участников тренингов

При разработке учебных программ, стили используемые в онлайновом или офлайном формате обучения, также имеют решающее значение для достижения учебных целей. Способ, которым инструкторы передают информацию учащимся, может и повлияет на результаты обучения обучаемых. Поскольку в каждом бизнесе есть разные типы учащихся, тренеры должны использовать сочетание различных стилей обучения, включая словесный компонент (слуховой), визуальный компонент (визуальная графическая иллюстрация и / или видео), письменные инструкции и вопросы, которые четко написаны и понятны всем зрителям, а также практические (кинестетические) возможности, когда участники могут сразу применить то, что они учатся в игровых ситуациях.

В конце любой учебной программы участники должны иметь возможность перейти от применения теории к практике. Важно внедрить такие методики обучения, которые предоставят учащимся готовые теоретические рамки, которые они могут взять за основу для использования в реальной жизни.

Компоненты планирования обучения

Традиционно при подготовке обучения используются три важных момента, которые следует учитывать при выборе и адаптации любой учебной программы:

1. Профессионализм участников (опыт работы, текущий уровень навыков)

2. Мотивация участника (заинтересованность, ожидания, система мотивации в компании)

3. Профиль участника (его опыт и индивидуальные особенности)

Тренеры могут проводить предварительную оценку, анкетирование или опросы участников до начала первого дня тренинга, чтобы помочь определить их готовность, интерес и профиль каждого сотрудника.

На основе этого тренер готовит обучения учитывая следующие параметры:

1. Содержание: чему учащийся должен учиться и каким образом до него лучше донести ту или иную информацию, либо развить тот или иной навык.

2. Процесс: последовательность заданий и упражнений, в которых будут работать учатстники, и которые помогут им в достижении целей обучения (т.е. помогут ему или ей понять или освоить контент).

3. Методы/Теория/Наполнение: такие ключевые идеи, блоки, модели, технологии заложит тренер в данный тренинг.

5. Закрепление результатов

Диверсификация обучения с использованием различных стилей обучения, таких как учебные / реальные видеоролики, графические схемы, практические занятия, совместные рабочие группы для обучения по принципу «равный-равному» и устные и письменные задания, связанные с должностными обязанностями, и многие другие инструменты, позволяющие задействовать весь спектр стилей обучения, как раз и позволяют максимально задействовать все разнообразие индивидуальностей в тренинговой группе, и донести материал до каждого участника наилучшим образом.

Планируете заказать корпоративное обучение для персонала вашей компании? Напишите нам и получите коммерческое предложение на проведение тренинга:

Источник

Стили обучения тренинга

Стили обучения для тренера
Каждый тренер имеет свои личностные особенности и склоняется к одному из ниже представленных стилей обучения.

Директор (прагматик). Жесткий, даже где-то авторитарный стиль: полное и безоговорочное подчинение тренеру группы. Крайне эффективен при обучении торгового персонала, когда необходимо в очень короткий срок добиться максимально возможного результата. Такой стиль применяется также, когда речь идет о работе тренеров в паре: в этом случае один из тренеров выступает в роли строгого учителя. Разумеется, не используются на тренингах с топ-персоналом.

Независимый эксперт (наблюдатель). Данный стиль обучения очень схож с прагматиком: тренер ведет себя достаточно четко и строго, но уровень эмоциональных отношений приближается к стилю деятеля. Тренер-наблюдатель направляет и оценивает. Этот стиль незаменим на тренингах командообразования, обучения разрешению конфликтов, управления, а также проведения многочасовых или многодневных деловых игр, когда необходима объективная оценка. Данный стиль универсален и может быть использован на тренингах с сотрудниками любого уровня.

Три составляющие характера тренера, которые позволяют ему быть эффективным в работе, какой бы стиль он ни выбрал:
■ постоянное развитие и совершенствование;
■ открытость и готовность помогать другим людям в достижении успеха;
■ удовольствие от общения с разными людьми, не только на тренинге.

Успешные тренеры всегда:
■ энергичны;
■ оптимистичны;
■ уважают себя и других.

Разумеется, тренер не должен преследовать «скрытых» целей проведения тренинга (под скрытыми целями я подразумеваю негативную или иную провокацию участников, то есть вызов раздражения у слушателей и последующую эмоциональную реакцию для достижения необходимого тренеру эффекта).

Правила поведения тренера
Существует несколько правил поведения тренера:

2. Любой тренинг следует начинать в назначенное время. Этим тренер демонстрирует, что ценит время участников и свое время. Практические рекомендации о том, что делать с опоздавшими или систематически опаздывающими, подробнее представлены в разделе «Начало и первая часть».

7. Всегда руководствуйтесь «правилом трех»:

Правило трех для тренера:

Правило II
■ В усвоении материала участниками выделяют три фазы: «размораживание», «изменение», «замораживание».
■ Участники проявляют три вида активности, которые необходимо чередовать:
• познавательная: восприятие информации, анализ услышанного, работа с раздаточным материалом;
• коммуникативная: задавание вопросов, обмен мнениями, участие в презентациях, ролевых играх;
• физическая: выполнение упражнений, связанных с активными упражнениями («веревочные» курсы, игры на командообразование, задания, связанные на отработку слаженной работы в коллективе).

■ Участники нуждаются в трех перерывах при длительности
тренинга шесть и более часов.

Источник

17 стилей обучения и их характеристики

стили обучения различные способы, которыми каждый человек может приобрести знания, навыки и отношения. Хотя существует множество различных теорий по этому предмету, все они характеризуются защитой идеи о том, что разные стили обучения можно классифицировать на несколько категорий..

Вопреки защитникам традиционной модели образования, которая считает, что все студенты учатся одинаково, сторонники теорий стиля обучения считают, что обучение будет более эффективным, если оно адаптируется к индивидуальным характеристикам каждого учащегося..

стили обучения в тренинге. Смотреть фото стили обучения в тренинге. Смотреть картинку стили обучения в тренинге. Картинка про стили обучения в тренинге. Фото стили обучения в тренинге

Несмотря на доказательства того, что каждый человек предпочитает тот или иной метод обучения, вряд ли есть какие-либо исследования, которые продемонстрировали бы преимущества использования разных стилей обучения. Некоторые критики даже заходят так далеко, что говорят, что нет никаких доказательств преимущества адаптации к стилям обучения учащихся..

Тем не менее, большое количество учебных центров всех видов начали принимать теорию стилей обучения в последнее время.

Таким образом, знания в этой области постепенно увеличивались, пока в настоящее время не появилось большое разнообразие существующих моделей..

Список моделей по стилям обучения

Предполагается, что с момента появления первых моделей индивидуального обучения в 70-х годах было создано почти сто теорий о стилях обучения..

В этой статье мы увидим самые известные. Среди всех теорий / моделей они составляют 17 различных стилей обучения.

Теория множественного интеллекта

Теория множественного интеллекта является когнитивной и обучающей моделью, которая характеризуется защитой идеи о том, что нет единого общего фактора интеллекта. Напротив, его сторонники считают, что каждый человек выделяется более или менее в семи различных типах интеллекта.

Обычно описываются семь типов интеллекта:

Модель Дэвида Колба

Модель стилей обучения Дэвида Колба основана на его теории эмпирического обучения, опубликованной в 1984 году. Основная идея обеих теорий заключается в том, что обучение можно измерять по двум полюсам..

Хотя модель Колба началась с идеи, что все люди способны использовать четыре стиля обучения в определенный момент времени, он позже понял, что каждый из нас имеет тенденцию использовать способ приобретения знаний. Таким образом, я создаю четыре категории, по одной для каждого из стилей обучения вашей модели:

Этот стиль получил свое название в связи с теорией дивергентного мышления. Эта теория защищает то, что в то время как большинство людей видят только прямое решение каждой проблемы, некоторые могут думать по-другому и генерировать новые идеи..

Люди с различными стилями обучения, как правило, очень креативны, с большим интересом к приобретению знаний и искусством. Им также нравится работать в команде и узнавать о разных точках зрения.

Те, кто принадлежит к этому стилю обучения, обычно чувствуют себя более комфортно, если им дают хорошее логическое объяснение любого явления. В этом смысле идеи и концепции особенно важны для них, и они могут собирать и организовывать большие объемы информации..

В общем, люди с ассимиляционным стилем обучения не слишком беспокоятся о других, предпочитая вместо этого абстрактные идеи. Они обычно не ищут полезности своих идей, но внутренней логики и чистого знания.

Эти типы людей, как правило, специализируются в научных и информационных областях, где они могут разрабатывать свои собственные теории.

Его главной заботой является приобретение практических знаний. Они больше ориентированы на решение проблем или технических задач, чем на социальные вопросы или межличностные отношения. Они обычно очень хороши в задачах, связанных с технологией.

Ашеры, как правило, предпочитают полагаться на свои чувства и инстинкт, а не на логическое размышление. Они также предпочитают применять практический подход, полагая, что информация должна служить решению проблем, а не самоцелью. Этот стиль является наиболее распространенным в популяции, по мнению автора модели.

VARK модель

Модель VARK (для аббревиатуры на английском языке «Visual, Auditory, Reading и Kinesthetic») представляет собой теорию обучения, основанную на работе Уолтера Барба, а затем расширена учеными нейро-лингвистического программирования (NLP)..

Основная идея заключается в том, что у каждого человека есть преобладающее чувство, которое он использует чаще для получения информации и связи с миром. Сначала рассматривались только три возможности (зрение, слух, эмоции и ощущения), но позднее чтение было добавлено в качестве четвертого стиля обучения..

Хотя модель также служит для объяснения определенных личностных различий между людьми, принимающими каждый из стилей, в настоящее время она в основном используется для изучения того, как каждый из них лучше усваивает информацию..

Четыре стиля обучения этой модели следующие:

Когнитивная модель

В 1974 году психологи Энтони Граш и Шерил Рихманн разработали эту модель стилей обучения. Они были основаны на идее, что каждый человек обрабатывает информацию по-разному.

В отличие от других моделей, авторы этой модели делят стили обучения на адаптивные и неадаптивные. Таким образом, они разработали тест для определения стиля обучения каждого человека таким образом, чтобы они могли помочь ему изменить его, если он не был среди положительных..

Шесть стилей, рассматриваемых в этой теории, следующие:

Модель NASSP

Эта модель стилей обучения основана на работе Национальной ассоциации институциональных директоров (NASSP). В 80-х годах они провели несколько исследований различных стилей обучения с целью создания более эффективных и действенных образовательных программ..

Исследователи разделили стили обучения на 3 измерения и 31 переменную, которые служили для классификации студентов по различным группам. Таким образом, идея состояла в том, что они смогут адаптировать свой метод обучения к потребностям каждого учащегося..

Эта модель была основана на большом количестве предыдущих исследований, как, например, в модели VARK, в теориях мотивации и даже в психобиологических теориях о циркадном ритме людей..

Модель основана на индивидуальных различиях в трех разных измерениях:

В этом смысле разработчики модели NASSP были в числе тех, кто учел большинство факторов при создании своей теории. В настоящее время созданный ими тест по-прежнему используется для определения наилучшего способа обучения студентов, особенно в Соединенных Штатах..

Источник

Стили руководства тренеров. Чем тренеры отличаются друг от друга

В настоящее время считается общепризнанным то, что тренеры отличаются один от другого не только результатами своих воспитанников, но и теми методами, с помощью которых достигаются эти результаты. Оценка тренеров показывает, что в структуре их личности имеются существенные отклонения от идеала и могут явно преобладать те или иные качества, накладывающие отпечаток на тренерскую деятельность. Наиболее полно личность тренера, как и любого руководителя, определяется стилем его руководства, в связи с чем в настоящее время выделены относительно контрастные стили руководства.

Авторитарный стиль

Авторитарный стиль руководства командой характеризуется прежде всего тем, что тренер принимает решение единолично без учета мнения спортсменов. Он не терпит возражений, категоричен в суждениях, требует от подчиненных пунктуального выполнения указаний, оставляя минимум возможностей для проявления их личной инициативы, не передает своих полномочий.

Длительное использование в своей работе авторитарного стиля создает специфический психологический климат в команде, который отличается постоянной напряженностью, слабыми межличностными связями спортсменов. Под воздействием такого стиля работы может сформироваться авторитарный тип личности тренера, который будет стремиться к авторитарности везде — на занятиях, на заседаниях федерации и тренерских собраниях, при подборе подчиненных и т. д., в связи с чем он будет действовать часто в условиях психологического барьера, возникающего между ним и другими тренерами и спортсменами. Тренер такого типа часто отличается и в обыденном поведении неприветливостью, излишней озабоченностью, недовольством, постоянным предъявлением претензий к окружающим.

Авторитарный стиль руководства спортивной командой или группой целесообразно использовать в определенных ситуациях, а именно: в командах, среди членов которой имеется значительное число агрессивных спортсменов; в случаях, когда в команде или группе отсутствуют порядок и дисциплина, запущена воспитательная работа; в экстремальных ситуациях, требующих максимального напряжения сил команды.

Демократический стиль

Демократический стиль руководства спортивной командой характеризуется тем, что тренер рассматривает спортсменов как активных участников и реализаторов своих концепций, идей, замыслов. В связи с этим он не занимается мелочной опекой, а четко формулирует основные цели, определяет задачи, показывает варианты их решения, предоставляя спортсмену реальную возможность проявления собственной инициативы.

Для демократического стиля руководства командой характерны также постоянное внимание к вопросам воспитательной работы, опора на лидеров, на спортивную активность, передача части полномочий капитану, и т. д.

Базой для демократического стиля руководства является, с одной стороны, высокий уровень личностных и профессиональных качеств тренера, использование им научных принципов социального управления. С другой стороны, этот стиль руководства требует от команды определенного уровня социальной зрелости.

Спортивная команда, воспитанная на основе принципов демократического руководства, отличается сплоченностью, сознательностью, самодисциплиной, творческой активностью, способностью самостоятельно решать самые трудные задачи в условиях тренировки и соревнований

Либеральный стиль

Либеральный стиль руководства спортивной командой определяется прежде всего тем, что тренер минимально вмешивается в процесс тренировки, играя зачастую лишь роль посредника между спортсменами и другими работниками клуба решая в основном организационные вопросы.

Базой для такого стиля руководства является, с одной стороны, достаточно высокий уровень подготовки спортсмена, его компетентность, а с другой — неспособность тренера по тем или иным причинам выйти на уровень действительного руководства. В качестве основных причин такого явления можно назвать нежелание тренера повышать уровень своей компетентности, а также «мягкость» его характера. Тренер-либерал, как правило, не способен достаточно долгое время удержать руководство командой на должном уровне и обычно рано или поздно попадает под влияние своих подчиненных или команды. Опасность либерального стиля руководства в спорте заключается в том, что объект управления (спортсмен или команда) становятся субъектом и начинают навязывать свою волю не только тренеру, но и спортивному клубу. В этой ситуации команда постепенно может превратить свою спортивную деятельность из средства решения социальных задач в средство достижения личных целей.

В целом либеральный стиль руководства в спорте следует признать как недостаточно эффективный. Он скорее пригоден для работы в сфере физической культуры в занятиях с группами здоровья, выходного дня, общей физической подготовки и т. д.

Манипулирование

Манипулирование как стиль руководства спортивной командой характеризуется: непостоянством социальной ориентации тренера относительно того или иного спортсмена, неопределенностью статусов и ролей спортсменов в команде, явным преобладанием в оценке деятельности спортсменов субъективной позиции тренера, неопределенностью спортивного будущего запасных. Тренер-манипулятор всегда стремится создать в команде состояние неопределенности, личной зависимости каждого спортсмена от его воли и желания, сознательно блокируя и подавляя наиболее самостоятельных спортсменов и поощряя реактивную структуру поведения.

Базой для такого стиля руководства являются: низкий уровень сознательности и профессиональной компетентности тренера, эгоцентризм, отсутствие должного контроля его работы со стороны администрации, пренебрежение вопросами политико-воспитательной работы спортсменов и тренеров.

Манипулирование как стиль руководства приводит к росту психической напряженности в команде, приспособленчеству, постоянным межличностным конфликтам.

Итоги

Если спросить у спортсменов, каким вы видите идеального тренера, то наиболее популярными качествами будут: эмоциональная устойчивость, общительность, высокий уровень интеллекта, предприимчивость, стремление к новаторству, самостоятельность, справедливость.

В практике тренерской деятельности в «чистом» виде указанные стили руководства встречаются весьма редко, обычно наблюдается преобладание черт того или иного стиля.

Формирование рационального стиля руководства спортивной командой — трудное дело, требующее от тренера постоянной работы по воспитанию спортсменов, самообразованию и самовоспитанию.

Источник

Методическая разработка семинара для преподавателей на тему «Стили обучения и преподавания»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАМЧАТСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЕМИНАРА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

на тему: « Стили обучения и преподавания »

1.Оказание методической помощи при проведении и организации учебного процесса

2.Формирование и развитие методической культуры преподавателя

3. Оказание методической помощи молодым преподавателям

4.Развитие у студентов познавательной активности посредством применения во время образовательного процесса разнообразных стилей обучения и преподавания

1. Понятие стили обучения, классификация стилей

2.Понятие стили преподавания, классификация стилей

Приложение (разработка занятия )

Список используемых источников

Актуальность данной темы обусловлена тем, что усилено внимание общества к проблеме эффективного развития детей, смещением приоритета от знаниевой парадигмы к развивающей, которая отражена в государственном образовательном стандарте. Эти тенденции коренным образом предъявляют новейшие требования к личности педагога. Одним из таких требований является четкость социальной и профессиональной позиции педагога. Эта позиция не может не отразиться на стиле его педагогического руководства, на стиле обучения и преподавания. Стиль педагогического руководства воздействует как на учебные результаты его учеников, так и на психологические факторы учебной деятельности учащихся, стимулируя или наоборот, сдерживая их развитие. Стиль педагога непосредственно влияет на атмосферу эмоционального благополучия в коллективе, которая в свою очередь влияет на эффективность учебной деятельности.

Современная педагогическая литература представляет нашему вниманию огромное количество различных подходов к классификации приемов педагогического руководства, знакомя нас с разнообразными стилями обучения и преподавания. Несмотря на точто пока,на мой взгляд, не удается объективно вычленить наиболее эффективные из них, и пока нет серьезных доказательств преимуществ «подходящего» стиля обучения, это не означает, что нет смысла изучать и использовать в своей педагогической деятельности различные методы и приемы, в том числе и стили обучения и преподавания, в целях повышения эффективности усвоения обучающимися учебного материала.

В работе рассматриваются основные особенности влияние стиля педагогического обучения и преподавания на эффективность учебной деятельности учащихся. Также в рамках данной работы рассмотрены различные типы и виды стиля обучения и преподавания, дана их краткая характеристика, определены достоинства и недостатки стилей, а также методическая разработка имеет приложение урока (с использованием эмоционально-ценностного стиля), который апробирован и используется в личной педагогической деятельности.

1.Стили обучения , классификация стилей.

Стили обучения определяются доминированием определенной группы методов в общей системе методов и приемов обучения. Они выступают как способ отношения педагога к осуществляемой педагогической деятельности и общению.

эффективно развивает образное мышление ученика и эмоционально-нравственную сферу его личности, стимулирует к саморефлексии и самопознанию, самораскрытию творческих способностей и ценностного отношения к миру;

учит эмоциональному и диалогическому общению с человеком, сотрудничеству и взаимоуважению, признанию его самоценности.

Приложение (разработка урока по обществознанию).

2.Стили преподавания, классификация стилей.

Поскольку обучение включает в себя учение (студент) и преподавание (преподаватель), для формирования определенного стиля обучения необходимо наличие соответствующих стилей деятельности у студента и преподавателя. Остановимся на более подробном рассмотрении стиля преподавания.

Жизнь не отбирает в учителя людей с определенными свойствами, а заставляет каждого из них (еслион действительно стремится достичь высот профессионального мастерства) выработать в процессе преподавания свой стиль деятельности. Под индивидуальным стилем деятельности обычно понимается определенная система целесообразных способов действий, обусловленная особенностями нервной системы, благодаря которой люди с различными типологическими свойствами добиваются одинаково высоких результатов в деятельности, используя при этом разные приемы и способы работы, более всего соответствующие их индивидуальности.Значительные продвижения, в наполнении содержания понятия индивидуального стиля, сделаны психологами: от приемов установления учителем контакта с обучающимися до техники создания имиджа педагога, включая обучение педагога стилю общения и жестикуляции, вызывающей позитивные эмоциональные состояния учащихся.

При формировании индивидуального стиля существенны следующие моменты:

— поскольку индивидуальный стиль (ИС) деятельности является выражением индивидуальности человека в конкретной работе, то он не может быть ошибочным;

— ИС вырабатывается под влиянием общей цели деятельности и представлений субъекта об её успешности;

— наибольшая успешность деятельности обеспечивается благодаря выработанному ИС деятельности.

ИС формируется на протяжении длительного времени. Скорость его формирования у разных людей может быть различной, но в целом надо учитывать общие закономерности формирования ИС. Например, по данным, полученным в рамках возрастной психологии, стабилизация в карьере, предполагающая стабилизацию собственных стилей работы, происходит с 27 до 32 лет. Стихийное формирование стиля – это не только сознательный отбор учителем способов действий, соответствующих поставленным задачам урока и своим собственным возможностям, но и неосознанный учет своих задатков. Наиболее удобные способы действий вызывают чувство комфорта. Постепенно они осознаются и закрепляются в деятельности. Для успеха необходим свой путь решения профессиональной задачи. Каждый учитель ищет и с переменным успехом находит оптимальный способ деятельности, который лучше всего соответствует его природным данным.

В рамках учебного процесса, ориентированного на формирование ценностей и положительного эмоционального фона обучения, выделяют определенные стили деятельности педагога.

Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС). Объяснение учебного материала педагог с ЭИС строит логично и интересно, однако у него зачастую отсутствует диалогический контакт с учениками. Крометого, педагог ориентируется на ряд сильных учеников, обходя вниманием остальных. Учитель с ЭИС уделяет мало времени для контроля за освоением знаний учащимися; он не всегда может дать анализ проделанной работе. Вместе с тем такого учителя отличает высокая оперативность, использование целого арсенала разнообразных методов обучения. Он часто практикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания учащихся. По отношению к ученикам такой учитель чуток и проницателен.

Эмоционально-методичный стиль (ЭМС). Для учителя с ЭМС характерны ориентация на процесс и результат обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, контроль знаний и умений всех учащихся. Такого учителя отличает оперативность. Он часто меняет виды работ на уроке, использует богатый арсенал методических приемов, акцентируя внимание учеников на суть предмета, не злоупотребляя яркими, но поверхностными образами.

Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС ). Для учителя с РИС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, сочетание интуитивности и рефлексивности. Учитель отличается меньшей изобретательностью в выборе и варьировании методов обучения, он не всегда способен обеспечить высокий темп работы на уроке, однако предоставляет ученикам возможность детально оформить ответ. Учителя с этим стилем менее чувствительны к изменениям ситуаций на уроке, у них отсутствует самолюбование, им присуща традиционность и осторожность в поступках.

Рассуждающе-методичный стиль (РМС). Ориентируясь преимущественно на результаты обучения, и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель с РМС проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогического воздействия и взаимодействия с учениками. Высокая методичность сочетается со стандартным набором методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редкими коллективными обсуждениями. В процессе опроса такой учитель особое внимание уделяет слабым ученикам. В целом для него характерна рефлексивность, малая чувствительность к изменению ситуации на уроке, осторожность в действиях и поступках.

Такое деление на стили наблюдается, но существует проблема с точным определением стиля педагога.С точки зрения дидактического подхода реализация любого приема обучения представляет собой некоторыймикроэтап в деятельности учителя и учащихся, направленный на решение определенной частной задачи. Следует обратить внимание на то, что нельзя при изучениидидактической природы преподавания ограничиться рассмотрением совокупности приемов вне их связи с методом, иначе получится, что при таком рассмотрении приемы функционируют как набор действий вне системы.

Прием преподавания и соответствующий ему прием обучения представляют собой две составные части приема обучения, определяемого целями конкретного метода и закономерностями их достижения. Но поскольку использование каждого отдельного метода направлено на усвоение учащимися вполне определенного вида содержания образования (знания, опыта осуществления способов деятельности, опыта творческой деятельности, эмоционально-чувственного опыта отношения к миру), то прием обучения всегда подчинен усвоению какого-либо вида содержания путем достижения частных, вспомогательных целей того или иного метода.

Стиль может быть представлен как типичная для преподавателя система взаимодействия с учащимися.

В стиле педагогической деятельности проявляется:

1) специфика отношения к другим людям (авторитарный, демократический, либеральный стиль);

2) специфика к выполнению деятельности (импровизационный, ситуативный, технологический стиль);

3) специфика к результатам деятельности (инновационный, традиционный, продуктивный стиль);

4) специфика к восприятию себя и своей деятельности окружающими (уверенный, профессиональный, демонстрационный и др.);

5) специфика по отношению к возрасту (молодежный, традиционный и др.);

6) специфика по отношению гендерной позиции (мужской, женственный стиль);

Стиль педагога создает определенный эмоциональный фон во взаимодействии с учащимися, подчеркивает индивидуальность учителя. На стиль педагогического руководства оказывают влияние индивидуальные особенности учителя (тип восприятия, моторика, тип нервной системы, темперамент, развитие речи и т. п.),профессиональная подготовка, направленность, степень включенности в профессию, формирование стереотипов, привлекательность стиля деятельности и общения, сложившегося вследствие жизнедеятельности других людей, окружающей среды. В обучении всегда присутствуют два компонента: содержание и стиль. Содержание определяет круг вопросов и проблем, по поводу которых может разворачиваться общение, стиль же указывает на то, как взаимодействуют преподаватель и обучающиеся. Из этих двух составляющих и формируется педагогическое мастерство.

Методическая разработка урока

Тема: «Глобализация. Глобальные проблемы».

Цель: показать противоречия современного мира, выявить психоэмоциональное отношение к глобальным проблемам современности, определить возможные пути решения и выхода из глобальных проблем.

Тип урока: комбинированный.

Основные категории и понятия: глобализация мира, глобальные проблемы.

1. Глобализация мирового хозяйства. Последствия глобализации?

2. Глобальные проблемы современности. Классификация глобальных проблем.

3. Экологический кризис.

4. Проблемы войны и мира в современных условиях.

5. Проблема «Север – Юг».

I. Изучение нового материала.

1. Терминологическая работа.

– Как вы думаете, что означает термин «целостность мира»? В чем проявляется целостность мира? Что такое глобализация?

Глобализация – распространение действия определенного фактора в ряде стран за пределами какой-либо государственной территории, во всемирном масштабе.

Глобализация – процесс усиления интеграционных связей между отдельными людьми, организациями и государствами, способствующий взаимосвязи между ними.

2. Работа в группах:

I группа – доказать, что глобализация играет положительную роль;

II группа – негативные последствия глобализации.

Рассмотрение вопроса о глобальных проблемах.

– Что такое глобальные проблемы? Каковы причины глобальных проблем?

I группа – определяет пути предотвращения новой мировой войны;

II группа – находит пути преодоления экологического кризиса и его последствий;

III группа – ищет направления сокращения разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами третьего мира;

IV группа – определяет, как стабилизировать демографическую ситуацию на планете;

V группа – обсуждает проблему охраны здоровья и предотвращения распространения СПИДа и наркомании;

VI группа – рассматривает проблему и определяет пути возрождения культурных и нравственных ценностей;

VII – определяет причины и цели международного терроризма и определяет способы борьбы с ним.

II. Закрепление. Рефлексия. Будущее современной цивилизации? Ваше отношение к сложившейся ситуации.

Домашнее задание: § 7. стр.54-59 (Кравченко А.И.)

Список используемых источников

Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство » Питер»,2000. 304 с.

Величко В.В., Карпиевич Д.В., Карпиевич Е.Ф., Кирилюк Л.Г. “Инновационные методы в гражданском образовании”, Минск, “Медисонт”, 2001 г., с 49 – 53

Журнал “Школьные технологии”, № 5, 1998 г. с 212- 216, статья Дмитриева Г.Д. “Всем сестрам по серьгам, или Учебный стиль ученика: как с ним работать?”

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *