набросок и зарисовка чем отличаются
Ghenadie Sontu Fine Art
BLOG
Длительный рисунок или краткосрочные наброски и зарисовки. В чем разница?
Обучение академическому рисунку строится на основе изучения натуры, закономерностей строения природных форм и передачи изображения на плоскости. Мастера эпохи Возрождения утверждали, что лучший учитель — это рисование с натуры, так как именно рисуя с натуры, мы учимся наблюдать и сознательно воспринимать окружающую действительность. Академический рисунок складывается из двух видов деятельности: длительного рисунка и краткосрочных набросков и зарисовок.
Длительный рисунок — сложный процесс, требующий определённой и строгой методической последовательности в работе над натурной постановкой, а также параллельного изучения таких дисциплин как перспектива и пластическая анатомия.
При работе над длительным рисунком выделяют несколько общих последовательных этапов:
Композиционное размещение изображения на плоскости листа. Компоновка — является наиболее важным этапом, на котором нужно провести предварительный анализ натурной постановки. То есть, внимательно изучить натуру с разных точек зрения, отметив её характерные особенности, пропорции, движение, освещение. На данном этапе необходимо определить общий характер постановки, расположение предметов в пространстве и их соотношения друг к другу.
Конструктивный анализ формы предметов и их пропорций. Построение формы натурных предметов ведётся последовательно от общего к частному, от больших форм к деталям. Этот длительный этап, требует внимания, умения рассуждать, сравнивать предметы или объекты между собой и грамотно применять на практике знания по перспективе, анатомии.
Моделировка формы средствами светотени. Выявление объёма, материальности предметов, освещения и пространства происходит с помощью тона и воздушной перспективы. На данном этапе также необходимо соблюдать последовательность в работе. Только после того как найдены верные тональные отношения больших масс предметов возможна проработка деталей.
Обобщение и завершение. Заключительный этап работы над рисунком не менее ответственный в сравнении с предыдущими этапами. Придание рисунку цельности, обобщение деталей, подчинение второстепенного главному, выделение композиционного центра, требует внимательности, вдумчивости и знаний оптических законов зрительного восприятия.
Практический опыт показывает, что строгое соблюдение последовательности работы над натурной постановкой позволяет успешно выполнить задачи академического учебного рисунка. Нарушение этапов работы над рисунком неизбежно ведёт к ошибкам и снижению качественного уровня учебной работы.
Рисование с натуры — это не механическое копирование, а осмысленное изучение натуры, которое требует рассуждения и анализа. «Художник, как и учёный, познавая мир, обобщает результаты своих наблюдений, ищет закономерное в природе. Достаточно вспомнить исследования Леонардо да Винчи, Дюрера и многих других художников эпохи Возрождения».
Таким образом, наблюдательность, мышление, терпение и усидчивость, глазомер, координация руки вырабатывается при длительном штудировании натуры.
Наброски и зарисовки — важный этап обучения, выполнение которых должно быть регулярным. Краткосрочные наброски ускоряют процесс усвоения умений и навыков рисования с натуры, приучают быстро мыслить, улавливать характерные особенности натуры, а также развивают наблюдательность и композиционное мышление. Использование различных материалов при выполнении набросков, таких как, кисть, перо, тушь, фломастер, уголь, сангина и др., различных сортов бумаги позволяет освоить различные технические приёмы их применения, и создают условия для творческого эксперимента.
Тематика набросков разнообразна и зависит от учебных задач. Обычно содержание набросков соответствует теме длительного аудиторного рисунка либо наброски и зарисовки выполняются в качестве подготовительного материала для композиции. Особая роль отводится наброскам на пленэре, который даёт больше творческих возможностей для решения учебных задач. Практически все художники различных эпох выдающиеся и малоизвестные выполняли наброски. К примеру, Серов В. А., Репин И. Е., Дейнека А. А. и многие другие всегда при себе имели альбомы для набросков. Терентьев А. Е. считал, что «успешное осуществление педагогического рисования в значительной степени зависит от умения профессионально выполнять наброски», и советовал завести «карманный альбомчик» для набросков. Ежедневное выполнение набросков — это также поддержание в форме профессиональных умений и навыков. Ченнино Ченнини в своём трактате о живописи писал: «Постоянно, не пропуская ни одного дня, рисуй что-нибудь, так как нет ничего, что было бы слишком ничтожным для этой цели; это принесёт тебе огромную пользу». Таким образом, можно сделать вывод о том, что академический рисунок постигается путём упорного длительного штудирования натуры, поддержание в «форме» изобразительных умений и навыков и их самосовершенствование требует постоянной творческой работы, серьёзная подготовка необходима не только художникам-профессионалам, работающим творчески, но и учителям изобразительного искусства, которые передают достоверные знания, умения и навыки подрастающему поколению.
Многие художники-профессионалы занимались педагогической практикой, яркий пример тому Чистяков П. П., который был прекрасным художником и блестящим педагогом, воспитавшим плеяду известных русских художников, которые в свою очередь являются показателем его уровня педагогического мастерства. «Учитель не имеет права быть специалистом-ремесленником, усвоившим некоторое количество технических приёмов рисования и лишь поверхностно знакомым с изобразительной деятельностью. Он должен быть настоящим художником, умеющим вполне профессионально и действительно творчески подойти к процессу создания рисунков и наглядных пособий».
Как делать быстрые зарисовки людей с натуры?
Как придать рисунку объем и ощущение света?
Как добиться сходства самыми простыми методами?
Как начинать и завершать отточенный портрет?
Как передать и внешность и характер человека?
Наброски: понятие, назначение, виды
Наброски: понятие, назначение, виды
Наброски рисунков – что это?
На наброске художник делает примерное графическое изображение предмета или ситуации. Здесь все изображено в обобщенном и несколько упрощенном виде. Автор подмечает только главные характеристики объекта и фиксирует их на бумаге.
От зарисовки набросок отличается меньшей детализацией. Также не всегда под наброском принимается эскиз: так как цель эскиза в будущем превратиться в картину, а любой набросок может органично существовать и сам по себе.
На наброске художник может изобразить все что угодно – человека, группу людей, животных, предметы, интерьер, пейзаж и так далее. В качестве материала для рисования обычно используют любую бумагу, но, в принципе, можно сделать такое изображение и на чем угодно. Ограничений здесь нет.
Как инструмент для рисования небольших быстрых изображений можно применить любое подручное средство – карандаш, фломастеры, краски, авторучку, уголь, соус и так далее. Наиболее же популярны наброски карандашом.
Наброски карандашом – для чего нужны?
Хотя, конечно, любой человек может делать наброски просто для своего удовольствия, но в классической живописи выделяют две главные причины выполнения указанных рисунков.
Причины для чего делаются наброски:
Развитие навыков. Для любого художника очень важна наблюдательность. Именно для развития наблюдательности специалисты советуют начинающим мастерам делать наброски. Мало того, в любой хорошей(!) художественной школе вам обязательно посоветуют делать наброски всегда и везде – на улице, в транспорте, на работе, в гостях, в кафе, в зоопарке и так далее.
Также при выполнении быстрых несложных рисунков развиваются и другие навыки хорошего художника: умение владеть карандашом, способность схватывать суть образа, изображать увиденное на бумаге, развивать глазомер, понимать пропорции и многое другое.
Основа будущего рисунка. Часто набросок выступает как отправной материал будущих композиций. Собранные наброски рисунков являются золотым фондом художника.
Впоследствии, опираясь на данный материал, он уже в студии может собрать воедино различные элементы картины, и бесконечно долго прорисовывать детали. В самом же начале процесса с помощью наброска он смог зафиксировать свое восприятие предмета, свои эмоции от увиденного, и это очень ценно.
Карандашные наброски – какие виды существуют?
В настоящее время принято различать четыре вида набросков:
Наброски с натуры. Рисунок выполняется от начала и до конца с параллельным наблюдением за человеком, предметом или ситуацией со стороны.
Наброски по памяти. Здесь изображение делается по памяти. Художник что-то увидел и потом быстро зарисовал это на бумаге. Таким образом человек рисовал не с натуры, но то что он изображает, имело место быть в действительности.
Фантазийные наброски. Речь идет о небольших зарисовках, идеи которых родились в голове человека. И чтобы не забыть возникший образ или идею, он фиксирует задумку на листе. Тут используется только воображение, фантазия художника.
Комбинированные наброски. Это рисунки, в которых скомбинировано несколько видов набросков. Например, человек что-то увидел, а потом добавил еще что-то от себя на картинке. Или он начал рисовать набросок с натуры, а закончил его уже по памяти.
Чтобы научиться красиво и правильно делать наброски, приходите в нашу школу рисования «Аквамарин». Наши опытные педагоги помогут вам нужными советами, и вы сможете в полной мере овладеть указанной техникой. Будете получать удовольствие от результата, процесса, а также будете радовать своим творчеством окружающих людей.
Хотите научится рисовать? Приглашаем вас на бесплатный пробный урок в нашей школе. Жми!
Что такое скетчинг и для чего он нужен
Автор: Юлия · Опубликовано 16.09.2018 · Обновлено 18.09.2018
Скетч от английского слова – эскиз, набросок, зарисовка. Причем понятие в первую очередь относилось не к рисованию, а к театру и кино. Однако, статья посвящена рисунку, поэтому я расскажу именно об эскизах, набросках и зарисовках на листе бумаги.
Этот термин объединяет все эти три понятия. Однако, в них есть разница.
Набросок – рисунок в несколько линий
Набросок – очень обобщенное изображение чего-либо, сделанное в минимально-короткое время с минимальным количеством графических средств. Художник что-то увидел, это его привлекло, и он это быстро набросал без подробной детализации буквально несколькими линиями тем, что было под рукой (ручка, например). Наброском можно назвать и такую ситуацию – Вас спрашивают, как оно выглядело? А Вы берете карандаш и раз раз раз – ну как-то так. Набросок – это старт любого рисунка. То есть сначала Вы набрасываете на листе форму в общем, а потом уже детализируете, правите, передвигаете линии.
Вот такие наброски делал Леонардо да Винчи
Эскиз – часть чего-то большего
Эскиз – это часть более детальной, более сложной работы. Это тоже набросок, но его цель – дальнейшая переработка в картину, этюд или какое-то другое произведение. Эскиз от наброска отличается и тем, что может быть довольно подробным, детальным, может в точности изображать то, что уже перенесется на законченное произведение искусства.
Вот первоначальный эскиз картины А.А.Иванова «Явление Христа народу».
Хочется отметить, что к этой картине было сделано тысячи эскизов! Этого художника называют «художником одной картины», но сколько он к ней готовился!
Зарисовка – объединяет все
Зарисовка по сути очень похожа как на эскиз, так и на набросок. Зарисовки обычно делаются с натуры, могут быть детализированными и самостоятельными работами. А могут делаться для того, чтобы собрать данные для какой-то другой работы. Зарисовки часто составляют основу для эскиза. То есть Вы задумали картину, Вам нужно сделать ее эскиз, для этого Вы идете в парк, допустим, и зарисовываете с натуры деревья, которые потом поместите на эскиз будущей картины.
Вот зарисовки персонажей с уже упомянутой выше картины.
А вот зарисовки кошки Леонардо да Винчи.
Английский язык не так разнообразен, как богатый русский, и поэтому слово скетч не делает разграничения между этими понятиями. Лично для меня, разница в них, действительно, минимальна, и я понимаю людей, которые любое изображение на листе бумаги называют скетчем.
Ибо суть у этих понятий действительно одна – рисовать. И все таки неплохо быть немного образованным и с легкостью в какой-то ситуации сказать « ух, какие хорошие наброски!», «эскиз у тебя не доработан», «эх, мало я зарисовок сделал!», то есть в определенных ситуациях пользоваться разнообразными словами, а не одним.
Значение скетчинга для развития навыков художника
Давайте разберемся, какое значение для художника имеет скетчинг. Огромнейшее! Это основа основ!
Когда Вы рисуете в студии на занятиях, по какому-то уроку в интернете, с репетиром и т.д. Ваш мозг сосредоточен на том, чтобы выполнить работу хорошо, достичь определенного результата. Когда на занятиях – чтобы лучше всех была работа, или по крайней мере не хуже остальных (бегаете и смотрите по аудитории, у кого какие успехи и переживаете, если у кого-то дела идут лучше); если рисуете по видео-уроку, то мозг занят тем, чтобы сделать точно как в уроке, и расстраиваетесь, если вышло хуже, или злитесь, что урок корявый; когда с репетитором занимаетесь – то вообще мозг мало работает, потому что за Ваш мозг работает преподаватель.
Когда Вы занимаетесь скетчингом наедине с собой – это чистейшей воды творческий процесс. Именно ПРОЦЕСС творчества дает наивысшие результаты в любой деятельности. Скетчинг не ограничивает Ваше сознание какими-то нормами, техниками, боязнью ошибиться в конце концов. Вы просто рисуете, как чувствуете, изучаете именно форму предмета в общем, и пытаетесь передать свои наблюдения и впечатления. Если Вы рисуете что-то из головы, то это вообще увлекательно, Вы находитесь в творческом поиске той формы, через которую выразите свои задумки. Вы создаете образ чего-либо на листе, зачастую не зная, какой будет результат. При этом Вы просто получаете удовольствие от процесса.
Чем больше Вы зарисовываете окружающий мир просто так, тем легче будет рисовать работы, нацеленные на результат.
Рисуйте! Просто рисуйте, с удовольствием, а не в муках, когда же научусь рисовать!
Что такое эскиз
Эскиз — это разновидность рисунка в изобразительном искусстве, предварительный набросок отдельных частей картины или будущего произведения в целом. С помощью эскиза художник решает основные композиционные задачи: подбирает оптимальный формат полотна, характер освещения, размеры объектов, цветовые соотношения, расположение и роли персонажей. Термин «эскиз» происходит от французского esquisse (набросок) и успешно прижилось в языках многих народов.
Эскизы редко становятся законченными художественными произведениями. Напротив, во время работы над масштабной картиной живописец обычно выполняет множество предварительных рисунков, ищет новые варианты воплощения творческого замысла. А по завершении проекта безжалостно выбрасывает ставшие ненужными вспомогательные изображения.
Отличительные особенности эскиза
Эскиз — это важный, но не единственный вид рисунка в творческом арсенале художника. Мастера живописи также используют в своей работе наброски, зарисовки с натуры и этюды. Чем же они отличаются между собой?
Набросок — простейший вариант рисунка. С его помощью автор фиксирует на бумаге отдельные важные моменты будущей композиции произведения: характер персонажа, выражение лица, поворот головы, ракурс изображения. Набросок легкими штрихами и незамысловатыми линиями выполняется в течение короткого промежутка времени.
Зарисовка с натуры всегда предполагает работу с реальным объектом вдохновения. Рисовальщик пытается перенести на бумагу то, что он видит в действительности и чуть-чуть добавляет нотки собственного воображения. Чтобы сделать зарисовку, обычно нужно несколько минут.
Этюд также рисуют с натуры, нередко не только карандашом в монохромном варианте, но и с использованием разноцветных красок. Этот вспомогательный рисунок гораздо чаще становится самостоятельным произведением искусства. От полноценной картины его отличают небольшие размеры и относительная простота композиции.
Во время написания картины художник умело сочетает работу над эскизными зарисовками и этюдами. Он находит в реальной жизни объекты и людей, которые служат прототипами образов, достоверно изображает их в своих этюдах. А в моменты вдохновения принимается за написание эскизов, из которых впоследствии рождается готовое произведение.
Виды эскизов
Общепринятой классификации эскизов в искусстве и других сферах деятельности человека не существует. И все же их можно условно разделить по следующим критериям:
Мастера живописи, скульптуры и графики рисуют эскизы на протяжении всей активной творческой деятельности. Они знакомятся с азами рисования в начале обучения, а в дальнейшем постоянно совершенствуют практические навыки при написании полотен. На сайте Very Important Lot можно приобрести напрямую произведения современных художников, скульпторов и арт-фотографов. Посетители нашего портала также принимают участие в аукционах, чтобы приобрести приглянувшиеся шедевры мастеров разных эпох и уникальный антиквариат.
Методическое сообщение для преподавателей художественных отделений «Наброски изарисовки»
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств» г.Карталы
Методическое сообщение на тему:
«Наброски и зарисовки»
Наброски и зарисовки.
«Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок является источником и душой всех видов живописи и корней всякой науки. Тому. Кто так много достиг, что овладел рисунком, я скажу, что он овладел ценным сокровищем.»
Различие между наброском и зарисовкой заключается не только во времени, затрачиваемом на исполнение того или другого, но главным образом в самих способах работы. Зарисовка исполняется сначала до конца только с натуры, набросок же может быть исполнен не только с натуры, но и по памяти, по представлению, по воображению, а также с применением комбинаций нескольких или всех способов.
Способы выполнения набросков и зарисовок
Наброски и зарисовки выполняются различными способами и приемами. Эти способы и приемы определяются прежде всего целями и задачами, которые ставятся при выполнении набросков, индивидуальными особенностями изображаемой формы, характером восприятия изображения, мышления у рисующего, уровнем владения изобразительными материалами.
— изучение и реалистическое изображение предметов быта, пейзажа, интерьера, архитектуры;
— изучение и реалистическое изображение животного мира;
— изучение фигуры человека;
— поиски положения в пространстве фигур, движения, наклона, поворота.
Выполнение набросков линиями
Один из наиболее распространенных способов выполнения набросков и зарисовок – построение их непрерывными линиями, начинающими с изображения общих очертаний предметов, без основательной моделировки формы. Рассматривая способ построения набросков и зарисовок одними линиями, как правило идущим по внешнему очертанию, по контуру предмета, необходимо отметить, что многие психологи и физиологи
подтверждают большое значение контура для узнавания объектов, для познания их строения и формы. И.М.Сеченов писал: «В некоторых случаях запоминание контура бывает достаточно не только для обособления предмета, но и для отличия его от других схожих». Контур – не какая-то абстрактная геометрическая форма или сумма линий неопределенного очертания. Контур представляет собой границу объемной формы с
внешней средой, он обусловлен перспективным сокращением объемной формы, находится в тесной связи с распределением светотени по форме, а часто является линией перехода одной формы в другую. Контур тесно связан с конструкцией индивидуальной формы, с особенностями перспективы, распределением света и тени. Поэтому одним контуром можно передать пространственное положение объекта, его пропорции, величину, движение и т.д.
Выполнение набросков линиями с тоновой проработкой формы
Широко применяется способ выполнения набросков линиями с одновременной проработкой тоном формы. Рисующий, начиная построение формы с общего контура, сразу моделирует отдельные объемные массы, выявляя их светом и тенью. Линии в таких набросках прерывистые, штрих или тушевка подчеркивают и уточняют форму. В этом случае тоновая обработка формы идет параллельно с проведением первых линий,
показывающих очертание объекта или отдельных его частей. Часто на начальной стадии набросок начинается тонкими линиями по общему очертанию объекта изображения, после чего ведется обработка рисунка тоном. В процессе рисования постоянно выверяется пространственное положение деталей по отношению к общему расположению предмета в
пространстве. Штриховка каждой детали вместе с выявлением объемности помогает лучше определить положение частей в пространстве, она четче выделяет конструктивную связь, сокращение плоскостей в перспективе; тон и линия равнозначны, служат одним и тем же целям представляют собой единое целое.
Выполнение набросков с применением элементов схемы построения
Набросок начинают с обозначения общего движения и расположения форм одной, двумя или более вспомогательными линиями, проходящими посередине объемной формы или по ее внешнему контуру, и тут же начинается прорисовка этой формы общими линиями. В таких набросках и зарисовках возможна последующая моделировка объема штрихами или растушевкой. Введение в набросок элементов схемы построения помогают
более прочно сохранить первоначальное впечатление от восприятия натуры и наиболее точно зафиксировать это впечатление на бумаге. Дополнительные линии и другие элементы схемы, которые в реальности отсутствуют, служат средством убедительно построить объем и передать характер формы.
Выполнение набросков «схемой»
Выполнение набросков «схемой» широко распространено в изобразительной деятельности. Как правило, при этом способе все формы упрощаются до простых геометрических тел или комбинации таких тел. Рисующий воспринимает в натуре строение, объем, пространственное положение предмета, сознательно упуская детали. Восприятие натуры носит ярко выраженный анализирующий характер. Создаваемый образ передается в виде объемных форм крупными планами. Как мы знаем, каждая существующая в природе форма может быть сведена в конечном счете к совокупности геометрических форм, и задача рисующего – почувствовать и увидеть в изображаемом предмете эту основу, чтобы верно передать его строение. Следует помнить, что такая геометризация не должна превращаться у рисующего в самоцель. В некоторых набросках
такого плана по мере дальнейшей работы происходит частичная замена компонентов схемы реалистическими элементами.
Выполнение набросков тоном, пятном
В набросках и зарисовках подобного типа решаются одновременно задачи выявления конструктивных закономерностей предметов, индивидуальной формы, света и тени, положения объекта в пространстве. Так как рисующий должен решить столько задач одновременно и в очень короткий срок, то набросок выполняется упрощенно, иногда
приближаясь к схеме. Из-за малого количества времени построение наброска начинается с главного – с фиксирования на листе бумаги движения натуры, пропорций, света и тени.
Натура воспринимается общей массой, тоновым пятном. Набросок начинается с двух-трех линий, определяющих габаритные размеры предмета по горизонтали и вертикали, затем обрабатывается тоном. Тональная проработка ведется не только по основным градациям свет и тень – а и по другим переходным градациям – полутень, рефлекс и т.д. Конкретнее намечается граница как общего силуэта предмета, так и его частей.
Материалы, используемые в набросках
Наиболее удобны следующие:
— простые карандаши различной мягкости;
— тушь (кистью мокрой и сухой, а также пером);
Выбор материалов для набросков зависит от цели и задачи, поставленной перед детьми, от времени на задание и объекта изображения. От этого же зависит и выбор бумаги для работы, которая может варьироваться по плотности и цвету.
Наброски и зарисовки с натуры являются важнейшим средством изучения зрительного облика предметов окружающей действительности. Быстрый рисунок приучает острее чувствовать особенности пейзажа, животных, человека и предметов обихода. Характер индивидуальной формы предмета зависит в первую очередь от его конструктивного строения, пропорций, пространственного положения. Изображение этих особенностей объемной формы требует знания законов линейной и воздушной перспективы, распределение светотени. В наброске, какой бы объект он ни изображал, можно ставить задачу, как можно полнее изучить эти законы.
Зарисовка бытовых предметов
Предметы бытового обихода вполне доступны, наиболее просты по форме и
потому очень удобны для первоначального изучения закономерностей формы. Эти закономерности яснее всего можно наблюдать на простейших геометрических телах: цилиндре, конусе, призме, пирамиде, шаре. Из сочетания этих элементарных форм строится любая форма в природе. Наброски с геометрических тел помогают понять построение сложных форм, из которых строится конструкция бытовых предметов. Чтобы полнее ознакомиться с конструкцией предмета, полезно выполнить наброски данного объекта с различных точек зрения и на разном уровне относительно линии горизонта.
Наброски овощей, фруктов, цветов
С растительными объектами мы очень часто встречаемся и в самой жизни, и в произведениях изобразительного искусства. Нельзя полностью овладеть реалистическим рисунком, не изучая пристально окружающий нас растительный мир. Изображение листа начинается с обозначения общей формы, напоминающей какую-либо простейшую геометрическую фигуру. Многие листья по своим очертаниям напоминают ромб, треугольник, четырехугольник, эллипс и т.д. Выполнив достаточное количество
набросков и зарисовок отдельных листьев, переходят к рисованию веток с листьями.
Изображая фрукты и овощи, нужно иметь в виду, что форма их сравнительно проста и очень напоминает геометрические тела. Поэтому, выполняя наброски с этих объектов, можно использовать приемы передачи объема геометрических тел. Значительно сложнее делать наброски с целой ветки плодов или группы овощей и фруктов. Здесь встает задача правильно определить и показать в рисунке композиционное единство всей группы, характерные особенности положения отдельных плодов и листьев по отношению ко всей группе.
Наброски цветов начинают с обозначения общего очертания всей группы, иногда вместе с листьями. Необходимо передавать направление стебля – вертикальное или наклонное. Внутри общего контура определяются отдельные группы цветов и листьев, уточняются их пропорции, пространственное положение, и только после этого детально вырисовываются каждый конкретный цветок, стебель, бутон, лист.
Наброски интерьера и архитектурные зарисовки
Для рисования интерьера важно помнить специфические черты интерьерного рисунка. Прежде всего, интерьерный рисунок выражает пространственные планы.
Рисующему необходимо найти такую точку схода и такой уровень горизонта, чтобы пространственные отношения могли раскрыться с наибольшей яркостью. Прежде чем приступать к рисованию интерьера, полезно порисовать мебель, небольшие ее группы из двух-трех предметов или одиночные предметы. Основная задача таких набросков – определение взаимного положения предметов в пространстве, правильная передача
пропорций, конструкции, перспективы.
Архитектурные сооружения полезно рисовать в разное время года и дня. Наброски здания могут выполняться самыми разнообразными способами и в самой разнообразной технике. Выразительно получаются наброски, выполненные на тонированной бумаге. Особый вид архитектурных зарисовок – наброски отдельных фрагментов сооружений – частей стены, портика, лестницы и т.п.
Наброски и зарисовки пейзажа
При выполнении набросков и зарисовок пейзажа большое значение имеет выбор мотива, выбор точки зрения, время дня, время года. Прежде чем приступать к зарисовкам пейзажа, следует сделать ряд набросков отдельных элементов пейзажа – кустов, деревьев, облаков и т.д. Для правильного изображения деревьев важно знать особенности внешнего очертания деревьев – отношение высоты дерева к ширине, сравнительную толщину ствола, нужно чувствовать характер расположения сучьев. Приступая к выполнению набросков пейзажа, следует помнить, что в пейзаже важно передавать разноплановость.
Компонуя набросок пейзажа, необходимо учитывать светотеневые отношения. Лучше так выбирать мотив, чтобы распределение светлых и темных пятен способствовало раскрытию содержания пейзажа, служило выразительным средством.
Наброски и зарисовки животных и птиц
Выполнение набросков птиц и животных необходимо начинать с зарисовок чучел.
Чучела изображаются в различных положениях и поворотах. В каждом случае нужно анализировать строение животного, индивидуальные пропорции форм, характер внешнего покрова. Следует отметить, что при рисовании животных и птиц каждая линия должна проводиться с учетом не только общей формы, очень важно пронаблюдать особенности строения отдельных частей объемной формы.
Наброски и зарисовки человека
Человек – самый сложный объект для рисования. Грамотно выполнить наброски с человека невозможно без знания основ анатомического строения, без знания самых общих положений анатомии. Усвоение основных знаний об анатомии человека идет параллельно с выполнением набросков и зарисовок всей фигуры человека и ее отдельных частей.
Руководствуясь общепедагогическим принципом – от простого к сложному, наброски с человека рекомендуется начинать с простых поз. Рисунок фигуры человека начинается с определения общего пространственного и композиционного положения изображения на плоскости листа бумаги. Далее проводится осевая вертикальная линия, на которой короткими отрезками намечаются места перехода основных частей фигуры человека; намечаются пропорциональные отношения головы, туловища, рук, ног. Затем следует
детальная или частичная прорисовка фигуры с учетом характерных особенностей натуры. Заканчивается набросок нанесением тона, соответствующего распределению светотени на фигуре. Важной задачей при выполнении набросков фигуры человека является изучение движения. Незнание характерных особенностей того или иного движения, координации туловища, головы, рук, ног во время ходьбы, бега, катания и т.д. часто самым серьезным образом отражается на выполнении тематического задания, посвященного изображению людей.
В зависимости от характера исполнения наброски можно условно подразделить на четыре вида набросков:
1. Наброски с натуры. Рисунок выполняется от начала и до конца с параллельным наблюдением за человеком, предметом или ситуацией со стороны.
2. Наброски по памяти. Здесь изображение делается по памяти. Художник что-то увидел и потом быстро зарисовал это на бумаге. Таким образом человек рисовал не с натуры, но то что он изображает, имело место быть в действительности.
3. Фантазийные наброски. Речь идет о небольших зарисовках, идеи которых родились в голове человека. И чтобы не забыть возникший образ или идею, он фиксирует задумку на листе. Тут используется только воображение, фантазия художника.
4. Комбинированные наброски. Это рисунки, в которых скомбинировано несколько видов набросков. Например, человек что-то увидел, а потом добавил еще что-то от себя на картинке. Или он начал рисовать набросок с натуры, а закончил его уже по памяти.
Критерии оценки учебной деятельности
Важным разделом в выполнении набросков и зарисовок является анализ качества выполненных заданий. Желательно разбор качества выполнения работ проводить совместно с детьми, предварительно напомнив им основные цели и задачи конкретного задания. В этом случае педагог должен стремиться привлечь к участию в обсуждении работ возможно большее количество детей. Добиться этого можно путем постановки
целого ряда вопросов, которые будут определенным образом направлять внимание детей на те общие задачи, которые ставились перед началом работы:
— как решена композиция; как организована плоскость листа; как согласованы детали изображения между собой;
— характер формы; степень сходства изображения с предметами действительности;
— правильность передачи пропорций, отношение частей к целому;
— качество конструктивного построения, как связаны детали изображения между собой и с общей формой;
— владение техникой изображения – применение различных изобразительных
Очень важно при оценке качества выполнения работ учитывать индивидуальные особенности детей, чтобы у них не пропал интерес к работе и при выполнении следующего задания учесть в работе свои ошибки.
Воспитывает глаз, все же, набросок. Для легкого, мастерского рисунка, необходимо выполнять упражнения. Когда рисуете быстро, мозг не успевает начать анализировать, включаются чувства и ощущения, глаза учатся быть наблюдательнее, острее. Вы быстрее выделяете главное в натуре. В наброске вы доводите до автоматизма свои умения рисовать, привнося в них больше спонтанности и постепенно уходя от схемы.
В классической живописи выделяют две главные причины выполнения набросков и зарисовок.
Развитие навыков. Для любого художника очень важна наблюдательность. Именно для развития наблюдательности специалисты советуют начинающим мастерам делать наброски. Мало того, в любой художественной школе обязательно советуют делать наброски всегда и везде – на улице, в транспорте, на работе, в гостях, в кафе, в зоопарке и так далее.
Также при выполнении быстрых несложных рисунков развиваются и другие навыки хорошего художника: умение владеть карандашом, способность схватывать суть образа, изображать увиденное на бумаге, развивать глазомер, понимать пропорции и многое другое.
Основа будущего рисунка. Часто набросок выступает как отправной материал будущих композиций. Собранные наброски рисунков являются золотым фондом художника. Впоследствии, опираясь на данный материал, он уже может собрать воедино различные элементы картины, и бесконечно долго прорисовывать детали. В самом же начале процесса с помощью наброска он смог зафиксировать свое восприятие предмета, свои эмоции от увиденного, и это очень ценно.
Наброски и зарисовки с натуры предполагают чаще всего передачу общего впечатления, главного в объектах изображения, или отдельных частностей натуры. В этом и заключается их отличие от длительного рисунка, где основательно прорабатываются даже мельчайшие детали. Для наброска характерна некоторая простота, обобщенность в передаче формы объекта, набросок есть непосредственная и быстрая передача восприятия натуры. Наброски и зарисовки дают возможность выразить первоначальное впечатление от натуры, а в длительном рисунке закрепляют и уточняют форму натуры на основе тщательного ее изучения. Особое значение приобретают занятия наброском в развитии глаза, руки и наблюдательности. В каждом отдельном случае набросок имеет свое определенное назначение. Это может быть изучение тех или иных закономерностей натуры, строения объемной формы, конструкции предметов, законов линейной или воздушной перспективы и т.д.. Набросок развивает внимательность, гибкость и изящество линии, технику владения изобразительными материалами.
НАБРОСКИ И СПОСОБЫ ИХ ИСПОЛНЕНИЯ
НАБРОСОК – монохромное неполное обобщенное изображение предметного мира, исполняемое обычно в короткий, иногда в кратчайший, ограниченный промежуток времени, само слово говорит само за себя «набросать». При этом с целью ускорить работу используется минимальное количество средств, поэтому набросок часто определяется как « целое, увиденное без частностей». В учебном процессе наброски необходимы как вспомогательный материал, в тоже время, как упражнения, позволяющие пополнить знания и развить навыки, полученные в процессе обучения. Наброски могут быть как линейные, так и тональные. Выбор вида наброска, зависит от стоящей перед рисовальщиком задач, а также его опыта в работе с тем или иным графическим материалом. Первые наброски, начинают с простейших геометрических натурных форм, постепенно усложняя их. Прежде перед выполнением набросков головы человека, следует поупражняться в набросках и зарисовках животных и птиц, растений. Набросками надо заниматься постоянно, они способствуют развитию глазомера, координации руки, и быстрой ориентации, умение точно и лаконично передавать самое существенное, выявлять конструктивно-структурные, пропорциональные и динамические закономерности изображаемых объектов.
При работе над набросками студенты решают целый ряд задач: правдивость изображения, его пропорциональность, выразительность рисунка, художественно-образную трактовку его содержания. Привычка наблюдать, переходящая со временем в умение видеть суть любого объекта, развивается благодаря постоянным упражнениям в выполнении набросков, зарисовок. В связи с тем, что многие студенты допускают неточности в конструктивном построении изображения, в выполнении быстрых зарисовок и набросков, рисунков по памяти и представлению и т.п., целесообразно ввести в учебную практику специальные упражнения для развития памяти и воображения студентов и с целью активизации их самостоятельной работы.
Таким образом, лишь в ходе сознательного развития у себя технических навыков, студенты подходят к более сложным действиям, и постепенно совершенствуя их, приближаются к творческому использованию приобретенных навыков.
Творческая работа художника-дизайнера требует острого избирательного видения, развитого образного мышления. «Художник – это не бесстрастный копиист, не равнодушный фиксатор действительности, а человек, заинтересованно подходящий к её изображению, творчески осмысливающий сюжеты зарисовок, дающий им свою личную оценку, трактовку. Следовательно, речь идет о художественно-образном принципе отражения действительности в набросках».
Чтобы построить методику обучения краткосрочным рисункам, то есть определить последовательность и содержание учебных знаний, наметить пути их решения, надо разобраться в специфических особенностях исполнения разных набросков и в первую очередь установить, в чем заключается различие в способах исполнениях краткосрочных рисунков (набросков и зарисовок).
Для того чтобы наброски могли выполнять свою роль, для этого необходимо овладеть ими, как особым видом обобщенного реалистического изображения, имеющим свои специфические способы исполнения. Это помогает воспитывать чувство особенного восприятия окружающей действительности, умение «цельно» видеть, наблюдать и сознательно обобщать увиденное. Чтобы облегчить студентам освоения метод анализа и обобщения, рекомендуется несколько вопросов, направляющих ход анализа, которыми можно пользоваться во время набросков или зарисовок в указанном порядке: 1. Что это или кто это?
2. Какое это строение формы, устроено? ( Конструкция).
3. На какие аналогичные знакомые предметы это похоже и что одинаково? ( Типическое).
5 Что лишнее и что можно отбросить без нарушения изображения? ( Отбор).
Это поможет студента одновременно наблюдать и анализировать, чтобы исполнить набросок в заданный жесткий срок.
Короткий набросок с натуры является лишь неполным изображением действительности, предназначается главным образом для быстрого фиксирования зрительных восприятий и впечатлений. Наблюдение и анализ восприятия, и само исполнение наброска чаще всего происходит почти одновременно.
Краткосрочные наброски небольшого размера. Трактовка форм в наброске обычно отличается значительной обобщенностью, лаконичностью и выразительностью, так как цель его – дать лишь общее представление о натуре, передать пропорции и характер предмета. Прежде чем выполнить набросок необходимо поставить цель изучить возможность различных рисовальных материалов (карандаш, сангина, мелков, туши, пастели). Наброски необходимо делать с нескольких позиций, с разных точек зрения. Благодаря этому строение, форма, объем, и другие особенности изображаемого объекта станут более понятными.
При рисовании надо отбирать наиболее существенные детали, необходимо изучать разные способы и стили выполнения набросков, развивать свои графические навыки. Особое отношение заслуживают наброски с живых животных, птиц, людей. Быстрые рисунки с живых животных, людей позволяют изучить их движение, форму, характерные очертания.
Копируя старых мастеров, важно проникнуть в суть их творчества, материала и техники исполнения произведения, познать творческую «кухню» художника.
Накопление, таким образом знания и навыки, опыт приведут к свободному, выразительному графическому мастерству.
Учебный рис. в зоопарке. «Лани».Перо, тушь. Адам Глобус. Торс. Кар.