средства обучения на уроках математики в начальной школе
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Аннотация: В статье раскрывается понятие и актуальность использования активных методов обучения математике в начальной школе как средства развития познавательной активности и исследовательской компетентности младших школьников.
С развитием общества изменяются и приоритеты в образовании. Только недавно мы начинали внедрять активные методы обучения.
Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения. Современная дидактика уделяет большое внимание побуждающей функции метода обучения. Назначение метода состоит не в простой передаче знаний, а в том, чтобы пробудить познавательную потребность школьника, его интерес к решению той или иной задачи. Новые аспекты открываются в развивающей и воспитывающей функции метода.
Методами обучения являются способы взаимодействия учителя с учениками, которые направлены на решение различных задач обучения. При этом назначение метода обучения заключается не в простой передаче знаний, а в том, чтобы у школьника вызвать интерес к решению определенной задачи и пробудить его потребность в получении новых знаний.
Метод очень тесно связан с учебным процессом и не существует вне его. В качестве различных средств обучения обычно используются учебники, наглядные пособия, книги, справочники, словари, технические средства и так далее. Эти средства могут использоваться для совершенно различных целей, и они дают возможность изменять сам процесс обучения. Если рассматривать методы и средства обучения во взаимосвязи, то, прежде всего можно все методы разделить на три группы:
1.Словесные методы обучения: объяснение, рассказ, беседа, работа с помощью учебника или книги.
2.Наглядные методы обучения: демонстрация наглядных пособий, наблюдение, показ обучающих видеофильмов.
3.Практические методы обучения: письменные и устные упражнения, лабораторные работы, графика.
Современные технические средства обучения помогают учителю совершенствовать наглядные и практические методы. Они помогают школьникам младших классов лучше усваивать материал и пробуждают его неподдельный интерес к процессу обучения. Е сли включить в рассказ учителя, например фрагмент видеофильма по теме рассказа, то участие учителя и учеников в процессе обучения становится значительно активнее.
Таким образом, ш ирокое использование средств обучения в практике учебно-воспитательной работы на уроках математике не только обеспечивает усвоение материала, но и способствует преодолению специфических трудностей в процессе усвоения математики младшими школьниками.
Средства обучения математике в начальных классах
Система средств обучения математике младших школьников должна складываться из следующих основных пособий:
1. Учебник по математике для начальных классов.
2. Учебные пособия, содержащие материал в дополнение к учебнику: Карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся; сборники задач для устных вычислений; материалы для проверки знаний учащихся и др.
3. Различного рода методические пособия для учителя.
4. Материально-предметные (иллюстративные) модели, к которым могут быть отнесены приборы, измерительные инструменты, таблицы, раздаточный материал и счетный материал и т.д. Учебник как основное средство обучения математике.
Учебник систематически и полно раскрывают содержание курса математики, отражают уровень знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся в каждом классе. Учебник, содержащий в себе иллюстрации, дает большие возможности для проведения разнообразной по форме и содержанию коррекционной работы.
Не меньшее значение имеет система представленных в учебнике иллюстраций для развития конкретного мышления детей[4].
Таким образом, содержащиеся в учебнике рисунки и сюжетные материалы, чертежи, схемы, таблицы, образцы математической записи помогают учащимся не только осознавать многие математические зависимости, но и дают материал для математических обобщений, знакомят их с различными сторонами окружающей действительности.
Успех применения рисунков во многом зависит и от того насколько быстро и хорошо дети научаться понимать изображения.
Для этого в процессе работы необходимо знакомить учащихся с изобразительными средствами. Постепенно надо довести до их сознания, что основные контуры линии передают форму и строение предмета, а рельефные специальные штриховки разного типа, разграничительные и связывающие вспомогательные линии служат средством передачи в рисунке материальной фактуры предмета, раздельности и связи между его частями[6].
Наиболее эффективной является такая форма, когда восприятием ученика руководит учитель. Он направляет его внимание посредством системы наводящих вопросов, помогающих понять рисунок и осмыслить его суть. Руководство со стороны учителя должно принимать различные формы в зависимости от новизны и сложности воспринимаемого учащимся рисунка.
Например, проходя тему «Больше, меньше, столько же», беседу по одному из рисунков учебника можно построить так: «Найдите верхний левый рисунок. Что нарисовано на этой картинке? (учащиеся затрудняются ответить). Нарисовано то, с чем вы любите играть. Особенно мальчики! (машина) Что это за машина? Как она называется? (В такой ввозят хлеб и продукты). Давайте назовем её продуктовая машина. А что нарисовано правее? (Тоже продуктовая машина). Теперь найдите левый нижний рисунок. Что здесь нарисовано? (машина-бензовоз). А рядом? (тоже бензовоз) Сколько всего машин нарисовано? (четыре). Сколько из них продуктовых? (две). А бензовозов (тоже две машины). А как по-другому можно сказать про эти машины? (Продуктовых машин столько же, сколько бензовозов, бензовозов столько же, сколько продуктовых машин)[1].
Большое место в учебнике занимают иллюстрации, служащие наглядной основой при изучении геометрического материала, предусмотренного программой. Выполнение заданий геометрического содержания способствует развитию пространственных представлений у учащихся, умений наблюдать, сравнивать, абстрагировать и обобщать. Все задания геометрического содержания в рельефно-точечном варианте учебника, на наш взгляд, можно разделить на три группы.
К 1-ой группы мы относим задания, которые можно выполнить на основе иллюстрации учебника без изменений и дополнений, т.е. так, как указано в книге.
Во 2-ю группу составили задания, которые учащиеся могут выполнить с помощью математического прибора. Например, задания типа
а) отметь точки, как показано на чертеже и соедини их отрезками так, чтобы получился четырехугольник.
К 3-ей группе мы отнесли задания, выполнения которых младшими школьниками сопряжено с большими трудностями и неоправданными потерями времени или даже невозможно[6].
Одно из важных мест среди обучения занимают карточки с математическими заданиями. Эти пособия предназначены для того, чтобы помочь учителю в организации самостоятельной работы учащихся на различных этапах урока.
С их помощью можно эффективно организовать фронтальную работу с классом при изучении нового материала, проводить самостоятельные работы по закреплению и проверке пройденного материала. Кроме того, работа по карточкам способствует воспитанию самостоятельности, развитию мышления, творческих способностей учащихся помогает осуществлять дифференцированный подход с учетом подготовленности каждого ученика.
Среди средств обучения математике младших школьников важную роль играет наборы, инструменты, приборы им модели.
В одних условиях эти средства обучения сами являются объектами изучения, а в других применяются как дидактические пособия, с помощью которых формируются математические представления понятия, умения и навыки. Рассмотрим фланелеграф и наборное полотно.
Фланелеграф облегчает детям ориентировку на парте (раздаточный материально рассеивается по всему столу, а лежит на фланелеграфе) и снимает шум при работе с палочками, монетами и другими предметами.
Раздаточный материал – также одно из основных дидактических средств наглядности при обучении детей. Виды и формы раздаточного материала весьма разнообразны [5]
Его виды определяются изучаемыми материалами, их конкретным содержанием, что касается функций, то они в основном заключаются в том, чтобы раскрывать содержание новых понятий, закреплять изученный материал, обеспечивать активную самостоятельную учебную деятельность учащихся, контролировать усвоение материала.
Пользуясь раздаточным материалом на основе действий с конкретными знакомыми предметами, учащиеся под руководством преподавателя учатся считать, сравнивать различные группы предметов, устанавливают различные связи между числами. Основными видами раздаточного материала являются: счетные палочки, кубики, карточки (разрезные цифры, пособия с аппликационными изображениями и т.д.), монеты.
Карточки используются на всех этапах урока: при проверке домашнего задания, объяснении и закреплении нового материала, повторении пройденного и осуществлении контроля над знаниями учащихся.
Ознакомление с понятием о прямой и отрезке, мерами длины, измерением и построением отрезков, видами углов занимает исключительно важное место в процессе обучения младших школьников. Для развития у детей представлений о прямой и отрезке, необходимо выяснить, в каких жизненных ситуациях они встречались с прямыми и отрезками.
При изучении предусмотренного программой геометрического материала необходимо пользоваться чертежными и измерительными инструментами (линейка, угольник, циркуль), чертежными приборами, индивидуальными карточками с изображением различных геометрических фигур, математическим приборам, наборам моделей геометрических фигур, иллюстрациями в учебнике к задачам с геометрическим содержанием.
Счеты как наглядное пособие в школах для слепых детей можно широко применять на протяжении всех лет начального обучения.
Во время подготовительного периода на уроках косточки счетов могут быть использованы в качестве счетного материала при усвоении последовательности натурального ряда чисел в прямом и обратном направлении. Например, по заданию учителя учащиеся могут откладывать по одной косточке справа налево и хором считать: «один, два, три» (в пределах изученного), а затем отбрасывая по одной косточке слева направо и пересчитывая оставшиеся, вести обратный счет.
Средства обучения математике в начальных классах
В презентации идет речь о средствах математики применяющих в начальных классах
Просмотр содержимого документа
«Средства обучения математике в начальных классах»
Средства обучения математике в начальной школе
Студентка Ш-21 группы
Малая Анна Юрьевна
Система средств обучения математике младших школьников должна складываться из следующих основных пособий:
Учебники математики для начальных классов.
К 1-ой группе мы относим задания, которые можно выполнить на основе иллюстрации учебника без изменений и дополнений, т.е. так, как указано в книге.
Во 2-ю группу составили задания, которые учащиеся могут выполнить с помощью математического прибора.
К 3-ей группе мы отнесли задания, выполнения которых младшими школьниками сопряжено с большими трудностями и неоправданными потерями времени или даже невозможно.
Учебные пособия, содержащие материал в дополнение к учебнику.
Учебно-наглядные пособия для изучения геометрического материала
Средства обучения математике в начальной школе
В работе представлены средства обучения математике в начальной школе
Просмотр содержимого документа
«Средства обучения математике в начальной школе»
Средства обучения математике в начальной школе
студентка Ш-21 группы
Система средств обучения математике младших школьников должна складываться из следующих основных пособий:
Система расположения в учебниках иллюстраций и упражнений способствует развитию у детей абстрактного мышления, так как постепенный переход от предметной наглядности к условной дает возможность успешнее формировать у учащихся навыки моделирования математических понятий. Не меньшее значение имеет система представленных в учебнике иллюстраций для развития конкретного мышления детей.
Одно из важных мест среди обучения занимают карточки с математическими заданиями. Эти пособия предназначены для того, чтобы помочь учителю в организации самостоятельной работы учащихся на различных этапах урока. Они могут быть использованы для проведения контрольных и обучающих самостоятельных работ, организации фронтальной, групповой и индивидуальной работы в классе, восполнение пробелов в знаниях детей. Использование карточек позволят решать ряд дидактических задач. С их помощью можно эффективно организовать фронтальную работу с классом при изучении нового материала, проводить самостоятельные работы по закреплению и проверке пройденного материала. Кроме того, работа по карточкам способствует воспитанию самостоятельности, развитию мышления, творческих способностей учащихся помогает осуществлять дифференцированный подход с учетом подготовленности каждого ученика.
Среди средств обучения математике младших школьников важную роль играет наборы, инструменты, приборы им модели. В одних условиях эти средства обучения сами являются объектами изучения, а в других применяются как дидактические пособия, с помощью которых формируются математические представления понятия, умения и навыки.
Раздаточный материал – также одно из основных дидактических средств наглядности при обучении детей. Виды и формы раздаточного материала весьма разнообразны. Его виды определяются изучаемыми материалами, их конкретным содержанием, что касается функций, то они в основном заключаются в том, чтобы раскрывать содержание новых понятий, закреплять изученный материал, обеспечивать активную самостоятельную учебную деятельность учащихся, контролировать усвоение материала.
Статья «МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
В том случае, когда задача или вопрос доступны ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ним, что и стимулирует мыслительную активность. Ребёнку интересна конечная цель, которая увлекает его.
Мастерство педагога возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы детей в процессе обучения и воспитания состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности разнообразными, творческими, продуктивными.
Под методами обучения принято понимать способы совместной деятельности учителя и учащихся, при помощи которых учитель передаёт, а учащиеся усваивают знание, умение и вырабатывают навыки.
Выбор методов обучения обуславливается рядом факторов: задачами школы на современном этапе развития, учебным предметом, содержанием изучаемого материала, возрастом и уровнем развития учащихся, а также уровнем готовности их к овладению учебным материалом.
При ознакомлении учащихся с новыми знаниями используется метод рассказа. В методике математики этот метод принято называть «метод изложения знаний». Наряду с этим методом самое широкое распространение получил метод беседы. В ходе беседы учитель ставит перед учащимися вопросы, ответы на которые предполагают использование уже имеющихся знаний. Опираясь на имеющиеся знания, наблюдения, прошлый опыт, учитель постепенно ведет учащихся к повышенным знаниям. Закреплению новых знаний, формированию умений и навыков, совершенствованию новых знаний способствует метод самостоятельной работы. Нередко, используя этот метод, учитель так организует деятельность учащихся, что новые теоретические знания ученики приобретают самостоятельно и могут применять их в аналогичной ситуации. Таким образом, в зависимости от формы организации совместной работы учителя и ученика выделяют следующие методы обучения: изложение знаний, беседа, самостоятельная работа.
Методы обучения классифицируется также в зависимости от источника знаний. В соответствии с этой классификацией выделяются словесные методы (рассказ или изложение знаний, беседа, работа по учебнику или другим печатным материалам), наглядные методы (наблюдение, демонстрация предметов или их изображений), практические методы (измерение, вычерчивание геометрических фигур, лепка, аппликация и т.д.).
В зависимости от способов организации учебной деятельности школьников (непродуктивная, продуктивная деятельность) выделяются такие методы:
· объяснительно-иллюстративный метод, при котором учитель даёт образец знания, а затем требует от учащихся воспроизведение знаний, действий, заданий в соответствии с этим образцом;
· частично-поисковый метод, при котором учащиеся частично участвуют в поиске путей решения поставленной задачи. При этом учитель расчленяет поставленную задачу на части, частично показывает учащимся пути решения задачи, а частично ученики самостоятельно решают задачу.
В учебном процессе в школе чаще всего мы наблюдаем комбинацию указанных методов.
При объяснении нового материала учитель должен связать его с пройденной темой, устанавливая взаимосвязи между уже имеющимися у учащихся знаниями. В установлении этих взаимосвязей учитель вовлекает учащихся воспроизводить имеющиеся знания, опираясь на их прошлый опыт. При этом он широко использует наглядность: предметные пособия, иллюстративные таблицы, дидактический раздаточный материал, схемы, чертежи.
Объяснение нового материала не должно быть продолжительным. Новый материал следует разбить на небольшие логически завершённые порции. Нередко объяснение учителя сопровождается демонстрацией наглядных пособий, практической работой учащихся с дидактическим материалом.
После изучения новой темы учитель использует беседу. Он готовит схему вопросов, с помощью которых не только воспроизводится усвоенный ранее учащимися материал, но и организуется наблюдение учащихся. Вопросы, которые ставит учитель в беседе, должны быть тщательно продуманы заранее. Необходимо соблюдать их логическую последовательность. Они должны быть сформулированы четко, кратко, доступно. Организуя фронтальную работу с учащимся, следует учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка.
Выбор методов определяется конкретными условиями обучения. Но какой бы метод не использовал учитель, он должен учитывать психофизические особенности учащихся, доступность для них учебного материала, наличие наглядных и технических средств обучения.
Система средств обучения математике младших школьников должна складываться из следующих основных пособий:
· учебник по математике для начальных классов, как основное средство обучения математике;
· учебные пособия, содержащие материал в дополнение к учебнику: карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся; сборники задач для устных вычислений; материалы для проверки знаний учащихся и др.;
· различного рода методические пособия для учителя;
· материально-предметные (иллюстративные) модели, к которым могут быть отнесены приборы, измерительные инструменты, таблицы, раздаточный материал и счетный материал и т.д.
Система расположения в учебниках иллюстраций и упражнений способствует развитию у детей абстрактного мышления, так как постепенный переход от предметной наглядности к условной дает возможность успешнее формировать у учащихся навыки моделирования математических понятий. Не меньшее значение имеет система представленных в учебнике иллюстраций для развития конкретного мышления детей.
Таким образом, содержащиеся в учебнике рисунки и сюжетные материалы, чертежи, схемы, таблицы, образцы математической записи помогают учащимся не только осознавать многие математические зависимости, но и дают материал для математических обобщений, знакомят их с различными сторонами окружающей действительности.
Большое место в учебнике занимают иллюстрации, служащие наглядной основой при изучении геометрического материала, предусмотренного программой.
Одно из важных мест среди обучения занимают карточки с математическими заданиями. Эти пособия предназначены для того, чтобы помочь учителю в организации самостоятельной работы учащихся на различных этапах урока. Они могут быть использованы для проведения контрольных и обучающих самостоятельных работ, организации фронтальной, групповой и индивидуальной работы в классе, восполнение пробелов в знаниях детей. Использование карточек позволят решать ряд дидактических задач. С их помощью можно эффективно организовать фронтальную работу с классом при изучении нового материала, проводить самостоятельные работы по закреплению и проверке пройденного материала. Кроме того, работа по карточкам способствует воспитанию самостоятельности, развитию мышления, творческих способностей учащихся помогает осуществлять дифференцированный подход с учетом подготовленности каждого ученика.
Среди средств обучения математике младших школьников важную роль играет наборы, инструменты, приборы им модели. В одних условиях эти средства обучения сами являются объектами изучения, а в других применяются как дидактические пособия, с помощью которых формируются математические представления понятия, умения и навыки.
Раздаточный материал – также одно из основных дидактических средств наглядности при обучении детей. Виды и формы раздаточного материала весьма разнообразны. Его виды определяются изучаемыми материалами, их конкретным содержанием, что касается функций, то они в основном заключаются в том, чтобы раскрывать содержание новых понятий, закреплять изученный материал, обеспечивать активную самостоятельную учебную деятельность учащихся, контролировать усвоение материала. Пользуясь раздаточным материалом на основе действий с конкретными знакомыми предметами, учащиеся под руководством преподавателя учатся считать, сравнивать различные группы предметов, устанавливают различные связи между числами. Основными видами раздаточного материала являются: счетные палочки, кубики, карточки (разрезные цифры, пособия с аппликационными изображениями и т.д.), монеты.
Широкое использование наглядных средств обучения в практике учебно-воспитательной работы на уроках математики не только обеспечивает усвоение материала, но и способствует преодолению специфических трудностей в процессе усвоения математики младшими школьниками.