средства обучения на уроках литературы
Характеристика основных видов ТСО, применяемых на уроках литературного чтения.
Технические средства обучения – это устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения.
Одна из причин слабого использования технических средств обучения многими учителями состоит в неумении обеспечивать техническую работоспособность подобных средств обучения. Боязнь технической сложности аппаратуры и затруднений, возникающих при ее неисправности, является сильнейшим психологическим барьером для широкого использования техники.
К работе с техническими средствами необходимо готовить и учеников. При первоначальном ознакомлении с обучающей техникой они обычно бывают крайне возбуждены и заинтересованы, поэтому часто обращают внимание на второстепенные моменты и не всегда усваивают учебную информацию.
Чтобы поднять эффективность первого занятия, необходимо обучить детей работать с новым средством, готовить их к восприятию и запоминанию информации, четко определять цели работы, объекты оценки и контроля. Если средства используются редко, то это становится чрезвычайным событием и вызывает бурю эмоций. Частое использование приводит к потере интереса учащихся.
Использование ТСО не должно длиться на уроке подряд более 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Правильное чередование средств может предотвратить это явление. Минуты напряженного умственного труда необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, разгрузкой зрительного и слухового восприятия.
Художественная литература воспроизводит действительность в живых картинах, образах и, по существу, сама является наглядным изображением действительности. Однако бывают случаи, когда освоению литературного текста могут помочь изобразительное искусство, музыка, кино, телевидение и т. д.
Эти виды искусства становятся на уроке новым источником информации, способствуют пробуждению эстетического чувства или содействуют более четкому оформлению в сознании школьников образов, созданных писателем. Смежные виды искусства на уроке литературы, а также разнообразные графические материалы (схемы, таблицы, плакаты и т. д.) и принято считать наглядными средствами обучения. Применение наглядности на уроке и во внеклассной работе носит принципиально разный характер и преследует разные цели.
Главная, основная функция наглядности на уроке литературы – помочь учащимся в постижении литературного произведения и творчества писателя в целом, в овладении теоретико-литературных знаниями, в развитии речи учащихся – одним словом, в решении всех тех задач, которые стоят перед учителем литературы. В распоряжении современного учителя имеются самые разнообразные средства наглядности: иллюстративно-художественные и графические материалы, грамзаписи и радиопередачи, кинофрагменты и учебные кинофильмы, телефрагменты и телеуроки.
Зрительная наглядность имеет большое значение в преподавании литературы. Роль зрительной, наглядной опоры при изучении литературы могут выполнять репродукции портретов писателей, иллюстрации к произведениям, картины жанрового характера, фотографии мест, связанных с жизнью писателя, скульптурные фигурки героев книг, макеты. По своему педагогическому значению к иллюстративно-художественной наглядности близки статичные экранные пособия – диафильмы и диапозитивы.
При использовании звукотехнических средств или экранных пособий-как фрагмента урока учитель подчиняет их своей учебной задаче; однако кино- или диафильм, показанный целиком, может стать и основным компонентом урока, занять его большую часть. В таком случае педагог вынужден считаться с точкой зрения создателей фильма, их трактовкой темы, методической позицией.
Поэтому при подготовке к уроку, в центре которого учебный, научно-популярный, художественный фильм, или диафильм, учитель должен предварительно просмотреть его, учесть, на какой возраст рассчитан, в какой момент изучения темы может быть использован, совпадает ли позиция создателей фильма с концепцией урока в целом и т. д. Особенное внимание следует обращать на соотношение материала фильма и учебника, реальных знаний учеников и информации, которую несет экранное пособие. Зачастую учебный фильм или диафильм, используемый учителем, скажем, на вступительном уроке в VIII—IX классах, является безадресным: элементарные сведения о жизни писателя, известные ученикам из курса IV—VII классов, смешиваются в нем с фактами и цитатами, рассчитанными на старшеклассников, дублируется материал учебника и пр. Естественно, что более рационально пользоваться фильмами и диапозитивами, авторы которых имели определенную методическую позицию и запрограммировали в них задания, имеющие точный адресат и требующие активности учеников на уроке.
Л. П. Прессман разделяет задания по материалам технических средств на две основные группы.
1. Задания, связанные с воссозданием деталей и эпизодов литературного текста (пересказ кадров литературных диафильмов; изложение эпизодов текста с помощью немых или звуковых диакадров или фрагментов из фильмов; составление пересказа опущенных в фильме эпизодов и пр.).
2. Задания творческого характера, связанные с развитием воображения и познанием других видов искусства (сравнение фрагментов из фильмов, передач и диафильмов с текстом; составление кадропланов, сценарных вариантов отдельных эпизодов текста и пр.)
Плюсы использования на уроке литературного чтения ТСО:
— экономию времени на уроке;
— глубину погружения в материал;
— повышенную мотивацию обучения;
— развитие творческих способностей;
— возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;
— возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;
— привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.
Использование современных ТСО на уроках литературного чтения в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи: усвоить базовые знания по предмету; систематизировать усвоенные знания; сформировать навыки самоконтроля; сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности; оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Этапы подготовки урока по литературному чтению с использованием ТСО.
1.Концептуальный. Постановка учебных целей с ориентацией на достижение результатов (формирование, закрепление, обобщение знаний, контроль усвоения и т.д.); выбор типа образовательных ресурсов.
2. Технологический. Выбор методики проведения занятий и проектирование основных видов деятельности учителя и учащихся; выбор способов взаимодействия учителя и ученика.
3. Операционный. Это поэтапное планирование уроков, подготовка учебных материалов.
4. Педагогическая реализация. Управление познавательной деятельности учащихся.
Доклад на тему «Технические средства обучения и наглядность на уроках литературы»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МКОУ Джогинская СОШ
«Технические средства обучения и наглядность на уроках литературы»
Подготовила: учитель русского языка и литературы МКОУ Джогинской СОШ Исаева Ольга Юрьевна
Начало XXI века в России отмечается осознанным интересом научно-педагогической общественности и органов управления образованием к повышению качества образования. В концепции стандартов общего образования второго поколения в Российской Федерации отмечается обновление содержания образования и использование новых технологий.
Актуальной и новой задачей, в соответствии с требованиями Стандарта, становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Универсальные учебные действия обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Технические средства обучения – это устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения. Слайд 3
Являясь важным источником информации, технические средства в то же время выступают в роли мощных стимуляторов обучения, способных активизировать учебный процесс, оказать значительное воздействие на умножение и совершенствование методов развивающего обучения. Слайд 4
Одна из причин слабого использования технических средств обучения многими учителями состоит в неумении обеспечивать техническую работоспособность подобных средств обучения.
К работе с техническими средствами необходимо готовить и учеников. Слайд 5. При первоначальном ознакомлении с обучающей техникой они обычно бывают крайне возбуждены и заинтересованы, поэтому часто обращают внимание на второстепенные моменты и не всегда усваивают учебную информацию. Чтобы поднять эффективность первого занятия, необходимо обучить детей работать с новым средством, готовить их к восприятию и запоминанию информации, четко определять цели работы, объекты оценки и контроля. Если средства используются редко, то это становится чрезвычайным событием и вызывает бурю эмоций. Частое использование приводит к потере интереса учащихся. Использование ТСО не должно длиться на уроке подряд более 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Правильное чередование средств может предотвратить это явление. Минуты напряженного умственного труда необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, разгрузкой зрительного и слухового восприятия.
Использование ТСО не будет эффективно, если его применение станет редким и несистемным. Без принципа систематичности (строгой логической последовательности изложения) не мыслится ни одно пособие, кинофильм, диафильм, теле- или радиопередача, рассчитанные на определенное место в системе уроков или на данном конкретном уроке в логической связи с его материалом.
Нередко можно увидеть уроки с включением и аудиозаписи, и кинофрагментов, но технические средства, не выполняя четких дидактических задач, не активизируют процесс обучения, используются не направленно, а иногда и формально.
Анализируя, например, I действие «Горя от ума», учитель предлагает восьмиклассникам прослушать одну из сцен. После прослушивания, однако, анализ текста продолжается без всякого учета только что услышанной его сценической трактовки. Использование проигрывателя оказалось в данном случае «вставным номером», без определённой учебной задачи.
При изучении «Детства» Горького в VI классе учителя часто демонстрируют в классе фрагменты одноименного кинофильма. Отлично поставленные и сыгранные сцены и сами по себе, разумеется, могут помочь в освоении текста, в более четком оформлении в сознании у школьников образов горьковских героев. Однако функция кинофрагментов сводится в таком случае к иллюстрации: от ученика не требуется значительного интеллектуального напряжения, активного включения в урок. Кроме того, возникает опасность отождествления в сознании ученика словесного образа и кинообраза.
Однако, если одной из учебных задач урока сделать сопоставление кинофрагмента и эпизода повести «Детство», эти опасности нейтрализуются. Сопоставляя, например, описание Горьким танца бабушки (глава III) с аналогичным эпизодом фильма, учитель может обратить внимание учеников на особенности выразительных средств киноязыка, а затем подробно остановиться на том, как писатель помогает нам увидеть танец бабушки, ощутить его динамику посредством искусства слова. Кинофрагмент оттенит горьковское описание, станет фоном для анализа литературного текста и таким образом приобретет дидактическую функцию в структуре урока.
Хотя литература по существу своему является наглядным изображением действительности, но бывает немало случаев, когда в преподавании следует привлечь изобразительное искусство и музыку. Наглядность – не редкость на уроках литературы. Но редко мы используем её для объяснения теоретико-литературных понятий. Слайд 6
Основное наглядное пособие словесника, на мой взгляд,- картина художника. Она нужна, прежде всего, чтобы познакомить студентов с новым для них предметом или явлением, отсутствующим в его жизненном опыте и восполнить то, чего не хватает ему для восприятия словесного литературного образа. Когда, например, ученики читают в стихотворении Пушкина «Зимняя дорога» о том, чего они сами не видели:
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То- разгулье удалое,
То-сердечная тоска. Слайд 7
то пейзаж и настроение путника станет понятнее, если картина придет на помощь и покажет ему зимнюю дорогу, борзую тройку, подвешенный к дуге колокольчик и ямщика.
Таким образом, можно объяснить два теоретико-литературных понятия: эпитет и пейзаж. Темы, включающие эти понятия (т.е., «Изобразительно- выразительные средства» и «Композиция») расположены в программе друг за другом, что ещё более облегчает задачу. На примере этого стихотворения я объясняю роль эпитетов в создании настроения стихотворения. Картина помогает не только услышать эту печаль и грусть, но и увидеть. В противовес я привожу строчки из другого стихотворения Пушкина «Зимнее утро»:
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный.
Пора, красавица, проснись.
Открой сомкнуты негой взоры,
Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись… Слайд 8
Затем, прошу учеников найти эпитеты и сказать, какое они создают настроение? На дом задаю нарисовать иллюстрацию к стихотворению так, чтобы она отражала настроение поэта и была светлой и радостной. На примере этой же картины можно объяснить и тему «Пейзаж».
Ниже приведены примеры уроков с 5 по 7 класс, с использованием данного ресурса и указанием тех универсальных учебных действий, которые они помогают формировать.
Например, уроки литературы, посвященные произведению И.С. Тургенева «Му-му», были представлены в виде проекта на тему «Сколько стоит жизнь?». После прочтения произведения ученикам были предложены отрывки из кинофильма (использование проектора), снятого по этой повести. Только по окончанию просмотра у них сложилась полная картина происходящего. Он смогли погрузиться в ту эпоху, увидеть наряды, жилища, обычаи крестьян, познакомиться к крепостным правом и многим другим. Далее им предстояло выбрать одну из групп – адвокаты (считающие, что в смерти собаки виновен не главный герой, а крепостное право), прокуроры (имеющие противоположную сторону) и судьи, которым предстояло вынести решение по вопросу: «Кто виноват?». После ответа на проблемные вопросы группы создавали буклеты и презентации для защиты своей точки зрения.
Слайд 10 УУД сформированные при помощи ТСО на данном уроке:
— групповое создание буклета в программе Microsoft Office Publisher – коммуникативные, регулятивные, познавательные;
— групповое создание презентации для защиты проекта – регулятивные, коммуникативные.
Активность мышления стимулируется с помощью технических средств путем создания проблемных ситуаций: учащихся направляют по поисковому пути приобретения знаний, когда умышленно создается такое положение, выход из которого ищут сами ученики. Открывая неизвестное и решая поставленные в фильме или передаче задачи, учащиеся сами извлекают знания и делают выводы.
УУД сформированные при помощи ТСО на данном уроке: Слайд 12
— презентация в Microsoft Office PowerPoint (выбор героя, проверка знаний) – личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные;
— аудио запись классических произведений – личностные, познавательные;
Результатом использования ТСО на уроках является повышение психофизических характеристик у детей, улучшение качества знаний, возросший интерес учащихся к предмету, способность более четко определять цель и способы ее достижения. Все это доказывает, что использование данного ресурса ведет к положительным результатам.
Формирование универсальных учебных действий не ограничивается только уроками. Слайд 14 Для достижения наибольшего эффекта необходима взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности. Одним из способов, на мой взгляд, является создание школьной газеты, как учебного проекта по русскому языку и литературе, либо как курса занятий по «журналистике».
Что не маловажно, что учащиеся видят результаты своей работы.
Это подтверждает предположение о том, что целенаправленная системная работа с ТСО помогает формировать универсальных учебных действий.
Вот к каким выводам я пришла в использовании наглядности: Слайд 16
1. Она должна быть не целью, а средством обучения, развития мышления учащихся.
2. Использовать наглядность не только в качестве иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемной ситуации, но нужно следить, чтобы наблюдения студентов были систематизированы и поставлены в отношения причины и следствия независимо от порядка, в котором они наблюдались.
3. Рассматривать наглядные средства сначала в целом, потом главное и второстепенное, а затем снова в целом.
4. Стараться изготавливать наглядность вместе со студентами; лучше всего то пособие, таблица или схема, которые сделаны студентами.
5. Использовать наглядность как одно из средств связи с жизнью.
6. Не забывать, что наглядность – сильнодействующее средство, которое при невнимательном и неумелом использовании может увести мысль студентов от решения главной задачи, подменить цель ярким средством.
Слайд 17 При использовании технических средств и наглядности наблюдается улучшение коммуникативных универсальных действий. Учащиеся развивают умение слушать и вступать в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. Каждый ребенок может выполнять полностью автономно свою часть общей работы, а затем все это сводится в единый результат, зависящий от качества выполненной каждым работы. Слайд18 Из этого следует, что ТСО становятся основным средством сочетания коллективной, фронтальной, групповой и индивидуальной работы как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:
1) печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.); 2) электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа: мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.); 3) аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay, HDDVD и т.п.); 4) наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты– цели, содержание, формы, методы.
Наиболее эффективное воздействие на обучающихся оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Термином multimedia (в пеpеводе с английского – «многосpедность») опpеделяется инфоpмационная технология на основе пpогpаммно-аппаpатного комплекса, имеющего ядpо в виде компьютеpа со сpедствами подключения к нему аудио- и видеотехники. Мультимедиатехнология позволяет обеспечить пpи решении задач автоматизации интеллектуальной деятельности объединение возможностей ЭВМ с тpадиционными для нашего воспpиятия средствами пpедставления звуковой и видеоинфоpмации, для синтеза тpех стихий (звука, текста и гpафики, живого видео).
Типы и виды наглядности
Принцип наглядности обучения в современной дидактике – это ориентация на использование в процессе обучения разнообразных средств наглядного представления соответствующей учебной информации (объяснительно-иллюстративный метод).
Классификация наглядных средств по признаку восприятия учебного материала: слуховые, зрительные, синтетические. Чем больше органов чувств участвуют в восприятии учебной информации, тем легче она усваивается.
Классификация наглядных средств с учетом их дидактических свойств. Чаще всего специалисты классифицируют наглядные средства обучения по содержанию, характеру изображаемого и форме представления:
2. Условно-графическая наглядность (логико-структурные схемы или модели): таблицы;схемы; блок-схемы; диаграммы; гистограммы; графики; макеты; карты; картосхемы;планшеты.
3. Мультимедийная наглядность (на основе как изобразительных, так и условно-графических иллюстраций): все фотоизображения; анимация и 3D моделирование (без звука и с музыкальным или речевым сопровождением); аудиофрагменты (аудиофрагменты текста, аудиолекции, звуковые комментарии к рисункам, речевые фрагменты персоналий и др.); видеофрагменты, или видеоролики; аудиовидеофрагменты (лекций, конференций, событий, явлений и др.); видеофильмы (художественные и документальные).
Дата добавления: 2016-08-07 ; просмотров: 1627 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
ТСО на уроках литературы.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: «Наглядность и технические средства обучения на уроках литературы в 9-11 классах»
1. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать
Наиболее доступной формой автоматизации обучения является применение компьютеров, то есть использование машинного времени для обучения и обработки результатов контрольного опроса знаний учащихся. Всё большее использование компьютеров позволяет автоматизировать, а тем самым упростить ту сложную процедуру, которую используют и учителя при создании методических пособий. Тем самым, представление различного рода «электронных учебников», методических пособий на компьютере имеет ряд важных преимуществ. Во-первых, это автоматизация как самого процесса создания таковых, так и хранения данных в любой необходимой форме. Во-вторых, это работа с практически неограниченным объёмом данных. Создание компьютерных технологий в обучении соседствует с изданием учебных пособий новой генерации, отвечающих потребностям личности обучаемого. Учебные издания новой генерации призваны обеспечить единство учебного процесса и современных, инновационных научных исследований, т.е. целесообразность использования новых информационных технологий в учебном процессе и, в частности, различного рода так называемых «электронных учебников». Эффект от применения средств компьютерной техники в обучении может быть достигнут лишь тогда, когда специалист предметной области не ограничивается в средствах представлениях информации, коммуникаций и работы с базами данных и знаний.
Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с материалом. В современной школе широко используются с этой целью экранные технические средства в паре с компьютерами.
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.
Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: иллюстраций к произведениям, картин, зарисовок на доске и пр.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией видео биографий, кинофильмов, документальных фильмов и др.
Вообще наглядность является неотъемлемой чертой преподавания литературы т.к. одну и ту же информацию можно представить в виде множества графических образов. Например, сопоставить два портрета писателя в разные годы жизни, предоставить репродукции разных художников на тему одного произведения и т.д.
Результат учебно-воспитательного процесса во многом зависит от того, насколько он обеспечен разнообразными средствами обучения. Трудно представить себе современного учителя, не использующего дополнительных методических пособий, кроме учебника. Довольно сложно оспорить тот факт, что наглядность в обучении занимает далеко не последнее место.
Однако дидактический принцип наглядности, являющийся ведущим в обучении, следует понимать несколько шире, нежели возможность зрительного восприятия. Воздействуя на органы чувств, средства наглядности обеспечивают более полное представление образа или понятия, что способствует более прочному усвоению материала. Наглядность способствует развитию у учащихся эмоционально-оценочного отношения к приобретаемым знаниям. Проводя самостоятельные задания, учащиеся могут убедиться в реальности тех процессов и явлений, о которых узнают от учителя. А это, в свою очередь, позволяет ребенку убедиться в истинности полученных сведений, что ведет к осознанности и прочности знаний. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, позволяют облегчить процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка.
Мультимедийные презентации прочно вошли в школьную жизнь. Практически каждый учитель, имеющий практические навыки владения информационными технологиями, использует их в своей повседневной работе. Презентация может иметь различные формы, применение которых зависит от знаний, подготовленности авторов, а так же предполагаемой аудитории. Наиболее эффективно использовать презентации при проведении урока-лекции, практического занятия, самостоятельной работы, тестирования.
Для проведения уроков я создавал учебные презентации в программе Microsoft Power Point. С помощью мультимедийного проектора и демонстрационного экрана можно предоставлять созданные слайды на уроках. Готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание учителя на ходе урока, так как управление программой сводится к простому нажатию на левую клавишу мыши. По ходу урока поэтапно выводится необходимый материал на экран и рассматриваются основные вопросы данной темы. В случае использования слайда-задания он организует обсуждение поставленного вопроса и подводит его итоги. В случае необходимости учитель может заменить текст, иллюстрацию, видео фрагмент, или просто скрыть не нужные слайды. Эти возможности программы позволяют максимально настраивать любую имеющуюся презентацию под конкретный урок в конкретном классе.
Возможно сопровождение урока не только путем показа хороших презентаций, но и привлечение звукового сопровождения. Можно использовать на уроке материалы из сети Internet.
При использовании наглядности в обучении необходимо соблюдать ряд условий:
применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
наглядность должна использоваться в меру, и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;
наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
Активное использование информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе формирует новую педагогическую технологию обучения.
Наблюдения специалистов показали, что работа в компьютерных сетях актуализирует потребность учащихся быть членом социальной общности. Отмечаются улучшение грамотности и развитие речи детей через телекоммуникационное общение, повышение их интереса к учебе и, как следствие, общий рост успеваемости. Внедрение новых технических средств в учебный процесс расширяет возможности наглядных методов обучения. В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, каким является компьютер. Применение компьютеров в учебном процессе увеличивает объем информации, сообщаемой ученику на уроке, активизирует, по сравнению с обычными уроками, организацию познавательной деятельности учащихся. 2. Использование технических средств обучения на уроках литературы.
Требованием сегодняшнего времени в образовательной области является повышение эффективности урока и расширение арсенала дидактических средств, которые использует учитель для достижения целей.
Дидактические функции технических средств обучения: уменьшение затрат времени; передача необходимой для обучения информации; рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и в целом; обеспечение деятельности учащихся и педагога.
Педагогические программные средства (ППС) классифицируют в зависимости от типа решаемых педагогических задач. По дидактическим целям ППС разделяют на группы для: актуализации знаний; формирования знаний, умений, навыков (ЗУН); закрепления ЗУН; контроля; обобщения и систематизации знаний; совершенствования знаний. По назначению обычно выделяют ППС: информационные; контролирующие; демонстрационные; имитационно-моделирующие. По принципам управления процессом обучения выделяют: разомкнутые (с односторонней связью от ППС к обучаемому); замкнутые (с обратной связью от обучаемого к ППС), с управлением по процессу учения, с управлением по результату учения, с управлением по процессу и результатам учения. По степени и виду приспособляемости к учащемуся различают ППС: неадаптивные, частично адаптивные, адаптивные.
ТСО при рациональном использовании улучшают условия труда как учителя, так и учеников, при этом их ценность тем выше, чем в больших пределах они позволяют целенаправленно трансформировать учебное пространство и время. Много новых возможностей ТСО открывают для проведения внеучебной и досуговой работы с детьми.
Эффективность использования ТСО определяется тремя взаимосвязанными аспектами ее обеспечения — техническим (адаптация, совершенствование и разработка ТСО, используемых для передачи информации учащимся, обратной связи от учащихся к преподавателю, контроля знаний, организации самостоятельных занятий, обработка и документирование информации), методическим и организационным (обслуживание и поддержание в рабочем состоянии, модернизация и своевременная замена оборудования).
Наиболее высокое качество усвоения достигается при непосредственном сочетании слова учителя и предъявляемого учащимся изображения в процессе обучения. А ТСО как раз и позволяют более полно использовать возможности зрительных и слуховых анализаторов обучаемых. Это оказывает влияние прежде всего на начальный этап процесса усвоения знаний — ощущения и восприятия . Большую роль ТСО играют в запоминании как логическом завершении процесса усвоения. Они способствуют закреплению полученных знаний, создавая яркие опорные моменты, помогают запечатлеть логическую нить материала, систематизировать изученный материал. Значительна роль ТСО и на этапе применения знаний : уже много раз говорилось, что существуют специальные тренажеры, компьютерные программы, направленные на выработку умений и навыков, специальное использование для этих целей статических и звуковых средств.
Особенно должно учитываться учителем эмоциональное воздействие технических средств. Если ему важно сконцентрировать внимание учащихся на содержании предлагаемого материала, то сила их эмоционального воздействия вызывает интерес и положительный эмоциональный настрой на восприятие. Цвет, умеренное музыкальное сопровождение, четкий и продуманный дикторский или учительский комментарий значимы при восприятии любых ТСО.
Непроизвольное внимание учеников вызывают новизна, необычность, динамичность объекта, контрастность изображения, т.е. те качества информации, которые воспроизводятся с помощью ТСО ( можно показать ученикам портреты автора в разное время жизни). Устойчивость внимания, которая даже при активной работе с изучаемым объектом может у детей сохраняться 15 — 20 мин, а потом требуются переключение внимания, краткий отдых. Объем внимания — количество объектов, символов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью, что в норме составляет 7 ±2. Организованное управление вниманием школьников способствует формированию у них важнейших общеучебных умений — умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
а) информационная насыщенность (слайды вмещают в себя огромный объем информации);
б) возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы (можно показывать на интерактивных досках портрет автора и фоном аудиозапись стихов автора);
в) возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых произведений (в электронной сети Интернет можно найти массу полезных материалов, которые помогут очень интересно построить структуру урока);
г) выразительность, богатство изобразительных приемов, эмоциональная насыщенность.
Рассмотрим, каким образом использование ТСО в педагогическом процессе способствует реализации принципов его организации.
Целенаправленность заключается в том, что педагогическим процесс взаимодействия учителя с воспитанниками становится только в том случае, если есть четко осознаваемая обеими сторонами цель. ТСО, как видно из всего, что было написано про них выше, имеют четкое целевое назначение, определяемое прежде всего их содержанием (литературным, историческим, биологическим, географическим и т.д.), характером и сложностью материала, которые определяют возрастные рамки их применения, местом в процессе обучения или воспитания (подготовить к восприятию нового, передать новую информацию, проиллюстрировать, способствовать выработке общих представлений или системы понятий и суждений, закрепить, обобщить или проверить уровень усвоения полученных знаний или вырабатываемых умений и навыков).
Гуманизация и демократизация учебно-воспитательного процесса — обращенность к личности субъектов педагогического взаимодействия, расширение их участия и сотрудничества в нем. Современные технические средства расширяют возможности использования самых различных методов и приемов в работе с детьми с учетом их возраста и уровня развития и подготовленности: от умственно отсталых детей и детей с проблемами тех или иных анализаторов до способных и талантливых детей.
Научность, доступность, систематичность и последовательность. Принцип научности реализуется, когда с помощью ТСО передаются прочно установившиеся в литературе знания и показываются самые существенные аспекты деятельности авторов и художественные произведения в доступной для учащихся форме. Без принципа систематичности (строгой логической последовательности изложения) не мыслится ни одно пособие, кинофильм, диафильм, теле- или радиопередача, рассчитанные на определенное место в системе уроков или на данном конкретном уроке в логической связи с его материалом.
Принцип сознательности, активности и самодеятельности также имеет непосредственное отношение к техническим средствам обучения. С их помощью учащиеся лучше разбираются в материале урока, они пробуждают инициативу, учат применять получаемые ранее знания.
Активность мышления стимулируется с помощью технических средств путем создания проблемных ситуаций: учащихся направляют по поисковому пути приобретения знаний, когда умышленно создается такое положение, выход из которого ищут сами ученики. Открывая неизвестное и решая поставленные в произведении или экранизации произведения задачи, учащиеся сами извлекают знания и делают выводы.
Творчество и инициатива воспитанников в сочетании с педагогическим руководством . Современные информационные технологии в большинстве своем ориентированы на раскрытие творческого потенциала и учителя, и ученика. Среди разрабатываемых в настоящее время программных педагогических продуктов практически нет ориентированных лишь на формальное воспроизведение. В той или иной степени, более или менее удачно в них во всех заложены элементы развивающего обучения.
Принцип прочности, осознанности и действенности результатов воспитания, обучения и развития, единства знаний и поведения побудил к разработке контрольных ТСО, всевозможных тренажеров, а с момента начала использования компьютерных технологий — к разработке соответствующих программ. Речь идет о виртуальных средах обучения и воспитания, где создается полная иллюзия реального участия ученика (воспитанника) в тех ситуациях, которые смоделированы с помощью компьютерных технологий, и надо действовать на основе того, что ты знаешь, понимаешь, ценишь.
Основное назначение объяснительно-иллюстративных методов — передача и организация усвоения информации учащимися. ТСО в этом случае увеличивают количество источников информации.
Проблемное изложение позволяет не только передавать учебный материал, но и показывать возможный путь познания, ход мыслительного процесса при решении проблемы. В настоящее время появились экранные, звуковые и экранно-звуковые пособия, которые построены так, что их можно органически вводить в проблемное изложение.
Переход к исследовательскому методу происходит постепенно, через частично-поисковый (эвристический) метод. ТСО должны помочь обучаемым увидеть проблему, сформулировать ее, найти доказательство, сделать выводы из результатов, произвести самоконтроль и т. д., т. е. выполнить те самостоятельные шаги, которые и определяют поисковый характер их деятельности. Исследовательский метод обеспечивает усвоение знаний на самом высоком уровне (применение знаний в новой ситуации) и одновременно является опытом творческой деятельности. ТСО помогают построить такие задания, выполняя которые учащиеся прилагают свои знания для решения новых проблем, позволяют организовать дифференцированный подход при решении этих проблем, контролировать и направлять ход работы.
Урок может быть насыщен самыми современными техническими средствами, но желаемая результативность — возрастание качества знаний, умений и навыков — достигнута не будет. Более того, она может быть ниже, чем в параллельных классах, где такие средства не использовались.
Типичные педагогические ошибки, снижающие эффективность применения технических средств:
а) недостаточная методическая подготовленность учителя;
б) неправильное определение дидактической роли и места аудиовизуальных пособий на уроках, несоответствие выразительных возможностей аудиовизуальных средств их дидактической значимости;
в) бесплановость, случайность их применения;
г) перегруженность урока демонстрацией (прослушиванием), превращение его в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию.