средства обучения на уроках обществознания в начальной школе
Средства обучения на уроках обществознания в начальной школе
Каждый метод имеет свою структуру, состоящую из присущих ему компонентов. Вместе с тем существует идеальное представление о методе обучения, обобщенная теоретическая модель, характеристик которой необходимо учитывать в творческом использовании любого конкретного метода. Суть этих характеристик в следующем:
в педагогической и психологической целесообразности, функциональной определенности метода;
в направленности метода на организацию деятельности учителя и учащихся на общение, взаимодействие в практической работе;
в соответствии методов возрастным возможностям школьников, особенностям их мышления, памяти, эмоционального развития, жизненного опыта;
в соответствии методов индивидуальным возможностям, общекультурной, педагогической подготовке учителя, уровню его творческого методического развития;
в соотнесении методов с характером содержания изучаемого материала;
в соотнесении методов с этапом обучения;
в соотнесении методов с формой обучения;
в соответствии методов своеобразию возникшей ситуации процессе обучения;
во взаимосвязи и взаимодействии методов между собой, включенности их друг в друга;
в эффективности достижения качественных результатов в обучении и воспитании школьников в процессе обучения и творческого применения знаний, умений, навыков.
Все эти общие требования, характеризующие методы обучения, предполагают их индивидуальное своеобразие в живом, динамичном познавательно-обучающем процессе.
Метод обучения расчленяется на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы.
Метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности.
Прием обучения — это составная часть или отдельная сторона метода, направленная на решения конкретной задачи.
На методы обучения наибольшее влияние оказывают те источники, из которых черпают знания учащиеся. На этой основе выделено три группы методов, каждая из которых использует свой вид источников:
К практическим методам относятся: работа с дидактическим материалом; решение задач; упражнения; дидактические и деловые игры; работа с исторической картой; работа с лентой времени и т.д.
Методика преподавания обществознания в начальной школе, Чернова Г.А., Жукова Л.Г., Митюкова И.В., 2008
Методика преподавания обществознания в начальной школе, Чернова Г.А., Жукова Л.Г., Митюкова И.В, 2008.
В учебном пособии рассматриваются методы и приемы обучения, методика формирования обществоведческих представлений и понятий в начальной школе, формы организации учебного процесса на уроках обществознания, изучаются современные педагогические технологии, используемые в преподавании обществознания в начальной школе. Предложены различные формы организации внеурочной работы с младшими школьниками.
Для студентов средних педагогических учебных заведений.
Обществознание как предмет начального обучения в школе в разные эпохи.
Человеческое общество — очень сложная и в то же время целостная система. Оно является объектом изучения многих общественных наук: философии, истории, политологии, экономики, культурологии. социологии, психологии и др. Но каждая из этих наук специализируется на изучении отдельных сторон общества и его развития, что не дает полного представления о нем во всем его многообразии. Поэтому появилась потребность в науке, которая бы обработала накопившийся материал и представила общество в его развитии целостно и объемно. В соответствии с требованием времени во второй половине XIX в. появляется новая самостоятельная наука — обществознание, которая комплексно подошла к изучению общества.
Этому способствовали, во-первых, накопленные материалы в истории и философии, во-вторых, появление новых наук, таких, как социология, психология, археология, этнография, которые стали рассматривать новые, более узкие, аспекты общественного развития, в-третьих, теология, литература, политика. Каждая из них по-своему сделала очень много для описания различных явлений в жизни общества. Болес того, эти науки помогали и помогают до сих пор ему развиваться.
Оглавление.
Предисловие.
Глава 1. Предмет и задачи методики преподавания обществознания в начальной школе.
1.1. обществознание как предмет начального обучения в школе в разные эпохи.
1.2. Задачи методики обучения обществознанию в начальной школе.
1.3. Педагогическое значение и задачи курса «Обществознание в начальной школе».
1.4. Содержание и принципы отбора материалов по обществознанию.
1.5. Межпредметные связи и преемственность в обучении обществознанию.
1.6. Значение обучения обществознанию в развитии личности младшего школьника.
1.7. Основные требования к уровню подготовки учащегося в образовательной области «Окружающий мир» в начальной школе.
1.8. Современные проблемы и тенденции развития обществоведческого образования.
1.9. Современная структура обществоведческого образования. Характеристика учебных программ реализуемых в начальной школе.
Глава 2. Методы и приемы обучения обществознанию в начальной школе.
2.1. Метод как педагогическая категория.
2.2. Критерии оптимального выбора методов обучения.
2.3. Общая характеристика методов обучения, их классификация.
2.4. Понятие о методах и приемах обучения обществознанию.
2.5. Словесный метод обучения и его виды.
2.6. Виды наглядных методов обучения и приемы работы с ними.
2.7. Практические методы обучения.
2.8. Средства обучения.
Глава 3. Методика формирования и развития представлений к понятий у учащихся на уроках обществознания.
3.1. Формирование понятий и представлений в курсах обществоведческих дисциплин.
3.2. Формирование представлений о времени и пространстве в процессе изучения обществоведческих курсов в начальной школе.
3.3. Формирование пространственных представлений младших школьников.
3.4. Классификация умений. Основные умения и методика их формирования учащихся при обучении обществознанию.
Глава 4. Урок обществознания в начальной школе и подготовка к нему учителя.
4.1. Фирмы организации учебного процесса в школе.
4.2. Урок как основная форма организации учебного процесса в школе.
4.3. Классификация уроков.
4.4. Структура урока.
4.5. Виды уроков обществознания и их особенности.
4.6. Подготовка учителя к уроку.
4.7. Домашние задания, их валы и особенности.
Глава 5. Современные педагогические технологии в обществоведческом образовании в начальной школе.
5.1. Понятие о технологиях и их классификации.
5.2. Технологии развивающего обучения.
5.3. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили.
5.4. Технология опережающего обучения С. Н. Лысенковой.
5.5. Игровые технологии.
5.6. Проблемное обучение.
5.7. Обучение ил интегративной основе.
5.8. Использование метода проектов на уроках обществознания и начальной шкале.
5.9. Коллективные способы обучения.
5.10. Информационные технологии обучения.
Глава 6. Внеурочная работа по обществознанию в начальной школе.
6.1. Понятие и сущность внеурочной работы.
6.2. Формы внеурочной работы клавших школьников.
6.3. Внеурочное чтение.
6.4. Школьный кружок как одна из форм внеурочной работы.
6.5. Конкурсы, олимпиады, викторины.
6.6. Внеклассные занятия.
6.7. Школьные экскурсии по обществознанию в начальных классах и их значение.
Приложения.
Средства обучения на уроках обществознания в начальной школе
Народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Это правило, как нельзя лучше подходит к методике обучения общественным дисциплинам в начальной школе. Не секрет, что детям младшего школьного возраста нельзя преподносить учебный материал только словесным методом, необходимо использование наглядного и практического методов, затрагивающих все виды анализаторов и опирающихся на различные виды восприятия. Использование наглядного и практического методов позволяет детям усваивать материал большей сложности, от простого воспроизведения переходить к выполнению заданий поискового, творческого характера. К сожалению, несмотря на то что эта истина уже давно известна, в школе часто господствуют вербальные способы подачи информации (речь учителя и учащихся). Тому есть несколько причин. Во-первых, нередко в распоряжении школ имеется очень мало наглядных средств, во-вторых, работа с наглядностью на уроках требует от учителя и интеллектуальной, и иногда большой подготовительной работы, более детального продумывания организации процесса обучения; третья причина — это недостаточное количество методических разработок по использованию наглядности на уроках с элементами обществознания. Кроме того, сейчас многие средства обучения морально и физически устарели. Например, это, к сожалению, относится к диафильмам, которые раньше активно использовались учителями. А новые технологии достаточно сложно входят в школьную жизнь. Компьютерами в основном и учителя, и ученики пользуются на уроках информатики.
Наглядность, с которой предстоит работать на уроках по темам компонента обществознания, подразделяется по характеру наглядного материала на 3 вида:
Работа с наглядностью на уроке строится либо как наблюдение и анализ содержания объекта, либо как практическая работа с ним. Привлекая на уроке истории наглядность, например, учебную картину, необходимо добиться, чтобы школьники не просто «взглянули на картинку», а действительно увидели, что там изображено, обратили внимание не только на общий план, но и рассмотрели бы детали, которые часто наиболее важны для исторического анализа. В традиционной методике такая работа может выстраиваться в ходе беседы или рассказа на основе сюжетно-образного повествования или художественного описания.
В то же время накоплен разнообразный опыт нетрадиционных приемов, который не менее, а иногда и более эффективен. Это и драматизация, и персонификация, и воображаемая экскурсия, и разнообразная тренинговая работа.
Перед каждым ребенком в детстве проходит множество разнообразных и красочных картин. Яркие книжки с картинками, детские журналы, комиксы, мультфильмы. Но если попросить ребенка описать картинку, рассказать об увиденном на ней, то, как правило, он не скажет ничего, кроме того, кто или что нарисован(о). Необходима специальная работа по формированию визуальной грамотности, умению анализировать изобразительный ряд, критично воспринимать картины и иллюстрации, извлекать из них информацию.
Для учителя важно различать типы учебных картин, среди которых можно выделить следующие:
Примерами таких картин являются: «Штурм Измаила» (худ. Е.В. Ванюков)
«Восстание на Сенатской площади» (худ. К.И. Кольман) и др.
«Конец Бородинского сражения» (худ. В.В. Верещагин)
«Военный совет в Филях» (худ. А.Д. Кившенко)
2. Типологические картины — воспроизводят многократно повторяющиеся исторические события или явления, типичные для изучаемой эпохи.
«Продажа крепостных крестьян» и др.
К этому типу относятся известные полотна художника В.И. Лебедева: «Полюдье»
3. Исторические картины — воссоздают облик города, населенного пункта или его части, интерьер жилища, знакомят учащихся с предметами быта, памятниками материальной культуры.
«Московский Кремль при Иване III» и др.
К таким картинам можно отнести известные полотна A.M. Васнецова «Московский Кремль при Дмитрии Донском»
4. Портреты — изображения исторических и политических деятелей, представителей науки и культуры.
Множество портретов, изображающих знаменитых людей, написано известными художниками, например, В.М. Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный»
Ф.С. Рокотов «Екатерина II»
В. А. Голике «Портрет Николая I»
Во многих учебниках представлены портреты А.В. Суворова
Е. Пугачева и др., они помогают сформировать у учащихся представления об облике того или иного исторического деятеля.
Необходимо заметить, что одно и то же произведение иногда можно отнести к разным типам в зависимости от того, на чем заостряет внимание учитель.
Приемы работы с изобразительной наглядностью
Главное, чему должен научить учитель школьников, — умению вглядываться в детали, замечать подробности, подчеркивающие исторические реалии, которые проявляются в процессе рассматривания. Это может быть некий инсайт, озарение. Но для того чтобы ребенок сам мог найти, обнаружить детали, учитель несколько раз должен показать ему образец такой работы, а затем помочь провести эту работу посредством специально сформулированных вопросов. Таким образом, важным приемом работы с изобразительной наглядностью можно назвать рассказ учителя.
Рассказ-описание по картине С.В. Иванова «Баскаки»
Нелегко жилось русскому народу под ордынским игом. Давайте познакомимся с жизнью русских людей, побывав в одном из русских городов XIII в. Мы видим дома под двускатными крышами, несколько дворов, маленькую церковь, ограду, сторожевые башни. Все построено из дерева. Площадь вокруг деревянной церкви запружена народом. Кругом шум, суета. Баскаки собирают дань. Со всех сторон только и слышишь слово, произносимое испуганным шепотом: «Баскаки». Это люди, назначенные ханом для сбора дани. Русские отдавали татарам продукты питания, деньги, вещи. Баскаки были безжалостны. У кого ничего не было, забирали жену, или детей, или родственников, или даже самого должника. На площади мы видим человека на коне, в войлочной шапке: на нем желтый халат и червленые сапоги с загнутыми мысами. Это и есть сборщик дани — баскак. По всему видно — он чувствует себя хозяином. Его совсем не тревожат страдания людей, собравшихся здесь. Мы видим, что повсюду над толпой возвышаются грозные монголо-татарские всадники с копьями и щитами в руках. Кожаный шлем, кольчужная сетка закрывает лицо, шею, плечи, доспехи прикрывают грудь. Баскак властным взором оглядывает окрестности. У ног его коня на разостланном на земле холсте сложены в одну кучу дорогие оклады икон, кошельки с деньгами, жемчужные ожерелья, кувшины и другие ценные предметы.
Мы слышим плач молодой плененной девушки, но это не трогает помощников баскака, стоящих сзади пленных. Они готовы поднять плети и наказать недовольных. С ненавистью смотрит на плеть чернобородый крестьянин в синей рубахе. Рядом один из сборщиков в цветном халате и войлочной шляпе мнет медвежью шкуру, определяя, годится ли она в качестве дани. В угодливой позе стоит княжеский тиун-переписчик. Он, делая записи о сданной дани, не смеет поднять глаза, боясь татарского гнева. Немного левее тиуна — повозка, в которую сложат собранное, а отданных в неволю погонят вслед. Жители города собрались проводить своих родственников и знакомых. Но несколько конных воинов не подпускают их близко, боясь беспорядков. Одна телега, доверху нагруженная мешками с хлебом, уже готова для отправки. Скоро, скоро тронется поезд из повозок с данью.
Преклонив головы, стоят перед баскаком старейшие жители города. Они ничего не могут сделать. Пробовали люди не один раз восставать, но тщетно — ордынцы жестоко подавляли все выступления. Слаба еще Русь. Народ не в силах дать отпор. Остается только покориться татарской воле.
(Примеры использования различных приемов по другим картинам — см. приложение 4)
2. Другим наиболее распространенным приемом работы с учебной картиной является беседа. Беседа по картине — это организация наблюдения посредством направляющих вопросов учителя.
Пример:
Эвристическая беседа по картине В.А. Малышева «Славянский поселок VIII века»
Посмотрите, перед вами картина «Славянский поселок VIII века». Наша задача сегодня: работая с этой картиной, понять, какими были наши предки — славяне, как они выглядели, где и как они жили, как одевались, чем занимались.
Что вы видите на картине? (небольшую деревеньку на берегу реки, огороженную забором, ее жителей)
Это славянский поселок. Мы видим, что славянский поселок находится на возвышенности и огорожен частоколом («часто» — «кол»). Как вы думаете, почему? (Ограда защищает от врагов, а также от диких зверей. С вершины холма можно заметить любого врага. На возвышенности дома защищены от сырости.)
А что делает человек на переднем плане? (пашет землю)
Посмотрите, какие орудия труда использовались в земледелии? (двузубая соха и борона-суковатка — обрубок суковатой ели). Земледелие у славян было нелегким делом. Надо было сначала вырубить все деревья и кустарники, сжечь их, смешать землю с золой, чтобы она была плодородной, а потом уже можно пахать. (Учитель может показать это посредством аппликаций.) Через несколько лет эта земля переставала быть плодородной, и нужно было расчищать новый участок. Такая система земледелия называется подсечно-огневой.
Что мы видим на переднем плане? (людей с оружием) Кто это? (охотники) Чем они вооружены? (копье, лук, стрелы, топор)
Посмотрите, в ворота поселка пастух загоняет животных. О каком занятии древних славян говорит этот факт? (о скотоводстве). Какой скот приручили древние славяне? (овец, коров, коз)
Посмотрите, что находится на столбах ворот? (черепа быков) О чем это может свидетельствовать? (о том, что славяне в тот период были по своим религиозным верованиям язычниками)
Мы видим на картине женщину с коромыслом. Как вы думаете, чем занимались женщины в поселке? (шили одежду, доили коров, ухаживали за домашней птицей, готовили пищу: в глиняных горшках варили уху, мясо, каши)
Давайте внимательно рассмотрим внешний вид древних славян. Как они выглядели? (Мужчины одевались в длинные свободные рубахи, подпоясанные кожаным поясом, и штаны из грубого холста, а женщины — в длинные платья или сарафаны. Голову украшали обручами. В холодное время на голову надевали войлочные или меховые шапки. На ногах у них были лапти, сплетенные из лыка, или туфли, сшитые из целого куска мягкой кожи.)
Итак, какие занятия древних славян вы можете назвать?
3. Персонификация — монолог от лица одного из изображенных на картине персонажей (предметов). Посредством этого приема предлагается рассказать историю с точки зрения какого-либо героя картины.
Пример:
Персонификация по картине Б.М. Кустодиева «Школа Московской Руси»
Давайте поговорим с одним из учеников. Вот что он поведал нам:
«Меня зовут Гордей. Когда мне было 8 лет, отец мой — стрелецкого полка сотник — решил, что мне уже пора учиться. Матушка плакала, причитала, жалея меня, отговаривала отца: «Пусть еще погуляет».
В школе строго, ошибется малец — розги или в угол на горох. Забьют дитя». Но отец настаивал: «Ничего, даже царские дети так учатся. Какое же учение без розог». Сговорились они с мастером Агафоном Никифоровичем о цене за обучение. Так я и оказался в школе. Детей было не много. Покажет мастер буквы: «аз, буки, веди», и мы хором повторяем. На следующий день «зады повторять», да еще новые буквы: «глаголь, добро, есть». Так прошли все буквы. Стали читать — вот тяжесть! Сообрази-ка быстро, что «добро, веди и аз» вместе — «два» значит. — Тут Гордей тяжело вздохнул, вспомнил, наверное, наказания и продолжил. — Книга у нас одна на всех. Мастер с ней в руках переходил от одного к другому. Все, что читали, нужно заучить наизусть. Нелегко дается учение. Не раз я розог пробовал. Но Агафон Никифорович говорит, что «за одного битого двух не битых дают».
4. Драматизация — это воображаемый диалог, который может происходить между героями, изображенными на картине. Персонажи картины становятся как бы действующими лицами маленького спектакля; слова за них могут придумать сами учащиеся с помощью вопросов учителя.
Пример:
Драматизация по картине В.А. Малышева «Славянский поселок VIII века»
Устало выглядит пахарь на первом плане. Он еле идет, да и лошадь тоже устала. Давайте послушаем, о чем пахарь спрашивает у возвращающихся охотников. (Как вы думаете, о чем они могут разговаривать?)
— Эй! Ну что, охотнички! Много дичи добыли? А то я уже очень устал и в животе пусто!
— Да хватит на пару дней! Вон малец-удалец двух зайцев подстрелил, да и мы постарались! Голодными не останемся! А ты совсем уставший. Да и лошадь еле идёт.
— Сегодня последний день пахоты. Завтра уже сажать. Смотрите: и рыбаки вернулись. Как-то удался им улов?
— Птицы распелись сегодня не на шутку — видно, к жаркому дню.
5. Воображаемая экскурсия — прием, с помощью которого дети мысленно переносятся в изображенную на картине историческую действительность и могут обойти каждый уголок нарисованной местности, пообщаться с каждым персонажем. Если в драматизации общение происходит между героями картины, то в воображаемой экскурсии — между «экскурсантами» и изображенными персонажами. И по форме, и по содержанию воображаемая экскурсия более свободна, она может включать в себя и драматизацию, и персонификацию. Воображаемая экскурсия выстраивается в основном из описательного материала, который вкладывается в уста персонажей картины.
Пример:
Воображаемая экскурсия по картине В.А. Малышева «Славянский поселок VIII века»
Давайте представим, что мы можем путешествовать во времени. Мысленно попадаем в далекий VIII в. Заглянем в славянский поселок, который изображен на картине. Место для такого поселка выбирали старшие мужчины. Необходимо, чтобы оно было рядом с рекой, лесом и земля подходила для земледелия. Жилища обнесли высоким забором, чтобы обезопасить всех жителей и от врагов, и от диких зверей. Сейчас на дворе весна. Посмотрите, в поселке каждый занят своим делом.
Мы решили поговорить с пахарем. Вот что он говорит нам: «Мы встаем с первыми лучами солнца. Чтобы вырастить хлеб, нужно трудиться до седьмого пота. Сначала надо было подготовить участок земли, вырубить на нем лес. Весь поселок поднимается на эту работу. Мужчины валят деревья, выкорчевывают пни, женщины и дети подсекают молодые деревья и обрубают ветки старых деревьев. Из некоторых деревьев получаются бороны-суковатки, которыми разрыхляют землю, остальные сжигают, а золой посыпают землю как удобрением. После этого можно пахать и сеять зерно, просить Перуна, чтобы он послал дождь. Если будет неурожай, то нас ожидает голод, ведь хлеб — наша основная пища». Рассмотрев нехитрое орудие труда крестьянина — соху, мы прощаемся с ним и идем дальше.
Чтобы осмотреть жилище славян, мы входим в ворота и приближаемся к небольшому домику. Стены его сложены из толстых бревен. Крыша дома покрыта толстым слоем соломы. Несколько ступенек — и мы оказываемся внутри дома. Пол в нем на метр углублен в землю. Здесь прохладно, сыро и темно. Слабый свет еле-еле пробивается сквозь небольшие оконца. Женщина, хозяйничающая в доме, рассказывает нам: «Когда холодно, мы закрываем окна досками или соломой, чтобы тепло не уходило». В углу мы видим печь, сложенную из камня. Мы замечаем, что она топится по-черному, т. е. дым из печи выходит через все отверстия, которые есть в доме. Около печи стоят глиняные горшки, в них готовят пищу. «Печь нас и греет, и кормит». Почти все свободное место занимают стол и три деревянных лавки. В углу несколько охапок сена, покрытых шкурами, они служат славянам постелями. Нам хочется поскорее выбраться к солнышку.
Жители славянского поселка одеваются просто. Мужчины носят просторные штаны и длинные — по колено — рубахи из грубой льняной ткани, подпоясанные кожаными ремнями. Женщины одеты в более длинные, чем у мужчин, льняные рубахи и платья очень простого покроя, которые иногда украшаются незамысловатой вышивкой. В прически женщины любят вплетать серебряные кольца самой разной формы (в каждом племени — особенной). На ногах — обувь из мягкой кожи, а также лапти из лыка или коры деревьев (липы, ивы, вяза, березы, дуба), а иногда из старых веревок, конского волоса и даже из соломы. Лапти служат рабочей обувью.
Мы выходим из дома, направляемся к воротам и видим пастуха, который загоняет скотину. Здесь и коровы, и козы, и овцы. Вот что он рассказал нам: «Меня зовут Ждан. Я с детства любил животных, играл с ними больше, чем с ребятишками. Мне кажется, что я зверей понимаю лучше, чем людей. И они мне платят тем же. Они слушаются меня лучше, чем кого-либо в поселке». Целый день пастух водит скот по лугам, а к вечеру возвращается домой. Дома женщины подоят коров.
Вечером все дети соберутся у костра, и старики будут рассказывать истории, которые слышали от своих дедов и прадедов.
Примечание. Выше приведен пример готовой экскурсии, которую проводит учитель по уже имеющемуся материалу, но возможны варианты воображаемой экскурсии с привлечением учащихся.