современные технологии профессионального обучения

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Югай Наталья Анатольевна, преподаватель высшей категории,

филиал КГА ПОУ «Энергетический колледж»

Приморский край, г. Артем

В условиях современной образовательной политики значимыми становятся процессы инновационной деятельности, развитие инновационной практики, обогащение образовательного процесса за счет использования новых образовательных технологий, которые формируют особые профессиональные компетенции преподавателей и развивают личностные компетенции у студентов.

Развитие образовательных процессов привело к появлению огромного количества педагогических инноваций, авторских школ и педагогов-новаторов, при этом результаты психолого-педагогических исследований требуют постоянного обобщения и систематизации. Одним из средств решения этой проблемы в сфере образования является применение нового методологического подхода к педагогическим процессам. Это технологический подход, который предусматривает применение понятия «технология».

Педагогическая технология – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели.

Педагогическая технология есть комплексный интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающий все аспекты усвоения знаний.

В таблице 1 приведен анализ обобщенных педагогических технологий.

Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся

Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания

Поисковые методы; постановка познавательных задач

Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса

Глубокое изучение предметов и профессиональных модулей за счет объединения занятий в блоки

Методы обучения, учитывающие динамику работоспособности обучающихся

Развитие личности и ее способностей

Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию

Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности

Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей

Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт)

Методы индивидуального обучения

Активное (контекстное) обучение

Организация активности обучаемых

Моделирование предметного и социального содержания учебной (профильной, профессиональной) деятельности

Методы активного обучения

Обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений

Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации

Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность

Обучение развитию критического мышления

критического мышления посредством интерактивного включения студентов в образовательный процесс

Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения

Интерактивные методы обучения; вовлечение студентов в различные виды деятельности; соблюдение трех этапов реализации технологии: вызов (актуализация субъектного опыта); осмысление; рефлексия.

Одним из приоритетных направлений интеграции педагогических технологий профессионального образования при подготовке конкурентно-способного специалиста среднего звена специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений является метод проектов (рисунок 1).

Рисунок 1 – Схема влияния проектного метода

на личностные достижения студента

1. Разработка проектного задания

1.1 Выбор темы проекта

Преподаватель отбирает возможные темы и предлагает их студентам

Студенты обсуждают и принимают общее решение по теме

Преподаватель предлагает студентам совместно отобрать тему проекта

Группа студентов совместно с преподавателем отбирает темы и предлагает группе для обсуждения

Преподаватель участвует в обсуждении тем, предложенных студентами

Студенты самостоятельно подбирают темы и предлагают группе для обсуждения

1.2 Выделение подтем в темах проекта

Преподаватель предварительно вычленяет подтемы и предлагает студентам для выбора

Каждый студент выбирает себе подтему или предлагает новую

Преподаватель принимает участие в обсуждении со студентами подтем проекта

Студенты активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый студент выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль)

1.3 Формирование творческих групп

Преподаватель проводит организационную работу по объединению студентов, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности

Студенты уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды

1.4. Подготовка материалов к исследовательской

Если проект объемный, то преподаватель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу

Отдельные студенты принимают участие в разработке заданий.

Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим коллективным обсуждением.

Преподаватель принимает участие в обсуждении

Студенты в группах обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, презентация и т.д.

Преподаватель консультирует, координирует работу студентов, стимулирует их деятельность

Студенты осуществляют поисковую деятельность

Преподаватель координирует работу студентов, стимулирует их деятельность

Студенты вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами

Преподаватель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов студентов старших курсов или параллельную группу, других преподавателей, внешних рецензентов и др.)

Докладывают о результатах своей работы

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью студентов, учитывает их оценки

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других.

Желательна групповая рефлексия

Возможные темы учебных проектов разнообразны, как и их объемы. Можно выделить по времени три вида учебных проектов:

среднесрочные (12-15 ч);

долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа и т.д.

Критериями оценки являются достижение цели проекта и надпредметных целей, которые обеспечивают проектное обучение.

Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей студента и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

После внедрения данного метода (например, при защите курсовых и дипломных проектов) студенты показывают хорошую теоретическую подготовку, свободно оперируют данными произведенных расчетов, делают их экономическое обоснование, уверенно применяют электронные средства обработки информации, программные продукты (Microsoft Excel, Project Expert, Auto CAD,Visio и др.). Все это свидетельствует о достаточно высоком уровне подготовки будущего техника и его профессиональной культуре.

Кроме этого, внедренная в учебный процесс технология обучения, построена на сопряжении требований отраслевого производства и образовательных стандартов, обеспечивает преемственность, сокращение периода профессиональной адаптации студентов и длительность закрепления их на рабочих местах.

В приложении приведены примеры фрагментов различных проектов.

Литература и Интернет – ресурсы

Горчакова – Сибирская М.П. Инновации в профессиональном образовании: педагогические технологии: Учеб. Пособие. – М., 2014.

Ивлева И.А., Панасюк В.П., Чернышева Е.К. Концептуальные основы построения системы качества профессионального образования. – СПб., 2014.

Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студ./ А.П. Панфилова; под общей редакцией В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

Источник

Обзор. Современные технологии обучения в СПО.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Сазонова Марина Николаевна

Преподаватель ГБПОУ МО «Гидрометеорологический техникум»

Современные технологии обучения в СПО.

В современной системе среднего профессионального образования СПО применяются разные технологии обучения и контроля знаний. Они направленны на качественное усвоение и закрепление изучаемого материала, на осуществление контроля, применения полученных знаний студентами. Основополагающими технологиями в системе среднего профессионального образования можно считать приемы обучения, изложенные в Таблице 1.

Современные технологии обучения и контроля знаний в системе среднего профессионального образования

Проблемное обучение

Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся

Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания

Поисковые методы; постановка познавательных задач

Концентрированное обучение

Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса

Глубокое изучение предметов за счет объединения занятий в блоки

Методы обучения, учитывающие динамику работоспособности обучающихся

Развивающее обучение

Развитие личности и ее способностей

Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию

Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности

Дифференцированное обучение

Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей

Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт)

Методы индивидуального обучения

Активное (контекстное) обучение

Организация активности обучаемых

Моделирование предметного и социального содержания учебной (профильной, профессиональной) деятельности

Методы активного обучения

Игровое обучение

Обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений

Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации

Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность

Обучение развитию критического мышления

критического мышления посредством интерактивного включения студентов в образовательный процесс

Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения

Интерактивные методы обучения; вовлечение студентов в различные виды деятельности; соблюдение трех этапов реализации технологии: вызов (актуализация субъектного опыта); осмысление; рефлексия.

В учебном процессе всегда сохраняются противоречия между фронтальными формами обучения и индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого студента; между необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения; между преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения. Для решения этих проблем разрабатываются разные формы обучения, которые являются руководством для достижения поставленных целей. Они организует и дисциплинирует учебный процесс. Даже не взирая на то, что внедрение новых образовательных технологий часто сопровождается эмоциональными, психическими затратами как со стороны студента, так, и не в меньшей степени, со стороны преподавателя, вновь разрабатываемые технологии должны быть направлены на то, чтобы обучение становилось более самостоятельным, при котором преподаватель только осуществляет управление этим обучением.

Преподаватель должен обладать несколькими технологиями обучения и применять их в своей работе оценив, какая в сложившейся ситуации принесет наибольший результат. Например, предоставленный в Таблице 2 Проект лекционного урока имеет репродуктивный метод обучения с такими организационными формами как фронтальная, групповая, индивидуальная.

Проект (технологическая карта) учебного лекционного занятия

Введение в учебную деятел ьность

Источник

Статья «Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Современные педагогические методы и технологии в профессиональном образовании.

Елина Валентина Николаевна, преподаватель.

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Комсомольский-на-Амуре колледж технологий и сервиса». Хабаровский край, г.Комсомольск-на-Амуре.

За последние годы в системе образования произошли существенные изменения. В результате социально-экономического развития общества возникла необходимость обновления профессионального образования. Основная идея этого процесса заключается в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Этим и объясняется появление в образовательной сфере различных технологий и форм обучения, позволяющих повысить уровень и эффективность образования.

Технология дистанционного обучения является одной из самых прогрессивных, которая, зародившись в конце XX столетия, вошла в XXI век как наиболее эффективная и перспективная система подготовки специалистов. Дистанционное обучение стимулирует самостоятельное мышление, производит переход от передачи готовых знаний к самостоятельному управлению познавательной деятельностью, стимулирует познавательную активность.

В этих условиях основной формой учебной деятельности является самостоятельная работа учащихся.

Система дистанционного обучения рассматривает студента как субъект обучения, а функции педагога варьируются от информационно-контролирующих до консультационно-координирующих.

В связи с этим огромную роль играет организационно-методическая деятельность преподавателя по управлению учебным процессом с использованием информационных и коммуникационных технологий и деятельность по обеспечению процесса обучения учебно-методическими материалами, способствующими плодотворной самостоятельной учебной деятельности студентов.

Сегодня при проведении дистанционного обучения используется большой диапазон различных средств, сервисов и технологий. Периодически различные организации проводят опросы специалистов и организаций с целью определения, какие именно средства дистанционного обучения пользуются наибольшей популярностью. Анализ результатов подобных опросов показывает, что наиболее приемлемым специализированным средством дистанционного обучения, входящим в первую десятку средств дистанционного обучения является система дистанционного обучения Moodle. Это легко объяснимо, так как данное средство дистанционного обучения обладает довольно широким функционалом и при этом является бесплатным.

Разработка такого «маршрута» включает следующие этапы:

— название блока (модуля) рабочей учебной программы и ее учебные цели;

— количество занятий и их характер;

— темы докладов, рефератов, творческой работы, подготовка и представление которых

предусматривается в дальнейшем;

— домашние задания всего модуля сразу;

— тематика и возможные формы проектной деятельности;

— четко обозначенные результаты изучения модуля;

— критерии оценки и балльная шкала за каждый вид работы, в том числе необходимый

минимум для допуска к промежуточной и итоговой аттестации.

Обязательной частью любого маршрута являются задания для самоконтроля, которые позволяют студенту проверить свой уровень знаний, а преподавателю контролировать прохождение студентом данного курса, а так же своевременно корректировать его. Они могут организовываться как задания для текущего контроля знаний и выполняться самостоятельно дома, в системе MOODLE или могут подразумевать встречи с преподавателем и сдачу зачетов по определенным темам.

Наряду с посещением занятий предполагаются факультативные и кружковые занятия по определенным модулям, продолжительность которых зависит от набранной группы студентов и поставленных целей. Мной разработаны программы факультативных курсов «Бизнес-планирование в гостиничном бизнесе», «Бизнес-планирование в сфере оказания парикмахерских услуг», «Разработка бизнес-плана малого предприятия», «Маркетинговые исследования рынка», «Банковские услуги». Данная работа имеет реальный практический результат – многие выпускники после окончания колледжа открывают свои малые предприятия (парикмахерская «Креатив», ателье «С иголочки» и др.).

Разработанные выпускниками бизнес-планы по организации малых предприятий в Дальневосточном регионе были отмечены специалистами Центра занятости населения г. Комсомольска-на-Амуре.

Неотъемлемой частью образовательного маршрута является участие в олимпиадах и конкурсах, публикации работ на образовательных сайтах.

Оценка и корректировка завершением образовательного маршрута является оценка и фиксация достигнутых результатов в портфолио.

Таким образом, внедрение индивидуальных образовательных маршрутов в образовательный процесс позволяет обучающимся более успешно реализовать свои образовательные запросы и возможности в условиях дистанционного обучения, осознавать свою ответственность за успех /неуспех в учебной деятельности, учит максимально использовать различные способы самореализации.

Список использованных источников

4. Каландарова, М. Пути и методы интеллектуального развития учащихся /

5. Лучик, Т.С. Образовательная технология «Дебаты» в учебном процессе 2014. – №2. – с. 21-24.

6. Сальникова, Т.П. Педагогические технологии / Т.П. Сальникова. – М.: ТЦ «Сфера», 2007. – 128с. – ISBN 978-5-89144-792-9.

7. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 231 с. – ISBN 965-4-8789-0203-7.

8. Сенько, Ю. В. Педагогика понимания: учеб. пособие / Ю. В. Сенько, М. Н. Фроловская. – М.: Дрофа, 2007.

9. Учебная дискуссия как метод активного обучения. Электронный ресурс. http://www.myshared.ru/slide/652695/

В статье систематизированы основные положения организации самостоятельной работы студентов. Основное внимание уделяется дистанционному обучению как одной из самых прогрессивных образовательных технологий.

Источник

« ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Министерство просвещения ПМР

ГОУ ВПО «Приднестровский государственный институт развития образования»

ТЕМА: « ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

ВЫПОЛНИЛА: слушатель курсов

руководитель ГОУ СПО «РПТ»

1. Сущность, функции и принципы профессионального обучения …………..5

2. Категории «технология», «педагогическая технология», «технология обучения» ……………………………………………………. ………………….9

3. Модульное обучение в профессиональной школе …………………………15

4. Инновационные технологии в профессиональном образовании…………..20

Список используемой литературы ………………. …………………………29

Данная квалификационная работа посвящена технологии профессионального обучения.

Одним из новых понятий для педагогики является понятие технологии, часто встречающееся в педагогической литературе (научной, публицистической, учебной). Разнородность содержания вкладываемого в это понятие различными авторами, говорит о том, что оно еще не достигло необходимой для правомерного использования степени сформированности. Вместе с тем дальнейшее развитие педагогической науки показывает, что появление этого термина и направления исследований в педагогике не является случайностью. Тема данной квалификационной работы является актуальной, так как главной задачей технологии профессионального обучения является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

«Для достижения нового качества общего и профессионального образования необходимо обеспечить информацию образования и методов обучения, активное использование технологий открытого образования; углубление интеграционных и междисциплинарных программ, соединение их с высокими технологиями».

В настоящее время существует множество педагогических технологий различающихся по целям, задачам, структуре, методике ускоренного обучения, групповое обучение, обучающие игры, дистанционное обучение и т.д. Многие из них используются не только в образовательном процессе, но и в других сферах. До разработки универсальной технологии обучения, опираясь на которую каждый педагог мог бы формировать отвечающую всем требованиям идеальную личность, еще очень далеко. Сегодня можно говорить только об элементах технологизации обучения, использование которых делает обучающий процесс более эффективным.

Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему учащихся. Поэтому целью моей квалификационной работы является определение современного понимания и использования категории «технологии профессионального обучения» в учреждениях общего и профессионального образования. Чтобы разрешить проблему непонимания смысла и сущности категории «технологии профессионального обучения», следует решить следующие задачи:

1. Изучить литературу по проблеме «технологии профессионального обучения»;

2. Определить современное понимание и использование «технологий профессионального обучения».

1. Сущность, функции и принципы профессионального обучения

Профессиональное обучение — это управляемый педагогический процесс познания определенной профессионально-трудовой области, организованный способ получения систематического профессионального образования.

Процесс профессионального обучения включает в себя два взаимосвязанных компонента: профессионально-педагогическую деятельность педагогов и профессионально-познавательную деятельность обучающихся (схема 1).

Процесс профессионального обучения

Профессионально-педагогическая деятельность педагогов (преподавание)

Профессионально-познавательная деятельность обучающихся (учение)

современные технологии профессионального обучения. Смотреть фото современные технологии профессионального обучения. Смотреть картинку современные технологии профессионального обучения. Картинка про современные технологии профессионального обучения. Фото современные технологии профессионального обучения

современные технологии профессионального обучения. Смотреть фото современные технологии профессионального обучения. Смотреть картинку современные технологии профессионального обучения. Картинка про современные технологии профессионального обучения. Фото современные технологии профессионального обучения

Профессионально-педагогическая деятельность осуществляется по единому алгоритму, включающему в себя:

• анализ исходной ситуации, определение и постановку цели обучения;

планирование учебно-профессиональной деятельности, отбор содержания и средств подачи (различными способами) новых фрагментов учебного материала;

осуществление операций, организующих профессионально-познавательную деятельность обучающихся;

организацию обратной связи, контроль и корректирование работы по усвоению содержания материала;

• анализ и оценку результатов обучения.

Профессионально-познавательная деятельность обучающихся представляет собой единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. В ней могут быть выделены следующие компоненты:

анализ исходного уровня своей общеобразовательной и профессиональной подготовленности;

осознание и принятие цели и задач профессионального обучения;

планирование и организация своей учебной деятельности;

самоанализ и самоконтроль профессионально-познавательной деятельности;

• самоанализ и самооценка результатов.

Профессионально-педагогическая деятельность является определяющим фактором успешности профессионального обучения. Однако эта успешность зависит также и от активности обучающихся. Процесс обучения не может быть эффективным без применения современных методов и дидактических средств. В свою очередь, методы, формы и средства обучения определяются содержанием образования и уровнем личностного и профессионального развития учащихся.

Таким образом, процесс профессионального обучения — это целостное педагогическое явление. Все его компоненты тесно взаимосвязаны: цели обучения воплощены в содержание образования, которое определяет его методы, формы и средства. В реальной педагогической действительности процесс профессионального обучения носит циклический характер. Каждый его дидактический цикл представляет собой функциональную систему основанную на совместной деятельности всех субъектов процесса обучения.

Обучение — двусторонний процесс. В нем тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся (преподавание и учение), что обеспечивает целостную педагогическую деятельность, поскольку педагог не только обучает, но развивает и воспитывает. Таким образом, процесс профессионального обучения призван осуществлять три взаимосвязанные функции: образовательную, воспитательную и развивающую (табл. 1).

Функции профессионального обучения

Формирование профессионально-технических знаний, умений и навыков; повышение профессиональной компетентности. Формирование опыта квалифицированного выполнения профессиональной деятельности

Формирование профессиональной направленности личности учащихся: потребности в профессиональном труде, устойчивых положительных мотивов труда, склонности и интереса к профессиональной деятельности. Воспитание профессионально важных качеств личности: самостоятельности, способности принимать решения, творческого подхода к любому делу, умения постоянно учится, способности к сотрудничеству, социальной и профессиональной ответственности.

Психическое развитие личности учащихся – сенсомоторной, интеллектуальной и эмоционально-психологического потенциала, формирование квалификаций, прогнозирование профессионального роста

Все эти основные функции педагогического процесса тесно связаны и взаимозависимы. Формирование мировоззрения, развитие познавательных и созидательных сил и творческих способностей возможны только на основе усвоения знаний, умений и навыков. В то же время чем выше уровень воспитанности, тем эффективнее обучение, тем выше качество обученности.

Современный профессиональный труд сложен и многогранен. Для его успешного осуществления необходимы глубокие знания технологии, техники и способов ее применения, твердые практические навыки и умения, а также развитые интеллектуальные, волевые, физические и другие качества личности.

Принципы профессионального обучения

Теоретические основы профессионального обучения базируются на принципах: гуманизации и демократизации; профессионально-политехническая направленности соответствия требованиям современного производства; соединения обучения с производительным трудом, связи теории с практикой; профессиональной мобильности; модульности; сознательности, активности и мотивированности; доступности и наглядности; прочности овладения профессиональной компетентностью; целеустремленности, систематичности, последовательности обучения и др.

Являясь определяющими в организации и методике профессионального обучения, вышеуказанные принципы служат ориентиром для организации его целей и задач, способствуют правильной постановке процесса профессионально обучения, развитию педагогического и методического мастерства обучающегося. На их основе обеспечиваются сознательное, творческое отношение учащихся к учебной деятельности и достижение в ней высоких результатов; придается творческий и продуктивный характер процессу обучения и создаются оптимальные условия для него.

На основании изложенного можно выделить специфические особенности процесса профессионального обучения:

ориентированность на получение конкретной профессии, определяющая мотивы учения и повышенный интерес к специальным предметам и профессиональному обучению;

общая прикладная направленность образовательного процесса, вооружающая обучающихся умением применять полученные знания для решения практических задач;

преподаватели и мастера профессионального обучения, в совершенстве владеющие своим предметом, являются учителями профессии, воспитателями и наставниками обучающихся;

особое значение в общем процессе подготовки квалифицированных кадров имеет производственное обучение как составная часть образовательного процесса, имеющая свои специфические (по сравнению с теоретическим обучением) цели и задачи, а также содержание, средства, методы и формы;

важным средством профессионального обучения является производительный труд, подчиненный решению образовательных задач;

специфической особенностью процесса профессионального обучения является сочетание обучения в специально организованных, в том числе смоделированных, условиях и в условиях производства.

2. Категории «технология», «педагогическая технология», «технология обучения»

Кроме представленных 3-х подходов, уже достаточно точно обозначившихся в педагогической литературе, понятие «технология» употребляется, по крайней мере, еще в 3 смыслах:

1. Как синоним понятия «методика» или «форма организации обучения»;

2. Как совокупность всех использованных в конкретных педагогической системе методов, средств и форм (технология В.В. Давыдова, традиционная технология обучения и т.п.);

3. Как совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с заданными свойствами.

Термин «технология» лучше использовать педагогу в третьей трактовке, которая сохраняет первоначальный, пришедший из промышленного производства, смысл.

Впервые термин «технология» появился несколько столетий назад, в период становления промышленности. Другими словами, это период перехода от ремесленничества к машинному производству. Рассмотрение истории развития производства позволяет предположить, что развитие любой сферы деятельности человека происходит по цепочке: случайный опыт > ремесло > технология.

В педагогике термин «технология» появился относительно недавно, в 60-е годы XIX в., под технологией обучения подразумевается определенный способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет средство обучения под управлением человека. Говоря по-другому, в технологии обучения ведущая роль должна отводиться средству обучения. При технологии обучения учитель не обучает учащихся, а выполняет функцию управления средствами обучения, а также функции стимулирования и координации деятельности учащихся. Итак, в технологиях обучения важнейшую и ведущую роль играет средство обучения.

Структура технологии обучения включает в себя следующие основные компоненты:

1. Предварительная диагностика уровня усвоения учебного материала и отбор обучаемых в группы (классы) с однородным уровнем уже имеющихся знаний и опыта. Результаты широкого применения предварительного диагностирования в школах доказали необходимость включения этого элемента в практику. Предварительная диагностика и отбор необходимы в большинстве случаев при начале изучения какого-либо курса, предмета.

3. Действие средств обучения. Этот этап и есть собственно процесс обучения, осуществляющийся через взаимодействие учащихся со средствами обучения. На этом этапе происходит усвоение учебного материала учеником при взаимодействии не с учителем, как при фронтальном или индивидуальном обучении, а со средством обучения.

В некоторых случаях процесс обучения, содержащий значительный элемент общения и взаимодействия людей, можно назвать технологичным процессом. Это становится возможным, если средства обучения играют ведущую роль, а цель обучения ставится диагностично.

Взгляд на технологию как на процесс обучения, построенный на основе средств обучения, ставит ряд принципиальных ограничений на его использование в педагогике. Ввиду того, что технология предполагает предварительное определение диагностичной цели, в первую очередь необходимо рассмотреть, возможна ли установка диагностичной цели в образовании. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»(1992г.) само образование представляет собой совокупность процессов обучения и воспитания. Для обучения можно определить диагностичную цель. В качестве таковой может выступать определенный объем учебного материала, способов действий, которые необходимы человеку в дальнейшем при подготовке к профессиональной деятельности. Таким образом, в обучении возможно построение и использование на практике технологий. Во-первых, они повышают производительность труда учителя. Во-вторых, контроль результативности обучения каждого учащегося и система обратной связи позволяют обучать учащихся в соответствии с их индивидуальными возможностями и складом характера. В-третьих, перекладывание основной функции обучения на средства обучения освобождает время учителя, в результате он больше внимания может уделить вопросам индивидуального и личностного развития учащихся. В-четвертых, так как для любой технологии цель определяется очень точно (диагностично), то использование объективных методов контроля дает возможность снизить роль субъективного фактора при проведении контроля (предвзятость или предрасположенность учителя). В-пятых, создание технологии обучения позволяет снизить зависимость результата обучения от уровня квалификации учителя, что открывает возможности для выравнивания уровней освоения учебных дисциплин учащимся во всех образовательных учреждениях. В-шестых, технологизация создает предпосылки для решения проблемы преемственности образовательных программ школьного и профессионального образования.

Ведущим звеном любой технологии является средство обучения, это позволяет сделать вывод, что технологии обучения формируются на этих же уровнях. В соответствии с классификацией средств обучения по 3-м уровням (учебное занятие, предмет, весь процесс обучения) технологии обучения также можно разделить на 3 уровня:

– технология процесса обучения.

Из занятий, проводимых в учебных заведениях, к технологичным в полной мере относятся:

– занятия или элементы занятий по контролю усвоения знаний с использованием различных технических средств контроля, позволяющих сразу оценить качество знаний;

– лабораторные и практические работы, проводимые учащимися самостоятельно с использованием разработок.

В системе общего профессионального образования, «технология» формирует у учащихся систему технологических знаний и умений, закладывающую основы для успешной профессиональной деятельности.

Чрезвычайно важно, что «технология» может стать вершиной образовательного процесса, если правильно понимать сущность образования и технологичность дисциплины. Она венчает образование не только, в том смысле, что аккумулирует знания всех дисциплин, а теоретическое знание превращает в деятельность, в конкретное действие, которые воплощают в созданных предметах окружающего мира.

В настоящее время педагогическую технологию понимают как последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *