современные технологии оценивания результатов обучения

Статья «Технология оценивания образовательных результатов обучающихся»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4 г. Ртищево Саратовской области»

Н.А.Байбакова, учитель математики

Технология оценивания образовательных результатов обучающихся

Страшная это опасность – безделье за партой;

безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы.

Это развращает, морально калечит человека,

и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская –

ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере,

В настоящее время, в век компьютеров и новых технологий, для достижения результатов, важно, в первую очередь, инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?».

И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчеркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодежь принимать активную гражданскую позицию.

Традиционный подход к оцениванию устных ответов детей на уроке не вполне может отразить тот труд и усилия, которые ребенок вкладывает в течение урока. Так называемые «разовые», но правильные ответы ребёнка на уроке никак не оцениваются, разве что похвалой. Ведь такой ответ, хоть он и правильный, как бы недостаточен для выставления оценки в журнал. В результате, чаще всего, во время устной работы на уроке активно работала лишь сильная половина (а то и лишь единицы) класса. Нерешительные ребята и дети, как мы привыкли называть, «слабые» в учебе, просто становились пассивными слушателями блестящих ответов своих «сильных» в учебе одноклассников.

Из собственного опыта знаю, что когда урок подходит к концу и настаёт время выставления оценок за устную работу, многие ответы детей просто забываются, и выставление оценок превращается в «раздачу» оценок за «вроде бы» хорошую работу…

Я в своей работе применяю и такой вид оценивания учебной деятельности, как рейтинг успешности.

В чем жё суть рейтинговой системы оценивания?

Предлагается детям бальная система оценивания устных ответов на уроках математики. За каждый правильный устный ответ на уроке ребенку дается 1 балл.

Предварительно договорилась с детьми, сколько баллов нужно набрать, чтобы подойти к учителю и заявить о заработанной пятёрке, которая выставляется в журнал. Если ребенка устраивает «4» или «3», то также набирается необходимое количество баллов, соответственно пропорционально меньшее. Ребенок может набрать необходимое количество баллов за урок и заявить об оценке.

Бальная система оценивания уроков математики

Разрезной материал (имеется у учителя в достаточном количестве)

Система понравилась детям. На уроках отмечается высокая активность. Пассивные ученики включились в работу и стали получать отличные оценки. Улучшилось качество письменных работ

Каждый заработанный балл подписывается учеником и является его неприкосновенной собственностью. Предлагаю детям завести конверты для накопления баллов. Баллы, за которые были выставлены оценки – уничтожаются учителем.

Кроме бальной системы оценивания устных ответов на уроках математики, разработаны критерии, по которым ученик зарабатывает определённое количество баллов, в зависимости от типа задания и от правильности его выполнения, что в итоге позволяет подвести итоги рейтинга ученика за четверть. В конце четверти в кабинете вывешиваются фотографии лучших учеников по итогам четверти. Для школьников это большой стимул.

Исследовательская работа в группе

Самостоятельная исследовательская работа

Выполнение домашнего задания

Выполнение заданий из банка зданий

Доказательство теорем и вывод формул

Участие в олимпиадах и конкурсах

Предусмотрено также начисление штрафных баллов, что позволяет осуществлять мотивационное и эмоциональное регулирование отношения школьника к образованию:

Пропуск урока по неуважительной причине

Опоздание на урок по неуважительной причине

Нарушение дисциплины на уроке

Кроме того на аукционе, проводимом в конце четверти, учащиеся, которые набрали наибольшее количество баллов, могут купить себе льготы на следующую четверть:

Один раз в четверть не выполнить домашнее задание

+1 балл за самостоятельную работу

Помощь учителя во время выполнения одной из контрольных работ

Помощь учителя во время выполнения одной из самостоятельных работ

+1 балл за контрольную работу

Рейтинговая система оценивания знаний учащихся позволяет реализовать на практике современные педагогические технологии, такие как дифференцированное обучение, проблемное обучение, блочно-модульное обучение, ситуативное обучение, игровые технологии, педагогику сотрудничества. Главная сложность при внедрении рейтинговой системы – значительное увеличение временных затрат учителя на подготовку к урокам и на дополнительные занятия.

Т. о., рейтинговая система оценивания на уроках математики помогает формированию универсальных учебных действий, которые обеспечивают школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.

Цель проведения ВПР – обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения ФГОС за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений школьников.

ВПР позволят осуществлять мониторинг результатов введения ФГОС и послужат развитию единого образовательного пространства в Российской Федерации.

Результаты ВПР не могут учитываться как результат учебных достижений школьников, не выставляются в журналы, не учитываются при проведении промежуточной и итоговой аттестациях.

А чем полезны ВПР детям? Даже очень способному ученику будет сложно успешно сдать ОГЭ и ЕГЭ, если в 4, 5, 8 классе у него образовался пробел в знаниях. Часто эти пробелы незаметны ни для учителей, ни для родителей, ни для самих детей. Выяснить во время судьбоносного экзамена, что ты несколько лет назад упустил что-то важное, мягко говоря, не слишком приятно. ВПР призвана вовремя выявить недоработки, указать на темы, которые по какой-то причине не были в полной мере усвоены. Таким образом, результат ВПР — это показатель индивидуального уровня подготовки учащегося, хороший инструмент для выявления проблемных зон, а также для принятия дальнейших решений при построении индивидуальной образовательной траектории. К тому же данные о результатах ВПР в целом по школе — отличный маркер уровня образовательной организации.

Оцениваем ВПР по рекомендациям, которые присылают с ключами к заданиям. Оценивание происходит по пятибалльной системе, перевод первичных баллов в отметки тоже приведены в таблице. Однако при проверки возникает ряд вопросов, которые мы и рассмотрим в виде опроса в форме групповой игры «ДА – НЕТ». Вы сможете проверить себя как эксперта.

Источник

«Технологии оценивания образовательных результатов в условиях реализации ФГОС»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Технологии оценивания образовательных результатов в условиях реализации ФГОС»

Самообразование — средство развития личности учителя, повышения его профессиональной компетентности. Уровень самообразования непосредственно влияет на результаты педагогической деятельности в целом.

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного самообразования.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным усовершенствованием, в том числе и профессиональным.

Актуальность выбранной мной темы объясняется переходом от стандартов первого поколения к новым Федеральным государственным образовательным стандартам. Если раньше учитель ориентировался только на результат сформированности предметных знаний, умений и навыков, выраженный в отметках-баллах, то сегодня его должен интересовать процесс формирования личности в учебной деятельности, который нельзя просто зафиксировать отметкой баллом.

Новые образовательные стандарты задают новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию. В последнее время разрабатывались и вводились в практику новые формы оценивания в классе, выходящие за рамки пятибалльной шкалы.

Термин оценивание относится к любым формам деятельности учителя и учеников, оценивающих самих себя, обеспечивающим информацию, которая может служить обратной связью и позволяет модифицировать процесс преподавания и учения.

Наибольшую известность получили следующие:

1. Многобалльные шкалы отметок, построенные на том, что каждый балл соответствует определенному уровню или степени выполнения заданий.

Наибольшее распространение получила десятибалльная шкала.

2. Портфолио. На начальной ступени обычно применяются вариации портфолио, который включает биографическую информацию об ученике; профиль его достижений в динамике, например, по четвертям.

3 К нетрадиционным формам оценивания в классе можно отнести рейтинговую систему, основанную на принципе накапливания баллов в течение определённого отрезка времени или в ходе прохождения отдельной предметной темы.

Каждое из перечисленных нововведений принято определять как формирующее оценивание, где оценка применяется для получения данных о текущем состоянии для определения ближайших шагов в направлении улучшения.

Формирующее оценивание является первым шагом к учебной самостоятельности и достижению планируемых результатов, так как происходит ежедневное взаимодействие учителя и учащихся и выполняет различные цели:

— определение потребностей учащихся;

— поощрение самостоятельности и сотрудничества;

— проверка и демонстрация понимания на каждом этапе урока и теме, своевременная помощь и коррекция.

Учителю необходимо использовать результаты оценивания для повышения качества образования, в форме систематической обратной связи от учителя к ученику, на основе критериального самооценивания и взаимооценивания.

Что необходимо учитывать учителю в своей работе ?

Стандарты ФГОС и цели обучения;

вовлечение учащихся в процесс оценивания;

использование результатов оценивания для рефлексии и дальнейшего планирования обучения;

использование оценивания на протяжении всего цикла обучения;

использование разнообразных методов оценивания для достижения планируемых результатов;

оценивание важных целей учебной темы;

формирование разных видов УУД.

Оценивание не является целью учебного процесса, а является средством развития ученика и создания ситуации успеха на уроке.

Виды формирующего оценивания, способствующие активизации работы учащихся на уроке:

1.Взаимопроверка (дети меняются тетрадями, исправляют ошибки, ставят отметки. Учитель контролирует правильность поставленной оценки, может проследить за уровнем знаний ученика, проверяющего работу, и за уровнем знаний ученика, выполнявшего работу);

2. Самооценка (по окончании работы, учащиеся получают правильные ответы, сверяют свою работу, исправляют ошибки, ставят себе отметку);

3. Групповая работа и активное слушание. Выставление отметки за заработанные в течение урока баллы (На уроке заранее оговаривается сколько баллов нужно набрать, чтобы получить «5» или «4)

Технология формирующего оценивания позволяет:

— делать выводы о продвижении ученика по личной учебной траектории путем сравнения не только со среднестатистической нормой, не только с другими учениками, но и путем сравнения его новых результатов с предыдущими;

— связывать оценку с индивидуальным приращением образовательных результатов (умений, компетентностей и т.п.) учащегося;

— обеспечивать учащемуся доступную информацию о его собственных достижениях, стимулируя самооценку ребенка;

— формировать умения учащегося оценивать собственные результаты образования, предоставляя ему возможность выбирать как способы и темпы достижения образовательного результата, так и уровень его освоения, способствуя превращению обучающегося в субъект оценивания;

— оценивать ученика, не по тому, «сколько ошибок он допустил, а по тому, сколько ошибок он исправил».

Результаты обучения при формирующем оценивании:

1.Повышается качество обучения.

2.Улучшается успеваемость отстающих учеников.

3.Происходит понимание и углубление знаний на уроке.

4.Повышается мотивация, учащихся воодушевляются из-за больших возможностей.

Источник

Доклад «Современные технологии оценивания знаний учащихся».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

оценивания знаний учащихся »

Одной из важных проблем школьного образовательного процесса является диагностика достижений учеников. Рост эффективности обучения напрямую связан с повышением качества оценки успехов детей. Большое значение в этой связи приобретают такие факторы, как функции проверки, ее содержание, методы и формы, измерители и средства измерения.

Представление о проверке знаний школьников как об отдельной составляющей образовательного процесса имеет принципиальное значение. Контроль эффективности усвоения материала является обязательным компонентом, востребованным на всех стадиях обучения. Особенно важно осуществлять его после прохождения какого-либо раздела программы или завершения очередного класса. Однако вопрос оптимизации средств оценки по-прежнему актуален.

У каждого учителя должна быть своя система оценки, она должна включать разнообразные средства и приёмы работы, чтобы учащиеся понимали, что учитель постоянно контролирует их успехи, уровень и качество овладения знаниями.

Выделяют несколько видов контроля.

Текущий — систематическая проверка знаний, умений и навыков (ЗУН), подразумевающая оценивание результатов обучения на каждом уроке и дома. Она отличается оперативностью, гибкостью, разнообразием форм и методов (устный ответ, письменное задание, работа с карточками, выполнение теста и т. д.). Главные недостатки — выборочный характер и сосредоточение внимания преподавателя на отстающих учениках.

Периодический — всеобщая (срезовая) оценка знаний по итогам изучения крупных разделов программы (тем), определенного периода обучения в течение года (например, по итогам четверти). Она более традиционна по формам и содержанию (практические контрольные, проверочные работы, сочинения).

Итоговый — проверка, направленная на фиксацию уровня сформированности ЗУН, готовности к переходу на новый уровень. Ее проводят по завершении каждой ступени обучения при выпуске или приеме в образовательное учреждение следующего порядка.

Для системы традиционного обучения школьников характерна оценка результата освоения материала, предлагаемого программой и учебником, проверка полноты и правильности воспроизведения ими полученных ЗУН. Эти критерии имеют в основном количественный характер, что позволяет вводить систему формальных измерителей. Один из примеров — внедрение ЕГЭ.

В то же время современные средства оценки предполагают расширение представлений о таком понятии, как учебные достижения, а следовательно, и о назначении и функциях проверки. Базовыми подходами к выстраиванию современной системы контроля качества образования считаются:

разработка и внедрение новых, нетрадиционных форм проверки (например, портфель учебных достижений);

ориентация на единую систему, в которой взаимосвязаны цели, результаты обучения и измерители;

формирование четкого представления о целях обучения, прививание учащимся навыков самоконтроля и самооценки;

отслеживание динамики усвоения учащимися материала, помогающее обеспечить перестройку и совершенствование образовательного процесса.

Универсальной процедуру контроля делает целый спектр его функ­ций:

1) проверочная — заключается в выявлении степени освоения ребенком материала, умений и навыков и их соответствия образовательному стандарту, в определении общего уровня умственного развития (в том числе коммуникативного), в закреплении приемов интеллектуальной деятельности, навыков рационального труда;

2) обучающая — предполагает совершенствование системы ЗУН, их обобщение, систематизацию, применение в новой ситуации;

3) развивающая — подразумевает стимулирование познавательной потребности школьника, формирование его творческх способностей, развитие речи, памяти, внимания, воображения, воли, мышления;

4) социальная — призвана сориентировать ребенка в процессе обучения на достижение определенной цели (с учетом выбора будущей профессии);

5) аксиологическая — служит воспитанию ответственности (исполнительности, дисциплине, аккуратности), формированию сознательного выбора;

6) диагностическая — означает, что для использования наиболее адекватной по интенсивности методики обучения необходимо владеть информацией не только о пробелах в знаниях школьника, но и о порождающих их причинах;

7) прогностическая — помогает предоставлять опережающую информацию об учебно-воспитательном процессе с целью стратегического руководства, создания модели дальнейшего развития.

Традиционные методы проверки оценки знаний.

Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся. Этот метод позволяет учителю составить представление о том как ведут себя учащиеся на уроках, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность практических умений и навыков

Устный опрос – индивидуальный, фронтальный, уплотненный.

Сущность этого метода заключается в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам. Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний. Сущность этого метода заключается в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя таким образом качество и полноту его усвоения. Поскольку устный опрос является вопросно-ответным способом проверки

знаний учащихся, его еще иногда называют беседой. При устном опросе учитель расчленяет изучаемый материал на отдельные смысловые единицы (части) и по каждой из них задает учащимся вопросы. По многим предметам устный опрос (беседа) сочетается с выполнением учениками устных и письменных упражнений. Будучи эффективным и самым распространенным методом проверки и оценки знаний учащихся, устный опрос имеет, однако, и свои недочеты. С его помощью на уроке можно проверить знания не более 3-4 учащихся.

Поэтому на практике применяются различные модификации этого метода и, в частности, фронтальный и уплотненный опрос, а также «поурочный балл».Сущность фронтального опроса состоит в том, что учитель расчленяет изучаемый материал на сравнительно мелкие части с тем, чтобы таким путем проверить знания большего числа учащихся. При фронтальном, его также называют беглым, опросе не всегда легко выставлять учащимся оценки, так как ответ на 1-2 мелких вопроса не дает возможности определить ни объема, ни глубины усвоения пройденного материала. Сущность уплотненного опроса заключается в том, что учитель вызывает одного ученика для устного ответа, а четырем-пяти учащимся предлагает дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных листках (карточках). Уплотненным этот опрос называется потому, что учитель вместо выслушивания устных ответов просматривает (проверяет) письменные ответы учащихся и выставляет за них оценки, несколько «уплотняя», т.е. экономя время на проверку знаний, умений и навыков.

3. Письменная проверка. Практика уплотненного опроса привела к возникновению методики письменной проверки знаний. Суть ее в том, что учитель раздает учащимся заранее подготовленные на отдельных листках бумаги вопросы или задачи и примеры, на которые они в течение 10-12 мин дают письменные ответы. Письменный опрос позволяет на одном уроке оценивать знания всех учащихся. Это важная положительная сторона данного метода.

5. Контрольные работы. Это весьма эффективный метод проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, а также их творческих способностей. Сущность этого метода состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы учитель проводит в письменной или практической форме проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся. При проведении контрольных работ необходимо соблюдать ряд дидактических требований.

Традиционных средств контроля знаний в системе личностно-ориентированного обучения, где ребенок рассматривается как субъект, а не как объект обучения, недостаточно. При деятельностном подходе школьник не только усваивает готовое содержание того или иного материала, но и сам регулирует, контролирует и корректирует свою познавательную деятельность.

В образовательной системе будущего необходимо смещать акценты с самих предметных знаний на компетентность учеников, овладевающих ими, на способы деятельности, то есть на анализ и оценку процессуальной стороны обучения и качественных характеристик знания

Для системы традиционного обучения школьников характерна оценка результата освоения материала, предлагаемого программой и учебником, проверка полноты и правильности воспроизведения ими полученных ЗУН. Эти критерии имеют в основном количественный характер, что позволяет вводить систему формальных измерителей. Один из примеров — внедрение ЕГЭ.

В то же время современные средства оценки предполагают расширение представлений о таком понятии, как учебные достижения, а, следовательно, и о назначении и функциях проверки. Базовыми подходами к выстраиванию современной системы контроля качества образования считаются:

разработка и внедрение новых, нетрадиционных форм проверки (например, портфель учебных достижений);

ориентация на единую систему, в которой взаимосвязаны цели, результаты обучения и измерители;

формирование четкого представления о целях обучения, прививание учащимся навыков самоконтроля и самооценки;

отслеживание динамики усвоения учащимися материала, помогающее обеспечить перестройку и совершенствование образовательного процесса.

Современные методы оценки знаний, умений и навыков

Впрочем, свои плюсы и минусы имеет каждый из рассмотренных выше методов проверки и оценки знаний. Контрольные письменные работы полезны тем, что дают возможность проверять и оценивать одновременно знания всех учащихся класса или группы, но они требуют много времени и поэтому не могут проводиться часто. Отсюда следует вывод: в системе учебной работы должны находить свое применение все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся.

Поскольку рейтинг – шкала достижений, то должен быть стандарт измерения. Таким инструментом является правильно построенный и хорошо составленный тест, который соответствует предмету обучения. Рейтинговая система – это не только оценка уровня усвоения знаний, но и метод системного подхода к изучению дисциплины.

3.Тестирование. По большому счету оценить знания человека количественно можно с таким же успехом, как и измерить его характер линейкой.

Но современная школа не может обойтись без оценок. Поскольку беспристрастное отношение к человеку невозможно, то оценка его знаний неизбежно содержит «эмоциональную составляющую», величина которой сильно зависит как от опыта учителя, так и от актерского мастерства отвечающего. Вообще наибольшая объективность присуща оценкам, полученным методом письменного тестирования. Если подходить к проблеме оценки знаний как способу сравнения, то двум разным

ученикам следует предлагать одинаковые тесты (вопросы) и ограничивать время размышления. Тесты должны быть предварительно проверены на довольно большой группе ребят. Обязательна при этом и статистическая обработка ответов. До этого момента их даже считают не тестами, а тестовыми заданиями, то есть вопросами, которые обладают недостаточно надежной «проверяющей способностью».

Правильная методика проведения контроля побуждает учащихся изучать большее количество информации и самосовершенствоваться. В то же время знание и творческая реализация в профессиональной педагогической деятельности методов, приемов и средств управления учебно-познавательным процессом позволяют успешно решать учебные задачи и достигать поставленных образовательный целей. В системе учебной работы должны находить свое применение все рассмотренные выше методы проверки и оценки

Контроль знаний — это один из важных и ответственных элементов целостного учебно-воспитательного процесса. В русле общего процесса модернизации российского образования стоит вопрос о пересмотре технологии оценивания деятельности учащихся. Это связано с тем, что педагогический контроль не всегда отвечает принципам объективности, научности и всесторонности. Одна из причин: многие функции оценки работают слабо или не реализуются совсем.

С другой стороны, слабо развитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности — одна из причин отставания школьников в учении. Отсутствие навыков самооценивания является, также, препятствием в формировании у них способности к самообразованию, саморазвитию, без чего невозможна успешная социализация в современном быстроменяющемся мире.

Технология портфолио позволяет изменить подходы к традиционной системе оценивания, обеспечивая более полную реализацию всех функций педагогического контроля и оценки, перенося педагогическое ударение с оценки на самооценку.

Эффективность использования портфолио подтверждается международным опытом. Во многих странах (Соединенные Штаты Америки, Канада, Великобритания и др.) в образовательных учреждениях общепринятой является практика использования портфолио. Диапазон его применения: от начальной до высшей школы, а также на рынках труда. В мировой практике активно используются новые формы портфолио: основанные на применении современных информационных технологий — «электронный портфолио»; ориентированные на новые образовательные цели —- «паспорт компетенций и квалификаций»; принятый Советом Европы единый образец портфолио — «Европейский языковой портфолио».

Применение портфолио в рамках существующей системы обучения позволяет более полно реализовать все Функции оценки: диагностическую, обучающую , организующую, воспитывающую, На основе системного подхода, который обеспечивает их оптимальное сочетание.

Диагностическая функция , Должна не только свидетельствовать об уровне овладения необходимыми знаниями и умениями, но и указывать на причины недочетов в подготовке школьника. Между тем информативность оценок выставляемых в журнал очень низка.

Ведение учащимися индивидуальных портфолио, являющихся коллекцией работ и результатов учащегося, позволит:

• Отразить степень их активности при изучении различных тем, разделов или предметов;

• проследить индивидуальный прогресс ученика, достигнутый им в процессе обучения, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников;

• глубже понять причины успехов и неудач в учебе, на основе анализа самоотчетов учеников по изучаемым темам, разделам или предметам.

Портфолио расширяет потенциал Обучающей функции педагогического контроля, предоставляя дополнительные возможности:

• выявления пробелов и дифференциации знания от незнания на защите портфолио, осуществляемой, например, по следующим критериям: аккуратность и логичность изложения материала в портфолио; наличие всех запланированных по курсу работ; отражение собственных позиций ученика (самоанализ по теме); оригинальность творческой работы, процесс решения проблем; компетентность ответов на вопросы товарищей по изученной теме;

• обеспечения обратной связи от ученика к учителю при затрудненном оценивании индивидуальных достижений ученика в коллективных методах работы (метод проектов, обучение в сотрудничестве и т. д.);

• мотивации к необходимости и полезности контроля, прежде всего самому обучаемому, поскольку соединяясь, в результате регулярного выставления самооценок с самоконтролем, он помогает совершенствовать знания, делает их более ясными и систематизированными, содействует развитию памяти и мышления.

• частого контроля, что заставляет школьников учиться

Организующая функция Педагогического контроля знаний школьников проявляется в его влиянии на организацию всего учебного процесса. В зависимости от результатов контроля в рамках школы принимается решение о необходимости проведения дополнительных занятий, корректировке тематического планирования, и т. д. Данная функция педагогического контроля влияет и на организацию внешней — окружной, региональной, федеральной системы контроля состояния учебной работы в школе. Основным методом реализующим данную функцию признается тестирование школьников, которое при условии дальнейшей информатизации образования будет постепенно переходить на компьютерную основу. Следует однако отметить, что широкие возможности информационных технологий, позволяющие удаленно проводить конкурсы и олимпиады, хранить и организовывать доступ к большим объемам информации, открывают перспективы к использованию портфолио как одного из инструментов оценивания достижений не только учащегося, но и класса, школы, округа и т. д.

Реализацию Воспитывающей функции педагогического контроля посредством портфолио можно рассматривать как с положительной, так и с отрицательной стороны. Положительным является повышение учебной мотивации школьников, формирование ответственности за результаты своего учебного труда, формирование установок на сотрудничество учеников и учителей в процессе приобретения знаний, поскольку портфолио:

• документирует все личные достижения школьников,

обеспечивая тем самым их официальное признание;

• поощряет активность и самостоятельность учеников, расширяя возможности обучения и самообучения;

• выступает как инструмент самооценки и самопознания, развивая навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

• придает значение планированию учащимся своих образовательных результатов, формируя умение учиться — ставить цели, организовывать собственную учебную деятельность.

Портфолио поможет молодым людям освоить минимальные навыки саморекламы, необходимые при составлении резюме и прохождении различных собеседований.

Что касается минусов, к ним можно отнести так называемые «ложные, но ощутимые» мотивы, которыми, по словам Л. Н. Толстого, являются следующие: «. первое и самое употребительное — ребенок учится для того, чтобы не быть наказанным; второе — ребенок учится для того, чтобы быть награжденным; третье — ребенок учится для того, чтобы быть лучше других; четвертое — ребенок или молодой человек учится для того, чтобы получить выгодное положение в свете». Второй, третий и четвертый мотивы напрямую относятся к портфолио. Последний (четвертый) мотив в современном обществе принят как положительный, поэтому его к минусам относить не будем.

Подводя итог, заметим, что при условии дальнейшей информатизации образования, применение технологии портфолио в учебном процессе, позволит изменить к лучшему традиционную систему оценивания, обеспечивая более полную реализацию всех функций педагогического контроля и оценки, осуществляя интеграцию количественной и качественной оценок, перенося педагогическое ударение с оценки на самооценку. Перспективность использования портфолио обусловлена тем, что идея портфолио отражает новые цели образования, понимание сути учебного процесса, способствует развитию личности обучаемого как основной ценности всего образовательного процесса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *