современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста

Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников

современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Смотреть фото современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Смотреть картинку современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Картинка про современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Фото современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста Елена Зимнюкова
Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников

Труду ребенок может научиться только при непосредственном участии в труде, и, чем раньше ребенок будет приобщен к труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание. Дошкольник приобщается к труду в основном через самообслуживание и бытовой труд, а младший школьник выполняет также учебный и общественно полезный труд. Чем раньше родители будут привлекать дошкольника к бытовому труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание. Нарушение этого правила ведет к ошибкам и созданию определенных трудностей в воспитании.

Трудовое воспитание- это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие общетрудовых умений и способностей, психологической способности к труду, формирования ответственного отношения к труду и его продуктам.

Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему великие педагоги Ушинский, Макаренко, Сухомлинский и др.Вот некоторые из высказываний:

Великий педагог Сухомлинский писал: «…Воспитать любовь к труду невозможно, если ребёнок не почувствует красоты человеческих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалась на трудовом успехе».

«Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов» А. С. Макаренко.

Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично. Большое внимание необходимо уделять развитию эмоциональной сферы дошкольника. Если труд в его жизнь входит не однообразно, скучно, навязчиво, а интересно, радостно, увлекательно, ребенок получает от него удовлетворение, чувствуя причастность к настоящему делу, радуясь своим успехам.

У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра. Игра является важнейшим средством развития, обучения и воспитания дошкольников. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящему человеку, вызывают к труду взрослых, желание самим трудиться.

• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества.

• развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества

Образовательный процесс, направленный на воспитание позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам трудаи творчества будет успешен при создании организационных и психолого-педагогических условий и должен строиться с учетом следующих принципов:

• принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности

• принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений

• принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка….

• принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развития

• принципа формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности

• принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)

• принципа развивающего образования (системности и последовательности);

• принципа новизны (использование новейших информационных технологий);

• принципа интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий).

Виды труда в ДОУ:

• Хозяйственно-бытовой труд.

Труд в природе.

• Ручной труд.

Формы организации труда дошкольников, труд детей дошкольноговозраста в детском саду организуется в трех основных формах:

Коллективная трудовая деятельность.

В программе ставятся задачи развития у детей (с учетом возрастных особенностей)интереса: к труду взрослых, желания трудиться; воспитания навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственное их участие в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. Подчеркивается роль ознакомления детей с общественной направленностью труда, его социальной значимостью; важность формирования уважительного отношения к людям труда. В каждой возрастной группе определены виды и содержание трудовой деятельности, а также задачи, которые решаются в процессе детского труда.

Программа предусматривает постепенное усложнение процессов трудовой деятельности, расширение объема трудовых действий, которыми должны овладеть дети ко времени перехода в школу.

По мере усвоения трудовых действий дети приобретают самостоятельность в их выполнении, учатся работать быстро, правильно, аккуратно. Овладение навыками, умениями трудовой деятельности обеспечивает активность и инициативу действий в дальнейшей жизни воспитанников.

Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей).

Хозяйственно-бытовой труд предполагает умения поддерживать порядок в групповой комнате, дома и на участке, участвовать в организации бытовых процессов и образовательной деятельности.

Труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде).

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и содержанию работы по трудовому воспитанию. Забота о создании гигиенических условий для труда предупреждает возможность его отрицательного влияния на здоровье детей. Труд всегда связан с затратой физических сил, требует напряжения, внимания, поэтому необходимо дозировать его, учитывая физические возможности и психологические особенности детей данного возраста.

Большое внимание в образовательных программах всегда уделялось труду в природе. Этот вид трудовой деятельности формировал у детей разнообразные личностные качества, вырабатывал трудовые навыки, необходимые в дальнейшей жизни.

Но новые требования СанПиН делают почти невозможным труд в природе. По требованиям новых СанПиН дети превращаются в созерцателей трудовой деятельности взрослых.

Неизменным в трудовой деятельности осталось знакомство с профессиями, которых с каждым годом становится все больше.

Недостаточное количество современных учебно-методических пособий по формированию позитивного отношения к различным видам труда и творчества. Дети не проявляют интереса к труду взрослых. Недостаточно сформированы навыки владения необходимыми предметами в различных видах труда и творчества. В решении данной проблемы необходимо развивать желания и потребности детей в получении определенных трудовых умений. Стремиться устранять недостатки в образовательном процессе; помогать ребенку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта.

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Смотреть фото современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Смотреть картинку современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Картинка про современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Фото современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возрастаНетрадиционные подходы к трудовому воспитанию старших дошкольников Нетрадиционные подходы к трудовому воспитанию старших дошкольников. Желание и умение трудиться нужно закладывать в ребенке еще с дошкольного.

современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Смотреть фото современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Смотреть картинку современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Картинка про современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Фото современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возрастаСеминар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников СЕМИНАР на тему: «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников» Подготовила и провела: воспитатель.

современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Смотреть фото современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Смотреть картинку современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Картинка про современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Фото современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возрастаСовременные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОС Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОС В федеральном государственном образовательном стандарте.

Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Детский сад и семья – это единое образовательное и воспитательное.

Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи Одним из важных принципов технологии реализации различных программ дошкольного образования является совместное с родителями воспитание и.

современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Смотреть фото современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Смотреть картинку современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Картинка про современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Фото современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возрастаСовременные подходы к управлению качеством игровой деятельности Взаимодействие с родителями по развитию игровой деятельности Аннотация Главным в работе любой ДОО являются сохранение и укрепление физического.

Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах Слайд 1 Орфография в начальной школе Слайд 2 «Самая умная, самая остроумная цитата, написанная с орфографическими ошибками, выглядит,.

современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Смотреть фото современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Смотреть картинку современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Картинка про современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Фото современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возрастаВыступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития» «Современные подходы к организации познавательного развития детей раннего возраста через опытно-экспериментальную деятельность в условиях.

Источник

«Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Консультация для педагогов ДОУ

«Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС»

Трудовое воспитание дошкольников на современном этапе является одной из важнейших сторон воспитания, как для родителей, так и для дошкольного образовательного учреждения. В последнее время современные родители уделяют большое внимание интеллектуальному и умственному развитию детей, подготовке их обучению в школе и не задумываются о том, что в основе всех учебных умений лежат трудовые умения и навыки, которые не только воспитывают прилежание, целеустремлённость, самостоятельность, но и ребёнку легче адаптироваться в социальном окружении.

В соответствии с ФГОС трудовое воспитание – одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:

— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

— воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребёнка в аспекте труда и творчества;

— развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовывать в различных видах труда и творчества.

— принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

— принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребёнка полноценным участником образовательных отношений;

— принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

— принцип полноценного проживания ребёнком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развития;

— принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;

— принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

— принцип развивающего образования (системности и последовательности);

— принцип новизны (использование новейших информационных технологий);

— принцип интеграции (взаимопроникновения разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий).

Для дошкольного учреждения характерны следующие виды трудовой деятельности воспитанников: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд.

Организовывать труд детей в каждой из возрастных групп нужно определённым образом.

Организация дежурств, в каждой возрастной группе, соответствует возрасту и возможностям детей. Во всех возрастных группах дежурства организуют по подгруппам, устанавливая очерёдность (один день в неделю).

Во второй младшей группе малыши начинают дежурить по столовой со второй половины учебного года. Обычно по понедельникам в этой возрастной группе данную работу специально не планируют, а привлекают к ней ребят по желанию: после выходных дней малыши нередко приходят в детский сад в плохом настроении, поэтому от воспитателя в этот день требуется особое внимание к каждому ребёнку.

В средней группе в первую половину года обычно вводят дежурство по столовой всей подгруппой. Усложнение идёт за счёт увеличения объёма работы (полная сервировка стола). Со второй половины года детей начинают обучать дежурству по подготовке материалов к занятиям, поэтому трое ребят дежурят по столовой (объём работы увеличивается – каждый ребёнок накрывает два стола) и трое – по занятиям. На следующей неделе вид труда дежурных меняется и т.д.

В старших группах вводится дежурство по уголку природы. В каждом виде дежурств участвуют по два дежурных. Детям предлагают самостоятельно распределиться в труде. Каждая подгруппа дежурит один раз в неделю. На следующей неделе виды труда меняются. Обычно дети самостоятельно соблюдают очерёдность.

Работа по воспитанию навыков самообслуживания в каждой возрастной группе строится по-разному. Так во второй младшей группе она проводится часто – 1 раз в неделю с каждой подгруппой. По мере приобретения детьми навыков объём плановой работы уменьшается в средней, старшей и подготовительной группе до 2 раз в месяц с каждой подгруппой.

Работа по развитию у детей навыков самообслуживания в младшем и среднем дошкольном возрасте планируется в процессе игровой деятельности, в поручениях и на занятиях (убрать на место игрушки, подготовить к занятиям своё рабочее место и убрать его после занятия и т.д.).

Совместный труд детей и взрослых планируется со второй младшей группы. Значимость этого вида труда с каждым годом возрастает, содержание усложняется, доля участия детей в нём увеличивается. В группах среднего и старшего дошкольного возраста этот вид трудовой деятельности планируют чаще.

В старшей и подготовительной к школе группе вводится коллективный (фронтальный) труд, предусматривающий одновременную организацию всех детей группы. Это хозяйственно-бытовой труд, направленный на поддержание чистоты и порядка в помещениях, на участке; труд в природу, ручной труд. Такая форма объединения детей в трудовом общении упражняет их в самостоятельной организации деятельности целого коллектива; развивает умение трудиться вместе для осуществления единых целей; даёт возможность оценить сформированность детского коллектива.

В процессе организации коллективного труда детям предлагают объединяться в новые подгруппы по желанию, интересам.

Для того чтобы было удобно осуществлять воспитательно-образовательную работу с детьми, желательно распределить шкафы в раздевальных и умывальных комнатах, кровати в спальнях таким образом, чтобы ребята каждой подгруппы были рядом.

Планирование работы с подгруппой детей не означает, что со всеми ребятами, входящими в неё, должна всякий раз проводиться работа по развитию навыков и умений. Она осуществляется, прежде всего, с теми детьми, у которых навыки не сформированы или недостаточно развиты. Например, двое ребят в подгруппе научились раздеваться и соблюдать порядок в шкафах с одеждой. Значит, далее воспитатель будет не обучать их, а контролировать сохранение этих навыков и поддерживать интерес детей к самообслуживанию.

Когда педагог намечает работу с определённой подгруппой, например, дав детям поручение, то это не означает, что поручение всегда является для подгруппы коллективным. Решая воспитательно-образовательные задачи, воспитатель может каждому из 6 детей подгруппы дать индивидуальное поручение: одному – помыть растения, другому – заняться их опрыскиванием, третьему – натереть морковку на тёрке и смешать её с молотым сухарём для корма птички и т.д. Если есть необходимость в углубленной работе с детьми, требующей затраты времени и усилий, нет смысла давать поручения одновременно всем детям подгруппы. На усмотрение воспитателя поручения могут быть эпизодические, длительные и отсроченные по времени («Завтра нужно сделать…»).

В процессе работы педагог использует любые ситуации, в которых проявляется инициативность и самостоятельность ребёнка (кто-то нечаянно пролил воду, другой заметил и без напоминания взрослого протёр пол). Такие поступки всегда следует поощрять и делать это по-разному. За хороший поступок, совершённый ребёнком в первый раз, оценка даётся в ярко выраженной эмоциональной форме, в следующий раз – более сдержанно, чтобы ребёнок не привык делать хорошее только ради похвалы и у него формировалось мнение, что так поступать должен каждый, в этом нет особой заслуги, такое поведение само собой разумеется. Таким образом у детей формируется стремление самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в окружающей обстановке; умение трудиться без напоминаний, указаний, подсказок.

Опыт показывает, что к 5 годам у большинства детей начинает явно проявляться желание трудиться по собственной инициативе. Ребята становятся нетерпимыми к беспорядку; сами, без просьбы и поручений взрослых, стараются его устранять, причём не только стремятся к деятельности, представляющей для них определённый интерес, но и выполняют работу обычную, необходимую. К концу старшего дошкольного возраста это желание переходит в стойкую привычку, становится нормой поведения.

В процессе детской деятельности всегда бывают ситуации, когда помимо запланированной работы возникает необходимость в индивидуальном подходе к детям (сделать замечание, предложение, направить внимание на положительный пример и т.д.).

Регулярная и методически правильно организованная работа по трудовому воспитанию к концу пребывания детей в детском саду должна дать следующие результаты:

— повысить интерес дошкольников к труду;

— сформировать навыки совместной деятельности;

— сложиться коллектив детей и групповое самоуправление, благодаря сотрудничеству между подгруппами;

— расширяются представления детей об окружающем;

— создаётся благоприятная атмосфера для проявления личности каждого ребёнка и её становления;

— ярче раскрываются склонности, умения, стремления и активность каждого ребёнка;

— возрастает значимость положительного влияния коллектива на личность; укрепляются товарищеские связи; устанавливаются тесные дружеские контакты, взаимопонимание, взаимоконтроль, взаимопомощь, взаимообучение; сотрудничество и поддержка станут нормой поведения;

— сформировывается чувство общественного долга;

— труд становится для детей потребностью.

Для того чтобы ребёнок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессиями родителей и людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Для этого педагог в процессе непрерывной непосредственной образовательной деятельности проводит беседы о профессиях, проводит Дни профессий в группах, читает художественную литературу по теме, создаёт тематические уголки, включающие в себя картотеку сюжетно-ролевых игр и дидактические игры, проводит конкурсы детского творчества на профориентационную тематику, проводит экскурсии в самом дошкольном учреждении по кабинетам. К данной работе педагог привлекает и родителей воспитанников. Они могут помочь в изготовлении атрибутов для тематических уголков. Можно организовать фотовыставки «Мой папа работает…», «Моя мама работает…». Попросить их оказать помощь в организации экскурсий на предприятия, организации встреч с интересными людьми разных профессий. С родителями воспитанников можно провести совместные тематические мероприятия.

Источник

«Использование современных технологий в трудовом воспитании детей дошкольного возраста»

современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Смотреть фото современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Смотреть картинку современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Картинка про современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Фото современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста Елена Дунаева
«Использование современных технологий в трудовом воспитании детей дошкольного возраста»

Труд – важнейшее средство воспитания. В процессе труда формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека духовно богатым, развивает его физически.

Значение труда исследовали многие педагоги и психологи, начиная со средневековья и по настоящее время. Алишер Навои – поэт и мыслитель, говорил фразу,актуальную по сей день: «Труд украшает человека, благодаря труду, человек совершенствуется».

Значение труда, как фактора развития личности ребенка, нашло отражение и в истории отечественной педагогики организации труда.

До введения ФГОС ДО закономерностью была тенденция увеличения времени на обучение, а не на воспитание. Многие стороны воспитательного характера стояли в стороне, в том числе и трудовое воспитание, которое особенно актуально сегодня. Это привело к тому, что, вырастая, дети становятся глухими к нуждам окружающих их людей, самонадеянными, ленивыми, проявляющими слабость в определенных ситуациях.

Если мы обратимся к ФГТ, то «Труд» являлся относительно новой образовательной областью и вызвал у педагогов немало вопросов.

Конечно же, трудовая деятельность является важной составляющей дошкольного образования, но во ФГОС ДО она не выделена в отдельную образовательную область. Наличие трудовой деятельности в дошкольном образовании признается не всеми, так как результатом «настоящего» труда должен являться определенный продукт, который дошкольники в силу своего возраста произвести просто неспособны. То есть труд – это, прежде всего, деятельность взрослых. Тем не менее, в силу особенностей развития нашего общества трудовая деятельность (трудовое воспитание) стала частью образования. Отметим, что в большинстве стран термин «труд» по отношению к дошкольникам не применяется, хотя они участвуют и в уходе за растениями, и знакомятся с разными профессиями, и приобретают навыки самообслуживания.

Вопросы трудового воспитания дошкольников на современном этапе являются актуальными для дошкольного воспитания в целом. Современные родители дошкольников огромное внимание уделяют умственному воспитанию детей, подготовке их к обучению в школе и не всегда придают значение трудовому воспитанию в развитии ребенка.

Цель трудового воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО – формирование положительного отношения ребенка к трудуи реализуется она через решение следующих задач:

• Обучение детей трудовым умениям и навыкам, их дальнейшее совершенствование;

Воспитание у детей интереса к труду, трудолюбия, ответственности, самостоятельности;

• Ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к труженику и результатам его труда, стремление оказывать посильную помощь;

Считаю, для того, чтобы ребенок захотел трудиться,должны быть созданы необходимые условия:

— создание эмоционально-положительной обстановки в процессе труда;

— подбор материалов и оборудования для труда;

— создание мотивации трудовой деятельности;

— систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера;

— создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление

— учет нагрузки, состояния здоровья, интересов, способностей ребенка;

— поощрения в процессе и по результатам труда.

По своему содержанию труд детей дошкольного возрастаделится на четыре вида:

• хозяйственно-бытовой труд,

труд в природе,

• ручной и художественный труд.

В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка и др.

Актуальность опыта в решении задач трудового воспитания дошкольниковмы видим в следующем:

1. Снижение у детей интереса к труду.

Взрослым хочется все сделать самим – быстрее, лучше, аккуратнее. Они не задумываются над тем, что если ребенку все время отказывать в желании что-то сделать самому (застегнуть пуговицу, завязать шнурки, накрыть на стол, полить цветы, помочь, то в скором времени таких желаний у ребенка появляться не будет.

2. Отсутствие у старших дошкольников желания участвовать в повседневной трудовой деятельности.

Нередко воспитатели в старших группах, организуя совместную трудовую деятельность детей, сами выполняют большую часть работы. А детям достаются лишь отдельные поручения — принеси, подай, помоги, подержи, что, естественно, не вызывает у них интереса к трудовому процессу.

При этом педагогу необходимо воспитание у дошкольников позитивного отношения к труду, развитие желания научиться, стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями и оказывать помощь и поддержку окружающим в случае необходимости, помочь ребенку в самостоятельном приобретении собственного опыта, развить его желания и потребности в получении трудовых умений и навыков.

3. Низкий уровень сформированности трудовой деятельности к концу дошкольного возраста наблюдается при отсутствии планомерности и систематичности в организации труда детей или участии детей в труде от случая к случаю.

4. В практике семейного воспитания часто распространена авторитарная модель руководства трудовой деятельностью,которая выражается в следующем: угроза наказания за плохое отношение к труду, наказание трудом за плохое поведение, недовольство неумением ребёнка.

Положительных результатов можно достичь при условии согласования действий педагогов и семьи. Вовлечение родителей в совместную трудовую деятельность в детском саду (посадка цветов, участие в акции «Чистый участок») их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе необходимы для успешного развития ребенка.

Чтобы добиться положительных результатов в трудовом воспитании детейбыли поставлены следующие задачи:

– Провести анализ методической литературы по данной теме;

– Создать развивающую среду в группе для поддержания интереса к трудовой деятельности;

– Апробировать современные технологии в трудовом воспитании детей;

— Привлекать родителей к совместной трудовой деятельности.

Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.

Новизна опыта заключается в изучении и применении современных технологий:

использование информационных технологий в ознакомлении детей с трудом;

использование сказкотерапии;

— разработка и использование операционных схем для трудовой деятельности;

— внесение героя – персонажа (старика-Трудовика).

Технология опыта.

Работу в этом направлении я начала с младшего возраста.

У младших дошкольников всё это находится лишь в начальной стадии. На данном этапе ведущая роль принадлежит взрослому. Он ставит перед детьми цель и помогает её реализовывать.

Для реализации этого этапа выделила ряд основных задач:

1. Приобщать детей к трудовой деятельности.

2. Поддерживать желание детей помогать взрослым.

Начиная с трёхлетнего возраста, уделяла особое внимание развитию у детей навыков самообслуживания. Дети ежедневно выполняют элементарные трудовые поручения, приучающие их к систематическому труду, что формирует привычку к аккуратности и опрятности (умение обслуживать себя, добиваясь тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности).

Во 2 младшей группе продолжила формирование у детей желания к посильному труду. В особый вид труда здесь можно выделить труд в природе. С помощью взрослых дети поливают комнатные растения, сажают луковицы, сеют семена цветов на рассаду. Принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц. Проявляют интерес к жизни растений и животных. Воспитатель организует наблюдения за животными и при этом старается поддерживать интерес малышей. Вместе со взрослым и под его руководством ребенок ухаживает за живыми объектами. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования. Обязанности детей старшего дошкольного возраста значительно шире. И это понятно. Ребенок уже больше умеет, больше знает, может пользоваться схемами посадки растений, способа ухода за ними. Трудв природе чаще всего имеет отсроченный результат: посеяли семена и лишь через некоторое время смогли наблюдать результат в виде всходов, а затем и плодов. Эта особенность помогает воспитывать выдержку, терпение.

Ухаживая за животными, выращивая растения, ребенок всегда имеет дело с живыми объектами. Поэтому нужны особая осторожность, бережное отношение, ответственность. Этот вид труда дает детям возможность доставлять радость другим людям (угощать выращенными плодами, дарить цветы).

Труд в природе имеет свои особенности. Одно из условий – правильная организация труда. Широко распространённая форма работы с детьми – игра-занятие. Работая вместе с детьми, я ставила задачу, намечала, какой они получат результат, по мере надобности показывала нужные приёмы (полив, рыхление земли, обтирание листьев, опрыскивание растений, давала информацию, всё это я делаю по ходу выполнения работы. Наиболее приемлемые формы, которые я с успехом использовала в своей работе – индивидуальные и групповые поручения. Результатом этого труда может быть материальный продукт (выращенные ребенком овощи, посаженное им растение и др.). Это сближает детский труд с производительным трудом взрослых.

Начиная, со среднего возраста знакомила детей с трудом взрослых, формировала у них представление об общественной значимости труда. Были определены ряд задач,которые мне необходимо решить:

1. Разработать перспективный план работы по ознакомлению детей с трудом взрослых;

2. Продолжать знакомить детей с профессиями.

2. Расширять представления детей о труде взрослых.

3. Воспитывать уважение к людям труда, воспитывать потребность трудиться.

4. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам коллективного труда.

Мы готовим ребенка к тому, чтобы он в свое время — каким далеким бы нам оно ни казалось — мог смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим,чтобы ребенок:

— понимал, что труд и работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд — это, по сути, основа жизни;

— уважал всех, кто трудится, и ценил плоды их труда;

— познакомился бы с тем, что могут представлять собой разные работы, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин и что получается в результате;

— был готов трудиться сам;

— учился бы труду, овладевая необходимыми навыками.

В детском труде ярко обнаруживается связь с игрой. В игре осуществляются первые манипулятивные действия, по своему характеру напоминающие трудовые: в них присутствуют воображаемые трудовые операции (стирка белья для кукол, приготовление пищи, мытьё кукольной посуды, ремонт книг для детской библиотеки). Игры детей показывают, что они по собственной инициативе подражают труду взрослых. Но не только этим, исчерпывается значение игры, в которой ребенок в ролевых действиях отражает труд взрослых.

Играя с детьми в сюжетно-ролевые игры, обратила внимание на то, что дети стремятся подражать взрослым, охотно принимают на себя роли врача, продавца, учителя, спасателя и других знакомых им профессий. Принимая на себя роли взрослого,они проникаются эмоциональным отношением к выполняемым действиям: тревожатся за больного, оказывают внимание пассажирам. Они испытывают эмоциональный подъем, волнение, радость, их чувства соответствуют чувствам труженика, хотя и не связаны с трудовыми усилиями.

У детей сформировалось положительное отношение к труду, они стали понимать смысл труда, видеть его результаты.

Если труд по самообслуживанию исходно предназначен для жизнеобеспечения, для заботы о самом себе, то хозяйственно-бытовой труд имеет общественную направленность. Хозяйственно-бытовой труд, который я планировала в среднем возрасте, разнообразен по своему содержанию. Это труд, как в группе, так и на участке детского сада. Приучая детей к труду в помещении, планировала следующие виды труда: наведение порядка в групповой (уборка игрушек, умывальной (мытьё стаканчиков, развешивание полотенец) и спальной (уборка дорожек здоровья) комнатах. Наиболее успешные формы работы – поручения, дежурства, коллективный труд. Кроме того, здесь также важно было научить детей использовать по назначению предметы-помощники (тряпочки, ведра, веники, совки, лейки и т. д.).

Труд на участке также включает в себя работу по наведению порядка, порой дети уже самостоятельно включаются в эту работу. И я видела результат работы за все прошедшие года. Одни из распространённых видов хозяйственно-бытового труда на участке: наведение порядка на веранде (весной, летом, осенью подметали пол веником, зимой – очищали от снега лопатами; осенью – уборка листвы, летом – перекопка песка, сбор мусора). При постановке задачи перед детьми добивалась понимания полезности дела, которым они сейчас будут заниматься. Мотивы могут быть разными, и важно было заинтересовать ребёнка, чтобы он выполнял это дело с желанием. В группе был создан экран трудовой деятельности, где вместе с детьми ежедневно отмечали кто, где и когда дежурил, в конце дежурства обсуждали с детьми качество выполненной работы и оценивали результат. Иногда я сталкивалась с такой проблемой, как нежелание выполнить поручение. Дети просто хотят погулять, не утруждая себя какими-то делами.

В организации трудовой деятельности мне помогли схемы алгоритма действий и персонаж старичок – трудовичок. Схема учит детей самостоятельности в трудовых действиях, умению логически мыслить. Персонаж помогает в осуществлении выбора трудового поручения (достаёт карточку с видом труда, подведении результатов труда (фишка самому трудолюбивому).

Самым благоприятным и действенным материалом в трудовом воспитании детей являются сказки, их персонажи. Для этого были созданы картотеки сказок и произведений писателей по данной теме. Так, в сказке В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» Рукодельница противопоставлена Ленивице. Хотя эти образы несколько условны,дети понимают смысл сказки: труд награждается, а лень наказывается. Поэтический образ труженика, вызывает у детей восхищение, побуждает к подражанию. Образ заботливого, внимательного доктора Айболита труженика показал детям К. И. Чуковский. Поэт показывает поведение доктора в экстремальных ситуациях, когда ему приходится преодолевать разные препятствия на пути к цели. Врач не может отказаться от своей цели, выполняя свой долг перед заболевшими зверятами. Необходимо учитывать некоторые требования к подбору произведений о труде людей: в них нельзя ограничиваться только рассказом о трудовых действиях, необходимо раскрывать, опираясь на конкретные факты, их отношение к труду, коллективный характер труда, дружную, слаженную работу, взаимопомощь и лучшие черты личностных качеств тружеников. Именно такие произведения окажут наиболее сильное влияние на нравственную сферу воспитанников, вызовут желание быть похожим на них, проявлять в собственном труде подобные качества.

Работая с детьми старшего возраста начала развивать у них желание заниматься ручным трудом.

При организации деятельности по обучению детей ручному трудусоблюдаются следующие условия:

1) возрастные и индивидуальные особенности детей;

2) гендерное воспитание;

3) практическое применение поделки;

4) демонстрация поделок, выставка детских работ.

В работе с детьми я использоваланаиболее эффективные методы и приемы: создание заинтересованности, использование художественного слова и музыкального сопровождения, напоминание правил по технике безопасности при работе с ножницами, иглой, рассматривание схем с алгоритмом последовательности работы, показ с объяснением, динамическая пауза, практическая деятельность детей, ИКТ.

Для того чтобы поддержать интерес по изготовлению поделок,я в своей группе создала определенные условия: оборудовала «Уголок ручного труда», где каждый вид материала (бросовый, природный) хранится в отдельной коробке, изготовила альбомы, схемы выполнения творческих работ, подобрала необходимый инструмент для самостоятельного творчества.

В подготовительной к школе группе особое внимание уделила шитью, т. к. практика показывает, что дети, которые занимались вышиванием, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с такими материалами как ножницы, игла, пуговицы. В процессе вышивания формируются точность и согласованность движений кисти рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, творчество, мышление.

Основная цель в работе с семьей дошкольника – достижение единства в трудовом воспитании ребенка. Первая задача педагога – убедить родителей в том, что успех в воспитании возможен только при условии единства в подходе к решению задач трудового воспитания, требований, создании достаточных условий для приобщения детей к труду. Цели воспитания детейв детском саду и в семье едины: и педагог, и родители хотят видеть ребенка трудолюбивым, обладающим навыками доступного труда, с уважением относящимся к труду людей, проявляющим бережное отношение к результатам труда, оказывающим помощь взрослым в семье.

Достичь хороших результатов мне помогло использование разнообразных форм работы с родителями,это:

— участие в акции «Чистый участок»;

— изготовление инвентаря для организации трудовой деятельности (носилки, лопаты, ведра);

— пошив фартуков для трудовой деятельности;

— изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр («Парикмахерская», «Больница», «Магазин»);

— организация совместных творческих выставок и конкурсов детей и родителей «Чудеса осени», «Парад ёлочек», «Кормушка для птиц», «Мамины руки не знают скуки»;

— изготовление снежных построек на участке детского сада;

— оформление фотостенда «Кем быть»;

— оформление папок – передвижек и памяток «Учите детей трудиться», «Трудовое воспитание в семье»;

— организация мастерской Деда Мороза.

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Меняется самооценка ребёнка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. В процессе труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Считаю, что мои дети научились трудиться, с уважением относится к любому виду трудовой деятельности, познакомились с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобрели трудовые навыки, которые будут развиты в школе и помогут им в дальнейшей жизни.

Использование современных форм работы в трудовом воспитании дошкольников совершенствует и дополняет традиционные. Они отвечают требованиям современности, модернизации дошкольного образования.

Использование дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников Воспитатель Рогова Екатерина Борисовна “Самое большое богатство, которое отец может оставить сыну в наследство, научить его трудиться”.

«Использование исследовательских технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическом уровне, но его нужно развивать. И повезет тому ребенку, в котором живущие.

«Использование современных технологий в экологическом воспитании». Опыт работы по их использованию В дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается.

Использование информационно-компьютерных технологий в воспитании и обучении детей дошкольного возраста Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания.

современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Смотреть фото современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Смотреть картинку современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Картинка про современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Фото современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возрастаИспользование современных образовательных технологий в ДОУ Пояснительная записка Использование современных образовательных технологий в ДОУ Основная цель работы нашего дошкольного учреждения, это.

Использование ТРИЗа на занятиях и в режимных моментах в трудовом воспитании Подготовили: Мосейко Т. П. Мухина Т. И. Жизнь людей постоянно связана с решением различных задач. Если человек с раннего возраста научится.

Использование современных педагогических технологий в ДОУ В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов.

современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Смотреть фото современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Смотреть картинку современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Картинка про современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Фото современные технологии трудового воспитания и обучения детей дошкольного возрастаОпыт работы «Использование сказочных персонажей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста» «Воспитатель – свеча, которая светит детям, сгорая сама» Джованни Руффини Ребенок появляется на свет не злым, и не добрым. Какие у него.

План работы по самообразованию «Использование современных программ и технологий в оздоровлении детей дошкольного возраста» Тема: «Использование современных программ и технологий в оздоровлении детей дошкольного возраста». Цель: «Создание комплексной системы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *