собор сен пьер в ангулеме
Собор сен пьер в ангулеме
Всеобщая история искусств
Искусство Византии, Армении, Грузии, южных Славян древней Руси, Украины и Белоруссии
Истоки Византийского искусства; искусство Италии, Греции, Передней Азии и Египта в 4-5 веках
Византийское искусство 6 века
Византийское искусство 7-8 веков
Византийское искусство 13-15 веков
Искусство Армении и Грузии
Искусство южных славян
Искусство Сербии и Македонии
Искусство Древней Руси, Украины и Белоруссии
Искусство Древней Руси
Искусство Киевской Руси
Искусство периода феодальной раздробленности 12-13 веков
Искусство Новгорода и Пскова в 13-15 веках
Русское искусство во второй половине 15 и в 16 веке
Русское искусство 17 века
Украинское искусство 14-17 веков
Искусство Белоруссии 14-17 веков
Искусство остготов и лангобардов в Италии и вестготов в Испании
Искусство ирландцев и англосаксов, искусство Скандинавского полуострова
Франкское искусство в период Меровингов
Искусство периода Каролингов
Искусство Западной и Центральной Европы в эпоху развитого феодализма
Скульптура, живопись и прикладное искусство
Скульптура, живопись и прикладное искусство
Скульптура, живопись, прикладное искусство.
Искусство Южной Италии
Скульптура и живопись
Искусство Скандинавских стран и Финляндии
Всеобщая история искусств
От редакционной коллегии
Государственное издательство ИСКУССТВО Москва 1960 ВИИ том второй книга первая под общей редакцией Б.В.Веймарна и Ю.Д.Колпинского Академия художеств СССР институт теории и истории изобразительных искусств
Второй том «Всеобщей истории искусств», посвященный искусству средних веков, ввиду обилия материала разделен на две книги. Настоящая, первая книга содержит главы по искусству Византии, Армении и Грузии, южных славян, искусству Древней Руси, Украины и Белоруссии, искусству Западной и Центральной Европы эпохи переселения народов, романскому и готическому искусству Франции, Германии, Австрии, Нидерландов, Англии, Испании, Португалии, Италии, Чехословакии, Польши, Венгрии, Румынии, Скандинавских стран и Финляндии, Латвии, Эстонии, Литвы.
Во второй книге второго тома найдет освещение искусство эпохи феодализма на Арабском Востоке, в Азербайджане, Иране, Средней Азии, Афганистане, Турции, Индии, на Цейлоне, в Индонезии, Камбодже, Бирме, Лаосе, Вьетнаме, Таиланде, Непале, Китае, Корее, Монголии, Японии, а также искусство Центральной и Южной Африки, Австралии, Океании и Древней Америки.
В каждой из книг второго тома «Всеобщей истории искусств» текст сопровождается цветными воспроизведениями, 400—450 тоновыми репродукциями с памятников средневекового искусства, а также картами, планами и чертежами.
Авторами глав первой книги второго тома являются:
Введение к искусству средневековья — Ю. Д. Колпинский и Б. В. Веймарн.
Искусство Византии — В. М. Полевой.
Искусство Армении и Грузии — В. В. Шлеев.
Искусство южных славян — А. В. Банк.
Искусство Древней Руси — О. И. Сопоцинский.
Искусство Украины 14—17 вв.—Л. П. Калиниченко и Ф. С. Уманцев.
Искусство Белоруссии 14—17 вв.— М. С. Кацер и В. М. Макаревич.
Искусство Западной и Центральной Европы эпохи переселения народов и образования «варварских» королевств — А. А. Губер, М. В. Доброклонский, Л. Я. Рейн-гардт.
Введение к искусству народов Западной и Центральной Европы в эпоху развитого феодализма — А. А. Губер, Ю. Д. Колпинский.
Искусство Франции — А. А. Губер, М. В. Доброклонский, Ю. Д. Колпинский.
Искусство Германии — А. А. Губер, М. В. Доброклонский, Л. Я. Рейнгардт.
Искусство Нидерландов — Л. Я. Рейнгардт.
Искусство Англии — М. В. Доброклонский, Е. В. Норина, Е. И. Ротенберг.
Искусство Испании — Т. П. Каптерева, К. М. Малицкая.
Искусство Португалии — Т. П. Каптерева, К. М. Малицкая.
Искусство Италии — А. А. Губер, В. А. Лебедев.
Искусство Чехословакии — Ю. Д. Колпинский.
Искусство Польши — В. М. Полевой.
Искусство Венгрии — А. Н. Тихомиров.
Искусство Румынии — Г. Опреску (Румынская Народная Республика).
Искусство Скандинавских стран и Финляндии — Е. И. Ротенберг.
Искусство Латвии — М. Л. Иванов.
Искусство Эстонии — И. П. Соломыкова.
Искусство Литвы — Ю. М. Юргинис.
Авторские материалы по миниатюре и прикладному искусству для ряда глав предоставили Е. В. Норина и Г. В. Ганевская.
Романский стиль во Франции.
Период формирования и расцвета романского искусства занимает во Франции 11 и большую часть 12 столетия. Это было время относительного подъема материальной и духовной культуры средневековой Франции. Романская архитектура была преимущественно архитектурой церквей и замков. Бесправие и нищета народа и низкий уровень развития феодальной экономики исключали прогрессивное развитие массового жилища и производственных построек, которые в основном развивались в системе монастырских хозяйств. Активное монастырское зодчество было обусловлено необходимостью обслуживания больших масс паломников и обеспечения необходимого идеологического воздействия на психику верующих.Большая роль в этом воздействии отводилась средствам объемно-пространственной композиции сооружения и тематике его живописного и скульптурного убранства.
К началу XI в. на территории Франции было 474 больших церкви, около 60 из которых лежали в развалинах. Для наиболее ранних сооружений этого периода характерно плоское перекрытие центрального нефа. Типичны также низкие трехнефные слабо освещенные базилики, перекрытые тяжелыми цилиндрическими сводами, опирающимися на широкие арки и редко расставленные приземистые столбы. Монахи восстанавливали разрушенные и строили новые церкви, применяя в них новшества своего времени.
Наибольшее распространение получили трёхнефные базилики с цилиндрическими сводами в среднем нефе и крестовыми в боковых, а также так называемые паломнические церкви с хором, окруженным обходной галереей с радиальными капеллами.Такой вид имеет церковь Сен-Сернен в Тулузе, построенная около 1080 — 12 в. и названая в честь св. Сернена – первого епископа Тулузы.
Церковь Сен-Сернен в Тулузе, около 1080 — 12 в.
K середине 11 в. в романском храмовом зодчестве определились основные школы или направления. Архитектурные системы условно можно объединить в три большие группы: храмы с купольным перекрытием; зальные, близкие в плане к базилике, но с одинаковой или почти одинаковой высотой всех трех нефов и базиликальные церкви с поднятым над боковыми нефами высоким средним нефом. К самым известным купольным церквям Западной Франции относятся монастырская церковь в Фонтевроле, Сен Пьер в Ангулеме, Сен Фрон в Перигё и перестроенная Сент Илар в Пуатье.
Сен Фрон в Перигё
Церковь Сен Фрон в Перигё (1120-1179)
Сен Пьер в Ангулеме
Самая главная достопримечательность Ангулема — это римско-католический кафедральный собор Святого Петра. Здание имеет купольное перекрытые с трансептом и форму латинского креста в плане.Построенный в 6 веке на месте ещё более древнего, он был сожжён норманнскими завоевателями в 8в.. Следующий собор освятили в начале 11 века, а в 12 веке его пришлось расширить. Досталось Ангулемскому собору и во время религиозных войн: в 16 веке он лишился колокольни. В XIX столетии здание реставрировал архитектор Абади-младший.
Мастерам удалось в полном объеме сохранить фасад в романском стиле с 75 каменными скульптурами. Композиции здесь освещают две основные темы: Страшный Суд и Вознесение Христа, но ряд скульптур посвящен сюжетам из «Песни о Роланде». Рядом с собором коленопреклоненная статуя ангулемского графа Жана III Доброго, похороненного в храме.
Абади-младший добавил по обе стороны от фасада симметричные башенки с куполами-конусами. Северный трансепт венчает квадратная башня почти в 50 м высотой.
Зальные церкви
Тип «зальной» церкви получил наибольшее развитие в Пуату, например Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье, но встречается и в других местах.
Церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв).
Это зальный невысокий малоосвещенный храм, с простым планом, с маловыступающим трансептом, со слабо развитым хором, обрамленным лишь тремя капеллами.Все три нефа, почти равные по высоте и перекрытые цилиндрическими сводами, имеют одну общую крышу. Типичный образец архитектуры области Пуату и вместе с тем, один из прекраснейших памятников архитектуры Западной Франции, построенном во второй четверти XII века.
Суровость архитектуры смягчается обилием декора.Почти вся поверхность стены западного фасада покрыта скульптурой. Она украшает капители и архивольты, тянется узким фризом над арками нижнего яруса, располагается по сторонам окна, наконец, выходит даже на венчающий фасад ступенчатый фронтон, где помещен медальон с фигурой Христа в окружении символов евангелистов.
Такое обилие скульпуры на фасаде встречается лишь в некоторых храмах западной Франции.
Нотр-Дам дю Пор в Клермон-Ферране (середина 12 в.) — трехнефная зальная церковь, типичная для западной части центральной и для западной Франции (Овернь). Ее узкий и полутемный средний неф перекрыт цилиндрическим сводом, боковые нефы — крестовыми, расположенные над ними эмпоры — цилиндрическими сводами. Здание имеет в плане правильную форму латинского креста.
Алтарная апсида лишь слегка возвышается над крышей полукруглой обходн0й галереи вокруг алтарной части храма с капеллами и кажется поэтому приземистой. Крыша крыльев трансепта находится на той же высоте, что и крыша апсиды, но эффект скрещивающихся крыш в восточной области нарушается выступающими центральными травеями трансепта, образующими массивную каменную массу, из которой вырастает башня. Этот цельный блок стоит между хором и нефом и доминирует в восточной области храма. Его ступенчатость, кульминацией которой становится центральная башня, подчеркивается односкатными крышами.
Во время землетрясения в 15 веке церковь была сильно разрушена и восстановлена только в 19 веке, а в 2007-2008 г обновили ее фасады и кровлю, но все напоминает ее первоначальный вид.
Скульптурный декор базилики прекрасно иллюстрирует мастерство овернских зодчих. Рельефные скульптурные изображения на капителях колонн воспроизводят библейские и мифологические сцены. Святилище украшено великолепной мозаикой. В храме установлено несколько скульптур Пресвятой Девы. В крипте, расположенной под хорами, хранится статуя Черной Мадонны (XVII в.), она является точной копией той византийской статуи, которая привлекала в храм средневековых паломников. Ее до сих пор часто используют в торжественных церковных процессиях.Базилика внесена в Список мирового наследия ЮНЕСКО.
Базиликальные церкви с высоким средним нефом
Кафедральный собор Сен- Трофим.
Южная Франция и особенно Прованс накрепко связаны с античностью. Когда-то греческая колония, а затем часть Римской империи, Прованс сохранил воспоминания о классической древности. Кафедральный собор Сен Трофим является сердцем Арля и жемчужиной романского стиля. Ему не менее тысячу лет, он стоит со времен первых крестовых походов. Вход украшен сводом, очень напоминающим римскую триумфальную арку. Этот портал являлся границей между двумя мирами — божественным и мирским. Над высокими деревянными дверями, украшенными кованным узором, размещаются 12 апостолов, а над ними — Иисус и символы евангелистов. Среди них — крылатый бык, ангел, крылатый лев, орел. Справа от Иисуса Христа — избранные проповедники, а слева — грешники, души которых попали в ад.
Внутренний двор является смой красивой частью. Все капители колон украшены растительным орнаментом, а также сценами из Нового и Ветхого Завета. А вот за внутренним двором находится помещение, в котором сохранились гобелены Обюссона с изображениями сцен из жизни Девы Марии.
Различия между отдельными романскими школами отнюдь не сводятся только к конструктивным приемам — с ними были неразрывно связаны особенности художественно-образного характера.
Особенно значительны памятники центральной и северной Франции, так как именно в Бургундии и Нормандии развивались те формы романского зодчества, которые скорее всего оказали известное влияние на позднейшую разработку типа готического собора. В Бургундии и на севере строились преимущественно базиликальные церкви с высоким средним нефом.
Церковь в Клюни
Реконструкция Клюни III (1088г.—1220г.)
Близка по типу к церкви в Клюни хорошо сохранившаяся однотрансептная церковь Богоматери и Иоанна Крестителя в Парэ ле Мониаль (начало 12 в.) с характерным чрезвычайно развитым трансептом, могучей шестигранной башней над средокрестием и меньшими четырехгранными башнями главного фасада.
Храм в Отене.
Свод его центрального нефа приобретает стрельчатое очертание, внешне предвосхищая формы готического свода. Однако, поскольку свод не является крестовым и тяжесть конструкций передается на стены, а не на опорные столбы, все сооружение в целом носит вполне романский характер. Редкой особенностью храма является применение в архитектурном интерьере каннелированных пилястр, увенчанных капителями,— далекий отзвук античной традиции.
Церковь св. Магдалины в Везеле
Интересным образцом бургундской архитектуры является и церковь св. Магдалины в Везеле (первая треть 12 в.). Вскоре после своего основания в IX в. бенедиктинский монастырь в Vezelay приобрел мощи Св. Марии Магдалины и с тех пор стал важным местом паломничества. Св. Бернар провозгласил здесь начало Второго крестового похода, а Ричард Львиное Сердце и Филипп II Август встретились в 1190 г. перед отправлением в Третий поход. В настоящее время базилика объявлена национальным достоянием. Ее отреставрировали и поддерживают в очень хорошем состоянии.Люди приезжают сюда для того, чтобы полюбоваться на причудливое смешение стилей и рассмотреть уникальную структуру храма, которая была создана с учетом положения Земли относительно Солнца. Каждый год в день святого Иоанна Крестителя ровно в полдень солнечные лучи, попадающие в окна на южной стороне церкви, образуют на стенах и на полу здания геометрический узор.
По своему типу юго-западная и южная французская архитектура романского стиля существенно отличается от северной. В ней ясно ощущается воздействие традиций позднеримского и византийского зодчества. Характерный пример — церковь Сен Фрон в Перигё (1120-1179
Тип базилики с высоким средним нефом с самыми различными вариациями был самым распространенным.В архитектуре Центральной и Западной Франции встречается наибольшее разнообразие в решении конструктивных форм. В ней ярко выражены черты храма романского стиля. Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв).
Ангулемский собор (Собор Сен-Пьер д’Ангулем) это Римский католик церковь в Ангулем, Charente, Франция. В собор находится в Романский архитектурных и скульптурных традиций и является резиденцией Епископ Ангулемский.
Содержание
История
Первый собор был построен на месте примитивного, до-Христианин святилище, в 4 веке. Здание было разрушено, когда город был взят Clovis после Битва при Вуйе (507). Другой собор был освящен в 560 г., но и он был подожжен, возможно, Викинги/Норманны примерно два столетия спустя.
Затем был построен третий собор при епископе Гримуарде, настоятеле Сен-Пьер де Брантом. Новую церковь освятили в 1017 году. Однако в начале 12 века горожане стали считать ее слишком маленькой для богатства уезда. Дизайнером был епископ Жерар II, один из самых важных французских деятелей того времени, профессор, Папский легат для четырех пап, а также известного художника. Работы начались около 1110 года и закончились в 1128 году.
В последующие века первоначальный облик церкви был изменен. Например, одна из колоколен была разрушена во время Войны религии 16 века. Дальнейшие изменения были внесены во время реставрации. Пол Абади в 1866-1885 годах, включая пристройку двух башен с коническими вершинами, но фасад остается в основном средневековым.
Архитектура и искусство
Фасад украшают более 70 скульптур, разделенных на две декоративные темы: Вознесение и Страшный суд, которые ловко перемешаны. Христос изображен внутри Mandorlas, а два высоких ангела обращаются к апостолам, чтобы показать им небесное видение. Все лица их, а также лица других верных под сводами обращены к Искупителю; Напротив, проклятые, оттесненные в боковые своды и превращенные в жертв сатаны, терпят свое наказание.
Помимо этих двух основных сюжетов, скульпторы изображали сцены из повседневной жизни, например, охоты, не избегая лишений и кропотливого труда.
Внутренняя часть нефа покрыта тремя куполами, трансептом большой длины с высокими башнями на северном и южном концах и апсидный хор с четырьмя чеветами часовни. На пересечении с трансептом находится более крупный купол над подвески, который заменил первоначальную, разрушенную во время протестантской осады 1568 года. Когда-то освещенный двумя фонарными башнями, трансепт сохранил только северную (Абади также изменил ее и переместил средневековые скульптуры в другие места), характеризуемый несколькими орденами из раздутый окна.
Полукруглый хор обрамлен небольшими апсиды и покрыт полукуполом.
Собор сен пьер в ангулеме
194. Церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье. Окончена в конце 12 в. Западный фасад. Фрагмент.
191. Церковь Сен Сернен в Тулузе. Конец 11-12 вв. Вид с востока.
Композиционно оправданы большие размеры башни над средокрестием: она объединяет протяженный главный неф и сильно развитые боковые крылья трансепта ( Строительство башни, сильно реставрированной в 19 в., было завершено в конце 12 в., и ее облик несет в себе известные черты готики, особенно в верхних ярусах. Однако сооружение башни предусматривалось с самого начала.). Членение на ярусы, поднимающиеся уступами, сообщает башне устойчивость и спокойствие. Господствуя над всей округой, она не устремляется кверху, а слагается из четких и ясных объемов, подобно тому как стена сложена из каменных квадров. Правда, в отличие, например, от церкви в Жюмьеже, ярусы башни тулузского собора имеют более стройные пропорции. Кроме того, ряды высоких окон, прорезывающих ярусы, усиливают впечатление стройности, снимают ощущение чрезмерной массивности башни в целом.
Сложная система разномасштабных архитектурных объемов, симметрически соподчиненных одному большому центральному,- существенная особенность также и многих храмов Оверни и Пуату. Таков, например, восточный фасад церкви Сен Поль в Иссуаре. В нем, в отличие от церкви Сен Сернен, группа капелл и абсид более тесно сплочена вокруг центрального массива в простой и мощный ансамбль.
192. Собор Сен Пьер в Ангулеме. Окончен в 1128 г. Вид с востока.
193. Собор Сен Пьер в Ангулеме. Внутренний вид.
Своеобразный вариант однонефной постройки с купольными покрытиями представляет собор Сен Пьер в Ангулеме (окончен в 1128 г.). Продольный неф увенчан тремя сферическими куполами; над средокрестием вместо обычной башни возвышается четвертый. Крылья трансепта также перекрыты небольшими куполами. Восточный фасад храма исключительно выразителен. Большая полукруглая алтарная абсида сильно выдвинута вперед, ее объем подчеркнут выступающими из стены полукружиями маленьких часовен. Пологие широкие арки вверху усиливают ощущение приземистости всего массива абсиды.
183 а. Церковь аббатства Сен Жиль. 1160- 1170 гг. Западный фасад.
Относительным богатством скульптурного декора отличаются порталы церквей Прованса. Широкие западные фасады чаще всего трехнефных церквей скрывает от зрителя конструкцию самого здания. Порталы, увенчанные спокойными полукруглыми арками, обрамлены стройными колоннами античных пропорций. Некоторые из этих фасадов, в особенности трехпортальный фасад церкви Сен Жиль, вызывают в памяти триумфальные арки позднего Рима. Возможно, что мастера когда-то сильно романизованной южной Франции опирались на опыт позднеримской архитектуры, но большее значение имело развитие светских, жизнерадостных тенденций, присущих средневековой культуре Прованса. Скульптурное оформление фасада свободно от загруженности орнаментальным узорочьем, от экстатичности скульптурных образов, он отличается пластической четкостью форм и уравновешенностью движений. В основном скульптура и скульптурный рельеф в церквах Прованса сосредоточиваются на западных фасадах; оформление боковых стен и абсиды было скупо и просто.
Собор сен пьер в ангулеме
Всеобщая история искусств
Искусство Византии, Армении, Грузии, южных Славян древней Руси, Украины и Белоруссии
Истоки Византийского искусства; искусство Италии, Греции, Передней Азии и Египта в 4-5 веках
Византийское искусство 6 века
Византийское искусство 7-8 веков
Византийское искусство 13-15 веков
Искусство Армении и Грузии
Искусство южных славян
Искусство Сербии и Македонии
Искусство Древней Руси, Украины и Белоруссии
Искусство Древней Руси
Искусство Киевской Руси
Искусство периода феодальной раздробленности 12-13 веков
Искусство Новгорода и Пскова в 13-15 веках
Русское искусство во второй половине 15 и в 16 веке
Русское искусство 17 века
Украинское искусство 14-17 веков
Искусство Белоруссии 14-17 веков
Искусство остготов и лангобардов в Италии и вестготов в Испании
Искусство ирландцев и англосаксов, искусство Скандинавского полуострова
Франкское искусство в период Меровингов
Искусство периода Каролингов
Искусство Западной и Центральной Европы в эпоху развитого феодализма
Скульптура, живопись и прикладное искусство
Скульптура, живопись и прикладное искусство
Скульптура, живопись, прикладное искусство.
Искусство Южной Италии
Скульптура и живопись
Искусство Скандинавских стран и Финляндии
Всеобщая история искусств
От редакционной коллегии
Государственное издательство ИСКУССТВО Москва 1960 ВИИ том второй книга первая под общей редакцией Б.В.Веймарна и Ю.Д.Колпинского Академия художеств СССР институт теории и истории изобразительных искусств
Второй том «Всеобщей истории искусств», посвященный искусству средних веков, ввиду обилия материала разделен на две книги. Настоящая, первая книга содержит главы по искусству Византии, Армении и Грузии, южных славян, искусству Древней Руси, Украины и Белоруссии, искусству Западной и Центральной Европы эпохи переселения народов, романскому и готическому искусству Франции, Германии, Австрии, Нидерландов, Англии, Испании, Португалии, Италии, Чехословакии, Польши, Венгрии, Румынии, Скандинавских стран и Финляндии, Латвии, Эстонии, Литвы.
Во второй книге второго тома найдет освещение искусство эпохи феодализма на Арабском Востоке, в Азербайджане, Иране, Средней Азии, Афганистане, Турции, Индии, на Цейлоне, в Индонезии, Камбодже, Бирме, Лаосе, Вьетнаме, Таиланде, Непале, Китае, Корее, Монголии, Японии, а также искусство Центральной и Южной Африки, Австралии, Океании и Древней Америки.
В каждой из книг второго тома «Всеобщей истории искусств» текст сопровождается цветными воспроизведениями, 400—450 тоновыми репродукциями с памятников средневекового искусства, а также картами, планами и чертежами.
Авторами глав первой книги второго тома являются:
Введение к искусству средневековья — Ю. Д. Колпинский и Б. В. Веймарн.
Искусство Византии — В. М. Полевой.
Искусство Армении и Грузии — В. В. Шлеев.
Искусство южных славян — А. В. Банк.
Искусство Древней Руси — О. И. Сопоцинский.
Искусство Украины 14—17 вв.—Л. П. Калиниченко и Ф. С. Уманцев.
Искусство Белоруссии 14—17 вв.— М. С. Кацер и В. М. Макаревич.
Искусство Западной и Центральной Европы эпохи переселения народов и образования «варварских» королевств — А. А. Губер, М. В. Доброклонский, Л. Я. Рейн-гардт.
Введение к искусству народов Западной и Центральной Европы в эпоху развитого феодализма — А. А. Губер, Ю. Д. Колпинский.
Искусство Франции — А. А. Губер, М. В. Доброклонский, Ю. Д. Колпинский.
Искусство Германии — А. А. Губер, М. В. Доброклонский, Л. Я. Рейнгардт.
Искусство Нидерландов — Л. Я. Рейнгардт.
Искусство Англии — М. В. Доброклонский, Е. В. Норина, Е. И. Ротенберг.
Искусство Испании — Т. П. Каптерева, К. М. Малицкая.
Искусство Португалии — Т. П. Каптерева, К. М. Малицкая.
Искусство Италии — А. А. Губер, В. А. Лебедев.
Искусство Чехословакии — Ю. Д. Колпинский.
Искусство Польши — В. М. Полевой.
Искусство Венгрии — А. Н. Тихомиров.
Искусство Румынии — Г. Опреску (Румынская Народная Республика).
Искусство Скандинавских стран и Финляндии — Е. И. Ротенберг.
Искусство Латвии — М. Л. Иванов.
Искусство Эстонии — И. П. Соломыкова.
Искусство Литвы — Ю. М. Юргинис.
Авторские материалы по миниатюре и прикладному искусству для ряда глав предоставили Е. В. Норина и Г. В. Ганевская.