Что такое нцс в смете
НЦС 2021
Блог сметчика
Что такое НЦС?
НЦС используют для:
НЦС используется на объектах строительства, которые финансируются с привлечением средств федерального бюджета.
Как разрабатываются нормативы НЦС?
Проектно-сметная документация на объект-представитель:
Когда применять НЦС?
До проектирования объекта нужно понять, о какой стоимости идет речь. Для оценки затрат на строительство того или иного объекта используется НЦС.
Как рассчитать стоимость по НЦС?
Расчет стоимости планируемого к строительству объекта с применением НЦС рекомендуется выполнять в следующей последовательности:
Что делать, если нет нужного сборника НЦС?
Где взять данные о объекте-аналоге?
Стоимости НЦС-2021 в уровне 2001 года?
Сборники укрупненных нормативов цены строительства НЦС-2021 расчитаны в ценах на 1 января 2021 года.
Сколько сборников НЦС 2021?
Показатели НЦС-2021 сгруппированы в 21 сборник по объектам капитального строительства.
Общее их количество составляет 6 432 показателя НЦС:
из них:
Где почитать о методике расчета стоимости по НЦС?
Методика по разработке и применению укрупненных нормативов цены строительства, а также порядка их утверждения, утвержденной приказом Минстроя России от 29.05.2019 № 314/пр, поможет разобраться в особенностях расчета.
Чем нормативы НЦС-2020 отличаются от НЦС-2021, кроме уровня цен?
В УНЦС-2021 увеличилось количество поправочных коэффициентов к показателям НЦС, указанных в технической части.
Коэффициенты позволяют учитывать особенности строительства объектов.
Изменился сборник НЦС «Объекты образования»:
Действующий сметчик, сметный блогер
Диляра Сайфутдинова
Блог по сметному делу
В помощь сметчику. Интересные новости, статьи по расчету стоимости в проектировании и строительстве
Составление расчетов по укрупненным нормативам: НЦС
Строительство любого объекта – это огромный и многоступенчатый процесс. Но очень часто еще на этапе планирования будущих работ, когда от конечного результата нет ничего, кроме идеи, необходимо понять, сколько же будет стоить строительство задуманного проекта. В подобной ситуации наиболее удобным вариантом является составление сметного расчета по укрупненным нормативам цены строительства (НЦС), которые позволяют без составления подробной сметы максимально точно определить предельную стоимость строительства.
В зависимости от функционального назначения все НЦС объединены в определенные сборники, общее число которых 16:
1. НЦС 01-2012 «Жилые здания»
2. НЦС 02-2012 «Административные здания»
3. НЦС 03-2012 «Объекты народного образования»
4. НЦС 04-2012 «Объекты здравоохранения»
5. НЦС 05-2012 «Спортивные здания и сооружения»
6. НЦС 06-2012 «Объекты культуры»
7. НЦС 07-2012 «Железные дороги»
8. НЦС 08-2012 «Автомобильные дороги»
9. НЦС 09-2012 «Мосты и путепроводы»
10. НЦС 11-2012 «Наружные сети и связи»
11. НЦС 12-2012 «Наружные электрические сети»
12. НЦС 13-2012 «Наружные тепловые сети»
13. НЦС 14-2012 «Сети водоснабжения и канализации»
14. НЦС 15-2012 «Сети газоснабжения»
15. НЦС 16-2012 «Малые архитектурные формы»
16. НЦС 17-2012 «Озеленение»
Применение сборников и составление расчетов по НЦС регулируется МДС 81-02-12-2011 «Методические рекомендации по применению государственных сметных нормативов укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры». В соответствии с данным МДС в состав каждого сборника включены:
– стоимость всего комплекса строительно-монтажных работ по объекту, включая прокладку внутренних инженерных сетей (до первого колодца), монтаж и стоимость типового инженерного и технологического оборудования, мебели и инвентаря;
– стоимость строительных материалов и оборудования, в которую включены все расходы (отпускные цены, наценки снабженческо-сбытовых организаций, расходы на тару, упаковку и реквизит, транспортные, погрузочно-разгрузочные работы и заготовительно-складские расходы), связанные с приобретением и доставкой материалов, изделий, конструкций и оборудования от баз (складов) организаций-подрядчиков или организаций-поставщиков до приобъектного склада;
– оплата труда рабочих-строителей и рабочих, занятых обслуживанием машин и механизмов (все виды выплат и вознаграждений, входящих в фонд оплаты труда);
– накладные расходы и сметная прибыль;
– затраты на строительство и содержание временных зданий и сооружений;
– дополнительные затраты на производство работ в зимнее время;
– затраты, связанные с получением заказчиком и проектной организацией исходных данных, технических условий на проектирование и проведение необходимых согласований, в т.ч. страхование строительных рисков;
– затраты на проектно-изыскательские работы и экспертизу проекта, содержание службы заказчика строительства;
– технический и авторский надзоры;
– резерв средств на непредвиденные работы и затраты;
Как же производится сам расчет стоимости планируемого к строительству объекта с применением НЦС? Опять же обратимся к МДС 81-02-12-2011, в котором содержится рекомендуемая для расчета по укрупненным показателям последовательность:
1) сбор исходных данных по планируемому к строительству объекту:
— определение функционального значения объекта;
— мощностные характеристики объекта (общая площадь, количество мест, протяженность и т.д.);
— дата начала и окончания работ на объекте;
— регион строительства;
2) выбор соответствующих НЦС ( осуществляется по соответствующему сборнику с учетом функционального назначения планируемого к строительству объекта и его мощностных характеристик) ;
3) подбор необходимых коэффициентов, предусмотренных в Приложениях №1, 2, 3, 4 к данному МДС и техническим частям соответствующих сборниках, определение их численных значений;
4) расчет стоимости планируемого к строительству объекта.
В общем виде расчет стоимости планируемого к строительству объекта в прогнозном (на момент окончания строительства) уровне цен производится с использованием следующей формулы:
С ПР = , где
Что касается нюансов расчетов, связанных с продолжительностью планируемого строительства, то стоит отметить, что она принимается на основании показателя продолжительности строительства, приведенного в соответствующей таблице Отдела 2 «Объекты-представители» каждого сборника НЦС. Однако при определении продолжительности строительства в сложных природно-климатических районах РФ дополнительно необходимо применить повышающий коэффициент, приведенный в Приложении №4 к МДС 81-02-12-2011. Если же перед вами стоит задача определить продолжительность строительства объектов, показатель мощности которых отличается от приведенных в сборниках НЦС показателей и находится в интервале между ними, то подобные задачи решаются через интерполяцию.
В общем виде схема проведения расчета по НЦС выглядит так: стоимости по каждому НЦС суммируются и полученный результат умножается на необходимые коэффициенты. Далее к имеющемуся числу прибавляются дополнительные затраты, определяемые отдельными расчетами, а затем, результат умножается на индекс-дефлятор. Последним шагом является учет НДС к полученной сумме.
На первый взгляд расчет по укрупненным нормативам представляется довольно запутанной операцией, однако в реальности все гораздо проще. Приведем для наглядности пример расчета по НЦС в специальной автоматизированной программной системе для подобных расчетов – «Адепт: НЦС-НЦКР».
1. Открываем программу «Адепт: НЦС-НЦКР», нажимаем на кнопку «Создать» и в выпадающем списке выбираем «Создать расчет по НЦС».
2. Перед нами появляется окно, в котором требуется ввести полное наименование расчета, а также его номер. Эти поля обязательны к заполнению.
3. На вкладке коэффициенты сразу же можно настроить коэффициенты, которые будут автоматически применяться при добавлении расценок в расчет, исходя из исходных данных по планируемому объекту. Это регионально-климатические, зональные коэффициенты (Приложения №1, 2 МДС) и коэффициенты перехода от цен базового района. Коэффициенты сейсмичности и продолжительности строительства (Приложения №3, 4 МДС), а также коэффициенты особых условий строительства начисляются при необходимости в отдельном порядке позже.
В программе можно настроить и автоматический выбор коэффициентов. Для этого достаточно установить год и ввести название региона строительства.
4. После нажатия на кнопку «Создать» расчет появляется в дереве объектов. По двойному щелчку мыши пустой расчет открывается в правом верхнем окне. Далее выбираем сборники, по которым будем производить расчет, в разделе «Базы».
У сложных расценок мощность указана в названии и при переносе сразу отражается в поле «Мощность объекта». Если же необходима другая мощность, которой нет в сборнике (как в нашем случае), то ее можно ввести и, если она отличается от табличной, то стоимость единицы измерения рассчитается путем интерполяции. Каким образом?
1. Если мощность попадает между табличными значениями, в расчете участвуют предыдущее и последующее табличные значения мощности (В1 и В2) и значения стоимости единицы измерения (П1 и П2). Значения и формула расчета показывается в окне переноса расценки внизу.
2. Если мощность меньше минимального табличного значения, в расчете участвует минимальное табличное значение мощности В и значение стоимости единицы измерения П.
3. Если мощность больше максимального табличного значения, то в расчете участвует максимальное табличное значение мощности В и значение стоимости единицы измерения П.
6. Теперь создадим в расчете новый раздел под инженерные сети (в меню кнопки «Раздел» выбрать «Создать»). В появившемся окне вводим наименование раздела «Инженерные сети». Для расчета стоимости инженерных сетей воспользуемся расценками из сборников 11-15 (выбираем нужные и перетаскиваем в раздел).
7. Предположим, что нам нужно еще сделать малые архитектурные формы для нашей школы (различные объекты на школьной площадке), а также озеленить двор. Находим нужные расценку в сборнике 16 и 17, вводим мощность 220 мест и перетаскиваем расценки мышью в расчет на строку «Всего».
При необходимости на каждую расценку можно начислить коэффициент сейсмичности и коэффициенты особых условий строительства («коэффициенты сборника»), а также собственные коэффициенты, нажав на расценку правой кнопкой мыши и выбрав в списке пункт «Коэффициенты».
8. Создадим дополнительные затраты к расчету. Это могут быть работы и затраты, связанные с отводом земель для строительства, командировочные расходы рабочих, перевозку рабочих, затраты на строительство и содержание вахтовых поселков, плату за землю и земельный налог в период строительства, плату за подключение к внешним инженерным сетям и т.д. Для этого в меню кнопки «Начисления» выберем пункт «Дополнительные затраты». В расчете появится пустая строка в итогах. Для нее можно задать наименование, обоснование и сумму.
10. Осталось добавить НДС, нажав в меню кнопки «Начисления» пункт «НДС».
11. Наш расчет готов. Теперь его можно распечатать, нажав кнопку «Печать» и выбрав форму печати НЦС.
Posted on Jun. 20th, 2014 at 11:39 am | Link | Leave a comment | Share | Flag
Что такое НЦС и зачем они нужны?
Одна из настольных книга специалиста сметного дела – Градостроительный кодекс РФ. В нем подробно изложено что же такое укрупнённый норматив цены строительства.
Разберем подробнее.
Статья 8.3. Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности
(введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 369-ФЗ)
2. Сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в том числе на предмет ее непревышения над укрупненным нормативом цены строительства в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 191-ФЗ)
НЦС является своеобразным «верхним пределом стоимости» объекта.
Как разрабатываются и утверждаются НЦС?
11. Укрупненные нормативы цены строительства разрабатываются и применяются в соответствии с утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти , осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, методиками разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства. Укрупненные нормативы цены строительства у тверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в установленном им порядке.
(часть 11 введена Федеральным законом от 26.07.2017 N 191-ФЗ)
Также во ФГИС в обязательном порядке должны содержаться сведения об НЦС. (ст. 57.2 Кодекса)
В каждом сборнике НЦС есть техническая часть, где в Общих положениях описано для чего предназначены НЦС данного Сборника.
Что такое нцс в смете
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СМЕТНЫЕ НОРМАТИВЫ
УКРУПНЕННЫЕ НОРМАТИВЫ ЦЕНЫ СТРОИТЕЛЬСТВА
НЦС 81-02-2014
I. Общие положения
Государственные сметные нормативы. Укрупненные нормативы цены строительства. НЦС 81-02-2014 предназначены для планирования инвестиций (капитальных вложений), оценки эффективности использования средств, направляемых на капитальные вложения, и подготовки технико-экономических показателей в задании на проектирование объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета.
РАЗРАБОТАНЫ Некоммерческой организацией «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга» (НО «Национальная ассоциация стоимостного инжиниринга»), 119311, Москва, ул.Строителей, д.6, корп.4, при методической поддержке Федерального автономного учреждения «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» (ФАУ «ФЦЦС»), 121596, Москва, ул.Горбунова, д.2, стр.3.
ВНЕСЕНЫ в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 августа 2014 г. N 506/пр. за регистрационным номером 183 от 29 августа 2014 г.
Материалы, содержащиеся в настоящем издании, являются извлечением существенной части материалов из базы данных «Государственные сметные нормативы. Нормативы цены строительства (НЦС)», исключительные права на которую принадлежат Некоммерческой организации «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга». Любое использование базы данных «Государственные сметные нормативы. Нормативы цены строительства (НЦС)», извлечение из указанной базы данных материалов и их последующее использование в любой форме и любым способом без разрешения правообладателя не допускается.
НЦС 81-02-01-2014
2. НЦС рассчитаны в ценах на 2014 год для базового района (Московской области).
Общая площадь квартир определяется как сумма площадей жилых и подсобных помещений, а также площадей лоджий с понижающим коэффициентом 0,5 и балконов с понижающим коэффициентом 0,3.
Общая площадь жилого дома определяется как сумма площадей, измеренных в пределах внутренних поверхностей наружных стен, а также площадей балконов, лоджий и открытых веранд.
При этом в общую площадь жилого дома не входят крыльца, наружные открытые лестницы, чердаки, подвалы и гаражи.
4. Сборник состоит из двух отделов:
Отдел 2. Объекты-представители.
5. В сборнике предусмотрены нормативы цены строительства по следующей номенклатуре:
6. НЦС разработаны для объектов капитального строительства, отвечающих градостроительным и объемно-планировочным требованиям, предъявляемым к современным объектам повторно применяемого проектирования (типовая проектная документация).
7. Нормативы разработаны на основе ресурсно-технологических моделей, в основу которых положена проектная документация по объектам-представителям, имеющая положительное заключение экспертизы и разработанная в соответствии с действующими нормами проектирования.
8. Показателями предусмотрен класс качества объектов капитального строительства, обеспечивающий оптимальный уровень комфорта.
9. Характеристика конструктивных решений, принятых для норматива цены строительства приводится в отделе 2. Объекты-представители.
10. Показатели укрупненного норматива цены строительства учитывают стоимость всего комплекса работ и затрат на возведение жилых зданий, включая прокладку внутренних инженерных сетей, монтаж и стоимость инженерного и технологического оборудования, мебели и инвентаря.
11. Нормативы цены строительства рассчитаны для отдельно стоящего здания без учета стоимости прочих объектов, расположенных в пределах земельного участка, отведенного под застройку (трансформаторные подстанции, котельные, насосные станции и т.п.).
12. Показателями НЦС предусмотрены конструктивные решения, обеспечивающие использование объектов маломобильными группами населения.
13. Стоимость строительства наружных инженерных сетей и благоустройства территории должна учитываться дополнительно по соответствующим сборникам укрупненных нормативов цены строительства.
14. В показателях НЦС учтена вся номенклатура затрат, которые предусматриваются действующими нормативными документами в сфере ценообразования для выполнения основных, вспомогательных и сопутствующих этапов работ для строительства объекта в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами.
15. Приведенные показатели учитывают стоимость строительных материалов и оборудования, затраты на оплату труда рабочих и эксплуатацию строительных машин (механизмов), накладные расходы и сметную прибыль, а также затраты на строительство временных титульных зданий и сооружений и дополнительные затраты на производство работ в зимнее время, затраты, связанные с получением заказчиком и проектной организацией исходных данных, технических условий на проектирование и проведение необходимых согласований по проектным решениям, расходы на страхование строительных рисков, затраты на проектно-изыскательские работы и экспертизу проекта, содержание службы заказчика строительства и строительный контроль, резерв средств на непредвиденные работы и затраты.
16. Стоимость материалов и оборудования учитывает все расходы (отпускные цены, наценки снабженческо-сбытовых организаций, расходы на тару, упаковку и реквизит, транспортные, погрузо-разгрузочные работы и заготовительно-складские расходы), связанные с доставкой материалов, изделий, конструкций и оборудования от баз (складов) организаций-подрядчиков или организаций-поставщиков до приобъектного склада строительства.
17. Оплата труда рабочих-строителей и рабочих, управляющих строительными машинами, включает в себя все виды выплат и вознаграждений, входящих в фонд оплаты труда.
18. Укрупненными нормативами цены строительства не учтены и, при необходимости, могут учитываться дополнительно: прочие затраты подрядных организаций, не относящиеся к строительно-монтажным работам (командировочные расходы, перевозка рабочих, затраты по содержанию вахтовых поселков), плата за землю и земельный налог в период строительства, плата за подключение к внешним инженерным сетям.
Компенсационные выплаты, связанные с подготовкой территории строительства (снос ранее существующих зданий, перенос инженерных сетей и т.д.), а также дополнительные затраты, возникающие в особых условиях строительства (в удаленных от существующей инфраструктуры населенных пунктах, а также в стесненных условиях производства работ), следует учитывать дополнительно.
19. При строительстве объектов в стесненных условиях застроенной части города к показателям применяется коэффициент 1,08.
20. Укрупненные показатели разработаны для характерных типов жилых зданий в зависимости от ограждающих конструкций и этажности.
21. Для целей настоящего сборника применяются следующие термины и понятия:
22. Укрупненными показателями предусмотрена стоимость строительства 1 м общей площади квартир трехсекционных жилых многоэтажных зданий.
При расчете стоимости строительства жилого дома иной секционности необходимо предусматривать следующие коэффициенты
Что такое нцс в смете
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 29 мая 2019 года N 314/пр
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Д.А.Волкова.
в Министерстве юстиции
30 декабря 2019 года,
регистрационный N 57064
УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 29 мая 2019 года N 314/пр
Методика разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства, а также порядок их утверждения
I. Общие положения
5. Показатель, разработанный в соответствии с Методикой, включается в соответствующий сборник Показателей, оформленный в соответствии с положениями главы III Методики.
6. Показатели и сборники Показателей группируются в перечни. Формирование и актуализация перечня сборников Показателей и перечня Показателей, подлежащих разработке, осуществляются с учетом предложений Инициатора.
7. При формировании и актуализации перечней, указанных в пункте 6 Методики, используется информация об объектах капитального строительства, финансирование строительства которых планируется осуществлять с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридическими лицами, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов.
II. Разработка показателя
9. Разработка Показателя осуществляется в следующей последовательности:
а) подготовка исходных данных, используемых при разработке Показателя;
б) выбор единиц измерений Показателя;
в) анализ сметной документации и (или) формирование комплекта сметной документации, используемой для разработки Показателя;
е) расчет Показателя, а также при необходимости расчет поправочных коэффициентов к Показателю.
10. При одновременной разработке более одного Показателя допускается формирование сборника Показателей (сборников Показателей) или актуализация действующей редакции сборника Показателей (сборников Показателей).
11. В качестве исходных данных при разработке Показателя используются:
а) имеющиеся или планируемые к разработке Показатели;
б) проектная документация (включая раздел проектной документации «Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства») объектов капитального строительства;
в) каталоги и альбомы рабочих чертежей типовых строительных конструкций, деталей и узлов;
г) типовые технологические карты производства работ;
д) правила производства работ, технические регламенты, ведомственные инструкции;
е) сметные нормативы, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов;
ж) данные об уровне оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов, данные о стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов, данные о стоимости материалов, изделий, конструкций (строительных ресурсов), инженерного и технологического оборудования;
з) нормативные величины накладных расходов и сметной прибыли;
и) нормативные величины прочих и лимитированных затрат, учитываемых в составе Показателя в соответствии с Методикой.
13. При разработке Показателя единицы измерений выбираются исходя из условия максимально полного соответствия потребительским свойствам и назначению объектов капитального строительства, а также с учетом простоты применения Показателя.
14. В зависимости от типов и назначений зданий и сооружений (комплексов зданий и сооружений) для определения единицы мощности объекта капитального строительства (характеристика, выраженная в количественном значении и определенная на выбранную единицу измерения) используются следующие единицы измерения:
а) одно место, одно ученическое место, одно койко-место, количество посещений в смену, человеко-смену (чел./смену), годовой объем выпускаемой продукции, вместимость;
в) м (100 м ) строительного объема зданий или сооружений;
г) погонный метр (10 погонных метров, 100 погонных метров), м, км;
е) другие единицы измерения, наиболее полно отражающие специфику того или иного объекта.
15. При расчете Показателя на установленную единицу измерения в качестве справочных данных также приводятся данные о стоимости строительства, приведенные на иные наиболее характерные для данного объекта строительства единицы измерения, обеспечивающие анализ и сопоставление данных о стоимости объекта строительства, например, данные о стоимости строительства, приведенные на единицу площади здания (сооружения), единицу строительного объема.
16. Определение единицы измерения применительно к разрабатываемому Показателю осуществляется Разработчиком по предложению Инициатора.
18. По объектам капитального строительства, проектная документация которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не направляется на экспертизу проектной документации, решение об использования такой проектной документации для разработки Показателя принимается Инициатором по предложению Разработчика.
19. Для объектов, в отношении которых законодательством о градостроительной деятельности не установлено требование о необходимости разработки проектной документации, например, малые архитектурные формы, работы по озеленению и тому подобное, допускается использование разработанной для этого объекта сметной документации, без разработки и предоставления проектной документации.
20. В случаях, предусмотренных пунктами 18 и 19 Методики, используется сметная документация, имеющая положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, выданное в соответствии с законодательством Российской Федерации.
21. При наличии проектной документации на строительство двух и более аналогичных по мощности объектов (за исключением жилых и административных зданий, зданий социально-культурного и коммунально-бытового назначения) при выборе объекта-представителя выбирается вариант проектной документации с минимальными значениями стоимостных показателей, приведенными на единицу мощности.
22. При разработке Показателя на строительство жилых и административных зданий, зданий социально-культурного и коммунально-бытового назначения, при наличии проектной документации по двум и более объектам, в качестве объекта-представителя выбирается объект с минимальными стоимостными показателями, приведенными на единицу мощности и на 1 м объекта.
При сравнении проектов, разработанных для зданий, допустимое отклонение мощностей сравниваемых объектов должно составлять не более 10 процентов.
Допускается приведение сметной стоимости строительства по объектам-аналогам к одному уровню цен с применением индексов-дефляторов Министерства экономического развития Российской Федерации по строке «Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)».
23. При разработке Показателя на строительство зданий и сооружений, входящих в состав линейных объектов и (или) комплекса объектов, допускается производить выбор объекта-представителя на основе сравнения входящих в его состав зданий, сооружений или отдельных участков.
25. При выборе объекта-представителя в соответствии с пунктами 21, 22 Методики при сопоставлении технико-экономических показателей проекта осуществляется сравнение только сопоставимых работ, связанных непосредственно со строительством здания или сооружения, за исключением затрат, предусмотренных пунктом 49 Методики.
Перечень прочих и лимитированных затрат принимается в соответствии с пунктами 70-78 Методики, а размер затрат на пусконаладочные, изыскательские и проектные работы определяется в соответствии с положениями пунктов 72, 74 и 75 Методики. Рекомендуемый образец оформления таблицы отбора объекта-представителя приведен в Приложении N 1 к Методике.
26. При разработке Показателя целесообразно использовать экономически эффективную проектную документацию повторного использования, признанную таковой в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1159 «О критериях экономической эффективности проектной документации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 48, ст.6764; 2018, N 7, ст.1041).
27. При разработке Показателя допускается использование каталогов и альбомов рабочих чертежей типовых строительных конструкций, деталей и узлов, типовых технологических карт производства работ, правил производства работ, технических регламентов, ведомственных инструкций и другой нормативно-технической документации в отношении конструктивных элементов зданий и сооружений и комплексов работ.
28. При сопоставлении объектов используется проектная документация для объектов, запроектированных в пределах одной климатической зоны.
Использование для разработки Показателя проектной документации на строительство объектов капитального строительства, запроектированных в природно-климатических условиях, отличных от условий базового района, допускается после приведения проектных конструктивных решений к условиям осуществления строительства в базовом районе.
29. Приведение проектных конструктивных решений к условиям осуществления строительства в базовом районе может осуществляться как путем корректировки показателей сметного раздела проектной документации по объекту-представителю, так и путем применения к итогам расчетов по РМ поправочного коэффициента (коэффициентов), учитывающего изменение стоимости конструктивных решений при осуществлении строительства в субъекте Российской Федерации (части территории субъекта Российской Федерации) по отношению к стоимости конструктивных решений, принятых для базового района.
30. Пояснительная записка о приведении проектных решений к условиям осуществления строительства в базовом районе, содержащая, в том числе информацию о документах, обосновывающих необходимость выполнения таких работ, а также расчеты изменения стоимости приведенных конструктивных решений, подготавливается Разработчиком и представляется Инициатором.