собор сен лазар в отене

Рельеф собора Сен-Лазара в Отёне

Во французском городе Отёне была создана в XII веке эта резная капитель.
Ангел будит волхвов… тонким, божественным пальчиком. Он едва касается руки спящего, но мы понимаем, что прикосновения пёрышка было бы достаточно, чтобы нарушить сон.

Волхвами на востоке называли магов, жрецов, учёных. Учёные-библеисты предполагают, что они пришли из Вавилона, Месопотамии, а возможно из Индии, поскольку они шли по Вифлеемской звезде не менее пяти месяцев. По этой необыкновенно яркой звезде волхвы сделали пророчество о рождении Мессии в Вифлееме, нашли ясли, где родился Иисус Христос.

Евангелист Матфей не пишет о количестве волхвов и их сане. По числу принесённых даров предположили, что их было трое. Впервые волхвов назвал царями святой Кесарий Арльский. У Беды Достопочтенного появляются их имена — Каспар, Мельхиор и Валтасар. Он также описал их внешность и возраст: Мельхиор был бородатым старцем, Каспар — безбородым юношей, Валтасар — смуглым и полностью бородатым

Волхвов стали изображать как представителей трёх различных возрастов человека и трёх различных частей света. Несмотря на некоторое различие, в основном, считается, что Мельхиор был старцем и королём Аравии, Каспар — юношей и королём Тарса, Валтасар — средних лет и королём Эфиопии. Волхвы принесли младенцу в дар золото — как царю, ладан — как Богу и смирну — как человеку, который будет погребён.

По преданию, мощи волхвов были найдены императрицей Еленой, положены были сначала в Константинополе, в IV веке перенесены оттуда святым Евсторгием в Медиолан (совр. Милан), а в 1164 году, по желанию Фридриха Барбароссы, в Кёльн, где для их размещения была сооружена рака трёх волхвов, а для размещения раки — Кёльнский собор, самый крупный в Западной Европе.

Рельефы этого собора достойны отдельного повествования. Здесь, прямо на тимпане, можно увидеть имя создателя, мастера Жизлеберта. Уникальное событие для XII века — упоминание мастера, как знак высочайшего уважения и благодарности. Да и сами рельефы — череда волшебных характеров и повествований.

Источник

собор сен лазар в отене. Смотреть фото собор сен лазар в отене. Смотреть картинку собор сен лазар в отене. Картинка про собор сен лазар в отене. Фото собор сен лазар в отенеhistory_of_art

История искусств

Живопись, графика, скульптура, архитектура от древности до ХХ века

Оригинал взят у собор сен лазар в отене. Смотреть фото собор сен лазар в отене. Смотреть картинку собор сен лазар в отене. Картинка про собор сен лазар в отене. Фото собор сен лазар в отенеa_fixx в Рельефы собора Сен-Лазар в Отёне

Фрагмент фильма «BBC: Цивилизация» (1969)

«К лучшим монументальным памятникам бургундской школы относятся тимпаны церкви Сен Мадлен в Везеле (1125-1130) и собора в Отёне (1130-1140).

Страшный Суд. Тимпан собора Сен-Лазар в Отёне. 1130-1140.

Тимпан в Отене украшен изображением Страшного суда. Мастер Жизлеберт решительно отказался от объемной передачи формы. Вся композиция больше походит на резьбу, чем на скульптуру. Уродливо вытянутые, лишенные весомости фигуры полны стремительного движения и в своей совокупности образуют полное беспокойной динамики целое. Зритель лишь постепенно начинает различать отдельные сцены. Надо всем господствует угловатый силуэт огромной фигуры Христа. Трактовка отдельных частных мотивов отличается наивной конкретностью. Такова сцена взвешивания душ. Дьявол плутует, со злобным смехом подтягивая книзу чашу весов с грехами. Охваченные страхом души, подобно малым детям, прячутся в складки плаща ангела, взвешивающего их добрые дела и, в свою очередь, придерживающего руками чашу весов. Однако подобные эпизоды растворяются в общем чувстве смятенности, сумрачной фантастичности, которое с такой силой выражено в общем ритме композиции.

Искушение Евы. Фрагмент северного портала собора Сен-Лазар. Ок. 1130. Музей Ролен, Отён.

Более гармоничен и естественно человечен, чем композиция тимпана, образ Евы в одном из рельефов храма в Отёне. Гибкие движения ее пластически моделированного тела, казалось бы, близки к волнистому ритму орнамента. Но своеобразная музыкальность и одухотворенность ритма, женственность, грация глубоко человечны; они воспринимаются как поэтизация красоты человеческого тела. Фигура Евы, композиционно связанная с обрамляющим ее орнаментом, вместе с тем четко выделяется, противостоит ему».

А. Я. Гуревич в работе «Культура и общество средневековой Европы глазами современников» (1989) рассматривает следующую особенность рельефа «Страшный суд» в отёнском храме:

Страшный Суд. Тимпан собора Сен-Лазар в Отёне. Фрагмент.

«Рельефы на западных порталах соборов изображают Страшный суд. Но когда он происходит? Для церковного заказчика здесь нет вопроса: суд этот свершится по окончании земной истории. Так, естественно, воспринимает подобные картины и современный зритель. Но есть ли уверенность в том, что и носитель средневекового народного христианства видел в этих композициях неопределенное будущее? Все зависит от того, какой комплекс образов и идей содержался в его сознании, определяя восприятие запечатленных в камне эсхатологических обетований. Возникает предположение: зная рассказы о визитах временно умерших на тот свет, где они становились свидетелями адских мук грешников и слышали доносившиеся из рая славословия Творцу, рядовые верующие были склонны объединять эти образы со сценами на западных порталах и воспринимать их как происходящие скорее в настоящем, нежели в будущем. Лучше сказать: будущее и настоящее сливались в их представлении, и это их неразличение само по себе есть несомненное доказательство индифферентности в отношении ко времени»

Страшный Суд. Тимпан собора Сен-Лазар в Отёне. Фрагмент.

Источник

Из-за социальной практики, в которой паломники поклонялись мощам святых в этот период, епископ Отена приказал создать собор большего размера, чтобы вместить мощи и разместить приток паломников в Отен. Капители колонн и главный фасад церкви украшены реалистичными скульптурами, вырезанными Гислебертом. Произведение искусства является средством обучения массы христианской этике с драматическими сценами рая и ада. Другие особенности включают редкий тимпан, подписанный Гизельбертом из Отена.

СОДЕРЖАНИЕ

История

Собор Сен-Назер

Собор Святого Лазаря

собор сен лазар в отене. Смотреть фото собор сен лазар в отене. Смотреть картинку собор сен лазар в отене. Картинка про собор сен лазар в отене. Фото собор сен лазар в отене

собор сен лазар в отене. Смотреть фото собор сен лазар в отене. Смотреть картинку собор сен лазар в отене. Картинка про собор сен лазар в отене. Фото собор сен лазар в отене

Работа над новым собором Святого Лазаря (Святого Лазаря) началась примерно в 1120 году и продвигалась достаточно быстро, чтобы здание было освящено в 1132 году. В основном это было завершено к 1146 году, когда мощи Лазаря были перенесены из старого собора. Гробница Лазаря, святыня мощей, была построена на хоре в 1170–1180 годах. Притвор или портик не был завершен до самого конца века.

Архитектура

Интерьер

собор сен лазар в отене. Смотреть фото собор сен лазар в отене. Смотреть картинку собор сен лазар в отене. Картинка про собор сен лазар в отене. Фото собор сен лазар в отене

Внутри есть неф и два нефа, разделенные массивными колоннами с продольной резьбой, перемежающимися красиво украшенными капителями в романском стиле. В плане собора есть притвор из двух пролетов, увенчанных двумя башнями, за которым следует 7-пролетный неф, обрамленный боковыми нефами, и трансепт с башней, увенчанной крестом. Башни-близнецы по бокам датируются 19 веком.

Фасад нефа состоит из трех уровней: большой аркады, трифория и фонаря, каждый из которых отмечен карнизом. Трехэтажное возвышение Святого Лазаря стало возможным благодаря использованию остроконечных арок для нефа. Каждая секция нефа отделена в своде поперечным ребром. Каждый трансепт выступает в ширину с двумя пролетами нефа, а у западного входа есть притвор, закрывающий главный портал. Основание из трифория украшено фризом из розеток и состоит из трех глухих арок.

Внешний вид

Собор Святого Лазаря имеет план в виде латинского креста с проходным нефом, простым трансептом и трехступенчатым хором с полукруглым концом. Готический шпиль датируется 15 веком, хотя западные башни были перестроены в 19 веке в романском стиле Параи-ле-Моньяль.

Столицы

Собор Святого Лазаря содержит одни из самых впечатляющих романских столиц, выполненных Гислебертом в его нефе и хоре. Гислеберт создал капители, которые использовали усики фактической коринфской столицы, чтобы создать архитектурный каркас для развития повествования истории. На капителях портала вырезаны библейские и традиционные сюжеты. На одном изображен Святой Иероним, снимающий шип с лапы льва; другой показывает Представление Христа. Известно, что более 60 столиц в Сен-Лазаре созданы Гислебертом и включают другие библейские повествования, в том числе Самсона, пророка Аввакума, Каина и Авеля, Святого Петра, а также столицы, содержащие Христа и Апостолов. Сложная резьба Гислеберта на капителях ярко отображает повествование, которое он должен изображать.

Столица трех волхвов

Гислеберт замышляет столицы через литургическую драму. На этих капителях изображена попытка ангела разбудить трех спящих магов. Ангел указывает на звезду, пытаясь заставить трех волхвов следовать за ней. Повествование о трех волхвах продолжается вдоль колонн в нефе. Каждая столица демонстрирует мельчайшие детали и яркое изображение рассказываемой истории.

Самоубийство Иуды Капитал

Когда Иуда понимает, что он сделал с Иисусом, он раскаивается. В ужасе он вешается, не в силах вынести предательство своего хозяина. В столице изображен Иуда с открытым лицом, изображенным в гримасе с высунутым языком. В столице также изображены демоны, которые подняли Иуду и повесили его. Гислеберт на самом деле новаторски использует одну из ветвей коринфской столицы, чтобы продемонстрировать, что было использовано для повешения Иуды. Огненные волосы дьявола представляют собой ссылку на ад. Гислеберт демонстрирует сильный дидактический образ в столице самоубийства Иуды.

Бегство в столицу Египта

Столица «Бегство в Египет» Гислеберта расположена на колонне напротив повествования «Поклонение волхвов». Бегство в столицу Египта изображает Марию со спокойным поведением, показывая нам своего ребенка, сидящего на пони. Кажется, что она плывет на осле, а не сидит на нем, положение похоже на восседающую на троне Мадонну с младенцем.

Капитал пороков и добродетелей

Эта столица изображает Милосердие, побеждающее Жадность, и Терпение, побеждающее Гнев. Такая резьба напоминала бы прихожанам, что злые намерения необходимо преодолеть, чтобы воцарилась чистота сердца и жизни. Эта романская столица выполняла дидактическую функцию для неграмотных паломников, не умеющих читать письменность. Столица пороков и добродетелей содержит листья аканта на фоне милосердия и терпения, наступающих на «пороки», являющиеся демоническими существами.

Искушение Евы

собор сен лазар в отене. Смотреть фото собор сен лазар в отене. Смотреть картинку собор сен лазар в отене. Картинка про собор сен лазар в отене. Фото собор сен лазар в отене

« Искушение Евы» Жислеберта (французское: La Tentation d’ve ) изначально было перемычкой северной двери собора. Утверждается, что искушение Евы было создано примерно в 1130-х годах, в то же время, когда были сделаны Страшный суд и заглавные буквы повествования. Эта большая скульптура сейчас выставлена ​​в Музее Ролена, Отен, Франция.

Страшный суд Барабанная

собор сен лазар в отене. Смотреть фото собор сен лазар в отене. Смотреть картинку собор сен лазар в отене. Картинка про собор сен лазар в отене. Фото собор сен лазар в отене

Страшный суд, как полагают, был создан около 1130 года. Тимпан был спасен от потенциального разрушения, поскольку каноники, управлявшие собором в восемнадцатом веке, считали, что работа Гислеберта уродлива, и покрыли ее гипсом. Барабан был обнаружен заново и освобожден от гипса в 1837 году.

В 1766 году каноники решили, что скульптуру не стоит хранить, потому что она посредственная. Затем они покрыли все слоем штукатурки, чтобы прикрепить другие произведения искусства поверх барабанной перепонки. Только в 1837 году, когда другой каноник начал срезать гипс, тимпан был обнаружен. К счастью, он сохранился под гипсом, за исключением головы Христа, которая, как было документально подтверждено, была удалена, чтобы гипс мог полностью заполнить барабанную перепонку.

На северном фасаде Святого Лазаря находится тимпан (1130–1135), подписанный Gislebertus hoc fecit («Это сделал Гислеберт») внутри портика, который считается одним из шедевров романской скульптуры во Франции. Однако историк искусства Линда Зайдель оспорила это прочтение, утверждая, что вместо этого покровителем был Гислеберт.

Знаки зодиака окружают сводчатый свод с Христом в центре, изображенным в виде безмятежной фигуры. Христос находится в идеальной симметричной позиции со сбалансированной композицией вытянутых фигур. Рядом с Иисусом стоит его мать, Дева Мария и его апостолы, изображенные кающимися и наблюдателями Страшного суда. Святой Петр охраняет врата в рай и наблюдает, как воскресшие люди пытаются протиснуться внутрь с помощью ангелов.

Гислеберт успешно интегрировал современный взгляд на рай и ад и создал скульптуру, которая будет служить визуальным образовательным устройством для неграмотных людей. Просмотр тимпана позволит паломникам узнать, что с ними случится, если они окажутся в аду. Двое мужчин в центре перемычки несут сумки с крестом и ракушкой. Это символы паломников, которые путешествовали из Иерусалима в Сантьяго-де-Компостела.

Тимпан внушал бы ужас верующим, которые проходили под ним и рассматривали детализированную горельефную скульптуру. Внизу тимпана под взвешиванием душ есть надпись, в которой говорится: «Да устрашит этот ужас тех, кого связывает земное заблуждение, ужасом представленных здесь изображений, истинно изображающих то, что будет». Барабан обрамлен двумя архивольтами. Внутренний имеет резную листву, а внешний архивольт состоит из великолепно детализированных медальонов, представляющих четыре сезона, зодиаки и труды месяцев.

Источник

собор сен лазар в отене. Смотреть фото собор сен лазар в отене. Смотреть картинку собор сен лазар в отене. Картинка про собор сен лазар в отене. Фото собор сен лазар в отенеpolitota_net

Культурная революция

Оригинал взят у собор сен лазар в отене. Смотреть фото собор сен лазар в отене. Смотреть картинку собор сен лазар в отене. Картинка про собор сен лазар в отене. Фото собор сен лазар в отенеa_fixx в Рельефы собора Сен-Лазар в Отёне

Фрагмент фильма «BBC: Цивилизация» (1969)

«К лучшим монументальным памятникам бургундской школы относятся тимпаны церкви Сен Мадлен в Везеле (1125-1130) и собора в Отёне (1130-1140).

Страшный Суд. Тимпан собора Сен-Лазар в Отёне. 1130-1140.

Тимпан в Отене украшен изображением Страшного суда. Мастер Жизлеберт решительно отказался от объемной передачи формы. Вся композиция больше походит на резьбу, чем на скульптуру. Уродливо вытянутые, лишенные весомости фигуры полны стремительного движения и в своей совокупности образуют полное беспокойной динамики целое. Зритель лишь постепенно начинает различать отдельные сцены. Надо всем господствует угловатый силуэт огромной фигуры Христа. Трактовка отдельных частных мотивов отличается наивной конкретностью. Такова сцена взвешивания душ. Дьявол плутует, со злобным смехом подтягивая книзу чашу весов с грехами. Охваченные страхом души, подобно малым детям, прячутся в складки плаща ангела, взвешивающего их добрые дела и, в свою очередь, придерживающего руками чашу весов. Однако подобные эпизоды растворяются в общем чувстве смятенности, сумрачной фантастичности, которое с такой силой выражено в общем ритме композиции.

Искушение Евы. Фрагмент северного портала собора Сен-Лазар. Ок. 1130. Музей Ролен, Отён.

Более гармоничен и естественно человечен, чем композиция тимпана, образ Евы в одном из рельефов храма в Отёне. Гибкие движения ее пластически моделированного тела, казалось бы, близки к волнистому ритму орнамента. Но своеобразная музыкальность и одухотворенность ритма, женственность, грация глубоко человечны; они воспринимаются как поэтизация красоты человеческого тела. Фигура Евы, композиционно связанная с обрамляющим ее орнаментом, вместе с тем четко выделяется, противостоит ему».

А. Я. Гуревич в работе «Культура и общество средневековой Европы глазами современников» (1989) рассматривает следующую особенность рельефа «Страшный суд» в отёнском храме:

Страшный Суд. Тимпан собора Сен-Лазар в Отёне. Фрагмент.

«Рельефы на западных порталах соборов изображают Страшный суд. Но когда он происходит? Для церковного заказчика здесь нет вопроса: суд этот свершится по окончании земной истории. Так, естественно, воспринимает подобные картины и современный зритель. Но есть ли уверенность в том, что и носитель средневекового народного христианства видел в этих композициях неопределенное будущее? Все зависит от того, какой комплекс образов и идей содержался в его сознании, определяя восприятие запечатленных в камне эсхатологических обетований. Возникает предположение: зная рассказы о визитах временно умерших на тот свет, где они становились свидетелями адских мук грешников и слышали доносившиеся из рая славословия Творцу, рядовые верующие были склонны объединять эти образы со сценами на западных порталах и воспринимать их как происходящие скорее в настоящем, нежели в будущем. Лучше сказать: будущее и настоящее сливались в их представлении, и это их неразличение само по себе есть несомненное доказательство индифферентности в отношении ко времени»

Страшный Суд. Тимпан собора Сен-Лазар в Отёне. Фрагмент.

Источник

Кафедральный собор святого Лазаря (Cathédrale Saint-Lazare d’Autun)

История строительства

История строительства

Первый собор в Отёне был построен в начале 5 века, позже он был посвящен святому Назарию, в нем хранились мощи святых Назария и Цельсуса.

Несколько веков спустя в Отён из Марселя доставили мощи святого Лазаря, брата Марфы и Марии, которого воскресил Христос. По католической традиции, Лазарь вместе с Марфой и Марией Магдалиной, сестрой Марии, отправился в Галлию, там стал первым епископом Марселя, где и скончался. По православной традиции, Лазарь стал епископом Китийским на острове Кипре, где и умер. В 898 году мощи Лазаря были перенесены в Константинополь.

С течением времени мощи святого Лазаря стали объектом паломничества. Здание собора святого Назария уже с трудом вмещало такое число желающих приложиться к мощам. И около 1120 года епископом Отёна Этьеном де Баже (Etienne de Bg) было принято решение построить новый собор.

В 13 веке в соборе святого Лазаря были установлены аркбутаны, в 15 веке романский внешний вид собора был значительно изменен. В 1469 году при епископе Жане Ролене (Jean Rolin) возвели шпиль вместо романской колокольни, разрушенной ударом молнии, также была перестроена восточная часть собора (апсида) и добавлены боковые капеллы.
В 1766 году были демонтированы ворота северного крыла трансепта и тимпан с горельефом Искушение Евы работыЖильбера (Gislebert). К счастью, этот горельеф был позднее обнаружен и сейчас хранится в музее Ролена. Гробница Лазаря также была разрушена после того, как мощи святого переместили в ковчег. В том же году знаменитый сегодня горельеф Страшный суд в тимпане центрального портала был заштукатурен: каноники собора решили, что он слишком груб и безыскусен для собора. Горельеф был вновь обнаружен только в 1837 году.

Во время французской Революции мощи святого Лазаря были осквернены (их вынули из ковчега и разбросали по полу). Верующие собрали часть реликвии и сохранили. Позже, после того как обстановка в стране несколько успокоилась, они вручили святыни епископу Отёна. Епископ, констатировав их достоверность, приказал в 1803 году поместить мощи святого в раку, которая была перенесена в хор собора и вновь выставлена для поклонения.

С 1793 по 1805 год в соборе находилась знаменитая картина Яна ван Эйка Мадонна канцлера Ролена, теперь она хранится в Лувре. Башни над западным фасадом датируются 19 веком.

Описание

Собор оказался одним из последних значительных французских церквей, спроектированных до того, как началась эра готики.

И план, и художественное оформление нового собора соответствуют клюнийской (бургундской) архитектурной школе. Проекты, возможно, разрабатывались самим епископом Этьеном де Баже, который находился под большим впечатлением от клюнийского аббатства Paray-le-Monial.

В плане собор представляет собой латинский крест; это трехнефная базилика с трансептом. Интересной особенностью собора является его ориентация с северо-запада на юго-восток. Отличием собора от других клюнийских церквей является отсутствие венца капелл и, соответственно, деамбулатория, каждый неф после пересечения с трансептом оканчивается апсидой. Центральный неф с трехъярусным вертикальным строением: аркада в нижнем ярусе, пояс трифория и верхний ряд окон.

В соборе находится большая картина Доминика Ингре (Dominique Ingres) Мученичество святого Симфорьена. Немного раньше входа в зал капитула находятся статуи Пьера Жаннена и его жены Анн Генио, которые спасли многих людей в Варфоломеевскую ночь.

Собор относится к лучшим образцам зрелого романского стиля в скульптуре, об этом можно судить по оформлению тимпана западного портала и рельефам капителей колонн.

Центр тимпана занимает огромная фронтально развернутая фигура Христа. Четыре ангела поддерживают окружающую его гигантскую мандорлу (особая, овальная форма нимба), овал которой находит отзвук в полукружиях архивольтов.

Место ада и рая в композиции было обусловлено освященным традицией противопоставлением благостной правой и проклятой левой сторон, однако рельеф в Отёне оставлял зрителю возможность сделать самостоятельный выбор. Изображенные наглядные антитезы последовательно убеждали, а не насильственно внушали. Мастер с завидной изобретательностью противопоставил рай и ад, сатану и апостолов, праведников и грешников. Изобразительный язык Жильбера конкретен и сочен, в рельефах много живых наблюдений и выразительных деталей, ритуальное сочетается подчас с бытовым.

Разделительный столб центрального портала датируется 19 веком, на нем представлены изображения святого Лазаря со своими сестрами. Во внутренних помещениях храма на капителях колонн находятся многочисленные рельефы на библейские и евангельские сюжеты, изображения мученичеств святых, аллегорические фигуры и иллюстрации к басням Эзопа.

В зале капитула собора, в который можно попасть, поднявшись по винтовой лестнице в трансепте, хранятся рельефы, которые были сняты во время реконструкции собора, проводимой под руководством известного архитектора и реставратора 19 века Эжена Виойе-ле-Дюка (Eugne Viollet-le-Duc). Авторство этих капителей также приписывается Жильберу. Сюжеты капителей: Поклонение волхвов, Бегство в Египет, Искушение Христа, Повесившийся Иуда, Три волхва или Сон волхвов.

Мастер представил сюжеты из Священной истории как современные, позволив себе сблизить зрителей, простых смертных, и святых. Так, рельеф Бегство в Египет напоминает скорее бытовую сценку из жизни средневековой Европы. Скульптор использует не только фронтальные позы, но также и трехчетвертные и профильные изображения, однако весьма свободно обращается с пропорциями фигур, иногда слишком вытянутых.

Сюжет действительно вызывает у современного зрителя определенные вопросы, однако сторонники традиционной истории и религии находят ему объяснение в рамках общепринятого подхода.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *