служба профориентации обучения и развития персонала метрополитена
Тренажеры машиниста и макет гермоворот: о чем еще рассказывают на экскурсиях в центре профориентации метро
В 2018 году для школьников и студентов организовали более 600 экскурсий по центру профориентации Московского метрополитена. Гиды рассказывали учащимся об истории развития подземки, ее структуре и разных профессиях в метро.
Экскурсоводы также знакомили с выставкой, которая насчитывает около 1,5 тысячи экспонатов. Большая часть из них — интерактивные. Посетители могут прикоснуться к элементам оборудования подземки и даже на время стать машинистами. Для этого в центре установлены часть вагона номерной серии и два тренажера машиниста.
На стенде эскалаторной службы представлено почти 700-килограммовое зубчатое колесо эскалатора. Еще здесь можно увидеть рабочее место поездного диспетчера, турникеты разных серий, макет герметичных ворот (они не пропускают воду, огонь и газы). Гости могут собственноручно привести их в действие. Помимо этого, на выставке показывают первый проездной билет, рабочую форму сотрудников метро разных лет (начиная с 1935 года и до наших дней), модели вагонов и архивные фотографии станций.
«Экскурсии в центре профориентации позволяют не только поближе познакомить юных горожан с особенностями московского метро, но и рассказать им о работе в подземке. В метрополитене работают представители более 200 профессий: машинисты, инженеры, кассиры, работники службы безопасности и многие другие. Более 700 школьников в 2018 году посещали групповые и индивидуальные занятия по профессиональной диагностике — эти занятия должны помочь учащимся определиться с будущей профессией. Возможно, после окончания учебного заведения они захотят работать именно в метрополитене», — рассказал заместитель Мэра Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов.
Всего центр профориентации в 2018 году посетили почти 78 тысяч человек, из них более 60 тысяч — это школьники и студенты.
Центр профориентации столичной подземки открылся в мае 2015 года на втором ярусе станции метро «Выставочная». Он работает ежедневно с 10:00 до 18:00 (кроме праздничных дней). Вход в центр и экскурсии по выставке бесплатные. Они проходят до пяти раз в день. В группы набирают до 20 человек. Предварительно записаться на экскурсию можно по телефону: +7 (499) 321-64-62, а также по электронной почте: profmetro@mosmetro.ru.
Помимо этого, в 2018 году экскурсионное бюро столичной подземки провело более 300 ночных и дневных прогулок по станциям и депо. А в апреле прошлого года запустили проект «Экскурсии в метро». В его рамках туры по станциям начали проводить аккредитованные гиды. Экскурсоводы, которые хотят получить аккредитацию, должны подтвердить знание истории метрополитена и особенностей его работы.
Проект помог упорядочить работу гидов и позволил отобрать профессиональных специалистов, которые составили интересные маршруты. Перед получением аккредитации экскурсоводы могут пройти трехдневный курс в учебном центре метрополитена. На занятиях рассказывают об истории метро, станциях и пассажирских перевозках, порядке работы в случае чрезвычайных происшествий и правилах пользования метрополитеном. В конце обучения гиды сдают экзамен опытным специалистам, после чего получают аккредитацию. При желании можно не посещать курсы, а сразу прийти на экзамен.
На данный момент аккредитацию получили уже более 200 гидов. Экскурсии проводятся с соблюдением всех правил и требований к безопасности. Например, нельзя организовывать прогулки в часы пик, чтобы не мешать пассажирам.
Для того чтобы выбрать тур, нужно открыть раздел «Все экскурсии» на сайте проекта «Экскурсии в метро». Если кликнуть на название одной из них, то откроется описание маршрута c информацией о стоимости экскурсии. Здесь указаны место встречи, длительность тура и рейтинг гида, составленный на основе оценок участников прогулки. Тут же опубликованы отзывы.
Центр организации технической учебы Корпоративного университета Транспортного комплекса
Центр организации технической учебы Корпоративного университета Транспортного комплекса (ЦТУ) – самое многочисленное по штатной численности структурное подразделение Службы профориентации, обучения и развития персонала ГУП «Московский метрополитен».
В составе ЦТУ трудятся 83 работника – это инженеры по подготовке кадров, инструкторы рабочих массовых профессий и инструкторы по безопасным методам работы, специалисты по учебно-методической работе и методисты.
ЦТУ осуществляет координацию работы подразделений метрополитена и Службы по следующим направлениям:
Инженеры по подготовке кадров и инструкторы находятся и трудятся в электродепо, на станциях и в эксплуатационных службах метрополитена – непосредственной близости от производства и работников подразделений.
За счет возможности живого общения повышается эффективность работы по планированию обучения, определению и отбору перспективных работников в состав кадрового резерва метрополитена и реализации индивидуальных планов развития резервистов, уже включенных в кадровый резерв.
Учебно-методический отдел Службы профориентации, обучения и развития персонала (УМО), входящий в состав Центра организации технической учебы, координирует и анализирует работу специалистов в подразделениях. Таким образом, УМО, реализуя сетевой принцип взаимодействия Службы и подразделений метрополитена через специалистов Службы профориентации, обучения и развития персонала организует совместную работу по ключевым направлениям работы Центра.
Главным направлением работы ЦТУ является организация технической учебы персонала подразделений метрополитена.
Техническая учеба – это система регулярных теоретических и практических занятий без отрыва от производства, направленных на поддержание и повышение уровня технических знаний персонала с обязательной проверкой знаний на каждом занятии. Ежемесячно около 30 тысяч работников посещают занятия технической учебы. Занятия организуются в специально оборудованных технических классах электродепо и служб.
Адрес: г. Москва, Варшавское шоссе, д.93
Телефон: 8 (499) 321-64-68
Служба профориентации обучения и развития персонала метрополитена
ГУП «Московский метрополитен»
Образовательная деятельность организации
Образовательная деятельность в ГУП «Московский метрополитен» осуществляется Службой профориентации, обучения и развития персонала, созданной 1 апреля 2015 года на базе Учебно-производственного центра, который, в свою очередь, вырос из Технической школы метрополитена, открывшейся в 1944 году.
Специфика работы в метро предполагает регулярное получение работниками знаний и навыков. Московский метрополитен заинтересован в получении высококлассных специалистов и предоставляет самые разнообразные возможности для обучения.
Служба профориентации, обучения и развития персонала занимается не только подготовкой кадров для ГУП «Московский метрополитен», но и профориентационно-просветительской и досугово-развивающей деятельностью среди граждан, особенно среди школьников, учащихся профильных колледжей и ВУЗов, профессиональным подбором специалистов, повышением квалификации и дополнительным профессиональным образованием работников, комплексной психологической оценкой сотрудников, формированием и подготовкой эффективного кадрового резерва руководителей метрополитена всех уровней.
Единый организм: как стать машинистом метро и водителем электробуса
Руслан Давлетшин
Вот уже несколько месяцев в Москве функционирует Корпоративный университет транспортного комплекса столицы. Все желающие могут пройти обучение рабочим профессиям, а затем устроиться в сферу общественного транспорта города. О том, как идет образовательный процесс и какие возможности университет дает будущим соискателям — в материале «Вечерней Москвы».
Здесь обучают непростым профессиям
Как рассказал «ВМ» заместитель начальника Московского метрополитена по управлению персоналом Павел Ковалев, корпоративный университет был создан на основе учебных центров двух крупнейших работодателей в сфере общественного транспорта — ГУП «Мосгортранс» и Московский метрополитен.
Фото: Руслан Давлетшин / Вечерняя Москва
— В задачу учебного заведения входит производственное обучение рабочим профессиям в первую очередь и тех, кто занимается организацией дорожного движения. Основные направления подготовки — машинист электропоезда, водитель автобуса, электробуса, трамвая. Кроме того, по 200 профессиям транспортного комплекса здесь происходит повышение квалификации и развитие, — отметил он.
По словам Ковалева, профессии, связанные с функционированием общественного транспорта, непростые, в том числе с точки зрения безопасности. Во время обучения и последующей работы ей уделяется особое внимание, и на этот счет предъявляются самые строгие требования, подчеркнул он. Для поддержания ее высокого уровня организованы регулярные занятия на рабочих местах.
Также в составе корпоративного университета работает центр по подбору персонала для всего транспортного комплекса, который все больше становится единым организмом. Каждый соискатель, говорит Павел Ковалев, тут сможет найти работу по душе. Кроме того, здесь функционирует центр оценки квалификации, есть система кадрового резерва, позволяющая действующим сотрудникам двигаться по карьерной лестнице в рамках огромной структуры, где сейчас работают около 100 тысяч человек.
Можно получить разнообразный опыт
Опыт работы при этом иметь необязательно, даже если претендуете на вакансию водителя автобуса, электробуса, трамвая или машиниста метро. Здесь всему обучат, а обладателям прав категории D позволят улучшить свои навыки и уже с ними выйти на столичные маршруты. При этом образовательная программа сейчас выстроена так, чтобы сотрудники разных видов транспорта получали самый разнообразный опыт, а не только в рамках своей техники.
Для обучения водителей автобусов, трамваев, электробусов и поездов метро в корпоративном университете функционирует несколько интерактивных тренажеров. Навыки вождения наземного транспорта будущие и действующие работники оттачивают в шести кабинах современных моделей автобусов/электробусов ЛиАЗ и НефАЗ, а также в двух кабинах трамвайных вагонов «Витязь-М». Последние пока проходят отладку.
Фото: Руслан Давлетшин / Вечерняя Москва
— Благодаря данным тренажерам мы можем смоделировать все дорожные ситуации в городе, в первую очередь нештатные. У нас есть как односекционные автобусы, так и повышенной вместимости, известные в народе как «гармошки». За обучающимися следит мастер производственного обучения, инструктор, который имеет связь при помощи микрофона с каждой кабиной. Также есть интерактивные экраны, где учебная группа после каждого занятия может разобрать ошибки, которые высвечиваются у мастера производственного обучения, и в дальнейшем их не допускать, — рассказал заместитель начальника Корпоративного университета транспортного комплекса по учебно-производственной части Юрий Курманов.
Он добавил, что управлению старой техникой, в основном трамваями, здесь также обучают. Однако поскольку подвижной состав обновляется быстро, водители, прошедшие переквалификацию, как правило, пересаживаются сразу после окончания курсов на современные автобусы и вагоны.
Женщины работают наравне с мужчинами
В беседе с корреспондентом «ВМ» Курманов также отметил наличие значительного количества женщин на городских маршрутах. В корпоративном университете их, по его словам, порядка 15 процентов от общего числа учеников. Чаще всего это уже опытные водители, работавшие ранее на троллейбусах, однако и новички в группах тоже есть. В качестве места работы они в основном предпочитают трамваи, но их можно встретить и в качестве водителей автобусов, электробусов, а также машинистов метро.
С некоторыми представительницами прекрасного пола «Вечерней Москве» удалось пообщаться, когда они занимались на тренажерах.
Из троллейбуса в электробус
Так, Лилия Архипова 10 лет отработала на троллейбусных маршрутах и после их отмены решила не покидать сферу общественного транспорта. Вот уже два года она за рулем электробуса.
Фото: Руслан Давлетшин / Вечерняя Москва
— Мне нравится тут работать, и я решила идти дальше. У меня общий стаж 12 лет. Я в принципе очень люблю водить. Развозишь людей на работу, целый день сидишь одна, и никто тебя не трогает. Тем более у нас очень удобная работа, смена длится восемь часов в день. К тому же есть возможность выбрать подходящий график. Я предпочитаю пятидневку, — поделилась деталями девушка.
После юрфака — на линию
Мария Хатоян в Мосгортрансе тоже уже 10 лет, только за рулем автобуса. Она окончила юридический факультет одного из столичных вузов, но по специальности дальше не пошла. По ее словам, она очень любит ответственную работу, поэтому нынешняя профессия ей по душе.
Фото: Руслан Давлетшин / Вечерняя Москва
— Работаю теперь на разных маршрутах автобусов в северо-восточном филиале Мосгортранса. И это не очень хорошо, когда работаешь только на одном, глаза замыливаются, все сливается. Водить сейчас автобусы одно удовольствие, особенно новые. Здесь все можно подстроить под себя. Что касается культуры вождения в Москве, то мы часто двигаемся по выделенным полосам. Очень хорошо, когда у общественного транспорта приоритет, — объяснила собеседница «ВМ».
Тренажеры обоим девушкам нравятся. С их помощью, говорят они, ученики действительно способны познать дорожную обстановку, приближенную к реальности. Да и в самих кабинках очень комфортно.
Половых различий больше нет и в метро
Однако женщины работают теперь не только на земле, но и под землей. После длительного перерыва им разрешили быть машинистами электропоездов метро, напомнила первый заместитель начальника службы профориентации, обучения и развития персонала, начальник Корпоративного университета транспортного комплекса Екатерина Сухова.
— В прошлом году в нашем учебно-производственном центре было организовано обучение первой группы женщин. Мы выпустили 17 девушек, и сейчас они работают в электродепо «Фили». Сейчас у нас идет набор в группы машинистов электропоезда, и мы принимаем в них всех, независимо от пола. Программа для женщин ничем не отличается от мужской. Обучение длится 6,5 месяца, плюс три месяца стажировки. Во время учебы платят стипендию в размере 30 тысяч рублей в месяц, — рассказала она.
Обучение в корпоративном университете сейчас проходит на двух площадках — Криворожская, дом 6, и на Варшавском шоссе, 93. По первому адресу в основном обучают сотрудников, связанных с наземным транспортом, а по второму — сотрудников метрополитена. Там же скоро начнется обучение водителей трамваев. Кроме непосредственно навыков вождения ученикам дают возможность изучить внутреннее устройство техники.
Фото: Руслан Давлетшин / Вечерняя Москва
Помимо всего прочего, транспортный комплекс становится более открытым как для пассажиров, так и для своих сотрудников. А корпоративный университет в этой системе позволит значительно улучшить качество работы городских маршрутов и безопасность поездок по Москве, уверены специалисты.