скульптура витали исаакиевский собор
Скульптура витали исаакиевский собор
Наружная скульптура
Монументально-декоративная скульптура создавалась не только для украшения храма, она подчеркивала в убранстве Исаакиевского собора единение православной церкви и российской монархии, почитание русских царей.
Из-за значительной тяжести наружных скульптур наибольшую сложность представляло их крепление. Чтобы избежать опасности смещения массивных бронзовых горельефов, их заключили в мощную металлическую арматуру, закрепленную при помощи многочисленных штырей. Благодаря этому горельефы не опираются на карниз и не разрушают мраморную облицовку.
Портики собора оформлены рельефами и статуями апостолов, углы эффектно завершают фигуры ангелов со светильниками, на балюстраде главного купола – 24 статуи ангелов.
На северном фронтоне – горельеф «Воскресение Христа», на восточном – «Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом», исполненные Ф. Лемером. С точки зрения синтеза скульптуры и архитектурных форм рельеф восточного портика наиболее удачен.
На фронтоне южного портика – горельеф И. П. Витали «Поклонение волхвов». В центре композиции – Дева Мария с Младенцем, по сторонам – волхвы с дарами. Голову царя Эфиопского и его слуги-арапчонка Витали ваял с натурщиков-абиссинцев, состоявших на службе при императорском дворе.
Горельеф западного портика «Исаакий благословляет императора Феодосия» построен строго симметрично, спокойно по ритму. Здесь вместе с условно трактованными персонажами Витали создал реалистические образы, наделив их чертами своих современников. Так, в образах вельмож Виктора и Сатурнина передано портретное сходство с председателем Комиссии по строительству Исаакиевского собора князем П. М. Волконским и президентом Академии художеств А. Н. Олениным. В углу горельефа – скульптура О. Монферрана в античной тоге с моделью Исаакиевского собора в руках.
Горельефы фронтонов были отлиты из бронзы на литейном заводе Ч. Берда в 1842–1844 годах. Группы из трех и даже четырех фигур создавались одной отливкой.
По углам фронтонов установлены статуи апостолов работы И. П. Витали. На вершинах фронтонов – скульптуры четырех евангелистов с их символами: на западе Марк со львом, на юге Матфей с ангелом, на севере Иоанн с орлом и на востоке Лука с тельцом. Святые Петр, Павел и евангелист Иоанн на северном фронтоне выполнены методом гальванопластики, остальные девять фигур отлиты из бронзы.
Выразительны группы ангелов со светильниками работы Витали, связывающие основной объем здания с барабаном и куполом. Они придают собору завершенность, а также позволяли эффектно иллюминировать храм в дни праздников, когда в светильниках зажигали смолу.
Ангелов наружного аттика отличает мягкая пластика. При горельефном решении этих статуй Витали удалось добиться их тесной связи со стенами собора. Одежда и крылья ангелов ненамного выступают от стен, в результате скульптура постепенно переходит к плоскости стены, и ангел смотрится как органичная архитектурная деталь.
Ангелы аттика и ангелы со светильниками выполнены методом гальванопластики и покрыты искусственной патиной.
Рельефы в нишах стен южного и северного портиков – работа П. К. Клодта и А. В. Логановского. На севере «Несение креста» и «Оплакивание», на юге – «Избиение младенцев» и «Явление ангела пастырям», отлитые из бронзы в 1845–1847 годах.
На балюстраде главного купола – 24 бронзовых ангела, подчеркивающие стройность барабана и ритмическое членение купола, выполненные И. Германом в 1839 году.
Большие наружные двери Исаакиевского собора оформил И. П. Витали в 1841–1846 годах. Южные двери украшают рельефы «Спор Христа с фарисеями» и «Бегство в Египет». В центральной части створок – статуи Архистратига Михаила и св. Александра Невского.
В нишах северных дверей представлены скульптурные изображения св. Исаакия Далматского и Николая Мирликийского. Вверху – рельефы «Се человек» и «Истязание Христа».
В художественном отношении наиболее интересны западные двери с прекрасным рельефом «Нагорная проповедь». На их створках – композиции «Воскрешение Лазаря» и «Исцеление расслабленного». В нишах – статуи апостолов Петра и Павла.
Обилие наружной скульптуры зрительно несколько перегружает фасады Исаакиевского собора, но вместе с тем придает им пышность и торжественность.
Скульптура витали исаакиевский собор
Внутренняя скульптура
Значительную роль в убранстве интерьера Исаакиевского собора играет скульптура. Здесь представлены апостолы, пророки, ангелы на сводах, в барабане купола и иконостасах. Особое место занимают работы И.П.Витали. В 1845-1850 годах он с помощниками Р.К.Залеманом и В.В.Беляевым оформлял своды храма.
Пример синтеза скульптуры, архитектуры и живописи – барабан главного купола, выполненный в традициях Возрождения. Его украшают живописные изображения апостолов, между которыми располагаются 12 статуй ангелов. Над ангелами – пилястры, образующие со скульптурой единую вертикаль. Такое решение подчеркивает легкость и цельность архитектурной композиции.
Пророки на сводах в западной части храма, и ангелы в восточной части представлены в сложных динамических позах. Их пропорции учитывают восприятие снизу, в трактовке образов чувствуется влияние итальянского барокко XVIII века.
Исключительный интерес представляет убранство иконостасов, гармонично сочетающее живопись, мозаику и скульптуру.
Малые иконостасы венчают скульптурные группы Н.С.Пименова «Воскресение» в приделе св. Екатерины и «Преображение» в приделе св. Александра Невского. Они прекрасно сочетаются с архитектоникой иконостасов, удачно дополняют и завершают их.
«Воскресение» состоит из пяти фигур. Логический и композиционный центр группы – Иисус Христос. Его правая рука поднята вверх, голова запрокинута, всей фигуре придана динамика. Мотив устремленности Господа ввысь поддержан удачным решением позы ангела слева, создающей впечатление необыкновенной легкости. Предлагая динамичное решение этой группы, Пименов все же остался верен традициям классицизма: у скульптуры устойчивая, четкая композиция. Ниже располагаются фигуры воинов, присутствовавших при воскресении Христа. Они зрительно уравновешивают группу, сложные ракурсы которой свидетельствуют о влиянии барочной итальянской скульптуры.
«Преображение» по решению композиционно близко «Воскресению». В центре фигура преображенного Иисуса Христа, слева и справа от Него – пророки, ниже – апостолы Иоанн и Петр. Фигура раскинувшего руки Господа кажется необыкновенно легкой и динамичной, пророки как бы парят в воздухе. Композиция носит остро эмоциональный характер: в образах апостолов Пименову удалось передать удивление, восторг и страх.
В целом убранство малых иконостасов отличается красочностью, богатством отделочных материалов и совершенством исполнения.
Очень важную роль в пластическом убранстве интерьера играют три дубовые двери, украшенные многофигурными рельефами работы И.П.Витали. Северные врата посвящены свв. Исаакию Далматскому и Николаю Мирликийскому, на южных – сюжеты житий свв. Владимира Киевского и Александра Невского, на западных – апостолов Петра и Павла.
Над каждой дверью помещен рельеф, сюжет которого раскрывает смысл находящейся выше надписи. Надпись над северной дверью: «Кесарева Кесареви Божия Богови», под ней рельеф «Христос объясняет поданную Ему монету». Надпись над южной дверью гласит: «Исполни Слава Господня Храм», рельеф – «Торжество освящения Иерусалимского храма». Над западными вратами начертано: «Кресту Твоему поклоняемся», рельеф – «Воздвижение Честного Животворящего Креста».
Каждая створка двери разделена на четыре кессона с многофигурными композициями. Особое мастерство отличает исполнение рельефов западной двери: слева (сверху вниз) – «Призвание апостола Павла на пути в Дамаск», «Проповедь апостола Павла в Афинском ареопаге», «Апостол Павел перед царем Агриппой» и «Кончина апостола Павла». Очень динамична сцена проповеди: энергично спорящий человек в широком плаще и спокойно внимающий ему философ; напряженная фигура пожилого афинянина, полного раздумья, и в центре – фигура самого Павла, объединяющая композицию. Противопоставление мужества духовного грубой силе отражено в сцене казни апостола. В центре – опустившийся на колено Павел, в облике которого чувствуется спокойствие и смелость человека, верящего в свою правоту. Над ним палач занес секиру, еще мгновенье – и апостолу отсекут голову. Лица палача не видно, но вся его приземистая фигура выглядит зловеще. Равнодушно с трона взирает на казнь римский наместник. В углу рельефа – сочувствующие Павлу люди. Лепка персонажей предполагает руку опытного ваятеля, чувствуется, что это работа самого Витали.
Рельефы южных дверей исполнены неровно. Наиболее удачны композиции правой створки: «Победа Александра Невского над шведами», «Александр Невский отвергает предложение папского нунция о принятии католицизма», «Умирающий Александр Невский принимает монашеский сан» и «Петр I перевозит мощи Александра Невского в Петербург».
На левой створке – фрагменты жития святого равноапостольного князя Владимира Киевского: «Философ проповедует князю Владимиру христианскую веру», «Князь Владимир принимает вернувшихся послов», «Крещение князя Владимира в Херсонесе» и «Крещение киевлян в Днепре».
Интересны рельефы северной двери: «Св. Исаакий Далматский и император Валент», «Спасение св. Исаакия Далматского ангелами», «Освобождение св. Исаакия из темницы» и «Св. Исаакий благословляет императора Феодосия»; «Посвящение св. Николая в иеродиаконы», «Св. Николай, открытый в тайном благодеянии», «Избрание св. Николая на архиепископский престол», «Николай Мирликийский изгоняет Ария с Первого Вселенского собора».
Кроме того, на всех внутренних дверях храма помещены многочисленные фигуры в нишах и бюсты в круглых медальонах. Витали с помощниками создали ряд образов, резко отличающихся от традиционных идеализированных изображений. Многие бюсты воспроизводят чьи-то конкретные черты. Скорее всего, их лепили с людей, встречавшихся в мастерских, на строительстве собора, на улицах Петербурга. Так, в облике великомученика Федора (северные двери) воплощен тип русского крестьянина: задумчивое скорбное лицо изрезано глубокими морщинами, борода всклочена, волосы резкими прядями ниспадают на лоб. У лиц великомучеников Дамиана и святой Нонны (северные двери) – типично славянские черты. Житейские горести исказили черты Нонны, но не смогли уничтожить выражение гордости и благородства.
Скульптура на сводах, барабане купола и иконостасах выполнена из меди методом гальванопластики, впервые использованной в таком масштабе при строительстве Исаакиевского собора. Разработал метод русский профессор Б.С.Якоби. В емкость с
За счет сравнительно тонкого слоя меди гальванопластическая скульптура была достаточно легкой. Это позволило Монферрану уменьшить массу собора и ослабить неравномерность его осадки. Гальванопластические работы выполнялись на заводе герцога Лейхтенбергского в Петербурге. По предложению Монферрана скульптура сводов крепилась не к кирпичной кладке, а к специальным металлическим конструкциям, образующим декоративный внутренний свод. Это было новшеством в строительной практике того времени.
Скульптура на дверях храма была отлита из бронзы и покрыта декоративной патиной. Более 350 произведений, созданных русскими скульпторами в Исаакиевском соборе, представляют собой уникальную коллекцию монументально-декоративной пластики XIX века.
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Справа от фронтона на восточном фасаде находится статуя, изображающая святого апостола Симона Зилота. Он изображен пожилым человеком, с собранными за спиной волосами и пышной бородой. Тело апостола укрыто хламидой, которая подчеркивает его могучий торс (такая трактовка одежды не характерна для всей серии скульптур святых апостолов) и плащом (который в отличие от плащей других апостолов не свисает по диагонали с правого, ближайшего к фронтону плеча, а уложен как тога на портретах римских патрициев). У скульптуры традиционно согнута в колене правая нога, ближайшая к фронтону, и композиционно это оправданно – так как апостол опирается правой рукой на большую пилу – символ его мученичества. Левая рука поддерживает плащ-тогу, опять же повторяя античные изображения.
Скульптура апостола Симона по характеру – одна из самых спокойных на крыше собора. Пожилой уже человек, опираясь на пилу, всматривается вдаль и ввысь – на восток, ожидая грядущего явления Господа Иисуса Христа.
История создания
Здание Исаакиевского собора было заложено26 июня 1818 года. С 1828 по 1830 годы устанавливали колонны портиков, начиная с 1830 года стали возводиться стены, пилоны, затем своды и купола. Разработка и укрепление скульптурного оформления здания началась только в 1837 году и продолжалась вплоть до 1858 года, когда собор был торжественно открыт.
Первыми были выполнены декоративные детали, использованные в оформлении порталов, затем – фигуры ангелов и архангелов для колоннады и углов храма. К 1838 году была утверждена схема расположения скульптур и скульптурных композиций на фронтонах. Последними выполнялись группы ангелов, держащих светильники по углам крыши собора.
По утвержденному Николаем I плану, в нише каждого фронтона располагалась скульптурная композиция из жизни Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, внизу шла лента с изречением из Библии, по краям фронтона стояли статуи святых апостолов, а увенчивало фронтон изображение евангелистов.
На северном фасаде располагалась фраза «Господи, силою твоею возвеселится царь» (Пс. 20:2), во фронтоне находилось изображение «Воскресение Христа», слева стояла статуя святого первоверховного апостола Петра, справа – святого первоверховного апостола Павла, а на вершине фронтона – статуя святого апостола и евангелиста Иоанна.
На западном фасаде располагалась фраза «Царю царствующих» (1 Тим. 6:15), во фронтоне находилось изображение «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием», слева стояла статуя святого апостола Фомы, справа – святого апостола Варфоломея, а на вершине фронтона – статуя святого апостола и евангелиста Марка.
На южном фасаде располагалась фраза «Храм мой храм молитвы наречется» (Мф. 21:12), во фронтоне находилось изображение «Поклонение волхвов», слева стояла статуя святого апостола Андрея, справа – святого апостола Филиппа, а на вершине фронтона – статуя святого апостола и евангелиста Матфея.
На восточном фасаде располагалась фраза «На Тя Господи уповахом, да не постыдимся во веки» (Пс.70:1), во фронтоне находилось изображение «Исаакий Далматский останавливает императора Валента», слева стояла статуя святого апостола Иакова, справа – святого апостола Симона, а на вершине фронтона – статуя святого апостола и евангелиста Луки.
Также на северном и южном, самых крупных фасадах, около порталов были расположены ниши со скульптурными барельефами, выполненными П. Клодтом. На всех фасадах, кроме восточного, установили массивные двери с изображениями святых.
Изначально к работе над барельефами фасадов был привлечен французский скульптор Ф. Лемерт. Однако он запросил огромные по тем временам деньги за работу – 20000 франков, а также проезд, квартиру и мастерскую для себя и двух помощников. Причем настаивал, чтобы аванс и проездные были выплачены до того, как он начнет творить восковую модель для первого фронтона. Однако его требования были удовлетворены, скульптор приехал в Петербург и приступил к работе. Его эскизы не очень нравились Николаю I, однако император утверждал их, так как другого скульптора из-за границы было выписывать долго и дорого. Тогда Огюст Монферран уговорил жившего в Москве итальянца по происхождению И. Витали сделать восковую модель очередного фронтона и представить ее императору. Николай утвердил модель и назначил Витали главным скульптором собора. Лемерт, после завершения барельефа для второго фронтона был уволен.
Отношение автора к вере
Витали, итальянец по происхождению, человек, который даже за женой поехал в Италию, бывший всю жизнь искренним прихожанином католических костелов, конечно же, был искренним католиком. Он с большим трепетом относился к религиозным заказам, чему подтверждением могут быть выразительные скульптуры Исаакиевского собора. Одним из самых почетных заказов для себя он считал алтарный крест для базилики святой Екатерины Александрийской на Невском проспекте, прихожанином которой он был в Санкт-Петербурге. К сожалению, крест был уничтожен в советское время, а сейчас восстановлен по сохранившимся фотографиям и изображениям.
Биография
Иван Витали умер от тяжелой болезни 5 июля 1855 года. Так как в Санкт-Петербурге в это время не было католического кладбища, его прах был погребен на Волковском Лютеранском кладбище. В 1930-х захоронение было перенесено в Некрополь мастеров искусств в Александро-Невской Лавре.
Автор текста: Евгения Владимировна Соленикова
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Скульптура, изображающая святого апостола и евангелиста Марка находится над фронтоном западного фасада храма и встречает людей, идущих в собор. Святой изображен зрелым человеком с волнистыми бородой и волосами. Его тело укрыто плащом и хламидой, ее рукав энергично закатан. В отличие от расположенной на восточном фасаде спокойной по композиции статуи апостола и евангелиста Луки, изображение святого Марка очень динамично. Хоть святой, как и все евангелисты, и изображен сидящим, его тело находится в движении – он упирается правой ногой в пол, одновременно левую как будто выдвигает из-под сидения, чтобы встать. Левая рука апостола лежит на книге – Евангелии, правая рука с кистью или каламом тянется к пустой странице, чтобы записать очередной стих. Но при этом голова святого повернута к его спутнику – льву, Марк прислушивается к рыку животного и при этом сосредоточен на обдумывании текста, который пишет. Лев виден из-за седалища с левой стороны, он опирается на могучие лапы, его голова запрокинута, а пасть разверста в реве.
История создания
Здание Исаакиевского собора было заложено26 июня 1818 года. С 1828 по 1830 годы устанавливали колонны портиков, начиная с 1830 года стали возводиться стены, пилоны, затем своды и купола. Разработка и укрепление скульптурного оформления здания началась только в 1837 году и продолжалась вплоть до 1858 года, когда собор был торжественно открыт.
Первыми были выполнены декоративные детали, использованные в оформлении порталов, затем – фигуры ангелов и архангелов для колоннады и углов храма. К 1838 году была утверждена схема расположения скульптур и скульптурных композиций на фронтонах. Последними выполнялись группы ангелов, держащих светильники по углам крыши собора.
По утвержденному Николаем I плану, в нише каждого фронтона располагалась скульптурная композиция из жизни Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, внизу шла лента с изречением из Библии, по краям фронтона стояли статуи святых апостолов, а увенчивало фронтон изображение евангелистов.
На северном фасаде располагалась фраза «Господи, силою твоею возвеселится царь» (Пс. 20:2), во фронтоне находилось изображение «Воскресение Христа», слева стояла статуя святого первоверховного апостола Петра, справа – святого первоверховного апостола Павла, а на вершине фронтона – статуя святого апостола и евангелиста Иоанна.
На западном фасаде располагалась фраза «Царю царствующих» (1 Тим. 6:15), во фронтоне находилось изображение «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием», слева стояла статуя святого апостола Фомы, справа – святого апостола Варфоломея, а на вершине фронтона – статуя святого апостола и евангелиста Марка.
На южном фасаде располагалась фраза «Храм мой храм молитвы наречется» (Мф. 21:12), во фронтоне находилось изображение «Поклонение волхвов», слева стояла статуя святого апостола Андрея, справа – святого апостола Филиппа, а на вершине фронтона – статуя святого апостола и евангелиста Матфея.
На восточном фасаде располагалась фраза «На Тя Господи уповахом, да не постыдимся во веки» (Пс. 70:1), во фронтоне находилось изображение «Исаакий Далматский останавливает императора Валента», слева стояла статуя святого апостола Иакова, справа – святого апостола Симона, а на вершине фронтона – статуя святого апостола и евангелиста Луки.
Также на северном и южном, самых крупных фасадах, около порталов были расположены ниши со скульптурными барельефами, выполненными П. Клодтом. На всех фасадах, кроме восточного, установили массивные двери с изображениями святых.
Изначально к работе над барельефами фасадов был привлечен французский скульптор Ф. Лемерт. Однако он запросил огромные по тем временам деньги за работу – 20000 франков, а также проезд, квартиру и мастерскую для себя и двух помощников. Причем настаивал, чтобы аванс и проездные были выплачены до того, как он начнет творить восковую модель для первого фронтона. Однако его требования были удовлетворены, скульптор приехал в Петербург и приступил к работе. Его эскизы не очень нравились Николаю I, однако император утверждал их, так как другого скульптора из-за границы было выписывать долго и дорого. Тогда Огюст Монферран уговорил жившего в Москве итальянца по происхождению И. Витали сделать восковую модель очередного фронтона и представить ее императору. Николай утвердил модель и назначил Витали главным скульптором собора. Лемерт, после завершения барельефа для второго фронтона был уволен.
Отношение автора к вере
Витали, итальянец по происхождению, человек, который даже за женой поехал в Италию, бывший всю жизнь искренним прихожанином католических костелов, конечно же, был искренним католиком. Он с большим трепетом относился к религиозным заказам, чему подтверждением могут быть выразительные скульптуры Исаакиевского собора. Одним из самых почетных заказов для себя он считал алтарный крест для базилики святой Екатерины Александрийской на Невском проспекте, прихожанином которой он был в Санкт-Петербурге. К сожалению, крест был уничтожен в советское время, а сейчас восстановлен по сохранившимся фотографиям и изображениям.
Биография
Иван Витали умер от тяжелой болезни 5 июля 1855 года. Так как в Санкт-Петербурге в это время не было католического кладбища, его прах был погребен на Волковском Лютеранском кладбище. В 1930-х захоронение было перенесено в Некрополь мастеров искусств в Александро-Невской Лавре.
Автор текста: Евгения Владимировна Соленикова