скульптура матерям победителей у храма
У главного храма Вооружённых сил в Кубинке установили памятник матерям победителей
Образ матерей победителей увековечили скульптурой в подмосковном парке «Патриот». Её установили между главным храмом Вооружённых сил России и галереей «Дорога памяти». Об этом в эфире телеканала «Звезда» сообщил замминистра обороны России Тимур Иванов.
«На территории храмового комплекса есть третья составляющая, которая взаимоувязывает храм и «Дорогу памяти». Это скульптура «Матерям победителей». Скульптура высотой почти 9 метров имеет сакральный объединяющий смысл. Мы понимали, что есть много важных скульптур и памятников, посвящённых Великой Отечественной войне. Конечно, это Родина-мать и много других. Но мы также понимали, что нам нужно создать что-то такое, что объединило бы различные религии, различные страны», − пояснил Иванов.
Он отметил, что главный храм Вооружённых сил России − православный, а «Дорога памяти» − «это история для всех».
«Появилась скульптура матери. Это мать без лица. То есть невозможно сказать, какой она религии или к какой конфессии она относится. Это наша благодарность матерям победителей», − подчеркнул замминистра.
Освящение главного храма Вооружённых сил России в подмосковной Кубинке состоится 14 июня. Богослужение проведёт патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.
Слушать Радио 1
Новости
09:00, 11:00, 13:00, 15:00, 17:00 (будни)
Информационная программа «Самое время»
Новости Бурятии и Улан-Удэ в реальном времени
Даши Намдаков рассказал о своей скульптуре в главном храме минобороны
22 июня в эфире телеканала «Звезда» вышел фильм о строительстве главного храма Вооружённых сил России в подмосковной Кубинке. Одним из героев фильма был бурятский скульптор Даши Намдаков. Он автор композиции «Матерям победителей». Телеканалу скульптор рассказал об особенностях своего произведения.
По признанию автора, в скульптуре акцент сделан на руки женщины, которыми она закрывает лицо. Так Даши Намдаков хотел передать материнские чувства.
Девятиметровый памятник «Матерям победителей» установлен в восточной части храмового комплекса главного храма ВС России. Кроме этого, внутри скульптуры горит свеча, зажжённая от Вечного огня на могиле Неизвестного Солдата в Александровском саду.
Как сообщал ««Байкал-Daily», бурятский скульптор причастен и к другим работам в новом храме. Он создал барельефы святых Владимира и Ольги, образы евангелистов, Георгия Победоносца и архангела Михаила, композиция «Спас Нерукотворный», а также центральные врата Храма.
Храм Вооружённых сил строили с осени 2018 года к 75-летию Победы, его возводили на добровольные пожертвования. Торжественное открытие собора было запланировано на 9 мая, однако его перенесли из-за коронавируса. 14 июня патриарх совершил чин великого освящения. Полноценные богослужения в храме уже совершались, однако для прихожан его посещение было ограничено. Вскоре собор и музейный комплекс «Дорога памяти» откроются для всех посетителей.
Памятники в России, посвященные матерям, часть 1
другие части:
Памятники России, посвященные матерям, часть 2
Мама в жизни каждого из нас – это самый близкий, самый любимый и самый дорогой человек. Это первый человек, которого мы видим, который будет заботиться о нас, и принимать нас такими, какие мы есть всю свою жизнь. Сколько бы ни было нам лет, мама всегда будет считать нас детьми и относиться с трепетом и любовью.
1. Памятник маме, г.Тюмень
Памятник был открыт 1 июня 2010 г., а его открытие приурочено к 60-летию Международного дня защиты детей.
Бронзовый памятник изображает собой беременную женщину на позднем сроке, рядом с которой находятся дети. Изначально планировалось установить рядом и фигуру папы, но от этой идеи автор памятника отказался, тем не менее, на руке женщины есть обручальное кольцо.
2. Памятник кормящей матери, г.Ижевск, Россия
3. Памятник материнству в г. Зеленоград, Россия
Памятник был установлен в 2008 году в рамках «отдых в городе».
4. Памятник материнству Кореновск, Краснодарский край, Россия
5. Памятник Мать и дитя, Новосибирск
Скульптурная композиция представляет собой женщину, сидящую на камне, а на ее коленях малыш протянул руку и на ладонь садится голубь.
6. Памятник Мать и дитя, г.Волгодонск, Ростовская область, Россия
7. Памятник Мать и дитя, г. Ноябрьск, ЯНАО, Россия
8. Памятник материнству, г. Псков, Россия
В Пскове в ботаническом саду можно увидеть садовую скульптуру мать и дитя. Точное название скульптуры неизвестно. Скульптура мать и дитя, очевидно, изготовлена из гранита, что, конечно же, делает ее универсальной.
9. Памятник «Рука, качающая колыбель», г. Кемерово, Россия
Этот памятник был открыт в День города, 12.06.2009 года.
Колыбель олицетворяет нежность и заботу маминых рук, трепетную материнскую заботу о детях. Скульптура в виде ладони, на которой дремлет утомленное негой дитя, обосновалась недалеко от родильного дома № 1. По задумке авторов работы (сотрудников ООО «Студия» Юрия Черносова и Павла Баркова), скульптурная композиция «Колыбель» должна стать символом признательности всем матерям, оберегающим, лелеющим и воспитывающим своих детей. Ведь «рука, качающая колыбель, правит миром».
10. Памятник матери, г. Ростов, Россия
11. Памятник матери Юрия Гагарина – Анне Тимофеевне, г.Гагарин, Россия
На лавочке висит шинель, Анна Тимофеевна держит цветы. Всё говорит о том, что на памятнике запечатлен приезд Юрия.
12. Памятник матери, Калуга, Россия
Памятник был открыт 30.11.2011г. в микрорайоне Правобережье города Калуга.
Автор скульптуры Светлана Фарниева. Памятник установлен на месте некогда пустыря, который был благоустроен и превращен в сквер.
13. Памятник материнству, Евпатория, Крым
14. Памятник материнству, г. Видное, Московская область
15. Памятник «Материнство», г. Ялуторовск, Тюменская область, Россия
Для скульптуры «Материнство», материалом для работы художник избрал кованый алюминий. Скульптору удалось создать живую сильную женщину-мать, с её главным подарком миру – сыном, пока ещё мальчиком, но уже видно – будущим мужчиной. Намеренная и выверенная скульптура симметрия композиции – это, конечно же, символ гармоничного мира, в котором центром мироздания является женщина-мать.
Много говорящих знаков преподносит зрителям эта скульптура. Ребёнок сидит на коленях матери, оберегающей, защищающей дитя. Руки ребёнка и его мамы, с ладонями, открытыми миру – это родство с природой и вера в её защиту. Вся композиция легко вписывается в сферу, которая издревле считалась символом планеты Земля, Солнца и Вселенной.
16. Памятник материнству, Новочебоксарск, Чувашская республика, РФ
Памятник расположен возле детской больницы и парка. Скульптура матери и ребенка логически завершит композицию детского сквера, оформление которого началось в прошлом году в районе детских поликлиники и больницы.
История создания монумента «Родина-мать зовет!»
Победа в Сталинградской битве стала переломным событием в истории Великой Отечественной войны. Конкурс на создание памятника в Сталинграде был объявлен уже в сентябре 1944 года. В нем участвовали и известные архитекторы, и солдаты, присылавшие свои эскизы военно-полевой почтой. Архитектор Георгий Марцинкевич предлагал поставить высокую колонну с фигурой Сталина наверху, а Андрей Буров — 150-метровую пирамиду с каркасом из переплавленных танков.
Приходили проекты даже из-за рубежа — из Марокко, Шанхая. Интересно, что в конкурсе не принимал участия будущий создатель Родины-матери Евгений Вучетич. Ходили легенды, что он обсуждал свой проект напрямую со Сталиным.
Скульптурная композиция должна была выглядеть иначе. Предполагалось, что рядом с женской фигурой будет статуя коленопреклоненного солдата, протягивающего Родине-матери свой меч. Однако первоначальная композиция монумента показалась Евгению Вучетичу слишком сложной. Он изменил проект уже после утверждения «сверху».
Искусствоведы сходятся во мнении, что Евгения Вучетича вдохновили барельеф «Марсельеза» на парижской Триумфальной арке и античная скульптура Ники Самофракийской. Однако кто конкретно ему позировал, доподлинно неизвестно. Наиболее вероятно, что фигуру Родины-матери скульптор лепил с советской спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо — со своей жены Веры. Сегодня макет головы статуи хранится в Музее-усадьбе Вучетича в Москве.
Родина-мать стала первым в СССР памятником, полностью выполненным из железобетона. В 1960-е, после войны, не были отстроены еще многие города, в том числе Волгоград, а железобетон был одним из самых дешевых материалов. Однако этот выбор вызвал некоторые сложности. Например, уже через год после открытия памятника на нем стали образовываться маленькие трещинки. Чтобы сохранить монумент, голову и руки скульптуры ежегодно покрывали водоотталкивающим средством.
Все инженерные расчеты выполнялись под руководством Николая Никитина, который строил Останкинскую телебашню. Монумент «Родина-мать зовет!» при возведении никак не закрепляли: он стоит на земле за счет своего собственного веса. Внутри статуи натянуты металлические канаты, которые делают ее более устойчивой и поддерживают жесткость металлического каркаса. Сегодня на тросы установлены датчики, за состоянием конструкции следят специалисты.
Хотя конкурс архитектурных проектов проходил в 1940-е годы, работа над памятником началась после смерти Сталина. Приказ о строительстве подписал в январе 1958 года Никита Хрущев. Монумент возводили почти десять лет — его открыли в октябре 1967 года. На открытии присутствовал и генеральный секретарь ЦК КПСС — в то время уже Леонид Брежнев.
Планировалось, что высота Родины-матери составит 36 метров. Однако Хрущев распорядился «подрастить» женскую фигуру. Статуя на Мамаевом кургане должна была «перегнать» статую Свободы — ее высота без пьедестала составляла 46 метров.
После окончания строительства Родина-мать была самой высокой статуей в мире. Женская фигура возвышалась над пьедесталом на 52 метра, а с учетом длины ее руки и меча высота памятника составляла 85 метров. Весил монумент 8 тысяч тонн без учета меча. Сегодня Родина-мать остается в первой десятке самых высоких статуй мира.
Монумент «Родина-мать зовет!» — часть скульптурного триптиха. В него входят памятники «Тыл-фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Магнитогорская скульптурная композиция изображает рабочего, который передает выкованный им меч воину. А германский монумент — солдата-победителя со спасенным ребенком на руках и опущенным мечом. Скульптуру «Воина-освободителя» выполнил Евгений Вучетич, а магнитогорский памятник создали Лев Головницкий и Яков Белопольский.
Собирательный образ Родины-матери появился на агитационных плакатах еще в 1941 году. Их создал советский живописец Ираклий Тоидзе. Художник вспоминал, что прототипом женщины на плакате стала его жена. Услышав сообщение о нападении на СССР, она вбежала в мастерскую художника с криком «Война!». Ираклий Тоидзе был потрясен ее выражением лица и сразу же сделал первые наброски.
Скажу как волгоградец, монументальность памятника, в полной мере, ощущается только у подножия. Дух захватывает
Вот Киевская, фото сделал сегодня
Были в Волгограде всей семьей перед майскими, так и не смогли нормально дойти до памятника.
на Эхо Москвы слышала от Венедиктова, что ради того, чтобы насыпать холм и увеличить тем самым высоту памятника, засыпали братские могилы, бывшие на этом месте.
Странно, что не написали, что Родина-мать «поднимает в бой» немецких солдат, т.к. советские обороняли Волгу. А она как раз смотрит лицом на Волгу.
Что в ней прекрасного?
Подвиг Гули Королёвой под Сталинградом
Казалось, эта девочка рождена для яркой, счастливой жизни, полной творческих успехов, славы, поклонников. Впрочем, жизнь ее действительно была яркой – она оказалась даже ярче, чем предполагалось изначально. И творческие успехи в ней были. К сожалению, жизнь оказалась слишком короткой – всего 20 лет. И слава оказалась – посмертной. 24 ноября 2017 года исполнилось 75 лет со дня гибели Марионеллы Владимировны Королёвой, более известной как Гуля Королёва.
Однако странное, экзотичное имя Марионелла не прижилось в семье. Ей дали домашнее прозвище – Гуля. Тогда еще никто не знал, что именно под этим именем она шагнет в Бессмертие… Ее радостное детство омрачил развод родителей в 1932 году. Она вместе с матерью переехала в Киев. Скучала по отцу, постоянно с ним переписывалась.
Помимо «Каштанки» (1926 г.), Гуля снялась еще в пяти фильмах. Один из них – это «Бабы рязанские» (1927 г.). Но особо трудно далась ей роль крестьянской дочери Василинки в фильме «Дочь партизана» (1935 г.), посвященной борьбе крестьян с кулаками. Ради этой роли юной актрисе пришлось много тренироваться, в том числе – ездить верхом. Но зато девочка была щедро вознаграждена за труды – ей дали путевку в «Артек».
В 1936 году Гуля снимается еще в двух фильмах – «Солнечный маскарад» и «Я люблю». Но она, несмотря на желание родителей и успехи, не желала быть профессиональной актрисой. В 1940 году она поступила в Киевский гидромелиоративный институт.
Вскоре девушка вышла замуж. Здесь существуют разногласия по поводу того, кто был ее супругом. В книге «Четвертая высота» Елены Ильиной утверждается, что его звали Сергеем. Однако большинство исследователей склоняется к тому, что Гуля была замужем за Алексеем Пятаковым – племянником опального наркома Георгия Пятакова, расстрелянного в 1937 году. Если данный факт соответствует истине – то это еще один штрих к судьбе и характеру героини. Сначала она не побоялась выйти замуж за родственника «врага народа», а потом, когда в начале войны его отправили в ссылку – не затаила личной обиды на Родину (как многие), а пошла ее защищать.
Как бы там ни было – вопрос о том, кто был ее мужем, не самый главный… Главное – это то, что ей предстояло совершить в дальнейшем.
Трудно сказать, как сложилась бы судьба талантливой девушки. Возможно, она все-таки захотела бы служить искусству и стала бы одной из тех великих советских актрис, которых так любит – до сих пор! – наш народ. Но наступил 1941 год, принесший войну.
Гуля вместе с матерью и отчимом эвакуировалась в Уфу. Там у нее родился сын Саша. Ему дали милое семейное прозвище – «Ежик». Но растить ребенка ей не довелось – Гуля рвалась на фронт. И ради страны, и ради своего маленького сынишки, разлука с которым была невероятно тяжела… Ее отговаривали родные и друзья, затем ее не хотели посылать на передовую – но она добивалась именно того, чтобы оказаться в самом пекле, там, где наиболее тяжело и опасно.
Королёва добилась того, что ее назначили в медико-санитарный батальон 780 стрелкового полка 214-й стрелковой дивизии 24-й армии. Весной 1942 года она направилась под Сталинград.
О том, каково ей было на фронте, она писала отцу – несколько буднично, как об обычной работе:
«Бились мы за одну высоту. День бились, несколько раз занимали и несколько раз отходили. Крепко там немец засел. Пошла я вытаскивать раненого — близко около немцев лежал.
В другом письме она с болью рассказывала, как перевязывала раненого шестимесячного ребенка, у которого убили маму: «Я его перевязываю, а он на меня такими большими страдальческими глазами смотрит и не плачет, а только тяжело-тяжело вздыхает. Я его перевязываю, а у самой слезы градом льются». Наверняка в эти минуты она думала о своем сыне, которого пришлось оставить из-за войны.
Наступил день ее подвига – 23 ноября 1942 года. Шел яростный бой за высоту 56,8 около хутора Паньшино. В этом бою Гуля спасла пятьдесят раненых, вынеся их с поля боя. А когда погиб командир – то поднялась во весь рост и повела за собой в атаку. Хотя к тому времени уже была сама ранена.
Израненная, санинструктор 214-й стрелковой дивизии Гуля Королёва сражалась героически. Ворвавшись в фашистский окоп, уничтожила с помощью гранат 15 гитлеровцев. Вместе с горсткой бойцов держалась до тех пор, пока не подошло подкрепление. К сожалению, на следующий день, 24 ноября, она скончалась от ран.
Ее подвиг увековечен не только в книгах (самой известной из которых является вышеупомянутая «Четвертая высота»), но и в фильмах. К сожалению, сейчас из-за проблем с авторскими правами фильмы посмотреть сложно, а книга, на которой воспитывалось целое поколение советских детей, – из-за той же проблемы не издавалась много лет.
В честь Гули названы улицы в Волгограде (Сталинграде), Междуреченске, Днепропетровске. Была улица ее имени и в Киеве, но, к сожалению, не сохранилась. Причем, это случилось задолго до перестройки и майданов – просто улица была небольшой и исчезла при строительстве одного из больших магазинов…
Кроме того, имя героини увековечено в названии поселка в Советском районе Волгограда, а также – детского лагеря в Волгоградской области. На территории «Артека» есть памятник под названием «Они были артековцами», где высечена и ее фамилия… 9 января 1943 года Гуля Королёва была посмертно награждена Орденом Красного Знамени.
Как бы ни пытались сейчас исказить подвиг героев Сталинграда, даже давя на жалость к врагам – этого сделать не удастся. А молодежи нужно рассказывать не про каких-нибудь гансов или фрицев, а про героев, которые защищали свою Родину от захватчиков.