скульптура в соборе святого петра в риме
Шедевры Бернини в Соборе Св. Петра в Риме
Продолжаем знакомство с творчеством великого итальянского архитектора,скульптора и художника Лоренцо Бернини.
Избрание кардинала Маффео Барберини папой римским в 1623 году можно считать условно датой рождения римского барокко. Папа был личным другом Павла V и хорошо знал Бернини. Эта преемственность обеспечила молодому скульптору широкую дорогу в будущее. Заслуга Урбана VIII состояла в том, что он привлек Бернини к архитектурному обновлению Рима.
В 1624 году Лоренцо Бернини было поручено художественное оформление интерьера собора Св. Петра, который достался ему в наследство от Микеланджело в довольно аскетическом виде.
Эту непосильную задачу новоиспеченный архитектор решил путем привлечения к работам мастеров и подмастерьев в количестве более 200 человек. По логике задачи и по масштабам затеи это закончилось тем, что в арсенале мастерской Бернини сформировалась школа талантливых учеников. Роль Бернини в создании скульптурного убранства собора очень велика, он работал здесь с перерывами почти пятьдесят лет, с 1620-го до 1670 г.
Бернини создал огромную площадь перед собором Св. Петра — самый крупный архитектурный ансамбль Италии XVII века, в 1656-1663 годах он оформил площадь перед собором огромнымой колоннадой.
Бернини организует две площади, «нанизанных» на единую с собором ось: овальную и вторую, дополнительную — трапециевидную, ограниченную стенками, «привязывающими» первую площадь к фасаду Мадерны.
С помощью приема иллюзорной перспективы, уже ранее использованного им при создании Царской лестницы в Ватикане, собор издали кажется меньше, чем на самом деле, долго остается как бы того же размера, а затем скачком вырастает вдруг до огромных размеров. Центр площади отмечен египетским обелиском, в центре ее боковых секторов находятся два великолепных фонтана.
Весь этот ансамбль заслонил существовавшую по сторонам неупорядоченную застройку и одновременно образовал монументальный «фон» для торжественных процессий, для съезда знати к торжественному богослужению в соборе, для массы народа, движение которых призвана пробудить, организовать и сделать целеустремленным динамика архитектурного пространства.
Отдельно стоящие колонны также были новым решением: 284 колонны в 4 ряда опоясывают с боков эллиптическую в плане площадь, оставляя широкий проезд спереди, а в глубине расходясь в сторону и открывая фасад собора.
Форма овала, излюбленная зодчими барокко, создавала ощущение неустойчивости, подвижности, в какой-то мере неопределенности: ракурсы меняются в зависимости от положения зрителя. Это повышало декоративный эффект.
БРОНЗОВЫЙ БАЛДАХИН- КИВОРИЙ.(Иллюстрация вверху)
Молодому Бернини было первым делом поручено проектирование бронзового балдахина над могилой святого Петра в соборе Сан-Пьетро. Понадобилось девять лет упорной работы и тонны бронзы для возведения этого кивория высотой в 29 м
На четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов. Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчелы семейства Барберини.
Папа Урбано VIII был большим покровителем искусства и относился к роду Барберини, на протяжении его папства искусство становится средством выражения благородства папской семьи. В этот период барокко являлся стилем, который лучшим образом подходил, чтобы выразить целую серию различных концепций и идей, связанных с намерениями этих выдающихся личностей.
Роль Бернини в создании скульптурного убранства собора очень велика, он работал здесь с перерывами почти пятьдесят лет, с 1620-го до 1670 г.
Бронзу для кивория взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы Урбана VIII (Барберини) конструкции, которые поддерживали крышу портика. Сквозь балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и также созданная Бернини кафедра св. Петра.
Она включает поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло св. Петра, над которым парит в сиянии символ Святого Духа. Справа от кафедры — надгробие папы Урбана VIII работы Бернини, слева — надгробие Павла III (XVI в.) работы Гульельмо делла Порта, одного из учеников Микеланджело.
Их судьбы, амбиции, демонстрации таланта переплелись в жесткой конкурентной борьбе, что стало не только стимулом для утверждения стиля барокко, но также поводом для многочисленных сплетен и кривотолков. Бернини всегда удавалось вырваться вперед на шаг или два, может быть, в силу своей раскрепощенности и легкости в общении.
БРОНЗОВАЯ КАФЕДРА АПОСТОЛА ПЕТРА
По заказу Александра VII Бернини создает для центрального алтаря собора св. Петра знаменитую бронзовую Кафедру (Престол) Апостола Петра (1656-1665), который в католической традиции считается первым епископом Рима и первым папой римским.
Кафедра считается вершиной его творчества, своеобразным апофеозом искусства барокко и непревзойденным образцом религиозной символики.
Это только небольшая часть шедевров Бернини.Продолжим знакомство с его творчеством.
Собор Святого Петра в Ватикане
Зайдя в Собор Святого Петра в Ватикане, первое, что отмечается – это колоссальных размеров пространство и справа – великий шедевр молодого скульптора Микеланджело – Пьета – «оплакивание». Микеланджело спрашивали: «Почему на «Пьете» такая молодая Мадонна, она выглядит даже моложе своего сына Иисуса»? Он ответил, что у всех Мадонн, которых он изображает, лицо его матери, которая умерла при родах его младшего брата, когда ему было 6 лет.
Над знаменитой кафедрой (это место, от куда священник обращается к своему приходу) в Соборе Святого Петра в Ватикане работал Жан Лоренцо Бернини, предварительно сняв всю медь с Пантеона, замечательного языческого храма, который находится в Риме, за что и прозвали его варваром. А в те времена «варвар» звучало «барбари», абсолютным каламбуром, поскольку говорили: «Что не сделали варвары, то сделал Барберини». Бернини был из семьи Барберини – папской семьи, был его внучатым племянником. Кафедра – абсолютная прерогатива католических храмов, и была очень важна в мессе. Чаще ее строили под куполом, который был энергетически-композиционной важной деталью в храме.
Считалось, что именно под куполом сосредоточена та божественная энергетика, которая так необходима всем пришедшим сюда. Когда-то язычники, строив свои храмы, не закрывали эту часть, оставляли открытой, как в Пантеоне, считая, что связь Бог-верущие визуально материализуется именно в открытом храме. А христиане архитектурно закрывали куполом, считая, что они аккумулируют эту энергию, именно под куполом. Поэтому кафедра, работы Бернини стоит под куполом, работы Микеланджело, который так же работал над Сикстинской капеллой в Ватикане.
Преображение, копия учеников Рафаэля
На стенах Собора Святого Петра висит копия картины Рафаэля «Преображение», выложенная мозаикой его учениками, рафаэлистами. В соборе нет ни одной живописной картины. Все, что там находится – это только мозаика. Это последняя картина Рафаэля перед своей смертью. К сожалению, великий творец эпохи Возрождения умирает очень молодым, на взлете своего таланта, в 37 лет.
Александр Иванов «Явление Христа народу»
Под влиянием этой картины, великий русский художник Александр Иванов, проживший в Риме 25 лет, вдохновился творением Рафаэля и написал картину «Явление Христа народу».
Скульптура «Святой Петр» создана замечательным флорентийским скульптором Арнольфо ди Камбио. Бронзовая фигура, с одной очень интересной особенностью: все паломники, туристы и пилигримы подходят к ней, берутся за правую ногу и загадывают желание, которое вскоре исполняется, поскольку оно счиается уже освещенное великим храмом Святого Петра и самим апостолом Петром.
Скульптура царицы Елены, матери императора Константина.
Именно царица Елена сыграла большую роль в становлении христианской религии, когда ее сын, император Константин разрешил официально исповедовать христианство, она снарядила идеологическую экспедицию на Иудею и привезла уникальные христианские реликвии. Она привезла столбик, у которого бичевали Христа перед тем, как его распять; перекладины из ясель, в которых родился Иисус; лестницу из дворца Понтия Пилата, по которой Иисус поднялся к нему во дворец.
Это была самая простая находка, поскольку дворец Понтия Пилата сохранился до сих пор. Лестницу из 27 ступенек, привезенную в Рим собрали, поставили на площади, накрыли ее храмом, который назвали «Санта скала» (Santa scala) – «Святая лестница». Закрыли ступени этой лестницы деревянными полозьями, и теперь по этой лестнице к алтарю поднимаются только на коленях, потому, что по ней поднялся Христос, оставляя следы пота и крови после бичевания.
Статуя Святой Вероники – это молодая женщина, которая шла за Христом по улице долло Роза. Он 14 раз оступился. В православии не останавливаются, когда идут «Крестный ход», а в католичестве останавливаются и читают отрывки из Евангелие. Святая Вероника, после того, как он 14 раз оступился, сняла со своей головы платок и вытерла Иисусу лицо от пота и крови от тернового венца. И в руках, на платке у нее остался «спас нерукотворный», «лик нерукотворный» — это первое изображение Христа на полотне и второе изображение хранится на плащанице в Турине.
Именно в туринскую плащаницу завернула мать Мария своего сына по еврейскому обычаю и положила его в пещеру и закрыла вход камнем, а когда в воскресение пришла поклониться своему сыну, она нашла эту плащаницу (в переводе с греческого – льняное полотно), на которой отобразились контуры тела Иисуса Христа, лица, глазные впадины, борода. Ее можно посмотреть, приехав в замечательный собор в Турине.
Скульптура центуриона-сотника Лангин. Когда Иисуса распяли, под его крестом поставили центуриона с одной очень простой задачей, он должен дать знак, когда умрет этот молодой еврей, но ему стало жалко Иисуса и он своим копьем пробил ему печень, таким образом прекратил его страдания.
Апостол Андрей — это четвертая статуя, установленная вокруг кивория. На этом же кресте Апостола Андрея его и распяли.
Собор Святого Петра в Ватикане — великое творение, над котором трудилось большое количество мастеров эпохи Возрождения. О невероятных размерах которого свидетельствует одна история. Однажды 10 тысяч солдат пришли в Собор Святого Петра на мессу, командир опоздал, и подумал, что войска еще не прибыли. А все воины были уже внутри, в одном из боковых нефов.
В 1940 году Папа Пий XII начал раскопки под нефом базилики Святого Петра. Глубоко в гроте обнаружили останки высокого старика, завернутого в вышитую золотом пурпурную ткань. Историки, судя по надписям на одежде, склонны утверждать, это останки Апостола Петра. Так, значит император Константин, принявший христианство первым, воздвиг в Ватикане храм Святого Петра, прямо над его могилой.
Узкая лестница ведет в подземелье собора, где 147 Пап нашли здесь свое последнее пристанище, особенно богато украшено надгробие Святого Петра. Даже если они покрыты пурпурной мантией и тиарой, все равно напоминают о бренности человеческого существования. Впрочем, верующих утешает надежда на воскресение.
Вспышки фотоаппаратов соседствуют здесь с искренними молитвами. В Соборе Святого Петра находится место для всех овец милосердного пастыря.
Светлана Конобелла, из Италии с любовью.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Видео
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Статистика
ВАТИКАН. собор Святого Петра. (3) скульптуры Алтарной части
Собор Святого Петра в Риме не только один из крупнейших Соборов в Мире, но это неимоверно роскошный кладезь исскуства. Сколько Гениев Архитектуры, Живописи и Скульптуры вложили все свои таланты в этот потрясающий комплекс.
Громадный купол собора Святого Петра взмывает вверх словно поднятое ветром легкое полотнище. Его диаметр составляет 42 метра, и в Риме его называют «cupollone» («куполище»).
Ступни апостола уже побелели и стерлись от прикосновений верующих: по поверью, если загадать желание и, держась рукой за стопу Петра, с верой попросить об исполнении задуманного, то все непременно сбудется.
Это я рассказываю о бронзовой фигуре Святого Петра, сидящего на папском престоле и держащего в руке ключи от Царствия Небесного. Она находится почти в самом центре храма, недалеко от Алтаря. Именно под этим местом, под престолом Св.Петра, в крипте находится могила папы Ионна Павла Второго, к сожалению в этот день вход в саму Крипту был закрыт.
Апсида позади Алтаря. сегодня вспомнилась песня Гребенщикова.
Под небом голубым есть город золотой
С прозрачными воротами и яркою звездой.
А в городе том сад, всё травы да цветы,
Гуляют там животные невиданной красы.
Тебя там встретит огнегривый лев
И синий вол, исполненный очей,
С ними золотой орёл небесный,
Чей так светел взор незабываемый.
Рубрики: | Страны Города Достопримечательности |
Метки: рим ватикан собор святого петра
Процитировано 14 раз
Понравилось: 8 пользователям
Собор Святого Петра
Ватикан — одно из самых маленьких и в то же время самых могущественных государств мира, суверенная территория Святого Престола. Кстати, де-юре государство это возникло по историческим меркам совсем недавно — в 1929 году в результате Латеранских соглашений, заключённых правительством Бенито Муссолини. Главное здание Ватикана, известное практически каждому, — собор Святого Петра с двумя вытянутыми, словно клешни рака, барочными колоннадами работы Бернини, с крыши которых на нас заботливо смотрят 140 фигур различных святых. Про это место за последние несколько веков было написано так много, что удивить кого-то своими скромными записями я даже и не надеюсь. Однако, я надеюсь, что мой взгляд через объектив чем-то отличается от сотен подобных и позволит вам взглянуть на одну из главных католических святынь хоть немного, но всё же с другой стороны.
Главный собор католической церкви расположен рядом с тем местом, где когда-то располагался цирк Нерона, ставший известным, благодаря проводимым здесь массовым казням первых христиан. На месте собора раньше находилось кладбище. Здесь же, согласно преданию, был распят святой Пётр. Над его могилой в III веке нашей эры императором Константином была построена первая базилика. Есть, конечно, альтернативная версия — что святой Пётр никогда в жизни не бывал в Риме. Но, давайте, не будем блуждать в запутанных коридорах истории, тем более дело это, как известно, неблагодарное, и примем каноническую версию жизни апостола на веру.
Здание собора, которым мы любуемся сегодня, строилось в XVI-XVII веках. К созданию собора приложили руку самые известные архитекторы эпохи Возрождения — Рафаэль, Микеланджело, Бернини, Браманте. Причём каждый из мастеров значительно менял проект предшественников, внося свои изменения и решения.
Фасад собора. Высота — 45 метров, ширина — 115. В центре, под фронтоном, — знаменитый балкон, с которого папа Римский обращается к верующим.
Базилика построена в форме латинского креста. До 1989 года собор являлся крупнейшим храмом в мире, пока его не обогнала базилика Нотр-Дам-де-ла-Пэ, построенная в Ямусукро, столице Кот-д’Ивуара, кстати, по образу и подобию главного героя моего рассказа.
Часы на фасаде, с одной стрелкой. На другой стороне — такие же часы, но с двумя стрелками.
На крыше собора установлено 13 статуй — Иисуса Христа, Иоанна Крестителя и 11 апостолов, кроме апостола Петра.
Высота каждой статуи — почти 6 метров.
Армия Ватикана — швейцарские гвардейцы. В наше время их всего 110, как можно догадаться из названия — все они граждане Швейцарии. Считается, что их форма шьётся по эскизам Микеланджело. Кстати, это одна из старейших армий мира, сохранившихся до наших дней. Правда, в военных действиях она участвовала всего один раз — в 1527 году, когда Рим был разграблен войсками императора Священной Римской империи.
Собор огромен. Вроде входишь вместе с огромной толпой, но внутри эта толпа неожиданно рассеивается по безразмерному залу и становится абсолютно незаметной. Во времена празднеств собор вмещает до 60 тысяч человек.
Длина центрального нефа — 211 метров.
Всё это впечатляет не меньше собора Святой Софии в Стамбуле, который до постройки собора Святого Петра оставался крупнейшим христианским храмом в мире.
Интерьер собора до ряби в глазах красив и торжественен. Причём, в отличие от православных храмов, эти великолепие и роскошь совершенно не крикливы. Изящными деталями можно любоваться бесконечно долго — здесь действительно есть что поразглядывать.
Отдельно стоит упомянуть огромное количество различных статуй, созданных мастерами Возрождения. Например, Ватиканская пьета — скульптура оплакивания Иисуса Девой Марией. К слову, это — единственная работа, собственноручно подписанная Микеланджело.
Надгробие могилы Бенедикта XV.
Бронзовая статуя Святого Петра, XIII век. Считается, что если к ней прикоснуться — то желаемое исполнится, поэтому к ней всегда стоит внушительная очередь.
Памятник святому Викентию де Полю и монумент папе Александру VII, это, кстати, одна из последних работ Бернини, созданная им в 80-летнем возрасте.
Памятник апостолу Андрею и список всех католических понтификов, похороненных в соборе.
Алтарь. Считается, что это именно то место где был похоронен апостол Пётр. Над алтарём расположен тридцатиметровый киворий на изогнутых колоннах, опять же работы Бернини.
Лестница на нижний ярус собора. Там расположены известные гроты Ватикана — огромный некрополь, где похоронены многие из понтификов.
Голубь — символ Святого духа. Опять же — работа Бернини.
Купол собора считается шедевром мировой архитектуры. Это творение Микеланджело возвышается над полом собора без малого на 120 метров.
Диаметр купола ровно на метр меньше купола Пантеона. С этим фактом связана интересная легенда. Микеланджело, восхищавшийся античной архитектурой, специально не стал умалять величие Пантеона и спроектировал свой купол чуть меньшим, несмотря на то, что Папский заказ подразумевал, что купол собора Святого Петра станет крупнейшим в мире.
Наверху расположена смотровая площадка.
Часть пути можно совершить на лифте, далее нужно довольно долго подниматься по лестнице, расположенной внутри купола.
Немного видов сверху.
Ватиканские сады. На переднем плане — резиденция Римской Курии, главного административного органа Ватикана.
Ватиканские музеи. Про них будет отдельный пост.
Северные районы Рима. На переднем плане — Апостольский дворец, резиденция папы Римского.
Самое интересное направление — вид на старую часть Рима.
Можно разглядеть основные достопримечательности, про которые я уже рассказывал — Пантеон, монумент Витториано и дворец Сенаторов. Ну и конечно неисчислимые купола различных церквей и соборов.
Ну и самое последнее — открыточный вид на площадь Святого Петра. Обратите внимание на очередь — всё это желающие посетить собор. В центре площади — египетский обелиск, привезённый когда-то в Рим императором Калигулой и украшавший в былые времена цирк Нерона. Сегодня он является гномоном огромных солнечных часов.
На заднем плане, на берегу Тибра, — замок Святого Ангела. Хорошо видна крепостная стена, внутри которой прячется пассетто — тайный ход, соединяющий Ватикан с замком.
Я — Владимир Кезлинг, автор этого сайта, и мне важно ваше мнение!
Было интересно? Есть что дополнить? Можете рассказать свою историю и поделиться своими фотографиями? Оставьте комментарий внизу этой страницы!
Хотите узнать обо мне либо отправить сообщение частного характера — посетите мою страницу. Давайте знакомиться!
Собор Святого Петра в Ватикане
Собор Святого Петра (Basilica di San Pietro) и большая площадь, окруженная колоннами — религиозный центр Ватикана (Stato della Città del Vaticano).
Ажурный кафедральный собор был построен в 17 веке грандами Высокого Возрождения и Барокко: Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini), Микеланджело (Michelangelo Buonarroti), Браманте (Donato Bramante), Рафаэлем (Raffaello Santi). С тех пор и по нынешние времена базилика является самым значительным католическим храмом на планете, ежегодно привлекая миллионы прихожан к службам, отправляемым самим Папой Римским.
История
В 4 веке н.э. при императоре Константине I (лат. Flavius Valerius Aurelius Constantinus) в Риме была возведена романская базилика. От раннехристианских построек уцелел только монумент, отмечающий средину площади Святого Петра, расположенную перед храмом.
Базилика Константина пережила несколько реконструкций и к 16 веку значительно обветшала. Понтифик Юлий II (лат. Iulius II) поставил перед Донато Браманте интереснейшую задачу — восстановить древний христианский храм и по возможности сохранить его изначальный потенциал. По задумке архитектора, обновленная базилика должна была представлять собой большой крест, увенчанный куполом.
Еще при жизни Браманте в 1513 году вторым архитектором храма стал Рафаэль Санти. В помощь знаменитому мастеру был послан Фра Джокондо (Fra Giocondo), а его в свою очередь сменил Джулиано да Сангалло (Giuliano da Sangallo). История создания храма была омрачена удивительным фактом: за 6 лет работы над проектом умерли три именитых мастера. Начиная с 1506 года Собор Святого Петра получил только фундамент и частично, нижний стеновой ярус, который позже был разобран.
В течение 40 лет, чертежи собора трансформировались на бумаге, меняя форму здания от греческого равностороннего креста до латинского и, наконец, остановились на форме базилики, предложенной Антонио да Сангалло (Antonio da Sangallo). В 1546 году да Сангалло умирает и Папа Павел III ангажирует Микеланджело на роль куратора возведения храма. С учетом нагромождения архитектурных идей предшественников, Буонарроти решает вернуться к изначальному плану Браманте, упростив, и одновременно, усилив конструкцию.
Массив базилики было решено выполнить в виде центрально купольной постройки, вход в которую скрывал портик, задрапированный колоннами, по примеру античных храмов. Также по традиции древних строителей, центральный вход храма расположили на восточной стороне.
При жизни Микеланджело строительство продвинулось значительным образом, был даже выстроен барабан купола.
Джакомо дела Порта (Giacomo Della Porta) продолжил работу над собором, внеся свои коррективы в план Микеланджело. Появились элементы стиля протобарокко, более вытянутые формы, что особенно заметно на чертежах барабана купола. Задумки Буонарроти были реализованы в чистом виде только в ходе возведения западной части храма.
К 1588 году дела Порта в содружестве с Доменико Фонтанной (Domenico Fontana) реализовали план подготовительных работ к возведению купола Собора Святого Петра. В последующие 2 года все силы инженеров и строителей были сосредоточены на создании главного свода храма. Уже в мае 1590 года Папа Сикст V провел торжественную мессу в свеже выстроенном соборе.
За летние месяцы была выстроена колоннада из 36 декоративных колонн, однако, Сикст V не успел полюбоваться внешней отделкой церкви, скончавшись в августе 1590 года. Золотой фонарь в форме шара и большой крест над куполом храма были установлены уже при Клименте VIII (лат. Clemente VIII).
Вдохновителем следующего витка строительства Собора Святого Петра стал Папа Павел V (Paulus V). В 1605 году он призвал Карло Модерно (Carlo Maderno) переработать план собора.
Греческий крест, в облике здания, воплощенный Микеланджело, был превращен в латинский, за счет удлинения продольной части.
Также были пристроены боковые нефы, таким образом, храм превратился в трехнефную базилику. Обновленная церковь приобрела совершенно другой вид от первоначально задуманного Микеланджело – сегодня стоя в центре площади у обелиска вы увидите только часть купола, а подойдя ближе к собору можно подумать, что это дворец, а не церковь.
Описание
Столь внушительные размеры собора позволяют ему оставить далеко позади своих ближайших конкурентов. Метки с размерами других католических храмов нанесены на пол, чтобы посетители смогли оценить монументальность постройки.
Фасад
Современный фасад собора заканчивал архитектор Карло Модерна в 17 веке. Обшитый травертином барочный фасад имеет солидную ширину — 118 м и высоту — 48 м.
Классические колонны поддерживают аттик, увенчанный 13-ю статуями. Пятиметровая статуя Христа, в окружении Иоанна Крестителя и 11 апостолов украшают лицевую часть Собора Святого Петра. Также фасад храма украшают часы, созданные в 18 веке Джузеппе Валадье (Giuseppe Valadier).
За колоннами портика скрываются пять ворот, ведущих внутрь кафедрального собора: Врата Смерти (Porta della Morte), Врата Добра и Зла (Porta del Bene del Male), Врата Филарета (Porta del Filarete), Врата Таинств (Porta dei Sacramenti), Святые врата (Porta Santa). Наиболее примечательные из них — Врата Смерти, созданные в середине 20-го столетия, скульптором Джакомо Манцу (Giacomo Manzu). Именно через эти створки Ватикан отправляет в последний путь своих понтификов.
Центральный портал собора украшен двумя конными статуями: Карла Великого, выполненной в 18 в. Августино Корначчини (Agostino Cornacchini) и императора Константина, работы Бернини (1670 г.). Еще одна жемчужина экстерьера храма — фреска «Навичиелла» (Navicella degli Apostoli), кисти Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone), выполненная еще в 13-ом столетии.
Интерьер
Собор Святого Петра обладает внушительным внутренним пространством, которое разделено между тремя нефами. Арочные своды высотой 23 м и шириной около 13 м отделяют центральный неф от боковых. Галерея 90 м в длину и площадью порядка 2500 м 2 начинается у входа в храм и упирается в алтарь. В последней арке центрального нефа расположена чудодейственная статуя Святого Петра, отлитая из бронзы, к которой устремляются тысячи паломников.
Ватикан в лице кафедрального собора приобрел хранилище ценнейших произведений искусства, от пола до кончика купола. Мраморные полы храма частично сохранили элементы прежней базилики, реконструированной в 13 столетии.
Привлекает внимание диск из красного египетского порфира, на котором преклонял свое колено Карл Великий, во время своей коронации в 800 году, а также большинство правителей Европы до 15 века.
Множество элементов внутреннего декора были созданы при участии Джан Лоренцо Бернини, потратившего на украшение собора 50 лет своей творческой жизни. Одной из значительных его работ является статуя римского центуриона Лонгина. По преданию сотник, страдающий очень плохим зрением, пронзил распятого Христа, чтобы убедиться в смерти сына Божьего. Кровь Христа попала на глаза Лонгину и он сразу прозрел. Через некоторое время Лонгин обратился в христианство, активно проповедовал, а ныне почитается одним из главных христианских святых.
Собор Святого Петра в качестве одной из реликвий хранит наконечник копья римского центуриона.
Над алтарем храма раскинулся еще один шедевр Бернини — обширный балдахин (кеворий), опирающийся на четыре фигурных столпа. Балдахин был создан при Урбане VIII, множество декоративных элементов воспевают аристократический род понтифика. Баснословная стоимость работ мастера была покрыта из казны семейства Барберри, а вот бронза и прочие стройматериалы были без зазрения совести взяты в Пантеоне (греч. πάνθειον).
И по сей день в Риме ходит поговорка: «Что не сделали варвары, сделали Бернини с Барберини».
Над балдахином возвышается кафедра, посвященная Святому Петру, также созданная Бернини.
Если прогуляться по центральному нефу собора, то в нишах можно полюбоваться статуями святых: Терезы, Елены-Софии Барат, Святого Винченцо де Паоли, Иоанна, Святого Филиппа Нери, Святого Иоанна-Баттиста де Ла Сале, Святого Иоанна Боско.
Правый неф
Пьета
В правом нефе храма расположена скульптурная группа «Пьета» (Оплакивание Христа) авторства молодого Микеланджело (1499 год).
Чтобы уберечь произведение искусства от пагубного влияния температурных колебаний, пыли, влажности, а также нерадивых посетителей, статуя накрыта прочным стеклянным колпаком. В 1972 году религиозный фанатик нанес серьезные повреждения шедевру молотком!
Памятник понтифику Льву XII
По соседству с Пьетой располагается памятник понтифику Льву XII работы Джузеппе де Фабриса (19 в) и монумент Кристине, принцессе Шведской выполненный Карлом Фонтаной в 17 веке.
Капелла Святого Себастьяна
В капелле Святого Себастьяна (Cappella di San Sebastiano) можно полюбоваться мозаикой, выполненной Пьером Паоло Кристофари (Pier Paolo Cristofari), по эскизам самого Доменикино (Domenichino). Свод часовни украшает мозаика Пьетро да Кортоны (Pietro da Cortona).
Усыпальница маркграфини Матильды Каносской
Уникальный памятник — усыпальница маркграфини Матильды Каносской, выполненный Бернини. Аристократка являлась первой женщиной, погребенной в храме.
Часовня Святого Причастия
Часовня Святого Причастия (Cappella del Santissimo Sacramento) украшена декоративной решеткой, созданной по наброскам Франческо Борромини (Francesco Borromini). Внутри часовни — работа по бронзе Карло Модерно, зодчество Борромини.
Левый неф
Гробница Александра VII (лат. Alexander VII)
Последняя значительная работа Бернини украшает гробницу Александра VII из семейства Киджи (Chigi). Ансамбль, выполненный из цветного мрамора и бронзы, изображает молящегося понтифика, окруженного аллегорическими статуями Милосердия, Истины, Справедливости и Благоразумия. Перед Александром VII находится скелет, завернувшийся в красную мантию – символ смерти.
В руке скелета находятся песочные часы — метафора окончания земной жизни понтифика.
Барочный ансамбль наполнен театральной драматичностью и полон тайного смысла. Так, одна из добродетелей изображена стоящей на земном шаре. Отнюдь не случаен тот факт, что каменная стопа закрывает собой Англию. К 17 веку раскол между католической и англиканской церковью достиг своего апогея. Британские монархи из рода Стюартов отреклись от короны ради того, чтобы сохранить верность католической вере. Вся эта противоречивая ситуация была художественно обыграна Бернини в камне. Гробница Стюартов сейчас находится внутри собора слева от входа.
Часовня Крещения
В левом нефе располагается часовня Крещения (Cappella del Battesimo), спроектированная Карлом Фонтаной и украшенная мозаиками Бачиччо (Baciccio). Рядом находится усыпальница Марии-Клементины Собески (Maria Clementina Sobieski), украшенная скульптором Пьетро Браччи (Pietro Bracci) в 18 веке. Соседствует с ней мемориал Стюартам, авторства Атонио Канова (Antonio Canova, 19 в). Интересна работа флорентийского зодчего 15 столетия Антонио Поллайло (Antonio Pollaiolo) — гробница понтифика Иннокентия VIII.
Центр
Центральное пространство собора, ограничено четырьмя столпами, поддерживающими купол. Эта часть храма была реализована в соответствии с задумками Микеланджело. В самом сердце церкви можно увидеть множество мозаичных картин, выполненных по эскизам Доменикино.
Особый трепет вызывает мемориал Пию VII, выполненный в 19 столетии не католическим творцом — Бертелем Торвальдсеном (Bertel Thorvaldsen). Собор Святого Петра имеет Григорианскую капеллу (Gregoriana Cappella), которая напоминает о том, кто дал человечеству григорианский календарь. Многочисленные гробницы понтификов и богато украшенные капеллы производят неизгладимое впечатление на прихожан.
Купол
Купол Собора Святого Петра представляет собой грандиозное произведение искусства. Максимальная высота — 133,3 м от уровня земли, высота внутри базилики — 117,57 м, внутренний диаметр — 41,5 м, общий вес — 14 тысяч тонн! Изображение купола уже несколько веков является эмблемой кафедрального собора и одним из распространенных символов Ватикана.
Микеланджело, создавший архитектурный план купола в своей работе вдохновлялся Пантеоном и Санта-Мария-дель-Фьоре (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) во Флоренции.
Высокий барабан купола призван обеспечить устойчивость массивной постройке. В нем выделяются 16 окон, разделенных колоннами, и ровно 16 ребер жесткости. Изнутри устойчивость конструкции придают 4-е мощные столба.
В соборе хранятся макеты и эскизы купола, предполагаемого к постройке: Микеланджело, Сангалло и Браманте. Все они имели в основе более округлую форму, стремящуюся к параметрам идеального шара. Однако же строительство свода было поручено Джакомо дела Порта, который реализовал несколько иную модель. Изменения были внесены для того, чтобы обеспечить большую надежность и устойчивость куполу, особенно с учетом того факта, что конструкция вышла на 7 метров выше изначально запланированной.
Несмотря на все ухищрения архитекторов и строителей, уже в 18 веке купол стал разрушаться под собственным весом и воздействием ветров. Четыре прочных цепи стянули свод, чтобы придать ему дополнительную жесткость. Изнутри купол украшен мозаичными картинами Джованни де Веки (Giovanni De Vecchi).
Свод Микеланджело реализован согласно эскизам мастера: сфера, уходящая ввысь, украшенная кессонным декором.
Могила Святого Петра
В 1939 году по распоряжению Бенито Муссолини (Benito Mussolini) под полами собора проводились обширные археологические исследования – был обнаружен древний некрополь, одно из захоронений которого имело особый статус. Удалось выяснить, что в 1-2 веках н.э. одна из могил была особенно почитаема.
Тщательное изучение церковных хроник и повторные раскопки позволили с большой долей вероятности предположить, что в земле под Собором Святого Петра покоится могила апостола. О чем в 1968 году торжественно объявил Павел VI.
Площадь Святого Петра (Piazza San Pietro)
Грандиозный кафедральный собор, построенный в 16 веке, требовал соответствующей оправы. Ватикан постановил, что плохо спланированный прямоугольник столичной земли у подножья храма должен был обрести изящную форму. Кроме того, требовалось обустроить дорогу от Апостольского дворца (Palazzi Apostolici) к базилике.
Джан Лоренцо Бернини создал Площадь Святого Петра за 11 лет, начав строительство в 1656 году.
Архитектурный план Бернини имел два крупных элемента: овальную плоскость самой площади, окруженную полумесяцами галерей и трапециевидные аллеи, ведущие к площади и собору.
С высоты птичьего полета площадь, аллея и собор выглядят как ключ, за что и были названы «ключом Святого Петра». Овал площади, покоится в чаше из двух галерей, оснащенных колоннами. Колоннада из 284 дорических колон и 80 столпов из травертина увенчана аттиком, на котором красуются 140 скульптур святых и десяток церковных гербов. В дни больших католических праздников Площадь Святого Петра вмещает порядка 400 тысяч посетителей!
29 сентября 2019 года папой римским Франциском, у левой колоннады, был открыт памятник посвященный всем мигрантам и беженцам, чтобы подтвердить необходимость того, чтобы никто не был исключен из общества, будь то постоянный гражданин или вновь прибывший.
Интересные факты
Практическая информация
Для посещения собора, купола и археологических раскопок потребуется соблюдение дресс-кода: длинные юбки и брюки, покрытые плечи, головные уборы, удобная обувь.