сколько существует общих форм организации обучения биологии
Выступление на МО по теме «Формы организации учебной деятельности на уроках биологии»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Великая цель образования –
это не знания, а действия»
Различные изменения, возникшие в современном мире, неизбежно отражаются в системе образования в противоречиях и трудностях формирования молодого поколения. В этих условиях возникает потребность в новом взгляде на педагогические средства воспитания, содержания и организации учебно-воспитательного процесса. Сегодня каждый преподаватель должен мыслить и работать по-новому, творчески подходить к своей работе, искать новые резервы и возможности для повышения эффективности обучения. Поэтому д ля меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности?
Выбирая методику построения урока, очень важно построить его так, чтобы дети почувствовали свою активную роль в учебном процессе, развивать у них самих желание искать, находить и использовать необходимую информацию.
Задачей преподавателя при выполнении этой данной основы обучения становится мобилизация всех психологических компонентов познания: внимания, мышления, памяти, чувств, восприятий, воображения… Особое внимание привлекают те формы занятий, методы и приемы их осуществления, которые создают максимальную возможность работы у детей всех перечисленных процессов.
Сегодня я остановлюсь на формах организации учебной деятельности на уроках биологии. Ф ормы учебной деятельности подразделяются на фронтальные, индивидуальные и групповые. Этим формам присущи все компоненты процесса обучения. Они отличаются друг от друга количеством учащихся и способами организации работы.
Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называют такой вид деятельности на уроке, когда все ученики класса под непосредственным руководством учителя выполняют общую задачу. Эта форма позволяет привлечь к активной учебно-познавательной деятельности всех учеников.
Индивидуальная форма организации работы учащихся предусматривает самостоятельное выполнение учеником одинаковых для всего класса задач без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе. Индивидуальная форма работы используется на всех этапах урока, для решения различных дидактических задач: усвоение новых знаний и их закрепление, формирование и закрепление умений и навыков, для повторения обобщение пройденного материала. Она преобладает в выполнении домашних работ, самостоятельных и контрольных заданий. Преимущества этой формы организации учебной работы в том, что она позволяет каждому ученику углублять и закреплять знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной творческой деятельности
И групповая форма учебной деятельности. Групповая форма учебной деятельности возникла как альтернативная существующим традиционным формам обучения
Групповая форма организации учебной деятельности учащихся предусматривает создание небольших по составу групп в пределах одного класса. Выделяют следующие формы группового взаимодействия:
1. Работа в парах дает ученикам время подумать, обменяться идеями с партнером и лишь потом озвучивать свои мысли перед классом. Она способствует развитию навыков высказываться, общаться, критически мыслить и вести дискуссию.
3. Дифференцированно-групповая форма предусматривает организацию работы ученических групп с различными учебными возможностями. Задача дифференцируются по уровню сложности или по их количеству
4 Ланкова форма предусматривает организацию учебной деятельности в постоянных малых ученических группах, управляемых лидерами. Все ученики работают над единственной задачей
5 . Индивидуально-групповая форма предусматривает распределение учебной работы между членами группы, когда каждый член группы выполняет часть общей задачи.
Группы могут быть стабильными или временными, однородными или разнородными. Объединение в группы может осуществлять учитель (в основном на добровольных началах, по результатам жеребьевки) или сами ученики по своему выбору.
Отношения между учителем и учениками приобретают характер сотрудничества, потому что педагог непосредственно вмешивается в работу групп только в том случае, если у учащихся возникают вопросы и они сами обращаются за помощью к учителю. При этом учебная деятельность не изолирует учеников друг от друга, не ограничивает их общение, взаимопомощь и сотрудничество, а наоборот, создает возможности для объединения усилий действовать согласованно и слаженно, совместно отвечать за результаты выполнения учебного задания таким образом, что позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы. В групповой учебной деятельности учащихся успешно формируются умения учиться, планировать, моделировать, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, рефлексию и т.д.. Важную роль она играет в реализации воспитательной функции обучения. В групповой учебной деятельности воспитывается взаимопонимание, взаимопомощь, коллективность, ответственность, самостоятельность, умение доказывать и отстаивать свою точку зрения, культура ведение диалога.
Работа в группах на уроках биологии
Хочу поделиться опытом организации групповой работы. Г
Класс делю на группы, но так, чтобы в группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся. Величина групп 2-3 человека в зависимости от размера класса.
Использую групповую работу на всех этапах урока:
1) в начале урока, при проверке пройденного материала;
2) в течение всего урока, когда происходит изучение новой темы;
3) в конце урока для закрепления изученного материала.
Групповая деятельность учащихся при формулировке темы урока и определение целей урока
1. Для формулировки темы урока можно использовать метод Шифровка, Ассоцияция, Угадайка
Шифровка: Зашифровать можно различные слова и даже предложения.
Например: Как называют способ существования живых организмов, при котором одни организмы используют другие живые организмы в качестве источника питания и места обитания?
4 2 1 2 5 6 3 7 (1-Р, 2-А, 3-Т, 4-П, 5-З, 6-И, 7-м) Ответ: паразитизм
Ассоциация : Перед уроком преподаватель должен написать ассоциации со словом … и поместить их на доске.
Угадай-ка: В данной игре нужно отгадать слово, ответив на вопрос. В таблице уже даны несколько букв, необходимо вписать недостающие.
· Поглощение клеткой твердых органических веществ, частицы которых окружаются выростами мембраны. Ответ: фагоцитоз
Совместное формулирование цели урока . Например, тема урока « Онтогенез – индивидуальное развитие организма», на доске записываю опорные глаголы в 2 столбика: сформулировать, перечислить, характеризовать, выделить, доказать. Затем предлагаю учащимся каждой группы составить цель урока, используя для этого глаголы записанные на доске. Через 2-3 минуты цель озвучивается несколькими учениками и каждый в тетради дополняет свои цель. Итоговая цель – сформулировать понятие онтогенез, перечислить этапы онтогенеза, характеризовать каждый этап онтогенеза, выделить типы онтогенеза, доказать воздействие внешних факторов на индивидуальное развитие организмов.
Групповая работа при проверке пройденного материала.
Участники группы выполняют одинаковые задания.
Работа: каждый ученик заполняет одну карточку, по моей команде участники группы меняются карточками и дописывают или исправляют работу в карточке своего товарища. Карточками они меняются столько раз, сколько участников в группе. В конце работы я собираю все карточки. Во время работы ни учебниками, ни тетрадями, ни дополнительной литературой пользоваться нельзя.
Работу проверяю на этом уроке или итоги подвожу на следующем уроке.
Пример. Проверяемая тема «Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения».
Карточка 1. Вставьте пропущенные слова в текст.
Карточка 2. Заполните таблицу.
Нарисуйте признаки однодольных и двудольных растений. Типичные признаки растений класса
Лекция №10
Тема: ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ.
10.1 Общая характеристика и система форм обучения биологии.
10.3. Экскурсия как важная форма обучения биологии.
10.4. Внеурочная работа и ее место в системе обучения биологии.
10.5. Домашняя работа учащихся.
10.6. Внеклассные занятия по биологии.
10.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СИСТЕМА ФОРМ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
Обучение — процесс взаимодействия учителя и учащихся при работе над определенным содержанием учебного материала в целях его усвоения и овладения способами познавательной деятельности. Чтобы осуществлять процесс обучения, не9бходимо его организовать.
По определению Н.М.Верзилина и В.М.Корсунской, форма организации обучения — это организация учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующей различным условиям ее проведения (в классе, экскурсия в природу и т. п.), используемым учителем в процессе воспитывающего обучения.
Урок, экскурсия, внеурочная и домашняя работы, внеклассные занятия — все они решают определенные задачи: постановку цели, усвоение учебного содержания, подведение итогов обучения и пр. Каждая организационная форма решает в образовательном 1 процессе как общие, так и специфические задачи обучения. Общие — это те, на решение которых направлен весь процесс биологического образования. Специфические — те, которые преобладают в данной конкретной форме образовательного процесса. Все формы обучения биологии взаимосвязаны между собой, дополняют и развивают друг друга.
На выбор формы обучения биологии влияет также оснащенность учебного процесса, оборудование кабинета натуральными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения. Это особенно сказывается на разнообразии видов урока. Так, достаточное количество натуральных наглядных средств обучения способствует проведению на уроке лабораторных и самостоятельных
Содержание образования, цели, задачи и методы обучения реализуются в разных организационных формах учебных занятий. Их выбор не является случайным, он обусловлен влиянием многих факторов, важнейшим из которых являются учебно-воспитательные задачи обучения биологии, реализуемые конкретным содержанием.
Таким образом, выбор форм организации обучения биологии обусловлен взаимодействием нескольких объективных факторов: целями, задачами и учебной программой по биологии, спецификой условий учебного процесса, спецификой контингента учащихся Однако решающая роль в выборе форм обучения биологии принадлежит содержанию учебного материала, очень важен также творческий подход учителя к своей работе.
Многообразие форм организации учебной деятельности позволяет сделать учебный процесс богаче, глубже познать живую природу.
Урок — основная форма обучения биологии. Урок, его построение и методы проведения — главнейшая проблема методики обучения биологии»
Все обучение биологии, вся система компонентов содержания, методов, средств обучения и воспитания реализуются в первую очередь на уроке. Качество обучения и воспитания школьников во многом будет зависеть от того, как проводится урок.
Урок — это основная форма организации учебно-воспитательной работы учителя с классом — постоянным, однородным по возрасту и подготовке коллективом учащихся — по определенной программе биологии, твердому расписанию и в школьном помещении.
Проведение уроков биологии возможно и «под открытым небом» — на школьном опытном участке, на территории около школы или в краеведческом музее и зоомузее.
Каждый урок представляет собой целостную и сложную систему, включающую приобретение учащимися знаний, умений, развитие их ума и мировоззрения, воспитание чувств и личных качеств, осознание себя как личность, формирование отношений к окружающей действительности.
Воспитательные требования к уроку:
четкая постановка воспитательных задач урока, обеспечивающих на основе приобретаемых научных знаний по биологии, формирование научной картины мира, эстетического вкуса, трудолюбия и экологической культуры;
формирование и развитие у учащихся познавательных интересов, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями, творческой инициативы и активности;
соблюдение учителем педагогического такта.
Организационные; требования к уроку:
—наличие продуманного плана проведения урока на Основе
тематического планирования;
—четкая организация урока на всех этапах его проведения;
Выполнение перечисленных требований является необходимым условием эффективности урока, в том числе урока по биологии. Учитель биологии должен хорошо знать эти требования, обеспечивать: их выполнение при подготовке к уроку и его проведении.
Структура урока зависит от поставленных целей, его содержания, методов и методических приемов, от используемых средств наглядности, а также от уровня подготовки и развития учащихся, от места урока в образовательном процессе.
10.3. ЭКСКУРСИЯ КАК ВАЖНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
Биология как предмет призвана вооружить учащихся систематизированными знаниями о разнообразных проявлениях живой природы. Решить эти сложные задачи невозможно без ознакомления учащихся с живыми объектами непосредственно в условиях их естественного окружения. Для этого учитель использует одну из важнейших форм учебно-воспитательного процесса — экскурсию. Экскурсии воспитывают учеников в иной, отличной от школьной, обстановке ив процессе необычной познавательной деятельности.
Практическое и методическое обоснование экскурсий по биологии разработал А.Я.Герд. Он указывал на необходимость взаимосвязи урока с экскурсией, так как только в природе есть возможность привлечь внимание учащихся к тем явлениям, изучение которых малодоступно в классе. Идеи А. Я. Герда были развиты на разных этапах становления методики обучения биологии учеными В.В.Половцовым, Б.Е.Райковым, Н.М.Верзилиным, Н.А.Рыковым, В.М.Корсунской, Ю.И.Полянским, И.Н.Пономаревой, И. Т. Суравегиной и др.
Школьная экскурсия — форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимой вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя ипо темам, связанным с программой. Это определение, данное Н. М. Верзилиным и В. М. Корсунской, наиболее полно отражает специфику экскурсии как учебно-организационной формы обучения.
10.4. ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
Внеурочная работа по биологии обязательна для всех учащихся, выполняется по заданию учителя. Ее содержание тесно связано с уроками, результаты оценивает учитель.
Внеурочная работа — это форма организации учащихся для выполнения вне урока обязательных, связанных с изучением курса практических работ по индивидуальным или групповым заданиям учителя,
В процессе изучения биологии преподаватель учит детей самостоятельно работать, ставить опыты с растениями и животными, вести наблюдения за ростом и развитием организмов.
10.5. ДОМАШНЯЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ
В связи с ограничением времени, отведенного на занятия непосредственно в классе, необходимо давать дополнительные задания на дом. Их методическая ценность объясняется возможностью закрепить знания и умения.
Домашняя работа — это форма организации учащихся для самостоятельного выполнения дома заданий учителя, связанных с изучаемой темой.
Как бы ни был эффективен урок, работа дома с книгой и другими источниками информации остается существенной формой обучения биологии. Она имеет большое развивающее и воспитательное значение. В процессе ее выполнения у учащихся формируются такие важные качества, как ответственность, трудолюбие, настойчивость, стремление довести начатую работу до конца. На это направлено все многообразие домашних работ:
—работа с учебником (ответы на вопросы, овладение учебными умениями, выполнение заданий);
—чтение научно-популярной литературы, журналов и справочной литературы о природе;
— использование энциклопедий, определителей;
—подготовка рефератов и иллюстраций по заданным темам;
—практическая работа с натуральными объектами (наблюдения, экспериментирование, оформление результатов работы);
–моделирование природных процессов и явлений;
— изготовление наглядных пособий (схем, моделей, рисунков, фотографий, видеозаписи и др.) к уроку по заданию учителя и собственной инициативе.
10.6. ВНЕКЛАССНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО БИОЛОГИИ
Значение внеклассных занятий. Деятельность учащихся в школе не ограничивается выполнением обязательной для всех учебной работы. Запросы школьников, увлекающихся биологией, значительно шире. Поддержать такой интерес, закрепить и развить его — задача учителя. Однако в рамках учебных занятий это сделать трудно, поэтому проводится внеклассная натуралистическая и экологическая работа, которая является добровольной. Цель ее — удовлетворить запросы детей, особо интересующихся биологией. Н. М. Верзилин и В.М.Корсунская (1983) так определяют эту форму обучения биологии: «Внеклассные занятия есть форма различной организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для возбуждения и проявления их познавательных интересов и творческой самодеятельности в расширение и дополнение школьной программы по биологии»
Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 59 | Нарушение авторских прав
Формы и методы обучения на уроках биологии (из опыта работы)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Формы и методы обучения на уроках биологии
Каждый ребенок индивидуален. Любое достижение ученика должно восприниматься как положительный и значимый результат. Поэтому так важно на уроке создать ситуацию успеха. Для меня важно, чтобы каждый ученик обязательно справлялся с работой. Дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи учащимся при ее осуществлении помогает поддерживать комфортную обстановку на уроке для каждого ребенка. Например, при проведении проверочной работы предлагаю следующие задания по группам:
3 группа: подписывает строение растительной клетки;
2 группа: подписывает строение растительной и животной клетки и записывает основные отличия этих клеток друг от друга;
1 группа: подписывает строение растительной клетки и функцию каждому органоиду.
(1 группа – сильные обучающиеся с высоким уровнем усвоения, с высокими познавательными способностями, умеющие работать самостоятельно, задания им даются повышенной трудности.
2 группа – обучающиеся со средним уровнем способностей. Для них необходимо создавать условия для продвижения в развитии и постепенного их перехода в 1 группу. Работая с этой группой, необходимо развивать способности, воспитывать у детей самостоятельность, уверенность в своих силах.
3 группа – обучающиеся с пониженной мотивацией в обучении, в результате их педагогической запущенности или низких способностей. Этой группе необходимо уделять особое внимание: поддержать их, помочь им усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока 1 и 2 группа выполняют задания самостоятельно).
Таким образом, дифференцированные задания позволяют каждой группе учащихся выполнять работу, соответствующую их возможностям, в то же время направленную на решение общих познавательных задач.
Активные методы обучения обеспечивают не только простое запоминание материала и формирование устойчивого внимания, но и развивают у обучающихся критическое мышление и умение самостоятельно добывать знания. Стадия осмысления практического и теоретического материала – ориентирована на первичное закрепление материала и проводится в виде фронтальной, групповой или индивидуальной работы. Приемы работы различны: работа с тексом, найди и исправь ошибки, докажи практичность теории, сопоставление, сравнение и обобщение теории, информационная карта, заполни таблицу, составь конспект с опорными схемами и т.д. Всегда у детей вызывают интерес нетрадиционные уроки: экскурсии, концерты, КВНы, викторины, устные журналы, уроки-презентации, семинары, исследовательские конференции, уроки-зачеты. Я стараюсь избрать виды деятельности, которые привлекают детей.
Прием «Верные и неверные суждения »
Время выполнения: 7-8 минут
Учитель заранее подготавливает высказывания или суждения и предлагает учащимся определить верно, оно или неверно.
В митохондриях происходит окисление органических веществ с освобождением энергии;
Хромосомы – носители наследственной информации
В лизосомах происходит биосинтез белков;
Хромосомы содержатся в комплексе Гольджи
1. Прочность и упругость корня обеспечивает покровная ткань; (нет, механическая)
2. Проводящая ткань расположена в корне, стебле и листе; (да)
3. Основная функция проводящей ткани- проведение воды с растворенными в ней минеральными и органическими веществами.(да)
Конечно, это игра. Игровая технология незаменима на уроках биологии.
Результаты использования игровой технологии :
— формирование таких качеств личности, как терпение, настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к познавательной деятельности;
— создание положительного психологического климата в классе для развития творческой личности;
— повышение уровня коммуникативных навыков учащихся.
Я сделала приоритетным в своей работе метод проблемного обучения. Проблемное обучение создает наиболее благоприятные условия для формирования таких необходимых современному человеку качеств, как познавательный интерес, творческая активность, самостоятельность, и вызывает у ученика стремление самому найти ответы на возникающие вопросы. Даже слабые ученики всегда включаются в работу.
Например, 5 класс, тема «Введение», используется игра «Распредели по своим местам » (домики с надписью «организмы» и «неживая природа», перечень наименований, которые, необходимо распределить: дом, вода, кукуруза, камень, бабочка, роза, воздух, медведь.)
10 класс, тема «Обобщающий урок «Молекулярный уровень»», используется игра «Назови лишнее»:
1) ДНК, белки, крахмал, глюкоза;
2) РНК, аденин, дезоксирибоза, остаток фосфорной кислоты;
3) мальтоза, глюкоза, сахароза, лактоза.
10 класс, тема «Обобщающий урок «Молекулярный уровень»», используется игра «Ты мне, я тебе»:
Учитель: «Белок – полимер, а его мономер…учащийся – аминокислота»;
Учитель: «Моносахарид – мономер, а его полимер…учащийся – полисахариды».
9 класс, тема «Значение и строение органов дыхания», используется игра «Назови соседей»:
Сильным учащимся часто предлагаю попробовать себя в роли учителя: ребята готовят тесты для проверки знаний, проводят и проверяют биологические диктанты, осуществляют взаимопроверку домашней работы, готовят мультимедийные презентации по теме урока.
На уроках биологии стараюсь при объяснении нового материала создавать такие ситуации, при которых ученики участвуют в создании того или иного правила. Проблемное преподавание биологии сегодня – это необходимость, которой необходимо заинтересовать учеников, заставить задуматься над ней.
Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. На уроке в 9 классе при изучении темы «Поведение и психика» предлагается следующая задача: «Известный литературный герой Маугли вырос среди зверей. При этом он был высокоразвитым мыслящим существом: руководил стадами диких животных, умел разговаривать на языках разных зверей и обладал всеми человеческими качествами. Оцените реальность описанного Киплингом облика Маугли с позиций современной науки».
При изучении темы «Бактерии» в 7 классе ставится проблема: «Важнейшую роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения (Шаг 1).
Как вы думаете, все ли трупы животных и остатки растений разрушаются бактериями? Ответ учеников – да, так как бактерии встречаются повсюду (Шаг 2).
Ответ: сухой раскаленный песок пустынь безводен и является малоподвижной средой для развития бактерий гниения. Поэтому трупы животных высыхают (мумифицируются), но не разрушаются.
Я использую практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались.
Так, на уроке «Наследование признаков, сцепленных с полом» в 10 классе предлагаю решить генетическую задачу. «В семье здоровых родителей рождается мальчик больной гемофилией (несвертываемость крови). В семье паника, откуда взялась болезнь, ведь последним, кто ею болел, был прадед по материнской линии». Не зная способа выполнения нового задания, ученики испытывают затруднение.
Роль проблемной ситуации может выполнить «яркое пятно».
При изучении темы «Грибы» можно продемонстрировать плесневый гриб огромных размеров, выращенный на питательном субстрате (на макаронах или картофеле). При изучении темы «Крокодилы. Черепахи» (8-й класс) можно заинтриговать детей таким фактом: «Эти животные за последние 200 млн. лет почти не изменились. Они фантастически живучи. Некоторые виды до 5 лет могут прожить без пищи. До 10 часов остаются живыми в атмосфере, начисто лишенной кислорода. А долголетие? Могут жить до 150 лет. Одно такое создание может преспокойно протащить на спине 4-5 человек. Догадались о ком речь?»
Метод проблемного обучения создаёт наиболее благоприятные условия для формирования познавательного интереса, творческой активности, самостоятельности, вызывает у ученика стремление самому найти ответы на возникающие вопросы, заставляет задуматься над ней.
При создании ситуации успеха, какие бы технологии, методы и формы не использовал учитель, основным является:
1.Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего урока. Слагаемые доброжелательности: улыбка,
добрый взгляд, внимание друг к другу, интерес к каждому, приветливость, расположенность, мягкие жесты.
ребенка, повышает активность и его свободу.
3. Ключевой момент — высокая мотивация предлагаемых действий: во имя чего? ради чего? зачем?
4. Реальная помощь в продвижении к успеху — скрытая инструкция деятельности, посылаемая субъекту для инициирования мыслительного образа предстоящей деятельности и пути ее выполнения.
5 Краткое экспрессивное воздействие — педагогическое внушение, собранное в яркий фокус. (За дело! Приступаем!)
6 Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы (краткие реплики или мимические жесты)
7 Оценивание — оценка не производится в целом, она не произносится «сверху», она ставит акцент на деталях выполненной работы.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.