сколько существует моделей смешанного обучения
Смешанное обучение в России
Модели смешанного обучения
Смешанное обучение — это образовательный подход, совмещающий:
Перевернутый класс и перевернутое обучение
Ротация станций
Ротация станций (station rotation model) — модель, в которой ученики на уроке делятся обычно на три группы: группа онлайн-работы, работы с учителем и проектной деятельности, и в ходе урока перемещаются по всем трем. Другое название ротации станций — смена рабочих зон.
Подробнее о ротации станций.
Как применять ротацию станций на практике
Дополнительные материалы:
Видео с уроков в ротации станций (более 15 видео)
Смена рабочих зон — выступление Любомирской Н.В. (2013 г.)
Опыт применения ротации станций для повышения результатов ОГЭ
Примеры сценариев уроков
Ротация лабораторий
Ротация лабораторий (lab rotation model) — модель, в которой несколько занятий проходят в обычных классах (фронтальная работа), а после занятий в традиционном классе школьники переходят в компьютерный класс (лабораторию), где индивидуально работают на компьютерах или планшетах, углубляя или закрепляя знания.
Подробнее о ротации лабораторий
Как реализовать ротацию лабораторий в одном классе или по одному предмету
Видео:
Ротация лабораторий — Смешанное обучение (США)
Гибкая модель
Гибкая модель (flexy model) предполагает вовлечение всей школы и всего педагогического коллектива, наличие у каждого учащегося индивидуального учебного плана, высокий уровень контроля своего обучения со стороны ученика.
Подробнее о гибкой модели
Дополнительные материалы:
Гибкая модель — Смешанное обучение (США)
Гибкая модель — гимназия 1505 (Москва) (Видео)
Модель индивидуальной ротации
Модель индивидуальная ротация предполагает, что учащиеся могут перемещаться по станциям по индивидуальному расписанию, установленному учителем или программой (алгоритмом или искусственным интеллектом).
Главное отличие от других ротационных моделей в том, что учащиемся не обязательно надо физически переходить со станции на станцию, чаще всего они выполняют действия, запланированные в их маршрутных листах. Зачастую визуально сложно отличить индивидуальную ротацию от ротации станций. Разница в персональном опыте ученика. Программа обучения каждого учащегося каждый день адаптируется к его индивидуальным потребностям на основе учебных результатов в предыдущие дни (на основе данных из онлайн-среды).
Подробнее о модели индивидуальной ротации
Модель а-ля-карт
Модель A La Carte (по запросу) позволяет учащимся пройти асинхронные онлайн-курсы с онлайн-преподавателем в дополнение к другим очным курсам, что часто позволяет сделать расписание учащихся более гибким. Курсы A La Carte — хороший вариант в ситуации отсутствия у школы очного преподавателя, физического пространства для данного предмета, а также для изучения факультативных курсов.
Подробнее о модели А-ля-карт (или «На выбор»)
Расширенная виртуальная модель
Обогащенная виртуальная модель
Обогащенная (расширенная) виртуальная модель является альтернативой онлайн-школе и позволяет учащимся выполнять большую часть учебной работы онлайн дома или за пределами школы, но посещать школу для обязательных очных занятий с учителем. В отличие от перевернутого класса, программы с обогащенной виртуальной моделью обычно не предполагают ежедневного посещения школы; некоторые программы могут предполагать посещение только один-два дня в неделю.
Подробнее об обогащенной виртуальной модели
Дополнительные материалы
Является ли обогащенная виртуальная модель будущим старшей школы?
Как заставить обогащенную виртуальную модель работать
Смешанное онлайн-обучение
Смешанное онлайн-обучение — образовательный подход, совмещающий синхронное и асинхронное обучение
— обучение с участием учителя (лицом к лицу) (синхронно онлайн)
— самостоятельное обучение в онлайн-средах или в оффлайн-пространстве, когда ученик хотя бы частично сам контролирует свой путь, время, место и темп обучения (асинхронно)
— интеграцию опыта самостоятельного обучения и обучения с учителем – в групповых форматах
Подробнее о смешанном онлайн-обучении
Еще больше про модели смешанного обучения читайте в нашей группе!
Статья «Модели смешанного обучения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Модели смешанного обучения»
Модели смешанного обучения
Образование не стоит на месте и именно сейчас оно меняется, хотим мы того или нет. Каковы эти изменения? Если предположить, то это вызовы современного общества. Именно они формируют основополагающие требования к сегодняшнему образованию. То образование, которое было раньше – это образование индустриального общества, когда каждый человек должен был получить достаточно фиксированные умения и в течение жизни их применить. Причём эти умения не сильно менялись в течение времени. Однако жизнь общества меняется и тех знаний, которые человек получил в детстве, стало ему совершенно недостаточно. Современный человек в течение жизни может многократно менять специализацию, выбирать себе новую профессию, и за счёт того, что постоянно появляются какие-то новые технологии, человек постоянно должен самообразовываться. Поэтому, человек, выходящий из современной школы, не просто должен обладать какими-то базовыми знаниями, навыками, но должен, в первую очередь, уметь самостоятельно эти навыки и знания приобретать. Так особенности состояние современного общества диктуют новые требования, в первую очередь, к выпускникам школ. Новые технологические возможности быстро входят в жизнь общества, в наше образование. Мы пользуемся ими в повседневной жизни достаточно широко. В образовании эти новые технологии тоже начинают появляться, мы начинаем ими пользоваться. Современная наука даёт новые технологические возможности, новые педагогические технологии. Важно их правильно применить. Таким образом, особенности современного образования обуславливают возникновение новой дидактики и новых учебных средств. Одним из таких учебных средств являются модели смешанного обучения.
Главным в этом виде обучения — это самостоятельное определение учащимся времени, места, темпа, траектории обучения. Это значит, что время, место обучения перестают ограничиваться стенами школьного здания и расписанием занятий. Темп обучения каждого конкретного ребёнка не ограничивается темпом работы всего класса. И траектория обучения в наибольшей степени соответствует способностям и запросам обучающегося. Именно смешанное обучение позволяет достичь этого. Сначала на каком-то элементарном уровне, потом все больше и больше.
В смешанном обучении необходимо применять электронные ресурсы, которые обладают некоторыми особенностями: во-первых, это модульность, то есть объединение учебных тем в самостоятельные блоки, последовательность и время на изучение которых можно самостоятельно выбирать. Во-вторых, это разноуровневость: электронные ресурсы должны раскрывать потребности учеников с разным образовательным потенциалом. В-третьих, это проблемность. Имеется в виду проблемность изложения учебного материала и насыщенность его проблемными вопросами и исследовательскими задачами.
Смешанное обучение делится на группы:
-первая группа моделей «Ротация» применяется в рамках одного класса. В эту группу входят модели «Автономная группа», «Перевёрнутый класс» и «Смена рабочих зон»;
-вторая группа моделей называется «Личный выбор». Она предполагает взаимодействие детей из разных классов и даже из разных школ. В группу входят модели «Межшкольная группа» и «Индивидуальный учебный план».
Суть модели «Автономная группа» заключается в том, что мы выделяем в классе какую-то группу. Мы её можем выделить на разном основании. Эта группа в течение всего урока работает автономно, в основном с применением электронных ресурсов. Оставшаяся часть класса работает с учителем, возможно, тоже используя электронные ресурсы. Может быть обратная ситуация: в автономной группе электронные ресурсы не задействуются, и дети, например, работают в тетрадях. Чаще всего основанием для выделения группы является уровень усвоения детьми того или иного материала.
Следующая модель «Перевёрнутый класс» позволяет выстроить урок необычным образом. Такое построение урока очень экономит время и развивает самостоятельность детей. Её суть заключается в том, что часть материала, который мы изучаем, как правило, на уроке в рамках 40—45 минут, изучается детьми самостоятельно дома. Прочтение параграфа дома означает уже перевёрнутый класс. На следующий урок дети приходят частично подготовленными. Урок, по сути, начинается с отработки того, что они приготовили дома. Учитель экономит 15-20 минут урока на объяснении материала. Он может перед уроком выявить трудности и пробелы, которые возникли у детей при самостоятельном изучении материала. Сэкономленное время потратить на отработку материала. Но, по сути, модель перевёрнутый класс приводит к качественному изменению деятельности учеников: увеличивается доля самостоятельной работы учащихся. Они становятся более самостоятельными и в итоге более мотивированными, потому что, приобретая знания, не чувствуют, что эти знания им навязываются. «Перевёрнутый класс» увеличивает деятельностный компонент урока за счёт экономии времени на объяснительную часть и открывает широкие возможности разнообразить виды деятельности на уроке. Важно как-то разнообразить виды деятельности, и модель «Перевёрнутый класс» позволяет это сделать. Что же дает ученику модель «Перевёрнутый класс»; во-первых, ученик из пассивного слушателя превращается в активного деятеля. Это значит, ученик при изучении материалов занимает активную позицию, он является не объектом, а субъектом образовательной деятельности, он действует в этой ситуации сам; во-вторых, не все дети работают в одинаковом темпе. При освоении материала дома самостоятельно ребёнок может регулировать темп работы, выбирать время работы. У каждого ученика есть возможность самостоятельно регулировать количество повторения, например, надо прочитать второй раз — прочитал второй раз, нужно вернуться через часочек к этому материалу, что-то позабылось — вернулся к этому материалу. Кроме того, при использовании электронных средств коммуникации появляется возможность оперативной обратной коммуникации с учителем. То есть учитель может быстро принять меры, быстро что-то скорректировать. Если ребёнок оставил какую-то запись в уроке или до начала урока. Обратная связь с учителем позволяет быстро реагировать на сигналы ученика, решать его проблемы.
Например, на уроке математике в 6 классе при изучении темы «Длина окружности и площадь круга» можно использовать модель «Перевернутого класса». В данном случае перевернутый урок возможен потому, что при выполнении небольшого исследования дома учащиеся приходят к экспериментальному вычислению числа пи.
При изучении темы урока «Процент» по математике в 6 классе элемент «Перевёрнутого класса» возникает в самом начале урока на этапе подготовительной самостоятельной работы. Информацию о том, что такое процент, дети изучают самостоятельно, обращаясь к дополнительному материалу. При изучении данного материала выделяется три этапа. Это опора на ранее изученный материал, изучение нового материал и это элемент мотивации за счёт дополнительных сведений, с которыми ребёнок знакомится. Использование мультимедийного объекта помогает ребёнку актуализировать ранее полученные знания, вспомнить дроби и доли, а также единицы измерения. Далее ученик знакомится с новым материалом. Это знакомство сопровождается выполнением некоторых интерактивных заданий. Новый материал для самостоятельного изучения очень небольшой по объёму. Ребёнок знакомится только с определением понятия и единицей измерения, видит значок процента.
Следующая модель «Смена зон». Класс делится на группы. Обычно выделяется три-четыре группы. Самое главное в такой модели – это трансформация классного пространства. Есть три зоны для работы. Это зона работы с учителем, зона работы в группах и зона самостоятельной работы. Эти зоны чередуются в течение одного урока: группа переходит из зоны в зону и выполняет в них разные задания. В итоге каждый ребёнок выполняет три задания, проходя через зону работы с учителем (одно задание), через зону работы в группах (второе задание) и зону самостоятельной работы ( третье задание). Иногда эту модель упрощают таким образом: дети, переходя из зоны в зону, выполняют одинаковые задания. Группа пришла, выполнила задание. Вторая группа пришла, выполнила то же самое задание. Это упрощённый вариант смены рабочих зон. Это будет в любом случае эффективнее, чем просто фронтальная работа. Гораздо лучше, если каждая группа имеет своё задание. Например, при изучении темы «Решение линейных уравнений» по алгебре в 7 классе есть возможность реализации модели «Смена рабочих зон». Учащиеся имеют существенную исходную подготовку по решению уравнений с одной переменной (курс математики 5 и 6 классов), поэтому логику урока можно выстраивать с учетом имеющихся опорных знаний. Реализация данной модели требует подготовки значительного объема раздаточного материала: опорного конспекта, оценочного листа для заключительной рефлексии, маршрутного листа.
Вторая группа модели уже связана с взаимодействием либо внутри разных классов образовательного учреждения, либо с межшкольным взаимодействием. Первая модель – это «Индивидуальный учебный план». Основная суть этой модели заключается в том, что в классе формируются предметные группы. Эти предметные группы работают с сетевыми преподавателями, а не со своим учителем, который ведёт данный предмет в данной школе. Это модель характерна для старших классов.
Вторая модель «Межшкольная группа» предполагает работу по группам. Такая группа может выделяться с учётом разных параметров и может быть не связана с изучением какого-либо школьного предмета. Например, это могут быть дети, находящиеся на домашнем обучении, или дети с какими-то проблемами. Сформированная из учеников нескольких школ такая группа работает по тем или иным направлениям с электронными ресурсами.
Смешанное обучение — новый формат образования
Смешанное обучение представляет собой форму получения знаний, при которой используются стандартные методы преподавания и компьютерные технологии. Одни предметы изучают в аудитории с помощью лекций и практик, другие дистанционно с помощью компьютерных программ и приложений, видео- и аудиоматериалов.
Модели смешанного образования
Создано свыше 40 смешанных моделей обучения. Их применяют для учебных целей, но не все из них одинаково эффективны.
Наиболее распространены 4 модели смешанного обучения:
перевернутое образование или перевернутый класс;
Часть форм смешанного образования применяется в России.
Перевернутое образование или перевернутый класс
Первая модель эффективного смешанного обучения считается наиболее продвинутой. Развитию помогла доступность высокоскоростного интернета.
Преподаватель выдает задания студентам с помощью электронных устройств. Вся информация зафиксирована в специальном обучающем приложении, которое преподаватель контролирует удаленно.
Такая технология смешанного обучения — уход от стандартного учебного режима, где основная часть занятий приходится на лекции и разбор домашних заданий.
Практические дисциплины, интерактивные способы подготовки и взаимодействие со студентами проводятся в классе (аудитории). Вместе с преподавателем ученики выполняют эксперименты, расчеты и решают задачи на практике.
Преимущество перевернутого образования в том, что преподаватель способен создавать сценарий будущего практического занятия, основываясь на результатах изучения домашнего задания с помощью обучающей платформы. Это экономит время на проверку заданий и создание практических занятия с учетом потребностей каждого студента.
Точная система отчета об изученном материале позволяет создавать группы, каждая из которых будет изучать понятный и доступный для них материал. Преподаватель может в отдельном порядке помогать учащимся усвоить и понять задание.
Перевернутый класс — простая модель смешанного обучения, но для ее реализации требуется высокий уровень компьютерной грамотности преподавателя. Система чаще предлагается для молодых преподавателей. Учебные организации проводят дополнительное обучение для преподавательского состава, чтобы они смогли изучить систему.
Несмотря на эффективность модели, обучение всегда представляет собой сложную схему, где компетентность преподавателя должна подкрепляться его практическими знаниями. Также для эффективного взаимодействия преподавателя со студентами, требуется высокий уровень компьютерной грамотности всех учащихся. В обратном случае студент должен изучить компьютеры, планшеты и другие системы для продуктивной работы. Такой вариант смешанного обучения внедряется в России.
Ротация станций
Модель применяется для всестороннего воздействия на каналы восприятия учеников. В результате студент способен зафиксировать и использовать большее количество информации. Процесс обучения с помощью предложенной модели позволяет работать даже с людьми, имеющими синдром дефицита внимания.
Часто для ротации станций требуется три группы, каждая из которых будет заниматься разной деятельностью. Но через указанное время группы меняются местами и продолжают выполнение урока с помощью других инструментов, знаний и возможностей. Источник: https://nastobr.com/articles/smeshannoe-obuchenie-novyy-format-obrazovaniya/
Часто для успешного ведения образовательного процесса студентов отделяют друг от друга по следующим станциям:
В течение занятия каждый должен побывать в трех станциях, чтобы полностью изучить предложенный материал. Также преподаватель вправе менять группы по составу, если этого требует педагогическая задача.
С помощью предложенной модели можно сэкономить на компьютерах и других электронных устройствах. Если для такой системы смешанного обучения набралось 3 группы по 5 человек, нужно приобрести всего 5 компьютеров, планшетов и других электронных устройств. Для стандартного метода потребовалось бы предоставить технику для каждого студента, что менее выгодно для образовательного учреждения.
Группы составляются по разным объединяющим факторам:
готовность к занятиям;
успешность выполнения задания;
наличие интереса к предложенной теме и так далее.
Каждая из станций создана для достижения определенных целей образовательного процесса:
Образование в режиме онлайн. Станция создана для развития навыков самостоятельной работы каждого студента. Для этого в программах и приложениях должно быть достаточно информации, чтобы студент мог самостоятельно отсеивать и находить нужную информацию. Также он может изучать дополнительные темы, чтобы быстрее продвигаться по теме занятия или знакомиться с новыми данными. Станция онлайн-обучения предлагает различные технологии взаимодействия, где есть видеоматериалы, аудиофайлы и другие виды контента. Студент самостоятельно может выбирать сложность учебы. Например, он вправе выполнить одно задание высокой сложности, или два задания средней сложности. В рамках станции не запрещается взаимодействие с другими учащимися для поиска ответа на вопросы.
Станция коллективного образования. Образовательный процесс строится на взаимодействии между студентами. Они могут сообща решать задачи, находить ответы на вопросы теста или проявлять инициативу в проведении эксперимента. Повышенная частота взаимодействий между студентами позволяет глубже изучать тему занятия. Также используются несколько путей для изучения темы. Например, для такой модели смешанного обучения характерно использование настольных игр по изучаемой теме, проведение экспериментов, наблюдений и так далее. Могут проводиться дебаты на поставленную тему. Нередко студенты делятся на группы для защиты одной из предложенных позиций. Главная цель этой станции в предложенной модели обучения — наладить коммуникацию между студентами.
Станция с преподавателем. В процессе обучения важна обратная связь от преподавателя. Деление на группы позволяет лучше ознакомиться с результатами каждого студента и предложить подходящий способ решения задачи. Также отзыв преподавателя — это способ мотивации на дальнейшее выполнение задания.
Ротация лабораторий
Эта модель имеет сходство с предыдущей. Но основное отличие заключается в том, что группа не занимается перемещением между станциями в пределах аудитории.
В ротации лабораторий все студенты сначала занимаются в обычном кабинете или аудитории по стандартной системе. После завершения занятия они отправляются, например, в онлайн-кабинет всей группой, и закрепляют полученные знания самостоятельно.
Таким образом, смешанное обучение представленной модели позволяет развивать самостоятельность, лидерство и коммуникативные навыки.
Подобный метод можно использовать для студентов любых курсов. Предполагается, что дополнительные занятия в компьютерном классе — достаточная мера для полного усвоения материала. Поэтому использование компьютеров и другой техники дома не предполагается.
Преимущество метода в том, что преподаватель может отслеживать успехи в онлайн-системе. В результате каждый студент может получать отдельные задания от преподавателя.
Также метод могут использовать сразу двое и более преподавателей. Студенты смогут регулярно повторять знания из разных предметов, запоминая их лучше и на более долгий срок.
Гибкая модель
Для смешанного обучения может использоваться гибкая модель. В центре помещения размещается «офис», где у каждого есть планшет или компьютер, с помощью которого он ищет требуемую для занятия информацию. После того, как материал найден, узнать дополнительную информацию о нем можно у преподавателя. Также не запрещено обмениваться данными с другими студентами.
Для реализации такой модели смешанного обучения потребуется пространство. Поэтому занятия проводятся в просторных кабинетах или аудиториях. В небольших кабинетах использование предложенной модели затруднительно. По завершении поиска материала рекомендуется проведение экспериментов, тестов и других коллективных мероприятий для полноценного изучения темы.
Также для работы гибкой модели обучения в аудитории или классе должен быть доступ к зоне отдыха и отделение для проведения опытов, мозгового штурма или выполнения общих экспериментов.
Компоненты смешанного обучения
Чтобы предложенные модели принесли результат, требуется последовательность в образовании. Большую роль играет повторение сценария изучения материала.
Студент должен постоянно иметь доступ к LMS (Learning Management System — система дистанционного образования). С ее помощью он приступает к изучению материала в удобное для него время.
Материалы должны быть наглядны — только в этом случае модель выбранного смешанного обучения принесет пользу. В качестве учебных материалов используют видеоролики, аудиозаписи и онлайн-тренажеры.
Полученные знания должны быть применимы на практике, поэтому методы получения знаний должны регулярно обновляться и соответствовать современным требованиям.
Важная особенность такого обучения — обратная связь. Студент вправе задать вопрос преподавателю и получить ответ даже вне учебного заведения.
Образование, где используется стандартный подход и современные технологии, позволяет быстро получить знания из любой точки мира. Многие организации перевели мощности на развитие дистанционного образования.
ООО «НАСТ» предлагает пройти курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в дистанционной форме. По окончании учебы выдается удостоверение или диплом установленного образца. Получить итоговый документ можно по почте, даже если вы живете в другой стране. Электронная копия документа будет отправлена на электронный адрес сразу после проверки знаний.
Алгоритмы смешанного обучения – для каждой школы
В последнее время стремительно развиваются новые образовательные технологии, которые позволяют внести разнообразие в учебный процесс, повысить качество обучения, учесть индивидуальные способности обучающегося и выстроить качественно новую учебную программу. Смешанное обучение — одна из таких прогрессивных педагогических технологий, которая использует преимущества очного и электронного обучения и во многом компенсирует недостатки каждого из них.
На конференции «Уроки дистанта — на урок» вместе с Анфисой Владимировной Шоломицкой, методистом ГБОУ Школы № 2094 г. Москвы, экспертом Ассоциации смешанного обучения России, мы попробовали разобраться, в чём различия смешанного обучения и традиционного классического урока и какие существуют модели организации смешанного обучения при условии классно-урочной системы.
Смешанное и традиционное обучение — различия
Особенности традиционного классического урока — знаниевый подход, при котором роль учителя является на уроке самой активной: он хранитель и «транслятор» информации. Учащийся при этом действует по заданному образцу, или алгоритму, воспроизводя полученные от учителя знания. Во время такого урока основное время затрачивается на формирование учебных навыков и поддержание дисциплины, используется одинаковая образовательная траектория для всех обучающихся. Этот подход долгое время был единственным, так как не существовало других источников информации, не считая книг, и ресурсов, позволяющих трансформировать формат обучения во что-то иное.
Способ мышления современных детей сильно отличается от подхода предыдущих поколений. Они уже хотят не только получать и воспроизводить готовые знания, но и проявлять свои творческие способности на уроке. На смену знаниевому подходу пришёл деятельностный, при котором позиция ученика становится более активной, роль учителя — не назидательной и доминирующей, а консультирующей и наставнической, при этом наряду с традиционными технологиями используются инновационные, которые позволяют соединять очное и дистанционное обучение. При таком смешанном обучении упор делается на формирование навыков самостоятельной или групповой работы, взаимопомощи и коммуникации. Происходит интеграция опыта обучения с учителем и онлайн-обучения, что позволяет выстраивать персональный образовательный маршрут ученика.
Использование цифровых образовательных ресурсов — неотъемлемая и важная составляющая смешанного обучения, которая решает проблемы непрерывности образования и повышения уровня технологической грамотности. К тому же, например, как это происходит на «ЯКласс», при решении заданий процесс их оценки автоматизирован и абсолютно объективен.
Модели реализации смешанного обучения
Мы выяснили, что при смешанном обучении у школьников формируется особый тип мировоззрения, предполагающий самостоятельность, целеполагание, умение учиться, развитие критического мышления. Школьник при соответствующей поддержке педагога непроизвольно совершает учебные действия, которые приводят от знания через понимание к практике, затем к анализу, синтезу и оценочным суждениям.
В условиях традиционной классно-урочной системы смешанное обучение реализуется в таких распространенных формах, как перевёрнутый класс, ротация станций, ротация лабораторий и гибкая модель. Что же они собой представляют?
1. Ротация станций, или смена рабочих зон, требует минимального количества компьютеров или планшетов и умения учителя организовать групповую работу. Дети делятся на три группы, каждая из которых работает в своей части класса: зона работы с учителем — объяснение основного материала или его демонстрация на интерактивной доске; проектная зона — работа в группах, использование исследовательских заданий или решение проблемных вопросов; станция онлайн-обучения — работа на компьютерах или планшетах с онлайн-ресурсами, такими как, например, ЦОР «ЯКласс». В течение урока группы перемещаются так, чтобы побывать на всех станциях в соответствии с маршрутным листом, выданным детям заранее. Ученикам необходимо привыкнуть переходить в другую рабочую зону, для чего желательно регулярно повторять данную форму урока. Для своевременной смены рабочей зоны можно вывести таймер на доску или использовать сигнал светофора. Состав групп меняется от урока к уроку в зависимости от педагогической задачи. С учётом подготовленности и опыта класса в работе с данной моделью смешанного обучения может быть выделена четвёртая группа для самостоятельной работы.
2. Перевёрнутый класс (или перевёрнутое обучение). Школьники самостоятельно знакомятся с новым материалом и повторяют знакомые темы, в том числе в онлайн-среде в ходе самостоятельной работы на электронных устройствах, а закрепление и актуализация полученных знаний происходит в классе в интерактивной форме. Это может быть семинар, ролевая игра, квест, проектная деятельность. Учитель имеет возможность уйти от фронтальной работы в классе, разнообразить свой урок интересными интерактивными заданиями, обсудить изученное и уделить время практическим задачам. Во время традиционного урока ученики часто бывают невнимательными, пропускают или не понимают объяснение учителя, при перевёрнутом обучении у школьника возрастает доля ответственности за подготовку и проработку материала, он затрачивает на изучение темы столько времени, сколько ему требуется, чтобы её понять. Дети чаще разговаривают с учителем и друг с другом, поскольку вся теория уходит на дом, перестают быть пассивными участниками образовательного процесса. Учитель тратит меньше усилий на ретрансляцию знаний, и у него появляется больше времени на то, чтобы научить детей анализировать, оценивать или создавать что-то новое. Перевёрнутый класс перемещает доставку знаний в личное пространство ученика, направляет его в русло практического применения полученных навыков. В этом помогают онлайн-ресурсы и тренажёры, которые позволяют сразу же проверить усвоение материала учащимися. Например, на «ЯКласс» учителю приходит статистика о том, сколько времени занимался ученик, сколько раз он выполнял задание (сколько попыток сделал), где более успешен, что нужно повторить.
3. Ротация лабораторий предполагает проведение нескольких занятий в традиционном классе с применением фронтальной работы, а после занятий ученики переходят в компьютерный класс (лабораторию), где индивидуально работают на компьютерах или планшетах, углубляя и закрепляя знания. Отличие от модели ротации станций в том, что в ротации лабораторий дети обучаются не только в пределах одного помещения и одного занятия, а перемещаются для онлайн-обучения в другой кабинет (лабораторию), в том числе после серии занятий в классе.
4. Гибкая модель основана на составлении индивидуального учебного плана для небольших групп обучающихся или каждого школьника, что предполагает вовлечение в учебный процесс всего педагогического коллектива, высокий уровень самостоятельности ученика, мотивации к обучению, личной ответственности и контроля за своим обучением.
Современная школа уже не может игнорировать индивидуальные учебные потребности школьника. Существующая практика применения смешанного обучения в школе показывает, что соблюсти интересы каждого обучающегося возможно. В этом учителю и самому ученику помогает цифровой образовательный контент — приложения, электронные учебники, видеоматериалы, онлайн-ресурсы. При творческом подходе учителя к проектированию программы с сохранением баланса в использовании цифровых ресурсов и традиционного обучения урок превращается в сотрудничество педагога и ученика.
Полную версию онлайн-конференции вы можете посмотреть здесь.
Хотите узнать больше? На нашем сайте вы можете легко зарегистрироваться на предстоящие вебинары и онлайн-конференции по самым актуальным темам образования. Общайтесь с коллегами в режиме реального времени! Каждый участник прямого эфира получает именной сертификат.