сколько существует принципов обучения

Принципы обучения

сколько существует принципов обучения. Смотреть фото сколько существует принципов обучения. Смотреть картинку сколько существует принципов обучения. Картинка про сколько существует принципов обучения. Фото сколько существует принципов обучения сколько существует принципов обучения. Смотреть фото сколько существует принципов обучения. Смотреть картинку сколько существует принципов обучения. Картинка про сколько существует принципов обучения. Фото сколько существует принципов обучения сколько существует принципов обучения. Смотреть фото сколько существует принципов обучения. Смотреть картинку сколько существует принципов обучения. Картинка про сколько существует принципов обучения. Фото сколько существует принципов обучения сколько существует принципов обучения. Смотреть фото сколько существует принципов обучения. Смотреть картинку сколько существует принципов обучения. Картинка про сколько существует принципов обучения. Фото сколько существует принципов обучения

сколько существует принципов обучения. Смотреть фото сколько существует принципов обучения. Смотреть картинку сколько существует принципов обучения. Картинка про сколько существует принципов обучения. Фото сколько существует принципов обучения

сколько существует принципов обучения. Смотреть фото сколько существует принципов обучения. Смотреть картинку сколько существует принципов обучения. Картинка про сколько существует принципов обучения. Фото сколько существует принципов обучения

Принципы обучения – это фундаментальные положения, которые отражают общие требования к организации учебного процесса. Принципы формулируются на основе научного анализа процесса обучения, соотносятся с его закономерностями, с целями и задачами образования, с уровнем развития педагогической науки, с возможностями существующей системы образования.

Сегодня не существует единства мнений в вопросе о принципах обучения, авторы разных учебных пособий предлагают различные формулировки и различное количество принципов.

Так, И.П. Подласый, считает, что система основных дидактических принципов должна включать следующие принципы:

1) сознательности и активности;

3) последовательности и систематичности;

7) связи теории с практикой.

П.И. Пидкасистый и В.В. Воронов добавляют к ним принцип развивающего и воспитывающего характера обучения и принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы.

Однако при всём разнообразии существующих подходов можно выделить ряд принципов, которые прошли длительную проверку временем и присутствуют – так или иначе – в подавляющем большинстве современных учебников и пособий по педагогике. Рассмотрим эти принципы.

Принцип научности ориентирует педагога на формирование у учащихся научных знаний. Он реализуется в анализе учебного материала, выделении в нем важных идей, использовании достоверных научных знаний, фактов и примеров, а также стандартных научных терминов.

Реализация этого принципа требует от преподавателя:

— исправлять фактические ошибки учащихся и организовывать на учебном занятии поиск и исправление таких ошибок;

— применять новейшую научную терминологию, не пользоваться устаревшими терминами;

— быть в курсе последних научных достижений в своем предмете;

— поощрять исследовательские работы школьников;

— находить возможность знакомить школьников с техникой экспериментальной работы, алгоритмом решения изобретательских задач, использования справочных материалов, архивных документов, с обработкой первоисточников.

Принцип системности определяет необходимость формирования у обучающихся целостной системы знаний и умений, тем и разделов учебного материала.

Принцип системности реализуется в комплексе правил, среди которых можно назвать следующие:

— использовать планы, схемы, для того чтобы обеспечить усвоение учащимся системы знаний;

— разделять содержание учебного материала на логические завершенные части (т.е. применять «пошаговую систему»), последовательно реализовать эти части (шаги, этапы) и приучать к этому учащихся;

— не допускать нарушения системы в содержании, и способах обучения, а если она нарушена, то немедленно нейтрализовать пробелы, чтобы предупредить неуспеваемость;

— изложить основания теории, объяснить следствия теории и показать границы ее применения.

Принцип доступности (посильности) – отражение принципов последовательности и постепенности обучения, которые известны с древности.

Пожалуй, одним из наиболее убедительных примеров реализации этих принципов является история непобедимого античного борца Милона, живший в IV веке до н.э. В юности Милон тренировался, ежедневно нося на своих плечах маленького теленка. Телёнок рос, постепенно становясь тяжелее. Однако юноша в это время развивался физически, и по-прежнему мог носить его на себе.

Суть принципа доступности состоит в том, что сначала нужно выявить раннее сформированные знания и умения, а уже потом постепенно осуществлять новые стадии обучения. Принцип доступности не означает, что учение должно происходить без усилий со стороны ученика, однако преодоление возникающие затруднений должно быть для него посильным.

Для соблюдения этого принципа, необходимо руководствоваться рядом правил:

— добиваться совпадения темпа сообщения информации и скорости её усвоения учащимися;

— ориентировать учащихся на понимание и осмысление изучаемого материала, а не на запоминание и зубрежку;

— обучая, исходить из уровня подготовленности учащихся, опираться на их возможности;

— изучать и учитывать жизненный опыт, интересы, особенности развития учащихся и т.д.

сколько существует принципов обучения. Смотреть фото сколько существует принципов обучения. Смотреть картинку сколько существует принципов обучения. Картинка про сколько существует принципов обучения. Фото сколько существует принципов обучения

Принцип наглядности заключается не только в иллюстрации изучаемого предмета и явления, а в использование целого комплекса приемов и средств, которые обеспечивают формирование ясного и четкого восприятия сообщаемых преподавателем знаний.

Вот некоторые из правил эффективной реализации принципа наглядности:

— использовать в обучении закономерность, согласно которой запоминание предметов, представленных наглядно (например, на моделях или картинках), происходит лучше, чем, если они описаны только в словесной форме;

— используя средства наглядности, не увлекаться чрезмерным количеством наглядных пособий;

— при использовании средств наглядности не ограничиваться только их показом, а пояснять и комментировать наглядный материал;

— тщательно готовить виды наглядности к применению, продумывая сопутствующие им дидактические приёмы;

— в подборе средств наглядности учитывать возрастные особенности обучающихся.

Принцип сознательности и активности нацелен на формирование у учащихся мотивации учения, познавательных потребностей, убеждённости в необходимости изучения материала, интереса в учении. Суть принципа в том, что педагог должен добиваться понимания (а не механического заучивания) учениками теоретического материала и осмысливания ими практических действий, побуждать их к активным учебным действиям, стимулировать самостоятельность в познании.

В качестве рекомендаций по практическому применению этого принципа можно привести следующие правила:

— использовать возможности взаимообучения;

— организовывать соревнование и партнёрство учащихся;

— обеспечивать условия для коллективного поиска правильного ответа;

— вводить в учебный процесс занимательные задания, игровые элементы;

— учить находить второстепенное и главное в изучаемом материале;

— использовать в обучении реальные жизненные ситуации и требовать от учащихся самостоятельного понимания, видения различий между наблюдаемыми в жизни фактами и их научным объяснением.

Источник

Сколько существует принципов обучения

Шпаргалка по педагогике (для педагогов)

1. Понятие педагогики и этапы ее развития

Слово «педагогика» греческого происхождения. В дословном переводе означает «детовождение».

В современном понимании педагогика представляет собой совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.

Источники развития педагогики:

– многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике;

– философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды;

– текущая мировая и отечественная практика воспитания;

– данные специально организованных педагогических исследований;

Истоком европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейшие ее представители: Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель. Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» Марка Квинтилиана, древнеримского философа и педагога.

Средневековое образование, зажатое в тисках теологии и схоластики, во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. На этом историческом этапе были образованные для своего времени философы, создавшие обширные педагогические труды: Тертуллиан, Августин, Аквинат.

Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов. Это Эразм Роттердамский, Витторино де Фельтрэ, Франсуа Рабле, Мишель Монтень.

Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему произошло в XVII в. и связано с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского. Предложенные им принципы, методы, формы обучения стали основой педагогической мысли.

Английский философ и педагог Джон Локк сосредоточил главные усилия на теории воспитания («Мысль о воспитании»).

Французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ж.Ж. Руссо вели непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике.

Деятельность французских просветителей во многом определила творчество швейцарского педагога Иоганна Песталоцци. Им была предложена прогрессивная теория обучения и нравственного воспитания учащихся.

Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский.

В конце XIX – начале XX в. интенсивные исследования педагогических проблем начаты в США, куда постепенно смешается центр педагогической мысли. Были сформированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования. Виднейшие представители американской педагогики – Джон Дьюи и Эдвард Торндайк.

Активное участие в творческих исканиях новой педагогики послеоктябрьского периода принял С.Т. Шацкий.

Выдающимся отечественным педагогом по праву является А.С. Макаренко. Он переосмыслил классическое педагогическое наследие, участвовал в педагогических изысканиях 1920–1930 гг., разработал ряд новых направлений воспитания.

Моральные проблемы воспитания молодежи исследовал В.А. Сухомлинский. Его дидактические советы сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей педагогической мысли и школы.

Современный этап развития педагогики основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с взаимодействием с другими науками.

2. Объект, предмет, задачи и функции педагогики

Объект педагогики – это явления действительности, которые обусловливают развитие человека, иначе говоря, это образование, изучением которого занимается целый ряд наук (философия, психология, социология и др.). Педагогика – это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности.

Предметом педагогики выступает образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции, перспективы образования и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации образовательного процесса, формы и методы взаимодействия педагога и учащихся, а также стратегии и способы их взаимодействия.

Педагогика в первую очередь изучает три главные составляющие образовательного процесса:

– цели обучения (для чего учить);

– содержание обучения (чему учить);

– формы и методы обучения (как учить).

Основные задачи педагогики направлены на создание эффективной педагогической системы во всех направлениях человеческой жизни: общественной, личной, политической и т. д.

К таким задачам можно отнести:

– выявление и изучение закономерностей в области воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами;

– изучение и распространение педагогического опыта;

– прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем;

– разработку новых методов, средств и форм обучения и воспитания;

– внедрение результатов педагогических исследований в практику образования;

– участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы;

– разработку систем функционирования педагогических учреждений и повышения их эффективности. Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений того участка действительности, который она изучает. Но педагогическая наука, объект которой лежит в социально-гуманитарной сфере, имеет свою специфику. Педагогическая действительность не может ограничиться лишь объективным отображением изучаемого. В ней совмещаются две функции, которые в других научных областях обычно поделены между различными дисциплинами:

Научно-теоретическая функция, которая реализуется на трех уровнях:

описательном (изучение передового, инновационного педагогического опыта);

диагностическом (выявление состояния педагогических явлений, успешности и эффективности совместной деятельности педагогов и учащихся);

прогностическом (экспериментальные исследования педагогического процесса и построение более эффективных моделей этого процесса). Конструктивно-техническая функция также реализуется на трех уровнях:

проективном (разработка методических материалов, учебных планов, учебных пособий);

преобразовательном (внедрение достижений педагогической науки в практику);

рефлексивном и корректировочном (анализ и оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания).

Источник

Основные принципы обучения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Принципы обучения – основные требования к организации учебного процесса, которыми руководствуется педагог

Понятие и сущность принципов обучения

Проблема организации и реализации эффективного учебного процесса является актуальной во все времена. На протяжении всего исторического периода формирования и развития образовательной системы, ученые-педагоги пытались решить данную проблему, разрабатывая различные подходы к процессу обучения. Одним, из наиболее эффективных механизмов организации эффективного учебного процесса, является опора на принципы обучения, выделенные и описанные Я.А. Коменским в его труде «Великая дидактика».

Принципы обучения – это система методов и средств, используемых педагогом при организации учебного процесса для достижения поставленной педагогической цели.

В процессе развития дидактики, принципы обучения так же развивались и совершенствовались, но ряд из них остается неизменным, это основные (ведущие) принципы обучения.

Принципы обучения, несмотря на то, что каждый из них имеет конкретную цель и решает ряд поставленных перед обучением задач, взаимосвязаны между собой и образуют единую систему. В процессе организации учебного процесса педагог использует одновременно ряд принципов, так как не возможно полноценное применение одного принципа без другого (или других), это обусловлено их взаимосвязью.

Таким образом, система принципов обучения направлена на реализацию ведущего принципа обучения – принципа единства образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения.

Характеристика основных принципов обучения

На сегодняшний день выделяют следующие основные принципы обучения:

Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Принцип направлен на всестороннее развитие личности ребенка в процессе обучения. Во время обучения, согласно данному принципу, педагог должен обращать внимание на личность каждого ученика и стараться развивать её, а также учить детей саморазвитию. Большое значение уделяется так же и обучению ребенка мыслить причинно-следственно.

Принцип сознательной активности. В процессе обучения ребенок не должен быть просто безмолвным «приемником» информации, воспринимать и запоминать учебный материал механически, он должен быть активным участников педагогического процесса. Педагогу необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы дети были мотивированы на получение знаний, понимали для чего им необходимо учиться и где они смогут применять полученные знания в реальной жизни. Для достижения указанного, педагог должен использовать различные формы и виды обучения, чтобы процесс обучения был не скучным и монотонным, а увлекательным, интересным, заставляющим проявлять активность, размышлять, проявлять навыки самостоятельности т.д.

Принцип наглядность. Данный принцип основан на том, что в процессе обучения детям будет значительно проще сформировать представление о предмете или действии, если его словесное описание будет подкрепляться различными наглядными пособиями. Наглядности могут быть двух видов:

Наглядности должны сопровождать словесный рассказ педагога, то есть быть вспомогательным средством, а не основой обучения.

Принцип систематичности и последовательности. Данный принцип предусматривает организацию учебного процесса в виде системы (учебные планы, расписания и т.п.), которая строго регламентирует изучение учебного материала, на определенный промежуток времени. Последовательность обучения предусматривает изучение, которое идет от «общего» к «частному», то есть изученное ранее является основой для последующего.

Принцип научности. Данный принцип предполагает организацию учебного процесса на основе передового педагогического опыта. Педагог в процессе обучение предоставляет детям только актуальную информацию по изучаемым дисциплинам (опирается на последние открытия, мнения ведущих ученых и т.п.). Так же принцип научности, поощряет осуществление учащимися различного рода исследовательских работ.

Принцип доступности. Принцип основан на учете возрастных, психологических, умственных и индивидуальных особенностях каждого учащегося. Педагог в процессе организации учебного процесса, должен представлять учебный материал с постепенным нарастанием его сложности. Подача учебного материала предполагает его оптимальность для учеников, то есть он не должен быть слишком сложным или слишком легким для них.

Принцип прочности. Данный принцип взаимосвязан с принципом последовательности и систематичности обучения. Он предполагает систематическое повторение ранее пройденного учебного материала, с целью его усвоения. А так же основан на использовании логики в процессе подачи нового учебного материала, который не должен быть перенасыщен не нужной ученику информацией и тем самым занимать память ребенка, создавать путаницу. Еще одной важной чертой принципа прочности является применение в процессе обучения различных видов контроля знаний.

Принцип взаимосвязи теории и практики. Данный принцип предполагает, что в процессе обучения педагог не просто передает детям теоретические знания, а показывает их значимость в реальной жизни, связывает с жизненным опытом каждого ребенка и учит использовать полученные знания на практике.

Принцип завершенности процесса обучения основан на достижении максимального усвоения материала. Для успешного результата необходимо проведение проверок знаний по итогам изучения крупных тем. Кроме того, данный принцип предполагает использование таких методов обучения, которые позволяют добиться желаемых результатов за короткий промежуток времени.

Источник

Сколько существует принципов обучения

сколько существует принципов обучения. Смотреть фото сколько существует принципов обучения. Смотреть картинку сколько существует принципов обучения. Картинка про сколько существует принципов обучения. Фото сколько существует принципов обучения

Принципы дидактики.
Иногда принципы рассматриваются не как основополагающие положения процесса обучения, а как некие «рабочие инструменты в руках обучающего», с помощью которых можно лишь «натаскать» учащегося, не дав ему возможности сознательно овладеть определенной суммой знаний. В других случаях принципы рассматриваются с житейских, упрощенных позиций. Так, например, выдвигается принцип «практичности» вместо «связи теории с практикой».

В обыденной жизни мы очень часто говорим о принципе интереса. Интерес, действительно, играет большую роль в процессе обучения, но возводить его в дидактический принцип нельзя, потому что недопустимо, чтобы один изучал только математику (она ему интересна), а другой только литературу в процессе общеобразовательной подготовки учащихся в школе. Интерес должен формироваться к самому процессу учения, познания, а не только к содержанию изучаемого материала.

Таким образом нельзя подменять дидактические принципы житейскими понятиями интереса, практичности, легкости и т. д. При таком подходе принципы как бы подменяются системой методических правил, которые позволяют лишь выработать у учащихся определенных, механически выполняемых умений и навыков.

В учебном процессе все дидактические принципы очень тесно переплетаются и порой невозможно четко определить, какой из них лежит в основе обучения. Однако они дают возможность осуществлять обучение таким образом, чтобы оно соответствовало логике познания как такового. Специфические связи и взаимообусловленность отдельных элементов процесса обучения осуществляются при соблюдении: сознательности и активности обучающихся; наглядности обучения; систематичности и последовательности; доступности обучения; прочности овладения знаниями, умениями и навыками; научности обучения; связи обучения с жизнью (теории с практикой); индивидуального похода к обучающимся.

сколько существует принципов обучения. Смотреть фото сколько существует принципов обучения. Смотреть картинку сколько существует принципов обучения. Картинка про сколько существует принципов обучения. Фото сколько существует принципов обучения

Все принципы дидактики в своем единстве объективно отражают важнейшие закономерности процесса обучения. Прежде чем рассмотреть сущность закономерностей, рассмотрим более подробно особенности и правила конкретных дидактических принципов.

1. Принцип наглядности

В процессе познания окружающей действительности (то же и в процессе учения) участвуют все органы чувств человека. Поэтому принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Применение наглядных и технических средств обучения способствует не только эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся; развивает у них способность увязывать теорию с практикой, с жизнью; формирует навыки технической культуры; воспитывает внимание и аккуратность; повышает интерес к учению и делает его более доступным.
Специфическим видом наглядности является словесно-образная наглядность. К этому виду относятся яркие словесные описания или рассказы об интересных случаях, например, при изучении истории или литературы, различного рода звуковые средства (видео и магнитофонные записи).
Реализуется принцип наглядности посредством следующих правил обучения:

1. Нельзя игнорировать даже самые простые, технически несовершенные, устаревшие пособия, если они дают положительный результат. Это могут быть, к примеру, самодельные пособия, изготовленные учителем или учащимися. Такие старые пособия порой не дают должного эффекта не потому, что они плохи сами по себе, а потому что неправильно используются.
2. Наглядные пособия необходимо использовать не для того, чтобы «осовременить» процесс обучения, а как важнейшее средство успешного обучения.
3. При использовании наглядных пособий должно соблюдаться определенное чувство меры. Если учитель даже располагает большим количеством хороших пособий по конкретному учебному материалу, это не значит, что они все обязательно должны быть использованы на уроке. Это ведет к рассеиванию внимания, и усвоение материала будет затруднено.
4. Демонстрировать наглядные пособия нужно лишь тогда, когда они необходимы по ходу изложения учебного материала. До определенного момента желательно, чтобы все приготовленные наглядные пособия (приборы, карты и пр.) были каким-то образом закрыты от взора учащихся. Их необходимо демонстрировать в определенной последовательности и в необходимый момент. Исключение составляют наглядные пособия типа табличек с правильным написанием трудных слов, плакатов каких-либо сложных физико-математических формул, таблиц умножения, математических постоянных величин, которые необходимо запомнить и т. п. Такие наглядные пособия должны постоянно находиться перед глазами учащихся.
5. С целью концентрации внимания учащихся необходимо руководить их наблюдениями. Прежде чем демонстрировать наглядное пособие, нужно разъяснить цель и последовательность наблюдения, предупредить о каких-то побочных, несущественных явлениях.

сколько существует принципов обучения. Смотреть фото сколько существует принципов обучения. Смотреть картинку сколько существует принципов обучения. Картинка про сколько существует принципов обучения. Фото сколько существует принципов обучения

Существуют разные способы сочетания слова и наглядности:

* при помощи слова учитель сообщает сведения об объектах и явлениях и потом, демонстрируя соответствующие наглядные пособия, подтверждает правдивость своей информации;
* при помощи слова учитель руководит наблюдениями учащихся, а знания о соответствующих явлениях они приобретают в процессе непосредственного наблюдения за этим явлением.

Очевидно, что второй способ более эффективен, нежели первый, так как он ориентируется на активизацию деятельности учащихся, но чаще всего используется именно первый. Это объясняется тем, что первый способ более экономичен по времени, он проще для учителя и требует меньшего времени при подготовке к занятиям.

сколько существует принципов обучения. Смотреть фото сколько существует принципов обучения. Смотреть картинку сколько существует принципов обучения. Картинка про сколько существует принципов обучения. Фото сколько существует принципов обучения

2. Принцип сознательности и активности

Одной из важнейших целей обучения является формирование у учащихся правильного отношения к окружающей действительности и соответствующих убеждении. Общеизвестно, что лишь те знания становятся убеждениями человека, которые усвоены сознательно. Однако в процессе обучения учащимся передаются только знания, а убеждения свои каждый человек вырабатывает самостоятельно, т.е. сознательно.

В процессе обучения необходимо учитывать, прежде всего, наиболее общие признаки сознательного усвоения знаний:

Правила принципа сознательности и активности в обучении:

1. Учащимся всегда должен быть ясен смысл поставленных перед ними учебных задач, они должны понимать цель обучения. Урок должен начинаться постановкой проблемы и вестись с опорой на предыдущий опыт учащихся, на имеющуюся у них систему знаний. Учитель должен использовать все имеющиеся в его распоряжении приемы, чтобы вызвать интерес у учащихся к изучаемому материалу.
2. Учащиеся должны усваивать в процессе обучения не только информацию о предметах и явлениях, а понимать их внутреннюю сущность, должны прийти к пониманию закономерностей, которые смогут потом использовать на практике.
Примером реализации этого правила может служить деятельность В.Ф.Шаталова, который давал материал по каждой изучаемой теме в полном объеме, чтобы учащиеся увидели внутренние закономерности изучаемого явления. А потом, в процессе неоднократного повторения, добивался усвоения отдельных фактов и деталей и их систематизации.
3. Исследования психологов показывают, что важнейшим условием активности учащихся является наличие самоконтроля и самооценки в процессе обучения. Поэтому одной из задач педагога является формирование у них потребности и
навыков такой деятельности. Самоконтроль и самооценка должны стать обязательным элементом современных обучающих технологий.
4. Особая роль в сознательном и активном усвоении знаний принадлежит интересу, который может проявляться благодаря использованию ярких примеров, использованию неизвестного учащимся дополнительного учебного материала и т. п. Для реализации принципа сознательности и активности необходимо формировать интерес не только к содержанию изучаемого материала, но и к самому процессу обучения. Учащимся должно быть интересно не только получать новую информацию, но и учиться, им должен быть интересен сам процесс познания.

сколько существует принципов обучения. Смотреть фото сколько существует принципов обучения. Смотреть картинку сколько существует принципов обучения. Картинка про сколько существует принципов обучения. Фото сколько существует принципов обучения

3. Принцип доступности

Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития. Однако доступность не должна подменяться «легкостью», обучение не может обойтись без напряжения умственных сил учащихся.

Доступность учебного материала нельзя отождествлять с его сложностью. Он может быть трудным для одного ученика и совсем не трудным для другого. Поэтому доступность должна определяться уровнем подготовки ученика, его умственными и физическими возможностями.

Как правило, принцип доступности нарушается по трем основным причинам:

1. Учебный материал недоступен учащимся по своей глубине (большое количество абстрактных рассуждений, непонятных формул, математических расчетов и т. п.) и они не могут понять сущности изучаемого материала;
2. Материал недоступен по объему, в этом случае учащиеся не всегда успевают «переварить» соответствующее количество материала и усваивают его довольно поверхностно.
3. Материал недоступен для учащихся ввиду физического перенапряжения. В данном случае имеется ввиду не просто усталость школьников, а именно перенапряжение в процессе выполнения непривычно большой физической нагрузки (в домашних условиях, в спортивных секциях и т. п.).

Правила принципа доступности в обучении

1. Одним из главных правил является необходимость совпадения темпа сообщения информации учителем и скорости усвоения этой информации учащимися. Очень часто возникает вопрос: учитель должен говорить быстро или медленно? На него нельзя дать однозначного ответа. Скорость информации, сообщаемой учителем, должна учитывать особенности возраста, подготовленности и общего развития учащихся.
2. В процессе обучения необходимо ориентировать учащихся прежде всего на понимание изучаемого материала, а не на запоминание. Традиционный репродуктивный (объяснительно-иллюстративный) процесс обучения ориентирует именно на запоминание, на повторение информации, данной учителем. Поэтому необходимо ставить учащихся в проблемные ситуации, предложить им, например, задачу практического содержания, для решения которой надо использовать на практике знания, данные учителем, а не просто повторить их.
3. Необходимо соблюдать и такие традиционные правила, как «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному» и т. п. Однако необходимо помнить об относительности этих правил. Так, например, простейшими структурными элементами изучаемых объектов (организмов и веществ) являются атомы и клетки, но в процессе обучения мы вначале изучаем целостные организмы и вещества и лишь потом переходим к изучению их глубинной структуры.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *