склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания

Как себя вести, если у близкого человека ментальное расстройство

Значение термина

Сейчас мы поговорим про то, что означает термин «ментальный». Значение слова довольно размыто. Это способ восприятия индивидом мира вокруг него. Ментальность – это форма мышления, его образ и воплощение в сформулированную точку зрения, определенный духовный настрой субъекта или группы.

Несмотря на то что это понятие имеет довольно широкое значение, вместе с тем оно является более «туманным», ясным в меньшей степени. Четкой характеристикой является разве что способность человека к действиям умственного типа, соответствующим определенной предрасположенности.

склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Смотреть фото склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Смотреть картинку склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Картинка про склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Фото склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания

Каким образом науки формулируют такую характеристику человека, как ментальный? Значение слова в фиолосфии можно трактовать как отношение к уму индивида во всех формах функциональных аспектов, это способы восприятия мира, характеристика памяти, востребованные желания, широта воображения, различные чувства и т. д. Но помимо этих аспектов, ментальность затрагивает пункты содержания сознания, интеллекта.

Ментальность затрагивает также множество аспектов жизненных позиций субъекта и может носить различное определение. Ментальный человек — это характеристика индивида, включающая в себя как сознательное, так и бессознательное. Это понятие можно определить как состав ума, интеллекта, а можно определить как набор установок психологического и социального характера, путей анализа и восприятия информации, полученной в процессе размышлений или ощущений.

склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Смотреть фото склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Смотреть картинку склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Картинка про склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Фото склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Смотреть фото склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Смотреть картинку склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Картинка про склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Фото склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Смотреть фото склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Смотреть картинку склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Картинка про склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Фото склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Смотреть фото склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Смотреть картинку склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Картинка про склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Фото склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания

Что нельзя делать

склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Смотреть фото склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Смотреть картинку склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Картинка про склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Фото склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания

Обесценивать

Многие и так сталкивались с игнорированием и непризнанием эмоциональных реакций в детстве. Не стоит продолжать обесценивать уникальный опыт и переживания. А понимание того, что кому-то хуже, — сомнительный способ почувствовать себя лучше.

Что нельзя говорить:

Давать советы

Непрошеные советы не нравятся никому, а человеку с расстройством психики — вдвойне. Прямых советов не дают даже грамотные психотерапевты, а элементарные действия вроде отвлечься, развлечься, забыться не работают. Помогает только планомерная терапия, на которую уходит много сил и времени.

Если же вы уверены, что совет действительно ценный, сначала уточните, готов ли его выслушать собеседник.

Что нельзя говорить:

Ругать

Люди с психическими проблемами и так постоянно себя ругают, поэтому не усугубляйте чувство вины. Положительное подкрепление работает гораздо эффективнее. Искренне хвалите за мелочи. Иногда такой пустяк, как выход на улицу, может быть серьёзным достижением.

Что нельзя говорить:

Ждать инициативы

Не ждите, когда близкий попросит о помощи. Он может не делать этого, потому что боится навязываться, перманентно ждёт отказа, старается справиться в одиночку, не чувствует сил взять в руки телефон. Позвоните или напишите сами. Скорее всего, этого очень ждут.

Покинуть

Когда близкий доверился вам и ждёт поддержки, оцените свои силы. Если их достаточно и вы приняли решение быть рядом, не бросайте всё на полпути. Не бойтесь сказать, что вам тяжело и нужно побыть одному. Люди с расстройствами психики, как правило, эмпатичны и поймут. Лучше взять передышку, чтобы восстановиться, чем сливаться. Лишиться поддержки — больно.

Анализ понятия «ментальный»

Значение слова в широком смысле нужно воспринимать как комплексное понятие, затрагивающее множество аспектов духовной жизни человека, сам термин носит довольно сложно определяемый характер. Это связано с тем, что термин не только относится к историческим и антропологическим наукам, но и неразрывно связан с философией. Что значит «ментально» — можно разбирать невероятно долго. Зависит многое от того, к каким источникам информации вы обращаетесь, но куда бы вы ни обратились, существуют общие для всех положения, характеризующие данный термин.

склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Смотреть фото склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Смотреть картинку склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Картинка про склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Фото склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания

Представления о ментальности активно развивались в духовной сфере, и именно по этой причине ее характерной чертой является отказ и уход от централизации исторического развития на европейской культуре в целом. Вместо этого фиксируется внимание на устойчивости внутреннего «я» человека, которое приводит индивида к желанию сплотиться в исторические и социальные общности. Исходя из этого можно иначе толкавать понятие «ментальный». Значение слова теперь можно воспринимать как средство, предназначенное для анализа и толкования знаний гуманитарного характера.

Психологические предпосылки заболеваний

Болезнь является сигналом о нарушении гармонии, равновесия во Вселенной. Она внешне отражает наши пагубные мысли, поведение и намерения, то есть мировоззрение. Это инстинктивная защита нас самих от наших же губительных действий и мыслей. Больными людьми считаются те, которые имеют нездоровое миропонимание. Фактически, чтобы вылечить недуг, нужно изменить свои взгляды на жизнь.

склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Смотреть фото склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Смотреть картинку склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Картинка про склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Фото склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания

Большинство людей, испытывая боль, спешат проглотить «волшебную» таблетку, надеясь на исцеление. Они не задумываются о причине хвори, которая чаще всего так и остаётся неустранённой.

Оппозиции ментальности

Что значит «ментально» с точки зрения различных оппозиционных способов мировосприятия и какими они вообще бывают? Отвечая на этот вопрос, в первую очередь нужно понимать, что способы отстаивания собственных интересов ментального характера, а именно противопоставляющиеся культурный и природный, эмоционально окрашенный и рационализированный, свойственный группе и носящий индивидуальный характер, исчезают, когда речь идет о ментальном. Сама структура этого термина просто растворяет все внутренние и наружные противоречия между данными способами осознания мира в себе. Обсуждая данное понятие, важно знать о том, что в этом случае неважно, через какую из вышеупомянутых оппозиций воспринимаются данные об окружающем мире.

склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Смотреть фото склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Смотреть картинку склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Картинка про склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Фото склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания

История

Между соматическими заболеваниями и психологией конкретного человека причинно-следственная связь существует, но она неоднозначная, опосредованная и в элементарные схемы не укладывается. Любой практикующий врач сталкивается с различными историями. Один из них рассказал такой случай: «Некоторую женщину воспитали религиозные родители так, что она относилась к сексу как к ужасному явлению, которое любой ценой нужно исключить из своих мыслей. Она обратилась ко мне с жалобой на непомерный рост волос на животе, груди и спине, при параллельном снижении их количества на голове. Кроме того, у неё были нерегулярные и болезненные месячные. Когда она вышла замуж, то начала страдать от жестоких головных болей.

склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Смотреть фото склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Смотреть картинку склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Картинка про склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Фото склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания

Здесь произошло угнетение сексуального инстинкта на ментальном уровне, что явилось причиной возникновения дисбаланса эстрогена и тестостерона. В итоге волосы на теле распределились по мужскому типу. Это угнетение с течением времени вызвало на ментальном уровне ещё один симптом – неприязнь к сексу. Брак создал дополнительный стресс, вызвав изменения в физической и эмоциональной сферах, — мучительные головные боли (заменяющие облысение) наряду с чувством раздражения в браке.

Сначала защитный механизм смог установить равновесие, ограничивая симптомы эндокринной системой, но добавочный стресс супружества его нарушил. Поэтому защитному механизму пришлось воссоздать симптомы на более глубоком и разрушительном уровне».

Ментальный уровень женщины в этом случае сыграл важную роль. Как видите, защитные инструменты всегда пытаются создать охранную стену, которая воплощается в симптомах и признаках на периферийном ярусе.

Логическое, дологическое и ментальность коллективного типа

Что означает ментальный логически и дологически? Эти две составные части термина были введены Леви-Брюлем в его работе «Первобытное мышление». Само логическое и дологическое – это виды способов подчеркнуть различие в образах мышления племен Африки и Австралии, базирующиеся на законах партиципационного характера, включающие в себя законы логического противоречия и образа рационального мышления Европы, наряду с ее традициями.

склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Смотреть фото склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Смотреть картинку склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Картинка про склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Фото склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания

Еще одним составным элементом является понятие коллективной ментальности, введенное Ж. Лефевром. Добавление в значение ментальности данного термина было основано на потребности объяснить действия определенного характера, свойственные целым группам людей. Сформулировано определение было на основе изучения феномена паники в большой массе людей.

Обитатели ментала

Ментальный уровень, как и астральный, охватывает всё пространство. Поэтому каждое раздражение, в том числе и на других уровнях, отражается на нём. Деятельность ментала человеком воспринимается как процесс непринуждённого мышления – это могут быть любые мысленные образы, которые являются восприятием мыслеформ (обособленных объектов, находящихся в ментальном плане тонкого мира и не зависящих от людей). Иногда некоторые мыслеформы объединяются в более крупный вид, который последователи оккультизма называют эгрегором.

склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Смотреть фото склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Смотреть картинку склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Картинка про склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Фото склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания

Что такое эгрегор? Это энергоинформативное создание, вызванное группой людей, типизированных по определённому признаку. Существуют религиозные эгрегоры: ислама, христианства, буддизма и так далее, эгрегоры наций (демоны империй), рода, семьи, профессии, дома. Мыслеформы и эгрегоры являются основными обитателями ментального уровня.

Ментальное пространство

Анализируя термин, важно помнить об еще одной его составной – ментальном пространстве. Оно представляет собой ресурс, который гарантирует процесс «очеловечивания» субъекта в процессе самосозидания. Введено это понятие в ментальность было М. Б. Туровским.

Главной причиной появления ментального пространства была возможность создать людскую человечность, исходя из деятельности предметного характера, что формировалась в условиях, ограниченных различными традициями, например марксистской. В ходе становления человека как части истории он создает себя на основе содержания индивидуальности. По Туровскому, ментальное пространство пронизано интегральными директивами надиндивидуального характера, которые диктуют человечеству его отношение ко всему, что окружает субъекта.

Причины заболеваний

Некоторые психологи считают, что появляются любые болезни на ментальном уровне. Они говорят, что существует связь между физическим и духовным, между состоянием нашего тела и нашими мыслями. Отсюда следует, что, решив покончить с какой-либо болезнью, необходимо сначала выяснить мысленную (ментальную) причину её появления. Ведь симптомы недуга лишь отражают внутренние гипогенные процессы. Человеку нужно углубиться в себя, чтобы найти и нейтрализовать духовную причину заболевания.

склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Смотреть фото склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Смотреть картинку склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Картинка про склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Фото склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания

Если люди собственноручно формируют себе хвори, значит, лишь самостоятельно они могут избавиться от них. Причины недугов существуют следующие:

Свидание

Ментальный уровень сознания является, в сущности, обособленным «параллельным» миром, но мы в нём живём реальной жизнью. Более того, эта сфера нам роднее и ближе, чем пространственно-временная реальность. Все действия, которые осуществляют люди в мире пространства и времени устремлены лишь на то, чтобы выработать комфортные мысли.

Для того чтобы понять, что такое ментальный уровень отношений, рассмотрим бытовой пример. Предположим, вы назначили романтическое свидание. В соответствии с законами четырёхмерного мира для этого нужно определиться со временем и местом (пространственные координаты). И, казалось бы, встреча должна состояться. Но в действительности мы знаем, что впереди неизвестность.

склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Смотреть фото склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Смотреть картинку склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Картинка про склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Фото склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания

Если ментальная «координата» не совпадёт у одного из партнёров, то встреча не осуществится. Конечно, он может явиться, но его мысли будут витать в другой области, скажем, в районе подружек, футбольного матча или где-нибудь ещё. В итоге, партнёр физически будет пребывать на четырёхмерном уровне, а ментально он будет далеко, и это уже будет не любовное рандеву, а недоразумение.

Существует множество людей противоположного пола, которые могли бы превратиться в наших любовных партнёров, но ими становятся лишь единицы. Мы сталкиваемся со многими во временном пространстве, но такие встречи обычно ни к чему не приводят из-за несовпадения ментального элемента. Девушка может идти на работу, на свидание, торопиться к ребёнку, а ей предлагают познакомиться… Мужчин останавливает боязнь, что она отмахнётся от ментального сближения. Ночные дискотеки посещают люди, ментально предрасположенные к знакомству, поэтому там больше возможностей.

Менталитет

(от лат.
mens
или (род. падеж)
mentis — душа, дух (в более узком смысле — ум) и суффикса прилагательного ‘al’) — совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной[1] или этнической группе, нации, народу, народности.
Термин возник в исторической науке, однако в настоящее время часто используется в психологии, социологии. Понятие менталитета включает в себя взгляды, оценки, ценности, нормы поведения и морали, умонастроения, религиозную принадлежность и многие другие нюансы, характеризующие ту или иную группу людей.

Этимология

Считается, что первым использовал этот термин этнолог Леви-Брюль. Он применял его в отношении первобытных племён, жизнь которых наблюдал. Леви-Брюль противопоставлял мышление первобытного человека и современного, поэтому он обозначил особое мышление племён термином менталитет. Однако в массы этот термин вошёл благодаря деятельности французской исторической Школы «Анналов». Её представители понимали под менталитетом то, что объединяло короля Франции и рядового солдата, то есть менталитет предстаёт именно как коллективная черта, а не как индивидуальная. Постепенно термин перекочевал из научной среды в публицистику.

Менталитет культуры

Глубинные структуры культуры, исторически и социально укоренённые в сознании и поведении многих поколений людей, объединяющие в себе различные исторические эпохи в развитии национальной культуры.

Этот раздел не завершён.
Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Современное понимание

Что такое менталитет в сегодняшней интерпретации? Социологи определяют его как особую форму умственной деятельности, позволяющую осознать окружающий мир, общественные явления.

Он формируется в процессе переработки социального опыта, которая производится как индивидуальным, так и коллективным сознанием. Менталитет выражает ценности, востребованные тем или иным коллективным образованием и оказывающие большое влияние на отношения и связи в обществе.

склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Смотреть фото склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Смотреть картинку склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Картинка про склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Фото склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания
Смотреть галерею

Это понятие отражает глубинные процессы, происходящие в коллективном и индивидуальном сознании и в области бессознательного, в результате которых создаются конкретные устойчивые установки и представления, отражающие особые взгляды, характерные для тех или иных общественных групп. Сформировавшись, они являются ориентиром в социальном поведении людей.

Расставание

Что происходит при расставании партнёров? Люди поссорились и разъехались в пространстве в разные края, но остаются вместе на ментальном уровне: вспоминают и думают друг о друге постоянно. В итоге в четырёхмерном пространстве между ними образуется незаметный канал, управляющий их жизнью, и расстояние на этот процесс почти не влияет. Время, которое, согласно известной поговорке, лечит всё, действует немного радикальнее. Конечно же, это не совсем верно.

склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Смотреть фото склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Смотреть картинку склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Картинка про склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания. Фото склад ума способ мировосприятия глубинная структура сознания

Для «выздоровления» просто нужно покинуть ту ментальную плоскость, которая создавала дискомфорт, и время этому содействует, но сомнительно. Разъединение во времени и в пространстве не всегда автоматически разрывает ментальный канал. Иногда нужно дополнительно поднажать и «уйти в сторону» разумом.

Высший ментальный уровень, так же как и четырёхмерное пространство, заполнен различными событиями: столкновениями, битвами и борьбой за сферы влияния. Лишь потом эти действия проецируются на четырёхмерный мир. Это может быть удача или невезение, или появившаяся из ничего форс-мажорная ситуация. Также это может проявляться как зависть, обида, ревность, антипатия, симпатия. Всех этих нюансов не существует в материальном мире, но на нас оказывают влияние такие процессы.

Мы надеемся, что, прочитав эту статью, вы получили наиболее полное представление о ментальном уровне.

Источник

Что такое Ментальность?

Сегодня в редкой статье не встретишь понятий менталитет или ментальность. И разные авторы вкладывают нередко различное смысловое содержание.
В научный оборот слово «ментальность» было введено в кружке Дюркгейма,имея ввиду религиозную ментальность, а затем в его журнале появилась рубрика «Групповая ментальность». Дюркгейм под ментальностью понимал «Коллективное бессознательное». Термин «менталитет» впервые использовал в 1906 году французский этнограф и социолог Марсель Мосс, племянник и ученик Дюркгейма как синоним понятия «образ мыслей». Основатели журнала «Анналы» Л.Февр и М.Блок использовали данный термин при изучении различных социально-культурных феноменов, как отражение «коллективного неосознанного», обращаясь именно к массовым явлениям (например, массовых умонастроений, образа мыслей и чувств, ментальности — «духа времени», а не только идей отдельных индивидуумов). Во французской литературе различаются особенности проявления менталитета, который по сути дела отождествляется с такими понятиями, как «воображаемое», «чувствительное», «символическое» и даже «система ценностей» и «идеология». Исследователи ментальных феноменов дают весьма неоднозначные определения: «представления», «неосознанное», «установки», «поведение» [52. С. 194].

В русскоязычной философской литературе понятие «mentalite» воспринято из западной литературы. Кульминацией в развитии этого направления явились работы таких отечественных религиозных философов конца XIX – начала XX вв., как Н.А. Бердяев, B.C. Соловьев, Л.П. Лосский, Г.П. Федотов, Л.П. Карсавин, В.В. Зеньковский и др. В российской философии, культурологии и публицистике обычно употребляется для характеристики национальных особенностей народов, особенностей культуры. Например, подчеркиваются черты русского менталитета — духовность, коллективизм (соборность), широта души.
В Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия понятия менталитет и ментальность отождествляются и толкуется (от позднелат. mentalis — умственный), как «образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе»[31]. В толковом словаре иностранных слов Л.П.Крысина менталитет объясняется как «образ, способ мышления, мировосприятия личности или социальной группы».
Политологи менталитет определяют как «обобщенное понятие, отчасти образно-метафорическое, политико-публицистическое, означающее в широком смысле совокупность и специфическую форму организации, своеобразный склад различных психических свойств и качеств, особенностей и проявлений». Данное понятие используется главным образом для обозначения оригинального способа мышления, склада ума или даже умонастроений (например, национальный – грузинский, русский, немецкий и др. или региональный – скандинавский, латиноамериканский и др. менталитеты.

В философской литературе исследование проблемы менталитета осуществляется в различных направлениях. Во-первых, это – социально-философский аспект. Выдающиеся русские философы В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев хотя и не применяли термин «менталитет», тем не менее, внесли существенный вклад в разработку этой проблемы, используя различные словосочетания с понятиями: «склад», «тип», «образ», «слой». Например, «склад русского характера», «склад души народа», «русский духовный склад», «национальный тип», «духовный тип человека», «умопостигаемый образ народа», «глубокий слой русской души». А.Ф.Лосев и П.А.Флоренский рассматривали феномен менталитета во взаимосвязи с различными проблемами языка. Значительно меньше работ, связных с исследованием евразийского менталитета. Таким образом, в российской философии понятие «менталитет» и «ментальность», нередко отождествляют, считается, что они имеют однопорядковое значение, с такими терминами как «русская идея», «образ мыслей», «совокупность умственных навыков и духовных установок».
Анализ различных точек зрения, касающихся употребления терминов «ментальность» и «менталитет» убеждает, что в философской литературе пока нет четкого определения этих понятий [8]. Не внесли ясность в этот вопрос и защищенные кандидатские и докторские диссертации [149.183].

ОТЛИЧИЕ МЕНТАЛИТЕТА ОТ МЕНТАЛЬНОСТИ
В философской литературе делаются попытки развести понятия «менталитет» и «ментальность» «В отличие от менталитета под ментальностью следует понимать частичное, аспектное проявление менталитета не столько в умонастроении субъекта, сколько в его деятельности, связанной или вытекающей из менталитета… В обычной жизни чаще всего приходится иметь дело с ментальностью, хотя для теоретического анализа важнее менталитет»[8. С. 31-32]. Менталитет – это система ценностей, целей и убеждений, зависящая от этнических, социальных, культурных, географических, языковых и т.п. факторов, а ментальность – проявление этих факторов в поведении человека или социальной группы.
Психологи, этнологи, социологи и другие специалисты рассматривают их во взаимосвязи с концепциями своих наук. Социологи рассматривают проявление менталитета как следствие процесса социализации – усвоения норм поведения, традиций и обычаев. В связи с этим концепция менталитета совпадает во многом с основными положениями национальной идеи. Вместе с тем представители разных народов являются носителями своей особенной культурно-исторической традиции, обычаев. Социально-философское осмысление ментальных черт народа, погружение в глубины народного духа можно рассматривать и как иррациональное, мистическое постижение духовных основ, сущностных бессознательных черт общества в его историческом протяжении. Социологи Санкт-Петербургской школы поддерживают позицию Семенова В.Е., который определяет менталитет как «исторически сложившиеся групповое долговременное умонастроение, единство (сплав) сознательных и неосознанных ценностей, норм, установок в их когнитивном, эмоциональном и поведенческом выражении»[165.С. 44]. При этом ученый считает, что у того или иного народа или страны имеется более чем один менталитет и поэтому вводит понятие полиментальности – множественности менталитетов.
Проблемы менталитета рассматриваются в психологическом аспекте под влиянием идей Фрейда, Юнга, российских и грузинских психологов.

При этом в литературе можно встретить не только использование как синонимов категорий «менталитет» и «ментальность» (что вполне допустимо при недостаточной философско-методологической разработанности проблемы), но и характеристику указанных дефиниций с помощью понятий «национальный характер», «этническое сознание», «психический склад нации», «мировоззрение», «психология» и т.д. В то же время отдельные исследователи предпринимали попытки установить содержание и соотношение терминов «менталитет» и «ментальность».Так, одним из таких разграничений этих категорий является определение ментальности как универсальной способности индивидуальной психики хранить в себе типические инвариантные структуры, в которых проявляется принадлежность индивида к определенному социуму и времени. Свое конкретно-историческое воплощение ментальность находит во множестве менталитетов различных эпох и народов. Иными словами, индивидуальная ментальность, по сути дела, растворяется в социальном менталитете, что представляется не совсем реальным отражением действительности.

В рамках социологического подхода предпринята попытка дифференцировать дефиниции «менталитет» и «ментальность». На основе анализа этимологии слова «менталитет» предложено достаточно традиционное определение этой категории как способа, типа мышления, склада ума. Эти характеристики проявляются в познавательном, эмоциональном, волевом процессах и в особенностях поведения, дополняемых системой ценностных установок, присущих большинству представителей конкретной социальной общности. Менталитет выражает упорядоченность ментальности и определяет стереотипное отношение к окружающему миру, обеспечивает возможность адаптации к внешним условиям и корректирует выбор альтернатив социального поведения. В свою очередь, ментальность, с одной стороны, – это способ повседневного воспроизводства, сохранения привычного уклада жизни и деятельности. С другой стороны, она представляет собой качество или группу свойств, а также совокупность когнитивных, аффективных и поведенческих характеристик мышления индивида или группы. Однако в таком подходе присутствуют определенные методологические и логические противоречия. Во-первых, указывается на то, что оба явления, «менталитет» и «ментальность», связаны с особенностями индивидуального и группового мышления. Само мышление характеризуется такими специфичными, хотя и взаимосвязанными чертами, как набор свойств, качеств, особый тип, способ мыслительной деятельности. Во-вторых, ментальность не является психическим состоянием, а представляет собой социокультурный феномен. Однако, она есть не что иное, как результат индивидуального психосоциального развития и интерперсонального взаимодействия, что явно имеет противоречие с вышеизложенным выводом.
В то же время вполне справедливо указано на наличие диалектической взаимосвязи между феноменом менталитет и ментальность. Однако вывод о том, что менталитет и ментальность – это многомерный феномен человеческого восприятия, представления, отношения и действия, который может быть описан в разных аспектах, размывает границы этих дефиниций настолько, что они практически сливаются друг с другом и теряют свою содержательную специфику. Л.Н. Пушкарев пришел к выводу, что менталитет имеет всеобщее, общечеловеческое значение (подобно таким категориям, как «мышление», «сознание»), в то время как «ментальность» можно отнести к различным социальным стратам и историческим периодам. Свои выводы историк сделал на основе того, что от основ имен прилагательных образуются, как правило, существительные, обозначающие признак, отвлеченный от предмета, а также качество либо состояние. Поэтому, по его мнению, «ментальность» можно рассматривать как признак мыслящего человека, характерный для данного лица (коллектива) в конкретное время [154. С.158].

В определенном смысле сходную точку зрения высказали Е.А. Ануфриев и Л.В. Лесная которые отметили, что в отличие от менталитета под ментальностью следует понимать частичное, аспектное проявление менталитета не столько в умонастроении субъекта, сколько в его деятельности, связанной или вытекающей из менталитета … в обычной жизни чаще всего приходится иметь дело с ментальностью [8, с. 24]. Сложившееся терминологическое противоречие попытался разрешить Д.В. Полежаев [149. С. 64], Он предложил рассматривать ментальность и менталитет как часть и целое. По его мнению, ментальность личности можно определить как глубинный уровень индивидуального сознания, как устойчивую систему жизненных установок. Она отражает неповторимое, многообразное, динамичное в духовном мире и деятельности индивида, в то время как в категории «менталитет» фиксируется духовность общества в целом, прежде всего его идеологические принципы, вытекающие из особенностей социально-политической организации.

На первый план, таким образом, выступает рефлексия человека на внешнюю действительность, оригинальность восприятия этой действительности через призму соответствующей культурной среды. Исследователи-психологи пытаются обнаружить элементы, создающие это своеобразное восприятие, реагирование индивида. Центральным моментом тут служит архетип. Согласно К. Касьяновой, есть ряд предметов или идей, по-своему эмоционально окрашенных для представителя каждой культуры. При отражении в сознании они становятся импульсом к определенному действию. Связку «предмет-действие» Касьянова и называет социальным архетипом. На ее взгляд, он тесно связан с ценностной структурой личности, которая «погружена в архетипы» [89. С. 32].Итак, специфика психологического подхода вбирает в себя, во-первых, раскрытие менталитета как характеристики индивидуального сознания; во-вторых, рефлексию индивидуумом окружающей реальности как основной способ ментального проявления; в-третьих, подчеркивание роли, которую играет культура в данной среде как основополагающий фактор, формирующий менталитет. К психологическому пониманию менталитета близка позиция лингвистов, которые ищут в языке отражение специфического бытия нации (например, работы Г.Д. Гачева).

Например, И.Орлова считает, что современное представление о цивилизациях и суперэтносах существенно конкретизирует евразийскую идентичность. Важнейшим условием жизнеспособности евразийской идеи является сдвиг в самосознании людей в сторону понимания ими своей исторически определенной функции в жизни органического целого – Евразии, формирование двойной идентичности: собственно национальной и общеевразийской. Ведь была у нас двойная идентичность в советское время. Русский, казах, калмык и т.д. – все осознавали себя еще и советскими. Евразийская идентичность способна на социальном и социально-психологическом уровнях цементировать единство народов Евразии. Цивилизация, определяет она, это «социетальная культурно-историческая система, объединяющая на суперэтническом уровне население с общей самоидентификацией, органически связанное с конкретной природно-пространственной средой» [140] В культурологии и публицистике термин ментальность обычно употребляется для характеристики национальных особенностей народов, особенностей культуры. Например, черты русского менталитета — духовность, коллективизм (соборность), широта души. Ментальность культуры — глубинные структуры культуры, исторически и социально укорененные в сознании и поведении многих поколений людей, объединяющие в себе различные исторические эпохи в развитии национальной культуры.

В философии проблема менталитета и ментальности занимала и занимает внимание многих исследователей в связи с такими понятиями как «образ жизни» и «смысл жизни», а, в последние годы, как «национальная идея» и «национальное самосознание», «западный» или «восточный», «русский» или «казахский», «христианский» или «исламский» и другие типы менталитета. В меньшей степени исследованы особенности евразийского менталитета, особенно его аксиологический аспект. И, наконец, философское понимание менталитета как одного из особых природных и общественных явлений предполагает обращение к этому ракурсу всех отраслей социальной науки. Вопреки проявлявшемуся стремлению к универсальности, акценты позволяют охарактеризовать специфическое видение изучаемого предмета представителями любого направления.

В казахстанской философской литературе больше внимания уделяется особенностям тюркского, казахского и евразийского менталитета. М. Орынбеков дает следующее определение: «Менталитет – это коллективно формируемый в обществе строй мышления и поведения, который присутствует у всех его членов и проявляется на индивидуальном уровне» [142. С.13]. Соглашаясь с этим определением, Д. Кшибеков подчеркивает, что менталитет, характерный для всего народа, проявляется в каждом человеке данной национальности. Менталитет народов зависит от особенностей образа жизни, формируется под влиянием географических, материальных, социально-политических, идеологических и других фактров [117, с.4].
Социологи все чаще обращаются к компаративистскому методу исследования феномена ментальности и менталитетов. Компаративные или сравнительные исследования в социологии, рассматривающие явления или процессы в широком социально-историческом и социально-культурном контексте, предполагают всесторонний анализ предпосылок и последствий, привлечение исторических аналогий, таких видов компаративных исследований, как «бинарный анализ», «сравнение подобных и контрастных менталитетов», «асинхронное сравнение», «планетарное или глобальное исследование».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *