символизм крещения двумя пальцами
Вопрос о двуперстии и троеперстии
Марианна Владимировна
Сергей Калайда
Первоначальною древнейшею формою перстосложения для крестного знамения, которая употреблялась в первые века христианства и, по церковным верованиям, ведёт своё начало со времён апостольских, было единоперстие,- тогда знаменовались в крестном знамении одним перстом.
Древнехристианское единоперстие с течением времени, начиная с IX века, стало заменяться в православной греческой церкви двоеперстием, которое, вытеснив собою единоперстие, сделалось у греков господствующим.
Греки, изменившие по требованию указанных обстоятельств, древнехристианское единоперстие на двоеперстие, которое продолжалось у них более четырехсот лет, переменили потом у себя двоеперстие на троеперстие.
Марианна Владимировна
Амир2012
Игорь (Н. Новгород)
Иулия:)
Иулия:)
Игорь (Н. Новгород)
Иулия:)
Станислав (Артемий)
Известно, что Илья Муромец Печерский использовал троеперстие. Это было в свое время веским аргументом.
Сергий_
Санкт-Петербургская православная духовная академия Архив журнала «Христианское чтение» О клятве Московского собора 1667 года Опубликовано: Христианское чтение. 1872. № 5. С. 1-70.
Игорь Александрович.
1.Снятие прещений явилось продолжением зловредной и иезуитской политики митрополита Никодима(Ротова)который даже вопреки решению Всеправославного Совещания 1948.г в Москве что при том же Патриархе Алексии l сделал нашу Церковь членом ВСЦ.Также его авторству и покровительству принадлежит это решение:
В конце 1969 года Синод Русской Православной Церкви под влиянием митрополита Никодима (Ротова) и идей «аджорнаменто» II Ватиканского Собора издал постановление о возможности причащения католиков и старообрядцев в Православной Церкви.
Допущение к Святым Таинствам Православной Церкви старообрядцев и католиков.
Определение Священного Синода (16.12.1969)
«Имели суждение о различных случаях, когда старообрядцы и католики обращаются в Православную Церковь за совершением над ними святых таинств.
Постановили: В порядке разъяснения уточнить, что в тех случаях, когда старообрядцы и католики обращаются в Православную Церковь за совершением над ними Святых Таинств, это не возбраняется»
ЖМП, 1970, № 1, с.5.
«Разъяснение председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополита Никодима о невозбранном допущении к Святым Таинствам старообрядцев и католиков (17.3.1970)
В связи с запросами, поступающими от представителей прессы относительно решения Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 декабря 1969 года о невозбранном допущении к Святым Таинствам старообрядцев и католиков в тех случаях, когда они обращаются с просьбой об этом к священнослужителям нашей Церкви, считаю своим долгом сделать следующее разъяснение:
Священный Синод, принимая это постановление, руководствовался практикой в жизни Русской Православной Церкви в СССР, когда члены Старообрядческой Церкви, имеющей трехстепенную иерархию, а также члены Римско-Католической Церкви в случае болезни или по иной причине обращаются к священнослужителям Русской Православной Церкви с просьбой о духовном утешении и за совершением Святых Таинств. (Это может быть в тех случаях, когда последователи старообрядческого и католического исповеданий не имеют возможности обратиться к священнослужителям своих Церквей.) В таких случаях духовенству Русской Православной Церкви надлежит проявлять пастырскую заботу и преподавать нуждающимся духовное утешение и Святые Таинства.
При этом следует иметь в виду, что Православная и Римско-Католическая Церкви имеют одинаковое учение о Святых Таинствах и взаимно признают действенность этих Таинств, совершаемых в них.
Упоминаемое решение Священного Синода, как мы надеемся, будет иметь значение и окажет доброе влияние на укрепление братских отношений Русской Православной Церкви с Церковью Римско-Католической и Старообрядчеством и таким образом облегчит следование по пути к вожделенному вероисповедному единству, заповеданному Христом Спасителем всем, кто исповедует Его всесвятое Имя»
ЖМП, 1970, № 5, с. 25.
В 1986 году, когда контроль со стороны ЦК КПСС над Церковью стал явно ослабевать, Синод Русской Православной Церкви приостановил его действие:
Определение Священного Синода (29.07.1986)
«Имели суждение о Разъяснении Священного Синода от 16 декабря 1969 года о допуске в порядке икономии к Святым Тайнам римо-католиков.
Постановили: Ввиду поступающих запросов по поводу данного Разъяснения Священный Синод сообщает, что практика эта не получила развития, и определяет отложить применение синодального Разъяснения от 16 декабря 1969 года до решения этого вопроса Православной Полнотой»
ЖМП, 1986, № 9, стр. 7-8.
2.Слово»Единоверцев»не является соборным продуктом церкви.Придумал его фаворит Екатерины ll митр.Платон(Левшин).(«Полный Церковнославянский Словарь»прот.Григория Дьяченко).Она же первая разрешила им строить монастыри по Волге и как то кучковаться в стаи.
Почему миряне благословляют троеперстием, а священники двумя перстами?
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Вопрос читателя:
Иерей Виктор НИКИШОВ
Отвечает иерей Виктор Никишов:
Крестное знамение мирян и благословение священников, хоть и внешне немного похожие, имеют разную смысловую нагрузку и разное исполнение.
Обыкновенное крестное знамение означает молитвенное обращение к Распятому на Кресте Господу и является выражением веры всех христиан.
Крестное знамение упоминается еще в апостольские времена. Тертуллиан писал, «мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, возжигая светильник, одеваясь, ложась спать, садясь за какое-либо занятие».
Из истории Церкви Христовой известно, что вначале христиане крестились одним перстом, подчёркивая этим веру в единого Бога, и крестились они малым крестом, осеняя крестом только чело. К IV веку христиане стали осенять крестом все свое тело, то есть появился «широкий крест». После IV Вселенского собора (451 г.), сформулировавшего догмат о единстве двух природ во Христе, к IX веку единоперстие постепенно заменило двуперстие, что было обусловлено широким распространением на Ближнем Востоке и Египте ереси монофизитства. Когда Русь была крещена, в Византии крестились ещё двумя перстами. Поскольку к XII веку борьба с монофизитами уже закончилась, то двоеперстие утратило свой демонстративный и полемический характер. Приблизительно в XI-XII веках в грекоязычных Поместных Православных Церквях (Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской) двоеперстие было заменено троеперстием, так как двоеперстие уравнивало православных христиан с несторианами, которые также употребляли двоеперстие. Православные греки начали осенять себя троеперстным крестным знамением, подчеркивая свое почитание Пресвятой Троицы..
Устоявшаяся практика нанесения двумя перстами (пальцами) с прижатыми тремя пальцами к ладони крестного знамения, существовала в Русской Православной Церкви до раскола, который произошел при патриархе Никоне (1605-1681) (подробнее об этом Как крестились до раскола в 1054 году?).
В современности для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: большой, указательный и средний слагаем вместе концами ровно, а безымянный и мизинец пригибаем к ладони (Как творить крестное знамение?).
И вот теперь мы возвращаемся к Вашему вопросу.
Когда нас осеняют крестным знамением священнослужители, это называется благословением. Силу священнического благословения Господь указал еще в Ветхом Завете. Облекая священников властью благословлять народ, он говорит им: «Пусть призывают Имя Мое на сынов Израилевых, и Я благословлю их».
Ветхозаветное благословение для сынов Новозаветной Церкви получило силу и значение с того времени, когда Господь Иисус Христос в день Вознесения на горе Елеонской поднял руки и благословил Своих учеников.
Подражая Спасителю, христианские пастыри также стали поднимать руки для преподания благословения верующим. Действуя властью и Именем Спасителя, они складывают пальцы так, чтобы в этом сложении изображалось Имя Иисуса Христа «Иисус Христос».
Сложенную руку православный священник поднимает вверх и благословляет изображением креста пред ним стоящих. Так вся сила благословения и освящения подается нам крестом. Во время богослужения, священник, осеняя народ крестообразно, желает ему мира, по примеру Христа: «Мир всем». В ответ на это верующие должны поклониться без крестного знамения.
На иконах некоторых святых используется именословное благословение, которым благословляют архиереи и священники. С таким жестом изображаются святители (то есть святые епископы, митрополиты и патриархи), а также преподобные и праведные, имевшие священный сан. Например, святитель Иоанн Златоуст, который был архиепископом Константинопольским; святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских; преподобный Серафим Саровский…
Резюмируем: миряне крестятся и благословляют пищу, родственников, складывая определенным образом пальцы, где три пальца сложенные обозначают Троицу, а два пальца прижатые к ладони – природу Христа: Божественную и человеческую. Священник же благословляет не двумя пальцами. Когда священник или епископ благословляет нас рукой, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы IC XC, то есть Иисус Христос. Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос. Также часто на иконах изображаются святые с благословляющей десницей, символично обозначая то, что при жизни они так же благословляли людей и сейчас продолжают это делать с любовью о Христе.
Почему нужно креститься двумя пальцами? На древних иконах всегда изображали двуперстное знамение
Если вы будете рассматривать старинные картины, иконы или фрески, то с удивлением обнаружите, что на них изображены святые, апостолы и сам Иисус Христос, держащие пальцы в двупёрстном знамении. И нигде на них вы не увидите людей держащих три пальца щепоткой. Это говорит о том, что крещение двумя перстами наиболее древнее и правильное. Уважаемые читатели знают, что двуперстие сменилось трёхперстием только во время Раскола, в 1666 году. Тогда же, к слову, стали водить крестные ходы «против Солнца», что выглядит несколько по-сатанински. Одним февральским днём, 1658 года патриарх Никон просто выпустил распоряжение, запрещающее кланяться до земли и заменить двуперстное сложение трёхперстным.
Троица
Еще Ньютон доказал, что слова «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино (1Ин 5-7)» есть позднейшая вставка, которой нет в ранних источниках.
Да и в самой Библии не в Новом ни в Ветхом завете ни Иисус, ни Бог нигде не говорят: «Нас на самом деле три». Нет этого и в 10 заповедях (декалоге). Наоборот, там говорится о запрете поклонения другим ипостасям. Даже апостол Павел называл Иисуса человеком, и посредником между Богом и людьми, но не Богом.
Религиозный смысл
Таким, образом, подводя итог, можно сказать, что крещение двумя пальцам наиболее верное. До 1658 года на Руси так крестились все. Подобное сложение изображается на древних иконах и фресках, а само сложение содержит в себе имя Иисуса Христа. Трёхперстное же сложение пальцев есть позднейший людской новодел.
Утопия на воде
Наша планета на две трети покрыта водой, и климатологи опасаются, что в связи с глобальным потеплением площадь суши еще уменьшится. Поэтому идея городов на воде становится актуальной. В том числе и потому, что эти города обещают свободу.
Вероятно, первым, кому пришла в голову идея о том, что можно строить города наплаву, был знаменитый французский фантаст Жюль Верн. В 1870 году он выпустил роман «Плавающий город». При написании Верн вдохновлялся своим путешествием на крупнейшем шестимачтовом пароходе того времени — британском трансатлантическом лайнере «Грейт Истерн».
Лайнер был спущен на воду в 1858 году и стал воплощением передовых технологий середины XIX века. Хотя роман в основном посвящен перипетиям путешествия писателя, в нем была высказана мысль, что океанские суда когда-нибудь станут основой для возникновения нового общества.
В конце ХХ века в моду вошло создание искусственных островов посреди океана, что обусловлено морским правом, которое закрепляет территориальные воды (12 морских миль) и прилежащую зону (24 морские мили) за государством, которому официально принадлежит такой остров.
Понятно, что на плавающие объекты, которые находятся вне названных зон, правила не распространяются, и за счет этого они имеют определенное преимущество: теоретически экипаж судна, находящегося в свободном плавании, может отказаться от любого гражданства и подчинения «сухопутным» законам.
В настоящее время идея плавающих городов находит сторонников среди тех, кто считает, что жизнь на суше становится все менее комфортной. Основоположниками концепции «водного мира» считаются французский дизайнер Жан-Филипп Зоппини и бельгийский архитектор Винсент Каллебо.
Первый предложил проект огромного океанского лайнера на десять тысяч пассажиров, который имел бы на своем борту все необходимое для бесконечного кругосветного путешествия. Второй сразу замахнулся на создание плавающего города «Кувшинка» (Lilypad), который вместит пятьдесят тысяч жителей и будет использовать для жизнеобеспечения восстанавливаемые энергоресурсы: течения, ветер и солнечный свет.
Лайнер Зоппини не нашел инвесторов, а вот проект Каллебо продолжает развиваться: им, в частности, заинтересовались власти Бразилии, Японии и Объединенных Арабских Эмиратов.
Дизайнер Зоппини и архитектор Каллебо полагают, что их проекты должны решать две главные проблемы: перенаселение и экологическое загрязнение. Сооружения на воде должны заменить душные и тесные мегаполисы, а внедряемые при их строительстве технологии будут опираться на ресурсы океана, которые пока еще кажутся безграничными.
Однако инвесторов больше интересует правовой статус плавающих городов. В новейшей истории был прецедент создания независимого государства на «океанской» территории, и сегодня он активно изучается для применения в будущем.
В 1966 году отставной английский майор Пэдди Рой Бейтс высадился на платформе Рафс-Тауэр, построенной в 1942 году у побережья Великобритании для размещения зенитных орудий. Вместе со своим приятелем Ронаном О’Рэйлли он решил организовать там парк развлечений, пользуясь неопределенным правовым статусом платформы.
Однако вскоре приятели поссорились, поскольку Бейтс отказался от первоначального плана в пользу создания «пиратской» радиостанции. Конфликт закончился тем, что 2 сентября 1967 года Бейтс объявил об учреждении суверенного «платформенного» государства под названием Силенд (Sealand — «Морская земля») и провозгласил себя ее владельцем — князем Роем Первым.
Дело пошло в суд, и британские власти решили предъявить свои права на платформу. Но оказалось, что сделать это невозможно, поскольку Силенд находится вне территориальных вод Великобритании, а ее строители не удосужились юридически зафиксировать принадлежность сооружения.
Майор Бейтс и его сын Майкл отбили десант чиновников, открыв предупредительную стрельбу в воздух, а вскоре игра в княжество Силенд так увлекла отставного майора, что он разработал конституцию для своего микрогосударства, нарисовал герб, выпустил «национальную» валюту и почтовые марки.
Пэдди Рой Бейтс с сыном Майклом
В августе 1978 года в Силенде произошел государственный переворот. Премьер-министр микрогосударства Александр Ахенбах, воспользовавшись отсутствием князя, во главе группы голландских граждан высадился на платформе и запер принца Майкла в одном из помещений.
Бейтс обратился за помощью к частному охранному агентству, которое организовало штурм Силенда. Мятежники были арестованы и объявлены «военнопленными». Позднее князь Рой отпустил их, но Ахенбах томился в «застенках» до тех пор, пока за ним не прибыл посол Германии, гражданином которой он являлся. Визит посла был использован для того, чтобы утвердить статус Силенда как признанного государства.
23 июня 2006 года платформу Рафс-Тауэр охватил пожар, который уничтожил почти все постройки Силенда. Князь Рой решил, что игра в государственность ему надоела, и выставил ее на торги за 750 миллионов евро.
Пока никто не приобрел «независимую державу», однако опыт майора Бейтса показывает, что современный мир вполне допускает возможность существования подобных государственных образований, если те находятся вне территориальных вод других стран.
На прецедент Силенда рассчитывает Питер Тиль, один из основателей известной компании Paypal, занимающейся электронными платежами. В настоящее время он выступает главным инвестором Артизанополиса — проекта плавающего города, который собирается построить Институт Систейдинга (The Seasteading Institute, TSI).
Концепцию систейдинга сформулировал в 1998 году инженер Уэйн Грэмлич. Он писал, что в будущем неизбежно появятся поселения на воде, главной задачей которых будет создание независимой государственности, допускающей большее количество прав и свобод, чем принято в державах с флагом в ООН.
Через десять лет, 15 апреля 2008 года, Грэмлич вместе с Пэтри Фридманом, программистом по специальности и трансгуманистом по убеждениям, учредил Институт Систейдинга для «создания долговременных автономных общин в океане с целью получения возможности внедрения различных социальных, политических и правовых систем».
Первый проект, разработанный Институтом, представлял собой большой плавучий дом на сто пятьдесят жителей, который Грэмлич и Фридман собирались спустить на воду в заливе Сан-Франциско еще в 2014 году.
Однако проект не нашел инвесторов, поэтому его авторы обратились к миру за добровольными пожертвованиями. Реклама проекта привлекла к нему многих, в том числе Питера Тиля, который потратил на инициативы Института свыше 1,7 миллионов долларов.
13 января 2017 года правительство Французской Полинезии подписало с Институтом соглашение о строительстве плавучего Артизанополиса, который будет находиться поблизости от острова Таити. Строительство начнется в ближайшие два года.
Город на воде будет представлять собой модульную сеть прямоугольных и пятиугольных платформ, положение которых можно менять в соответствии с потребностями жителей. Стоимость города — 170 миллионов долларов, количество жителей — 300 человек.
Однако главная особенность Артизанополиса не в его конструкции или архитектуре, а в том, что его жителям предоставляется полная свобода, причем не только в вопросах творчества, — создатели города собираются построить новый вариант справедливого общества.
Скептики не верят, что у них получится. Но если вдруг получится, то опыт «водного мира» послужит образцом для конструирования будущего, от которого станет непросто отмахнуться.
РАСПУТИН: последние предсказания
Имя Григория Распутина так же хорошо известно, как и имя последней царской семьи России.
У обычного крестьянина есть несколько причин остаться в истории, но что не останавливает к нему интерес, так это его знаменитые предсказания.
Помимо того, что он был народным целителем, лечившим сына императора Николая II от гемофилии, Распутин также был известен своими пророческими способностями.
Вот лишь некоторые предсказания этого таинственного человека.
1. Третья мировая война
Перед тем, как его убили, Распутин говорил о трех змеях, которые медленно приведут человечество к гибели. Считается, что он говорил о мировых войнах, поскольку Первую и Вторую действительно можно сравнить со змеями, посеявшими хаос. Он также утверждал, что эти три змеи станут причиной самых кровавых времен в истории человечества.
2. Появление бездушных существ.
Распутин много писал и говорил о клонировании в будущем и описывал клонов как бездушных существ без души. Спустя десятилетия клонированная овца Долли стала фактом, а в научном сообществе все чаще говорили о появлении человеческих клонов и создании детей, чтобы избежать некоторых наследственных заболеваний.
3. Зверь станет врагом человека.
Согласно мистицизму, человечество достигнет периода неконтролируемых генетических экспериментов, что может привести к появлению монстров, которые заполнят Землю.
4. Моральные ценности потерпят неудачу
Хотя он известен различными шаманскими практиками, правда в том, что Распутин был православным христианином, но как таковой он не видел будущего для своей веры. Он утверждал, что год за годом моральные ценности будут падать, пока не возобладают безразличие и эгоизм.
5. Конец света
Хотя он не назвал конкретную дату, Распутин видел конец дня как естественный конец жизни в нашей солнечной системе. Он сказал, что Солнце сожжет Землю дотла, а Апокалипсису будут предшествовать три дня тьмы. Большая часть нашей планеты превратится в пустыню, пока окончательно не исчезнет.
На Горьковском направлении изменяется расписание электричек
Расписание движения пригородных поездов частично изменится с 11 сентября по 13 октября. Отменяются семь поездов, 49 электричек будут следовать измененным расписанием. По рабочим дням электропоезд отправлением из Москвы в 8.36 проследует только до станции Купавна. Электропоезд 6826 отправлением с Курского вокзала в 7 утра проследует только до станции Фрязево. Обо всех изменениях можно узнать на вокзалах и станциях. Сообщает СИТИ-FM
Фестиваль мертвых в Лаосе
В Лаосе в сентябре проходит ежегодный буддистский фестиваль мертвых: праздник поминовения усопших Boun Khao Salak.
Первому мультфильму поставят памятник
Памятник первому латвийскому мультипликационному фильму Ki-ke-ri-gu («Ку-ка-ре-ку») будет установлен в Риге.
Снят фильм был в 1966 году режиссером Арнольдом Буровым.
Идея запечатлеть мультфильм в центре Старого города Риги принадлежит обществу Animacija и студии анимационных фильмов Animacijas brigade, которых поддержал и Рижский совет по памятникам.
Инициаторы проекта считают, что с установкой скульптурного объекта, особо близкого детям, «обогатится и благоустроится среда Старого города», к тому же, петух имеет символическое значение для Риги: им украшены многие шпили исторических строений. Сообщает travel.ru
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Символизм крещения двумя пальцами
Здравствуйте! Если возможно, мне бы хотелось более подробно узнать (может быть Вы посоветуете литературу на эту тему) о истории раскола Русской Церкви в результате реформ Патриарха Никона. Почему староверы крестятся двумя перстами? Если в церкви креститься двумя перстами, то будет ли это большим грехом? Меня очень интересует этот вопрос, т.к. мои прабабушка и прадедушка были очень набожными староверами, и я сейчас не знаю, как мне правильно поступать: придерживаться старой веры или можно совместить ее с настоящей. В храме спросить у священника я как-то стесняюсь. Помогите мне, пожалуйста, разобраться в этом вопросе.
Отвечает иеромонах Адриан (Пашин):
Хорошие книги по этому вопросу:
C. Зеньковский «Русское старообрядчество», Н. П. Каптерев «Патриарх Никон и Царь Алексей Михайлович».
Вопрос об употреблении одного из видов крестного знамения, признанных Русской церковью равноспасительными, не является насущной проблемой для нашего спасения. Креститься двумя перстами не является грехом, но для некоторых людей может быть соблазном, т. к. в течение 3-х столетий это крестное знамение считалось «раскольничьим». На поместных соборах 1918 и 1971 гг.. Русская церковь признала равноспасительность старых обрядов, но конечно, те, кто не общается с Вселенской Церковью находятся в сомнительном положении. Как верные чада Православной Церкви мы можем посоветовать Вам ни в коем случае не разрывать общение с Русской Православной Церковью и постараться отнестись со смирением к некоторому неприятию старых обрядов среди некоторых ее чад.
Единоверческая церковь возникла как путь возвращения старообрядцев, находящихся в расколе, во Вселенскую Церковь. «Единоверие» значит, что вера одна, вера Вселенской Православной Церкви. Смотрите: /news/001127/01.htm Это такая же православная церковь, как и другие, там служат священники, рукоположенные нашими епископами, и поминается Святейший Патриарх Алексий.