символизм и синтез искусств в пространстве храма
Храмовой синтез искусств
Синтез искусств — это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое. Единство компонентов синтеза искусств определяется единством идейно художественного замысла.
Просмотр содержимого документа
«Храмовой синтез искусств»
Тема урока: Храмовый синтез искусств
Создание атмосферы восприятия «собственно искусства» в современном его понимании как самостоятельной формы творческого выражения состояния художника и воплощаемого им образа, явления. Состояния, связанного с эстетическим наслаждением, а не культовым мироощущением.
2. Закрепление знаний ряда произведений искусства, их характерных особенностей.
3. Развитие способностей к анализу выразительных средств: фресок, икон, архитектурных форм, духовной музыки эпохи русского средневековья.
Синтез искусств — это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое. Единство компонентов синтеза искусств определяется единством идейно художественного замысла.
Синтез искусств можно найти в разных сферах художественной деятельности.
Синтез искусств в православном храме.
В православном храме для молящихся отводится основное помещение храма, включающее подкупольное пространство. Алтарная часть — для божественной сверхреальности. Зримым напоминанием о Боге и призывом к Нему является икона. Строгие одноголосные напевы в древности были созвучны ликам святых, представленным на иконах, в мозаиках, фресках. В XVIII в. их сменили многоголосные концертные композиции, символизирующие могущество и единение светского и церковного начал, как основы государственности России. Пение а капелла (без сопровождения).
Синтез искусств в католическом храме.
Грандиозность и величественность архитектурного сооружения. Мощным потоком вверх устремляются все элементы декора: тонкие, изящные столбы, колонны, стрельчатые арки, витражи. Грандиозность подчеркивает и звучание органа.
Синтез искусств в мусульманском храме (мечети).
Мусульманский храм (мечеть) своим великим куполом символизирует единого Бога (Аллаха) и минаретом (башня около мечети) — его пророка (Магомета). Мусульманская мечеть включает в себя два соразмерных пространства — открытый двор и затененный молитвенный зал. На стенах мечети размещаются декоративно оформленные изречения из Корана. В религиозной культуре ислама из всех видов искусств преимущество получили архитектура (дворцы, мечети) и поэзия, звучащая под аккомпанемент струнных инструментов. Изображение божества и любого живого существа считалось святотатством. Поэтому художественный стиль ислама — декоративный, орнаментальный. Бесконечный по своей природе орнамент служит способом художественного выражения исламского мироощущения. Именно орнамент строится на ритмическом повторении основных мотивов. А в мусульманстве повторение считается одним из надежных способов постижения истины и выражения преданности Аллаху.
Су́ра (араб. سورة сӯра) — это арабское слово для обозначения одной из 114 глав Корана.
сура Аль-Фатиха (араб. Открывающая) — первая сура Корана.
В этой суре говорится о совокупности идей и общем значении Корана, который подтверждает единобожие, является благой вестью для верующих, предупреждает о наказании неверующих и грешников, указывает на необходимость поклонения Аллаху, на путь к счастью в настоящей и будущей жизни и рассказывает о тех, которые повиновались Аллаху и обрели блаженство, и о тех, которые не повиновались Ему и оказались в убытке, и поэтому эта сура называется «Мать Книги»
Синтез искусств в буддийском храме.
Древний буддийский храм, сооружен из мощных обтесанных камней и плит. Почти всю его поверхность украшает орнаментальный скульптурный декор. Поэтому отсутствуют арка и свод. В буддийских храмах на кровлях висят многочисленные колокольчики. Они раскачиваются при малейшем порыве ветра, наполняя окружающее пространство нежным мелодичным звоном. Одновременно колокольчики были защитой святилища от проникновения злых духов. Буддийские религиозные праздники сопровождаются обычно шествиями с театрализованными представлениями, музыкой и ритуальными танцами на открытом воздухе.
Та́нтра (санскр. तन्त्र, букв. «хитросплетение», «ткань», «сокровенный текст», «магия») — тайная наука о ритуале, изложенная в текстах-тантрах.
Д/з – знать особенности храмового синтеза искусств в разных религиях.
Символизм и синтез искусств в пространстве храма.
Перечислить и прокомментировать основные черты ХК Средневековья (традиционность, синкретизм, символичность). Проанализировать пространство храма как символический текст, отражающий религиозную картину мира. Для примера проанализировать храм одной конфессии и региона (например, византийский храм, русский-православный храм, готический или романский собор, мечеть). НО вы должны знать и уметь доказать что и в других конфессиях храм является символическим и синкретическим пространством. Какие виды искусств взаимодействуют в пространстве храма? Какой символический текст воплощает образ храма?
Литература по символике архитектуры Средневековой Руси:
Флоренский П. Иконостас http://www.magister.msk.ru/library/philos/florensk/floren02.htm
Флоренский П. Избранные труды по искусству. – М, 1996. – С. 73 – 213. (Иконостас, Храмовое действо как синтез искусств)
Юрасова И.В. Символика архитектурных форм русского православного храма (связь с идеей православного храма) http://rusarch.ru/jurasova1.htm
Успенский Л.А. Символика храма http://rusarch.ru/uspensky1.htm
Стародубцев О. Символика православного храма http://www.pravoslavie.ru/jurnal/683.htm
Символика архитектуры православного храма http://www.ierei-korenev.ru/list/simvolika.html
Трубеикой Е.Н. Три очерка о русской иконе. М., 1991.
Всеобщая история искусств. Том 2, книга первая // Под общей редакцией Б.В.Веймарна и Ю.Д.Колпинского. М., 1960.
Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М., 1987.
Янсон Х.В., Янсон Э.Ф. Основы истории искусств. _ СПб., 2002.
Часть 1 – 2 на сайте http://www.krotov.info/libr_min/28_ya/an/son_0.htm + есть на разных сайтах в полном объеме
Анализ памятника художественной культуры эпохи Средневековья
Самостоятельно выбрать один памятник для анализа (любой вид искусства, любой регион).
Подготовить информационную карточку, которую Вы сможете использовать на экзамене.
В анализе необходимо представить:
1) Краткая аннотация памятника (перечислить название, автора, время создания (эпоха, период, век), для ИЗО – место расположения (или хранения), материалы и техника).
2) Описание памятника (описать художественный образ памятника, его структуру, размеры, характер изображений и композиций и т.д.)
3) Анализ и интерпретация памятника (раскрыть особенность художественного образа памятника, его символическое значение; если необходимо – проанализировать историю создания памятника и его судьбу в истории; ответить на вопрос: какие характеристики культуры Средневековья отразились в художественном образе?)
Художественная культура Возрождения: типологическая характеристика.
Название эпохи – когда появился термин, что означал, есть ли альтернативные названия эпохи, какие концепции связаны с интерпретацией данного периода (не забудьте про понятие Раннее Новое время). Итальянское Возрождение, Северное Возрождение – хронология, периодизация. Дать общую характеристику ХК, выделить отличительные особенности Итальянского Возрождения (пантеизм, гуманизм, антропоцентризм, обращение к Античности). Характеристика духовно-содержательного аспекта – раскрыть основные характеристики эпохи и их отражение в темах и образа ХК. Кратко охарактеризовать институциональный и морфологический аспекты ХК Возрождения. Дать общую характеристику видам искусств (какие новые виды искусств появляются (возрождаются) в данную эпоху, какие доминирую). Раскрыть какие жанры существуют в каждом виде искусств. Привести примеры конкретных произведений мастеров. На примере анализа видов и жанров раскрыть основные характеристики эпохи.
Никифорова Л.В. История художественной культуры. Западноевропейский Ренессанс: Учебное пособие. – СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2009 (есть в лаборатории)
Презентация по искусству на тему «Храмовый синтез искусств» 9 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Храмовый синтез искусств.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Храмовый синтез искусств
Как вы понимаете слово «синтез»? Подберите синонимы к этому понятию Соединение Связь Слияние Единство Целостность
Церковь Преображения Господня Синтез искусств — это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления. В каких сферах художественной деятельности можно найти синтез искусств?
С древних времен известен синтез архитектуры, декоративно-прикладных и монументальных искусств, скульптуры и живописи Дмитровский собор и фрагменты декоративного пояса
Какие виды искусства соединяются в храмах?
Храмы — это культовые постройки, которые воплощают образ мироустройства в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам), ее основные ценности. Храм Василия Блаженного Костел Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве
Православный храм В православном храме для молящихся отводится основное помещение храма, включающее подкупольное пространство. ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
Алтарная часть предназначена для божественной сверхреальности.
Алтарная часть закрыта иконостасом. Иконостас в Успенской Тетеринской пустыни
Зримым напоминанием о Боге и призывом к Нему является икона.
При богослужении звучит хоровое пение без инструментального сопровождения (акапелла)
Католический собор Грандиозность и величественность архитектурного образа католического собора звучит особенно возвышенно в светлом, взлетающем пространстве интерьера.
Мощным потоком вверх устремляются все элементы декора: тонкие, изящные столбы, колонны, стрельчатые арки.
Храм украшают витражи – ажурные окна с цветными стёклами
В храме при богослужении звучит хор, орган
Мусульманский храм (мечеть) Своим великим куполом мечеть символизирует единого Бога (Аллаха), а минаретом (башня около мечети) — его пророка (Магомета).
Мусульманская мечеть включает в себя два соразмерных пространства — открытый двор и затененный молитвенный зал.
Стены храма расписаны геометрическим и растительным орнаментом, декоративно оформленными изречениями из Корана
Буддийский храм Сооруженный из мощных обтесанных камней и плит, был основой для пышного и тяжелого орнаментального скульптурного декора.
В буддийских храмах на кровлях висят многочисленные колокольчики. Они раскачиваются при малейшем порыве ветра, наполняя окружающее пространство нежным мелодичным звоном. Одновременно колокольчики были защитой святилища от проникновения злых духов
Почти всю поверхность храма украшают элементы декора – орнамент и скульптура
В буддийском богослужении широко используются музыкальные инструменты, чаще духовые и ударные.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
Номер материала: ДБ-814376
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Технопарк универсальных педагогических компетенций откроют в Чечне
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Студенты Хабаровского края перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 1 минута
МГУ с 8 ноября переходит на смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
Вузам Москвы и Подмосковья рекомендовали с 8 ноября ввести смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
«Храмовый синтез искусств» презентация к уроку искусства 9 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Храмовый синтез искусств. Урок искусства в 9 классе по программе Сергеевой, Критской Учитель МОУ «СОШ с. Ивантеевка» Бугаева Е.А. 2013 год
Синтез искусств — это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления. В каких сферах художественной деятельности можно найти синтез искусств? Храм в Топорково
С древних времен известен синтез архитектуры, декоративно-прикладных и монументальных искусств, скульптуры и живописи Дмитровский собор и фрагменты декоративного пояса
Храмы — это культовые постройки, которые воплощают образ мироустройства в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам), ее основные ценности. Храм есть как бы земное жилище неземного и вездесущего Бога, место обретения Бога через молитву, место единения с Богом через таинство, место спасения души. Храм Василия Блаженного Джайнисткий храмовый комплекс в Кхаджурахо
Певучесть Слова, строгие лики древних икон, величественная архитектура церквей и храмов, монументальность фресок, сдержанная пластика скульптур, звучащая церковная музыка с ее строгими и возвышенными мелодиями, предметы декоративно-прикладного искусства — все это вызывает высокие нравственные чувства, раздумья о жизни и смерти, грехе и раскаянии, рождает стремление к истине и идеалу. Религиозное искусство обращается к таким человеческим чувствам, как сострадание и сочувствие, умиление и покой, просветленная радость и одухотворение.
Православный храм. В православном храме для молящихся отводится основное помещение храма, включающее подкупольное пространство. ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
Алтарная часть предназначена для божественной сверхреальности.
Зримым напоминанием о Боге и призывом к Нему является икона. Строгие одноголосные напевы в древности были созвучны ликам святых, представленным на иконах, в мозаиках, фресках.
В XVIII в. их сменили многоголосные концертные композиции, символизирующие могущество и единение светского и церковного начал, как основы государственности России. Рождественская служба в храме Христа Спасителя.
Мозаика православного придела храма Воскресения Христова в Иерусалиме ЮАР Храм. Св. Сергия Радонежского. Йоханнесбург Интенсивные красочные пятна в мозаиках придают выразительность образам святых и реальных людей.
Католический собор. Грандиозность и величественность архитектурного образа католического собора звучит особенно возвышенно в светлом, взлетающем пространстве интерьера. Римско-католический храм непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. Москва
Мощным потоком вверх устремляются все элементы декора: тонкие, изящные столбы, колонны, стрельчатые арки. В католическом соборе Монреаля арабские стрельчатые арки опираются на античные колонны, и над всем царит византийский Христос Вседержитель Трифорий Солсбери украшен резьбой, а клеристорий состоит из ряда тройных стрельчатых окон, благодаря чему интерьер хорошо освещен. Каменщики Солсбери осуществили целый ряд уникальных операций, впервые в истории архитектуры создав тонкие опоясывающие кольца и подвесные контрфорсы.
Огромные ажурные окна с цветными стеклами — витражами — делают прозрачной и легкой преграду между интерьером собора и внешним миром. Льющийся через стекла витражей цветной таинственный свет, создавая в храме необычную цветовую среду, отличную от внешнего мира, символизирует свет христианского познания. Витраж в католическом храме Св. Людовика Витраж. Дева Мария и польская корона
Витраж Кельнского собора Католическая церковь. Витраж и барельефы.
Архитектура, скульптура, живопись, таинство литургического действа в православном храме соотносятся с хоровым пением без сопровождения (акапелла). В католическом — не только с пением, но и со звучанием органа.
Мусульманский храм (мечеть). Своим великим куполом мечеть символизирует единого Бога (Аллаха), а минаретом (башня около мечети) — его пророка (Магомета). Мечеть Джами Маджида Мечеть Пророка в Медине. Мечеть Омар-Али-Сайфуддин.
Мусульманская мечеть включает в себя два соразмерных пространства — открытый двор и затененный молитвенный зал. Мечеть Шаха в Абу Даби.
В религиозной культуре ислама из всех видов искусств преимущество получили архитектура (дворцы, мечети) и поэзия, звучащая под аккомпанемент струнных инструментов. Поэтому художественный стиль ислама — декоративный, орнаментальный. Бесконечный по своей природе орнамент служит способом художественного выражения исламского мироощущения. Деталь арочного свода. Альгамбра. Испания Каллиграфический орнамент. Марокко Мечеть Шаха в Абу Даби.
Буддийский храм. Сооруженный из мощных обтесанных камней и плит, был основой для пышного и тяжелого орнаментального скульптурного декора, охватывающего почти всю его поверхность. Своеобразным следствием этого является отсутствие арки и свода.
В буддийских храмах на кровлях висят многочисленные колокольчики. Они раскачиваются при малейшем порыве ветра, наполняя окружающее пространство нежным мелодичным звоном. Одновременно колокольчики были защитой святилища от проникновения злых духов
Домашнее задание. Опишите специфику храмов, представляющих основные мировые религии: христианскую (католицизм и православие), буддийскую и мусульманскую, их планов и интерьеров.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Список литературы: Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова Е. Д. Критская Искусство 8—9 классы Учебник для общеобразовательных учреждений Москва «Просвещение» 2009 Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская. программы образовательных учреждений Музыка 1-7 классы, Искусство 8-9 классы 3-е издание, доработанное Москва, Просвещение, 2010. http://www.nice-places.com/data/articles/3926.jpg http://www.nice-places.com/articles/russia/moscow/395.htm http://www.traveltours.ru/msk/articles/countries/india/hrams/ http://www.ipnn.ru/uspen.html http://www.rezchiki.ru/images/works/rezba/hramy/toporkovo/toporkovo_outside_all.jpg http://www.piligrims.ru/assets/images/bloggers/KirGredeshi/Gotik%20copy.jpg http://www.xxc.ru/complex/xxc/index.htm http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100215/21559.p.jpg http://www.pravoslavie.ru/put/30087.htm http://www.akland.ru/arhiv/arhiv2/odab/page/icons/afrika/05.htm http://music.tonnel.ru/index.php?l=music&poisk=yes http://news.students.ru/2008/11/05/print:page,1,sredizemnomorskijj_treugolnik.html http://virtualeuropa.narod.ru/gb/salisbury2.htm http://www.labirint.travel/activity.php?id=501 http://www.liveinternet.ru/users/whitepantera/post89545575/ http://www.meshet.kz/ru/analityc_96.html
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Синтез искусств в православном храме
Разделы: МХК и ИЗО
Уроку предшествовала экскурсия в Православный храм.
Цель урока: Дать представление о синтезе искусств в Православном храме, и его роли в осмыслении храма с точки зрения православной эстетики, как средоточения всей духовной и душевной жизни человека, как учителя нравственности и источника духовного наслаждения.
Помочь учащимся осознать красоту Православного храма как достижения русской национальной культуры и роль прекрасного в нравственном совершенствовании личности.
Запись музыкальных произведений: Рахманинов С. Литургия “Благослови, душа, Господа”.
Ход урока.
1. Звучит литургия Рахманинова “Благослови, душа, господа”, проецируется диапозитив “интерьер Успенского собора Московского Кремля с видом на иконостас”.
2. Символичногсть храмовой архитектуры и живописи.
Проецируется даипозитив «Дмитровский собор во Владимире»
(Микрокосм – простота, строгость, скромность внешнего облика и богатство внутреннего убранства, как символ образа человека-христианина, внешность которого проста и аскетична, а душа богато украшена добродетелями.
Макрокосм – отражение взаимодействия двух миров во Вселенной – горнего и дольнего, божественного и человеческого).
/Вопросы составлены по материалам урока “Общая характеристика Православного храма”/.
3. Постановка задачи:
Давайте рассмотрим, как осуществляется СИНТЕЗ АРХИТЕКТУРЫ И ЖИВОПИСИ в Православном храме.
Конструктивной основой синтеза искусств в храме выступает архитектура. Она создает многомерное пространство храма, которое и составляет архитектоническую основу синтеза искусств в древнерусском крестово-купольном храме. Это пространство имеет два духовных центра – алтарь и купол. И там, и там по символике храмового пространства располагается духовное небо со всеми его обитателями. Соответственно основные направления пространственного движения в храме – с запада на восток (к алтарю) и снизу вверх (к куполу) – воплощаются в некий новый вектор духовного пространства от мира дольнего к миру горнему.
Мы с вами увидели, что в соответствии с символикой пространства и ориентацией на богослужение строилась система росписей в древнерусском храме. Д.С. Лихачев писал: «Росписи храма охватывали собой всю священную историю, были посвящены прошлому, настоящему и будущему (композиции Страшного суда, деисис). Совершаемое в этом храме богослужение, включавшее в себя литературные, театральные, музыкальные и изобразительные стороны, напоминало молящимся о священной истории”.
Таким образом, мы ясно увидели, что только в неразрывном синтезе архитектуры и изобразительного искусства рождается новое символическое пространство Православного храма, как модель Вселенной, которая для верующего человека объединяет в себе два мира – горний и дольний.
4. Постановка задачи:
Теперь давайте попытаемся увидеть, как процесс богослужения, который тоже представляет собой синтез различных искусств, наполняет духовное пространство храма еще более глубоким смыслом, еще более детально конкретизирует его символическое значение.
Звучит литургия Рахманинова, последовательно проецируются диапозитивы: Алтарный крест, Оклад евангелие 1571 г., оклад евангелия 1678 г., паникадило Исаакиевского собора.
Все эти вопросы очень сложны. Тот ритуал богослужения, который мы видим в храме сейчас, складывался на протяжении многих веков. Этот процесс сопровождался долгими и сложными богословскими спорами и размышлениями.
Сам процесс богослужения представляет собой некое мистериально-символическое действо, происходящее по законам зрелищных искусств, строго подчиняющееся определенному каноническому сценарию, включающему в себя хореографию (т.е. движение) священнослужителей, чередование музыки и слова, последовательное участие в действии тех или иных чинов священнослужителей, хора, масс верующих.
Церемония проведения службы торжественна и продумана до мельчайших подробностей, много внимания уделяется всем элементам литургического действа.
Это хорошо иллюстрирует пример подробнейшего описания чина (порядка) облачения патриарха, где каждому движению, каждому жесту, слову придается особое возвышенное значение. Действия клириков (служителей) плавны, медлительны, торжественны. Они полны сознания того, что их руками вершится отнюдь не обычное дело, но некое мистико-символическое действо. Каждый элемент облачения имеет символическое значение, и поэтому, облекая в него патриарха, клирики произносят как бы заклинательные фразы, в которых объясняется глубокий смысл производимой процедуры и утверждается его реальность. Так, например, стихарь (длинная с широкими рукавами одежда для богослужения) понимается как “риза спасения” и “одежда веселия” (духовного, естественно), опоясывание рассматривалось как наделение силой, митра (позолоченный головной убор, надеваемый во время богослужения) осмысливается, как венец, возложенный самим Господом.
Подобной символикой обладает каждый элемент (жест, движение, персонаж, действие, предмет и т.п.) литургического действа. Постоянно употребляются такие слова, как красота, украшение, радость, веселие, благолепие, благополучие и т.п., чем утверждается неутилитарный характер действа, его ориентация исключительно на высшие духовные ценности и, главное, на возможность реального контакта с объектом, на который ориентировано действо – с божеством.
Музыка в тесной связи с поэзией составляет эмоциональную основу богослужения. Она заполняет духовное пространство, созданное синтезом архитектуры и живописи. А многочисленные произведения декоративно-прикладного искусства (предметы церковного обихода, одежды священнослужителей, оклады икон, резьба иконостаса), так же, как и цветосветовая среда и даже обонятельная атмосфера в храме способствовали превращению храма в православную модель мироздания. В средоточие всей духовной и душевной жизни верующего человека.
“Здесь, – писал П.А. Флоренский, – говоря принципиально, все сплетается со всем: храмовая архитектура, например, учитывает даже такой малый, по-видимому, эффект, как вьющиеся по фрескам и обвивающие столп купола ленты голубоватого фимиама, которые своим движением и сплетением почти беспредельно расширяют архитектурные пространства храма, смягчают сухость и жесткость линий и, как бы расплавляя их, приводят в движение и жизнь”.
6. Вывод урока:
Таким образом, большая часть основных видов древнерусского искусства функционировала в системе храмового синтеза искусств или была так или иначе с ним связана. Поэтому культовая архитектура, иконопись, церковная музыка и поэзия может быть правильно осмыслена только с учетом места и функций этих искусств в системе храмового действа, как синтеза различных искусств.
(вывод записывается в тетрадях).
7. Домашнее задание: проанализировать, какие виды искусства взаимодействуют в кинематографе.