семейное обучение в оренбурге
Компенсация за семейное образование: что это и как ее получить?
Мало кто слышал о форме домашнего обучения – семейном образовании. Еще меньше людей знает о том, что при таком формате государство обязано выплачивать компенсацию за семейное обучение родителям. Но так ли все просто: перевести ребенка, оформить документы и получать деньги? Оказывается – нет.
Что такое семейное образование – его принципы
Семейная форма обучения – это одна из разновидностей заочного школьного образования. Суть ее состоит в том, что родители принципиально отказываются от перспективы нахождения ребенка в школе и получения знаний наравне со всеми.
Что ж, это их право, тем более, что закон позволяет переводить детей на заочную форму и самостоятельно заниматься их развитием.
Какие могут быть причины для перевода:
Чаще всего встречаются недовольные качеством образования родители, которые трезво оценивают ситуацию и хотят, чтобы ребенок не терял зря времени, а учился индивидуально. В этом есть смысл, потому что подобрать коллектив преподавателей крайне сложно, да и не бывает такого, чтобы все учителя были одинаково позитивно настроены к детям. Обязательно кто-нибудь испортит табель, аттестат или психику.
Что ждет родителей и детей на семейном обучении
Дети на семейном обучении вынуждены заниматься и проходить школьную программу самостоятельно, с помощью родителей или репетиторов. Возможно также посещение специализированных платных школ, которые проводят подготовку по отдельным предметам.
Некоторые родители недооценивают свою ответственность при переводе ребенка на семейное обучение – в школе по новому закону руководство несет ответственность только в период сдачи экзаменов, ОГЭ и ЕГЭ. Остальное время семьи предоставлены сами себе. Конечно, хорошо, если кто-то из родителей окончил престижній вуз, прекрасно разбирается в науке, может помочь в любом предмете, вдобавок ребенок тянется к учебе. В таких семьях проблем с экзаменами не возникает.
Другое дело, когда родители излишне доверяют школьнику, но не контролируют его знания. В результате оказывается, что к моменту экзаменов ничего не сделано. В таком случае лучше бы было, если бы ученик ходил в школу вместе со всеми.
Финансовый вопрос семейного образования
Здесь вопросы разделились на теоретические и фактические. Теоретически можно претендовать на выплату от государства, так как оно финансирует всех учащихся, кто посещает школу очно. Но когда некоторые родители попробовали добиться этих самых выплат, то столкунлись с проблемами.
Теоретически процесс выплаты денежной компенсации выглядит так:
Почему государство обязано выплачивать денежные компенсации при семейной форме образования? Считается, что дети не пользуются школьными учебниками, а покупают их сами. Не пользуются трудом учителей, а ищут репетиторов и оплачивают их работу. Не изнашивают школьное оборудование. Всего получается от 19 до 150 тысяч рублей в год. Сумма зависит от местного бюджета – такую фразу услышали родители, когда попробовали добиваться выплат.
Они узнали вот еще что:
Дальше были судебные разбирательства. Но закончились они неблагоприятно для родителей – большинство исков против школ и отделов образования были проиграны.
Чтобы как-то сгладить ситуацию, школы со своей стороны начали предлагать бесплатно пользоваться учебниками и другими учебными пособиями. Это делалось для того, чтобы все доступные бесплатные «опции» школы касались и семейников.
Как быть, если планируется перевод ребенка на семейную форму
Прежде чем переводить детей на семейное обучение, необходимо обсудить вопрос компенсации с руководством школы. Дело в том, что не во всех регионах такую форму подачи знаний практикуют. Для сравнения – в Москве и области на семейной форме числится около 2000 учеников средних школ. Это очень небольшая цифра для столицы.
Можно представить, что делается в других регионах страны.
Интересно то, что Сибирь в этом отношении лидирует. В Челябинске около 500 детей учатся семейным способом, там планируют полностью узаконить семейное образование и ввести гарантированные выплаты родителям.
Что же сдерживает столичных чиновников от введения такой денежной компенсации? Больше всего они опасаются, что многие неадекватные родители будут тратить деньги на себя, а не на ребенка. Тем более, что есть опыт в Закарпатской области в Украине, где проживает много представителей ромской национальности, проще говоря – цыган. При введении пособий при рождении детей, в их среде рождаемость повысилась в 4 раза. При этом украинцы не стали «плодиться» выше обычного уровня. Это говорит о том, что детей использовали как повод купить дома, машины, бытовое имущество, алкоголь.
На лицо коррупционная схема: кто сможет договориться с начальством, тот получит компенсацию. Кто не сможет, тот будет платить за обучение ребенка сам, ведь закон звучит двояко: ни в одном акте не прописано, что региональные власти обязаны выплачивать деньги, они лишь могут воспользоваться этим правом.
В лучшем случае, стоит рассчитывать на добровольную помощь учебного заведения, если ребенок действительно нуждается в деньгах. А вот решать, по каким критериям он в них нуждается, будут все равно местные власти.
Рассчитывать на компенсацию или нет?
На данный момент закон о выплатах действует и исполняется в Омской, Пермской и Свердловской областях. В Москве такие расходы из бюджета не предусмотрены, поэтому родители обеспечивают обучение детей самостоятельно.
Если в предварительной беседе с руководством школы и представителями отдела образования выяснится, что в вашем регионе никто не учится заочно, тем более никому не выплачивается денежная компенсация, то рассчитывать на получение денег не стоит.
Для того, чтобы заставить закон действовать, на семейную форму должно перейти больше детей или ужесточиться правила перевода, чтобы антисоциальные элементы не могли использовать средства ребенка в собственных целях. Пока что заниматься данной проблемой некому.
Среднее образование дает общеобразовательная школа. Оно может быть полным или неполным. Часто среднее образование путают со средним специальным. Среднее – это школьное, а среднее специальное – это колледжи и профтехучилища.
Школа, гуд бай? В Оренбуржье резко выросло число тех, кто обучается дома
И если поначалу «грызть гранит науки» в домашней обстановке решались немногие, то сегодня уже более трёх сотен ребят официально обучаются, не посещая школы и даже не зная о том, что такое «двойка» в дневнике.
По социальным обстоятельствам
Законодательство Российской Федерации чётко предписывает обязательное среднее образование для каждого гражданина страны. Это означает, что просто так бросить школу и никуда не водить своего ребёнка нельзя — вскоре у вас на пороге появятся представители органов опеки и полиции, которые в лучшем случае вас оштрафуют, в худшем — лишат родительских прав. А ребёнок всё равно будет ходить учиться — не в школу, так в интернат.
С советских ещё времён существовала вполне легальная возможность образовательное учреждение не посещать — это медицинские показания (не дай Бог, конечно, никому).
После распада СССР возможности обучения на дому расширились. В исключительных случаях разрешалось не водить ребёнка в школу, например, по религиозным соображениям или в связи с разъездным характером работы родителей, когда семья часто переезжала из города в город.
Девять лет назад законодательно была урегулирована эта правовая коллизия, и семьи получили право обучать своих детей на дому, выполняя определённую процедуру. Для этого нужно известить районный отдел образования и «прикрепиться» к школе, где ребёнок будет сдавать полугодовые проверочные тесты и контрольные. Их результатов будет достаточно, чтобы получить аттестат о неполном среднем образовании.
Аналогично и в старших классах: можно сдавать ЕГЭ точно так же, как все школьники, только не позднее, чем за два месяца подав соответствующее заявление в учебное заведение.
Важно так же разделять похожие по названию, но совершенно разные по сути «домашнее обучение» и «семейное обучение». В первом случае ребёнок не посещает школу (или посещает нерегулярно) по состоянию здоровья, но занятия с ним ведут профессиональные педагоги ОУ и он формально числится в списках заведения. Соответственно, на него так же отпускается бюджетное финансирование и учителя отчитываются об успеваемости подопечного. По данным Министерства образования области, на 2019-2020 учебный год в Оренбуржье таких учеников было 1308.
Совсем другое дело — обучение семейное. В этом случае родители (или опекуны) полностью берут на себя заботу о получении среднего образования. Ни к какой школе ребёнок не относится, бюджетного финансирования ОУ не получает, и лишь на время экзаменов он проходит по документам учреждения.
Таких учеников в Оренбуржье в 2012 году было всего 7. Сегодня их уже почти сотня.
Цена самостоятельности
Оренбурженка Елена К. по профессии — хореограф. Всю жизнь работает с детьми, но не столько по научному направлению, сколько по музыкально-художественному.
О том, чтобы перевести свою старшую дочь на семейное обучение, никогда и не думала. Но обстоятельства сложились иначе.
Девочка не посещала садик, сидела с бабушками. А когда началась школа, часто стала болеть, иногда по месяцу пропуская занятия. Отсюда — неуспеваемость, трудности в понимании программы, неодобрительные взгляды педагогов. Учителей понять тоже можно: в переполненном классе нет времени на индивидуальное объяснение пройденного материала, слабые ученики отвлекают. А школа требует успеваемости, да и зарплата педагога и его статус тоже косвенно зависит от того, насколько успешно в итоге класс закончит год.
В итоге, промучившись, Елена решила перевести дочь на семейное обучение.
— Это оказалось проще, чем я думала. В Интернете множество курсов, которые можно купить — тебе высылают и прописи, и аудиоматериалы на диске, и даже подключают к онлайн-экзаменатору, где по Скайпу связывается педагог и проводит тестирование ребёнка.
Женщина для дочери выбрала курс за 22 тысячи рублей — в среднем 2500 за месяц учёбы (не считая каникул). Ребёнок с блеском закончил первый класс, сдал все экзамены и с сентября пошёл учится во второй класс «домашней» школы.
Впрочем, в третий класс она уже точно дочь поведёт в обычную школу. Программа усложняется, растёт и цена за курсы: более-менее качественные материалы стоят уже порядка 40 тысяч за год обучения, и это — ещё не предел.
«Мама, я сегодня в школу не пойду»
Увы, но современная школа — гораздо злее, агрессивнее и жёстче, чем та, что была во времена СССР. Учителя теперь скованы законами и правилами, которые в 70-80-х показались бы просто идиотизмом. Те, кому за 40, наверняка помнят, что совершенно обыденным делом было дежурство в классе — дети оставались после уроков и мыли полы, скребли парты, драили школьные рекреации и до блеска натирали стёкла нашатырём. Сейчас это должны делать только специальные сервисные службы или техперсонал.
Привлекали школьников даже к покраске полов и плинтусов — совершенно недопустимое действо в нынешних условиях. Попробуйте, дайте старшекласснику кисть и банку нитроэмали — да на директора школы уголовное дело заведут! А ну как потравятся дети? Не можно!
За повышенный голос на 15-летнего оболтуса педагога могут затаскать по райОНО и прокуратурам, достаточно только дитяте пожаловаться детскому омбудсмену или его родителям написать заявление. Почти наверняка учитель будет неправ — сколько тому недавних примеров?
А чудовищное материальное расслоение? Это раньше в СССР все были равны и все ездили на троллейбусах. Сейчас посмотрите, на каких машинах детей подвозят к школам — автопарк областного правительства и губернатора позавидует!
Всё это приводит к крайне непростой психологической атмосфере. Современные педагоги всё больше открещиваются от воспитательной функции — только подача материала, только «натаскивание» на ГИА или ЕГЭ. Нежный, ранимый ребёнок в такой ситуации оказывается затюкан и затравлен, но педагоги этого не видят и видеть не хотят. Зачем? Ещё на сумасшедшую мамашку нарвёшься. Парадокс: учителя точно накажут, если класс завалит экзамен, но практически не будет взысканий, если что-то произойдёт (три раза плюнем через плечо) с учеником за пределами школы. Педагог, как говорится, быть психологом и нянькой не нанимался. Для этого отдельные службы есть.
Именно поэтому так растёт популярность семейного образования. Как противопоставление «злой школе». Да, в абсолютных цифрах пока количество «безшкольников» невелико по сравнению с 220 тысячами учащихся региона вообще. Но темпы роста — впечатляющие.
Кстати, что касается Министерства образования области, то там тему домашнего и семейного образования комментируют нехотя. Что и понятно — в определённом смысле данный тренд — конкуренция классическому обучению в школах. Особенно, если практику бюджетных компенсаций примут и в Оренбуржье.
Чиновники особо подчеркнули в своих ответах, что не считают обучение на дому сколько-нибудь заметным явлением. И даже не ведут отдельную статистику, как эти ребята сдают ГИА и ЕГЭ, лучше или хуже получается это у них по сравнению с выпускниками школ.
А вот эксперты наоборот, говорят, что «безшкольники» очень активно распространяют свою идеологию самостоятельного образования, создают свои группы в соцсетях, обмениваются опытом и даже есть опыт судебных разборок с региональными минобрами для получения компенсаций там, где нет пока на этот счёт чётких местных законов.
Семейная форма образования и ТПМПК
Записаться на прием в ТПМПК.
Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия – структурное подразделение МБУ «Импульс-центр», осуществляет деятельность в соответствии с действующим законодательством, распорядительными актами учредителя, локальными документами учреждения.
Основными направлениями деятельности комиссии являются:
а) проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;
в) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;
г) оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;
д) осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;
е) участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
ж) оказание методической, информационной и организационной помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, в работе психолого-медико-педагогических консилиумов и другие.
ТПМПК:
Перечень необходимых документов, представляемых на комиссию:
1.Медицинская карта ребенка (из поликлиники).
2. Свидетельство о рождении ребенка (оригинал и копия).
3.Паспорт родителя / законного представителя (оригинал и копия 1 и 5 страницы).
4.Заключение — направление от врача или логопеда.
5.Психолого-педагогическая характеристика из образовательной организации.
6.Заключение ПМП консилиума образовательной организации.
7.Тетради с контрольными работами по русскому языку и математике.
8.Два рисунка ребенка (для дошкольников).
Специалисты Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии:
Руководитель – Дегтярева Нина Николаевна – заместитель директора МБУ «Импульс – центр», врач-психиатр
Бочкарева Зинаида Георгиевна – методист
Криворотова Татьяна Кирилловна – учитель-дефектолог, логопед высшей квалификационной категории
Ляхова Ольга Николаевна – учитель-дефектологов, логопед высшей квалификационной категории
Пожидаева Светлана Сергеевна – педагог-психолог первой категории
Широбоков Дмитрий Петрович – педагог-психолог высшей категорииГрафик приема посетителей ТПМПК
Адрес: 460000, г. Оренбург, пр. Победы, 2а
Понедельник с 12.00 до 18.00
Вторник с 09.00 до 15.00
Среда с 09.00 до 15.00
Четверг с 09.00 до 15.00
Пятница с 09.00 до 15.00
Суббота выходной день
Воскресенье выходной день.
Прием по предварительной записи, тел. 43-58-50
Нормативно-правовые документы
Семейная форма образования
С положением о семейной форме образования вы можете ознакомиться на этой странице
ЧТО ТАКОЕ СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ? Это форма, когда все знания ребенок получает дома от родителей, приглашенных педагогов или самостоятельно, а в школу приходит лишь для сдачи экзаменов.
КАК ЭТО? Для оформления семейного обучения нужно написать заявление в управление образованием, которое уведомляет (!) о том, что семья решила обучать ребенка по семейной форме. Для сдачи итоговой аттестации нужно заключить договор с ближайшей или подходящей для вас школой. В договоре подробно должно быть описано, какая роль отводится в обучении ребенка школе, какая — семье; когда и сколько раз будут проводиться, аттестации, а также на каких лабораторных и практических занятиях ребенок обязательно должен присутствовать.
ЗАКОННАЯ ПОДДЕРЖКА Право родителей самим дать ребенку общее начальное, основное общее и среднее полное образование в семье гарантировано пунктом 3 ст.52 Закона РФ «Об образовании» и пунктом 2 «Положения о получении образования в семье». Вот основные положения этого закона:
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМУ, А ТАКЖЕ ВЫПЛАТЫ КОМПЕНСАЦИИ РАСХОДОВ РОДИТЕЛЯМ НА ЭТИ ЦЕЛИ http://docs.cntd.ru/document/952011335
В соответствии с п.2 «воспитание и обучение детей-инвалидов на дому, в дошкольных и общеобразовательных организациях, а также компенсация расходов родителям на воспитание и обучение детей-инвалидов являются расходными обязательствами Оренбургской области».
п.9 Постановления: Родителям, имеющим детей-инвалидов, осуществляющим их обучение на дому самостоятельно, органами управления образованием компенсируются затраты в размерах, определяемых нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в муниципальном образовательной организации соответствующего типа и вида на реализацию государственного стандарта общего образования и программ дошкольного образования, предусмотренными субвенциями местным бюджетам.
2. Приложение N 1 к постановлению Правительства Оренбургской области от 29 октября 2013 года N 923-п «Нормативы на одного обучающегося для определения объема субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных организациях Оренбургской области» http://docs.cntd.ru/document/460208031
Как получить компенсацию за семейное обучение
3. Постановление Правительства Оренбургской области от 29 октября 2013 года N 922-п «Об утверждении нормативов на одного ребенка для определения объема субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях Оренбургской области, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» здесь само постановление — http://docs.cntd.ru/document/460208009
А здесь суммы на 2017, 2018 и 2019 годы http://docs.cntd.ru/document/444914336
По официальным данным за 2016-2017 учебный год Министерства образования в Оренбургской области только 3 ребенка-инвалида получают образование в семейной форме. Поэтому Порядок получения компенсации разработан не в каждом муниципальном образовании.
Для Оренбурга он утвержден Постановлением Администрации города Оренбурга №1729-п от 30.07.2014 «Об утверждении Порядка обучения детей-инвалидов в муниципальных образовательных организациях города Оренбурга, реализующих образовательную программу дошкольного образования»
Выдержки из Постановления Администрации города Оренбурга №1729-п от 30.07.2014 «Об утверждении Порядка обучения детей-инвалидов в муниципальных образовательных организациях города Оренбурга, реализующих образовательную программу дошкольного образования»
п. 6. Приложение №1 Постановления: Для закрепления ребенка-инвалида за образовательной организацией родитель (законный представитель) предоставляет в образовательную организацию следующие документы:
1) заявление о закреплении ребенка-инвалида за образовательной организацией с целью его обучения на дому самостоятельно;
2) копию свидетельства о рождении ребенка;
3) копию справки установленного образца медико-социальной экспертизы, подтверждающей инвалидность ребенка;
4) копию индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы по форме, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 № 379н;
5) копию заключения психолого-медико-педагогической комиссии по результатам обследования ребенка-инвалида.
По истечении срока, на который ребенку установлена инвалидность, родитель (законный представитель) повторно предоставляет в образовательную организацию документы, указанные в подпунктах 3-5 настоящего пункта.
п 8. Приложение №1 Постановления: Закрепление ребенка-инвалида за образовательной организацией производится на основании распоряжения начальника управления образования администрации города Оренбурга в течение пяти рабочих дней с момента поступления в управление образования администрации города Оренбурга документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка.
п. 14. Приложение №1 Постановления Родители (законные представители), имеющие детей-инвалидов, вправе осуществлять их обучение на дому самостоятельно по программе, разработанной образовательной организацией, за которой закреплен ребенок-инвалид. В случае разработки родителем (законным представителем) программы обучения ребенка-инвалида самостоятельно, родитель (законный представитель) обязан согласовать такую программу с образовательной организацией, за которой закреплен ребенок-инвалид.
п. 15. Приложение №1 В случае если родителем (законным представителем) самостоятельно осуществляется обучение ребенка-инвалида на дому, образовательная организация и управление образования администрации города Оренбурга осуществляют контроль за обучением ребенка-инвалида путем его посещения по месту постоянного проживания с целью проверки наличия у ребенка-инвалида приобретаемых знаний, умений и навыков.
Приложение №2
п. 9. Затраты родителей (законных представителей) на обучение детей-инвалидов по образовательной программе дошкольного образования на дому компенсируются ежемесячно в размере 1/12 норматива финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, на одного ребенка-инвалида, определяемого Правительством Оренбургской области.
п. 10. Получателем компенсации затрат на самостоятельное обучение детей-инвалидов по образовательной программе дошкольного образования на дому является один из родителей (законных представителей) ребенка-инвалида, осуществляющий его обучение на дому самостоятельно.
п. 11. Для предоставления компенсации затрат родителей (законных представителей) на самостоятельное обучение детей-инвалидов по образовательной программе дошкольного образования на дому родитель (законный представитель) предоставляет в образовательную организацию следующие документы:
1) личное заявление родителей (законных представителей) о предоставлении компенсации затрат на обучение ребенка-инвалида на дому самостоятельно;
2) реквизиты банковского счета, открытого получателем компенсации затрат в кредитной организации;
3) документ, удостоверяющий личность;
4) свидетельство о рождении ребенка, на которого предоставляется компенсация затрат;
5) документ, подтверждающий установление ребенку инвалидности.
Копии указанных в настоящем пункте документов заверяются руководителем образовательной организации, на основании представленных получателями компенсации оригиналов документов.
В случае изменений сведений, предусмотренных в настоящем пункте, родитель (законный представитель) незамедлительно уведомляет об этом образовательную организацию с представлением подтверждающих документов.
Ответственность за достоверность предоставляемых сведений несет родитель (законный представитель).
п. 12. Решение о предоставлении компенсации затрат или об отказе в ее предоставлении принимается образовательной организацией не позднее чем через 10 календарных дней со дня получения от заявителей документов.
п. 13. Принятие решения об отказе в предоставлении компенсации затрат допускается в следующих случаях:
1) при представлении неполного пакета документов либо предоставлении их в ненадлежащем оформлении;
2) при представлении документов, содержащих недостоверную информацию.
п. 14. В случае принятия решения об отказе в предоставлении компенсации затрат образовательная организация письменно извещает об этом заявителя с указанием причины отказа. Обжалование решения об отказе осуществляется заявителем в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
п. 15. Ежемесячная компенсация затрат перечисляется Управлением образования на счет, открытый получателем компенсации затрат в кредитной организации, до 25 числа месяца, следующего за отчетным, при условии своевременного поступления денежных средств из вышестоящего бюджета.
п. 16. Ежемесячная компенсация затрат начисляется со дня, следующего за днем обращения заявителя.