саврасов печерский монастырь близ нижнего новгорода
Саврасова иногда называют художником одной картины
Саврасов А.К. «Печерский монастырь под Нижним Новгородом» 1871.
Алексей Кондратьевич Саврасов родился 24 мая 1830 года в семье московского купца третьей гильдии.
В ранней юности у будущего художника обнаруживаются незаурядные способности к живописи. Вопреки желанию отца, который мечтал «приспособить сына к коммерческим делам», Саврасов в 1844 году поступает в Московское училище живописи и ваяния.
В 1848 году в отчетах Совета Московского художественного общества упоминается об успехах лучшего ученика перспективного и пейзажного класса А. К. Саврасова, которым руководит известный московский «видописец» К. И. Рабус.
Летом 1854 года художник работает у Финского залива под Петербургом. На осенней выставке в Академии художеств (6 октября 1854 г.) привлекли внимание две его картины: «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума», за которые художнику присваивается звание академика.
Обе картины значительно отличаются от его прежних работ. Избрав традиционный романтический мотив, художник ищет поэтичность не во внешних эффектах, а в лирическом воспроизведении природы. С любовью он передает очарование летнего вечера на взморье, влажность морского воздуха в тени вековых валунов, сумрак под широко раскинувшимися ветвями деревьев.
В Москве Саврасов снова участвует в выставках Училища живописи и ваяния, а после смерти своего учителя в 1857 году становится руководителем пейзажного класса. Преподавание идет успешно, Саврасова окружают любящие друзья и ученики.
В том же году он женится на Софье Карловне Герц, сестре известного археолога и историка искусства.В их доме собираются художники, деятели искусства, меценаты (в том числе и П. М. Третьяков), читаются литературные новинки, ведутся оживленные беседы, споры по вопросам, волновавшим в то время русское общество.
В браке родилось четверо дочерей. Одна умерла в детском возрасте от скарлатины, другая умерла новорождённой в Ярославле (1871), две другие — Вера и Евгения в конце 1870-х годов.Брак художника распался.
Особенно дружен был А. К. Саврасов с В. Г. Перовым, инициатором создания Товарищества передвижных выставок. В. Г. Перов помогал художнику писать фигуры бурлаков в картине «Волга под Юрьевцем», Саврасовым же написан пейзаж в картинах Перова «Птицелов» и «Охотники на привале».
Весной 1862 года по предложению Общества любителей художеств А. К. Саврасов выехал за границу, посетил Всемирную художественную выставку в Лондоне, побывал в Копенгагене, Берлине, Дрездене, Лейпциге, Париже, Мюнхене, прожил два месяца в горной Швейцарии. Английские и немецкие мастера привлекли внимание художника «стремлением к правде и самостоятельности».
Наиболее значительным произведением Саврасова 60-х годов была картина «Лосиный остров» (1869, ГТГ), удостоенная первой премии на конкурсе Московского Общества любителей художеств.
Отмечая эту удачу, один из современников писал об умении художника «поэтично пе-ренесть на полотно знакомый каждому из нас клочок природы из окрестностей Москвы». Величавый и торжественный сосновый бор стоит, как страж раскинувшихся далей.Ясный летний день.На лугах мирно пасется стадо. Тщательно разработана в пейзаже каждая деталь: кусты, деревья, трава на поляне. Здесь художник раскрывает значительность обычного и повседневного в природе.
Картина»Лосиный остров» относится ко времени расцвета творчества художника. Последующие годы ознаменованы созданием лучших его произведений.
В декабре 1870 года А. К. Саврасов вместе с женой едет на Волгу. Он живет в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде, Юрьевце.
Картина «Печерский монастырь под Нижним Новгородом» 1871.
Неяркий и тонкий колорит, построенный на мягких сочетаниях серых, коричневых, белых и голубых тонов, передает перламутровую нежность весенних красок. В северной природе после долгой зимы пробуждение наступает медленно.
Снег долго лежит на полях, коченеют на ветру деревья, и вдруг все наполняется легким трепетом жизни, радостным гомоном птиц. Белоствольные березки тонкими ветвями устремляются к легким облакам, голубеющему небу, под теплым дуновением ветра розовеют и набухают почки, шумные грачи вьют гнезда. Воздух весенний, легкий, прозрачный и ясно видны высокая каменная церквушка с шатровой колокольней и широкие просторы полей с рекой вдалеке.
В 70-е годы в произведениях Саврасова все более ощущается печаль, тревога, а то и острая тоска: «Лунная ночь. Болото» (1870, ГТГ), «Закат над болотом» (1871, ГРМ).
В начале 1880-х женился во второй раз на Евдокии Матвеевне Моргуновой, с которой прожил до конца жизни. В этом браке у Саврасова родились ещё двое детей — сын Алексей и дочь Надежда.Сын Алексей стал художником.
Под впечатлением личной трагедии (смерть дочери в 1871 г.) Саврасов создает одно из самых драматических своих полотен «Могилы над Волгой» (1874, частное собрание).
Нелегкими оказались для художника последние десятилетия. Известны прошения Саврасова о денежных ссудах, о казенной квартире: эти годы А. К. Саврасов провел в глубокой нужде и умер 26 сентября 1897 года в Москве.
Его ученик И. И. Левитан писал: «Не стало одного из самых глубоких русских пейзажистов, с Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле. Да, покойный Саврасов создал русский пейзаж, и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества».
Святитель-труженик. Кто основал Печёрский монастырь в Нижнем Новгороде?
Никогда не думала, что писать на религиозную тему так трудно. Слова приходится подбирать очень внимательно, чтобы не написать лишнего и не обидеть чувств тех, кто крещен в православной вере. Поэтому, если кто-нибудь из вас увидит какие-либо неточности, прошу не судить строго…
Если подойти к нашему городу снизу по Волге, глазам отрывается неизгладимое зрелище: на высокой горе стоит большой белокаменный монастырь с зелёными куполами. Это тот самый Печёрский монастырь, о котором когда-то писал в своём произведении «Тарантас»:
Если когда-нибудь придётся вам быть в Нижнем Новгороде, сходите поклониться Печорскому монастырю. Вы его от души полюбите. Уже подходя к нему, Вы почувствуете, что в душе вашей становится светло и безмятежно. Сперва все бытие ваше как будто расширится, и существование ваше станет вам яснее от одного взгляда на роскошную картину приволжского берега.
Многие знают о существовании в нашем городе Печерского мужского монастыря, но далеко не всем известно имя того, кто основал его в IV веке. Поэтому мне хотелось бы обратиться к духовной теме и рассказать о человеке, благодаря которому жители и гости нашего города могут просто с подножия горы прийти и полюбоваться на церкви, купола и колокольню.
А кто-то поднимется и зайдёт внутрь — и тогда глазам представится широкий монастырский двор, где посажены зелёные ёлочки, а с июня и до глубокой осени цветут розы. А тому, кто зайдёт в храм, откроются невиданные доселе расписные стены и богатый иконостас. Но всё это можно увидеть сейчас, а много-много лет назад… Саврасов А. К., «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода», 1871 г.
Фото: ru.wikipedia.org
На рубеже 20−30-х годов XIV столетия прибыл на Нижегородскую землю монах по имени Дионисий. Позднее он стал крупнейшим историческим деятелем своего времени, а тогда его появление было связано с основанием в Нижнем Новгороде православного монастыря.
К сожалению, найти много информации о детстве и юности Дионисия у меня не получилось. Единственное, что удалось — отыскать то, что мирское имя будущего святителя было Давид и что был он из очень благочестивой семьи. Когда я узнала о том, что посвятить свою жизнь служению Богу он решил едва обучившись грамоте, невольно подумала: «Какова же была сила духа у этого мальчика, если ему не было ещё и десяти лет, а он уже выбрал себе жизненную дорогу!»
Ещё больше удивило то, что ради достижения своей цели он в возрасте 15 лет пешком дошёл до Киева, где и получил опыт монашеского жития. Для тех, кто в будущем видел себя священником, Киево-Печерская обитель становилась своеобразной первой ступенью в выбранном жизненном пути. Давид не стал исключением. Именно там он был пострижен в монашество и принял там же священнический сан с именем Дионисий. Святитель Дионисий перед князем Дмитрием Донским (миниатюра Лицевого летописного свода)
Фото: ru.wikipedia.org
Получив благословение духовного отца, Дионисий в 30-е годы XIV века отправился в землю Нижегородскую, где стал основателем обители, которая впоследствии сыграла выдающуюся роль в духовной, политической, хозяйственной и культурной жизни Поволжья.
Говорят, что после революции 1917 года, когда на служителей церкви начались открытые гонения, в монастыре прятались послушники и монахи. Непонятно, чем безобидная братия могла вызвать неприятие со стороны большевистского движения, но, тем не менее, факт остаётся фактом.
Шестьсот же лет назад отец Дионисий начал с того, что на крутом берегу Волги, в плотных известняковых породах склона, по примеру древних насельников Киево-Печёрской лавры, выкопал себе первую пещеру, где проводил время в молитве и посте. Молва о подвижнике очень быстро распространилась по окрестностям, и к Дионисию в пещеру стала стекаться братия из желавших так же, как и он сам, полностью посвятить жизнь Богу.
Однако вскоре растущему числу монахов стало тесно в пещерах, и отец Дионисий стал замечать, что жизнь в сырой каменной или земляной келье была далеко не каждому под силу. Тогда он решил построить первую деревянную церковь. Она была возведена чуть выше по склону и получила название церкви во имя Вознесения Господня. Первый возведённый храм и дал главное имя обители. Рядом с ним выросли кельи, хозяйственные постройки и звонница. Церковь Преображения Господня в Печерах, построенная на месте старого монастыря
Фото: ru.wikipedia.org
Отец Дионисий стал первым настоятелем монастыря, сначала в сане игумена, а затем — архимандрита. Сейчас, глядя на красивые храмы с зелёными куполами, сложно представить себе то, что монастырь когда-то начался с маленькой деревянной церкви.
Будучи наставником в истинах христианской веры, игумен Дионисий учил братию высоким правилам благочестия, монашеского жития, подвижничества. Он наставлял людей как словом, так и делом: он подавал личный пример особо строгой иноческой жизни, так как хотел видеть в учениках устроителей новых и новых обителей на Руси.
Не гонялся он ни за личной выгодой, ни за тем, что сейчас принято называть «финансовым благополучием». Наоборот, игумен Дионисий устроил жизнь в монастыре по принципу строго общежительства — «общего жития». Монахи не имели собственности, всё имущество было общим. Вместе, не исключая настоятеля Дионисия, работали на пропитание. Если не было необходимости, монахи не выходили за монастырские врата.
Для церковного и хозяйственного порядка отцом Дионисием были заведены особые кормовые (или вкладные) книги, куда монахи записывали все вклады и пожертвования, сделанные разными лицами.
Сохранившиеся надгробные плиты на монастырском кладбище
Фото: ru.wikipedia.org
Если говорить о деятельности настоятеля, выражаясь современным языком, то можно сказать, что был он и экономистом, и бухгалтером, и кладовщиком, и строителем. Конечно, в те времена таких специальностей не существовало, но если хотя бы на секунду представить себе, сколько мог сделать всего один человек! При этом он не занимался ни пустословием, ни прозябанием в праздности. Тружеником он был, каких было мало даже по тем меркам.
В религиозно-историческом музее — кстати, таких музеев очень мало на территории России — можно увидеть летопись, в которой говорится, что, приняв предводительство над братией в трудах и подвигах иноческого пути, отец Дионисий не переменил ни своего смирения, ни принципов трудолюбия и милосердия. «Всем служа, и собою образ всем дая», он ранее других выходил на все церковные работы и службы.
За обширное знание вопросов веры, за свои высокие нравственные качества, отец Дионисий снискал любовь не только у монахов, но и у именитых и знатных людей того времени. Обитель, им основанную, почитали и бояре, и великие князья. Они приходили в монастырь, чтобы испросить у настоятеля совета, молитв, получить благословение. Вход в Архиерейские палаты
Фото: ru.wikipedia.org
Для Нижегородской земли святитель Дионисий стал, как преподобный Сергий для земли Московской — светильником веры, великим подвижником и духовным преобразователем. Святитель Дионисий был лично известен многим православным иерархам своего времени: митрополиту Феогносту, святителю Алексию — митрополиту Московскому и всея Руси, удостоившему Дионисия сана игумена, а затем и архимандрита, а также преподобному Сергию Радонежскому. Много потрудился Дионисий как для процветания обители, так и для блага всей Святой Руси.
Надо отметить, что Святитель Дионисий был по натуре человеком очень скромным. Будучи возведённым митрополитом московским Алексием в 1374 году в сан епископа Суздальского и Нижегородского, он не кичился своей высокой должностью, а продолжал трудиться как физически, так и духовно, там, где в этом была необходимость.