собор воскресения христова в токио

Храм в честь Воскресения Христова в Токио

собор воскресения христова в токио. Смотреть фото собор воскресения христова в токио. Смотреть картинку собор воскресения христова в токио. Картинка про собор воскресения христова в токио. Фото собор воскресения христова в токио

собор воскресения христова в токио. Смотреть фото собор воскресения христова в токио. Смотреть картинку собор воскресения христова в токио. Картинка про собор воскресения христова в токио. Фото собор воскресения христова в токио

собор воскресения христова в токио. Смотреть фото собор воскресения христова в токио. Смотреть картинку собор воскресения христова в токио. Картинка про собор воскресения христова в токио. Фото собор воскресения христова в токио

Огромную роль в деле миссионерского просвещения Святитель отводил необходимости сближения двух культур: русской и японской. С этой целью, с самого начала существования православной миссии в Японии им переводилось огромное количество книг. Естественно, что основную часть книг, переводимых с русского на японский язык, составляли богослужебные тексты и творения святых отцов. Но, вместе с тем, на японский язык переводились и русская литература, и книги по русской церковной архитектуре, иконописи и прикладному искусству. Огромную роль в деле сближения двух культур оказало и непосредственное знакомство японцев с образцами русской архитектуры, иконописи, прикладного и ювелирного искусства.
Подвижнические труды святителя Николая нашли продолжение во множестве его учеников японцев и, тем самым, послужили благодатной почвой, на которой возросло могучее древо Японской Православной Церкви.

Это небольшой деревянный храм, внутреннее убранство которого украшал выполненный в византийском стиле иконостас с иконами академической живописи.

В 1861 году из Петербургской Духовной Академии в Японию на пастырское служение прибыл молодой иеромонах Николай (Касаткин).

Первые годы его миссионерского служения были исполнены множеством трудов, связанных с изучением языка, обычаев и культуры японцев. Но уже через десять лет благие плоды этих усилий стали более, чем очевидны: число крещенных японцев заставило говорить о необходимости открытия в Японии духовной миссии. В 1871 году архимандрит Николай обращается в Священный Синод с ходатайством об открытии миссии и получает благословение. Однако лишь в 1873 году, после многих притеснений и гонений, правительство Японии узаконило ее существование. [2]

В 1871 году архимандрит Николай переселяется в Токио. В предместье Суругадай, в квартале, отведенном для иностранцев, он приобретает участок земли и начинает строительство здания миссии с маленьким домовым храмом при нем. Но, по мере возведения миссии, значительно увеличивается число прихожан храма, и к концу 70-х годов встает вопрос о необходимости строительства большого православного храма.

В 1880 г. архимандрита Николая возводят в сан епископа. [3] Это произошло во время его посещения России, связанного с обращением в Священный Синод с ходатайством о разрешении сбора средств на строительство храма. Просьба епископа Николая была удовлетворена. Святейший Синод дал епископу право на сбор пожертвований в Петербурге, Москве, Киеве, Новгороде и других городах. Более того, по благословению высокопреосвященнейшего Исидора митрополита Санкт-Петербургского, разработкой проекта храма занялся столичный архитектор М.А. Щурупов. [4]

В это же время епископ Николай начинает поиск благотворителей и жертвователей на строительство храма. В их число вошли О.Е. Путятина, М.И. Романова, И.И. Павлов, Г.М. Комаров, Ю.С. Нечаев-Мальцев. Ф.И. Самойлов и др. За сравнительно короткий период в общей сложности было собрано около 300 000 рублей.

Но дальше произошло непредвиденное: на купленном участке земли на холме Суругадай, где находилась православная миссия, не хватило места для столь грандиозного собора. [5] Пришлось делать искусственную насыпь достаточно большой высоты, укрепляя ее сосновыми сваями. Все работы выполнялись с особой тщательностью по причине сложных сейсмических условий и, как говорил сам владыка Николай, «не было ничего рассчитанного на роскошь». Собор заложили в марте 1884 году; строительство его продолжалось 7 лет.

«Собор будет памятен, – писал архиепископ Николай, – будет изучаем, подражаем многие даже не десятки, а, смело говорю, сотни лет, ибо храм действительно – замечательнейшее здание в столице Японии – здание, о котором слава разнеслась по Европе и Америке еще прежде его окончания, и которое, ныне будучи окончено, по справедливости вызывает внимание, любопытство и удивление всех, кто есть, или кто бывает в Токио». Равного по масштабам и великолепию православного храма не существовало на всем Дальнем Востоке. А до возведения во второй половине XX века высотных зданий вблизи храма, этот храм был виден с любой точки Токио.

Архитектурный проект храма был выполнен в традициях, характерных для храмостроительства России конца XIX века. В планово-архитектурной основе храма заложен равноконечный греческий крест. Венчает храм массивный купол. [6] Выполненный в так называемом русско-византийском стиле, храм гармонично вписался в общий архитектурный ансамбль города. Общая высота храма от основания до креста была 35 метров, а колокольня – 40 метров высотой. Позолоченные кресты на храме и колокольне были видны за 20 километров при подъезде к столице.

Внутреннее пространство храма необычайно большое и светлое. Главным украшением храма был покрытый позолотой, резной многоярусный иконостас. Иконы для иконостаса были написаны известным придворным живописцем В.М. Пешехоновым. В соборе находились так же иконы, хоругви и плащаницы, выполненные в Воскресенском Новодевичьем монастыре в Петербурге и присланные в дар храму митрополитом Палладием.

Главный алтарь храма был освящен в честь Воскресения Христова, правый придел – в честь Крещения Господня, левый – в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Торжественное освящение собора и центрального алтаря состоялось 24 февраля 1891 года. [7]

Храм стал особой достопримечательностью Токио. Местные жители стали называть его «храм – Николая» (Сейдо – Никорай [8] ). При храме была создана обширная библиотека, создан центр по переводу книг, издательский отдел и иконописная мастерская. [9]

К началу Русско-японской войны (1904–1905) в Японии уже насчитывалось 178 храмов и молитвенных домов. После окончания войны трудами архиепископа Николая строится еще несколько памятников-храмов на месте захоронения русских воинов. [10]

Кантоское землетрясение и сильный пожар 1 сентября 1923 года нанесли огромный материальный ущерб Православной миссии в Токио. Сильно пострадал и храм в честь Воскресения Христова. Пожаром было уничтожено почти все его внутреннее убранство. В огне погиб уникальный иконостас и вся церковная утварь. От сильных подземных толчков рухнул центральный купол храма. [11]

Помощи и финансовой поддержки ждать, казалось бы, было неоткуда. И объединенные вокруг владыки Сергия – преемника архиепископа Николая, православные японцы приняли на себя решение всех этих трудных задач. [12] Шесть лет потребовалось на сбор средств и восстановление разрушенного храма. С большими трудностями собирали из других храмов иконы, необходимую церковную утварь и книги.

15 декабря 1929 года епископ Сергий (Тихомиров) в сослужении клириков совершил торжественное освящение восстановленного собора. К этому времени был выполнен и новый одноярусный иконостас из темного дерева, украшенный прекрасными копиями произведений В.М. Васнецова и М. В. Нестерова. В центральном приделе на восточной стене были помещены монументальные изображения Богоматери и св. Иоанна Предтечи, выполненные маслом на холстах. С этого времени до середины 90-х годов XX века внутреннее убранство собора преимущественно оставалось неизменным. Надо отметить, что в марте 1962 года Воскресенский собор получил официальный статус «важного памятника культуры Японского государства».

Много трудов на устройство церковной жизни положил приснопамятный архиепископ Токийский митрополит всей Японии Феодосий (Нагасима) (†1999), возглавивший Японскую Православную Церковь в 1972 году. Получив духовное образование в России, высокопреосвященнейший Феодосий любил, знал и ценил русскую церковную культуру. Он много сделал для восстановления былого величия храма Воскресения Христова. На Соборе 1973 года за «Николай – до» был закреплен статус кафедрального храма.

Большим событием в жизни Японской Православной Церкви явилось строительство у южной стены «Николай – до» часовни в память Апостола Японии архиепископа Николая, решение об этом было принято на Соборе в июле 1977 года. Тем самым, строительство часовни стало символом самостоятельности Японской Православной Церкви.

После тщательного осмотра собора представителями властей, токийский муниципалитет выдает специальное разрешение на реставрацию важного памятника культуры Японского государства. Компания по сбору средств на реставрацию собора началась в ноябре 1990 года и уже к февралю 1991 года собор оделся в строительные леса. Реставрационные работы были запланированы на шесть лет: четыре года – ремонт колокольни, купола, стен; два года – ремонтные работы внутри храма. С середины 90-х годов начались обширные ремонтно-реставрацонные работы в прилегающих к храму церковных зданиях.

Для украшения интерьеров храма митрополитом Феодосием были приглашены лучшие мастера из России. В 1996–1998 годах несколько раз Японию посетила одна из ведущих мастеров-иконописцев иконописной мастерской при Московской Духовной Академии В.С. Глазовская. По просьбе митрополита Феодосия для храма Воскресения Христова ею были выполнены три монументальных иконы в древнерусских традициях: икона Божией Матери «Знамение» (диаметром 2,6 м), Архангела Гавриила и Архангела Михаила (диаметром 1,8 м).

В 1997 году трудами и попечением митрополита Феодосия на пожертвования прихожан были вызолочены и украшены платиной все три иконостаса собора.

Сегодня православный храм в честь Воскресения Христова предстает перед нами в своем прежнем величии и красоте. Храм несколько сокрыт от взора появившимися в последнее время многоэтажными строениями, но это нисколько не мешает ему по-прежнему оставаться истинным центром духовной жизни православных японцев, любящих и тонко чувствующих русскую культуру.

собор воскресения христова в токио. Смотреть фото собор воскресения христова в токио. Смотреть картинку собор воскресения христова в токио. Картинка про собор воскресения христова в токио. Фото собор воскресения христова в токио[1] Жители города, завороженные не слыханным прежде колокольным звоном, прозвали ее «храм Бомбом» (Гангандэра).

собор воскресения христова в токио. Смотреть фото собор воскресения христова в токио. Смотреть картинку собор воскресения христова в токио. Картинка про собор воскресения христова в токио. Фото собор воскресения христова в токио[2] Государство официально отменило антихристианское законодательство.

собор воскресения христова в токио. Смотреть фото собор воскресения христова в токио. Смотреть картинку собор воскресения христова в токио. Картинка про собор воскресения христова в токио. Фото собор воскресения христова в токио[3] Епископская хиротония состоялась в Александро-Невской лавре в Петербурге.

собор воскресения христова в токио. Смотреть фото собор воскресения христова в токио. Смотреть картинку собор воскресения христова в токио. Картинка про собор воскресения христова в токио. Фото собор воскресения христова в токио[4] Щурупов Михаил Арефиевич (1815-1901) был одним из известнейших столичных архитекторов того времени. Он окончил курс Академии художеств в 1836 году со званием художника и с малой золотой медалью за проект здания училища правоведения. В 1837 году за проект великокняжеского дворца был удостоен большой золотой медали и правом заграничного пенсионерства от Академии. С 1840 по 1855 годы жил в Италии, где занимался изучением истории архитектуры и скульптуры и разработкой различного рода строительных проектов. В 1858 году был возведен в звание академика, а в 1860 году за проект русского археологического музея – в звание профессора архитектуры. Однако, блестяще выполнив ряд светских заказов и тем сыскав большую известность, Михаил Арефиевич большую часть своих трудов и знаний все-таки отводит церковной архитектуре. Наиболее известные его постройки в Петербурге. По его проекту построен грандиозный собор в русском ските на Афоне. М.А. Щурупов вел обширную преподавательскую деятельность.

собор воскресения христова в токио. Смотреть фото собор воскресения христова в токио. Смотреть картинку собор воскресения христова в токио. Картинка про собор воскресения христова в токио. Фото собор воскресения христова в токио[5] Вместимость собора была рассчитана на полторы тысячи человек.

собор воскресения христова в токио. Смотреть фото собор воскресения христова в токио. Смотреть картинку собор воскресения христова в токио. Картинка про собор воскресения христова в токио. Фото собор воскресения христова в токио[6] Он был разрушен землетрясением 1923 года. Современный купол несколько меньших размеров и более приземист.

собор воскресения христова в токио. Смотреть фото собор воскресения христова в токио. Смотреть картинку собор воскресения христова в токио. Картинка про собор воскресения христова в токио. Фото собор воскресения христова в токио[7] К посещению новоосвященного собора приурочил свой визит в Японию наследник Российского престола Николай. В г. Оцу на цесаревича было совершено покушение, и визит в Токио мае 1891 года не состоялся.

собор воскресения христова в токио. Смотреть фото собор воскресения христова в токио. Смотреть картинку собор воскресения христова в токио. Картинка про собор воскресения христова в токио. Фото собор воскресения христова в токио[8] В японском языке нет звука «л».

собор воскресения христова в токио. Смотреть фото собор воскресения христова в токио. Смотреть картинку собор воскресения христова в токио. Картинка про собор воскресения христова в токио. Фото собор воскресения христова в токио[9] Среди иконописцев-японцев извесны Ямасита Рин, Мария Он Хидэко Сибаяма.

собор воскресения христова в токио. Смотреть фото собор воскресения христова в токио. Смотреть картинку собор воскресения христова в токио. Картинка про собор воскресения христова в токио. Фото собор воскресения христова в токио[10] Храмы-часовни возведены в г. Мацуяма и Осака.

собор воскресения христова в токио. Смотреть фото собор воскресения христова в токио. Смотреть картинку собор воскресения христова в токио. Картинка про собор воскресения христова в токио. Фото собор воскресения христова в токио[11] Однако необходимо заметить, что землетрясение разрушило почти весь город, а храм лишь сильно пострадал.

собор воскресения христова в токио. Смотреть фото собор воскресения христова в токио. Смотреть картинку собор воскресения христова в токио. Картинка про собор воскресения христова в токио. Фото собор воскресения христова в токио[12] Святитель Николай скончался в 1912 году.

Источник

Воскресенский собор (Токио)

собор воскресения христова в токио. Смотреть фото собор воскресения христова в токио. Смотреть картинку собор воскресения христова в токио. Картинка про собор воскресения христова в токио. Фото собор воскресения христова в токио

Собор Воскресения Христова («Токийский собор Воскресения») является кафедральным собором Японской Автономной Православной Церкви, построен усилиями святого Николая Японского, находится в Токио (квартал Канда-Суругадай, Тиёда). Храм известен также под названием «Николай-До». Имеет официальный статус важного памятника культуры Японского государства (с марта 1962 года).

Содержание

История [ править ]

Первый храм в предместье Суругадай был построен в 1871 году, когда Японская православная миссия во главе с архимандритом Николаем (Касаткиным) переселилась в Токио. Никольская церковь была домовой в здании Миссии. Храм был тесен и, по словам архимандрита Николая (Касаткина), не проходило службы без того, «чтобы не падали в обморок от тесноты и духоты». Верующие собирались слушать службу на лестнице и в соседних комнатах. Необходимость строительства нового большого храма всё более возрастала.

Сразу после хиротонии во епископа Николай (Касаткин) стал собирать средства на строительство собора в Токио, произнося проповеди в различных городах России. Им было собрано более 130000 рублей.

В марте 1884 года на холме Суругадай рядом с Православной миссией была совершена закладка соборного храма. В связи недостатком места для возведения храма холм был искусственно расширен земляными насыпями. Храм строился по проекту М. А. Щурупова, дизайн осуществил британский архитектор Джозайя Кондер, а строительство вёл Нагасато Тайсукэ.

24 февраля (8 марта) 1891 года собор Воскресения Христова был освящён. На освящение пускали только по билетам одних христиан и их близких; не-христиане находились в ограде. 28 февраля (12 марта) состоялось освящение правого придела во имя Введения во Храм Пресвятой Богородицы, 2 (14) марта — левого, во имя святых апостолов Петра и Павла.

К освящению собора был приурочен визит в Японию наследника российского престола цесаревича Николая Александровича. Однако, вследствие покушения, произошедшего в Оцу, цесаревич до Токио не доехал.

собор воскресения христова в токио. Смотреть фото собор воскресения христова в токио. Смотреть картинку собор воскресения христова в токио. Картинка про собор воскресения христова в токио. Фото собор воскресения христова в токио

Собор был открыт ежедневно, всем посещающим храм специально назначенный человек давал объяснения, а в случае интереса к православию указывал адрес ближайшего катехизатора в Токио или на родине гостя.

В 1917 году Воскресенский собор, как и вся Японская миссия, утратил финансовую поддержку из России. Были закрыты семинария и женская школа.

Великое землетрясение Канто, произошедшее 1 сентября 1923 года нанесло огромный урон храму. В результате землетрясения колокольня переломилась и упала шпилем на купол собора. Падая, она разрушила ризницу и завалила кирпичами западный вход в собор. Затем начался пожар, в результате которого сгорели все деревянные части храма: балки, полы, обшивки сводов потолка и купола, полы и лестницы на колокольню, трехъярусный иконостас. Металлический каркас купола обвалился. Колокола и утварь расплавились.

На экстренном соборе, состоявшемся 20 октября 1923 года, было постановлено, несмотря на резко сократившееся количество прихожан, возродить Воскресенский храм. Освящение возобновлённого собора состоялось 15 декабря 1929 года.

В 1941 году Японскую православную церковь возглавил епископ Николай (Оно). Однако приход Воскресенского собора первоначально не пожелал принять архиерея, получившего хиротонию в Русской православной церкви заграницей. Впоследствии конфликт был улажен.

В условиях военного времени из-за нехватки продовольствия богослужения стали нерегулярными. Во избежание разрушений при бомбардировках здание собора было выкрашено в чёрный цвет.

5 апреля 1946 года в Воскресенском соборе состоялся чрезвычайный Собор Японской Православной Церкви, ознаменовавший начало сближения с Американской православной церковью.

В 1946 году состояние храма характеризовалось как запущенное; металлическая ограда и медные листы с крыши были проданы. Богослужения практически прекратились.

Возобновление служб относится к 1949 году. В декабре 1950 года при храме был создан «Тройственный комитет», имевший целью сбор средств на ремонт собора. Впоследствии, в связи с резким уменьшением числа русских прихожан, Комитет был распущен в феврале 1960 года. Его преемником стал Комитет поддержки собора.

В 1950 году при Воскресенском соборе была открыта Никольская школа («Никорай гакуин»); 13 февраля того же года было основано Общество утренней зари; в 1951 году при храме начало свою деятельность сестричество; а 7 октября 1954 года вновь открылась Духовная семинария.

27 мая 1954 года в соборе состоялось примирительное собрание прихожан. В его результате в приход вернулась часть прихожан во главе с епископом Николаем (Оно).

Статус кафедрального собора Японской автономной православной церкви храм получил 22 марта 1972 года.

В ноябре 1974 года приход стал издавать ежемесячный печатный орган — «Новости „Никорай-до“».

19 марта 1978 года была освящена часовня святителя Николая Японского, выстроенная с южной стороны собора. В это же время возобновилась практика открытого доступа в собор всех желающих осмотреть его.

В 1990 году началась кампания по сбору средств на реставрацию и ремонт собора. В феврале 1991 года начался ремонт. Реставрация длилась шесть лет: четыре года проводились внешние работы; остальные два — внутренние. 10 мая 1998 года состоялось освящение отреставрированного собора.

Архитектура, убранство [ править ]

Собор построен в русско-византийском стиле.

По форме представляет собой крест правильной формы с неширокими крыльями. Храм рассчитан на 2000 человек. Высота купола с крестом — 35 метров; высота колокольни — 40 метров; высота от пола до свода купола — 26 метров.

На колокольне находится восемь больших и малых колоколов.

Внутри стены храма белые. Окна высокие, с витражами.

Часть икон собора — копии произведений В. М. Васнецова и М. В. Нестерова.

Иконостас собора покрыт золотом и платиной.

В алтарной части на белой центральной стене находятся три круглые иконы: Божией Матери «Знамение» (диаметром 2,6 метра), Архангела Михаила и Архангела Гавриила (по 1,8 метра в диаметре).

Престольные праздники [ править ]

Контакты [ править ]

Адрес: Япония, Токио. 4-1-3, Kanda Surugadai, Chiyoda-ku, Tokyo-tō, 101-0062, JAPAN (〒101-0062、 東京都千代田区神田駿河台四丁目1-3)

Источник

ТОКИЙСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР

собор воскресения христова в токио. Смотреть фото собор воскресения христова в токио. Смотреть картинку собор воскресения христова в токио. Картинка про собор воскресения христова в токио. Фото собор воскресения христова в токио
Токийский Воскресенский Собор («Николай-до»)

Токийский собор в честь Воскресения Христова, в просторечии Никорай-доо («Храм Николая»), кафедральный собор Токийской архиепископии и Японской Православной Церкви

Расположен в центре города, на холме Суругадай в городском районе Тиёда, близ станции метро Отяномидзу.

собор воскресения христова в токио. Смотреть фото собор воскресения христова в токио. Смотреть картинку собор воскресения христова в токио. Картинка про собор воскресения христова в токио. Фото собор воскресения христова в токио
Рождественский крестовый храм в Токийском катехизаторском доме

Рождественский крестовый храм

Вскоре после учреждения Русской духовной миссии в Японии просветитель Японии равноапостольный Николай (Касаткин) переехал из Хакодатэ в Токио. После переговоров с японскими властями в 1871 году русскому правительству было разрешено приобрести в бессрочную аренду участок земли на холме Суругадай. Здесь в 1872 году была устроена штаб-квартира Миссии, пошла постройка необходимых зданий. Одной из главных ранних построек стал катехизаторский дом в котором разместилась Токийская катехизаторская школа. На втором этаже этого здания была устроена крестовая церковь в честь Рождества Христова, ставшая первым православным храмом японской столицы.

Быстрый рост православной паствы в Токио к концу 1870-х годов привел к тому, что малый крестовый храм стал слишком тесен для молящихся. В своем прошении в Россию святитель Николай писал:

собор воскресения христова в токио. Смотреть фото собор воскресения христова в токио. Смотреть картинку собор воскресения христова в токио. Картинка про собор воскресения христова в токио. Фото собор воскресения христова в токио
Токийский Воскресенский собор. Первоначальный облик.

Первозданный собор

Во время своей поездки в Россию в 1879-1880 годах, одним из важных дел святителя Николая было избрать проект и собрать средства для возведения достойного кафедрального собора. Синод дал ему право собирать пожертвования, и святитель посетил Санкт-Петербург, Москву, Новгород, Казань, Киев и Одессу. В то время он собрал более 130 тысяч рублей для возведения в собора, общая стоимость которого в конце концов превысила 300 тысяч рублей. План собора составил Санкт-Петербургский профессор архитектуры М. А. Щурупов.

Строительство началось на Токийском миссийском участке в марте 1884 года под руководством английского архитектора Джошуа Кондора. Пришлось искусственно расширить и разравнять холм для того чтобы поместить туда столь крупный собор. 21 апреля (3 мая н. с.) 1885 года владыка Николай совершил освящение основания храма на камне при начале четвертого венца с закладкой памятной серебряной доски [1]. Возводимый собор стал одной из крупнейших построек Токио и быстро получил широко распространившееся народное название «Никорай-доо» (ニコライ堂, «храм Николая»).

По окончании стройки святитель Николай справедливо писал что:

Посещение собора, как беспримерного памятника тогда еще преимущественно одноэтажной столицы, сразу вошло в обычный круг визитов посетителей Токио. Собор был открыт для осмотра целый день и сразу сделался важным проповедническим пособием и символом Православия в Японии.

Десятилетие нарастания геополитического противостояния России и Японии, которое разрешилось Русско-Японской войной 1904-1905 годов, привлекло к собору внимание анти-русских активистов. Только благодаря осмотрительности японского правительства, которое выделяло значительные вооруженные отряды для охраны Миссии, собор избежал погромов и службы здесь не прерывались во время войны. После Русско-Японской войны, когда напряжение между двумя государствами спало, а японское общественное мнение убедилось в патриотизме православных японцев, угроза собору прошла.

К началу XX века собор был лишь одним из более чем десяти православных приходов в Токио, и количество регулярно молящихся здесь христиан было сравнительно невелико. Но на праздники сюда, на архиерейскую службу, собиралось большое число молящихся. Также здесь проходили ежегодные Соборы Японской Православной Церкви. Собор стал средоточием миссийского подворья, на котором также располагались духовная семинария, катехизаторская школа, женская школа, приют и библиотека.

собор воскресения христова в токио. Смотреть фото собор воскресения христова в токио. Смотреть картинку собор воскресения христова в токио. Картинка про собор воскресения христова в токио. Фото собор воскресения христова в токио
Токийский Воскресенский собор после Великого Кантоского землетрясения

Разрушение и восстановление

В последующие годы один за другим закрывались токийские православные приходы и всё больше местных верующих становились постоянными прихожанами собора. Никольский храм на соборном участке продолжал действовать как тёплая церковь при соборе.

В годы нестроений

После вынужденного удаления митрополита Сергия (Тихомирова) от дел в 1940 году, японскую православную паству поразили тяжелые нестроения из-за вопроса о правомочной высшей власти в Церкви. Церковный двор в Токио, а особенно Токийский собор, сделались ареной борьбы. В 1941 году, впервые в истории собора, в нем не служили на Пасху, т.к. противники новопоставленного епископа Николая (Оно) заперли храм и не допустили туда владыку и его сторонников. Однако, в том же году епископ Николай всё же получил доступ в собор и стал постоянно там служить.

Вскоре острота конфликта спала и на первый план стали выдвигаться тяготы военного времени. После 1941 года регулярные Соборы Церкви, проходившие в Токийском соборе, не проводились. В 1942 году при соборе открылась школа русского языка, но вскоре пришлось её снова закрыть. С ухудшением положения на фронте и из-за нехватки продовольствия стали нерегулярно служить литургию, потому что трудно было достать вино и пшеничную муку для просфор. Когда участились воздушные налеты на Токио собор выкрасили в черный цвет для маскировки. Во время ожесточенных бомбардировок 1945 года собор остался единственным неразрушенным зданием на всём квартале, сюда стекались беженцы и свозились тела погибших. Из-за нехватки средств пришлось продать металлические ограду и крышу.

В марте 1962 года Воскресенский кафедральный собор получил официальный статус важного памятника культуры Японского государства. В том же году обветшавшая Никольская тёплая церковь на соборном участке была разобрана.

Тем временем немногие приверженцы Московского Патриархата, отошедшие от соборного прихода, перешли служить в приспособленную молитвенную комнату оборудованную в здании Пушкинской школы, которая стояла у подножия соборного холма. Под началом епископа Николая (Оно) они заявили через гражданский суд о своих правах на собор, но прибывший в 1953 году из США новый Токийский архиерей Ириней (Бекиш) сумел добиться примирения с епископом Николаем и судебный процесс был прекращен. Сторонники Московского Патриархата вновь возбудили подобный процесс в конце 1960-х годов, но на этот раз дело было приостановлено в связи с примирением между Патриархатом и «Американской митрополией» в 1970 году.

Кафедра Японской Церкви

По итогам нового соглашения, в 1970 году Японская Православная Церковь была учреждена как автономная, а Воскресенский собор стал её кафедральным собором. В связи с разделением Японской Церкви на три епархии, он одновременно сделался также кафедральным для Токийской архиепископии. Статус кафедрального был закреплен за Воскресенским собором на Соборе Японской Церкви 1974 года. С того же года началась публикация приходской газеты «Никорай-доо даёри.» При соборе заработали воскресная школа, вечерняя школа для взрослых.

В декабре 1970 года, через несколько месяцев после прославления святителя Николая Японского, южный предел собора был освящен в его имя. 19 марта 1978 года у южной стены собора была также освящена часовня во имя равноапостольного Николая Японского.

С февраля 1991 года проводились обширные реставрационные работы, после чего собор был повторно освящен 10 мая 1998 года. За это время иконостас был покрыт золотом и платиной, а иконописица В. Глазовская из Троице-Сергиевой Лавры написала три новых иконы для центральной алтарной апсиды. На особый праздник по поводу обновления собора 17 мая 1998 года собралось около двух тысяч православных японцев.

В 2005 году при Никольской часовне соборного участка был учрежден монастырь.

Статистика

собор воскресения христова в токио. Смотреть фото собор воскресения христова в токио. Смотреть картинку собор воскресения христова в токио. Картинка про собор воскресения христова в токио. Фото собор воскресения христова в токио
Токийский Воскресенский собор. Фото, ноябрь 2013 г.

Архитектура

Величественный храм неизменно считался украшением Токио, будучи уникальной для Японии постройкой в русско-византийском стиле. На начало XXI века был одним из старейших каменных зданий японской столицы.

Использованные материалы

[4] «В православном храме в Токио впервые за 90 лет поднимут колокола», РИА Новости, 13 сентября 2018, https://ria.ru/religion/20180913/1528440857.html

[5] Саблина, Э. Б., 150 лет Православия в Японии. История Японской Православной Церкви и её основатель Святитель Николай, Москва: АИРО-ХХI; Санкт-Петербург: «Дмитрий Буланин», 2006, 194.

[6] Бесстремянная, Г. Е., Японская Православная Церковь. История и современность, Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006, 186.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *