самая сложная активность животных может расцениваться как практика
Тесты формата ЕГЭ по обществознанию.
В данной презентации содержатся задания формата ЕГЭ по обществознанию. Задания № 2,3,4,6.
Просмотр содержимого документа
«Тесты формата ЕГЭ по обществознанию.»
Задания формата ЕГЭ
№ 2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Межнациональная миграция; эмиграция; горизонтальная мобильность; иммиграция; географическая мобильность.
№ 3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный конфликт».
1) пособник; 2) спор; 3) противоречие; 4) подстрекательство;
5) маргинальность; 6) партнёрство.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры,
под которыми они указан
№ 2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Технический прогресс; социальный прогресс; социальная реформа; неолитическая революция; модернизация.
№ 3..Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «государство».
5) герб; 6) свободный индивид
№ 2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Социальная группа; профессиональная группа; классовая группа; демографическая группа; этническая группа.
№ 3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «религия».
1) тотемизм; 2) доказательность; 3) обрядность; 4) мироощущение; 5) эмпиризм; 6) индуизм.
№ 2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Исследование; теория; наука; закон; понятие.
№ 2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Чистая монополия; монополистическая конкуренция; трест; несовершенная конкуренция; олигополия.
№ 2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
О браз жизни; субкультура; ценности; умения; потребности.
№ 3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «кредит».
1) процент; 2) бессрочность; 3) ссуда; 4) заёмщик; 5) амортизация; 6) залог.
Идея; убеждение; знание; мировоззрение; идеал.
№ 3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «орган государственной власти РФ».
1) областная дума; 2) государственно-властные полномочия; 3) вокзал; 4) уставный суд; 5) научно-исследовательский институт; 6) структурная обособленность.
№ 2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «государство».
1 ) гражданство; 2) власть; 3) гимн; 4) традиция; 5) герб; 6) свободный индивид
№ 3. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех
остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Социальный статус; социальная роль; личность; мировоззрение; мотив поведения.
Идея; убеждение; знание; мировоззрение; идеал.
№ 3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «орган государственной власти РФ».
1) областная дума; 2) государственно-властные полномочия; 3) вокзал; 4) уставный суд; 5) научно-исследовательский институт; 6) структурная обособленность.
№ 4. Выберите верные суждения об отношении природы и общества и запишите цифры под которыми они указаны.
1) Природа полностью определяет направление развития общества.
2) Общество связано с природой прошлым, настоящим и будущим.
3) Природа и общество воздействуют друг на друга.
4) Общество оказывает исключительно положительное влияние на природу.
5) Природа является естественной основой жизнедеятельности общества.
№ 4. На уроке ученик В., характеризуя духовную жизнь человека, указал на одну из её форм, которая связана со всеми сферами общественной жизни. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что речь идёт о морали? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) совокупность поддерживаемых общественным мнением норм
2) отражение действительности в художественных образах
3) высшая форма познания
4) выражение оценки поступков с позиций добра и зла
5) выражение государственной воли
6) регулирование общественных отношен
№ 3. Выберите верные суждения о практике и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)К практике относится только материально производственная деятельность.
2)Революция и реформа являются формами практики.
3)В практике развиваются как чувственные, так и логические формы отражения.
4)Самая сложная активность животных может расцениваться как практика.
5)Практика является единственным проверенным тысячелетиями истории общества
критерием истинности знания, воплощённого в суждении.
№ 4. Выберите верные суждения о мышлении и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Мышление возникает на базе чувствительного познания, чувственных образов.
2)Мышление отражает мир в его существенных связях и отношениях, его многообразных опосредованиях.
3)В мышлении отражается только единичное.
4)Исходной ячейкой мышления является суждение.
5)Всякое мышление совершается в обобщен
№ 4. Выберите верные суждения о мировоззрении и запишите цифры, под которыми они
1)У отдельного индивида формирование мировоззрения всегда происходит стихийно.
2)Мировоззрение включает в себя понимание человеком окружающего мира, места человека в мире, отношение между человеком и миром, смысла человеческой жизни.
3)Человек может существовать без какого либо мировоззрения, даже самого примитивного.
4)Мировоззрение может зависеть от непосредственных условий жизни.
5)Субъектами мировоззрения могут выступать социальные группы, классы и общество в целом.
№ 4. Выберите верные суждения о знании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Каждой форме духовной культуры соответствуют специфические формы знания.
2)Знание представляет собой познавательно значимую информацию.
3)Реальное знание может быть сформировано вне чувственного представления у человека.
4)К исторически первым формам человеческого знания относят игровое познание.
5)Знание существует само по себе.
№ 4. Выберите верные суждения об институтах общества и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)К чертам и свойствам институтов общества относится наличие ценностей и идей.
2)За институтами общества скрывается многовековая история, в течение которой они зарождались, укреплялись, видоизменялись.
3)Институты общества выполняют только явные функции.
4)Институты общества представляют собой большие социальные группы, сформированные для достижения определённых целей.
5)Институты общества могут приносить социуму не только пользу, но и вред.
№ 4. Выберите верные суждения о морали и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Мораль не имеет чётко очерченных границ: она присутствует в любом общественном явлении.
2)Мораль доставляет человеку удовольствие от созерцания прекрасного.
3)Мораль способствует дифференциации индивидов по способностям и талантам.
4)Творцами, носителями и защитниками морали являются всё общество и каждый его член.
5)Для моральной оценки на первое место выходит мотив поведения
№ 6. Выберите верные суждения о духовной культуре и запишите цифры, под которыми
1)Философия, наука, мораль, право, религия, искусство являются основными формами духовной культуры.
2)Духовная культура выражается в объективно-предметной форме.
3)Краеугольными камнями духовной культуры выступают красота, знание, мудрость, а не польза и выгода.
4)Творческая деятельность в духовной культуре становится особым духовным миром, созданным силой человеческой мысли, который несравненно богаче реального мира.
5)Духовная культура удовлетворяет первичные потребности человека
№ 6. Николай был убеждён в реальном существовании сверхъестественного, потустороннего, признавая, что человек обречён на страдания и будущее не обещает ничего хорошего. При этом необходимо сохранять существующее положение в обществе.
Выберите из приведённого списка характеристики этого мировоззрения и запишите цифры, под которыми они указаны.
№ 4. Выберите верные суждения об общественном прогрессе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Общественный прогресс всегда является неуклонной тенденцией развития.
2)Идея прогресса неприменима к искусству, литературе, философии.
3)Общественный прогресс характеризуется неравномерностью, противоречивостью и многообразием.
4)Прогресс должен иметь гуманистическую направленность.
5)Общественный прогресс представляет собой автоматическое действие социальных
Выберите из приведённого списка характеристики деятельности этого учёного и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) репродуктивная 4) незаконная
2) практическая 5) созидательная
3) творческая 6) трудовая
№ 6.Американский исследователь Г. Оверстрит отмечал, что «на формирование нашего сознания постоянно оказывают влияние четыре общественных института — пресса, радио, кино и реклама. Все перечисленные четыре вида составляют неотъемлемую часть культуры, которая отличается высокой технической совершенностью».
Какие иные признаки свидетельствуют о том, что речь идёт о массовой культуре? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) распространяет стандартизованные духовные блага
2) представлена исключительно в продуктах материального труда
3) характеризуется частой повторяемостью сюжетов
4) отличается традиционностью, коллективностью, пассивностью
5) определяет пути дальнейшего культурного развития
6) адресована всем, без различия классов, наций, пола
№ 6. В сельском районе Б. большой популярностью пользуется культура, которая фактически неотделима от повседневной и практической жизни людей. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что речь идёт о народной культуре? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) отличается коммерческой целесообразностью
2) создаётся анонимными творцами
3) характеризуется закрытостью и сложностью культурных кодов
4) способствует научному познанию человеком мира и себя в нём
5) отражает национальный характер
6) является источником вдохновения для представителей элитарной культуры
№ 6 Выберите верные суждения о соотношении природного и социального в человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Такие качества, как способность мыслить и практически действовать, присущие человеку, имеют биологическое происхождение.
2)Человек становится человеком, лишь вступая в общение с другими людьми.
3)Биологическая природа человека влияет на процессы деторождения, общую продолжительность жизни.
4)Биологические свойства человека жёстко запрограммированы и существуют в чистом виде.
5)Социальное бытие «диктует» условия, в которых протекает биологическое бытие человека.
№ 6. В стране Г. получили распространение среднее и высшее образование, отсутствуют какие либо ограничения правового характера при его получении. Экономическая доступность образования выражается в бесплатности обучения и возмещении сопутствующих расходов. Усилено внимание к изучению истории, литературы, экономики, имеющих первостепенное значение в жизни и деятельности современного человека. Осуществляется более активный обмен учащимися разных стран.
Выберите из приведённого списка характеристики образования в этой стране и запишите цифры, под которыми они указаны.
1 ) гуманитаризация образования
2) компьютеризация процесса образования
3) гуманизация образования
4) демократизация системы образования
5) интернационализация процесса образования
6) рост продолжительности образования
№ 6. В 1856 г. английский инженер Г. Бессемер изобрёл для выплавки стали вращающуюся печь конвертер. Таким образом, деятельность инженера привела к появлению нечто качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что речь идёт о творческой деятельности? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) характеризуется отходом от шаблонов и стандартов
2) воспроизводит нормы человеческой жизни и деятельности
3) связывается с воображением и фантазией
4) характеризуется только прямыми результатами
5) находит наиболее яркое проявление в искусстве
6) отличается ограниченным набором средств для достижения цели
№ 6. В деревне К. у большинства жителей мировоззрение складывалось стихийно. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что в этой деревне среди населения распространено житейское мировоззрение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) тесно связано с мировой культурой
2) отличается глубоким проникновением в суть явлений
3) опирается на непосредственный опыт человека
4) формирует общие теоретические взгляды на мир и человека
5) незначительно использует опыт науки и религиозного сознания
6) формируется в процессе личной практической деятельности
№ 6. В детском оздоровительном лагере Н. большой популярностью пользовался турнир
смекалистых, направленный на удовлетворение интересов его участников. Какими иными признаками характеризуется игровая деятельность? Запишите цифры, под которыми
1)направлена на создание материальных продуктов и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей
2)осуществляется под влиянием необходимости
3)ориентирована не на результат, а на сам процесс
4)происходит в условной ситуации
5)является первым и основным условием человеческого существования
6)включает использование так называемых замещающих предметов
№ 6. В стране Д. имеет место повышение роли образования, которое становится определяющей характеристикой социального статуса, творческого потенциала. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что эта страна развивается как информационное общество?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1 ) утверждение веры в науку
2) резкое повышение творческого начала в труде
3) превращение услуг в основной продукт производства
4) глобальное, неконтролируемое воздействие человека на природу
5) превращение капитала в основной фактор производства
6) внедрение компьютерной техники в различные сферы жизни
Русский учёный, лауреат Нобелевской премии И. И. Мечников создал оригинальное учение о защите организма от микробов, во многом изменившее сознание людей. Какие
иные признаки свидетельствуют о том, что речь идёт о духовной деятельности? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) отличается направленностью на изменение природы
2) характеризуется заранее известным результатом
3) отличается созданием идей, образов, художественных и нравственных ценностей
4) способствует ценностному осмыслению окружающего мира
5) создаёт необходимые условия для удовлетворения потребностей людей, вещи, материальные ценности
6) связывается с планированием или предвидением возможных изменений действительности
Проблема познаваемости мира
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 20:44, реферат
Описание работы
Файлы: 1 файл
первая часть.docx
Как целостная система гносеологических воззрений Рационализм начал складываться в новое время в результате развития математики и естествознания. В противоположность средневековой схоластике и религиозному догматизму классический Р. 17—18 вв. (Р. Декарт. Б. Спиноза, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц)исходил из идеи естественного порядка — бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. Т. о., принципы Рационализма разделяли как материалисты (Спиноза), так и идеалисты (Лейбниц): Рационализм у них приобретал различный характер в зависимости от того, как решался вопрос о происхождении знания.
Рационализм 17—18 вв., утверждавший определяющую роль разума не только в познании, но и в деятельности людей, явился одним из философских источников идеологии Просвещения. Культ разума характерен и для французских материалистов 18 в., стоявших на позициях материалистического сенсуализма и выступавших против спекулятивных построений Рационализма.
Обосновывая безусловную достоверность научных принципов и положений математики и естествознания, Рационализм. пытался решить вопрос: как знание, полученное в процессе познавательной деятельности человека, приобретает объективный, всеобщий и необходимый характер. В противоположность сенсуализму рационализм утверждал, что научное знание, обладающее этими логическими свойствами, достижимо посредством разума, который выступает его источником и вместе с тем критерием истинности. Так, например, к основному тезису сенсуализма «нет ничего в разуме, чего прежде не было в ощущениях» (Локк) рационалист Лейбниц сделал добавление: «кроме самого разума», т. е. способности разума постигать не только частное, случайное (чем ограничивается чувственное восприятие), но и всеобщее, необходимое.
Обращение к разуму как единственному источнику научного знания привело Рационализм к идеалистическому заключению о существовании врождённых идей (Декарт) или предрасположений и задатков мышления, независимых от чувственности (Лейбниц). Принижение Рационализма роли чувственного восприятия, в форме которого реализуется связь человека с внешним миром, влекло за собой отрыв мышления от объекта познания.
И. Кант, пытавшийся примирить идеи Р. и сенсуализма, полагал, что «всякое наше знание начинает с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме. Разум, по Канту, не может служить универсальным критерием истины. Чтобы объяснить свойства знания, он вводит представление об априорности не только понятийных форм (как это было в классическом Рационализме.), но и форм созерцания — пространства и времени. Но кантовский Рационализм сохраняет свою силу лишь ценой принятия позиции агностицизма, он распространяется только на мир явлений, но не на «вещь в себе», объективную реальность.
В философии Г. Гегеля началом и сущностью мира была объявлена абсолютная идея, или абсолютный разум, а процесс познания был превращен в самопознание разума, который постигает в мире своё собственное содержание. Поэтому развитие объективного мира предстаёт у Гегеля как чисто логический, рациональный процесс, а его Рационализм приобретает характер панлогизма.
В буржуазной философии 19 и 20 вв. вера в неограниченную силу человеческого разума была утрачена (позитивизм, неопозитивизм и др.); преобладающей становится критика классического рационализма. с его идеалами могущества разума и ничем не ограниченной рациональной деятельности человека. Эта критика ведётся как с позиций иррационализма (например, во фрейдизме, который отстаивает ведущую роль нерациональных, подсознательных компонентов, в интуитивизме и экзистенциализме), так и в духе умеренного, ограниченного Рационализма., связанного уже не столько с логической проблематикой познания, сколько с поиском социально-культурных оснований и границ Рационализма. (например, в концепциях М. Вебера, К. Манхейма).
Ограниченность и односторонность Рационализма были преодолены марксизмом. Разрешение противоречия между эмпиризмом и рационализмом стало возможным на принципиально новых основах, разрабатываемых в теории познания диалектического материализма. Основным условием решения этой проблемы явился анализ процесса познания в органической связи с практической деятельностью по преобразованию действительности. «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности»
4.Понятие практики. Роль практики в процессе познания.
Важнейшим видом человеческой деятельности является практика. Она представляет собой чувственную материальную деятельность, направленную на преобразование окружающего нас мира, природы и общества, лежит в основе всех других видов общественной и духовной деятельности, в том числе и процесса познания. Практика, следовательно, включает в себя не только процесс труда, но и всю общественную, революционно- преобразовательную деятельность людей. Если до сих пор мы рассматривали практику главным образом с точки зрения того, как она влияет на развитие и совершенствование способности человеческого мышления и общественной деятельности, то теперь мы подходим к ней с новой стороны. Важнейшим революционным вкладом диалектического материализма в теорию познания является постижение основополагающей роли практики в познавательной деятельности, открытие того, что именно практика делает возможной эту деятельность и позволяет отделить истинное знание от ложного.
Представители всех школ и направлений домарксистской философии не понимали роли практики в процессе познания. Одни из них считали источником познания разум, врожденные или дарованные богом идеи и принципы. Другие считали единственным источником знаний ощущения. Мы уже видели, к каким неразрешимым трудностям и противоречиям приводили эти взгляды даже домарксистские материалисты, включая Л. Фейербаха, не смогли подняться до понимания роли практики в процессе познания. Они считали, что знания возникают на основе «чистых» чувственных ощущений в процессе пассивного наблюдения, созерцания действительности. Главный недостаток созерцательного материализма К. Маркс видел в его неспособности понять активную творческую роль человека как субъекта познания. В чем же эта роль состоит? Да в том, что человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности, и прежде всего в труде, переделывает его. Именно благодаря этому и происходит наиболее глубокое познание тех свойств и связей материального мира, в том числе и общества, которые были бы просто недоступны человеческому познанию, если бы оно ограничивалось простым созерцанием, пассивным наблюдением. Так как практика человека подвижна, изменчива, постоянно развивается, то и знания, которые мы получаем в практической деятельности, усложняются, уточняются и развиваются. Практика, следовательно, не только источник получения знаний, но и основа их развития и совершенствования.
Практика является специфически человеческим видом деятельности. Даже самая сложная деятельность животных не может расцениваться как практика, ибо основой, сердцевиной практики является труд. Именно поэтому животным доступно лишь знание поверхностных предметно-ориентировочных связей, но недоступно познание глубинных связей, то есть объективных законов. Известно, что муравьи обладают очень сложным поведением. Они, в частности, защищают и даже разводят других насекомых— тлей и питаются выделяемым тлями питательным нектаром. Однако муравьи за многие миллионы лет такого «содружества», называемого биоценозом, не вывели более продуктивные породы тлей, именуемых иногда «муравьиными коровами». Люди же, начав заниматься земледелием и скотоводством всего несколько тысяч лет назад, благодаря активной практической деятельности и путем многочисленных проб и ошибок, опытов и экспериментов убедились в том, что на продуктивность домашних животных и растений можно влиять. Они открыли, сформулировали правила культурного земледелия и животноводства и благодаря этому научились создавать совершенно новые породы и виды, которых нет в дикой природе. Так на практике были открыты, а также проверены и использованы новые объективные истины, касающиеся сельского хозяйства.
Сколько бы вы ни наблюдали за твердыми телами и особенностями жидкостей, например воды, это пассивное наблюдение не позволит сказать, как изменяется вес тела, погруженного в воду. Сталкиваясь в практической деятельности тысячи раз с телами, случайно или нарочно погруженными в воду, люди в конце концов открыли, что их вес становится тем меньше, чем больше вес вытесненной ими воды (закон Архимеда). Это открытие было затем с большим успехом использовано в практике кораблестроения.
В середине XIX века К. Маркс и Ф. Энгельс, обобщая многовековую практику классовой борьбы, пришли к выводу, что объективным законом истории является преодоление антагонистических классовых противоречий и создание бесклассового общества. Их противники пытались подвергнуть сомнению и оспорить объективную истинность этого положения. Лучшим его подтверждением явилась практика социалистического строительства в нашей стране, приведшая к созданию общества, в котором нет классовых антагонизмов.
Таким образом, и в познании природы, и в познании общества практика оказывается источником и основой развития познания, критерием истинности полученных знаний.
Современная политическая экономия имеет собственные онтологию – познание исторического развития и современного состояния общества, т.е. объективной окружающей общественной реальности в ее ретроспективе, и гносеологию – диалектическое познание производственного развития обществ и диалектика самой политической экономии. В современной политической экономии определены новые общественно- экономические законы, и соответствия и противоречия вида производственных отношений и характера производительных сил. В современной политической экономии существенны особые (новые собственные) исследования, на основе современной политической экономии определен ряд новых экономических технологий.
Следует, таким образом, диалектический, точнее, диалектико-материалистический метод это метод мышления широчайшего круга ученых и практиков, позволяющий им решать высшие диалектические задачи познания и освоения объективного мира. Диалектика как метод определяет и обосновывает диалектический метод как способ мышления исследователя и практика.
Список использованной литературы:
Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М, 2010
Губанов Н.И. Чувственное отражение. М, 2011
Коршунов А.М.Познание и деятельность. М, 2010
Лекторский В.А. Субъект.Объект.Познание. М, 2011
Маркс К.,Материалистическая диалектика. Краткий очерк теории.
Орлов В.В. О современной форме материалистической диалектики. 2003.
Станин Л.Я. Диалектика и философия (начало). М., 2010.
Суркова Л.В. К неклассической диалектике. М., 2003.