Что такое игровая деятельность

Консультация для воспитателей «Игровая деятельность и её значение в дошкольном возрасте»

В дошкольном возрасте ребенок овладевает социальным опытом человеческих отношений. Это происходит не только благодаря общению со взрослым, но и благодаря игре со сверстниками. Дошкольный возраст – достаточно большой и важный период в жизни каждого ребенка.

Дошкольники обычно стремятся к самостоятельности, которая из-за возрастных особенностей им еще недоступна.

К концу третьего года жизни у ребенка начинает возникать сюжетно-ролевая игра. Её появление вызвано наличием впечатлений от жизненного опыта, благодаря общению со взрослыми, наличию разных игрушек, а также, что немаловажно, стремлению ребенка быть самостоятельным и независимым.

При этом игровая деятельность дошкольникаизменяется в пяти направлениях:

1. Меняется количество участников игры и взаимоотношения между ними.

2. Обогащаются игровые действия.

3. Развивается содержание сюжетно-ролевой игры.

4. Расширяется тематика игровой деятельности.

5. Меняются требования к игрушкам, с которыми ребенок играет.

Рассматривая структуру сюжетно-ролевой игры, Д. Б.Эльконин разработал свою концепцию: он выделил четыре этапа развития сюжетно-ролевой игры.

На первом этапе, согласно Эльконину, основным содержанием игры являются действия с предметами. Ребенок осуществляет эти действия в определенной последовательности. Поведение носит сюжетный характер, в основном бытовой. На этом этапе дети еще не обозначают роли, а их действия в основном похожи друг на друга. В этот период дети с удовольствием играют вместе со взрослыми, которые стимулируют их игровую деятельность с помощью игрушки или какого-нибудь предмета, который ранее не использовался.

Второй этап развития характеризуется тем, что дети более полно и последовательно используют предметы в сюжетной игре. При этом сюжетная роль ребенка уже обозначается словом. Дети начинают объединяются в группы по два-три человека, используя в играх любимые игрушки. Сюжеты на втором этапе развития сюжетно-ролевой игры всё еще носят бытовой характер.

На следующем этапе развития сюжетно-ролевой игры, согласно Эльконину, дети, в основном, еще продолжают играть с предметами, но теперь они направляют свою игровую деятельность на установление контактов с другими участниками игры. Теперь дети перед началом игры распределят роли, выбирая по ходу игры необходимые игрушки. При этом характер игры обозначается выбранной ролью. Развиваются варианты сюжетов игр. Дети, помимо бытовых сюжетов, начинают повторять за взрослыми действия. Главным правилом игр на третьем этапе развития сюжетно-ролевой игры является соответствие действий выбранной роли.

На четвертом этапе дети начинают отображать в своих играх взаимоотношения между взрослыми. Возрастает количество разнообразных тем для игр, дети начинают включать в сюжеты игр не только взятый из жизни опыт, но и сцены из фильмов и мультфильмов. Увеличивается количество играющих. Теперь это не два-три участника, как это было на прошлых этапах, а пять-шесть. Поэтому игры начинают носить коллективный характер. Причем игроки подбираются на основе личных симпатий.

На данном этапе игры могут продолжатся длительное время, потому что дети начинают развивать сюжеты. Эльконин выделяет такие индивидуальные особенности игровой деятельности:

• Дети-«сочинители». Такие ребята создают сами сюжеты игровой деятельности, осуществляя их в фантазии или оречевляя.

• Дети-«исполнители». Используя мимику, жесты, интонацию, комментарии и оценку, такие дети хорошо обыгрывают свои роли в игре. Их можно еще назвать дети – «актеры».

• Дети-«режиссеры». Такие дети управляют игрой, следят за правильным исполнением ролей, разрешают конфликтные ситуации.

Благодаря игре в дошкольном возрасте, идет накопление жизненного и социального опыта, поэтому игра имеет огромное влияние на развитие и формирование личности ребенка.

Во время сюжетно-ролевой игры дети учатся взаимоотношениям друг с другом путем примерки на себя роли взрослого человека. Благодаря этому у детей происходит социализация и развитие самостоятельности.

Ученые и педагоги выделяют четыре самых важных условия для формирования сюжетно-ролевой игры:

1) для увеличения жизненного опыта ребенка необходимо обогащать его знания об окружающей среде;

2) для становления нового игрового поведения и способов организации игры нужно обогащать игровой опыт ребенка;

3) необходимо создать развивающую предметную среду;

4) ребенок должен активно общаться со взрослыми.

Данные условия по-разному доминируют в разных возрастах детей. Например, в старшем дошкольном возрасте главными являются обогащение игрового опыта и создание развивающей предметной среды. Но при этом остальные условия также являются важными.

В работе с детьми педагог должен активно участвовать в играх. Используя все четыре условия, взрослый поможет развивать речь и мышление ребенка. Главное при этом не только придумывать новые сюжеты, а активно участвовать, подталкивая, в нужный момент, ребенка на совершение необходимых действий и принятие правильного решения.

Со временем, чем старше становится ребенок, тем меньше он впускает в свои игры взрослого. Такая особенность игровой деятельности характерна для детей старшего дошкольного возраста. В этот период влияние взрослого на ход игры может быть лишь опосредованным, например, он предлагает новые предметы для игры или расширяя знания об окружающем мире.

Чтобы вовлечь ребенка в новый сюжет игры, взрослый может использовать такой метод, как образец игры. Но главное, чтобы при этом педагог был не учителем, а равноправным партнёром по игре.

Благодаря тому, что во время игры ребенок активизируется и становится внимательным, целесообразно использовать это и в учебной деятельности. Например, это могут быть различные дидактические игры, которые помогут сделать учебный процесс более интересным, тем самым помочь детям в большей степени усвоить учебный материал.

Учитывая то, что старшие дошкольники более самостоятельны в выборе игр, педагог всё равно должен принимать активное участие в игровой деятельности детей. Создавая новые и напоминая старые игровые сюжеты, взрослый поможет обогатить разнообразие детских игр.

Что такое игровая деятельность. Смотреть фото Что такое игровая деятельность. Смотреть картинку Что такое игровая деятельность. Картинка про Что такое игровая деятельность. Фото Что такое игровая деятельность«Строительные игры в младшем дошкольном возрасте». Консультация для педагогов Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Что такое игровая деятельность. Смотреть фото Что такое игровая деятельность. Смотреть картинку Что такое игровая деятельность. Картинка про Что такое игровая деятельность. Фото Что такое игровая деятельностьКонсультация для педагогов «Роль игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте» Консультация для педагогов «Роль игры, как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте» В игре, как во всякой деятельности детей,.

Что такое игровая деятельность. Смотреть фото Что такое игровая деятельность. Смотреть картинку Что такое игровая деятельность. Картинка про Что такое игровая деятельность. Фото Что такое игровая деятельностьКонсультация для родителей «О пользе изобразительного творчества в дошкольном возрасте» Мои коллеги! Приглашаю вас на свою консультацию «О пользе изобразительного творчества в дошкольном возрасте», которую я подготовила для.

Источник

Ведущие признаки игровой деятельности.

Что такое игровая деятельность. Смотреть фото Что такое игровая деятельность. Смотреть картинку Что такое игровая деятельность. Картинка про Что такое игровая деятельность. Фото Что такое игровая деятельность Что такое игровая деятельность. Смотреть фото Что такое игровая деятельность. Смотреть картинку Что такое игровая деятельность. Картинка про Что такое игровая деятельность. Фото Что такое игровая деятельность Что такое игровая деятельность. Смотреть фото Что такое игровая деятельность. Смотреть картинку Что такое игровая деятельность. Картинка про Что такое игровая деятельность. Фото Что такое игровая деятельность Что такое игровая деятельность. Смотреть фото Что такое игровая деятельность. Смотреть картинку Что такое игровая деятельность. Картинка про Что такое игровая деятельность. Фото Что такое игровая деятельность

Что такое игровая деятельность. Смотреть фото Что такое игровая деятельность. Смотреть картинку Что такое игровая деятельность. Картинка про Что такое игровая деятельность. Фото Что такое игровая деятельность

Что такое игровая деятельность. Смотреть фото Что такое игровая деятельность. Смотреть картинку Что такое игровая деятельность. Картинка про Что такое игровая деятельность. Фото Что такое игровая деятельность

Понятие «игра» и «игровая деятельность». Ведущие признаки игровой деятельности.

Игра имеет грандиозное значение в развитии цивилизации. Можно сказать, что цивилизация «выросли» из игры.

Игра является мощным средством в:

1. Социализации личности (социализация-процесс освоения и вхождения человека в социум, изучения ценностей этого социума).

2. Восстановлении жизненных сил (рекреации).

3. Обучении и повышении квалификации (деловые игры) Также игра является средством коррекции физического и психического развития и средством корректировки межличностных отношений. Итак, определение понятия «игра» звучит следующим образом.

1. Выполнение каких-то условных заданий в условном времени и пространстве.

2. Лицедейство, представление.

Итак:

Существует несколько основных признаков игровой деятельности:

1. Имеет добровольный характер;

3. Проходит по правилам, которые регламентируют ее;

4. Всегда сопряжена с напряжением (интеллектуальным, физическим).

Чем больше напряжение, тем больше значимость победы и участия (призов), тем больше кайфа от игры, тем сильнее эффект самоутверждения человека в игре. Последняя позиция особенно актуальна. Именно самоутверждение является главным ведущим стимулом в игре (особенно в играх на телевидении) Говоря о напряжении, важно отметить, что оно должно быть обязательно адекватно аудитории.

Ведущие признаки игровой деятельности.

Игра – сбор понятий, правил и положений, определяющих поведение игрока.

Игровая деятельность – это физические, интеллектуальные и эмоциональные усилия, направленные на выполнение игровых заданий.

Эта деятельность обладает своими особенностями, формальными признаками.

Ведущие признаки игровой деятельности

Проходит по правилам, в ряде случаев существует диктатура правил.

Добровольна и свободна, т.е. человек участвует в игровой деятельности по собственному желанию. Стимулы: стремление к самоутверждению стремление к подражанию стремление получить приз. Игра не продуктивна, она ничего не производит. (Вернее, можно сказать, что продукт игры – наслаждение ее процессом. Конечный результат – развитие реализуемой в ней способности) Игровая деятельность проходит с определенным напряжением, в нем – основа удовольствия. Чем выше напряжение, тем больше удовольствие. Напряжение говорит нам о статусе участника (н.р. олимпийские игры). Статус победителя. Эмоциональная приподнятость в период игровой деятельности, состязательность, соперничество, конкуренция.

Игровая деятельность проходит в условиях воображаемой ситуации и не связана с реальными поступками, но чувства игроков, участников настоящие. При методически грамотном подходе к организации игры игровая деятельность может оказывать следующее воздействие на личность: Рекреационная (снятие или уменьшение эмоционального, физического, интеллектуального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему активным умственным трудом, физическим трудом, сильными переживаниями и т.п. Игра стимулирует органы ранее бездействующие и тем самым восстанавливает равновесие его сил.) Физическое развитие личности

Психическое развитие (коллективная эмоция, навыки работы в команде, психологическая совместимость, навыки самоконтроля и самооценки, формирование воли, целеустремленности, способности человека держать удар). Профориентационная работа. Корректирующее воздействие как средство коррекции личности и межличностных отношений. (Игра вводит в реальный контекст сложных человеческих отношений. В игровой деятельности существуют абсолютно реальные общественные отношения, складывающиеся между играющими. Игра способствует развитию коллектива) Игра – как средство социализации личности. (Ребенок знакомится со средой, осваивает богатства культуры, формируется как личность, что позволяет ребенку функционировать в качестве полноправного члена детского или взрослого коллектива)

Что такое игровая деятельность. Смотреть фото Что такое игровая деятельность. Смотреть картинку Что такое игровая деятельность. Картинка про Что такое игровая деятельность. Фото Что такое игровая деятельность

Ребенок играет, потому что развивается и развивается, потому что играет. Игра для ребенка – активное средство воспитания и самовоспитания. В ходе игры ребенок изучает, осознает окружающий мир. Игра – широкий простор для проявления своего «я», личного творчества, самопознания и самовыражения.

Для ребенка игра – путь поиска себя в коллективе сотоварищей, в целом в обществе, во вселенной; в игре решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества. Т.е. познается и приобретается социальный опыт взаимоотношения людей.

Игра – это свод правил, определенных отношений между игроками, их поведение и использование атрибутов.

С этой позиции понятие «игра»- пассивна (в коробочке лежит или еще где-то).

Игра отличается от всех других видов деятельности.

Виды игр и их классификация.

По мнению, Шмакова большинству игр присущи главные черты:

— свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от его результата (процедурное удовольствие);

творческий, значительно импровизированный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

К. Гросс подразделяет: боевые (физические и духовные), любовные, подражательные, социальные.

А. Гомм выделяет игры драматические и игры, построенные на «ловкости и удаче»; игры свадебные, игры, построенные на ухаживании и любви; игры «в крепость»; погребальные игры; земледельческие; торговые, религиозные; табу; природные; игры с угадыванием; колдовством; жертвоприношением, подражание спорту; подражание животным; игры с ведьмами и похищением детей; рыболовные; борьба и состязание; игры с пением и танцами; игры в прятанье и поиски; чехарда; жмурки; фанты; игры с мячом и т.д.

Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил.

В педагогике принято различать игры предметные, сюжетные, подвижные и дидактические. В свою очередь, сюжетные игры делятся на ролевые, «режиссерские» и игры-драматизации»: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических и подвижных игр, а также развивающих: интеллектуальных, музыкальных, игры- забавы, аттракционы.

Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые, в которых на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения или материальные объекты. Правила в них существуют неявно. Они – в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика.

Рассмотрим основные компоненты ролевой игры: тема и содержание – отображаемая в игре область действительности. Воображаемая ситуация – образ игры, ее модель, возникающая в результате перенесения реальных значений и отношений с одних объектов на другие, расположенные в поле игрового действия. Сюжет – последовательность воспроизводимых действий детьми, событий, отражающих тему и конкретизирующих содержание игры. Ролевые игры подразделяют на собственно ролевые, игры- драматизации, режиссерские игры. Сюжет могут иметь театрализованные детские праздники, карнавалы, строительные, конструкторские игры и игры с элементами труда.

Режиссерские игры – игры, в которых ребенок управляет воображаемой ситуацией в целом, действует одновременно за всех участников: за всех зверей в зверинце, за автомашины, трамвай, пешеходов на улице, за солдатиков и т.д. Режиссерские игры могут быть и групповыми. В таких играх особенно интенсивно накапливается опыт согласования замыслов и сюжетных действий.

По характеру используемого материала дидактические игры подразделяют на три группы:

— предметные – в основном это дидактические игрушки и материалы,

настольно-печатные – игры, основанные на подборе картинок по принципу сходства их сложения из частей целого (на примере, разрезанные картинки). Развивая логическое мышление, настольно-печатные игры несут и важную познавательную нагрузку: знакомят детей с представителями животного и растительного мира, с назначением предметов быта, с техникой, сезонными явлениями природы и т.д.

словесные игры включают в себя большинство народных игр. Сюда относятся многие игры упражнения, воображаемые игры путешествия, игры-загадки, игры-предположения (в них дети оперируют представлениями, самостоятельно делают выводы и умозаключения).

Иногда дидактическая игра рассматривается слишком узко – лишь как средство интеллектуального развития ребенка. Однако игровая форма обучения активно применяется для реализации задач и трудового, и эстетического, и эмоционально-нравственного воспитания.

Можно выделить игры в самостоятельные типовые группы:

— собственно игры всех видов; игры-празднества, игровые праздники; игровой фольклор; театральные игровые действа; игровые тренинги и упражнения; игровые анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые импровизации;

— соревнования, состязания, противоборства, соперничества, конкурсы, эстафеты, старты;

— свадебные обряды, игровые обычаи;

— мистификация, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маскарады; игровые аукционы и т.д.

В досуговой практике детей и взрослых сложились и утвердились наиболее структурно оформленные игровые модели, такие; как КВН, «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», имеющие сюжетное пространство, ярко выраженную форму.

2. По времени проведения.

Такие игры называют сезонными или природными (зимние, весенние, летние, осенние), их различают по объему времени (длительные, временные, кратковременные, игры-минутки).

Зимние игры: на снеговой площадке, на лыжах, на санках, на льду.

Проводятся соревнования на меткость, быстроту, эстафеты, например: «Взятие зимнего городка»

Летние игры: на площадке, на асфальте, на пляже, на воде, на поляне, во дворе, например, «Ходули», «Классики».

4. По содержанию (фабула, тема, интрига, задача игры) игры с готовыми правилами различают следующим образом: спортивные, подвижные, интеллектуальные, строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), лечебные, коррекционные (психологические игры- упражнения), шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и т.д. По содержанию «вольные» (свободные), которые отражают: военные, свадебные, театральные, художественные; бытовые игры в профессию; этнографические игры. Есть позитивные социально-этические игры и асоциальные (игры на деньги и вещи, корыстные, криминальные игры, опасные для жизни, игра азартные).

По содержанию:

— игры-догонялки (ловилки) простые и усложненные;

— игры с поиском играющих или предметов;

— игры с быстрым нахождением своего места;

— игры с сопротивлением и борьбой;

— игры с метанием мяча лаптой;

— игры с катанием и метанием предметов (камней, палок, костей, чурок, городков);

— игры-розыгрыши и т.д.

5. По составу и количеству участников:

— по возрасту, полу, составу, количеству участников.

В этом плане практикуются игры младших детей (младенцев, дошкольников), игры младшего, среднего и старшего школьного возраста, а также игры взрослых людей. Объективно существуют игры мальчиков (подростков, юношей, мужчин) и игры девочек, девушек, женщин. В названных играх особые традиции, особые правила. По количеству участников различаются одиночные, индивидуальные, парные, групповые, командные, массовые игры.

6. По степени регулирования, управления :

— игры, организованные взрослым или затейником,

— стихийные, импровизированные, экспромтные, возникшие спонтанно по прихоти детей (вольные, свободные, естественные, самодеятельные, самостоятельные).

При написании и построении игровой программы всегда учитывается тема, цель и задачи; технология игровых программ, учитывается и специфика возрастных особенностей, например дошкольника, младшего школьника, подростка и т.д. Для того чтобы игра прошла более интересно и увлекательно, это следует знать и учитывать каждому сценаристу, педагогу либо организатору.

Источник

Игровая деятельность и ее влияние на всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В условиях стремительных изменений, которые происходят на современном этапе развития нашего общества, усиливаются требования к личности ребенка-дошкольника. Становление нового образовательного пространства требует не усвоения человеком большего количества информации и знаний, а готовности и открытости к общению, взаимодействию и партнерству, способности слушать, слышать и вести диалог, свободно обмениваться мнениями, искать нужную информацию, работать со знаниями и уметь их применять по назначению. Образовательный процесс должен быть построен по деятельному принципу. Поскольку игра в дошкольном детстве является основным видом деятельности, то именно этот вид деятельности должен приобретать все большую значимость и занять весомое место в жизнедеятельности ребенка-дошкольника.

Цель статьи – исследовать влияние игровой деятельности на всестороннее развитие ребенка-дошкольника.

Игра как вид деятельности занимает важное место в развитии детей дошкольного возраста. Заметим, что игра ребенка – это соответствующая дошкольному детству форма организации жизнедеятельности, эффективный метод и средство реализации образовательных задач по всем направлениям развития личности ребенка. Важность и значение игры в жизни ребенка-дошкольника невозможно недооценить и переоценить. Игра – это не прихоть, это необходимость, в которой ребенокудовлетворяет все свои потребности: в психологическом, умственном развитии, физическом (двигательной активности, интеллектуальном, речевом (в потребности общения, нравственном, трудовом, эстетическом.

Современное состояние проблемы развития игровой деятельности дошкольников говорит о том, что в дошкольном детстве необходимо уделять больше внимания этому процессу. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является творческая игра. Она является социальной по своей природе, происхождению и содержанию. В ней происходит развитие общения на равных “ ребенок – ребенок” или “ ребенок – группа детей”, что обеспечивает условия для сохранения физического и психического здоровья ребенка дошкольного возраста.

Еще в V веке Жан-Жак Руссо справедливо заметил, что для того, чтобы узнать и понять ребенка, необходимо понаблюдать за его игрой. Игра – это деятельность, обусловленная потребностью ребенка в выявлении активности.

В детском возрасте игра является нормой. Весомые аргументы в подтверждение значения игры для развития ребенка содержат труды И. Сеченова, И. Павлова, П. Лесгафта и др. Игра выступает не только фактором настроения, проявлением эмоций малыша, но и важным фактором развития всего организма маленького ребенка, а именно нервной и сердечно-сосудистой систем, функций головного мозга. С удовлетворением потребностей в активности, в новых впечатлениях, проявлении здоровых эмоций происходят жизненно важные физиологические и психические процессы в организме самого ребенка.

Еще в младшем дошкольном возрасте, как свидетельствуют психолого-педагогические исследования, у ребенка проявляется интерес к совместным играм со сверстниками, которые являются коллективными по своей природе. Постепенно, когда малыш взрослеет, происходит переход от игр “рядом” к играм “вместе”, в которых ребенок начинает самостоятельно общаться с другими детьми во время совместных игр, взаимодействовать, проявлять активность. Но чтобы научиться налаживать взаимодействие со сверстниками в игре, передавать и получать информацию об окружающей среде, согласовывать свои действия с действиями других детей, ребенку обязательно необходима помощь взрослого. Так, благодаря игровой деятельности ребенок усваивает общественный опыт, который способствует обогащению его знаниями, формированию практичных умений, навыков и духовных потребностей. В процессе игр у ребенка вырабатываются соответствующие взгляды и убеждения, эстетические чувства, закладывается характер.

По словам выдающегося педагога К. Ушинского, “игра – это мощное воспитательное средство, в котором реализуется потребность человеческой природы”. Каждый ребенок должен иметь право на детство, то есть, прежде всего, иметь право на развитие собственной игровой деятельности.

Известно, что игра возникает тогда, когда ребенок полон ярких впечатлений, которые сильно действуют на его чувства. Если взрослому не удается пробудить в детях интерес к окружению, то и детские игры будут неинтересными и кратковременными..Макаренко говорил: “Если ребенок будет заниматься только играми, в которых он остается пассивным, то из него вырастет пассивный человек, привыкший смотреть на чужую работу, не привыкший преодолевать трудности”.. Макаренко подчеркивал, что “игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра”.

Влияние игры на всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста многогранно,поскольку делает весомый вклад: в познание ребенком окружающего мира, в развитие его мышления, чувств, воли, в формирование взаимоотношений со сверстниками, в становление самооценки и самосознания, в формирование представлений детей о мире взрослых людей, их действий и взаимоотношений.

То, что пропущено через игру, дети усваивают не так, как то, о чем они только слышали от взрослых или даже наблюдали сами. И происходит это потому, что игра не просто отображает, она моделирует социальные ситуации. Именно в игровой ситуации ребенок начинает использовать предметные (кубик вместо мыла, стул вместо автомобиля) и ролевые заменители. И это начало пути, ведущего к усвоению и использованию всего богатства человеческой культуры, которая передается из поколения в поколение в виде таких систем знаков, как устная и письменная речь, математическая символика, нотная запись и тому подобное.

Еще одним достоянием в умственном развитии ребенка дошкольного возраста, которое связано с игрой, является формирование способности понимать мнение второго человека, смотреть на вещи его глазами.

Во время игры ребенок максимально реализует свои возможности и способности. Игра для дошкольника – наиболее интересная деятельность. Игра дает детям возможность проявить собственную активность и самостоятельность.

В игре все “понарошку” – и действия, и пространство, и роли. Ребенку достаточно провести черту,чтобы обозначить: “Здесь, за этой линией, где я стою, – наш дом”. Ребенок может открыть дверной замок воображаемым ключом или палочкой, которая его заменяет.

Именно в игре, а не в других каких-то видах деятельности, дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Игра для дошкольника – способ познания окружения. Играя, он познает цвет, форму, свойства материалов, числовые отношения, изучает растения, животных. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Еще К. Ушинский подчеркивал, что “ребенок не играет тогда, когда его занимают игрой, и тогда, когда принуждают играться. Дети страдают от навязывания чужих образов, от попытки сдержать их фантазию”. И очень жаль, что взрослые не всегда понимают место и роль игры в жизни ребенка. Дошкольное детство – это полноценный этап жизни человека. И то, что заложено в нас природой, мы должны сполна использовать. Чтобы в будущем взрослый человек не имел проблем, младенчество должно быть прожито полноценно. Давно замечено, что человек, который в детстве в достаточной степени не привлекался к игре, во взрослой жизни выявляет недостаток определенных необходимых ему качеств и умений. В свое время русский психлг Алексей Лентьев отметил, щ причина превращения игры в ведущую деятельность дошкольников лежит в расширении осознанного им предметного мира. К нему принадлежат не только предметы, которые составляют ближайшее окружение ребенка, с которыми он сам мжет действовать (псуда, дежда, телефн, телевизр, мбильний телефн, кмпьютер, но и предметы, действия взрослых, которые для него физически недстяжимы (автмбиль и т. п.) В сюжетн-рлевой игре мжна делать все,что недступно в реальнй жизни: самостоятельно управлять автмбилем, самолетом, пездм, делать пкупки, грести веслами.

В реальной жизни все эти простые, на наш взгляд, действия ребенок не всегда может выполнить сам, без помощи взрослого. игра не требует от него в этом плане особых усилий, потому что не связана с получением какого-то практического результата. Поэтому в игре ребенок может полететь на Луну, стать смелым моряком, лечить больных, учить детей, то есть игра, с одной стороны, обеспечивает ребенку свободу, позволяет реализовать собственные желания, интересы, а с другой – особым образом помогает приобщиться к широкой сфере жизни взрослых, преодолевая их недоступность. В этом смысле игра расширяет горизонты детской жизни, позволяет активно отобразить окружение, лучше понять и усвоить сущность человеческих действий и отношений, ориентироваться в предметных условиях.

Для развития ребенка на этапе дошкольного детства необходим взрослый человек, который является советчиком, помощником, другом, наставником, опорой и защитой, источником развития, сокровищницей информации.

Чтобы поддержать ребенка, взрослый должен ощущать в себе детство, развивать способность к пониманию детей и всего, что с ними происходит; мудро относиться к их поступкам, верить, что ребенок ошибается, а не нарушает правила умышленно, защищать его, не думать о нем плохо, несправедливо и, самое главное, не ломать индивидуальность ребенка, а исправлять и направлять его развитие, помня, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.

Если взрослый без причины вмешивается в игры детей, нарушает их замысел, то дети привыкают действовать по указаниям, у них развивается неуверенность в собственных силах. Поэтому необходимо определить особенности методики управления творческим играм дошкольников.

Возникает вопрос: абсолютно свободен или самостоятелен ребенок в игре? Безусловно, нет. Его свобода и самостоятельность обусловлены способами деятельности, которыми он обладает, знаниями, которые он имеет.

Неправильно думать, что развитие игры в дошкольном возрасте может проходить стихийно, что ребенок постоянно, без всякого руководства со стороны взрослых, может понять общественные отношения, существующие между взрослыми людьми, общественный смысл их деятельности. Ведь новый смысл должен быть внесен в игру взрослыми.

Подражая взрослому, ребенок практически воспроизводит те отношения, которые он наблюдала в окружающей его жизни. Взрослые должны быть неравнодушными к тому, как и во что играют их дети. Сначала привычки, плохие или хорошие, а потом черты характера малыша формируются также в игре. Жестокое обращение со своей куклой, нежелание уступить второму ребенку игрушку, неряшливость в обращении со своими игрушками формируют такие негативные черты характера, как эгоизм, неряшливость, жестокость, упрямство и тому подобное. Но если ребенок заботливо относится к своим игрушкам, заботится и бережет их, в игре умеет выполнять возложенные на нее обязанности, подчиняется игровым правилам, то у такого ребенка обязательно сформируются такие ценные черты характера, как дисциплинированность, аккуратность, бережное отношение к предметам, чуткость к окружающим, дружелюбие.

Взрослый специально должен выражать восторги по поводу удачных действий малоактивных детей, поддерживать их и поощрять к самостоятельной творческой деятельности. Замечено, что дошкольник тогда чувствует себя хорошо, когда даже его неправильные действия поддерживаются взрослым. Нельзя лишать ребенка права на ошибку. Это помогает малышу лучше осознать свою деятельность, выразить эмоциональное отношение к различным жизненным ситуациям, которые моделируются в самостоятельной игре. Ребенок учится сознательно контролировать течение игры, налаживать взаимодействие между игрушками-персонажами.

Положительные результаты дает использование опережающей положительной оценки деятельности детей. В ней нуждаются не только малоактивные дети. Отдельные дошкольники, достаточно активные в совместных играх с ровесниками, когда выполняют там второстепенные роли, чувствуют беспомощность во время самостоятельной индивидуальной игры. В этом случае педагогическая оценка играет роль стимула, способствует формированию у детей положительного отношения к индивидуальной игровой деятельности, уверенности в собственных действиях. На мой взгляд, основными средствами развития самостоятельной игровой деятельности дошкольников являются игры,возникающие по инициативе взрослого: строительные, двигательные, дидактические. В процессе таких игр воспитатель может развивать интерес к игровому взаимодействию, помогать детям усваивать новые игровые средства общения, учить устанавливать партнерские отношения со сверстниками, доводить начатую игру до конца, оценивать результаты собственной деятельности.

Игра является интерактивной, поскольку для того, чтобы играть, ребенок должен взаимодействовать с различными предметами и другими лицами, влиять на это лицо или предмет, реагировать на изменения, которые он вызывает. Эта деятельность является взаимной, даже предметы преображаются, когда с ними играют. Игра является открытой, образной, выразительной, творческой, разнообразной. игровой ситуации отсутствуют победители и побежденные. Когда дети играют, они погружены в процесс, где все, что они делают (если это не наносит ущерба им и тем, кто их окружает, является приемлемым и характеризует ценность этой деятельности. В то же время только игрой деятельность ребенка не ограничивается. Дказано, щ овладение деятельностьюхватывает такие взаимосвязанные между собой базисные особенности личности: инициативность, активность, свбда выбра и ответственность. акие особенности игры пмогают дшкольнику почувствовать себя в нерзрывном единстве с другими детьми, сохранить свю индивидуальность и непвтримость.

Выводы. Всестороннее развитие дошкольника в игре достигается прежде всего разнообразной направленностью содержания игр. Одна из актуальных задач современной дошкольной педагогики – действенное использование в образовательном процессе различных видов игр. Имеющееся разнообразие игр направляет их на всестороннее развитие детей-дошкольников, обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности, которые определяют интересы ребенка и его отношение к действительности, особенности взаимоотношений с другими людьми. В процессе игры, под правильным руководством взрослого, происходит становление ребенка как личности, в игре формируются те качества психики, которые необходимы в будущем для содействия обучению в течение всей жизни.

3. Менджерицкая Д. Воспитателю детской игре / Д. Менджерицкая ; под. ред.. Марковой. –Москва : Просвещение, 1982. – 128 с.

4. Эльконин Д. Психология игры / Д. Эльконин. –Москва : Просвещение, 1976. – 228 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *