роль учения в формировании личности
Статья»Роль обучения в развитии личности»
Эссе на тему: «Роль обучения в развитии личности».
Соотношение обучения и развитие обучающегося является на сегодняшний день проблемой для преподавателей не только методологически, но и практической. От ее решения зависит определение содержания образования, выбор форм и методов обучения.
Под обучением следует понимать не процесс «передачи» готовых знаний от учителя к ученику, а широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности. Это процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью обучающегося, в результате которой происходит освоение человеческого опыта. Под развитием применительно к обучению понимают две разные, хотя и тесно взаимосвязанные друг с другом категории явлений: собственно биологическое, органическое созревание мозга, его анатомо-биологических структур и психическое (в частности, умственное) развитие как определенная динамика его уровней, как своего рода умственное созревание.
Умственное развитие зависит от биологического созревания мозговых структур, и этот факт необходимо учитывать в ходе осуществления педагогического процесса. Вместе с тем органическое созревание мозговых структур зависит от среды, обучения и воспитания. Именно поэтому, когда мы говорим об умственном развитии, то имеем в виду, что умственное развитие происходит в единстве с биологическим созреванием мозга.
Целеустремленный и систематическое воздействие воспитателей способствует образованию новых, заранее запрограммированных условно-рефлекторных связей, которые никакими другими путями не могут быть созданы. Одно из важнейших задач правильно организованного воспитания – выявления наклонностей и дарований развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его возможностями и способностями
1) актуальность развития;
2) зона ближайшего развития
На первом уровне ребенок выполняет задание самостоятельно. На втором уровне она не может с ними справиться и поэтому решает проблемы с помощью взрослых То, что сегодня ребенок делал с помощью взрослых, зав утратит она будет делать самостоятельно, то, что входило в зону ближайшего развития, в процессе обучения переходит на уровень актуального развития.
Только то воспитание плодотворное, которое опережает развитие. Задача воспитания заключается в том, чтобы создать \»зону ближайшего развития\», которая в дальнейшем перешла в \»зону актуального развития\» Воспитание помогает формированию личности, если оно предшествует развитию и ориентируется на процессы, которые еще не совсем созрели, но находятся в стадии становления и созревания.
А каково соотношение между развитием и обучением?
В психолого-педагогической науке сложились три точки зрения относительно соотношения обучения и развития. Первая и самая распространенная заключается в том, что обучение и развитие рассматриваются как два независимых друг от друга процессы. Но обучение бы надстраивается над созреванием мозга. Таким образом, обучение трактуется как чисто внешнее использование возможностей, которые возникают в процессе развития. В. Штерн писал, что на обучения следует за развитием и приспосабливается к нему, а потому не нужно вмешиваться в процесс умственного созревания, мешать ему, а терпеливо и пассивно ждать, пока созреют возможности для обучения.
Ученые, придерживающиеся иной точки зрения, не различают обучение и развитие, отождествляют оба эти процесса (В. Джеймс, Б. Торндайк).
Третья группа теорий объединяет первые две точки зрения и дополняет их новым положением: обучение может осуществляться не только вслед за развитием, не только идти в ногу с ним, но и впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования (Л.С. Выготский).
Современная отечественная педагогика придерживается положения о диалектическом взаимодействии обучения и развития личности: вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует развитие к, вместе с тем, основывается на нем, но не надстраивается чисто механически.
Процессы и результаты социализации имеют внутренне противоречивый характер, так в идеале социализированный человек должен соответствовать социальным требованиям и одновременно противостоять негативным тенденциям в развития общества, жизненным обстоятельствам, тормозящим развитие его индивидуальности. Так, нередко встречаются люди настолько социализированные, фактически растворенные в социуме, что оказываются неготовыми к личностному участию в утверждении жизненных принципов. В значительной степени это зависит от типа воспитания.
Воспитание в отличие от социализации, которая осуществляется в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, трактуется как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (Симе Эйне, религиозное, школьное воспитание).
Воспитание и социализация имеют ряд различий в разные периоды развития личности существенная разница, что имеет место во все периоды возрастного развития личности состоит в том, что, воспитание является своеобразным механизмом управления процессами социализации.
В этой связи воспитанию присущи две основные функции: упорядочение всего спектра воздействий (физических, социальных, психологических и др.) на личность и создание для ускорения процессов социализации с целью развития личности В соответствии с этими функциями, воспитание способствует преодолению или ослаблению негативных воздействий социализации, предоставлению гуманистической ориентации, привлечению научного потенциала для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики.
Типы (модели) воспитания обусловлены уровнем развития общества, их социальной стратификацией (соотношением социальных групп и сословий) и социально-политическими ориентациями. Поэтому воспитание осуществляется по-разному в тоталитарном и демократическом обществах. В каждом из них, воспроизводится свой тип личности, своя система зависимостей и взаимодействий, степень свободы и ответственности личности.
Во всех подходах к воспитанию педагог является активным началом рядом с активным ребенком. В этой связи возникает вопрос о задачах, которые призвана решать целенаправленная социализация, организатором которой является педагог. А. В. Мудрик условно выделил три группы задач, решаемых на каждом этапе социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические.
Естественно-культурные задачи, связанные с достижением на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития, который характеризуется некоторыми нормативными различиями в тех или иных религиозно-культурных условиях (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности в различных этносах и регионах и др.).
Социально-психологические задачи связанные со становлением самосознания личности, ее самоопределением, самоактуализацией и самоутверждения, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы их достижения решений данных задач в процессе воспитания вызвано необходимостью развития личности. Если какая-то группа задач или важнейшие из них остаются нерешенными на том или ином этапе социализации, то это или задерживает развитие личности, либо делает его (этап) неполноценным.
Влияние учения на развитие личности
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Влияние ученья на развитие личности.
На умственное развитие ребенка оказывает принципиальное влияние деятельность ученья. При этом определяющее значение имеют усвоение и развитие речи в системе обучения. Стихийное усвоение речи в первые годы детства должно смениться программным развитием в условиях школьного обучения.
К программному развитию речи относятся следующие виды обучения и развития ребенка.
Во-первых, усвоение литературного языка, подчиненного норме. Сюда включается развитие рефлексии на соотнесение литературного и нелитературного языка. Ребенок еще весьма сензитивен к поправкам со стороны взрослого, он легко воспринимает слова учителя, который указывает на то, что данная речь соответствует литературному языку или вульгарна, просторечна, далека от требований речи.
Во-вторых, овладение чтением и письмом. И чтение, и письмо – речевые навыки, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии. Успехи в овладении чтением и письмом определяют навыки построения речи, особенности выражения своих мыслей и восприятия чужой речи.
В-третьих, соответствие речи учащихся определенному уровню требований, ниже которого не должен находиться ребенок, так как он занимает положение ученика.
Работа над словом, над словосочетанием и предложением, а также над построением связной речи – необходимое условие не только развития речи, как таковой, но и умственного развития в целом.
Ученье предъявляет свои требования к речевым упражнениям. Это прежде всего систематичность занятий по усвоению и развитию речи. Все упражнения имеют обоснованную последовательность и взаимосвязь. Каждое занятие, направленное на развитие речи, предусматривает свои требования к ученику. Современные методы развития речи определяют основные умения учащихся. В число необходимых умений входят: 1) умения, связанные с осознанием темы, которую ребенок должен последовательно раскрыть; 2) умения, связанные с планированием сюжетной линии и планированием, накоплением материала для предстоящего рассказа или сочинения; 3) умения, связанные с планированием самого рассказа или сочинения; 4) умения, связанные с построением и написанием самого текста, а также контроль и исправление текста.
Ребенку предстоит освоить все виды упражнений и прежде всего монологические упражнения: пересказ, близкий к тексту; краткий пересказ; пересказ с интерпретацией и дополнениями, не разрушающими целостной сюжетной линии; рассказ по впечатлению
от пережитого события, рассказ по серии рисунков и по одной картине и др. При этом совершенно необходимо важнейшее условие речевого развития – психологическая включенность учителя, атмосфера постоянного внимания к языку и речи ребенка. Речевая среда, которую организует учитель, постепенно приводит ребенка к освоению речевой культуры на новом уровне требований.
Ребенок в младшем школьном возрасте шаг за шагом овладевает умением полно и адекватно воспринимать речь взрослых, читать, слушать радио. Без особых усилий он научается входить в речевые ситуации и ориентироваться в ее контексте: улавливать, о чем идет речь, следить за развертыванием контекста речи, задавать адекватные вопросы и строить диалог. Он начинает сам с интересом расширять свой лексический запас, активизировать употребление слов и словосочетаний, усваивать типичные грамматические формы и конструкции. Все это – желательные и возможные достижения в речевом и умственном развитии ребенка.
Однако большое число детей уже находятся в зависимости от просторечия, диалектов, жаргонов и др. Это обычно дети из малокультурной речевой среды. Малый запас слов, примитивная лексика уже сформировали определенные стереотипы ребенка. Такие дети «не слышат» культурной речи, указания учителя проходят мимо, если специально не строить условий, психологически погружающих ребенка в ситуацию освоения правильной речи. Речевые упражнения с такими детьми, как правило, не дают заметного продвижения в овладении правильной речью за короткий срок. Здесь дело в том, что ребенок уже говорит и его понимают, так что коммуникативная функция речи уже исполняет свое назначение. Кроме того, уже сформировались речевые стереотипы, которые действуют автоматически. Отрефлексировать их – большая работа, требующая колоссальных усилий по отслеживанию и блокированию сложившейся нелитературной речи.
Речевые стереотипы столь сильны, что даже в речи человека, выбравшего во взрослом возрасте своей профессией языки, освоившего не один иностранный и родной язык, нет-нет да и проскакивают просторечия, усвоенные в детстве. Однако это обстоятельство не должно быть оправданием ни для учителя, ни для ученика. Овладение культурной речью – норма умственного развития современного человека. Сформированный мотив освоения речи будет понуждать ребенка к овладению литературным языком. Вслед за программой ребенок должен стремиться правильно произносить слова, отслеживать морфологический, синтаксический уровень связной речи, стремиться контролировать свою речь.
Развитию речи содействует умственное развитие – способность полно и правильно оценить ситуацию, проанализировать происходящее, а также умение определить проблему.
Сюда же относится способность логически верно описать обсуждаемую ситуацию.
Ребенок должен уметь не пропустить чего-либо значимого, не повторить одно и то же, не включать в рассказ того, что не имеет непосредственного отношения к данному рассказу. Важно также контролировать точность речи. Сюда относятся не просто умение передать факты, наблюдения и чувства, но умение выбрать для этой цели наилучшие языковые средства – слова, словесные обороты, передающие именно те значения и смыслы, которые уместно именно в данном контексте. Точность требует богатства языковых средств, их разнообразия, умения пользоваться синонимами, антонимами, фразеологией, наиболее точно выражающими то, что хочет сказать говорящий.
Антонимы, синонимы, фразеологизмы употребляются в сказках, мифах, во многих детских книгах. Особенно много их в баснях.
Сказки, мифы, пословицы и поговорки, загадки, шутки, скороговорки – исключительно богатый материал не только для развития речи ребенка, но и для его психического развития.
Народные произведения служат образцами краткой и глубокой мысли, их синтаксическая структура ясна, отчетлива, а лексика всегда разнообразна и образна. Антонимы, синонимы, фразеологизмы имеют специфически психологические содержание, установки и оценки. Эти явления речевой культуры дают подспудно установки на определенного рода социальные ожидания, обращенные к каждому человеку, именно в перлах речевой культуры формируются национальный характер, национальная ментальность, именно через контекст речевых нюансов складываются система ценностных ориентаций и притязаний на признание. Многообразный родной язык не только предмет изучения, он – источник формирования качеств личности. Живая культура языка при всем его формирующем начале и организации некой типологии сознания через единую систему значений и смыслов, стоящих за языковыми понятиями, приводит к выраженной индивидуализации человека как личности, если он обращен на индивидуальное использование языковых традиций.
На базе овладения языком появляются новые социальные отношения, которые не только обогащают и изменяют мышление ребенка, но и формируют его личностью.
Язык передает вполне готовую, сформировавшуюся систему понятий, классификаций, отношений, которые заново строятся каждым по модели, выработанной в течение многих веков предыдущими поколениями. Важно, что ребенок вступает со своим окружением в «синхронные» отношения, противоположные тем «диахронным» процессам, влияние которых он испытывает, овладевая языком и связанными с ним способами мышления. Эти синхронные отношения с самого начала занимают ведущее место: разговаривая со своими близкими, ребенок каждое мгновенье наблюдает, как подтверждаются или опровергаются его мысли, и он постепенно открывает огромный мир внешних по отношению к нему мыслей, которые дают ему новые сведения или различным образом производят на него впечатление. Таким образом, ребенок постепенно подчиняется все большему количеству обязательных истин.
Влияние школы на ребенка
Вместе с психологом-конфликтологом Домашней школы «ИнтернетУрок» Дарьей Кузнецовой выясняем, какое влияние школа оказывает на ребенка. Как правильно действовать, чтобы не испортить отношения, а помочь.
Дарья Кузнецова
Практикующий психолог-конфликтолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми с различными особенностями психофизиологического развития.
Учеба занимает важное место в жизни школьника. В стенах учебного учреждения ребенок обретает базовые знания, которые формируют мышление и способствуют его дальнейшему интеллектуальному развитию. Школьник овладевает навыками обучения, которые пригодятся ему на протяжении всей жизни. В стенах школы закладывается так называемый «образовательный фундамент».
При этом, образовательный процесс – явление многогранное и исключительность роли школы не только в формировании определенной базы знаний, но и в воспитании основополагающих человеческих качеств и обучении основам социального поведения.
В классе ребенок учится вливаться в коллективе, определяя свою роль в социуме, получает нравственный опыт и осознание собственной ответственности. В этом плане влияние школы на личность сложно переоценить. Здесь школьник встречается с четко сформированной системой моральных принципов, учится понимать общие ценности и задачи, а также управлять своим поведением в соответствии с ними. Поскольку большую часть времени он проводит в учебном учреждении, принято считать, что именно в стенах школы во многом формируется его личность.
Какое негативное влияние может оказывать школа на развитие личности ребенка?
К сожалению, человеческий фактор в общении с учителями, атмосфера в школе и классе влияют на обучение не всегда положительно. В качестве минуса я отметила бы и то, что школа всё больше снимает с себя воспитательную функцию, перекладывая её на плечи родителей. Туда же сползают и требования к качеству обучения. Сейчас принято считать, что хорошее образование дети получают тогда, когда в учебном процессе активно участвуют родители. Как результат, объём опеки с их стороны вынужденно растет. Им становится сложнее быть друзьями и советчиками для своих детей. Надзирающие и карающие функции более актуальны. Итог – с одной стороны, углубление извечного конфликта отцов и детей, усугубление трудностей переходного возраста, с другой – избалованность и инфантильность подростков. Находясь под неусыпным родительским контролем, они не учатся принимать серьезные решения, им более привычны потребительские функции.
Ребенок, подобно губке, впитывает элементы как доброжелательной, так и негативной атмосферы. Его социальное положение, кругозор, материальное состояние, условия жизни и способности к обучению – все это в той или иной степени формирует основу для дальнейшего развития. Учебное учреждение влияет на все стороны личности. Важно, чтобы это влияние было позитивным.
Ведь школа – это социальное пространство, в котором контактируют люди разных темпераментов, характеров, возрастов. Важно, чтобы в этой среде создавалась возможность для реализации себя в общении, учебе, физическом развитии и играх. Ребенку необходимо постигать культуру межличностного общения, учиться относиться к людям с уважением и толерантностью, понимать важность сотрудничества. И эти задачи актуальны во все времена и для любого поколения.
Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!
начать заниматься!
Задачи педагога в работе с учениками
Влияние школы на развитие ребенка во многом определяется подходом педагогов к образовательному процессу. Интерес к занятиям у школьников напрямую связан с качеством преподавания, поэтому в число первостепенных задач учителя входят:
Педагоги также играют важную роль в формировании личности учеников. При выборе форм организации учебной и внеучебной деятельности учитель выступает в качестве воспитателя.
Хочется напомнить, что школа школе рознь и для того, чтобы позитивного влияния было больше, чем негативного, стоит уделить внимание её выбору. Изучите педагогический состав и отзывы тех, кто уже имеет опыт обучения там. И уж точно не стоит пытаться сберечь на этом время или средства. Потому что важность основ, которые закладывает школа, сложно переоценить, а потери образовательных возможностей в этом возрасте невосполнимы.
Кроме того, все мы знаем, что каждый ребёнок уникален и обладает способностями, присущими только ему. Однако чрезмерное подчёркивание этого не всегда идёт ему на пользу. Возвеличивание собственной значимости очень мешает общению. Ребёнок перестает прислушиваться к другим и предъявляет социуму слишком завышенные требования в плане отношения к своей персоне. Важно помнить, что общих черт в людях больше, чем отличий. Во всём должен быть баланс.
Почему школьные учителя не справляются
В процессе получения базовых знаний, у каждого ученика формируются свои приоритеты и специальные интересы. С возрастом школьники начинают осознавать собственные возможности и жизненные перспективы, а так же области будущей профессиональной деятельности. Важная задача учителя, в этот момент, поддержать подростка, помочь определить свое назначение и, возможно, сформировать алгоритм действий, с учетом правильных идеалов и ценностей.
Известно, что мотивация к обучению существенно повышается, когда человек понимает практическую значимость определенных знаний. Поэтому задача педагога не сводится к сухой подаче теории и контроле усвоения школьного курса. В идеале, учитель прививает или не прививает общий интерес к обучению, как к таковому. Осознание смысла и назначения получаемых знаний, их значимости стимулирует учащихся и обогащает их интеллект.
Важно, чтобы педагог позволял ученикам вести дискуссии и отстаивать свою точку зрения. Возможность общаться и высказывать свою позицию вызывает интерес к процессу обучения и прививает навыки ведения полемики.
При всем осознании российским педагогическим сообществом необходимых шагов для получения качественного школьного образования, предпринимаются они, к сожалению, далеко не везде и не так быстро как хотелось бы. В итоге, множество родителей и учеников недовольны уровнем практических знаний, которые даются в школе. Упускается множество аспектов, которые могут пригодиться ребенку во взрослой жизни и помогают сформировать всесторонне развитую личность. Поэтому сейчас все больше родителей задумываются о преимуществах новых форматов обучения. В частности все популярностью пользуется дистанционное образования.
Получение школьного образования с использованием современных технологий, привлекает все большее внимание родителей и учеников. Кроме прочего, далеко не все папы и мамы довольны тем, как школа влияет на ребенка, а также качеством учебных программ при очной форме обучения.
Преимущества обучения в Домашней школе «ИнтернетУрок», предоставляющей возможность учиться дистанционно с 1 по 11 класс:
Подход к обучению и методики досконально отработаны и подтверждены опытом тысяч учащихся.
Какое позитивное влияние может оказывать школа на развитие личности ребенка?
В статье справедливо отмечена социализация как важный элемент или навык, даваемый школой. По сути, это первый общественный институт, где параллельно с освоением общеобразовательных дисциплин ребёнок общается со сверстниками, определяет своё место среди них, проявляет толерантность и сопереживание. Общаясь с учителями, он учится уважать старших, дружить с ними и находить контакт, получает понимание ранжирования, справедливости и объективности. Школа даёт примеры поведения разных людей в разных жизненных ситуациях. Кроме того, для многих учащихся коллектив сам по себе является мотивирующим к учёбе фактором, а примеры увлечений сверстников наводят на мысль попробовать и себя в новом деле. Расширяется мировосприятие ученика.
Но все мы понимаем, что эти преимущества – палка о двух концах. Насильственная социализация полезна далеко не каждому школьнику. А коллектив может как мотивировать, так и отбить интерес к учёбе.
Поэтому как позитивные я отметила бы и другие моменты. Редко встречаются ученики, которым интересны и легко даются абсолютно все изучаемые предметы. При освоении некоторых приходится прилагать усилия. И это ценно, так как воспитывает упорство в достижении цели, усидчивость, внимательность, терпение и дисциплину. Эти качества необходимы для того, чтобы достичь успеха. Без них не бывает ни великих открытий, ни действительно значимых дел. Получаемые оценки мотивируют на развитие волевых качеств.
Каждая школьная дисциплина, помимо конкретных знаний и навыков, вырабатывает различные способности. Математика учит думать, структурировать информацию и развивает логическое мышление. Русский язык и литература – это творчество и логика в более жизненном и прикладном аспекте. Ребёнок учится улавливать суть в большом количестве данных, определяет приоритеты. Химия прививает интерес к экспериментированию. Полный комплекс школьных предметов в идеале должен давать человеку возможность разобраться в себе, в потребностях общества и выбрать то будущее, в котором он сможет достичь максимальных успехов.
Кроме того, полученные знания, даже не будучи востребованными в каждодневной жизни, позволяют чувствовать себя полноправной единицей общества и претендовать на повышение своей роли и значимости в нём.